Эколого-экономическая оценка подземного пространства города Санкт-Петербурга
Подземное пространство предоставляет широкий ряд возможностей для улучшения городской среды. В представленной выпускной квалификационной работе проанализированы основные направления использования подземного пространства, исследованы их экологические, экономические и социальные аспекты. Предложена методика комплексной оценки проектов освоения подземного пространства, которая была использована для оценки проектов в городах Штутгарт и Санкт-Петербург. Выявлены основные факторы, определяющие необходимость освоения подземного пространства – необходимость в свободном пространстве на поверхности и решение транспортных проблем, а также улучшение экологической обстановки. Сделан вывод о том, что приоритет следует отдавать общественно значимым проектам освоения подземного пространства, предполагающим решение комплекса проблем.
Процесс глобальной урбанизации и, в частности, рост населения городов в значительной степени определяют облик современных городов, влияют на темпы их развития. По оценкам ООН, в 2014 году более половины мирового населения проживало в городах, и к 2050 году эта цифра возрастет до 66% (United Nations, 2014).
Рост городов сопровождается возникновением и усугублением комплекса социальных, экологических и экономических проблем. Поэтому освоение подземного пространства все чаще рассматривается как одно из наиболее эффективных решений для улучшения городской среды в городах по всему миру. Подземное пространство предоставляет широкий ряд возможностей для решения транспортных проблем, преодоления дефицита городского пространства, повышения компактности городов.
В этой связи возникает необходимость для анализа факторов освоения подземного пространства, а также всесторонней оценки экономических, экологических и социальных аспектов его использования.
Цель настоящего исследования: провести комплексную оценку освоения подземного пространства на примере проектов освоения подземного пространства в районе площади Восстания в городе Санкт-Петербург и проекта «Штутгарт 21» в Германии.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть особенности использования подземного пространства в современных городах;
изучить основные направления использования подземного пространства;
определить экономические, экологические и социальные аспекты использования подземного пространства;
проанализировать существующие методики оценки подземного пространства;
выработать комплексную методику для оценки проектов освоения подземного пространства;
оценить проекты использования подземного пространства в городах Штутгарт (Германия) и Санкт-Петербург по разработанной методике;
сравнить особенности освоения подземного пространства в оцененных проектах;
проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объектом исследования является подземное пространство крупных городов.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на освоение подземного пространства, а также критерии оценки проектов подземного пространства.
Актуальность работы определяется возрастанием роли подземного пространства в развитии городов и необходимостью грамотного его использования.
В области освоения подземного пространства теоретическую основу исследования составляют работы Стерлинга, (2012)Ханта и Роджерса (2005, 2006); Джефферсона., (2006); Париукса, (2006); Симпсона и Тацуока (2008); Бобылева (2009,2016);, коллективные работы Международной ассоциации по туннелям (ITA), 1970-2014 годы,; Ханта (2016); Макана., (2016); Адмираала и Корнаро (2016); Бройера (2016), Беснера (2016) Зайцева. Методологическую основу в области оценки подземного пространства составляют работы Заргариан (Zargarian et al., 2016), Ли (2015), Рудяка(2003), Трехова (2010), Зайцева(2009).
Для проведения исследования были использованы следующие методы: литературный, аналитический, статистический, картографический, экспертных оценок, сравнений и аналогий, описания и прогнозирования, моделирования.
Научная новизна работы состоит в следующем:
разработана методика комплексной оценки проектов освоения подземного пространства
проведена оценка проектов использования подземного пространства в городах Штутгарт (Германия) и Санкт-Петербург.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными целью и задачами и включает в себя содержание, введение, четыре главы, выводы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Подземное пространство становится неотъемлемой частью развития городов, предлагая широкие возможности для решения целого ряда проблем, поэтому крупные города во всем мире активно осваивают пространство под землей. С возрастанием использования подземного пространства появилась необходимость в более глубоком понимании причин его использования, а также выгод и негативных эффектов в результате его освоения
В рамках данной магистерской диссертации была проведена комплексная оценка освоения подземного пространства на примере проектов освоения подземного пространства в районе площади Восстания в городе Санкт-Петербург и проекта «Штутгарт 21» в Германии
В результате выполнения магистерской диссертации были решены следующие задачи:
рассмотрены особенности использования подземного пространства в современных городах;
проанализированы основные направления использования подземного пространства;
определены экономические, экологические и социальные аспекты использования подземного пространства;
проанализированы существующие методики оценки подземного пространства;
разработана комплексная методика для оценки проектов освоения подземного пространства;
оценены проекты использования подземного пространства в городах Штутгарт (Германия) и Санкт-Петербург по разработанной методике;
проведено сравнение освоения подземного пространства в оцененных проектах;
Проведенное исследование показало, что главными факторами, определяющими использование подземного пространства, являются необходимость в свободном пространстве на поверхности и решение транспортных проблем, а также улучшение экологической обстановки – улучшение качества воздуха, снижение уровня шума и увеличение зеленых насаждений.
Результаты сравнения проектов по освоению подземного пространства показали, что приоритет следует отдавать проектам, имеющим большую общественную значимость, предлагающим комплексное решение городских проблем.
Оценка показывает, каким образом освоение подземное пространства способствует улучшению качества городской среды, в том числе раскрывает неявные эффекты использования подземного пространства.
. Вопросы, затронутые в данной работе, на сегодняшний день актуальны и требуют дальнейшего изучения и научного анализа. Необходимо совершенствование методики оценки подземного пространства, более глубокое исследование преимуществ от его освоения.
Беляев, В. Л. Основы подземного градоустройства. М: , 2012., 255 с.
Ефименко Ю. И. Железнодорожные станции и узлы. — М.: «Академия», 2006. — 336 с.
Ушакова А.И. Различные подходы к реконструкции площади Восстания, Наука и современность, 2014, с 197-207
Ушакова « Подземное пешеходное пространство Невского проспекта и площади Восстания», Фундаментальные исследования, 2016, с 77-88
Улицкий В.М. Строительство паркингов-сейфов в застроенной центральной части Санкт-Петербурга /В.М. Улицкий, С.Г. Богов // Развитие городов и геотехническое строительство: (Реконструкция городов и геотехническое строительство) научно-техническое периодическое издание научно-технический журнал. № 13. – 2011
Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Санкт-Петербург. Площадь Восстания: сборник материалов 1-й Международной научно-практической конференции / СПбГАСУ. – СПб., 2011.
Проект освоения подземного пространства площади Восстания / ООО «Адитум». – СПб., 2008 – 15 с.
Bahnprojekt Stuttgart–Ulm e.V. The Stuttgart-Ulm rail project, Stuttgart, 2016 Access [Online]https://www.s21erleben.de/wpcontent/uploads/2016/07/Bahnprojekt_Broschuere_en.pdf
Admiraal, H. and Cornaro, A. (2016a). Engaging decision makers for an urban underground future. Tunnelling and Underground Space Technology,55, 221-223.
Admiraal, H. and Cornaro, A. (2016b). Why underground space should be included in urban planning policy – And how this will enhance an urban underground future. Tunnelling and Underground Space Technology, 55, 214-220.
Admiraal, J.B.M. (2006). A bottom-up approach to the planning of underground space. Tunneling and Underground Space Technology, 21(3-4), 464-465
Arup. (2012). SPeAR ®Handbook [Online]. Available at: http://www.oasys-software.com/media/Manuals/Latest_Manuals/SPeAR_Manual.pdf
Arup. (2015a). SPeAR® (Sustainable Project Appraisal Routine). [Online]. Available at: http://www.arup.com/projects/spear
Arup. (2015b). International development. [Online]. Available at: http://www.arup.com/services/international_development
Benefit-Cost Analysis Analyses Guidance for TIGER Grant Applicants.[Электронный ресурс]: http://www.dot.gov/tiger/guidance
Besner, J. (2002). The sustainable usage of the underground space in metropolitan area. Proceeding of 9thworld conference of the associated research centres for the urban underground space (ACUUS): A resource for cities, 1-8.
Besner, J. (2016). Underground space needs an interdisciplinary approach. Tunnelling and Underground Space Technology,55,224-228.
Bobylev, N. (2006). Report on environmental assessment of urban underground infrastructure. University of Tokyo, United Nations University.
Bobylev, N. (2007). Chapter 26: Sustainability and vulnerability analysis of critical underground infrastructure. In: Linkov, I., Wenning, R. and Kiker, G. (Eds). Managing Critical Infrastructure Risks.Springer, Netherlands.
Bobylev, N. (2009). Mainstreaming sustainable development into a city’s master plan: a case of urban underground space use. Land Use Policy,26 (4), 1128– 1137.
Bobylev, N. (2016). Underground space as an urban indicator: Measuring use of subsurface. Tunnelling and Underground Space Technology, 55, 40-51.
Broere, W. (2016). Urban underground space: Solving the problems of today’s cities. Tunnelling and Underground Space Technology,55, 245-248.
Canto-Perello, J. and Curiel-Esparza, J. (2013). Assessing governance issues of urban utility tunnels. Tunnelling and Underground Space Technology, 33, 82-87
Developing Harmonised European Approaches for Transport Costing and Project Assessment HEATCO. [Электронный ресурс]: http://heatco.ier.uni-stuttgart.de/
Garnett S. Stuttgart 21: Back to the future Eurozine, 2010[Online] https://www.eurozine.com/stuttgart-21-back-to-the-future/
Hénard, E.. Études sur les transformations de Paris de Paris et autres e´crits sur l’urbanisme. Librairies-Imprimeries Réunis. 1903Paris.
Hunt, D. V. L., Makana, L. O., Jefferson, I. and Rogers, C. D. F. (2016). Liveable cities and urban underground space. Tunnelling and Underground Space Technology, 55, 8-20.
Hunt, D.V., Lombardi, D.R., Rogers, C.D.F. and Jefferson, I. (2008). Application of sustainability indicators in decision-making processes for urban regeneration projects. Proceedings of the ICE -Engineering Sustainability, 161(1), 77-91.
Hunt, D.V., Lombardi, D.R., Rogers, C.D.F. and Jefferson, I. (2007). Sustainability indicators and their application in decision making processes for East side Birmingham. Proceedings of International conference on whole life urban sustainability and its assessment, 1-26.
Hunt, D.V.L. and Rogers, C.D.F. (2005). Barriers to sustainable infrastructure in urban regeneration. Proceedings of the ICE-Engineering Sustainability, 158(ES2), 67–81.
Hunt, D.V.L., Jefferson, I., Gaterell, M.R. and Rogers, C.D.F. (2009). Planning for sustainable utility infrastructure. Proceedings of the ICE- Urban design and Planning, 162(4) 187-201.
ITA. (1987). Examples of benefits of underground urban public transportation systems, ITA working group on costs-benefits of underground urban public transportation. Tunnelling and Underground Space Technology, 2(1), 5-54
Leger M. Deutsche Bahn Project Stuttgart–Ulm History and current status /DB Projekt Stuttgart–Ulm GmbH, /.2017
Peters D, Novy J Rail Station Mega-Projects:Overlooked Centrepieces in the Complex Puzzle of Urban Restructuring in Europe Built Environment , 2012
Peters G. Stuttgart 21: Germany’s most divisive rail project, Railway technology, 2017
Vähäaho, I. (2011). Helsinki experience with master planning for use of underground space. Joint HKIE-HKIP Conference on Planning and Development of Underground Space, 23-24.
Vähäaho, I. (2014). Underground space planning in Helsinki. Journal of rock Mechanics and Geotechnical Engineering, 387-398.
Song, H., Lee, S.H. and Heo, H.M. (2013). Indicators of urban underground space development for implementing sustainability. Proceedings of PICMET, 1998–2004.
Sterling, R, L. and Godard, J, P. (2000). Geoengineering considerations in the optimum use of underground space. International Conference on Geotechnical & Geological Engineering, 708–720.
Sterling, R. and Nelson, P. (2013). City resiliency an underground space use. Proceeding of 13th world conference of the associated research centres for the urban underground space (ACUUS), 56–14.
Sterling, R., Admiraal, H., Bobylev, N., Parker, H., Godard, J.P., Vähäaho, I., Rogers, C.D.F., Shi, X. and Hanamura, T. (2012). Sustainability Issues for Underground Space in Urban Areas. Proceedings of the ICE – Urban Design and Planning, 165(4), 241–254.
The New Approach to Appraisal (NATA). [Электронный ресурс] htpp://www. nottingham.ac.uk/transportissues/apparaisal_history.shtml
Zargarian R, Hunt D.V.L, Braithwaite P., Bobylev N. and Rogers C.D.F.A new sustainability framework for urban underground space, ICE Publishing, 2016
Ресурсы сети Интернет:
Официальный сайт проекта Штутгарт-Ульм http://www.bahnprojekt-stuttgart-ulm.de/en/
Официальный сайт агентства Адитум
Официальный сайт агентства «Архитектурный Альянс» – http://www.archalliance.ru
Официальный сайт агентства «Студия 44»
Официальный сайт «Архитектурное бюро«Земцов, Кондиайн и партнеры»
Официальный сайт ОАО КБ ВиПС http://kbvips.ru/
Официальный сайт агентства Ingenhoven http://www.ingenhovenarchitects.com
Неопубликованные материалы
Зайцев С.П. Эколого-экономическая оценка использования подземного пространства на территориях со сформировавшейся городской инфраструктурой (База диссертаций РГБ) Москва, 2008 (227с)
Рудяк М.С. Рациональное использование городского подземного пространства для гражданских объектов (База диссертаций РГБ) Москва, 2003 (235с)
Трехов Е.С. Эколого-экономическая оценка использования городского подземного пространства для размещения многоцелевых объектов (База диссертаций РГБ) , М: 2007, (121 с)
Технико-экономическое обоснование строительства подземного общественно-торгового центра и пешеходных переходов на Знаменской площади/ Архитектурно-планировочные решения/ ЗАО Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», Санкт-Петербург, 2005
Лаборатория градопланирования: Опыт преобразования транспортно-коммуникационного пространства площади Восстания, Санкт-Петербург, 2013
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!