Анализ причин выхода из строя ВЗД с целью разработки мероприятий по их уменьшению
С целью исключения непроизводительного времени бурения, материально-финансовых потерь и исключения создания аварийных ситуаций на скважине, в рамках данной работы рассмотрим возможные и наиболее вероятные отказы ВЗД, наиболее распространенных и широко применяемых конструкции в нашей стране. А также разработаем алгоритм действий персонала, осуществляющих контроль работы ВЗД в скважине и на производственной площадке.
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………16
История создания винтового забойного двигателя …………………………………………………………17
1. Конструкция и принцип действия ВЗД …………………………………………………………………..20
1.1. Двигательная секция ………………………………………………………………………………………………21
1.2. Шпиндельная секция ………………………………………………………………………………………………26
1.3. Регулятор угла………………………………………………………………………………………………………..28
1.4. Дополнительные узлы …………………………………………………………………………………………….32
1.4.1. Противоаварийные узлы ………………………………………………………………………………………32
1.4.2. Клапан обратный; переливной (циркуляционный) ………………………………………………..34
1.4.3. Фильтр двигателя (шламоуловитель) ……………………………………………………………………37
1.4.4. Центратор-стабилизатор шпиндельной секции ……………………………………………………..38
1.5. Блок-схема конструкции ВЗД …………………………………………………………………………………39
2. Анализ причин преждевременного выхода из строя винтовых забойных двигателей 40
2.1. Подготовка двигателя к работе ……………………………………………………………………………….41
2.2. Контроль работы двигателя в скважине…………………………………………………………………..44
2.3. Возможные неисправности двигателей ……………………………………………………………………47
2.3.1. Снижение давление в нагнетательной линии в процессе бурения. …………………………47
2.3.2. Скачки давление в нагнетательной линии в процессе бурения. ……………………………..49
2.3.3. Повышение давления в нагнетательной линии при работе двигателя в скважине. ….51
2.3.4. Снижение механической скорости бурения при работе двигателя в скважине. ………53
2.3.5. Отсутствие возможности набора параметров кривизны скважины. ……………………….55
2.4. Статистические данные использования ВЗД ……………………………………………………………56
3. Совершенствование конструкции винтовых забойных двигателей ………………………….63
3.1. Модернизация двигательной секции ВЗД …………………………………………………………63
3.2. Модернизация шпиндельной секции ВЗД …………………………………………………………70
3.3. Модернизация подшипникового узла ……………………………………………………………….72
3.4. Современная конструкция регулятора угла перекоса ………………………………………..73
Социальная ответственность …………………………………………………………………………………………74
Производственная безопасность ……………………………………………………………………………………74
Экологическая безопасность …………………………………………………………………………………………84
Разработка мероприятий по охране окружающей среды ………………………………………………..86
Безопасность в чрезвычайных ситуациях ………………………………………………………………………88
Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ………………………………..92
Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение ……………………….94
Структура и организационные формы работы управления по нефтесервису ООО
«ДримНефть» ……………………………………………………………………………………………………………….94
Анализ рабочего времени буровых бригад и технико-экономических показателей бурения
скважин ………………………………………………………………………………………………………………………..97
План организационно-технических мероприятий (ОТМ) по повышению технико-
экономических показателей (ТЭП) ………………………………………………………………………………101
Определение нормативной продолжительности строительства скважин ………………………102
Расчет экономической эффективности применения оборудования службы ННБ ООО
«ДримНефть» ……………………………………………………………………………………………………………..108
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………111
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………..112
Приложение……………………………………………………………………………………………………………….. 116
Из мировой практики известно, что при разработке нефтяных и газовых
месторождений, в продуктивных пластах остается огромное количество полезных
ископаемых. При этом самым низким коэффициентом извлечения флюида
характеризуются нефтегазовые месторождения, к концу ХХ началу ХХI веков нефтеотдача
таких месторождений колеблется в интервале от 30 до 40 %. Таким образом, большая часть
нефти и газа остается в коллекторе. При разработке таких месторождений применяются
различные методы воздействия на пласт: физико-химические методы, тепловые методы,
внутриконтурное, законтурное заводнение пластов и другие, несмотря на это, более
половины запасов остаются «похоронены».
В наши дни значительное большинство скважин на территории Российской
Федерации и зарубежом, строятся наклонно-направленным методом, с целью увеличения
дренирования продуктивного пласта и как следствие значительного прироста дебита,
добываемого флюида. Данная технология является эффективной для формирования
оптимальной системы разработки месторождений и восстановления продуктивности
скважин на поздних стадиях эксплуатации. Горизонтальное бурение способствует
увеличению площади фильтрации флюида, особенно эффективен данный метод для
эксплуатации пластов с низкой продуктивностью и вертикальной трещиноватостью.
Период 1995 – 2003 годов является переломным для России с точки зрения
технологии бурения наклонно-направленных скважин. Именно в этот период
Всероссийский научно-исследовательский институт буровой техники создает и производит
новый тип винтового забойного двигателя, в том числе для бурения горизонтальных
скважин [1].
По сей день самым распространенным и востребованным оборудованием для
строительства таких скважин являются винтовые забойные двигатели с регулятором угла
перекоса. Данное оборудование имеет множество достоинств: возможность устанавливать
требуемый угол перекоса на буровой установке за короткий интервал времени; меньшая
длина в сравнении с турбобурами; возможность контроля работы двигателя в скважине по
величине давления в нагнетательной линии; совместимость с большинством типов
современных долот и многое другое. Но, как и любое скважинное оборудование, винтовые
забойные двигатели подвержены воздействию агрессивных нагрузок, агрессивных буровых
растворов, ошибкам в эксплуатации со стороны персонала.
С целью исключения непроизводительного времени бурения, материально-
финансовых потерь и исключения создания аварийных ситуаций на скважине, в рамках
данной работы рассмотрим возможные и наиболее вероятные отказы ВЗД, наиболее
распространенных и широко применяемых конструкции в нашей стране. А также
разработаем алгоритм действий персонала, осуществляющих контроль работы ВЗД в
скважине.
Как показывает производственная практика, основная часть сектора бурения нефтяных
и газовых скважин основывается на строительстве наклонно-направленных скважин и скважин
с горизонтальным окончанием ствола. 90% таких работ производится в турбинно-роторном и
роторном режиме с использованием винтовых забойных двигателей, в нашей стране, как
правило, отечественного производства.
Сложившееся на сегодняшний день технологическое направление в бурении скважин,
к сожалению, характеризуется и недостатками: нестабильная работа винтовых забойных
двигателей, а именно их остановками, не достижением заявленных заводами-изготовителями
показателей моторесурса, различного рода аварийными ситуациями.
Как следствие можно выделить три основных аспекта:
Финансовые издержки в результате непроизводительного времени (НПВ);
Потеря репутации заводов-изготовителей при отказах ВЗД;
Трата большого количества времени и ресурсов на расследование причин
инцидентов.
Решение данной проблемы на мой взгляд во многом зависит от человеческого
фактора: соблюдение требований и режимов эксплуатации оборудования, своевременная и
компетентная ревизия оборудования и выявление причин неисправностей. Таким образом,
данная работа создана с целью минимизации производственных осложнений при бурении
винтовыми забойными двигателями, грамотного обоснования дефекта скважинного
оборудования и, как следствие, уменьшения непроизводительного времени бурения.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!