Система управления наклонно-направленным бурением глубоких скважин
Задача состоит в создании системы управления буровым снарядом, который способен разрабатывать наклонные и горизонтальные скважины, например, для добычи сланцевого газа.
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 14
1 Разработка функциональной схемы системы управления положением
рабочего органа бурильной колонны ………………………………………………………… 16
1.1 Постановка задачи разработки системы управления углом поворота
бурильной колонны ……………………………………………………………………………. 16
1.2 Состав буровой установки …………………………………………………………….. 18
1.3 Упрощенная функциональная схема управления бурильной колонны
…………………………………………………………………………………………………………… 24
1.4 Расширенная функциональная схема системы управления углом
поворота бурильной колонны ……………………………………………………………… 26
2 Создание математических моделей элементов системы управления ……….. 28
2.1 Математическая модель колонны бурильных труб, включая забойную
часть в виде турбобура ……………………………………………………………………….. 28
2.2 Математическая модель электрического привода бурильной колонны
…………………………………………………………………………………………………………… 41
3 Разработка математической модели и структурной схемы системы
управления положением рабочего органа бурильной колонны ………………….. 44
3.1 Схема системы управления положением рабочего органа бурильной
колонны с двигателем постоянного тока …………………………………………….. 45
3.2 Схема управления положением рабочего органа бурильной колонны с
асинхронным двигателем ……………………………………………………………………. 49
4 Синтез системы подчиненного регулирования при управлении положением
рабочего инструмента бурильной колонны ………………………………………………. 53
4.1 Синтез подчиненного регулирования системы управления положением
рабочего инструмента бурильной колонны с двигателем постоянного тока
…………………………………………………………………………………………………………… 54
4.2 Синтез подчиненного регулирования системы управления положением
рабочего инструмента бурильной колонны с асинхронным двигателем . 64
5 Исследование компьютерной модели системы управления с учетом вязкого
трения ……………………………………………………………………………………………………… 70
6 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение … 76
6.1 Организация и планирование работ ……………………………………………….. 77
6.2 Расчет общей себестоимости разработки ……………………………………….. 87
6.3 Расчет прибыли …………………………………………………………………………….. 88
6.4 Расчет НДС …………………………………………………………………………………… 88
6.5 Цена разработки НИР ……………………………………………………………………. 88
6.6 Оценка экономической эффективности проекта …………………………….. 89
7 Социальная ответственность …………………………………………………………………. 90
7.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности … 91
7.2 Производственная безопасность ……………………………………………………. 91
7.3 Экологическая безопасность ……………………………………………………….. 102
7.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях …………………………………….. 104
7.5 Выводы ……………………………………………………………………………………….. 106
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 107
Список использованной литературы……………………………………………………….. 108
Приложение А (справочное) Расчет электромеханических показателей
двигателя постоянного тока ……………………………………………………………………. 113
Приложение Б (обязательное) Структурные схемы системы управления
положением рабочего инструмента с двигателем постоянного тока и с
асинхронным двигателем ……………………………………………………………………….. 115
Приложение В (справочное) Линейный график работ……………………………… 117
Приложение Г (справочное) Literature review ………………………………………….. 118
Обозначения и сокращения
В данной работе применены следующие сокращения:
СВП – Система верхнего привода
УТБ – Утяжеленные бурильные трубы
КНБК – Компоновка низа бурильной колонны
ИПБ –Измерения при бурении
УУ – Устройство управления
ОУ – Объект управления
ЛАЧХ – Логарифмическая амплитудно-частотная характеристика
ЛФЧХ – Логарифмическая амплитудно-фазовая характеристика
САУ – Система автоматического управления
ЭП – Электропривод
ПФ – Передаточная функция
КПД – Коэффициент полезного действия
ТП-Д – Тиристорный преобразователь – двигатель
ПЧ – Преобразователь частоты
ЛАХ – Логарифмическая амплитудная характеристика
ЛФХ – Логарифмическая фазовая характеристика
На сегодняшний день основной задачей в нефтегазовой отрасли
является повышение эффективности и качества бурения. В эту задачу можно
включить как увеличение скоростных показателей бурения, так и улучшения
качества буровых работ. Приоритетным направлением для достижения этой
цели в настоящее время является бурение наклонно-направленных скважин,
которые позволяют достигать заданных горизонтов по заранее заданным
планам траекторий. Наиболее показательным примером применения такой
технологии является добыча сланцевых углеводородов множеством компаний
в США. В России пока такие технологии отечественными компаниями не
реализуются из-за их сложности, отсутствия специалистов и технических
средств, которые пока остаются корпоративными секретами.
Отклонения от планового направления, связанные с увеличением
глубин бурения и с другими причинами, влекут за собой серьезные нарушения
сетки разведки и разработки месторождения. Стволы, имеющие смещения
относительно заданного плана, зачастую обладают уступами и резкими
перегибами, которые могут влиять на результаты проводки, крепления и
эксплуатации. Искривление стволов может так значительно усложнить
процесс бурения, что его придется прекратить, не достигнув заданных глубин.
В то же проведение скважин в заданном направлении с нужной
точностью позволяет избежать нежелательных последствий, связанных с их
искривлением скважин, а также увеличить скоростные показатели бурения и
уменьшить экономические затраты.
В текущий момент времени управление траекторией осуществляется
через косвенную систему измерения угла поворота бурильной колонны – по
моменту, развиваемому приводным электрическим двигателем – асинхронным
или двигателем постоянного тока. Взаимодействие заключается в повороте
бурильной колонны по часовой стрелке или в обратном направлении на
некоторый угол, а в случае глубокого бурения – на несколько оборотов, так
как бурильная колонна при больших линейных размерах оказывается
нежесткой. При таком управлении углом поворота колонны точность во
многом определяется опытом бурового мастера и его интуицией. Но такой
подход всегда сопровождается опасностью появления субъективных ошибок
мастера, которые могут приводить к нештатным ситуациям и авариям.
Основной целью выпускной квалификационной работы является
разработка системы управления, способной поддерживать заданное угловое
положение рабочего органа бурильной колонны – обычно роторного забойного
инструмента – при бурении глубоких скважин.
Чтобы достичь поставленной цели, были определены следующие
задачи:
1. Разработка функциональной схемы системы управления углом поворота
бурильной колонны.
2. Создание математических моделей элементов системы управления:
2.1. Математическая модель колонны бурильных труб, включая забойную
часть в виде турбобура.
2.2. Математическая модель электрического привода бурильной колонны.
3. Разработка математической модели и структурной схемы системы
управления объектами.
4. Синтез регулятора системы управления углом поворота бурильной
колонны.
5. Исследование компьютерной модели системы управления углом поворота
бурильной колонны.
1 Разработка функциональной схемы системы управления
положением рабочего органа бурильной колонны
1.1 Постановка задачи разработки системы управления углом
поворота бурильной колонны
В процессе наклонно-направленного бурения вращается роторный
двигатель забойного инструмента, приводимый в действие подающимся к
забою под большим давлением буровым раствором. С позиций управления
важно, что вращающаяся часть роторного забойного инструмента,
контактирующая с разрушаемой породой, создает реактивный момент,
действующий на бурильную колонну и направленный в обратную сторону. В
этом смысле такой момент является возмущающим для системы управления.
Также на колонну действуют силы тяжести, сухого и вязкого трения,
зависящие от контакта труб колонны с окружающей ее породой, через
которую проходит скважина. Эти силы также рассматриваются
возмущающими [23]. Опыт показывает, что основной силой, влияющей на
отклонение долота от заданного положения угла, является реактивный
момент, возникающий при работе роторного забойного двигателя.
На основе имеющихся представлений о процессе бурения и его
технических средствах можно составить упрощенную модель буровой
установки с действующими моментами и возмущениями (рисунок 1). На схеме
используются следующие обозначения:
М – электромагнитный момент двигателя, вращающего бурильную
колонну;
Мс1 – электрические потери в двигателе и механические потери в
передачах. Помимо этого, в этот момент закладываются силы сопротивления,
которые распределены по всей буровой колонне;
M12 – упругий момент, возникающий при скручивании буровой
колонны;
Мс2 – реактивный момент, возникающий при вращении двигателя в
забое.
Рисунок 1 – Упрощенная модель буровой установки с действующими
моментами и возмущениями
Во время вращения бурильной колонны двигатель, расположенный в
устье скважины, обладает электромагнитным моментом М и ему
противодействует момент ∆M, который включает в себя электрические и
механические потери – Мс1. Также в этот момент ∆M входит упругий момент
M12. Приведенный момент к двигателю забойной части – это упругий момент
М12 с учетом влияния реактивного момента Мс2. При этом данный
приведенный момент будет меньше, чем момент М. Это объясняется
воздействующими силами на систему, потерями внутри системы, а также
характеристиками породы [17].
При вращении бурильной колонны двигатели, расположенные в
забойной части и устье скважины, связаны между собой буровыми трубами.
Упругая связь между этими массами характеризуется приведенной
эквивалентной жесткостью c, что должно быть учтено при совершенствовании
модели САУ.
Для более обоснованного и точного рассмотрения функциональной
схемы САУ управления углом поворота бурильной колонны обратимся к
рассмотрению состава САУ и назначению основных ее элементов.
1.2 Состав буровой установки
Для реализации системы управления положением бурильной колонны
необходимо выделить и рассмотреть основные ее элементы. В качестве
элементов можно выделить: систему верхнего привода, бурильную колонну и
компоновку низа бурильной колонны.
В процессе разработки системы управления траектории при наклонно-
направленном бурении осуществлялся поиск информации по данной тематике.
На основании полученной информации была поставлена следующая гипотеза –
модель бурильной колонны можно представить, как двухмассовую упругую
систему. Анализ этой гипотезы показал, что: при бурении глубоких скважин
необходимо учитывать диссипативные силы, которые оказывают свое влияние
на систему. Основным внешним возмущением является реактивный момент – он
пытается развернуть буровую колонну.
Управление углом положения бурильной колонны осуществляется
системой верхнего привода. Бурильная колонная представляет собой
динамическую нагрузку привода. Привод обладает асинхронными двигателями
с короткозамкнутым ротором. В настоящее время управление приводом
осуществляется преобразователем частоты.
Применение асинхронного двигателя с преобразователем частоты в
системе недостаточно, так как динамические характеристики являются
удовлетворительными. Для улучшения динамических характеристик был
проведен синтез системы. Время переходного процесса сократилось в 3,72 раза.
Так как в реальной системе присутствует задержка сигнала, то в обратную
связь системы было добавлено звено запаздывания. Система при этом потеряла
устойчивость. Устойчивость системы была восстановлена благодаря
уменьшению значение коэффициента передачи.
Исследования на компьютерной модели подтвердили работоспособность
полученной системы управления.
Таким образом получена идеальная модель управления положением
рабочего органа при наклонно-направленном бурении. В дальнейшем
необходимо провести анализ полученной модели на других исторических
данных, чтобы оценить ее адекватность и точность.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!