Проблемы захоронения радиоактивных отходов в глинах
Преобладающая часть радиоактивных отходов (РАО), накопленных на территории России, продолжает храниться несмотря на то, что в 2011 г. был принят закон, обязывающий захоранивать практически все классы РАО. На пути строительства пунктов захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) стоит комплекс нетривиальных проблем. В работе на примере предполагаемого к возведению приповерхностного ПЗРО низкого и среднего уровней активности вблизи г. Сосновый Бор (Ленинградская область) рассмотрены радиоэкологические, гидрогеологические и социальные аспекты данных проблем. Оценены масштабы и проанализированы последствия возможных радиационных аварий, сопровождающихся проникновением радионуклидов из ПЗРО в окружающую среду. Показано, что местоположение ПЗРО соответствует критериям приемлемости при выборе площадки для захоронения РАО, а глины котлинского водоупорного горизонта являются оптимальной геологической средой для возведения ПЗРО данного типа. Предполагаемый ПЗРО не может оказать сколько-либо заметного негативного радиационного воздействия на человека и природную среду, однако его строительство невозможно без аккуратной социальной политики.
Следует ли развивать атомную энергетику? Однозначно да, но при том условии, если наряду с ее развитием заниматься и решением вопросов, появившихся в результате деятельности отрасли. Существующая противоречивость оценок, связанных с воздействием атомной энергетики на окружающую среду и человека, обусловлена, с одной стороны, широкой распространенностью и сформированностью стереотипа о ней как о чем-то “опасном, угрожающем”, с другой – нередким умалчиванием о неоспоримых преимуществах данной отрасли энергетики. Согласно (Большов и др., 2003), о таких преимуществах свидетельствуют следующие показатели:
Выбросы химических загрязняющих веществ в атмосферу: доля отраслевых выбросов в общепромышленных выбросах загрязняющих веществ составляет 0,6 %;
Сбросы в открытую гидросеть сточных вод: доля атомной отрасли в общепромышленном сбросе загрязненных сточных вод составляет 4,6 %;
Проблема безопасного обращения с (токсичными химическими) отходами: доля атомной отрасли в суммарном объеме ежегодно образующихся и накопленных токсичных химических отходов составляет 1,1 %;
Проблема техногенного нарушения земель: доля атомной отрасли в общей площади нарушенных земель в РФ не превышает 1 %;
Воздействие на площади земель: доля земель, “пострадавших” от радиоактивного загрязнения в общей площади земель в России, находящихся в состоянии “экологического кризиса”, не превышает 0,3–0,4 %;
Воздействие на площади лесов: доля лесов, погибших от радиационного поражения за всю историю атомной промышленности, составляет 0,3–0,4 % от масштабов ежегодной гибели лесов в стране.
Переходя к проблемам, сопряженных с этой областью деятельности, три являются наиболее актуальными: опасения новых радиационных катастроф, сопоставимых с авариями на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС) в 1986 г. и на АЭС “Фукусима-1” в 2011 г., проблема реабилитации территорий, подверженных радиоактивному загрязнению, и проблема захоронения радиоактивных отходов (РАО). Ключевым моментом в решении каждой из них является минимизация выхода радионуклидов в окружающую среду. Именно минимизация, а не предотвращение, так как исключить диффузию атомов и молекул в окружающей нас среде попросту невозможно, однако перенос значимых количеств радионуклидов на относительно большие расстояния допускать нельзя.
Что следует понимать под термином “минимизировать”? Известно, что средний природный радиационный фон составляет 2,4 мЗв·год-1 при его вариациях от места к месту в диапазоне 1,2÷12 мЗв·год-1 (Белозерский, 2008), а его вариации на определенной территории в зависимости от космической и климатической составляющих, диеты и прочих факторов – не менее 0,1÷0,2 мЗв·год-1. Допустимый предел дозы техногенного облучения для населения составляет 1,0 мЗв·год-1 (СанПиН 2.6.1.2523-09, 2009). Под термином “минимизировать” мы будем подразумевать обеспечение таких условий захоронения РАО, при которых годовая эффективная доза облучения критической группы населения за счет хранения и захоронения РАО не превысит десятую долю локальной вариации природного радиационного фона, то есть 0,01 мЗв·год-1. ОСПОРБ-99/2010, 2010 также предполагают использование данной величины в подобных целях.
Вследствие особенностей, присущих существовавшей в нашей стране системе обращения с РАО, проблемы переработки и изоляции отходов откладывались вплоть до последнего времени. Отсутствие правовых требований по захоронению РАО, необходимой инфраструктуры, значимых стимулов к снижению образования отходов привели к тому, что подавляющая часть накопленных РАО (свыше 560 млн м3 (ГК “Росатом”, 2018)) хранится в местах их образования. Использованный впервые в мировой практике способ закачки жидких отходов в пласты-коллекторы позволил избежать формирования на применяющих эту технологию предприятиях проблем, схожих по масштабу с проблемами на производственном объединении (ПО) “Маяк” (Челябинская область), однако не предотвратила накопления большого количества РАО на других предприятиях (Проблемы ядерного …, 2013).
О необходимости изоляции РАО (хранении или захоронении) в России в последние 30 –40 лет говорилось достаточно много (Савоненков и др., 2012). До 2011 г. делалось это, как правило, в контексте ядерного топливного цикла (ЯТЦ), который предполагалось сделать замкнутым. Однако ЯТЦ остался открытым, и проблема захоронения РАО, образовавшихся в результате военной деятельности, отошла на задний план. Как следствие, за этот период не была осуществлена и ни одна значимая программа по реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами “ядерного наследия”. Наконец в июле 2011 г., более чем через 60 лет после начала бесконтрольного и неупорядоченного накопления РАО, был принят закон № 190-ФЗ “Об обращении с радиоактивными отходами …”, который обязывает захоранивать РАО практически всех классов (Федеральный закон …, 2011), исключая тем самым их неограниченное во времени хранение. Кроме того, захоронение РАО, то есть безопасное размещение РАО в пункте захоронения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения (Федеральный закон …, 2011), – единственный возможный способ изоляции РАО для соблюдения принципа невозложения чрезмерного бремени на будущие поколения (ФГУП “НО РАО”, 2015). Под “бременем” здесь подразумевается, во-первых, минимизация выхода радионуклидов в окружающую среду и, во-вторых, исключение затрат на поддержание эксплуатации временных хранилищ РАО.
Столь скорое принятие закона при отсутствии практики захоронения РАО в нашей стране привело к тому, что практически за 8 лет был построен лишь один пункт захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) вблизи г. Новоуральск (Свердловская обл.) плановой вместимостью ~55∙103 м3 (Атомная энергия 2.0, 2018). Другие проекты находятся либо в стадии обсуждения (г. Северск (Томская обл.), г. Озерск (Челябинская обл.)), либо в “подвисшем” состоянии. К числу последних относится предполагаемый ПЗРО вблизи г. Сосновый Бор (Ленинградская обл.), предпроектные работы по созданию которого начались еще в 1993 г. (Сорокин и Павлов, 2018).
Обязательными условиями для принятия решения о строительстве объекта, подобного ПЗРО, в России являются “гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения” (ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (Федеральный закон …, 1995)) и “организация и проведение в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан” (п. 1 ст. 12 Федерального закона N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (Федеральный закон …, 2002)). Из этого следует, что для размещения ПЗРО обоснования приемлемости выбранного участка с точки зрения радиоэкологии и гидрогеологии недостаточно – необходимо получить согласие местных жителей на строительство данного объекта. Таким образом, исследование социального аспекта проблемы захоронения РАО – “ключ” к безопасной окончательной изоляции РАО в нашей стране.
Актуальность настоящей работы связана со следующими обстоятельствами:
Во-первых, на территории России накоплен наибольший в мире объем РАО – более 560 млн м3; кроме того, их преобладающая часть продолжает храниться, что противоречит существующему законодательству в области обращения с РАО;
Во-вторых, негативное отношение к проекту строительства ПЗРО вблизи г. Сосновый Бор со стороны общественности послужило причиной для приостановки хода процесса утверждения площадки, в результате чего вопрос об окончательной изоляции РАО Ленинградской области остается открытым.
Цель данной работы – проанализировать основные проблемы, связанные с захоронением накопленных на территории Ленинградской области радиоактивных отходов в глинах на примере перспективного участка для строительства пункта захоронения радиоактивных отходов вблизи г. Сосновый Бор. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать геологический и гидрологический аспекты проблемы захоронения радиоактивных отходов и оценить масштаб экологических последствий возможных радиационных аварий при проникновении радионуклидов из пункта захоронения радиоактивных отходов в окружающую среду;
Рассмотреть и проанализировать зарубежный опыт строительства пунктов захоронения радиоактивных отходов на примере Японии, Великобритании, Финляндии и Швеции;
Рассмотреть результаты всероссийских и региональных социологических исследований по проблеме захоронения радиоактивных отходов и на основе проведенных социологических исследований выявить факторы (причины), оказывающие влияние на формирование общественного мнения жителей Соснового Бора о строительстве пункта захоронения радиоактивных отходов вблизи города.
В последние 70 лет происходит увеличение объемов РАО при полном отсутствии конкретных шагов по их захоронению, даже несмотря на недвусмысленное требование современного законодательства, запрещающего их хранение. Неизбежный вывод из эксплуатации энергоблоков ЛАЭС-1 приведет к образованию огромного количества РАО, опасных для человека и окружающей его природной среды и требующих изъятия больших участков территории для их хранения. Такая ситуация естественно порождает среди населения опасения за собственную безопасность. Неосторожные или некомпетентные высказывания представителей Госкорпорации “Росатом”, политических партий или общественных организаций существенно осложняют обстановку и мешают реализации Федерального закона № 190-ФЗ “Об обращении с радиоактивными отходами…”, исключающего неограниченное во времени хранение практически всех классов РАО.
При решении задач для достижения поставленной цели, обозначенной как “проанализировать основные проблемы, связанные с захоронением накопленных на территории Ленинградской области радиоактивных отходов в глинах на примере перспективного участка для строительства пункта захоронения радиоактивных отходов вблизи г. Сосновый Бор”, было установлено, что:
Месторасположение рассмотренной нами площадки для размещения ПЗРО в Ленинградской области действительно является оптимальным. Во-первых, мы получаем соответствие критериям приемлемости при выборе площадки для захоронения РАО, что, как правило, трудно реализовать. Площадка находится в непосредственной близости от пункта хранения РАО (Ленинградское отделение ФГУП “РосРАО”) и источников их образования (ЛАЭС, Ленинградское отделение ФГУП “РосРАО”, ЗАО “Экомет-С”, НИТИ им. А.П. Александрова и др.). Во-вторых, гидрогеологическое строение участка и, в частности, свойства глин котлинского водоупорного горизонта делают данную площадку пригодной для создания и долговременного функционирования ПЗРО. В-третьих, результаты оценки масштаба экологических последствий возможной радиационной аварии при самых неблагоприятных условиях показали, что предполагаемый к возведению ПЗРО не может оказать сколько-либо заметного негативного воздействия на человека и природную среду. И, наконец, ориентировочная стоимость строительства объекта, озвученная на общественных слушаниях, составляет 2–4 млрд руб., что меньше любого из вложений ГК “Росатом” в районе Соснового Бора;
Как показал зарубежный опыт строительства ПЗРО, важнейшими условиями для принятия окончательного решения являются поддержка проекта со стороны общественности, грамотные и последовательные действия оператора по захоронению РАО и правительственных институтов в рамках процедуры утверждения площадки, а также привлечение общественных организаций к участию в процессе;
Всероссийские опросы, проведенные ведущими российскими социологическими центрами, за редким исключением не затрагивали проблему захоронения РАО – как правило, они касались общих вопросов об атомной промышленности и экологии.
Анализ результатов региональных социологических исследований в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (включая Сосновый Бор), проведенных в 2017 г., показал, что более 85 % респондентов безусловно негативно оценивают проект строительства ПЗРО. Кроме того, мнение респондентов не зависит от территории проживания и уровня информированности о проекте.
Факторами (причинами), оказывающими влияние на формирование общественного мнения о строительстве ПЗРО у жителей Санкт-Петербурга и г. Сосновый Бор, являются недостаточный уровень информированности населения о проблеме захоронения РАО и опасения радиационных аварий (включая утечку радиации из ПЗРО) и привоза РАО из других регионов и стран для захоронения.
Подводя итог, можно сделать вывод, что предполагаемый ПЗРО избавит население Санкт-Петербурга и Ленинградской области от многих проблем, связанных с образованием “новых” и хранением “старых” РАО, однако его строительство не представляется возможным без аккуратной социальной политики и детальных исследований в области изучения социального аспекта проблемы захоронения РАО.
Авторы выражают благодарность:
Коллегам по Институту наук о Земле: профессору В.Г. Румынину, А.М. Никуленкову и А.А. Еремеевой – за обсуждения вопросов гидрогеологии рассматриваемой территории
Dr. So Morikawa и Dr. Shunsaku Komatsuzaki (Department of Civil Engineering, The University of Tokyo) – за кураторство во время стажировки и предоставленную возможность включить вопросы по проблеме захоронения РАО в кросс-национальное исследование
К.соц.н. М.Г. Мацкевич (Социологический институт РАН) и к.соц.н., доц. каф. прикладной и отраслевой социологии Университета Н.В. Соколову – за наставления и рекомендации при подготовке и в ходе проведения социологического исследования в Санкт-Петербурге и г. Сосновый Бор
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!