Феномен Сунь Укуна в культуре Китая

Потехина Алена Евгеньевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Аннотация к магистерской диссертации Потехиной Алены Евгеньевны на тему «Феномен Сунь Укуна в культуре Китая» Магистерская диссертация посвящена феномену Сунь Укуна в культуре Китая. Целью работы является анализ происхождения образа Сунь Укуна, особенностей его восприятия и интерпретации. В первой главе рассматриваются несколько теорий возможного происхождения образа Сунь Укуна. В этой главе также изучаются два труда, которые могли оказать большое влияние на появление самого персонажа Сунь Укуна – это 大唐三藏取经诗话 (Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги) и 西游记杂剧 (Цзацзюй «Путешествие на Запад»). Кроме того, мы анализируем образ Сунь Укуна на основании самого романа «Путешествие на Запад». Во второй главе вводится понятие Сунь Укуна как трикстера. Феномен трикстера показывает автохтонность образа Сунь Укуна. В частности, одним из доказательств этому служит существование в Китае традиции поклонения Сунь Укуну. О традиции поклонения, особенностях изображения Сунь Укуна в храмах, о фестивалях, посвященных Царю обезьян более подробно рассказано в третьей главе. Теоретическую базу работы составляют исследования по вопросу упоминания образа обезьяны в литературных и изобразительных памятниках Китая (G. Dubridge, Р. R. Subbaraman и др.), также труды по проблеме образа трикстера в культуре (П. Радин, Д. А. Гаврилов). Кроме того, используются данные о традиции поклонения Сунь Укуну, собранные во время прохождения стажировки в Китае (Пекин), и в том числе на Тайване. Главный тезис: образ Сунь Укуна сложился на основании древних автохтонных источников; буддийская традиция, в частности, черты божества Ханумана накладывались уже на существовавшие упоминания в китайском фольклоре об образе обезьяны. Эту мысль доказывает существующая в Китае традиция поклонения Сунь Укуну как божеству, а также сходство характера Сунь Укуна с трикстерными образами, изученными на западном фольклорном, мифологическом материале.

Образ Сунь Укуна (孙悟空), известный нам по роману «Путешествие на Запад», до сих пор очень популярен среди населения стран Юго-Восточной Азии. В Гонконге, например, есть храм, посвященный Царю Обезьян (Дашэн мяо 大聖廟). Китайцы, проживающие в Сингапуре, Малайзии, Таиланде, Индонезии отмечают День Рождение Царя Обезьян, которое празднуется 15 и 16 числа первого месяца по лунному календарю. В Азии и Европе появляются многочисленные адаптации «Путешествия на Запад», причем в каждой адаптации образ Сунь Укуна несет в себе свой смысл и идейный посыл.
Что делает одного из главных персонажей романа XVI в. популярным в настоящее время? Мы бы хотели ответить на этот вопрос в данной работе, обратившись к анализу истоков образа Сунь Укуна и интерпретации его с точки зрения феномена трикстера.
Объект исследования: Сунь Укун как популярный образ среди китайского населения как Юго-Восточной Азии, так и Европы.
Предмет исследования: связанные с обезьяной и Царем Обезьян легенды, предания, культы, а также современные адаптации «Путешествия на Запад».
Актуальность работы. Популярность Сунь Укуна распространяется далеко за пределы Юго-Восточной Азии. В США были опубликованы несколько произведений, в которых одним из главных персонажей выступает именно Царь Обезьян. Можно упомянуть, например, работы Д. Л. Яна (G. L. Yang) «Китаец, рожденный в Америке» («American born Chinese») и М. Г. Кингстон (M. H. Kingston) «Обезьяна-путешественник» («Tripmaster Monkey»). Многочисленны экранизации «Путешествия на Запад», причем в большинстве из них главным героем выступает Сунь Укун, а не монах Сюаньцзан (玄奘), который не только в романе, но и в реальной истории выполнил важную миссию – паломничество в Индию. Очевидно, что образ Сунь Укуна отождествляется с определенными чертами, которые на протяжении веков находят отклик в сознании тех, кто каким-то образом знаком с этим персонажем. Причины использования образа Сунь Укуна в различных адаптациях и экранизациях могут разниться, и его описание и смысловая наполненность также могут разительно отличаться. В то же время Сунь Укун всегда остается узнаваем. Почему это происходит? Что особенного в этом образе, который на протяжении многих лет привлекает внимание общественности? Приблизиться к ответу на эти вопросы представляется своевременным, поскольку до сих пор появляется большое количество различных прочтений романа, в который главным героем выступает Сунь Укун.
Сунь Укун – это несомненно символ китайской культуры и несет в себе черты, характерные для нее. В данной работе мы попытались проследить истоки возникновения образа Сунь Укуна и его развитие в самом романе «Путешествие на Запад». Такого рода работы полезны и необходимы, поскольку отражают идеи плюрализма и культурного своеобразия, весьма популярные в современном мире.
В то же время в данной работе приводятся теории, которые соединяют воедино культуры Запада и Востока, в частности, это теории изучения фигуры трикстера, который, по словам ученых, является древним архетипом. Мы сделали попытку охарактеризовать образ Сунь Укуна через этот феномен, который можно обнаружить в мифологии разных народов. Причем каждый раз трикстер имеет схожие черты, выраженные даже в описываемом исследователями облике. В то же время трикстер в отдельной культуре имеет свои характеристики. Отметим, что анализ культуры через призму общего и частного всегда остается актуальным для получения более полного и всестороннего представления об изучаемом вопросе.
Цель исследования: анализ происхождения образа Сунь Укуна, особенностей его восприятия и интерпретации.
Цель предполагает решение следующих задач:
изучить теории происхождения образа Сунь Укуна, существующие в научных кругах Китая и других стран;
исследовать образ Сунь Укуна на базе источников, написанных до «Путешествия на Запад», и на основании самого романа;
проанализировать образ Сунь Укуна с точки зрения феномена трикстера;
рассказать об особенностях поклонения Царю Обезьян среди китайцев Юго-Восточной Азии.
В рамках исследовательской работы мы пытаемся ответить на вопрос, на каких основаниях сложился образ Сунь Укуна: были ли это древнейшие, существовавшие до буддизма, представления китайцев об обезьянах, или все же буддизм оказал ключевую роль в формировании образа.
Методологическая основа исследования: исследование написано в рамках междисциплинарности, поскольку применяются исследовательские методы из исторической науки, философии, литературоведения и этнологии. В том числе проводится анализ историографии, художественного образа, применяется также семиотический метод и сравнительный анализ. Материалы третьей главы были получены в ходе прохождения языковой практики в континентальном Китае и на Тайване, соответственно при анализе источников использовались методы этнологического характера, в частности, наблюдение, интерпретация увиденного.
Степень разработанности темы исследования. Характеристику образа Сунь Укуна можно найти в трудах, посвященных роману «Путешествие на Запад». Нужно отметить, что исследований этого романа множество, в особенности в зарубежной литературе. В рамках нашей работы для нас наиболее интересными и полезными показались труды ученых Глена Дабриджа (Glen Dubridge, «‘The Hsi-yu chi’-A Study of Antecedents to the Sixteenth-Century Chinese Novel», «‘Путешествие на Запад’: изучение предыстории китайского романа XVI в.»), К. ДеВоскина (K. DeWoskin, «The Six Dynasties chih-kuai and the birth of fiction», «Записи о необыкновенных явлениях в эпоху Шести династий и зарождение художественной прозы»), Цай Теина («西游记的诞生», «Появление ‘Путешествия на Запад’»).
Кроме того, нами использовались работы следующих ученых, которые непосредственно анализировали истоки появления образа Царя Обезьян: Роберт ван Гулик, А. Г. Сторожук, Т. И. Корнильева, Чжан Цян (张强), Чжоу Ецзюй (周业菊), Цзи Сяньлинь (季羡林), Цзи Буин (矶部彰), Рамнат Суббараман (Ramnath Subbaraman), Чжан Цзиньчи (张锦池), Цзи Пэнхуэй (吉朋辉), Меир Шахар (Meir Shahar), У Хун (Wu Hung) и др. Некоторые из этих ученых прицельно занимаются исследованием влияния образа Ханумана на возникновение образа Сунь Укуна (Рамнат Суббараман), другие – изучением верований, существовавших в Древнем Китае до широкого распространения буддизма и, возможно, оказавших большое воздействие на формирование образа Царя Обезьян (А. Г. Сторожук). Третьи – описывают, анализируют труды предшественников по вопросу появления образа Сунь Укуна (Чжан Цян). Работы описательного характера, несомненно, полезны с историографической точки зрения.
Тема трикстера широко исследована на базе европейских мифологических, этнографических материалов. Ключевой работой в этой области является труд американского антрополога Пола Радина («Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи»). Кроме того, мы использовали работу французского этнолога Клода Леви-Стросса под названием «Структурная антропология» и две работы отечественного ученого Д. А. Гаврилова («Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре» и «К определению трикстера и его значимости в социо-культурной реальности»).
Обзор источников: основным источником данного исследования является роман «Путешествие на Запад» (Сиюцзи 西游记), выполненный в переводе А. П. Рогачева. Кроме того, для изучения истоков образа Сунь Укуна мы использовали «Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги» (Да Тан Саньцзан цюй цзин шихуа, 大唐三藏取经诗话), труд китайского историка, писателя, государственного служащего Гань Бао (干宝) «Записки о поисках духов» (Соу шэнь цзи, 搜神记), цзацзюй писателя династии Юань Ян Цзинсяня (杨景贤) – «Путешествие на Запад» (Сиюцзи цзацзюй, 西游记杂剧). Кроме того, при осуществления сравнительной характеристики Сунь Укуна с трикстерами в европейской культуре нами были изучены следующие источники: «Мифы, предания, сказки хантов и манси» и «Гомеровы гимны. К Гермесу».
Научная новизна исследования. Несмотря на то, что роман «Путешествие на Запад» исследован достаточно широко, но работ, комплексно посвященных анализу образа Сунь Укуна, насчитывается сравнительно меньше. Стоит отметить, что разработанность представленной темы в России значительно уступает её изученности на Западе.
Кроме того, вопрос о Сунь Укуне как трикстере недостаточно разработан, возможно, в силу истоков самого понятия «трикстер». Оно возникло на базе европейских исследований и применять западные методы к реалиям восточной культуры нужно очень аккуратно. Поэтому и полностью отождествить Сунь Укуна с трикстерами, представленными в европейских источниках, мы также не можем. В то же время одной из наших главных задач является показать, что образ Сунь Укуна имеет глубокие основания в китайской культуре. Понятие «трикстер», появившееся в XX в., описывает древнейшие представления человека о самом себе и об окружающем его мире. Образ Сунь Укуна, который окончательно сложился, благодаря роману «Путешествие на Запад», в XVI в., вполне возможно, несет в себе данную функцию и имеет древние прототипы в китайской культуре.
На устранение изложенных выше недостатков и направлена настоящая работа. В ходе исследования были рассмотрены следующие темы:
развитие образа Царя Обезьян, сложившегося под влиянием древнейших верований китайцев, буддизма и, наконец, литературных произведений, предшествующих самому роману «Путешествие на Запад»;
сравнительная характеристика Сунь Укуна с трикстерами из других культур;
традиция поклонения Царю Обезьян в китайской культуре. Уникальность материалов, необходимых для изучения этого вопроса, состоит в том, что они были получены в период стажировок в Китае и на Тайване.
Структура работы. В первой главе рассматриваются несколько линий возможного происхождения образа Сунь Укуна, которые, в сущности, можно разделить на две основных теории: китайскую и заимствованную (индийскую). В первой главе также изучаются два труда, которые могли оказать большое влияние на появление самого персонажа Сунь Укуна — это 大唐三藏取经诗话 (Да Тан Саньцзан цюй цзин шихуа, Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги) и 西游记杂剧 (Сиюцзи цзацзюй, Цзацзюй «Путешествие на Запад»). Кроме того, мы анализируем образ Сунь Укуна на основании самого романа «Путешествие на Запад». Во второй главе вводится понятие Сунь Укуна как трикстера. Через феномен трикстера доказывается, что образ Сунь Укуна сложился на базе существовавших в Китае представлений. В частности, одним из доказательств этому служит существование в Китае традиции поклонения Сунь Укуну. О традиции поклонения, особенностях изображения Сунь Укуна в храмах, о фестивалях, посвященных Царю обезьян более подробно рассказано в третьей главе.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
во второй половине XX в. в Китае сложились четыре точки зрения по данной проблеме: Сунь Укун как автохтонный образ, его прототипом является демон У Чжи-ци; истоки образа прослеживаются в мифах о Ханумане; Сунь Укун соединил в себе черты У Чжи-ци и Ханумана; источниками формирования образа являются буддийские источники (не Рамаяна);
в результате анализа литературных и изобразительных источников, в которых упоминается образ обезьяны и Царя Обезьян, мы пришли к выводу о том, что образ Сунь Укуна формировался на основе древних верований китайцев. В период Тан, когда наблюдался расцвет буддизма в Китае, на развитие образа оказали большое влияние буддийские источники. В частности, в образе Сунь Укуна отразилось буддийское представление об «обезьяньем уме» (心猿 синьюань), которое характеризует состояние неуравновешенности и душевного беспокойства;
популярность образа Царя Обезьян ученые связывают с феноменом трикстера. По словам К. Г. Юнга, трикстер – это «психологема», то есть архетипическая психическая структура глубокой древности. Безусловно, мы не можем полностью отождествить Сунь Укуна с трикстером, подобным тем, что существуют в западной культуре, поскольку это понятие было сформировано на базе европейских источников. Отметим, что характеристика Сунь Укуна как трикстера показывает автохтонность этого образа. Общие черты можно найти между Сунь Укуном и трикстерами индейцев Виннебаго, Ходжой Насреддином, Одиссеем, Гермесом. Подобно последнему, Сунь Укун, в сущности, является божеством и имеет свой культ поклонения;
культ Царю Обезьян распространен в южных провинциях Китая, а также среди китайских эмигрантов Индонезии, Малайзии, Таиланда, Сингапура. В перечисленных местностях проходят фестивали в честь Сунь Укуна. В храмах Царь Обезьян изображается либо сидя на троне, либо стоя. Часто он стоит на одной ноге, рука поднята к голове так, как будто он всматривается в даль. На голове непременно есть сдерживающий обруч, а в руках – волшебный посох цзиньгубан, персик бессмертия или тыква-горлянка. Чаще всего Сунь Укун изображается в парадном платье. Считается, что Сунь Укун может помочь в разного рода делах, в частности, в бизнесе, защищает от напастей, оберегает от болезней.
Итак, образ Сунь Укуна, развиваясь от древнейших представлений об обезьяне превращается в культурного героя в Китае и сопредельных странах. Образ Царя Обезьян выходит за рамки литературных произведений и становится главным героем многочисленных адаптаций романа «Путешествия на Запад». Фигуру Сунь Укуна используют для того, чтобы выразить определенные эмоции по поводу политических и социальных реалий не только в Китае, но и в странах Запада.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Специфика развития цифровой экономики в КНР
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет