Проблема формирования гражданской идентичности армянского населения Тбилиси в условиях политики интеграции в начале XXI в.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению современного положения армянского населения Тбилиси. Автор проводит анализ процесса формирования гражданской идентичности тбилисских армян в период президента М. Саакашвили и выявляет причины, препятствовавшие данному процессу. Проблема формирования гражданской идентичности рассматривается в двух аспектах.
Первый аспект связан с политикой грузинского государства по отношению к национальным меньшинствам в период президентства М. Саакашвили. Автор рассматривает содержание и основные направления политики интеграции и определяет степень ее влияния на процесс формирования гражданской идентичности армянского населения Тбилиси. Второй аспект затрагивает их этническую идентичность, что усилилась в условиях политики интеграции в указанный период. Автор уделяет особое внимание взаимосвязи этнической и гражданской идентичности и предпринимает попытку определить, какой вклад способна привнести этническая идентичность в процессе конструирования гражданской идентичности.
Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Политика интеграции в период президентства М. Саакашвили …………. 9
§ 1.1. Содержание и основные направления ………………………………………………… 9
§ 1.2. Предпосылки для возникновения языкового фактора ……………………….. 15
§ 1.3. Тбилисские армяне как национальное меньшинство…………………………. 21
Глава 2. Влияние политики интеграции на армянское население Тбилиси ……. 28
§ 2.1. Образовательное направление ………………………………………………………….. 28
§ 2.2. Общественно-политическое направление …………………………………………. 35
§ 2.3. Культурное направление ………………………………………………………………….. 41
Глава 3. Этническая идентичность тбилисских армян и формирование
гражданской идентичности ………………………………………………………………………….. 49
§ 3.1. Система взаимосвязей тбилисских армян …………………………………………. 49
§ 3.2. Взаимодействие с армянами из других грузинских регионов ……………. 54
§ 3.3. Армянское население Тбилиси в диалоге Армения-Диаспора …………… 62
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 71
Список использованной литературы …………………………………………………………….. 75
Приложение ………………………………………………………………………………………………. 102
Состав населения грузинского государства характеризуется
неоднородностью, что обусловлено влиянием в течение многих столетий
разного рода географических, политических и социально-экономических
факторов. Наравне с доминирующими по численности грузинами
представители других этнических групп проживают компактно или дисперсно
на его территориях.
В соответствии с данными переписи населения от 2002 г. армяне
составляли одну из наиболее крупных этнических групп, которая была
преимущественно сконцентрирована в регионе Самцхе-Джавахети на юге
страны. Количественный показатель проживавших в Ахалкалакском и
Ниноцминдском муниципалитетах армян превышал девяносто процентов от
общего населения данного региона.
Тбилиси являлся вторым регионом по численности армянского населения
на грузинских территориях. В отличие от региона Самцхе-Джавахети, что
подвергался непосредственному влиянию армянского государства в условиях
близости границы, история армянского присутствия в грузинской столице
развивалась в ином направлении. Находясь в постоянном взаимодействии с
грузинами и представителями других этнических групп, тбилисские армяне не
только приспособились к атмосфере полиэтничного города и привнесли
значительный вклад в его развитие, но и сохранили языковую и религиозную
самобытность до современного периода.
Актуальность темы исследования. Положение национальных
меньшинств в полиэтничных государствах многосторонне изучается в научном
сообществе. Исследователи занимаются разработкой и уточнением
понятийного аппарата в условиях значительных расхождений в терминологии1,
анализируют положение национальных меньшинств в государстве в таких
Сванидзе Г. Национальные меньшинства в Грузии: проблемы дефиниции и правового статуса // Центральная
Азия и Кавказ. 2006. № 6(48). С. 169-176.
аспектах, как доступность образования или вовлеченность в политическую
жизнь страны2.
Дискуссии относительно положения национальных меньшинств
проводятся в рамках деятельности разного рода международных организаций
вроде ООН и ОБСЕ3. Их представители уделяют повышенное внимание защите
прав национальных меньшинств и занимаются разработкой соответствующей
правовой основы. Межэтническая напряженность в Грузии в 1990-е гг.
обусловила влияние данных организаций на страну, создание структур вроде
офиса Народного защитника и присоединение к международным конвенциям,
направленным на защиту прав национальных меньшинств.
Степень научной разработанности темы. Теоретическую основу
данной работы составили исследования идентичности. Они разрабатывались
учеными разной дисциплинарной принадлежности и привнесли значительный
вклад в осмысление темы данного исследования, поскольку позволили
рассмотреть сущность и формирование данного явления в рамках разных
подходов и парадигм.
Идентичность подвергается анализу в работах таких зарубежных
исследователей, как, И. Гофман 4 , М. Кастельс 5 , Ч. Кули 6 , Дж. Г. Мид 7 , Г.
