Сравнительный анализ экспозиционной деятельности научно-технических музеев в России и за рубежом

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Грохотова Татьяна Игоревна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Настоящее исследование посвящено сравнительному анализу экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных научно-технических музеев. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения социокультурного статуса отечественных научно-технических музеев.Улучшение качества экспозиционной работы позволит решить данную проблему. Для этого был изучен опыт экспозиционной деятельности зарубежных музеев и произведен сравнительный анализ экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных музеев данного профиля. В качестве основных трудов, посвященных тематике становления и развития научно-технических музеев, следует отметить работы проф. Г. Г. Григоряна, положившие начало изучению истории и специфики деятельности научно-технических музеев. Л. М. Кожина в своих трудах изучала значимость музеев науки и техники с исторической культурологической точки зрения.Большое внимание вопросам научно-технических музеев уделили Л. Н. Бакаютова в своей диссертации “Модернизация деятельности технических музеев: отечественный и зарубежный опыт: на примере музеев связи” и А. К. Филякова в своей диссертации “Технический музей в формировании научного мировоззрения”. В результате сделаны следующие выводы: экспозиция научно-технического музея показывает отношение человека к науке и технике, которое влияет на принцип показа предметов техники. Отечественные научно-технические музеи воспринимаются, как собрание малопонятных приборов и аппаратов. Когда зарубежные музеи науки и техники с момента их создания были больше ориентированы на широкие слои посетителей, детей и молодежь. Основной проблемой отечественных и зарубежных научно-технических музеев является то, что их экспозиции очень редко раскрывают проблему взаимодействия человека и техники, ее влияние, как положительное, так и негативное, на жизнь людей. На экспозиции научно-технического музея необходимо соединять историческую экспозицию и интерактивные объекты, так как внедрение интерактивных технологий позволит нарушить монотонность поступления информации. Однако необходимо соблюдать баланс между подлинными предметами и интерактивными объектами, поскольку цель научно-технической экспозиции показать историю техники во всей широте. Значимость исследования состоит в том, что были изучены современные методы экспозиционной деятельности музеев науки и техники, а также осуществлен сравнительный анализ экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных музеев, что помогло при создании методических рекомендаций по модернизации экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Актуальность темы исследования:
Исторически музеефикация предметов техники пришлась на вторую половину XIX в. – период возникновения крупной промышленности. Необходимость развивать торговлю привели к проведению во второй половине XIX в. международных и национальных индустриальных выставок, в которых нашли отражение национальная гордость индустриально развитых стран. Под воздействием первых промышленных выставок возникли идеи создания национальных технических музеев, которые должны были воспринять «духовность» этих выставок и сохранить ее во времени для укрепления, как национального, так и социального статуса инженеров и инженерной деятельности.
В основе концепции научно-технических музеев лежит принцип широкой популяризации, прежде всего среди детей и молодежи, научных знаний с помощью специальных экспонатов – демонстрационных устройств, обеспечивающих игровой, активный контакт посетителей с экспозицией. Уже на начальном этапе развития музеев технического профиля обнаруживается их особенность, которая связана с предметом техники, а именно с ее функциональностью. Экспонирование техники связано с необходимостью демонстрации действия, показа и разъяснения устройства, принципов работы.
К научно-техническим музеям относятся те музеи, которые:
-документируют исторический процесс развития науки и техники;
-имеют в своей коллекции памятники науки и техники;
-пропагандируют историю развития техники и научного знания;
-ведут работу по популяризации основ научно – технических знаний.
Актуальность диссертационного исследования определяется потребностью повышения социокультурного статуса отечественных научно-технических музеев. Улучшение качества экспозиционной работы позволит решить данную проблему. Для этого необходимо изучить опыт экспозиционной деятельности зарубежных музеев, поскольку за рубежом технические музеи – одни из самых популярных и востребованных, тогда как отечественные музеи данного профиля – наоборот, малопосещаемые и произвести сравнительный анализ экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных музеев данного профиля. Однако не стоит забывать, что не все приемы, которые используются в экспозициях зарубежных музеев мы можем применить в отечественных. Это связано с национальной самобытностью в техническом прогрессе, которую необходимо отражать при экспонировании предметов техники. Важно, чтобы научно-технический музей выработал индивидуальные принципы и методы интерпретации своего собрания.
Кроме того, актуальность исследования определяется недостатком отечественных и зарубежных научных работ, которые были бы посвящены изучению истории технических музеев, их экспозиционной деятельности.
Научная новизна исследования состоит в сравнительном анализе экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных научно-технических музеев, на основании которого были сформулированы методические рекомендации по модернизации экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Степень научной разработки проблемы:
В процессе написания данного диссертационного исследования были использованы источники, относящиеся к нескольким тематическим группам. Теоретические основы изучения процесса формирования музейной экспозиции, а также экспозиции музеев науки и техники составляют работы, посвященные теории музейной коммуникации: Я. Долака, П. Менша, А. Е. Закса, П. В. Аксенова, Л.Л. Винокуровой, М.Т. Майстровской.
Следующую группу анализируемых исследований составляют работы, посвященные вопросу изучения истории и становления научно – технических музеев в России и за рубежом. Данная группа представлена работами: Г. Г. Григоряна, К. Хадсона, В. П. Грицкевича, В. П. Зайцева.
Для описания и анализа современных методов экспозиционной деятельности научно-технических музеев большое значение имели работы: Д. А. Агаповой, А.П.Буслакова, О.В. Ванеевой, П.В. Аксенова, Н.Никишина, Д.Е.Озеровой, Н.А.Личак, А.Земко, Ж-П.Натали, Ж.Ландри, Г. Кнерр.
В качестве основных трудов, посвященных теме становления и развития научно-технических музеев, следует отметить работы проф. Г. Г. Григоряна, положившие начало изучению истории и специфики деятельности научно – технических музеев. Л.М.Кожина изучала значимость музеев науки и техники с исторической и культурологической точки зрения. Большое внимание вопросам научно-технических музеев уделила Л.Н. Бакаютова в диссертации «Модернизация деятельности технических музеев: отечественный и зарубежный опыт: на примере музеев связи» и А.К.Филякова в диссертации «Технический музей в формировании научного мировоззрения».
Объект исследования: музейная экспозиция как пространственно – временная форма представления историко-культурного наследия.
Предмет исследования: экспозиционная деятельность научно – технических музеев.
Целью диссертационной работы является сравнение экспозиционной деятельности научно – технических музеев в России и за рубежом.
Решение следующих задач позволяет достигнуть поставленной цели:

Принципы экспонирования техники в отечественных научно-технических музеях и зарубежных отличаются друг от друга. Отечественные музеи науки и техники, в большинстве своем, представляют собой хранилище технических предметов, понятных и интересных для специалистов в данной области. Зарубежные научно-технические музеи с самого начала своего возникновения ориентировались не только на специалистов в области техники, но и на широкие круги населения. В них экспонаты демонстрировали действия научных законов в доступной для посетителей форме.
Традиционное построение экспозиций, которое характерно для отечественных научно-технических музеев, базируется на принципах оптимальной демонстрации коллекций. Однако сегодня построение экспозиции переосмысливается. Этому способствуют изменения социокультурного заказа общества. Сегодня в экспозицию стали привносить динамику, которую можно получить с помощью интерактивных предметов.
В соответствии с задачами, поставленными в диссертационном исследовании, были сделаны следующие выводы:
В ходе изучения экспозиционной деятельности научно-технических музеев в России и за рубежом было выявлено, что отношение человека к технике влияло на принципы ее экспонирования. Так в XVIII веке предмет техники воспринимался как творение искусства, поэтому он демонстрировался как законченное произведение без трактовки его социальной роли. В XIX веке отношение к технике меняется, теперь предмет техники является отражением индустриальной мощи государства. Именно поэтому в это время возникают всемирные промышленные выставки, на которых демонстрировались передовые разработки индустриальных стран. Результатами выставок стали организация музеев науки и техники, в которых создавались экспозиции, демонстрирующие технику в действии. В XX веке формируется научно-технический музей, который отражает историю и социальную роль техники.
Музеи науки и техники призваны, с помощью экспозиций, показывать эволюционные периоды и скачкообразные изменения в развитии технических средств. Однако возникает проблема выборки предметов науки и техники, которые могли бы наглядно продемонстрировать этот процесс. Сложность заключается в том, что начиная с конца XIX века, научно-технические средства стали частью повседневной жизни, увеличилось их количество и разнообразие. Из этого следует, что перед музеями встает проблема, связанная с необходимостью постоянного введения на экспозицию дополнительных экспозиционных комплексов, новых объектов, которые способны продемонстрировать современные разработки в области техники. Только в таком случае экспозиция музея будет отражать все этапы развития научно-технического знания.
Особенность демонстрации предметов техники связана с их функциональностью. Экспонирование техники сопряжено с необходимостью демонстрации действия, показа и разъяснения устройства, принципов работы. Предметы техники так же отображают историю познания человеком окружающего мира, природных явлений и открытия научных законов.
Рассмотрев интерактивные технологии в научно-технических музеях, можно сделать выводы, что подобные технологии позволяют нарушить монотонность поступления информации, поскольку задействуют не только визуальный канал восприятия предмета, но и другие (тактильный, вербальный). Интерактивные предметы дают возможность самостоятельно приводить в действие установки, экспериментировать и как бы участвовать в процессе открытия природных законов. Благодаря этому у посетителей формируются ощущения, впечатления и переживания, лично выработанные результатами проведения собственного опыта. Интерактивность способствует лучшему пониманию и запоминанию информации, полученной посетителями музея. В качестве интерактивных предметов могут выступать специальные установки (сенсорные киоски, интерактивный стол), демонстрационные макеты и подлинные музейные предметы.
Так как особенностью научно-технических музеев является необходимость демонстрации предмета техники, принципа ее работы и строения, то нагляднее и понятнее это будет продемонстрировать с помощью интерактивных объектов.
Изучение специфики сайнс-центров показало: в отличие от традиционных технических музеев, сосредоточенных на истории развития техники, сайнс-центры с помощью интерактивных предметов демонстрируют физические законы или принципы функционирования различных технических объектов. На сегодняшний день нет единого определения того, чем в действительности являются научные центры, так как существует два противоположных определения: сайнс-центры как новый тип научно – технических музеев; сайнс – центры как объекты, не являющиеся в полной мере музеями. Также существует угроза трансформации научно-технических музеев из учреждения культуры в объекты индустрии развлечений.
По результатам исследования был предложен комплекс методических рекомендаций по модернизации экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации:
– Создание специального демонстрационного оборудования позволит наглядно иллюстрировать посетителям принципы работы экспонатов;
-Многие залы перегружены большим количеством представленных экспонатов, поэтому следует убрать из экспозиции часть предметов;
-Необходимо внедрение в экспозицию интерактивных киосков, содержащих поясняющую информацию, информацию о размещении экспонатов и об инженерах, внесших вклад в развитие железной сети дорог России;
– Изменение аннотаций к экспонатам сделает информацию о предметах понятнее и познавательнее для простых посетителей;
Научно-технические музеи в современном обществе должны показывать в своей экспозиции прошлое и настоящее. Расположение предметов техники в хронологическом порядке является устаревшей формой экспозиционной деятельности для научно-технических музеев, которая не позволяет посетителю музея познакомиться с разными сторонами предметов. Экспозиции научно-технических музеев необходимо соединить в себе традиционный принцип показа экспонатов с включением интерактивных предметов.

Агапова Д. А. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. М., 2012. С. 8 – 21.
Адамс М. Д. Роль музея в распространении знаний / М.Д. Адамс // Museum. 1984. № 141. С. 14 — 18.
Баданина М. С. Музейный текст и проблема его интерпретации посетителями музея // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №70. С. 50 – 54.
Батурин Ю.М. О возможной концепции музея истории науки и техники // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция. Т.1. Общие проблемы развития науки и техники. История физико-математических наук. М., 2013. С. 16 – 23.
Бланш Б. Дворец, объединяющий человека и науку // Museum. 2001. № 208. С. 43 – 47.
Борисова Н. А. Инновационные подходы к освоению экспозиционного пространства в Центральном музее связи имени А.С. Попова//X научно – практическая конференция. Российский научно – технический музей: проблемы и перспективы. М., 2012. С.31 – 33.
Борисова Н.А., Васильева Т.С., Фролова О.В. Экспозиция «Радиовещание» в Центральном музее связи имени А.С.Попова // Материалы IV всероссийской конференции музеев связи. Музеи связи: популяризация науки и техники. СПб., 2013. С. 52 – 56.
Брусникин В.В. Концепция интерактивной экспозиции вещательных радиоприемников // Материалы IV всероссийской конференции музеев связи. Музеи связи: популяризация науки и техники. СПб., 2013. С. 71 – 76.
Буслаков А. П. Интерактивные экспозиции // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 69 – 72.
Винокурова Л. Л. Виды экспозиции. Учебные зоны в экспозиционном пространстве // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 66– 68.
Водорез Е. Л. Музей техники в концептуальном аспекте на примере музеев железнодорожного профиля // Studia Culturae. 2006. №. 9. С. 199-210.
Выявление и ранжирование памятников науки и техники: Вещевые источники: копии, модели, макеты: Метод. рекомендации / Политехнический музей // Сост. Г.Г. Мерцалова. М., 2001.
Галкина Т.В. О выявлении эффективных форм в музейно-педагогической деятельности в российских и зарубежных музеях науки и техники // Вестник ТГПУ. 2014. №3. С. 145 – 152.
Горбунов И.В. Архитектоника музейной экспозиции: Предметно-пространственная среда и основы функционального и художественного проектирования музеев // Витебск: ВГУ им. П.М. Машаерова., 2015.
Григорян Г.Г. Научно-технические музеи и принципы идентификации памятников науки и техники // Советский научно-технический музей: Проблемы и перспективы. Киев., 1990. С. 6 – 13.
Григорян Г.Г. Проблема идентификации памятников науки и техники // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 16 – 22.
Григорян Г. Г., Кожина Л. М. История и закономерности формирования музейных фондов технических музеев // Музейные собрания научно-технических музеев: история, проблемы, перспективы. М., 1996. С. 11 – 67.
Григорян Г.Г., Кожина Л.М. История техники и музейное дело // История техники и музейное дело. 2002. №2. С. 7 – 19.
Григорян Г.Г., Кожина Л.М. Музейные собрания научно-технических музеев:  история, проблемы, перспективы: Материалы по музееведению в области истории науки и техники и научно-технических знаний.   М.: Знание, 1996.
Григорян Г. Г., Кожина Л. М. Научно-технические музеи и культурное наследие в области техники // Вопросы истории естествознания и техники. М., 2003. № 4. C. 75 — 87.
Григорян Г.Г., Кожина Л.М. Техника как объект музейной деятельности// Тезисы научной конференции 1997.
Грин Дж. П. Обновленный Музей науки и промышленности в манчестере // Museum. 2001. № 208. С. 1- 8.
Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб., 2004.
Данилов В. Неформальные методы популяризации научных знаний в Чикагском музее науки и промышленности // Музеи науки и техники. 1986. № 2. С. 16 – 21.
Данилов В. Техника: случайность или выбор? // Музеи науки и техники. 1986. № 2. С. 22 – 24.
Данчева Г.Г. Взрослый посетитель Политехнического музея // Российский научно-технический музея: проблемы и перспективы: Материалы VIII научно-практической конференции (16 – 18 декабря 2002). – М., 2003. С. 101 – 108.
Долак Ян Музейная экспозиция музейная коммуникация // Вопросы музеологии. 2010. №1. С. 106 – 117.
Жекова Т.Л. Популяризация научных основ и принципов действия объектов техники как одна из особенностей экспозиции в научно – техническом музее // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 34– 36.
Закревская Г. П. Центральный музей железнодорожного транспорта России // Страницы истории железнодорожного транспорта России. Сборник трудов. СПб., 2004. С. 3 – 21.
Земко А. Зарубежные музеи науки и научно – познавательные центры // Музей. М., 2007. № 3. С. 64 – 69.
Земко А. Зарубежные музеи науки и научно – познавательные центры // Музей. М., 2007. № 4. С. 63 – 70.
Земко А. Зарубежные музеи науки и научно – познавательные центры // Музей. М., 2007. № 9. С. 62 – 68.
Иванова Т. С. Комплектование фондов в технических музеях // Советский научно-технический музей: Проблемы и перспективы. Киев., 1990. С. 53 – 58.
Клепшова Д. Национальный музей в Праге // Музеи науки и техники. 1986. № 2. С.48 – 54.
Кнерр Г. Музеи техники: новая публика, новые партнеры // Museum. 2001. № 208. С. 8 – 13.
Кожина Л. М. Основы музейного документирования истории техники // Разработка методов и научного аппарата выявления, ранжирования и музеефикации памятников науки и техники. М., 2000. С. 8 – 12.
Кожина Л. М. О формировании музейного собрания Политехнического музея // История техники и музейное дело. М., 2007. вып. 4., Ч. 1. С. 9 – 23.
Кожина Л. М. Проблемы музейного экспонирования техники // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М., 2000. С. 22 – 27.
Комарова Е. М. Научно – познавательная функция научно – технического музея // IX научно – практическая конференция. «Российские научно – технический музей: проблемы и перспективы». СПб., 2008. С.13-14.
Литвинов В. В. Практика современной экспозиции. М., 2006.
Макеева И.А. Использование интерактивных методов музейной деятельности в гражданском воспитании детей – сирот ( из опыта работы ) //Вестник Томского государственного университета. 2013. No 366. С. 121–125
Менш П. Коммуникация: язык экспозиции // Вопросы музеологии. 2014. №1. С. 254 – 272.
Михеев В. P. Подходы к классификации памятников науки и техники // Разработка методов и научного аппарата выявления, ранжирования и музеефикации памятников науки и техники. М., 2000. С. 20 – 31.
Мокина С. Н. организация работы над экспозицией, этапы подготовки музейной экспозиции // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно – техническом музее. М., 2000. С. 37 – 42.
Музеи связи: историческое и культурное наследие: Материалы 3-й Всероссийской конференции музеев связи (14-16 сентября 2011) / под ред. Н.А. Борисова. СПб.: Центральный музей связи имени А.С. Попова, 2011.
Музеи связи: популяризация науки и техники: Материалы IV Всероссийской конференции музеев связи (10-12 октября 2013 г.) / нач. ред. Н.А. Борисова. СПб.: Центральный музей связи имени А.С. Попова, 2013.
Натали Ж-П., Ландри Ж. Город науки и техники Ла Виллет // Museum. 1986. № 208. С. 64 – 72.
Никишин Н.Об интерактивности // Музей № 9. М. 2016. С. 40-44.
Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом  музее / под. ред. Г.Г. Григорян. М.: Знание, 2000.
Озерова Д.Е., Личак Н.Е. Музеи науки и техники: от образовательного центра до «научного аттракциона». Ярославль. 2011.
Памятники истории естествознания и техники в собраниях музеев РСФСР: Метод.разраб // Гос. ист. Музей/ Подгот. П.В. Боярский, Л.Е. Майстров, А.М. Разгон. М., 1979.
Покровский Н. Н. Музей техники, как реконструкция научной предметно-пространственной среды // Новые” и “вечные” проблемы философии. 1998. С. 86 – 94.
Покровский Н.Н. Научная концепция Музея науки и техники. / Покровский Н.Н. // Гуманитарный ежегодник. 2001. Вып. 2. С. 80-90.
Покровский Н.Н. Научная и инновационная деятельность СО АН СССР. Музееведческий аспект / Покровский Н.Н. // История науки и техники. 2006. Вып. 2. С. 3-7.
Покровский Н.Н. Научная концепция экспозиции «Вычислительная техника» / Покровский Н.Н. // История науки и техники. 2009. Вып. 3. С. 140-151.
Покровский Н.Н. Научная концепция Сибирского политехнического музея / Н. Н. Покровский // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 3. С. 57-60.
Покровский Н.Н. Приборы и техника научного эксперимента. Опыт создания экспозиции. / Покровский Н.Н. // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. № 2. С. 116 – 124.
