Репрезентация концепта феминизма в социокультурной среде российских мусульман

Третьяк Анастасия Николаевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

АННОТАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Тема ВКР: «Репрезентация концепта феминизма в социокультурной среде российских мусульман»
Актуальность темы. Заключается в слабой разработанности исследований в области анализа феминизма не только в мусульманских странах, но и в России. Несмотря на принятие конвенции о закреплении политических прав женщин (избирательное право) в 1952 году, принятой Организацией Объединённых Наций, женщины не имели права голоса в прогрессивных странах Европы и Америки, возможности устроиться на работу и обучаться. Все это способствовало понижению их социального статуса и повышению уровня доминирования среди категории лиц мужского пола.
С процессом централизации патриархальной роли в государствах на Ближнем Востоке XX века многие законы и политика, как в публичной, так и во внутренней сфере, оказались под прямым надзором органов исполнительной власти, которые способствовали диссеминации женской дискриминации. Женщины были лишены полномочий практически во всех сферах жизни. Роль репрезентация концепта феминизма в социокультурной среде мусульман исследуется в процессе формирования гендерного равенства. Особое место в этом концепте отводится женским движениям на Ближнем Востоке, которые внесли значительный вклад в различные сферы общества, позволив некоторым государствам выйти на международный уровень с западными странами, в которых процент женского образования гораздо выше, чем во многих восточных странах.

В современных реалиях исламская религиозная традиция переходит в продвинутую стадию модернизации гендерного равноправия, связанного, в первую очередь, с распространением глобализационных тенденций, способствующих популяризации идей западных культур и национальных традиций1. Так, в связи с ускорением глобальной трансформации по

гендерным вопросам в современном исламском обществе, происходит становление и распространение женских организаций.
Наряду с растущим фактическим равенством в обществе появляется все больше научных работ, связанных с комплексным анализом проблемы мусульманского феминизма в России, вопросов женской эмансипации1 и изучения роли мусульманских женщин в общественной жизни, их участия в социальной, политической и культурной жизни страны.
За свою более чем столетнюю историю коллективной деятельности мусульманские женщины добились впечатляющих достижений в области образования; научном, литературном и художественном творчестве; а в некоторой степени и в экономической производительности и социально-политическом участии. Несмотря на квантовый скачок в развитии равноправия, по-прежнему остро стоит вопрос в брачно-семейной сфере (наследство, брак, развод и опека над детьми), а также домашнем насилии, как в Российской Федерации3, так и во многих странах Ближнего Востока (Йемен, Тунис, Египет)
Выводы:

– Феминизм входит в парадигму гуманитарной культуры как социокультур-ное явление, создающее собственную систему общественно-значимых ценностей

– Женское движение направлено на изменение традиционной патриархаль-ной культуры – происходит процесс создания новых ценностей (женская индиви-дуальность, личная автономность, право женщин на самореализацию во всех сфе-рах общества, участие их в культурном процессе, доминирование в бизнесе и т.д.)

– Несмотря на принятие многочисленных законов, расширение прав и воз-можностей женщин равноправие требует большего внимания. С улучшением условий равенства между полами, продвигаемыми национальной конституцией, процессы планирования исполнительной власти, влияющие на расширение прав и возможностей женщин, требуют пересмотра с целью оценки их особого воздей-ствия на женщин.

Актуальность темы. Заключается в слабой разработанности исследований в области анализа феминизма не только в мусульманских странах, но и в России. Несмотря на принятие конвенции о закреплении политических прав женщин (избирательное право) в 1952 году, принятой Организацией Объединённых Наций, женщины не имели права голоса в прогрессивных странах Европы и Америки, возможности устроиться на работу и обучаться. Все это способствовало понижению их социального статуса и повышению уровня доминирования среди категории лиц мужского пола.
С процессом централизации патриархальной роли в государствах на Ближнем Востоке XX века многие законы и политика, как в публичной, так и во внутренней сфере, оказались под прямым надзором органов исполнительной власти, которые способствовали диссеминации женской дискриминации. Женщины были лишены полномочий практически во всех сферах жизни. Роль репрезентация концепта феминизма в социокультурной среде мусульман исследуется в процессе формирования гендерного равенства. Особое место в этом концепте отводится женским движениям на Ближнем Востоке, которые внесли значительный вклад в различные сферы общества, позволив некоторым государствам выйти на международный уровень с западными странами, в которых процент женского образования гораздо выше, чем во многих восточных странах.
В современных реалиях исламская религиозная традиция переходит в продвинутую стадию модернизации гендерного равноправия, связанного, в первую очередь, с распространением глобализационных тенденций, способствующих популяризации идей западных культур и национальных традиций. Так, в связи с ускорением глобальной трансформации по гендерным вопросам в современном исламском обществе, происходит становление и распространение женских организаций.
Наряду с растущим фактическим равенством в обществе появляется все больше научных работ, связанных с комплексным анализом проблемы мусульманского феминизма в России, вопросов женской эмансипации и изучения роли мусульманских женщин в общественной жизни, их участия в социальной, политической и культурной жизни страны.
За свою более чем столетнюю историю коллективной деятельности мусульманские женщины добились впечатляющих достижений в области образования; научном, литературном и художественном творчестве; а в некоторой степени и в экономической производительности и социально-политическом участии. Несмотря на квантовый скачок в развитии равноправия, по-прежнему остро стоит вопрос в брачно-семейной сфере (наследство, брак, развод и опека над детьми), а также домашнем насилии, как в Российской Федерации, так и во многих странах Ближнего Востока (Йемен, Тунис, Египет).
Степень научной разработанности проблемы. Научная литература данного исследования представлена у ученых широкого спектра научных отраслей: историков, философов, политологов, уделявших внимание в своих вопросам социально-политического положения женщин в ряде стран Ближнего Востока. Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы исторических и философских источников, которые можно разделить на несколько групп.
К первой группе необходимо отнести работы русских историков, касавшихся вопроса положения женщин на Ближнем Востоке. В российской философской мысли формирование идей равноправия и освобождения женщин от патриархальной власти мужчин нашло свое отражение в трудах В.Н. Блондина, Н.А. Бердяева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена.
Также следует обратить внимание на многозначительный труд российского политического деятеля С. А. Багдасарова «Ближний Восток: Вечный конфликт», который проводит не только историко-философский анализ, но и акцентирует внимание на взаимоотношении различных этнорелигиозных групп и женщин в странах Ближнего Востока.
История становления феминизма, развития эмансипации и женского движения в СССР и современной России, а также социально-политические аспекты исследования ущемления женщин в русской культуре легли в основу исследований А.М. Коллонтай, О.В. Ворониной, О.Е. Лысенко, А.А. Гафарова, С. Г. Айвазовой, Л. А. Полякова, Н.Л. Пушкарёвой.
Важным трудом, посвященным вопросам становления феминистской герменевтики в исламе, стоит признать статью Д.В. Мухетдинова «Исламская феминистская герменевтика: история становления и основные идеи». В ней автор рассматривает историю феминистской герменевтики, ее основные идеи и теоретические основы. Ценность данной работы заключается в слабой разработанности проблематики исламской феминистской герменевтики на территории современной России.
Ко второй группе источников относится значимый труд знаменитой турецкой активистки Бахрие Учок «Женщины – правительницы в мусульманских государствах». В своем труде она приводит биографические очерки выдающихся мусульманских женщин, исследует яркие эпизоды их общественной деятельности, подробно рассматривает политическую борьбу за равноправие и вступление женщин на престол в исконно-патриархальном обществе.
К третьей группе относятся опубликованные документальные источники, помещенные преимущественно в журнале «Женский Мир» (персид. زانان جان) 1921 г., «Девушка» (араб. (الفتاة) в Египте, «Девушка Востока» (араб. (الشرق الفتاة), в Сирии «Красавица» (араб. (الحسنئ).
К четвёртой группе относятся издания на английском языке. Основной работой данного исследования можно назвать книгу знаменитой британской феминистки, писательницы и философа Мэри Уолстонкрафт (1759-1997) «В защиту прав женщин» («A Vindication of the Rights of Woman»). В своей работе она выдвигает собственную декларацию прав женщин, которая сможет уравнять их с мужчинами во всех сферах общества: экономической, политической, социальной. Она отмечает важность конвенции о ликвидации всех форм дискриминаций, согласии на вступление в брак, наследовании и образовании.
Для корректной терминологии данной исследовательской работы мы используем также «Словарь Гендерных Терминов» под редакцией А.А. Денисовой. Это наиболее полное российское издание, предоставляющее англоязычные варианты гендерных терминов. В настоящий энциклопедический словарь вошли также словарные статьи исследователей из РФ и стран зарубежья.
Также весьма интересны работы, касающиеся положения женщин и их участие в политической жизни страны, имеющие частичное раскрытие в диссертациях Фарзане Аждарии и Дирин Махмуд.
Необходимо отметить труды зарубежных авторов, таких как Mahdi, Ali, Mir-Hosseini, Ziba, Fadaee, S., Tahmasebi-Birgani
Таким образом, несмотря на неоднократные обращения различных отечественных и зарубежных исследователей к истории статуса женщин разных исторических периодов, до сегодняшнего дня комплексное изучение возникновения и распространения мусульманского феминизма в России и на территории стран Ближнего Востока в отечественной историографии еще не предпринято. Следовательно, понятие «исламский феминизм», во всем его многообразии, является малоизученной темой, требующей всестороннего освещения.
Объект исследования – история распространения феминизма на территории стран Ближнего Востока
Предмет исследования – феминистическое движение на БВ и в РФ XX – начале XXI вв.
Цель дипломной работы – проанализировать характерные особенности феминистского движения на Ближнем Востоке и в РФ
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
– изучить исторический процесс феминистического движения в странах Европы;
– исследовать феномен «исламский феминизм»;
– рассмотреть деятельность женских организаций арабских стран;
– проанализировать историю возникновения феномена феминизма во времена СССР и его положения на территории современной России;
– провести социологическое анкетирование по вопросам феминизма среди российских мусульман.
Теоретико-методологические основы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы исследования исторических источников, проясняющие их содержание, методы сравнительно-исторического, типологического анализа. На основе социологического метода проведено анонимное анкетирование по вопросам значимости феминизма в российской социокультурной жизни мусульман. Данные социологические исследования дали возможность детально изучить феномен возникновения и развития исламского феминизма в контексте социокультурных изменений, а также позволили выстроить все собранные факты в единую систему.
Эмпирические основы исследования. Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы исторических и философских источников, которые можно разделить на две группы.
К первой группе необходимо отнести работы русских историков, касавшихся вопроса деятельности положения женщин: А. Карам, Ф. Рахман, А.В. Михалёва, И.Н. Тартаковская, С.Г. Айвазова, О.А. Воронина, А.А. Гафаров.
Вторую группу составляют иностранные исследователи, которые также заинтересованы в данной теме: А. Вадуд, Ф. Мернисси, М. Бадран, З. Мир-Хоссейни.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в расширении и углублении знаний об истории борьбы женщин за свои права в странах Ближнего Востока и в РФ.
Свидетельство практической ценности состоит в том, что результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке информационного материала о мусульманском феминизме, женских движениях в РФ, а также послужить основой при написании проектов, статей, курсовых и дипломных работ студентами.
Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Большая часть опрашиваемых знакома с концептом феминизма и поддерживает его роль в современном мире;
У многих респондентов феминизм вызывает положительные ассоциации, проявляющиеся в равноправии и предоставлении прав и свобод женщинам
Меньшая доля опрашиваемых (26,1%) не знакома с концептом феминизма и считает его негативным явлением для общества
Менее половины опрашиваемых (42,9%) не считает феминизм позитивным явлением для женщин и не соглашается с тем, что женщины должны отстаивать свои права наравне с мужчинами (17,9%)
По итогам выполнения исследования, анализа статистических данных выработан ряд предложений и рекомендаций по повышению уровня знаний о концепте феминизма
Следует проводить лекции, семинары, мастер классы на тему феминизма, рассказывать о его положительных сторонах, приводить в пример биографии известных феминисток РФ, и тогда сознательность восприятия феминизма среди населения традиционных взглядов будет возрастать

Таким образом, результаты анкетирования показали, что, несмотря на переход к постиндустриальному типу общества, трансформации статуса женщин, все еще большого внимания требует просветительская деятельность в вопросах феминизма, нацеленная, в основном, на регионы традиционного уклада (Северный Кавказ, Татарстан).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долголетняя феминистская деятельность достигла определенных уровней трансформации и глобализации общества, как в странах Европы, так и в странах Ближнего Востока. Ведя свою борьбу против патриархальной системы, проявляющейся в ущемлении прав и свобод женщин, активистками были созданы диссидентские журналы, посвящённые актуальным замалчиваемым проблемам в традиционном обществе, скрытым и глубинным психологическим проблемам, партнерским и межличностным проблемам взаимоотношений.
Исламский феминизм на протяжении десятилетий был инструментом для различных способов выражения гендерных отношений и способствовал появлению новых религиозных практик и определенных форм общественно-политического прогресса. Отсутствие социально-экономических прав и законов о равноправии – отрицательные факторы, влияющие на формы международной интеграции исламских феминисток.
Обсудив вклад исламского феминизма в феминистскую мысль, стоит обратиться к его постмодернистским и постколониальным истокам в СССР. Начиная с постановки гендерных проблем в существующей политической системе, разработки феминистской идеологии, коллективных действий и популяризации, женское движение прошло сложный путь для достижения конкретных целей. Главной силой этого движения стали сами женщины, в историю вошли имена самых ярких из них.
На рубеже XIX-XX веков положение женщин в обществе оставалось пассивным и второстепенным. Особенно тяжело приходилось женщинам из низшего класса населения-крестьянкам в деревнях и наемной прислуге, поскольку даже положительные изменения на них практически не отражались. Потомственным дворянкам, не желавшим провести всю жизнь в тени мужа, приходилось отстаивать свое право на образование. Ущемлённые в правах женщины жаждали перемен, как никогда раньше.
Основными направлениями женского освободительного движения были:
1. Либерально-демократическое. Главными идеями были: достижение абсолютного гендерного равенства в гражданских и политических правах, распространение благотворительности, доступность образования, международное сотрудничество и создание единого движения.
2. Социал-демократическое (пролетарское): борьба пролетариата за достижение всеобщего равенства на основе философских позиций марксизма.
3. Национально-патриотическое: второстепенная роль женщины в обществе.
4. Нравственно-этическое: помощь молодым матерям, матерям-одиночкам, а также женщинам, отбывающим тюремное заключение.
5. Клерикальное: религиозная концепция
Мотивов присоединиться к женскому движению было много: невозможность реализовать себя в одиночку в профессиональной или политической деятельности, осознание закрепления гендерного неравенства на законодательном уровне страны, влияние либеральных и революционных идей на традиционный уклад семьи и общества, возможность участвовать в просветительской деятельности, получать гуманитарную и продовольственную помощь в благотворительных женских организациях.
В анализе политического участия женщин лежит несколько исторических периодов: дореволюционный, революционный и постреволюционный. В рамках дореволюционного периода обсуждалось положение и роль женщин в Российской империи до февральской революции 1917 года. Законодательство не предоставляло женщинам социальное и медицинское страхование, больничный отпуск и право на аборт. Анализ революционного движения показал, что из большевистских переворотов 1917 года именно пролетарское женское движение вышло победителями, самыми яркими фигурами в нем стали Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Заинтересованность в женской эмансипации нашло отражение в их коммунистической деятельности. Революции 1917 года, вовлекли женщин в общественную жизнь страны, политизировали концепт феминизма и заложили основы эмансипации женщин. Постреволюционный период характеризуется временным застоем феминистского движения, однако, в 1990-ых гг. происходит трансформация феминистских движений и идеи равноправия берут верх.
Подводя итог можно сделать вывод, что постепенное достижение общественного прогресса стимулирует активацию женского участия в социокультурной сфере общества. Процессы глобализации и модернизации делают возможной трансформацию консервативных взглядов по вопросам места и роли женского населения в обществе. И, несмотря на принятие многочисленных законов, расширения прав и возможностей женщин во многих областях, вопросы равноправия требуют большего внимания со стороны федеральных законов.

Литература на английском языке
Al-Bizri Women in the Arab Spring: new and distinct forms of political participation. // The green political foundation. 2011. P. 7.
Badran M. Feminism in Islam: Secular and Religious Convergences. Oxford: Oneworld Publications, 2009
Badran M. Gendering the Islamist Global Offensive. In: People’s Rights, Women’s
Baffoun, Alya. Women and Social Change in the Muslim Arab World, In Women in Islam. Pergamon Press, 1982. – P. 123;
Barbara J. and Nancy F. Cott. «Feminists Who Changed America», 1963-1975, – P. 576.
Betty Friedan «Making of The Feminine Mystique: The American Left, the Cold War and Modern Feminism».-University of Massachusetts Press; New edition (September 27, 2000). – P. 388;
Dow, Bonnie J. (Spring 2003). «Feminism, Miss America, and Media Mythology». Rhetoric & Public Affairs. 6 (1): 127–149. doi:10.1353/ 2003. – Pp. 127-149;
Fadaee, S. Social movements in Iran: environmentalism and civil society. Oxon: Routledge, 2012. – 117 p.
Fadaee, S. Social movements in Iran: environmentalism and civil society. Oxon: Routledge. 2012. – P. 176.
Fatima Mernissi, Le harem politique (Paris: Michel Albin, 1987). – P. 294;
Gillis, Stacy. Third wave feminism: a critical exploration / Stacy Gillis, Gillian Howie, Rebecca Munford. — Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2007. – P. 275–276.
Gray D.H. Tunisia after uprising: Islamist and Secular Quests for Women’s Rights // Mediterranean Politics. Vol. 17. No. 3. 2012 . P. 285–302.
http://www.arabwomenorg.org/Content/OrganizationGeneralPolicy.pdf
https://islamthesaurus.spbu.ru/Шариа́т
https://nwrcegypt.org/wp-content/uploads/2020/12/NWF-Book-Internal-Pages-H-Spreads-1.pdf
Jennifer Baumgardner & Amy Richards Manifesta [10th Anniversary Edition]: Young Women, Feminism, and the Future Paperback – March 2, 2010, p. 464
Judith Butler. «Feminism in Any Other Name», differences 6:2-3. 1994. – Pp. 44-45;
Lewis, Jone Johnson. «National Organization for Women – NOW». 2013. – P. 213.
Mahdi, Ali A. «The Iranian Women’s Movement: A Century Long Struggle. The Muslim World. 2004. – 427 p.
Mary Wollstonecraft «A Vindication of the Rights of Woman. With Strictures on political and moral subjects», 1792. – P. 32-74;
Mernissi F. Women and Islam: An Historical and Theological Enquiry. Oxford: Basil Blackwell; 1991
Mir-Hosseini Z., Tapper R. Islam and Democracy in Iran: Eshkevari and the Quest for Reform. New York: I.B.Tauris & Co Ltd, 2006. – P. 198;
Mir-Hosseini, Ziba. «The Conservative: Reformist Conflict over Women’s Rights in Iran» International Journal of Politics, Culture, and Society, 2002. – P. 37-53;
Rowe-Finkbeiner K. The F-Word: Feminism In Jeopardy – Women, Politics and the Future. Emeryville: Seal Press, 2004. – P. 87-89;
Rowe-Finkbeiner, K. The F-Word: Feminism In Jeopardy – Women, Politics and the Future. Emeryville: Seal Press, 2004. – P. 302.
Tahmasebi-Birgani, V. (2017). Social Media as a site of transformative politics: Iranian women’s online contestations. In P. Vahabzadeh (Ed.), Iran’s struggles for social justice. Switzerland: Springer International Publishing. – 181-198 pp.
Wadud A. Qur’an and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman’s Perspective. Oxford: Oxford University Press; 1999.
Warren; Marianne Hinckle. «Women Power». – Ramparts, № 8, 1968. – P. 274;
Whelehan, Imelda. Modern feminist thought: from the second wave to «post-feminism». — Edinburgh: Edinburgh University Press, 1995. – Pp. 6-8;
Willis, Ellen, «Radical Feminism and Feminist Radicalism», 1984. – Pp. 117-150;
Ziba Mir-Hosseini. Religion, Politics, and Globalization Program. N.p., n.d. Web. 3 May 2013.
Литература на русском языке
Айвазова С. Г. Модернизация как контекст гендерного равноправия // Модернизация и политика в XXI веке / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян; Институт социологии РАН. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. ISBN 978-5-8243-1540-0
Арманд И.Ф. Задачи работниц в Советской России // Коммунистическая партия и организация работниц. Сборник, статей, резолюций; инструкций. Пособие для пропагандисток. М., 1919. 316 с.
Артюхина A.B. Пройденный путь // Женщины в революции. (Воспоминания). М.: Госполитиздат, 1959. С. 17-38.
Артюхина А. К новому положению в делегатских собраниях работниц и крестьянок // Правда. 1925. № 170. 28 июля.
Багдасаров С. А. «Ближний Восток: Вечный конфликт» / Саляхова Э.. — М.: Эксмо, 2016. — 288 с.
Воронина О. Феминизм и гендерное равенство. — М., 2003. — С. 111.
Воронина О.А. Влияние гендерного равенства на развитие современных цивилизаций // Социология. Журнал росс. социол. ассоциации. 2020. № 5. С. 244–253.
Гараев Д.М. Женские мусульманские организации в Татарстане: между традиционализацией и модернизацией. Minbar. Islamic Studies. 2019
Гафаров А. А., Саттарова А. И. Женское мусульманское движение в
Гафаров А. А., Саттарова А. И. Женское мусульманское движение в
Гафаров А. А., Саттарова А. И. Женское мусульманское движение в Татарстане: исторические истоки и современные тенденции. Современные проблемы науки и образования. Казань, 2013, с. 517-520
Губин В.Д. Русская культура и феномен насилия // Вопросы философии, 1995. № 5. С.3-5
Дирин Форог Махмуд. Проблемы политического насилия в отношении женщин в современном Иране: дисс. … канд. политических наук – Л., 2015. – 181 с.
Дирин Форог Махмуд. Проблемы политического насилия в отношении женщин в современном Иране: дисс. … канд. политических наук – Л., 2015. – С. 180.
Дубинина Н. И. Победа великого Октября и первые мероприятия партии в решении женского вопроса // Опыт КПСС в решении женского вопроса. — М.: Мысль, 1981. — С. 14—34
Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. М.: Наука, 1994. – С. 416-422.
Женщины в СССР // Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. — М.: Мысль, 1972. — С. 29—82
Женщины в СССР // Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. — М.: Мысль, 1972. — С. 29—82
Ибрагим Абдо. Развитие египетской печати и социальный подъем. Каир, 1983. – С. 88-84;
История запретов и разрешений абортов в России. РИА Новости (3 августа 2010). Дата обращения: (13 марта 2021)
История татарской литературы нового времени (XIX— начало XX века). Казань, 2003. С. 449-451
Карам А. Исламизм и гендер: мужские точки зрения. В: Мухетдинов Д.В., Бородай С. Ю. (ред.) Исламская мысль: традиция и современность. М.: Медина; 2017. Вып. 2. С. 533–567
Кейтлин Моран. «Быть женщиной: Откровения отъявленной феминистки», 2014. – С. 298.
Л. Троцкий., Преданная революция. стр. 121-122
Л.Д. Троцкий, Письма (1937-38), с. 170
Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33. С. 1-120.
Ленин В.И. Советская власть и положение женщины // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 285-288.
Лысенко О Е. Особенности эмансипации северокавказской женщи ны // Философия науки, культуры, языка сборник научных статей – Ставрополь Изд-во СГУ, 2008 – С 94-99
Михалёва А. В. Исламский феминизм Сейрат Атеш. Вестник ПФИЦ УрО РАН. 2018; 4:62–74. DOI: 10.7242/1998-2097/2018.4.9.
Мусульманские депутаты Государственной Думы России 1906 – 1917 гг. (Сборник документов и материалов), Уфа, 1998. – с. 6.
Мухетдинов Д. В. Исламская феминистская герменевтика: история становления и основные идеи. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):511–526. DOI: 10.31162/2618-9569-2019-12-2-511-526.
Приказ Минтруда России № 512н от 18 июля 2019 г. Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин
проблемы науки и образования. Казань, 2013, с. 517-520.
проблемы науки и образования. Казань, 2013, с. 517-520.
Рахман Ф. Ислам и современность. В: Мухетдинов Д. В., Бородай С. Ю. (ред.) Исламская мысль: традиция и современность. М.: Медина; 2017. Вып. 2. С. 202–243
Священный Коран. Э.Р. Кулиев. Перевод смыслов. – М.: Умма, 2007. – 676 с.
Священный Коран. Э.Р. Кулиев. Перевод смыслов. – М.: Умма, 2007. – 676 с.
Соколова И.Н. О проблеме освобождения арабской женщины (на материале сборника Мелек Хифни Насиф «ан-Нисайат») // Ученые записки ЛГУ. Серия востоковедческих наук. Вып. 32: Востоковедение. Л., 1990. С. 119-123.
Там же
Там же
Там же, с. 213-14
Там же, с. 218
Там же, с. 227
Тартаковская И. Н. Права женщин в дискурсе исламского феминизма. Гендерные исследования. 2008;18:167–176
Тартаковская И. Н. Права женщин в дискурсе исламского феминизма. Гендерные исследования. 2008
Татарстан: исторические истоки и современные тенденции.
Татыбекова Ж.С. Великий Октябрь и женщины Киргизстана. Фрунзе: Кыргызстан, 1975. С. 12–13.
Тезисы, резолюции и манифесты первых четырех конгрессов Третьего Интернационала, стр. 217
Учок, Бахрие. «Женщины-правительницы в мусульманских государствах» – М. : Наука, 1982. – 175 с.
Фарзане Аджари. Положение женщин в политической жизни Исламской Республики Иран: дис. … канд. политических наук. – Л., 2012. – 157 с.
Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2017. – С. 174;
Хвостов В. Участие женщины в умственной культуре человечества. М., 1914, с. 15.
«Худжум» в судьбах женщин Узбекистана: К 60-летию движения за равноправие женищин / Рахима Хадиевна Аминова. — Ташкент: Общество «Знание» УзССР, 1987. — 22 с.
Цеткин К. Работа женотделов в новых условиях // Правда. 1923. № 74. 4 апреля
Юкина И. И. Феминизм в СССР // Гендер как инструмент познания и преобразования общества. — М., 2006. — С. 154—162.
Литература на арабском языке
أ ب ج “احتجاجات جديدة تندلع في اليمن” . الجزيرة. 29 يناير 2011 مؤرشفة من الأصلي في 29 يناير 2011 . تم الاسترجاع 30 يناير 2011 .
الأسرة في المجال غير الرسمي بمصر، مؤسسة المرأة الجديدة، 2016
رجاء، بن سلامة (2004)، الفحل السياسي، العدد 9، منشورات مجمع الباحثات اللبنانيات
سلمى عبيدة ، أول ندوة وطنية سنوية للجمعية التونسية للنساء الحقوقيات ” دعم الحضور القيادي للم أرة في الوسط السياسي والقضائي ” تونس
سلوى العنتري ونفيسة دسوقي، عمل النساء في السوق بدون أجر – العمل لدى
شعراوي، هدى، مذكرات هدى شعراوي ، كلمات للترجمة والنشر، القاهرة، مدينة نصر، 3 ص.
“فيديو: نساء يمنيات يحرقن نقابهن في احتجاج مناهض للحكومة بعد مزيد من الوفيات في صنعاء” . التلغراف . لندن. 27 أكتوبر 2011 . تم الاسترجاع 16 نوفمبر 2011
^ بيكر ، آرين ؛ إريك ستير (16 فبراير 2012). “المرأة على رأس الحركة الاحتجاجية اليمنية” . الوقت . تم الاسترجاع 1 فبراير 2012
مجلة “المصرفيون”، عدد خاصًبمناسبة انعقاد المؤتمر الدولي للشمول المالي في مصر، أكتوبر ٢٠١٣ ص ٢٤.
مسيرة نسائية في العاصمة اليمنية” . سي إن إن. 17 أكتوبر 2011 . تم الاسترجاع 16 نوفمبر 2011
Электронные ресурсы
Бороздина Е.А. Феминизм: чем различаются три волны? [электронный ресурс] // URL: https://postnauka.ru/faq/61274 (дата обращения: 10.01.2019).
Вигель Н.Л. Глобализация и феминизация культуры // Гуманитарные научные исследования. 2017. No 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22916(дата обращения: 20.01.2021)
Исупова О.Г. Три волны феминизма //Демоскоп weekly / под ред. А. Вишневского. № 407-408. 2010. [электронный ресурс] // URL: http://demoscope.ru/weekly/2010/0407/gender03.php (дата обращения: 03.10.2020).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет