Культ духов местности в Камбодже
Магистерская диссертация посвящена исследованию распространённого в Камбодже культа духов местности.
Важное место в кхмерской традиционной религии и ритуально-мифологических практиках занимают духи-хранители местности неак-та. В каждой деревне, уезде Камбоджи есть свой неак-та – дух умершего человека, который остался в этом мире присматривать за потомками, следить за соблюдением законов и порядка. Он благоволит тем, кто его почитает, регулярно приносит подношения, и наказывает тех, кто не проявляет должного уважения и сомневается в его силе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является описание культа духов местности в Камбодже, его атрибутов, характерных для культа обрядовых действий, а также перевод и анализ текстов, связанных с данным культом.
Научная новизна исследования состоит в том, что до сих пор данная тема фрагментарно освещалась лишь в немногих работах, написанных на французском и кхмерском языках (последние практически недоступны для отечественного и европейского читателя). Насколько нам известно, в России не было опубликовано ни одной работы, в которой бы подробно рассматривался этот культ. Можно сказать, что система народных верований Камбоджи находится лишь на начальном этапе изучения. Чаще всего в научных исследованиях, посвященных религиозным системам народов Юго-Восточной Азии, культ неак-та упоминается фрагментарно, без подробного объяснения. В то же время существует большой объём фольклорного материала на кхмерском языке, посвященного духам местности, который требует перевода и анализа.
В ходе проведения исследования нами были получены определенные результаты. Так, на основе имеющихся в нашем распоряжении источников мы можем сделать вывод, что культ неак-та представляет собой сложное явление: на анимистический культ духа-патрона местности (изначально, вероятно, даже лишенного антропоморфных признаков), аналоги которого можно найти у многих мон-кхмерских народов, наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей с конфуцианскими корнями, а также индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю традицию, восходящую к доангкорской эпохе. Также мы определили, что не существует канонического изображения духов-покровителей местности, более того, изображение может отсутствовать или быть представлено в виде камня. Кроме этого, мы считаем, что нам удалось выявить возможный источник происхождения кхмерского термина неак-та.
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………. 2
Глава I. Буддизм и народная религия …………………………………………………………………………. 6
Классификация сверхъестественных существ в кхмерской народной религии …………………………….. 8
Глава II. Неак-та ………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 22
Глава III. Этимология ………………………………………………………………………..27
Глава IV. Лексика, связанная с неак-та ……………………………………………………29
Глава V. Жилище неак-та ……………………………………………………………………32
Глава VI. Изображение неак-та …………………………………………………………….38
Глава VII. Функции неак-та ………………………………………………………………..41
Глава VIII. Медиум …………………………………………………………………………..50
Глава IX. Подношения неак-та …………………………………………………………….53
Глава X. Проведение церемонии в честь неак-та ………………………………………..56
Глава XI. Особо почитаемые неак-та в Камбодже ……………………………………….70
Глава XII. Духи местности за пределами Камбоджи …………………………………….75
Приложение……………………………………………………………………………………83
История о лесном неак-та ……………………………………………………………………..84
История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из «Собрания кхмерских сказок» ……………………..86
История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из газеты «Kohsantepheap Daily»………………………94
Первая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» …………………97
Вторая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау»…………………102
Третья история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» ………………..105
Госпожа Мау из «Собрания кхмерских сказок»……………………………………………………111
Вьетнамские легенды о госпоже Мау ……………………………………………………….116
Интервью с кхмерским информантом ………………………………………………………118
Заключение……………………………………………………………………………………122
Список источников и литературы ………………………………………………………..125
Вера в сверхъестественное свойственна человечеству с начала времен. Нет ни
одной традиционной культуры, в повседневной жизни которых не занимал бы
особенного места комплекс представлений и сопутствующих им ритуалов,
связанных с потусторонним миром. [Алимов, 2008:1] Камбоджа не является
исключением. Важное место в кхмерской традиционной религии и ритуально-
мифологических практиках занимают духи-хранители местности неак-та,
исследованию культа которых и посвящена данная работа.
Целью работы является описание культа духов местности в Камбодже, его
атрибутов, характерных для культа обрядовых действий, а также перевод ряда
текстов, связанных с данным культом.
Настоящая работа является первым опытом описания и исследования на
русском языке культа духов-патронов местности неак-та в Камбодже. В ней
предполагается решить следующие задачи:
Определить роль и значение данного культа в системе верований
Камбоджи.
Определить и описать основные атрибуты и характеристики данного
культа, опираясь на имеющиеся материалы.
Выявить возможные параллели между культом духов местности в
Камбодже и другими странами Юго-Восточной Азии (Таиланда,
Вьетнама, Мьянмы), Китая и Индии.
Перевести несколько текстов, посвященных наиболее известным в
Камбодже духам местности.
Привести и прокомментировать интервью с кхмерским информантом.
В настоящей работе мы попытались подробно описать культ духа-покровителя
местности неак-та в Камбодже, показать его важнейшие признаки и
связанные с этим культом обряды, привести список наиболее почитаемых
неак-та, сравнить кхмерский культ со схожими культами в других странах
Азии. Кроме этого, в Приложении к работе представлен перевод нескольких
рассказов о неак-та Мау и неак-та Кхлеанг Мыэнг, взятых из кхмерских
печатных источников, комментированный перевод нашего интервью с
кхмерским информантом. Основные выводы, которые можно сделать,
обобщая проделанную работу, заключаются в следующем:
1. Культ неак-та (вероятно, наравне с культом духов предков ме-ба)
является центральной составляющей народной религии Камбоджи,
корни которой уходят в добуддийский и доиндуистский период
религиозной истории кхмеров.
2. Культ неак-та представляет собой сложное явление, демонстрирующее
характерный для Камбоджи религиозный синкретизм: на мон-
кхмерский анимистический культ духа-покровителя местности (причем
изначально этот дух даже не имел антропоморфных признаков)
наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей с
конфуцианскими корнями (самый характерный пример – культ неак-та
Кхлеанг Мыанга), а также (по крайней мере, в ряде случаев)
индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю
традицию, восходящую к доангкорской эпохе (пример – культ Госпожи
Мау – неак-та, которую считают покровителем приморских провинций
Камбоджи). При этом культ неак-та мирно сосуществует с буддизмом
тхеравады, который приспособился к существовавшим
анимистическим практикам. Более того, можно говорить об имеющейся
тенденции к постепенному «перемещению» данного культа в сферу
буддизма и большему его включению в религиозные практики
буддийского монастыря.
3. В качестве неак-та почитаются самые разнообразные сущности и
явления: неантропоморфные божества анимистических культов,
божества индуистского пантеона, духи предков-основателей деревни, а
также исторические и квазиисторические личности, участвовавшие в
защите страны. В представлении же многих современных кхмеров неак-
та является добрым духом, защищающим от различных болезней и
неприятностей. Также мы полагаем, что нельзя говорить о какой-то
устойчивой иконографии того или иного неак-та. Даже при том что
неак-та является наиболее антропоморфным божеством кхмерского
«традиционного пантеона» (по сравнению с духами типа тюмнианг
пхтеах, мрень конгвиаль, ме пхум, меба и др.), редко можно говорить о
канонических изображениях или иконографии того или иного неак-та.
Более того, изображение неак-та в большинстве случаев отсутствует
вообще или представлено символически в виде камня, термитника,
фигурки индуистского божества. Современные крупные скульптурные
изображения неак-та появились только несколько десятилетий назад, и
основная их задача – привлечение туристов и денежных пожертвований.
В ряде случаев (известное изображение неак-та Домбонг Краньоунг в
Баттамбанге, ставшее практически официальным символом города)
изображение духа может рассматриваться как что-то вроде городской
скульптуры, а его религиозные функции становятся вторичными.
4. Предположительно установлен возможный источник происхождения
кхмерского термина неак-та. Нам кажется убедительной гипотеза о том,
что данный термин произошел от сочетания слов neak и tе:pta:, с
помощью которых в конце среднекхмерского периода (XVIII–XIX вв.)
обозначали духов-хранителей города. Слово neak, имеющее
австронезийское происхождение, в современном кхмерском языке
существует в значении «человек», а слово tе:pta: является адаптацией (а
графически – точной транслитерацией) санскритского слова devatā
(«божество, хранитель»). Современная интерпретация слога ta: в
значении «дедушка, пожилой человек» является результатом народной
этимологии.
5. Похожие на кхмерский культы духов местности существуют в соседних
странах этого региона. Исследователи замечают определенное сходство
культа неак-та и культа преах пхум с культом грамадевата,
распространенного в Южной Индии. Это можно объяснить как
влиянием, которое оказывала индийская культура на Камбоджу в
доангкорский период, так и общетипологическим сходством (последнее
представляется более вероятным). Нуждается в дальнейшем изучении и
фактор влияния на культ неак-та со стороны китайской народной
религии. Китайские переселенцы, прибывавшие в Камбоджу в течение
многих столетий, адаптировались к новому окружению и
интегрировали в местную систему верований китайские культы духов-
хранителей местности, для которых присуща иерархичность и
территориальное разграничение. Возможно, китайские культы
национальных героев также оказали влияние на появление в Камбодже
неак-та-защитников страны (таким неак-та является, например, Кхлеанг
Мыэнг). У тайских народов, несмотря на тесные культурные и
исторические связи с кхмерами, прямой аналог культа неак-та
отсутствует. Существуют и активно почитаются безымянные добрые
духи-помощники (пхи), которым в случае необходимости делают
подношения, однако, насколько нам известно, они не обладают тем
влиянием и теми разнообразными функциями, которые характерны для
неак-та. Этот вопрос нуждается в дополнительном изучении.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!