Полякова М.А. Изучение и использование памятников науки и техники // Памятниковедение науки и техники: теория, методика, практика. М., 1988. С. 119.
Фернандес. Г., Бенльоч М. Интерактивные экспозиции: ревкция посетителей // Museum. 2001. № 208. С. 53 – 59.
Филякова А.К. Аксиология музейного предмета в техническом музее (на примере музея городского электрического транспорта г. Санкт- Петербурга) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. СПб., 2015. № 3-2. С. 282 – 285
Филякова А. К. Неформальные методы популяризации научного знания в технических музеях. Доступ: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2015_3-1_47.pdf
Филякова А. К. Технический музей в формировании научного мировоззрения: диссертация… кандидата культурологии: 24. 00. 03. СПб., 2017.
Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.
Черкашева А.С. Принципы построения выставочного пространства (на примере отдела летательных аппаратов музея Шедевров науки и техники в Мюнхене) // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сборник научных трудов. СПб., 2011. Часть 3. С. 33 – 38.
Янушек И. “Музей контекста”: соединение науки и культуры // Museum. 2001. № 208. С. 21 – 24.
 Литература на иностранном языке:
Oppenhimer F. The Exploratorium: A Playful Museum Combines Perception and Art in Science Education // Americal journal of physics, № 40/7б, 1972.
Kluger, Reinhard Museen der Technik – Dusseldorf, 1992.
Liam J. Bannon, Luigina Ciolfi Designing Interactive Museum Exhibits: Enhancing visitor curiosity through augmented artefacts // Eleventh European Conference on Cognitive Ergonomics. Catania (Italy), September 2002.
Nazor O. The Young and Revolutionary: technological Museums // Museology and Techniques. 2007. P. 81 – 83.
Peter J.T. Morris Science for the Nation. Perspectives on the History of the Science museum // Peter J.T. Morris. – London, Science museum, 2010.
Friedman A.J. The evolution of the science museum. Режим доступа: http://www.prirodopolis.hr/images/The%20evolution%20of%20the%20science%20museum.pdf
Электронные ресурсы:
Аксенов П.В. Интерактивные методы в научно-техническом музее. Режим доступа: http://www.t-z-n.ru/archives/inter.pdf
Аксенов П. В. Экспозиции технических музеев – от истории создания вещей к истории развития идей, или путь превращения технических музеев в инновационные центры. Режим доступа:
Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-v-ramkah-muzeynogo-prostranstva
Зайцев В. П. Первые всемирные промышленные выставки в Лондоне // Новая и новейшая история. Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/CRYSTAL.HTM
Крылова И.В. Технические памятники истории: к проблеме интерпретации в информационном пространстве музейной экспозиции. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=Li554KsqJdhqQi7BhVo4Vei43sp7InVybCI6Imh0dHA6Ly9pY3VsdHVyZS5zcGIucnUvaW5kZXgucGhwL3N0dWN1bHQvYXJ0aWNsZS9kb3dubG9hZC8yNDUvMjQ0IiwidGl0bGUiOiIyNDQiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiIzNjA2MDEzOTQxNDY1ODQyNDI0Iiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNDk0MDc3MzI0NTI5fQ%3D%3D&lang=ru
Крылова И.В. К вопросу об интерпретации памятников науки и техники в музейной экспозиции. Доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-interpretatsii-pamyatnikov-nauki-i-tehniki-v-muzeynoy-ekspozitsii
Оппенгеймер Ф. Целесообразность научного музея. Режим доступа: http://www.t-z-n.ru/archives/opengeimer.pdf
Филякова А.К. Культурно – образовательный потенциал визуализации природы электричества на базе музея городского электротранспорта в Санкт – Петербурге. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obrazovatelnyy-potentsial-vizualizatsii-prirody-elektrichestva-na-baze-muzeya-gorodskogo-elektrotransporta-v-sankt
Черненко В.В., Резников В. Ф., Миронов Ю. В. Опыт модернизации музейной экспозиции «Земля и ее геосферы». Режим доступа: ttp://museolog.rsuh.ru/pdf/183_chernenko_rggu_2010_242_249.pdf

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Сравнительный анализ экспозиционной деятельности научно-технических музеев в России и за рубежом»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету