Способы защиты модного дизайна

Смирнова Светлана Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цели и задачи исследования: 1) выявление особенностей индустрии моды, которые влияют на выбор способа защиты; 2) определение круга объектов, связанных с модным дизайном и подлежащих защите; 3) изучение эффективности защиты модного дизайна в рамках существующих способов охраны; 4) анализ иностранного опыта по проблеме защиты модного дизайна; 5) определение способа охраны для достижения наиболее эффективной защиты. Выводы, сделанные по результатам исследования. 1. Модный дизайн – это внешний вид целого изделия одежды, обуви или аксессуара, а также отдельных их частей, включая орнаменты, выраженные в объективной форме. 2. К объектам дизайна относится в первую очередь внешний вид изделия (форма), обусловленный его конструкцией. Затем, принт, то есть рисунок, который наносится на изделие и зачастую также является произведением живописи, графики. К сопутствующим объектам относятся имя дизайнера или модного дома и способ производства изделия. 3. Обнародование дизайнерских работ на публичных показах либо при вводе товара в оборот, цикличность моды, распространенность имитационного копирования (полное заимствование творческих идей без собственной интерпретации) с незначительными изменениями, сочетание утилитарного и эстетического – все это особенности индустрии моды, которые должны учитываться законодателем. 4. Авторское право охраняет творческую часть работы от копирования и переработки. Защита принта целесообразна в рамках авторского права. 5. Наиболее эффективная защита имени дизайнера или модного дома достигается в рамках регистрации товарного знака. Это касается также формы изделия и изображения, которые приобрели стойкую ассоциацию у потребителя с производителем. 6. Промышленный образец охраняет внешний вид изделия, его конструкцию. В рамках этого способа эффективна защита формы одежды. 7. Секрет производства специальный способ охраны информации. Применительно к модному дизайну это может быть способ изготовления ткани, получения цвета. Однако, как способ защиты он не достигает своих целей, поскольку правообладатель вправе только взыскать убытки за нарушение прав на ноу-хау. 8. В праве Европейского Союза предусмотрен институт незарегистрированного образца. В течение трех лет с момента опубликования изделия, его правообладатель вправе запрещать любым лицам умышленное коммерческое использование копий такого дизайна. Право Соединенных Штатов Америки предоставляет защиту только той части изделия, которая может быть отделена от функциональной части и является самостоятельным произведением.

Как следует из названия, настоящая работа посвящена способам защиты модного дизайна (одежда, обувь и аксессуары) в российском праве.
Если под способами охраны традиционно понимается создание условий для существования и развития прав в их ненарушенном состоянии, то под способами защиты – меры, которые необходимы для восстановления нарушенных прав. При этом способы защиты – это конкретные меры в связи с нарушением, которые определяются избранным способом охраны. Так, при выборе лучшего способа охраны результата интеллектуальной деятельности мы учитываем эффективность защиты при нарушении прав внутри каждого способа охраны. Поскольку способы защиты обусловлены способами охраны, настоящее исследование основано на анализе способов охраны прав на модный дизайн и иных связанных с модным дизайном объектов.
Нарушение прав на модный дизайн может происходить в следующих случаях:
(1) заимствуется внешний вид модного изделия в целом либо его отдельные декоративные элементы, включая использованный в изделии рисунок (принт),
(2) заимствуется название известного производителя, логотип дизайнера, модного дома и пр., в частности с целью создания впечатления того, что предлагаемый к продаже модный товар является оригинальным.
Возможно сочетание упомянутых действий. При этом очевидно, что указанные в пункте 2 выше нарушения связаны не с самим дизайном, а с индивидуализацией объектов, в которых дизайн выражен. Тем не менее, для целей настоящей работы представляется важным рассмотреть нарушение прав и на такие объекты.
Что мы понимаем под дизайном для целей настоящей работы? В первую очередь это внешний вид изделия (форма), обусловленный его конструкцией. Внешний вид может быть выражен как в двухмерном пространстве (чертеж), так и в трехмерном (само изделие); первоначально внешний вид изделия может возникать в виде эскиза, то есть двухмерного рисунка, являющегося самостоятельным произведением живописи, графики. Вторым важным элементом является принт, то есть рисунок, который наносится на изделие и зачастую также является произведением живописи, графики. Это два основных элемента дизайна, которые определяют внешний вид изделия. Существуют дополнительные, сопутствующие объекты, охрана которых также важна для последующей защиты модного дизайна. Имя дизайнера или модного дома и способ производства изделия не определяют внешний вид изделия, но могут усилить его охрану и затем защиту. Каждый из упомянутых объектов может охраняться одним или несколькими способами, которые определяются эффективностью защиты при нарушении прав.
