Конфликтогенный потенциал дресс-кода на примере образовательных учреждений Санкт-Петербурга
В данной работе рассматривается конфликтогенный потенциал дресс-кода в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Автор показывает, что несмотря на многие положительные функции школьной формы, в школах возникают конфликты между участниками образовательного процесса, которые нередко выходят за рамки организации и становятся публичными. Объектом исследования является дресс-код в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Предмет исследования — конфиктогенный потенциал дресс-кода в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Основной целью данной работы, является анализ конфиктогенного потенциала дресс-кода на примере образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Для достижения цели в первой главе была рассмотрены история, понятия и функции дресс-кода. А также описан дресс-код как способ предупреждения и причины конфликтов в образовательных учреждениях.
Во второй главе описывается проведенное нами эмпирическое исследование конфликтогенного потенциала дресс-кода в школах Санкт-Петербурга, а именно: анализ СМИ, положений о внешнем виде, выборочный анкетный опрос учеников и родителей школ. Опираясь на результаты исследования, был разработан проект по грамотному введению дресс-кода в образовательных учреждениях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы – 90 страниц.
ВВЕДЕНИЕ. …………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДРЕСС-КОДА …………………………… 9
1.1 История, понятие и функции дресс-кода ……………………………………………….. 9
1.2 Дресс-код как способ предупреждения и причины конфликтов ……………… 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОГЕННОГО
ПОТЕНЦИАЛА ДРЕСС-КОДА И ПЛАН-ПРОЕКТ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ
ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ …………………………………………………………………………… 42
2.1 Методы и результаты исследования ……………………………………………………. 42
2.1.1 Методология исследования …………………………………………………………… 42
2.1.2 Результаты исследований ……………………………………………………………… 44
2.2 План-проект по введению дресс-кода в образовательные учреждения
Санкт-Петербурга …………………………………………………………………………………. 65
2.2.1 Проблематизация, стейхолдеры и SWOT-анализ проекта ………………….. 65
2.2.2 Мероприятия, результаты и ресурсы проекта ……………………………………. 68
2.2.3 Риски и оценка эффективности проекта ……………………………………………. 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………… 79
Интернет-источники ……………………………………………………………………………… 86
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….. 91
Приложение 2 ……………………………………………………………………………………….. 94
Приложение 3 ……………………………………………………………………………………….. 99
Приложение 4 ……………………………………………………………………………………… 109
Приложение 5 ……………………………………………………………………………………… 116
Приложение 6 ……………………………………………………………………………………… 118
Приложение 7 ……………………………………………………………………………………… 125
Приложение 8 ……………………………………………………………………………………… 127
Приложение 9 ……………………………………………………………………………………… 129
Приложение 10 ……………………………………………………………………………………. 135
Актуальность темы исследования. Дискуссии и конфликты на тему поло-
жительных и отрицательных качеств школьной формы, идут с момента ее
появления в 1553 году и по сей день. Участники образовательных отношений
выделяют ее положительные черты, такие как: воспитание дисциплины у де-
тей, экономия бюджета семьи и сглаживание социальных, экономических и
имущественных различий. Но, несмотря на вышеперечисленные конфликто-
разрешающие свойства дресс-кода, конфликты между родителями/учениками
и администрацией по поводу школьной формы являются постоянно действу-
ющим элементом конфликтности образовательных отношений. Часть этих
конфликтов выходят за пределы исключительно школьной жизни и становят-
ся предметом значительных социокультурных разногласий, как например,
дебаты, связанные с ношением хиджаба в школе.
Социологические исследования также фиксируют неоднозначность
проблемы школьной формы. Так, по данным опроса ВЦИОМ на 2013 год,
66% родителей выступают за введение дресс-кода в образовательных учре-
ждениях.1 Однако, опрос ОНФ, проведенный в 2020, показал, что процент
родителей, которые выступают за обязательное ношением формы снизился и
составил 42%.2 35% считают, что школы должны придерживаться в одежде
одинаковой цветовой гаммы. Подобные исследования, где респондентами
выступали бы сами ученики проводятся и в рамках отдельных школ.
Также нужно отметить, что зачастую дресс-код воспринимается учени-
ками как часть общей стратегии образовательной системы, направленный на
подавление индивидуальности. Конечно, мы не можем, напрямую связать
трагические инциденты, происходящие в школах, с наличием или отсутстви-
ем школьной формы, тем не менее, волнующая всех возросшая конфликт-
Школьная форма: за и против. [Электронный ресурс] — URL: https://infographics.wciom.ru/theme-
archive/society/religion-lifestyle/education-children/article/shkolnaja-forma-za-i-protiv.html (дата обращения:
30.08.2013)
Школьная форма: итоги опроса ОНФ. [Электронный ресурс] — URL: https://stavropolye.tv/news/138652
(дата обращения: 07.09.2020)
ность образовательного пространства требует изучения всех аспектов данной
проблемы.
Этими и другими обстоятельствами обусловлена актуальность темы
настоящей работы.
Степень научной разработанности. Стоит отметить весьма ограни-
ченное количество академических источников, посвященных конфликтности
дресс-кода в образовательном учреждении. Как грамотно вводить дресс-код в
образовательные учреждения и писать правила, регулирующие нарушения,
связанные с ним, не изучены и в изданиях, созданных для учителей и дирек-
торов школ — не прописаны.
Первая, довольно узкая группа авторов, писала об истории развития
школьной формы в России и о конфликтах, с ней связанными. Авторы, упо-
мянутые ниже, изучали особенности введения манифеста «О гражданских
мундирах», его влияние на поведение школьниках в разных городах России.
Так же изучалась форма петербургских школьников первой половины 19 ве-
ка и отношение родителей к дресс-коду. Основными авторами выступили: Л.
Зиновьева, И. Кулакова, Д. Крейк, Т. Пашкова.3
Субкультура стала антиподом дресс-кода и является одним из форм
протеста за проявление индивидуальности. Авторы изучают причины появ-
ления субкультур, как они себя вели в рамках своих замкнутых сообществ и
за их пределами. Большое внимание уделяется одежде как символу, «языку»
и отличительные черты подростков, которые связывали себя с субкультур-
ными движениями. Поэтому, мы изучали труды Ю. Легенького, А.В. Па-
рийчука, Д.В. Иванова, С. Ю. Иванова, А.Н. Ильина, И.В. Васильева, Т.Б.
Щепанской, В.В. Абраменковой, И.П. Башкатова.4
Зиновьева Л. Форма образа. Форменный костюм российской школьницы в прошлом и настоящем // Теория
моды: одежда, тело, культура №26 — 2012–2013. — с. 124-126; Кулакова И. Мундир российского студента
(по материалам XVIII века) // Теория моды: одежда, тело, культура № 9. — 2008. — с. 9-24; Крейк Д. Крат-
кая история униформы (Форма напоказ: от традиционализма к вызову). М., 2007 — С. 233; Пашкова Т. Дис-
циплина внешнего вида, или дресс-код петербургских школьников первой половины XIX в. // Герценовские
чтения 2015. Актуальные проблемы русской истории. СПб.: Издательство «ЭлекСис». — 2016. — с. 726-730
4
Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. // Изд-во
НПО «МОДЭК». — 2000 — С. 416.; Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных
Конфликты в школьном коллективы и способы их урегулирования по-
дробно изучены и о них написано большое количество литературы. Основ-
ной вклад в изучении школьной среды внесли такие исследователи, как: С. В.
Баныкина, Х. Бесемер, Л.В. Быкова, М.В. Орлова, А. Ю. Коновалов, М. В.
Клименских, О. Н. Шахматова, Н.И. Леонов, М. Пель. 5
Для нас важно было рассмотреть особенности психологии детей млад-
шего, среднего и старшего школьного возраста и проблемы идентичности.
Данная тема довольно хорошо изучена, однако нас интересовали авторы, ко-
торые упоминали особенности отношения детей к своему внешнему виду в
период переходного возраста. Так же для нас было важно ознакомиться с по-
ведением школьников в ответ на запреты и ограничения их действий со сто-
роны взрослых. Об этом писали следующие авторы: Ф. Дольто, Е. Емельяно-
ва, В.К. Зарецкий, Л.Ц. Кагермазова, И.С. Кон, Г. Крайг, Х. Ремшмидт.6
Так как мода, внешний вид и одежда имеют большое влияние на людей
и являются маркером социализации, то важно рассмотреть авторов, которые
занимаются исследованиями моды и психологии моды: В.И. Ильин, М.И.
Килошенко, М.Г. Арнтцен, И.А. Осколков, Р. Барт.7
Рассмотрев историю, понятие и функции дресс-кода, мы пришли к вы-
воду о том, что несмотря на то, что дресс-код создавался для того, чтобы ми-
нимизировать количество конфликтов не только в образовательных учрежде-
ниях, но в обществе в целом, практика и исследования показывают, что дан-
ный инструмент конфликторазрешения не работает, а различные предписа-
ния, относительно внешнего вида учеников и меры наказания за нарушение
дресс-кода только усугубляют ситуацию.
В ходе изучения мы выявили основные функции дресс-кода, такие как:
дисциплинирование, сплачивание коллектива, подчеркивание принадлежно-
сти к организации, минимизирования потенциальных конфликтов, повыше-
ния работоспособности. Но, несмотря на положительные черты, школьная
форма вызывает гендерные, религиозные, экономические, внутриличност-
ные, экономические и другие конфликты.
Исследование СМИ на предмет наличия публичных конфликтов в шко-
лах Санкт-Петербурга, мы выяснили, что часто разногласия выходят за пре-
делы организации и порождают дискуссию как между родителями учеников,
учениками и администрацией школы, так и между депутатами и детскими
омбудсменами.
Изучив исследования, проводимые среди родителей школьников, мож-
но сделать вывод о том, что им нравится наличие в школе дресс-кода, однако
высокая цена, отсутствие самовыражения и права голоса у учеников во время
принятия окончательного варианта школьной формы — являются ее минуса-
ми. Такие же результаты мы получили в ходе анкетирования среди родителей
школьников Санкт-Петербурга.
Проанализировав положения о внешнем виде, прописанные в образова-
тельных учреждениях, мы сделали вывод о том, что кроме самой формы, они
регулируют внешность учеников: цвет и длину волос, ногтей, макияж и т.д.
Помимо того, в школах нет бесконфликтного урегулирования ситуации в
случае, если ученик пришел без формы. За нарушение ученикам делают
письменное и устное замечание, вызывают на комиссию, ставят на учет к за-
вучу по воспитательной работе и тд. Более того, 5 школ нарушают закон «Об
Образовании» и Конституцию РФ.
В ходе проведенного анкетирования среди учеников школ Санкт-
Петербурга, мы выявили, что школьникам не нравится школьная форма. Они
не могут в ней выразить свою индивидуальность, многие предметы одежды
сидят на них плохо, отчего они чувствуют себя некрасивыми и часто нару-
шают правила дресс-кода.
Разработанный нами план-проект, поможет ввести дресс-код или еди-
ную школьную форму с минимальным количеством конфликтов, посред-
ством изучения мнений всех заинтересованных лиц образовательного про-
цесса и привлечения спонсоров и сотрудничества. Данный проект универса-
лен и может работать во всех школах Санкт-Петербурга.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!