Взаимодействие власти, бизнеса и общества в формировании территориального бренда г. Волгограда

Зимина Вера Михайловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа выполнена в рамках маркетинга туристских дестинаций. Целью проведенного исследования стало формирование концепции территориального бренда г. Волгограда и разработка алгоритмов взаимодействия власти, бизнеса и общества в процессе внедрения бренда.
Исследование базируется на теоретических исследованиях российских и зарубежных ученых, а также на результатах успешных практик брендинга городов за рубежом. Особенное внимание уделяется алгоритмам взаимодействия власти, бизнеса и общества в отобранных для изучения кейсах.
Результатом работы стали предварительная концепция бренда Волгограда «Поволжский феникс», а также разработанные алгоритмы взаимодействия триады «власть–бизнес–общество» в рамках механизма краткосрочного планирования.
Исследование было апробировано в рамках конференций ГНИИ «Нацразвитие», а также в рамках доклада на Сочинской конференции, посвященной студенческим исследованиям в области туризма

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………………. 5

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДИНГА ……….. 8

1.1. Понятие бренда. Особенности территориального брендинга ……………………………………. 8

1.2. Положительный опыт формирования территориального бренда за рубежом …………… 19

1.3. Ошибки в процессе брендинга территории. Российский опыт брендинга городов …… 23

1.4. Место власти, бизнеса и общества в формировании территориального бренда ……….. 27

2 ПЛАТФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА Г. ВОЛГОГРАДА . 34

2.1. Характеристика г. Волгограда в разрезе социально-экономического и географического
положения …………………………………………………………………………………………………………………… 34

2.2. Анализ текущего имиджа Волгограда. …………………………………………………………………… 39

2.3 Историко-мифологическая характеристика Волгограда ………………………………………….. 48

3 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ БРЕНДА Г. ВОЛГОГРАДА ……………………………………………. 54

3.1. Сущность концепции бренда Волгограда ……………………………………………………………. 54

3.2. Преемственность территориального бренда ………………………………………………………… 59

3.3. Алгоритм взаимодействия власти, бизнеса и общества в процессе продвижения
территориального бренда …………………………………………………………………………………………….. 64

4 МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА Г. ВОЛГОГРАДА ………………….. 70

4.1. Разработка плана продвижения концепции бренда города ……………………………………… 70

4.2. Стоимость мероприятий первого этапа. Оценка успешности результатов брендинга . 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….. 86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………… 88

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ ………………………………………… 90

Приложение 1 Историко-культурные объекты г. Волгограда ……………………………………………. 92

Приложение 2 SWOT-анализ развития г. Волгограда ……………………………………………………….. 94

Приложение 3 STEP-анализ развития г. Волгограда …………………………………………………………. 96

Приложение 4 АНКЕТА РЕЗИДЕНТА …………………………………………………………………………….. 98

Приложение 5 АНКЕТА НЕРЕЗИДЕНТА ………………………………………………………………………. 101

Приложение 6 АНКЕТА ИНОСТАННОГО ГРАЖДАНИНА …………………………………………… 103
Приложение 7 Историко-мифологическая карта Волгограда …………………………………………… 105

Приложение 8 Сегментация целевой аудитории «Туристы» ……………………………………………. 106

Приложение 9 Сегментирование целевой аудитории «Местные жители»………………………… 109

Приложение 10 Проектная символика концепции бренда «Поволжский феникс» ……………. 111

Приложение 11 Пример использования ко-бренда «Аномальная столица России» ………….. 115

Туризм постепенно завоевывает статус самого быстрорастущего сегмента мировой эко-
номики. Относительно Европы и Северной Америки это утверждение особенно актуально: с
появлением лоукостеров, удешевления стоимости проезда по железной дороге и появлением
скоростных поездов, а также распространению личных автомобилей и разветвленной транс-
портной сети количество путешествующих, особенно на выходных, резко возросло по сравне-
нию с прошлым десятилетием. Теперь маркетологи всего мира начинают бить тревогу: обыч-
ные рекламы туров и дестинаций уже не могут склонить потенциального туриста к поездке.
Как следствие, формируется потребность в создании нового «якоря», который привлечет тур-
поток в дестинацию.
Очевидно, что создание оригинального и запоминающегося аттрактора способно повы-
сить объем турпотока. Таким способом мы обеспечим заполняемость и востребованность ин-
фраструктурных объектов и повысим доходы региона. Однако здесь возникает проблема того,
как привлечь туристов в город, который изначально, при восстановлении после Великой Оте-
чественной войны, проектировался как промышленный. В современной структуре экономики
важно равномерное развитие территории, поэтому необходимо изменить сложившийся имидж
города и раскрутить его, превратив в бренд. Именно таким образом решили проблему про-
мышленных городов на Западе.
В преддверии Чемпионата Мира по Футболу 2018 в г. Волгограде был возведен ряд
туристских объектов различного типа: гостиницы, спортивные комплексы, развлекательные
площадки. Однако, как только мундиаль закончился, инфраструктура стала простаивать. Ана-
лизируя имеющийся турпоток в дестинацию, мы можем отметить, что он не может обеспечить
100% заполняемость объектов, что ставит под вопрос окупаемость и эффективность данного
проекта для города и обуславливает необходимость применения современных методов про-
движения территории на внутренние и внешние рынки.
Объектом исследования в данной работе выступает территориальный бренд города
Волгограда. Предметом исследования являются процессы взаимодействия власти, бизнеса и
общества в формировании территориального бренда г. Волгограда.
Цель работы – формирование концепции территориального бренда г. Волгограда и раз-
работка подходящего алгоритма взаимодействия власти, бизнеса и общества в процессе внед-
рения бренда.
Поставленной целью обусловлены следующие задачи.
1. Изучить зарубежный и российский опыт построения бренда и определить основные со-
ставляющие алгоритма создания концепции.
2. Провести подготовительные работы по выявлению отличительных особенностей тер-
ритории, способных выступить базисом для формирования территориального бренда.
3. Разработать прототип концепции территориального бренда г.Волгограда и определить
механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества для выращивания бренда.
4. Сформулировать первичный маркетинговый план и критерии оценки успешности каж-
дого этапа внедрения бренда.
В процессе работы были использованы как общенаучные методы (анализ, синтез, обоб-
щение, абстрагирование, метод сравнения, метод моделирования), так и специальные (SWOT-
анализ, PEST-анализ, анкетирование, опрос, интервьюирование, ГИС-картографирование,
статистический анализ).
Эмпирическую базу исследования составили результаты опросов внешней (жители

Брендинг территории в настоящее время является достаточно новой тенденцией для
России и уже привычным явлением для Запада. Он позволяет управлять целевыми аудитори-
ями и привлекать на территорию нужные категории населения. Такие преимущества позици-
онирования дестинации способствовали быстрому распространению территориального брен-
динга не только на крупные объекты вроде континентов и регионов, но и на города и даже
небольшие муниципальные образования.
Территориальный брендинг – процесс, требующий развитых навыков в области созда-
ния бренда и занимающий длительный промежуток времени. При этом, он достаточно затра-
тен и требует постоянных денежных вливаний на протяжении 10 – 15 лет. Получить матери-
альную отдачу от него практически невозможно, поскольку проект носит социальный харак-
тер.
Тем не менее, проделанная работа позволила решить несколько спорных вопросов в
проблематике брендинга территории в российской действительности. Таким образом, по за-
вершении проведенного в рамках выпускной квалификационной работы исследования были
получены следующие результаты.
1. Сформулировано авторское определение бренда и территориального бренда, кото-
рые, наиболее полно раскрывают сущность понятия в рамках проведенной работы.
Также в ходе анализа теоретической литературы были определены ключевые прин-
ципы брендинга, к которым относятся:
 наличие уникальных особенностей брендируемой территории;
 взаимосвязь аутентичности и подлинности;
 запоминаемость;
 обязательность совместной деятельности;
 поддержка бренда действиями во всех сферах существования города.
2. Выявлено, что формирование территориального бренда только с помощью гос-
структур невозможно, поскольку без поддержки бизнеса и населения бренд быстро
потеряет свою устойчивость и исчезает.
3. На основании исторических особенностей города и мифологического культурного
пласта была разработана концепция территориального бренда «Поволжский фе-
никс». Концепция включает в себя видение, миссию, перечень основных ценностей,
созданный на основе мнений местного населения.
4. В качестве оптимального механизма воплощения концепции был избран метод
краткосрочного маркетингового планирования, что позволяет оперативно вносить
коррективы в программу реализации и поправки в концепцию бренда в соответ-
ствии с мнением местного населения.
5. Для работы в рамках предложенного механизма был разработан алгоритм взаимо-
действия между собой властных и общественных структур для первых этапов про-
движения бренда. Поэтапное развитие маркетингового плана должно сопровож-
даться развитием механизма взаимодействия до включения в него представителей
бизнес-коммьюнити.
6. Разработаны рекомендации для второго года реализации маркетингового плана,
нацеленные на привлечение туристов в регион путем объединения усилий властей
и местных жителей. В результате должен быть сформирован аутентичный экскур-
сионный продукт, а также рекламные материалы, разделяемые всеми участниками
процесса предоставления туруслуг на территории города.
7. В качестве ключевых показателей успешности бренда был предложен комплекс по-
казателей, к которым относятся:
 определение корреляции ценностных установок местного населения с за-
данными с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, по-
казатель которого должен составить долю, не меньшую 0,46;
 средняя стоимость привлечения человека, рассчитываемая как отноше-
ние затрат на этап к количеству привлеченного населения;
 показатель прироста турпотока в регион;
 совокупная оценка имиджа территории, вычисляемая посредством ана-
лиза опросников.
В качестве рекомендаций по использованию материалов выпускной квалификационной
работы, можно отметить следующее.
1. В качестве теоретического материала разработки могут быть полезны сотрудникам
компаний, занимающихся продвижением территорий. В работе сделан акцент на то,
что брендинг территории не ограничивается только айдентикой. Для создания силь-
ного бренда необходимы поддерживающие мероприятия, затрагивающие все сферы
жизни общества.
2. Приведенные рекомендации могут быть использованы ГАУК ВО «Агентство раз-
вития туризма и социокультурных проектов» для начала формирования территори-
альнгго бренда г. Волгограда.
3. Приведенные выкладки могут быть использованы в качестве тренировочного кейса
при обучении по программам дисциплин «Маркетинг территории», «Брендинг»,
«Маркетинг дестинации»

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Трансформация туризма в России для привлечения китайских туристов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Перспективы развития горнолыжных комплексов на Северном Кавказе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет