Повышение эффективности проведения экспертизы дорожно-транспортных происшествий
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 6
1 Состояние вопроса и задачи исследования ………………………………………………. 8
1.1 Анализ исследований по вопросам динамики транспортного
средства при разгерметизации его шины ……………………………………………………. 8
1.2 Обоснование применения технических средств и программных
продуктов при проведении экспертизы ДТП …………………………………………….. 11
1.3 Обзор программного обеспечения для моделирования и
реконструкции ДТП – PC-CRASH ……………………………………………………………. 15
2 Теоретические аспекты анализа динамики движения транспортного
средства при внезапном торможении, связанном с повреждением
(разгерметизацией) шины…………………………………………………………………………. 26
2.1 Разработка математической модели для анализа динамики движения
ТС при внезапном торможении, связанном с повреждением шины …………… 27
2.1.1 Аналитическая модель работы трения шин при вращательном
движении автомобиля ………………………………………………………………………………. 28
2.1.2 Аналитическая модель работы трения шин при линейном
движении автомобиля ………………………………………………………………………………. 33
3 Методики теоретических и экспериментальных исследований……………….. 38
3.1 Планирование экспериментов, обоснование исходных данных ………… 38
3.2 Методика выполнения эксперимента с использованием
разработанной математической модели ……………………………………………………. 39
3.3 Методика выполнения эксперимента с использованием
программного обеспечения PC-CRASH ……………………………………………………. 42
4 Результаты исследований ………………………………………………………………………. 44
4.1 Результаты аналитических исследований ………………………………………… 44
4.2 Результаты исследований с использованием программного
обеспечения PC-CRASH …………………………………………………………………………… 55
4.3 Вопросы практического использования результатов исследований
при проведении экспертизы ДТП ……………………………………………………………… 61
Общие выводы исследований …………………………………………………………………… 65
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 66
Список использованных источников ………………………………………………………… 67
Приложение А Результаты моделирования дорожно-транспортной
ситуации в программном продукте PC-CRASH ………………………………………… 69
Приложение Б Презентационный материал ………………………………………………. 71
Актуальность темы исследования. За последниедесять лет в
Российской Федерации(РФ) резко увеличилось числоавтомобилей как
отечественного, так и зарубежного производства. Количествотранспортных
средств (ТС), зарегистрированных на территории РФ на1 января 2020 года,
составило 58,7 млнединиц. Возрастание численности ТС ежегодно составляет
от 7 % до 12,5 % [1]. В связи с этим наблюдается увеличение количества
Ежедневно на дорогах Российской Федерации происходят тысячи ДТП,
последствия которых могут быть различны. Расследование обстоятельств ДТП
требует от лиц, принимающих в нем участие, высокого профессионализма и
навыков. Необходимы знания в области криминалистики, судебной медицины,
юриспруденции, организации дорожного движения, автотехнической
экспертизы, а также в других областях науки и техники.
Сегодня, при проведении судебных автотехнических экспертиз,часто
применяются программные продукты, предназначенные для анализа и
моделирования ДТП, при использовании которыхэксперт-техник может
запросто получить противоречивые результаты ввиду своей
некомпетентностилибо, того хуже, использовать данное ПО как средство
анимации, подменив законы физики своим пониманием механизма ДТП, тем
самым кардинально повлияв на выводы в экспертном заключении.
Отмеченные недостатки в расследовании обстоятельств ДТП приводят к
принятию необоснованных процессуальных решений, невозможности
выполнения экспертиз, назначаемых по постановлению судебных органов,
возвращению уголовных дел для производства дополнительного расследования
и повторных экспертиз, нарушению законности и, как следствие, ущемлению
прав и интересов граждан.
Комплексный подход, включающий на ряду с использованием ПО,
создание математической модели, основанной на физических законах, позволит
снизить вероятность ошибок при проведении экспертизы ДТП и повысить
достоверность результатов, полученных в ходе экспертизы обстоятельств ДТП.
1. Аналитическое агентство «Автостат» [Электронный ресурс] : Сведения
о парке транспортных средств в России. – Режим доступа:
https://www.autostat.ru/infographics/43122/.
2. Kovalev, V. Analysis of the dynamics of vehicle motion in case of sudden
braking connected with damage of the tire / V. Kovalev, I. Blyankinshtein, D.
Morozov, A. Kazantsev // Transport Problem. – 2020. – Vol. 15. – p. 15-23.
3. Илларионов, В. А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий:
учебник для вузов / В. А. Илларионов. – Москва : Транспорт, 1989. – 255 c.
4. Беляев, М. В. Трасологическая диагностика по делам о дорожно-.
транспортных происшествиях: дис. канд. юрид. наук : 12.00.12 / Беляев Михаил
Вячеславович. – Москва, 2016. – 89 с.
5. Danielson, K. T. Computational strategies for tire modeling and analysis / K.
T. Danielson, A. K. Noor, J. S. Green // Computers & Structures. – 1996. – 61 (4). –
p. 673-693.
6. Gillespie, T. Fundamentals of Vehicle Dynamics / T. Gillespie // SAE
International. – 1992. – p. 495.
7. Rajamani, R. Vehicle Dynamics and Control / R. Rajamani // Mechanical
Engineering Series, Springer Verlag. – 2005. – p. 470.
8. Аджиев, Р. И. Справочные данные о нормативных и технических
параметрах шин и колес. Типовые виды повреждений шин / Р. И. Аджиев, В. Г.
Григорян, С. И. Печеневский. – М.: Теория и практика судебной экспертизы. –
2008. – №1 (9). – с. 62-78.
9. Сабадаш, В. В. Экспериментальные исследования динамики
транспортного средства при разгерметизации его колеса / В. В. Сабадаш, Д. М.
Клец, В. А. Варлахов. // Вестник Донецкой академии автомобильного
транспорта. – 2013. – №3. – с. 73-79.
10. Подригало М. А., Экспертное исследование устойчивости движения
транспортного средства при разгерметизации его колеса. / М. А Подригало,
Д. М. Клец // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – 2014. –
№ 7 (68). – с. 52-57.
11. Ковалев, В. А. Определение динамики движения автомобиля при
разрыве шины переднего колеса / В. А. Ковалев, Е. В. Фомин // Вестник
ИрГТУ. – 2014. – № 10 (93). с. 176-179.
12. Балакина, Е. В. Результаты расчета оценочных параметров
устойчивости движения автомобиля при учете составляющих продольного
сноса нормальной и боковой реакций опорной поверхности. / Е. В. Балакина, А.
В. Мельников, Т. А. Голубева, Ю. А. Бубнов // Молодой ученый. – 2017. – № 21
(155). – c. 97-100.
13. Зотов, Б. Л. Автотехническая экспертиза при расследовании
автодорожных происшествий / Б. Л. Зотов. – М.: Госюриздат, 1991. – 178 с.
14. Россинская, Е. Р. Развитие института судебной экспертизы в
современных условиях / Е. Р. Россинская. – М.: Норма, 2004. – 25 с.
15. Елескина Е. А., Карташова Е. Д. Применение моделей столкновения
легковых автомобилей, основанных на гипотезе Кудлиха-Слибара, при
расследовании дорожно-транспортных происшествий // Модели, системы, сети
в экономике, технике, природе и обществе. – 2013. – № 1 (5). – с. 148-154.
16. Dr. SteffanDatentechnik. Руководство пользователя компьютерной
программой для анализа и моделирования дорожно-транспортных
происшествий PC-Crash / Австрия. – 2019. – 255 с.
17. Гринченко, И. В. К вопросу об определении основных геометрических
параметров криволинейного движения автомобиля / И. В. Гринченко, Г. А.
Смирнов // Вопросы автомобилестроения. –1973. – № 166. – с.159 – 164.
18. Кнороз, В. И. Шины и колеса. / В. И. Кнороз, Е. В. Кленников. – М.,
1975. – 238c.
19. Аринин, И. Н. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. пособие
для вузов по спец. «Автомобили и автомобильное хозяйство» / И. Н. Аринин, С.
И. Коновалов, Ю. В. Баженов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 314 с.
20. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных
средств : РД 3112199-1085-02. – М.: Москва, 2003. – 32 с.
21. Запорожцев, А. Н. Износ шин и работа автомобиля / А. Н.
Запорожцев, Е. В. Кленников. – М.: НИИНАвтопром, 1971. – 52 с.
22. Волков, Е. В. Теория движения автомобиля : монография / Е. В.
Волков. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. – 204 с.
23. Евтюков С. А., Васильев Я. В. Экспертиза дорожно-транспортных
происшествий. Справочник / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев. – СПб.:
Издательство ДНК, 2006. – 526 c.
24. Иларионов В. А. Судебно-автотехническая экспертиза: Методическое
пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей / В. А. Иларионов.
Ч. 2. – М.; ВНИИСЭ, 1980. – 163 с.
25. Немчинов М. В. Сцепные качества дорожных покрытий и
безопасность движения автомобиля / М. В. Немчинов. – М.: Транспорт, 1985. –
231 c.
26. Корухов Ю. Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о
дорожно-транспортных происшествиях. Диагностическое исследование:
Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Вып. 2 / Ю. Г.
Корухов. – М.: ВНИИСЭ, – 1988.
27. TabelieA.l: SAE 830612: C.Y. Warner, G.C. Smith, M.B. James, G.J.
Germane; Friction Applications in Accident Reconstructions (Reference: J.S. Baker;
Traffic Accident Investigation Manual, Northwestern University, Evanston, I.U.
1975)
28. ГОСТ 33987-2016 Транспортные средства колесные. Массы и
размеры. Технические требования и методы определения [Электронный ресурс]
:Введ. 01.02.2018 // Информационная система «ТехЭксперт». – Режим доступа:
http://nps2.cntd.ru.
29. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к
построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. –
Красноярск : ИПК СФУ, 2014. – 60 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!