Новый метод дизайн-исследования для получения наилучших характеристик формы и конструкции на примере разработки фитотрона
В работе представлена система методов дизайн-исследования, которая направлена на определение формы и конструкции, а также на оптимизацию производства, на примере домашней гидропонной установки. Данный метод следует использовать дизайнерам при работе над стартапом, поскольку дизайнер выполняет роль не только проектировщика, но и роль исследователя. Объектом исследования являются методы дизайн-исследования, а предметами исследования являются конструкция фитотрона и оптимизация производства. Объектом проектирования является фитотрон.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………. 18
1 Анализ теоретико-методологического материала ……………………………………. 21
1.1 Ситуация стартапов в России ……………………………………………………………. 21
1.2 Принципы дизайн-исследования ………………………………………………………. 23
1.2.1 Цели и задачи дизайн-исследования ………………………………………….. 24
1.2.2 Основные принципы дизайн-исследования ………………………………… 25
1.3 Постановка гипотезы и задач исследования ………………………………………. 38
2 Разработка метода дизайн-исследования ………………………………………………… 40
2.1 Подходы к проектированию исследования ……………………………………….. 40
2.2 Методы дизайн-исследования …………………………………………………………… 41
2.2.1 Анализ методов дизайн-исследования………………………………………. 45
2.2.2 Определение размеров фитотрона с помощью метода дедукции .. 49
2.2.3 Определение формы фитотрона с помощью метода индукции ….. 54
2.3 Разработка решений домашнего фитотрона с учетом полученной
конструкции (формы и размеров)……………………………………………………………… 59
2.3.1 Принцип работы фитотрона…………………………………………………… 59
2.3.2 Дизайн-проектирование вариантов фитотрона ………………………. 66
3 Оценка результатов работы метода ………………………………………………………… 72
3.1 Разработка опроса …………………………………………………………………………….. 72
3.2 Результаты опроса ……………………………………………………………………………. 73
4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение … 75
4.1 Предпроектный анализ …………………………………………………………………….. 76
4.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования ………… 76
4.1.2 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсоэффективности и ресурсосбережения ……………………………………… 77
4.2 Инициация проекта ………………………………………………………………………….. 81
4.2.1 Цели и результаты проекта…………………………………………………….. 81
4.2.2 Организационная структура проекта ……………………………………… 82
4.3 Планирование управления научно-техническим проектом ………………… 82
4.4 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) …………………………… 84
4.4.1 Расчет материальных затрат НТИ ………………………………………… 84
4.4.2 Основная заработная плата ……………………………………………………. 85
4.4.3 Дополнительная заработная плата …………………………………………. 85
4.4.4 Отчисления на социальные нужды …………………………………………… 86
4.4.5 Накладные расходы …………………………………………………………………. 87
4.4.6 Формирование бюджета затрат НТИ …………………………………….. 88
4.5 Определение эффективности исследования ………………………………………. 88
4.5.1 Оценка социальной эффективности исследования……………………. 88
4.5.2 Оценка сравнительной эффективности исследования ……………… 89
4.6 Вывод ………………………………………………………………………………………………. 90
5 Социальная ответственность ………………………………………………………………….. 92
5.1 Производственная безопасность ……………………………………………………….. 93
5.1.1 Анализ выявленных вредных факторов при разработке и
изготовлении проектируемого решения ………………………………………………… 93
5.1.2 Анализ выявленных опасных факторов при разработке и
изготовлении проектируемого решения ………………………………………………… 98
5.2 Экологическая безопасность …………………………………………………………….. 99
5.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ………………………………………… 101
5.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ….. 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 105
Список использованных источников ………………………………………………………….. 107
Список публикаций ……………………………………………………………………………………. 116
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………………………… 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………………………………. 128
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………………………………… 129
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………………………………………. 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ……………………………………………………………………………………… 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Е………………………………………………………………………………………. 134
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж …………………………………………………………………………………….. 136
ПРИЛОЖЕНИЕ К ……………………………………………………………………………………… 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Л ……………………………………………………………………………………… 138
ПРИЛОЖЕНИЕ М …………………………………………………………………………………….. 139
Осуществление исследования как обширного правильного процесса
можно достичь только благодаря широкой команде специалистов. Сейчас же
существует очень большой процент развития малого бизнеса и так называемых
стартапов, у которых много потенциально прибыльных идей, но на начальных
этапах может существовать нехватка персонала, для реализации той или иной
идеи, либо денежных средств (инвестиций).
Соответственно, на одного человека, в данном случае, дизайнера,
ложиться большая ответственность в плане грамотной реализации проекта, а
также в плане компетентности информации, которую он получит исходя из
своего исследования. Дизайн-исследования часто упускаются из виду,
поскольку дизайнеры акцентируют внимание на том, как выглядит дизайн. Это
приводит к поверхностному пониманию людей, для которых он предназначен.
Возрастает роль дизайнера не только как исполнителя, но и как исследователя.
Поэтому существует потребность в разработке методов дизайн
исследования, которые будут направлены как на дизайн объекта, так и на
исследование пользователя, его отношения к полученному объекту, что в
дальнейшем может повлиять на оптимизацию производства, а также
прибыльность самого проекта. И дизайн, и исследование подразумевают
определение проблемы и поиск наиболее подходящего решения. Каждый этап
предполагает процесс поиска необходимой информации и дальнейшую её
обработку.
Сепаративность практики и исследования условно, так как практические
задачи и разработка дизайн-объекта решаются посредством изучения теории.
Практический результат зависит от качества проведенного исследования и
творческой составляющей, а эффективность дизайн-исследования зависит от
выбранного метода. Следовательно, выбранный метод должен обуславливать не
только каждую характеристику объекта: форму, цветовое решение, габаритные
размеры, технологичность и т.д., но и затрагивать маркетинг и планирование
производства. Поэтому есть актуальность в разработке новых методов дизайн-
исследования для повышения эффективности выбранного дизайнерского
решения.
Объект научного исследования: методы дизайн-исследования.
Предмет научного исследования: конструкция фитотрона и
оптимизация производства на уровне стартапа.
Объект дизайн-проектирования: домашнее устройство для
выращивания растений в искусственных условиях – фитотрон.
Цель научного исследования: разработка нового метода дизайн-
исследования для определения наилучших характеристик формы, конструкции
фитотрона, маркетинговой эффективности и рентабельности в современных
условиях рынка.
Научная новизна: заключается в том, что процесс дизайн-исследования
рассматривается как система, применимая для малого бизнеса и стартапов,
исключая часть риски и потерю прибыли на этапе производства.
Основная задача исследования: разработать эффективный метод
дизайн-исследования для получения практического и исследовательского
результата дизайнером для стартапа, в условиях дефицита финансирования.
Основная задача проектирования: проектирование
конкурентоспособного дизайна прибора для выращивания растений в домашних
условиях.
В результате исследования дизайнер получит анализ методов дизайн-
исследования. Также с учетом данных методов, будет создан новый метод,
который подойдет для проектирования фитотронов в рамках стартапа. Приведен
расчет ресурсоэффективности разработки, планирование и финансовый
менеджмент, а также выявлены опасные и вредные факторы работы с данным
методом, и экологическая безопасность.
Практическим результатом является дизайн домашней гидропонной
установки в трех вариантах интеграции в помещение: навесной, встраиваемый и
портативный, опрос для исследования потребителя, а также для выявления
популярного решения для г. Томска, с учетом определенных критериев.
Задачи, решаемые в ходе магистерской диссертации:
1. Проанализировать теоретико-методического материала.
2. Рассмотреть существующие методы дизайн-исследования.
3. Выявить проблемы существующих методов дизайн-исследования.
4. Получить новый метод дизайн-исследования.
5. Проанализировать этап определения габаритных размеров на
примере фитотрона.
6. Проанализировать этап формообразования на примере фитотрона.
7. Создать с помощью полученного метода модель домашнего
фитотрона.
8. Провести эксперимент на эффективность нового метода дизайн-
исследования на примере формообразования и определении габаритных
размеров.
9. Оценить полученный результат.
Магистерская диссертация имеет методологические и практические
результаты:
1. Проанализирован теоретико-методический материал.
2. Рассмотрены и проанализированы существующие методы дизайн-
исследования.
3. Получен новый метод дизайн-исследования.
4. Полученный метод использован при определении габаритных
размеров на примере фитотрона.
5. Полученный метод использован при определении
формообразовании на примере фитотрона.
6. Созданы с помощью полученного метода 3 варианта дизайн-
решений домашнего фитотрона.
7. Создан опрос для определения эффективности метода, лучшего
варианта фитотрона, а также средней оценки всех вариантов фитотронов.
8. Рассчитана эффективность метода для стартапа с точки зрения
материальных ресурсов
9. Обосновано применения предложенного метода в процессе дизайн-
исследования для стартапа.
При выполнении данной квалификационной работы были продены
следующие этапы:
1. Разработана аналитическая часть.
2. Разработана исследовательски-методологическая часть.
3. Разработана практическая часть.
4. Разработан раздел «Финансовый менеджмент и
ресурсоэффективность».
5. Разработан раздел «Социальная ответственность».
В ходе работы над магистерской диссертацией были систематизированы
и закреплены знания в сфере профессиональной деятельности. Это подготовило
основание для научного исследования в решении задач в сфере дизайна и
промышленного дизайна, а также в сфере менеджмента и планирования.
Основная цель достигнута путём системного подхода в рамках выделенных
задач.
Для начала был проведен обзор профессиональной литературы в сфере
дизайна, а также проработаны современные статьи о стартапах и их жизненном
цикле. В связи с этим была выявлена проблема роли дизайнера для стартапа: он
должен выполнять несколько задач и ориентироваться в большом количестве
информации, которая не относиться к проектной части. После определения сфер,
в которых должен ориентироваться дизайнер, участвуя в стартапе, был найден
новый метод, который заключается в комплексировании определенных уже
известных ранее методов.
Создание метода дизайн-исследования является научно-
исследовательской задачей, соответственно может рассматриваться как
отдельный от проектирования этап деятельности дизайнера. Предложенный
метод основывается на методически смешанном подходе нескольких методов:
метода индукции, метода дедукции и метода анкетирования. На основе первых
двух методов дизайнер получает форму и конструкции фитотрона, что
применимо в практической части, также эти методы взаимозаменяют друг друга
и проходя цепочку обратно можно исправить ошибки или выявить новые
проблемы и цели. Последний метод основывается на предпочтениях
пользователя, что даёт несколько результатов сразу: оценку дизайн-решений,
вариативность конструкции и статистические данные, которые можно
использовать при расчете бюджета, а также при оптимизации производства в
дальнейшем.
Для стартапа такие результаты эффективны с точки зрения получения
инвестиций, ценообразования и планирования производства, а также метод
помогает сократить расходы на некоторых трудовых ресурсах: маркетинг и
менеджмент. Также возможно определить рентабельность самого производства
и стартапа.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!