Одни правопорядки изначально воспринимали дизайн как произведение искусства (например, во Франции), другие – исключительно как функциональную вещь (например, в США). Сейчас можно встретить примеры и первого, и второго, но чаще всего модные изделия балансируют на грани эстетического и функционального. В литературе отмечается, что для дизайна на первом месте стоит строгое соответствие назначению создаваемой вещи, на втором – украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Отсюда вытекает проблема: какую охрану предоставить модному дизайну и подлежит ли он охране в принципе. Российское право и судебная практика не установили общего правила; дизайн сейчас может охраняться авторским правом, правом на товарный знак, промышленный образец или ноу-хау.
Процесс производства модного дизайна начинается с разработки идеи, которая первоначально находит свое воплощение в эскизе или компьютерной модели. На этой стадии уже появляется конструкция объекта, его орнамент, декоративные элементы. Затем следует стадия пошива, то есть воспроизведения двухмерных моделей в трехмерном пространстве. Здесь можно говорить об использовании новой ткани или процесса пошива, создания цвета, отдельных элементов или изделия в целом, то есть секретов производства. Далее происходит индивидуализация изделий, на которые наносится название модного дома или имя дизайнера, обладателей прав на дизайн. Индустрия моды сталкивается с нарушением прав на каждый из упомянутых объектов, поэтому каждый из них нуждается в отдельной охране и защите.
Первая глава настоящей работы посвящена определению понятия модного дизайна. В рамках этой же главы внимание будет уделено тому, как организована индустрия моды, будут представлены классификации для дальнейшего анализа, раскрыты особенности создания произведения дизайна.
Следующая глава разделена по способам охраны модного дизайна. В качестве отдельного способа охраны названа «многослойная охрана», которая подразумевает сочетание различных способов охраны и учитывает многостороннюю природу объектов дизайна. После краткой характеристики каждого способа охраны применительно к модному дизайну внимание будет обращено на объемы защиты в рамках избранного способа охраны. Поскольку существующие способы защиты могут не обеспечивать надлежащую защиту прав авторов или иных правообладателей модного дизайна, дополнительно будут рассмотрены возможные de lege ferenda способы защиты.
Проблема выбора надлежащего способа защиты модного дизайна связана с многосторонней природой модного дизайна и отсутствием отдельного, специального механизма охраны прав дизайнеров и иных обладателей прав на модный дизайн. Вопрос о необходимости такого специального регулирования является дискуссионным и будет рассмотрен ниже.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что существующие способы охраны не создают благоприятных условий для создания произведений дизайна, а способы защиты не позволяют своевременно и успешно защитить нарушенные права. Появление первого произведения дизайна породило проблему его надлежащей охраны, первое нарушение – проблему защиты, а развитие индустрии моды и способов нарушения прав выявило проблему отсутствия специального регулирования. Создание Консультативного совета по правовой охране дизайна при Федеральной службе Российской Федерации (далее – РФ) по интеллектуальной собственности (далее – Роспатент), в задачи которого входит выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию правовой охраны и защите прав дизайнеров, еще раз подчеркивает актуальность проблемы.
Благодаря развитию технологий воссоздать любое произведение стало проще, чем 20 лет назад. Нарушителями зачастую выступают сами производители товара, которые получают эскизы через электронные средства связи (например, e-mail) или иным образом. Так, нарушить права становится легче, и способы охраны, не меняющиеся в течение десятков лет, уже не обеспечивают того объема защиты, который требуется сейчас.
Исследование проблемы защиты модного дизайна невозможно без обращения к классическим трудам по авторскому и патентному праву, праву товарных знаков и секретов производства, поскольку связанные с модным дизайном объекты являются зачастую объектами интеллектуальной собственности, которая охватывает все перечисленные сферы.
Вне зависимости от того, рассматривались ли ими отдельно произведения дизайна, труды следующих авторов были положены в основу настоящей работы: Гордона М.В., Антимонова Б.С., Флейшиц Е.А., Иоффе О.С., Ионаса В.Я., Гаврилова Э.П., Липцик Д., Мэггс П.Б., Калятина В.О., Сергеева А.П., Городова О.А., Близнеца И.А., Новоселовой Л.А., Рассудовского В.А. Кроме того, была использована специализированная литература о психологии моды Килошенко М.И. и об истории дизайна Лаврентьева А.Н. Непосредственно юридическим аспектам в области моды посвящены отдельные статьи. Среди них можно выделить следующих авторов: Заброцкую А.М., Николаеву М.Н., Рожкову М.А. Отдельно стоит отметить монографию о праве в области моды Барбары Колсун (Barbara Kolsun) и Гильермо Хименес (Guillermo Jimenez), первое издание которой вышло в 2010 году, а также статью Умы Сазерсанен (Uma Suthersanen), профессора Лондонского университета королевы Марии. Нельзя не отметить электронные ресурсы, посвященные культуре, бизнесу и правовым вопросам индустрии моды в РФ () и за рубежом ().
Несмотря на то, что закона, подзаконного акта или правовой нормы, посвященной охране произведений дизайна, не существовало и не существует до сих пор, отдельные нормативные источники обязательны при изучении данной темы. К ним, в частности, относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, части 1, 4 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
При изучении способов защиты модного дизайна в РФ, в работе проведено сравнение с иностранным правом в области интеллектуальной собственности, а именно с правом Франции, Германии, США.
В настоящей работе проведен анализ существующих способов защиты прав авторов, иных правообладателей модного дизайна и предложены альтернативные способы такой защиты.
Отдельно стоит отметить связанную именно с авторским правом проблему соотношения интересов общества и обладателей исключительных прав на произведение. В правовой литературе отмечается, что авторское право – это инструмент уравновешивания интересов между авторами, издателями и обществом. Проблема касается не только произведений дизайна, но и научных, литературных, художественных и прочих произведений. Вместе с тем, если художественные произведения удовлетворяют исключительно эстетические потребности общества, то одежда, прежде всего, должна учитывать утилитарные потребности человека в защите от воздействия окружающей среды на тело. Отсюда вопрос о разумном сроке, в течение которого дизайн должен охраняться, чтобы соблюдался баланс между правами авторов и обществом.
Для целей настоящей работы мы понимаем:
под произведением, охраняемым авторским правом, – совокупность идей, мыслей, образов (а), получивших в результате творческой деятельности автора (б) свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения (в);
под товарным знаком – слово, имя, символ, изображение, дизайн, цвет, звук и их сочетания (а), используемые в предпринимательской деятельности (б) для индивидуализации товаров и/или услуг одного производителя или продавца (в), прошедшие регистрацию (г);
под промышленным образцом – творческий результат (а), воплощенный во внешнем виде изделия (б), который проявляется в эстетических свойствах последнего (в);
под ноу-хау – сведения о результатах интеллектуальной деятельности (а), имеющие коммерческую ценность (б) вследствие неизвестности их третьим лицам (в) и в отношении которых введен режим коммерческой тайны (г);
под модным дизайном – внешний вид (а) целого изделия одежды, обуви или аксессуара, а также отдельных их частей, включая орнаменты (б), выраженные в объективной форме (в).
Настоящее исследование позволит определить, какие способы защиты наиболее эффективны при нарушении прав на модный дизайн.

Источники и литература

• Международные нормативные акты
• Всемирная конвенция об авторском праве. Женева 06.09.1952 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/other_treaties/text.jsp?file_id=193360 (дата обращения: 14.02.2018).
• Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов. Принят 02.07.1999 Дипломатической конференцией по принятию нового Акта Гаагского соглашения о международном депонировании промышленных образцов [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Конвенция по охране литературных и художественных произведений. Берн 09.09.1886 г., ред. от 28.09.1979 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=283697 (дата обращения: 14.02.2018).
• Парижская Конвенция по охране промышленной собственности. 20.03.1883 года, ред. от 02.10.1979 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=379398 (дата обращения: 14.02.2018).
• Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Марракеш, 15.04.1994 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/other_treaties/text.jsp?file_id=329636 (дата обращения: 14.02.2018).

• Нормативно-правовые акты и иные официальные акты РФ
• Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 09.01.2018). – СПС «Консультант Плюс».
• Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс]: федер. Закон от 18 декабря 2006 №230-ФЗ (ред. от 01.06.2017). – СПС «Консультант Плюс».
• Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 29.07.2017). [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (ред. от 01.01.2018) [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Законопроект от 28.03.2018 года №428309-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о государственной регистрации промышленных образцов) [Электронный ресурс]. –  URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/428309-7 (дата обращения: 29 марта 2018 года).
• Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков. Утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.07.2015 №482.
• Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство. Утверждены Приказом Роспатента от 31.12.2009 №197.
• Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. Утверждены Приказом Роспатента от 31.12.2009 №198.
• Решение Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 09.12.2011 г. №876 “О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности продукции легкой промышленности” [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс».
•  Приказ Роспатента от 31.03.2009 №48 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам экспертизы заявок на промышленные образцы» (вместе с “Рекомендациями по проверке новизны и оригинальности промышленного образца”) [Электронный ресурс]. –  URL: http://www.fips.ru/sitedocs/rec_po.pdf (дата обращения: 14.02.2018 года).
• Руководство Федеральной службы по интеллектуальной собственности по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата от 23.03.2018 года [Электронный ресурс]. – СПС «Гарант Эксперт» (дата обращения: 24 марта 2018 года).

• Нормативно-правовые акты и иные официальные документы иностранных государств
• Регламент Совета Европейского Союза №6/2002 от 12.12.2001 г. «О промышленных образцах Сообщества» [рус., англ.] (Принят в г. Брюсселе 12.12.2001) (с изм. и доп. от 18.12.2006) [Электронный ресурс] / World Organization of Intellectual Property (WIPO). URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=6414 (дата обращения: 14.03.2018).
• Директива №98/71/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «О правовой охране промышленных образцов» (принята в г. Люксембурге 13.10.1998) [Электронный ресурс]. / World Organization of Intellectual Property (WIPO). – URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=1441 (дата обращения: 14.02.2018).
• Закон США «Об авторском праве» 1976 года / U.S. Copyright Act of 1976, 17. U.S.C. §§ 101 et seq. [Электронный ресурс]. / World Organization of Intellectual Property (WIPO). – URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=5405 (дата обращения: 14.02.2018).
• U.S. Patents Act (Designs) 35 U.S.C. §§ 171-173 and 289 and Code of Federal Regulations, 37 C.F.R. 1 [Электронный ресурс] / World Organization of Intellectual Property (WIPO). –URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=3925 (дата обращения: 14.02.2018).
• Закон Германии «Об авторском праве и смежных правах» от 09.09.1965 [Электронный ресурс] / World Organization of Intellectual Property (WIPO). – URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=10557 (дата обращения: 14.02.2018).
• Кодекс интеллектуальной собственности Франции от 01.07.1992 [Электронный ресурс] / World Organization of Intellectual Property (WIPO). – URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=14082 (дата обращения: 14.02.2018).

• Материалы судебной практики
• Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015) [Электронный ресурс]. –  СПС «Консультант Плюс».
• Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №29 от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. №15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.08.2017 по делу №А08-3407/2016 [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.06.2016 по делу №А56-57260/2015 [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Постановление Суда по интеллектуальным правам от 20.11.2014 по делу №А40-13480/2014 [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.08.2016 по делу №А41-81997/2015. [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.04.2018 по делу №А40-146467/2016. [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2011 по делу №А40-39536/2010 [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
• Решение Арбитражного суда Москвы от 22.04.2016 по делу №А40-147823/2015.
• Varsity Brands, Inc. v. Star Athletica LLC, Sixth Circuit Court of Appeals 2015 WL 4934282.URL:https://www.supremecourt.gov/opinions/16pdf/15-866_0971.pdf (дата обращения: 17.04.2018).

• Литература
Монографии
• Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. / Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. – М.: /Всесоюзный институт юридических наук. – Госюриздат, 1957. -278 c.
• Адлер Б.Ф. Возникновение одежды: Очерк Б.Ф. Адлера. – Санкт-Петербург: Худож. типо-лит. А.К. Вейерман, 1903. -80 с.
• Войниканис, Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости / Е. А. Войниканис. – Науч. изд. -М.: Юриспруденция, 2014. -552 с.
• Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития / Отв. ред. В. А. Рассудовский; Академия наук СССР. Институт государства и права. – М.: Наука,1984. -222 с.
• Гак В. Г. Французско-русский фразеологический словарь: Около 35000 фразеологических единиц / Сост. Гак В. Г. и др.; под ред. Рецкера Я. И.. -М. :Гос. изд-во иностр. и нац. словарей,1963. -1112 с.
• Гейнеман А.А. Право в индустрии моды. / Гейнеман А.А. М. 2018. -157 с.
• Гордон М.В. Советское авторское право. / Гордон М.В. – М.: Госюриздат, 1955. -232 c.
• Городов О. А., Патентное право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Городов О. А. Москва: Проспект, 2017. -400 с.
• Городов О.А. Право промышленной собственности. / Городов О. А. М.: Статут, 2011.-942 с.
• Гражданское право. В 3 т.: учебник.-2-е изд., перераб. и доп., учеб. -М.: Проспект, 2017. Том 3 / Е. А. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. Б. Байгушева и др.; под ред. А. П. Сергеева. -2017. -736 с.
• Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: более 200 000 слов и 
словосочетаний / И. Х. Дворецкий. -12-е изд., стереотип., 
справоч. -М. :Русский язык Медиа :Дрофа, 2009. -1058 с.
• Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. / Дозорцев В.А. – М.: Статут, 2003. -416 c.
• Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. / Ионас В.Я. – М.: Юрид. лит., 1963. -138 c.
• Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. / Ионас В.Я. М.: Юридическая литература, 1972. -168 с.
• Иоффе О.С. Советское гражданское право: в 3 т. / Иоффе О.С. Л., 1965. Т. 3. -347 с.
• Иоффе О.С. Основы авторского права: авторское, изобретательское право, право на открытие: Учебное пособие / Иоффе О.С. Народный университет правовых знаний. -М.: Знание,1969. -127 с.
• Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник для вузов /Вступит. ст. В. А. Дозорцева –М.: Норма – Инфа. –С, 2000. -480 с.
• Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Систематический комментарий к закону 20-го марта 1911 г. – с историческим очерком и объяснениями, основанными на законодательных мотивах, литературных источниках, иностранных законодательствах и судебной практике / Канторович Я.А.. – 2-е изд., доп. – Петроград: Тип. АО б. “Брокгауз-Ефрон”, 1916. -803 c.
• Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. / Килошенко М. И. – СПб.: СПбГУТ, 2001. -192 С.
• Лаврентьев А.Н. История дизайна : учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев. — М.: Гардарики, 2007. — 303 с.: ил.
• Липцик Д. Авторское право и смежные права. Научное издание. Перевод с французского. Предисловие М.А. Федотова – М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. – 794 с.
• Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. / Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Перевод с английского; Пер.: Нежинская Л.А. – М.: Юристъ, 2000. -400 c.
• Никитина М.И. Авторское право на произведения литературы и искусства. / Никитина М.И. Казань: изд-во Казан ун-та, 1972. -136 с.
• Новоселова Л.А. Интеллектуальная собственность: некоторые аспекты правового регулирования: монография / Л. А. Новоселова, М. А. Рожкова; Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина.: Норма: Инфра-М -М., 2014. -128 с.
• Сергеев А.П. Авторское право России. / Сергеев А.П. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. – 312 c.
• Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник / Сергеев А.П. – М.: Проспект, 1996. – 704 c.
• Сергеев А. П. Гражданское право. В 3 т.: учебник. 2-е изд., перераюб. и доп., учеб. – М.: Проспект, 2017. Том 3 / Е. А. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. Б. Байгушева и др.; под ред. А. П. Сергеева. -2017. -752 с.
• Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права / Серебровский В.И. Отв. ред.: Орловский П.Е. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – 283 c.
• Смит А. Теория нравственных чувств. / Смит А. Вступ. ст. Б. В. Мееровского; Подгот. текста, коммент. А. Ф. Грязнова М.: Республика,1997. С. 351.
• Судариков С.А. Авторское право: Учебник. / Судариков С.А. М: Проспект, 2010. -464 с.
• Шершеневич Г. Ф. Экономическое обоснование авторского права / Г. Ф. Шершеневич. -конвалютное изд. -Казань :Типография Императорского университета,1890 – 1891. -26 с.
• Яковлева Т.Ф. Германские законы в области права интеллектуальной собственности; пер. с нем. / [В. Бергманн, введ., сост.]; науч. ред. Т.Ф. Яковлева. – М.: Инфотропик Медиа, 2017. — 548 с. — (Серия «Германские и европейские законы»; кн. 3). — Парал. тит. л. нем.
• Jimenez Guillermo C., Kolsun Barbara. Fashion Law: A Guide for Designers, Fashion Executives, and Attorneys. / Jimenez Guillermo C., Kolsun Barbara. Fairchild Books & Visuals. P. 368.

Статьи
• Василишина П.Ю. Сравнительный анализ американского и российского подходов к защите через авторское право объектов индустрии моды. − Петербургский юрист, 2016, № 3. – С. 136 – 149.
• Василишина П.Ю. Незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации как акт недобросовестной конкуренции: анализ правоприменения / П. Ю. Василишина. //Конкурентное право. 2017. – № 2. – С. 41 – 44.
• Василишина П.Ю. Административная форма противодействия незаконному использованию широко известных товарных знаков модной индустрии / П. Ю. Василишина. //Петербургский юрист. -2017. – №2. – С. 90 – 99.Васильева Е. Система традиционного и принцип моды / Теория моды: тело, одежда, культура, 2017, № 43, с. 1-18.
• Городов О.А. Вопросы правовой охраны промышленных образцов // Закон. 2008. №2.
• Заброцкая А. М. Закон моды / А. Заброцкая. //Legal Insight. -2017. – № 1. – С. 58 – 59.
• Заброцкая А. М. Плагиат: поймать нельзя копировать / А. Заброцкая. //Legal Insight. -2017. – № 3. – С. 60 – 63.
• Заброцкая А. М. Арсенал модного юриста: правовая охрана 
дизайна и модных изделий в России / А. Заброцкая. 
//Legal Insight. -2017. – № 4. – С. 34 – 37.
• Заброцкая А. М. Война за цвет: “дело о красных подошвах” / А. Заброцкая. //Legal Insight. -2018. – № 1. – С. 46 – 49.
• Петров А.В., Невзоров И.В. Современные методы защиты брендов /− Петербургский юрист, 2016, № 3. С. 129 – 135.
• Рассудовский В.А. Заимствование в творчестве и проблемы плагиата. – сов. государство и право. 1982, №11, с. 78-87.
• Рассудовский В.А. Заимствование и плагиат в авторском праве. – Правоведение, 1979, №3, с. 54-61.
• Маломоркина О.О. Дизайн одежды как объект интеллектуальных прав. Патенты и лицензии. Интеллектуальные права: ежемесячный научно-практический журнал №1, 3, 4. – М., 2013.
• Николаева М.Н. Особенности дизайна модели одежды как результата интеллектуальной деятельности // Изобретательство. 2014. Т. 14. №7. С. 25–33.
• Рожкова М.А. Использование имени и псевдонима, в том числе в качестве товарного знака // Хозяйство и право. №8. 2017. С. 25-34
• Cross J. T. Global issues in intellectual property law / J. T. Cross, A. Landers, M. Mireles, P. K. Yu. -St. Paul: West: A 
Thomson Reuters business, 2010. -xxiii, P. 266.
• Facett J. J. Intellectual property and private international law/ed. J. J. Facett, P. Torremans. -2nd ed. – Oxford :University Press, 2011. -986 p., (Oxford private international law series).-Bibliogr. : p. 963 – 967.
• Gaut В. «Art» as a Cluster Concept // Theories of Art Today / ed. by N. Carroll. Madison: University of Wisconsin Press, 2000. P. 25-44.
• Pouillard V. Design Piracy in the Fashion Industries of Paris and New York in the Interwar Years // The Business History Review. Vol. 85. No. 2. P. 321
• Hemphill C. S., Suk J. The law, culture and economics of fashion // Stanford Law Review. Vol. 61. No. 5 P. 1152.
• Uma Suthersanen. Function, Art and Fashion: Do We Need the EU Design Law? Queen Mary School of Law Legal Studies Research Paper No. 88/2011. P. 8 [Электронный ресурс]. – URL: https://ssrn.com/abstract=1945142 (дата обращения 14 марта 2018).
• Horowitz R.T. From Elite Fashion to Mass Fashion. European Journal of Sociology / Archives Européennes de Sociologie / EuropäischesArchiv für Soziologie, Vol. 16, No. 2, From Madness to Mental Illness. 1975. P. 283-295.
• Kal Raustiala, Christopher Jon Sprigman, The Piracy Paradox: Innovation and Intellectual Property in Fashion Design / Raustiala&Sprigman Book. Virginia Law Review. Vol. 92, No 8. 2006. P. 1688-1775.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Дискурс желания в ранней советской культуре
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Корейская каллиграфия как текст культуры
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет