Дискурсивные слова как системообразующий фактор китайской речи

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Муравьева Вера Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Магистерская диссертация посвящена дискурсивным словам в современном и древнем китайском языке – это единицы особого типа, которые обеспечивают связность и целостность текста и отражают процесс взаимодействия говорящего и слушающего. В нашей работе мы охарактеризовали современное состояние и степень изученности дискурсивных слов в современной лингвистической науке, с опорой на эмпирический материал дали общую характеристику классам наиболее употребляемых дискурсивных слов в современном китайском языке. Мы выяснили, что китайский текст изобилует дискурсивными словами. Исследование дискурсивных слов на материале китайского текста показывает, что в перспективе возникает задача создания словаря дискурсивных слов современного китайского языка.

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Подходы к типологии дискурсивных слов……………………..8
Типологизация дискурсивных слов в работах русских ученых-лингвистов………………………………………………..…………………….9
Типологизация дискурсивных слов в работах западных ученых-лингвистов………………………………………….…………………………..18
Глава 2. Коннекторы в разноструктурных языках…………………24
Коннекторы в русском языке………………..……………………24
Коннекторы как средство обеспечения связности текста в современном китайском языке………………………..…………………….29
Глава 3. Дискурсивы с семантикой эмфазы в разноструктурных языках………………………………………………………..…………………..45
Эмфаза в русском языке……………………………………………45
Эмфаза в современном китайском языке…………..……………..46
Глава 4. Модальность и способы ее выражения в разноструктурных языках……………………………………….………………………………………66
4. 1. Модальность и способы выражения модальности в русском языке ……………….………………………………………………………………66
4.2. Модальность и дискурсивные слова с семантикой модальности в китайском языке…………………………………………………………………..70
Глава 5. Дискурсивные слова в древнекитайском языке…………………92
Дискурсивы со значением модальности в древнекитайском языке……………………………………………………………………………93
Коннекторы в древнекитайском языке ………..……………..…96
Дискурсивные слова со значением эмфазы в древнекитайском языке ………………………………………………………………………………..99
Заключение…………………..……………………………………..….……104
Список литературы…………………………………………………………107

Дискурсивные слова – это довольно новая, пока еще малоизученная область лингвистики, подвижная и сложная, и действительно в традиционной лингвистической терминологии для этого класса слов четкого определения и общепринятого названия пока не сложилось. В нашей работе мы будем пользоваться терминами «дискурсивное слово», «дискурсив», «дискурсивный маркер», обращаясь к фрагменту лексической системы языка, который служит средством фиксации отношений между отдельными компонентами дискурса. Термины «дискурсив», «дискурсивное слово», «дискурсивный маркер» вошли в лингвистику относительно недавно. Существуют разные представления о разграничении сфер их употребления. Чаще всего под ними понимается некая коммуникативная единица, придающая «особый дискурсивный статус» фрагменту дискурса, обладающая определенной дискурсивной семантикой, передающая коммуникативно-прагматическую информацию. Дискурсивы устанавливают связь, соотношение между двумя или более составляющими дискурса.
В современной лингвистической науке «дискурс» – это связный текст, который произносится в определенной ситуации и с определенными задачами [Плунгян 2012]. Дискурс – это наиболее общий термин, который включает в себя разные формы использования языка: устную речь, письмо, диалог, монолог, разные жанры – рассказы, репортажи, телефонные разговоры и т.п. [Азаматова 2013, c. 184]. Любой дискурс, письменный или устный, как любое целенаправленное поведение, имеет структуру и формируется из слов. Тем не менее, не все слова дискурсивны. Дискурсивными в узком смысле можно назвать особенную группу слов, это не существительные, глаголы и прилагательные – ядро, несущее основную смысловую нагрузку – а маленькие, трудно переводимые слова, которые, на самом деле, абсолютно необходимы и говорящему, и слушающему, которые обеспечивают связность текста. Дискурсивные слова отражают процесс работы говорящего над текстом (трудно или легко говорящему, что он думает, как воспринимает адресата), отражают разные этапы создания текста, выражают разное отношение говорящего к адресату (говорят о близком знакомстве или о формальных отношениях) [Плунгян 2012].
По сути дела, дискурсивные слова – это единицы особого типа, которые обеспечивают связность и целостность текста и отражают процесс взаимодействия говорящего и слушающего. Эти единицы управляют процессом общения, выражают истинностные и этические оценки, пресуппозиции, мнения, соотносят, сопоставляют и противопоставляют разные утверждения говорящего или говорящих друг с другом [Баранов 1993, c. 7].
Для лингвистики научный интерес представляет исследование путей появления и функционирования дискурсивов в языке. В современной науке о языке они рассматриваются как класс неизменяемых лексических единиц, объединенных общими функциональными характеристиками. Дискурсивы не имеют денотата в общепринятом смысле, их значения непредметны, и изучение их представляется возможным только через употребление. Часто они бывают трудно переводимыми или вообще не переводимыми на другие языки за неимением точных эквивалентов. У многих слов такого типа существуют и другие, недискурсивные употребления. Сравним, к примеру, английское наречие well и дискурсив well:
You have done this well. ‘Вы сделали это хорошо’.
Well, I want to go home. ‘Ладно, я хочу пойти домой’.
Кроме того, эти единицы играют важную роль не только в процессе построения и понимания текста, но и в ходе овладения языком. Также и при утрате языка начинается все именно с потери этого класса слов, в исчезающих языках носители полностью утрачивают их раньше, чем слова других семантических классов [Викторова 2014, c. 13].
Дискурсивные слова разнообразны по своей структуре и значению, их состав тоже дискуссионен. Традиционное деление незнаменательных слов на лексико-грамматические классы – наречия, частицы, союзы, междометия – не позволяет отнести дискурсивные слова к какой-либо из этих категорий. Кроме этого, как в общих, так и в специализированных словарях наблюдается разнобой в грамматической классификации дискурсивных слов и их употреблений, одно и то же слово может определяться как наречие, частица или вводное слово, поэтому именно введение термина «дискурсив», «дискурсивное слово» помогает избежать проблемы определения принадлежности их к какой-либо традиционной части речи [Кобозева 2004, c. 293].
В настоящее время имеется довольно большое количество описаний отдельных дискурсивных слов, но, несмотря на огромный интерес современной лингвистики к дискурсивным словам, в исследовании этих единиц существуют лакуны. Типологически ориентированное изучение этих слов как класса является одной из наиболее насущных и востребованных в настоящее время областей дискурсивного анализа. Большинство исследований проводилось на материале английского, немецкого, русского, французского языков. Исследование же дискурсивных слов в восточных языках, в частности, в китайском языке, представляется нам довольно непростым, но весьма перспективным как с частнолингвистических позиций, так и в общетеоретическом ключе. На предмет наличия и функционирования этих слов пока не исследовался и древнекитайский язык, настоящей диссертацией мы надеемся восполнить эту лакуну.
Китайский текст изобилует словами, которые по своим функциям относятся к дискурсивам. Дискурсивные маркеры не являются обязательными элементами китайского предложения, но, очевидно, облегчают восприятие и интерпретацию высказывания, повышают экспрессивность речи. В этой связи исследование дискурсивов на материале китайского текста в перспективе поставит перед лингвистами задачу составления словаря дискурсивных слов современного китайского языка. Именно вышеперечисленными факторами объясняется актуальность данного исследования.
Объект исследования в настоящей работе – языковые единицы как современного, так и древнего китайского языка, относящиеся к классу дискурсивов, которые помогают коммуникантам реализовать свои коммуникативные цели в ходе создания, реализации и восприятия дискурса. Это не только слова различной частеречной принадлежности, но и словосочетания, конструкции, выполняющие в дискурсе схожую функцию [Колпачкова 2014, c. 91-94].
Предметом исследования выступают основные способы классификации дискурсивных слов в СКЯ, выявление и первоначальная классификация их в древнекитайском языке, употребление дискурсивов в различных языковых контекстах.
Тема дискурсивных слов до сих пор является малоизученной, поэтому наше исследование мы проводим на фоне сходного по функциям языкового материала русского, английского и китайского языков.
В настоящем исследовании мы ставим перед собой цель выявить и описать наиболее частотные дискурсивные слова современного китайского языка (далее – СКЯ) и древнекитайского языка (далее – ДЯ), классифицировать их и проиллюстрировать их употребление языковыми примерами. Для достижения этой цели в работе мы будем решать следующие задачи:
охарактеризовать современное состояние дискурсологии и степень изученности дискурсивных слов в лингвистической науке;
дать общую характеристику классам наиболее частотных дискурсивных слов в СКЯ;
на языковых примерах проиллюстрировать особенности употребления дискурсивов-коннекторов в СКЯ;
на языковых примерах проиллюстрировать особенности употребления дискурсивов с семантикой эмфазы в СКЯ;
на языковых примерах проиллюстрировать особенности употребления дискурсивов с семантикой модальности в СКЯ;
выявить и описать дискурсивные слова в древнекитайском языке, проиллюстрировать их на языковых примерах.
В ходе исследования мы обращались к работам отечественных, западных и китайских лингвистов. Теоретической базой исследования послужили работы таких русских ученых-лингвистов, как А.Н. Баранов, В.А. Плунгян, Е.В. Рахилина, Д. Пайар и К.Л. Киселева. Основой методологической базы исследования стали работы Е.Ю. Викторовой и проект группы лингвистов СПбГУ «Линейные и нелинейные способы обеспечения целостности и связности текста на языках Азии и Африки» под руководством В.Б. Касевича. В исследовании дискурсивных слов древнекитайского языка мы пользовались работами таких ученых, как Т.Н. Никитина, М.В. Крюков, Хуан Шу-ин, И.Т. Зограф, а также опирались на материалы диссертации Е.Б. Кондратьевой «Грамматические особенности китайского языка эпохи Тан».
В основу нашего исследования современного языка легла сплошная выборка из справочника现代汉语八百词 «800 Слов Современного Китайского Языка» и корпуса китайского языка. В основе исследования древнекитайского текста – примеры из «Словаря древнекитайских иероглифов».

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Дискурсивные слова как системообразующий фактор китайской речи»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Специфика развития цифровой экономики в КНР
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет