Разработка алгоритма оптимизации процесса эксплуатации нефтяного месторождения Каймысовского свода на основе методов машинного обучения

Гирич, Николай Александрович Отделение нефтегазового дела (ОНД)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В своей работе “Разработка алгоритма оптимизации процесса эксплуатации нефтяного месторождения Каймысовского свода на основе методов машинного обучения” Николай Гирич показывает возможное применение методов обучения с подкреплением (часть машинного обучения) в нефтегазовой сфере. В работе использованы данные с месторождения К (дебиты скважин, скин-фактор и т.д.), также использовалась секторная гидродинамическая модель для оценки эффективности результатов. Данная работа может быть использована различными нефтегазовыми компаниями для увеличения эффективности труда на этапе планирования и принятия решений в процессе эксплуатации нефтяных месторождений.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 18
1. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ …………………………………………………………. 21
1.1 Основная теоретическая информация об обучении с подкреплением … 21
1.2 Условие оптимальности. Уравнение Беллмана …………………………………. 24
2. ГЕОЛОГО–АДМИНИСТРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МЕСТОРОЖДЕНИЯ К. ……………………………………………………………………………. 26
2.1 Краткая характеристика нефтяного месторождения К ………………………. 26
2.2 Геологическая характеристика месторождения ………………………………… 28
2.3 Тектоническая характеристика месторождения ………………………………… 30
3. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ УЧАСТКА МЕСТОРОЖДЕНИЯ К ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ РАСЧЕТОВ ………………………………………….. 32
3.1 Обработка данных лабораторного анализа керна ……………………………… 32
3.2 Обработка гидродинамических исследований скважин …………………….. 37
3.3 Обработка геофизических исследований скважин …………………………….. 39
3.4 Физико-химические данные пластовых флюидов ……………………………… 53
3.5 Построение гидродинамической модели…………………………………………… 54
4. ПОДГОТОВКА АЛГОРИТМА И МОДЕЛИ ДЛЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ .. 58
4.1 Подготовка алгоритма ……………………………………………………………………… 58
4.2 Подготовка модели для определения рейтинга бурения ……………………. 63
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ …………………………… 65
5.1 Результаты в области принятия решений ………………………………………….. 65
5.2 Результаты в области нахождения оптимальной очереди бурения …….. 72
6. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ…………………………………………………………………………. 76
6.1. Потенциальные потребители результатов исследований ………………….. 76
6.2. SWOT-анализ ………………………………………………………………………………….. 76
6.3. Цели и результаты проекта ……………………………………………………………… 77
6.4. Организационная структура проекта ……………………………………………….. 78
6.5. Ограничения и допущения проекта …………………………………………………. 79
6.6 Бюджет научно–технического исследования…………………………………….. 79
6.6.1 Отчисления на основную заработную плату ……………………………….. 79
6.6.2 Отчисления на дополнительную заработную плату …………………….. 81
6.6.3 Отчисления во внебюджетные фонды (страховые отчисления) ……. 81
6.6.4 Накладные расходы ……………………………………………………………………. 82
6.6.5 Материальные затраты научно-технического исследования ………… 82
6.6.6 Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта
…………………………………………………………………………………………………………… 83
6.7 Расчет экономических показателей проекта ……………………………………… 83
7. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ………………………………………………… 86
7.1 Анализ вредных факторов ………………………………………………………………… 86
7.2. Анализ опасных факторов……………………………………………………………….. 91
7.3. Охрана окружающей среды …………………………………………………………….. 93
7.4. Защита в чрезвычайных ситуациях. …………………………………………………. 94
7.5. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ….. 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………………. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………………………….. 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б …………………………………………………………………………………… 104

В последнее время все чаще и чаще разные отрасли производства
подвергаются так называемой «цифровизации», то есть используемая ранее
бизнес – модель перестраивается с учетом использования возможностей
современных информационных и цифровых технологий. Эти же тенденции
заметны и нефтегазовой сфере, где в последнее время все чаще и чаще
применяются новые методы и подходы к изучению различных процессов,
базирующихся на современных вычислительных способностях.
Ежедневно с каждой действующей скважины на месторождении
снимаются различные показатели, характеризующие ее работу в данный
момент времени. В процессе бурения также проводятся геофизические
исследования скважин, испытания продуктивных интервалов и т.д., в
результате чего накапливается огромное количество полезной информации,
которую уже не так просто хранить и использовать в дальнейшем в аналоговом
(бумажном) виде. И здесь как нельзя кстати реализуются все преимущества
вычислительных компьютерных мощностей доступных сегодня.
Если рассматривать данный вопрос более детально, то сейчас широкое
распространение получило так называемое машинное обучение. Машинное
обучение в данном случае помогает избежать множества ошибок и выбрать
оптимальный вариант решения поставленной задачи.
Целью данной работы является разработка самообучаемого алгоритма
на базе обучения с подкреплением, для его дальнейшего использования с
целью оптимизации процесса эксплуатации нефтяного месторождения К. Сам
алгоритм базируется на обучении с подкреплением (“Reinforcement learning”).
В отличие от других методов машинного обучения обучение с
подкреплением не руководствуется командами учителя и не выделяет
особенности в наборе входящих данных, как это происходит при обучении с
учителем и без учителя соответственно. Обучение с подкреплением
основывается на собственном опыте: иными словами, с каждой новой
итерацией пытается найти лучший вариант, основываясь на предыдущих
вариантах.
Обзор литературных источников показал, что обучение с
подкреплением активно используется в современной игровой индустрии для
создания искусственного интеллекта (ботов) в современных играх. Активно
над этим работает компания Open AI, которая ежегодно демонстрирует
результаты своей работы на международных соревнованиях The International
по киберспортивной дисциплине Dota 2. Также применяются попытки
использования в робототехнике, химии, рекламной сфере и т.д. Существует
даже работа, в которой представлены результаты моделирования
мультиагентной системы для контроля сигналов светофоров базирующейся на
обучении с подкреплением. Информация об использовании данного метода в
нефтегазовой сфере отсутствует.
В отечественной литературе были найдены несколько статей, которые
применяют упомянутый выше подраздел машинного обучения для решения
общей задачи кластеризации и задачи алгоритмической торговли.
Упоминания об использовании данного метода в нефтегазовой сфере также
отсутствуют.
Проблема исследования заключается в определении возможности
использования самообучающегося алгоритма в процессе разработки и
эксплуатации нефтяного месторождения К.
Объектом исследования является месторождение К, а предметом
исследования – его отклик в виде повышения КИН в результате предложенных
последовательностей действий.
Целью данной работы является оценка перспективности использования
алгоритмов обучения с подкреплением при разработке и эксплуатации
нефтяных месторождений.
Во время выполнения исследований на данную тему были поставлены
следующие задачи:
1. Выбрать сферу в области разработки и эксплуатации нефтяного
месторождения К для которой возможно применить методы обучения с
подкреплением.
2. Создать самообучающийся алгоритм и систему метрик для оценки
полученного алгоритма.
3. Провести тесты с использованием полученных данных с
месторождения К.
4. Проанализировать оценку использования алгоритмов обучения с
подкреплением в нефтегазовой сфере в дальнейшем.
Научная и практическая новизна данной работы заключается в том, что
данный метод машинного обучения не применялся ранее в нефтегазовой
сфере, что само по себе отличает данную работу, а полученные результаты
могут вызвать интерес у нефтегазовых компаний, так как результат способен
будет сэкономить человеческий ресурс и перенаправить освободившиеся
трудо–часы в области, где присутствие человека необходимо.
Апробация результатов данной работы может привести к созданию
новых программных продуктов, с помощью которых можно будет попытаться
автоматизировать часть инженерной работы, которая на данный момент
выполняется вручную.
1. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ
1.1 Основная теоретическая информация об обучении с
подкреплением

По итогам данной работы можно сделать вывод о том, что
использование алгоритмов обучения с подкреплением возможно и в
дальнейшем может привести к более значимым результатам. Для этого
необходимо рассматривать каждый вариант применения отдельно и находить
методы метрики для оценки качества применения моделей на практике.
Так как данные об оценке условных вероятностях успешных исходов
при проведении различных мероприятий в нефтегазовой сфере, в работе была
использована экспертная оценка вероятностей. Этот недостаток может быть
нивелирован тем фактом, что целью работы было оценить возможность
использования методов обучения с подкреплением на практике (хотя часть
информации был взята из реальных производственных данных).
С другой стороны, для успешного применения методов обучения с
подкреплением в нефтегазовой сфере может понадобиться большое
количество статистических данных, построенных на основе достоверных
измерений тех или иных параметров. С последним же могут быть проблемы,
т.к. на производстве часто не уделяют достаточное внимание точности
собираемой информации.
Дальнейшее применение методов обучения с подкреплением может
значительно снизить время принятия решений и выполнения повседневных
задач, что в свою очередь способствует более эффективному использованию
человеческих ресурсов.
В качестве конкретных результатов данной работы можно выделить
следующие пункты:
1. Конкретное применение методов обучения с подкреплением на
примере месторождения К.
2. Показана возможность применения обучения с подкреплением в
процессе принятия решений при оптимизации процесс разработки нефтяных
месторождений.
3. Показана методика определения наград при реализации
применения обучения с подкреплением.
4. Частично рассмотрено применение Байесовского подхода при
оценке вероятностей.
В дальнейшем данная тема может развиваться в более широком
диапазоне. Для этого может понадобиться иная система оценки наград и
вероятностей. Также стоит попробовать применить глубокое обучение с
подкреплением, которое сейчас активно развивается.

1.Ефимова В. А., Фильченков А. А., Шалыто А. А. Применение
обучения с подкреплением для одновременного выбора модели алгоритма
классификации и ее структурных параметров. Машинное обучение и анализ
данных, 2016. Том 2, № 2
2.Закревский К.Е. Геологическое моделирование горизонта Ю1
Томской области / под ред. К.Е. Закревского. – Томск : Издательский Дом
Томского государственного университета, 2016. – 154 с.
3.КонторовичВ.А.Мезозойско-кайнозойскаятектоникаи
нефтегазоносность Западной Сибири //Геология и геофизика, 2009, т. 50 (4), с.
461—474.
4.Конторович В.А. Тектоника и нефтегазоносность мезозойско-
кайнозойских отложений юго-восточных районов Западной Сибири. –
Новосибирск, Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2002, 253 с
5.НазаренкоО.Б.Безопасностьжизнедеятельности.Расчет
искусственногоосвещения.Методическиеуказанияквыполнению
индивидуальных заданий для студентов дневного и заочного обучения всех
направлений и специальностей ТПУ. – Томск: Изд. ТПУ, 2008. – 20 с.
6.Петерсилье В.И., Пороскун В.И., Яценко Г.Г. Методические
рекомендации по подсчету геологических запасов нефти и газа объемным
методом. – Москва – Тверь: ВНИГНИ, НПЦ «Тверьгеофизика», 2003. – 259 с.
7.Скворцов Ю.В. Организационно-экономические вопросы в
дипломном проектировании: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2006. –
399 с.
8.ГОСТ12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда
(ССБТ). Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (с
Изменением N 1) М.: Изд–во стандартов, 1974, №12.1.005-74, 25 с.
9.ГОСТ12.1.003-83(СТСЭВ1930-79).Шум.Общие
требования безопасности. – М.: Госкомсанэпиднадзор, 2003 – 28 с
10.ГОСТ12.1.029-80. Средства и методы защиты от шума.
Классификация. – М.: Г оскомсанэпиднадзор, 2003 – 28 с
11.СНиП 23-05-95. Строительные нормы и правила. Нормы
проектирования.Естественноеиискусственноеосвещение.М.:
Госкомсанэпиднадзор, 2003 28 с.
12.СанПиН2.2.4.548-96.Гигиеническиетребованияк
микроклимату производственных помещений. – М.: Госкомсанэпиднадзор,
2003 – 11 с.
13.ГОСТ 12.1.038-82 ССБТ. Электробезопасность. Предельно
допустимые уровни напряжений прикосновения и токов – М.: Изд-во
стандартов, 1982, №12.1.005-82, 35 с.
14.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.Санитарно-защитныезоныи
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. М.:
Госкомсанэпиднадзор, 2005 – 11 с.
15.Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной
безопасности” // СЗ РФ. 26.12.1994. N 35. Ст. 3649
16.Abdel-Aal H., Alsahlawi M. Petroluem Economics and Engineering,
third edition. – Boca Raton: CRC Press, 2013. – 472 p.
17.Aggarwal C. Linear Algebra and Optimization for Machine
Learning. – New York: Springer, 2020. – 507 p.
18.Briggs W. C++ for Lazy Programmers: Quick, Easy, and Fun C++ for
Beginners. – New York: Apress, 2019. – 644 p.
19.Cannon S. Petrophysics: A Practical Guide. – Hoboken: Wiley –
Blackwell, 2015. – 224 p.
20.Cannon S. Reservoir modelling: A practical guide – Hoboken: Wiley –
Blackwell, 2018 – 328 p.
21.Deitel P., Deitel H. Intro to Python for Computer Science and Data
Science: Learning to Program with AI, Big Data and The Cloud – London: Pearson,
2019 – 880 p.
22.Gelman A., Carlin J., Stern H. Bayesian data analysis, third edition, –
Boca Raton: CRC Press, 2013. – 656 p.
23.Horne R. Modern Well Test Analysis: A Computer-Aided Approach. –
Dallas: Petroway, Inc, 1997. – 257 p.
24.House L., Hill J. Principles of Applied Reservoir Simulation. –
Burlington: Elsevier Inc, 2006. – 511 p.
25.Lapan M. Deep reinforcement learning hands-on. Second edition. –
Birmingham: Packt Publishing. 2020. – 798 p.
26.Lutz M. Learning Python, 3rd Edition. – Sebastopol: O’Reilly Media,
Inc, 2007. – 752 p.
27.Milliken C. Python Projects for Beginners. – New York: Apress, 2020.
– 332 p.
28.Peaceman D. Fundamentals of numerical reservoir simulation. –
Amsterdam: Elsevier Scientific Publishing Company, 2000. – 168 p.
29.Phillips D. Python 3 Object–oriented Programming. Second edition –
Birmingham: Packt Publishing, 2015. – 431 p.
30.Sutton R, Barto A. Reinforcement Learning: An Introduction. Second
edition. – Cambridge, London: The MIT Press, 2018. – 526 p.
31.Sutton R, Barto A. Reinforcement Learning: An Introduction. First
edition. – Cambridge, London: The MIT Press, 1998. – 398 p.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Повышение надежности эксплуатации резервуаров путем внедрения новых конструктивных решений
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)