Тэджфел и Дж. Тернер 8 , Э. Х. Эриксон 9 и др. Исследование гражданской
Токарев А.А. Влияние реформ правительства Михаила Саакашвили на положение национальных меньшинств
Грузии // Сравнительная политика. 2014. № 1(14). С. 147-164; Metreveli E., Yakobashvili T. The Georgian State
and Minority Integration: Progress Made and Progress Still to Come // State Approaches to National Integration in
Georgia: Two Perspectives. Silk Road Paper. Stockholm: Central Asia Caucasus Institute, 2009. P. 45-63; Berglund Ch.,
Blauvelt T. Redefining the Nation: From Ethnic Fragmentation to Civic Integration? // 25 years of independent Georgia:
Achievements and Unfinished Projects. Tbilisi, 2016. P. 11-56;
3
Recommendation 1201. Additional protocol on the rights of minorities to the European Convention on Human Rights.
1993. URL: http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-
en.asp?fileid=15235#:~:text=Every%20person%20belonging%20to%20a%20national%20minority%20may%20exercis
e%20his,or%20in%20association%20with%20others.&text=All%20persons%20belonging%20to%20a,national%20min
ority%20shall%20be%20prohibited.
4
Goffman E. Stigma: notes on the management of spoiled identity. New York: Simon and Schuster, 1986.
5
Castells M. The power of identity // The information age: economy, society and culture. Vol 2. Malden: Blackwell,
1997.
6
Кули Ч. Социальная самость //Американская социологическая мысль: тексты / ред. В.И. Добреньков, пер. Т.
Новикова. М.: МГУ, 1996. С. 175-182.
7
Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: тексты / ред. В.И.
Добреньков, пер. А. Гараджи. М.: МГУ, 1994. С. 124-126.
8
Tajfel H. Social identity and intergroup behavior // Social Science Information. 1974. Vol. 13, №2. P. 65-93; Turner J.
Social comparison and social identity: Some prospects for intergroup behavior // European Journal of Social
идентичности прослеживается в работах Б. Андерсона 10 , Ю. Хабермаса 11 , С.
Хантингтона12, Ф. Фукуямы13.
В отечественной науке исследования идентичности нашли отражение в
работах таких ученых, как М. К. Горшков14, М. Н. Губогло15, И. С. Семененко16,
В. А. Ядов17 и др. Работы Л. М. Дробижевой18 и С. В. Рыжовой19 представляют
особую ценность в рамках данного исследования, поскольку авторы не только
анализируют гражданскую идентичность, но и указывают на ее взаимосвязь с
этнической идентичностью.
Исторические исследования присутствия армян в Тбилиси нашли
отражение в работах таких авторов, как Ю. Д. Анчабадзе и Н. Г. Волкова20, Л.
Меликсет-Бек21, Ш. Чхетия22, Т. Варданян23 и С. Мкртчян24. Отдельные аспекты
В рамках данного исследования проблема формирования гражданской
идентичности армянского населения Тбилиси в период президентства М.
Саакашвили была рассмотрена в двух аспектах – в аспекте реализации
политики интеграции и в аспекте влияния этнической идентичности,
усиливавшейся в данных условиях.
В соответствии с поставленными задачами рассмотрение первого аспекта
осуществлялось посредством изучения содержания и основных направлений
политики интеграции в указанный период. На основании полученных в ходе
исследования результатов можно сделать следующие выводы:
Грузия в условиях этнического многообразия и обособленности
некоторых регионов после нестабильного периода 1990-х гг. нуждалась в
выработке политической программы, способной укрепить централизованный
характер государства и сплотить все население для его дальнейшего развития.
М. Саакашвили в стремлении достигнуть данной цели положил начало
реализации политики интеграции, что была основана на положениях Рамочной
конвенции о защите национальных меньшинств и разработанной Национальной
концепции по толерантности и гражданской интеграции. Она была направлена
на улучшение положения и повышение степени вовлеченности в грузинское
общество представителей национальных меньшинств и подразумевала шесть
основных направлений реформирования с конкретными шагами для его
осуществления.
Вопреки положительной риторике грузинского руководства данная
политика характеризовалась наличием элементов, которые свидетельствовали о
неполном искоренении идей этнического национализма в грузинском обществе.
Причина данного обстоятельства заключалась в сильном влиянии грузинской
национальной идеи, которая получала широкое распространение в периоды
независимого грузинского государства. Политика М. Саакашвили не обладала
радикальной направленностью начала 1990-х гг., но прошедшее десятилетие
представлялось недостаточным сроком для ее полного освобождения от
влияния идей, прежде распространенных в грузинском обществе. Данное
обстоятельство подтверждалось языковым фактором, на основании которого
выстраивалась политика интеграции в начале XXI в.
Определение степени ее влияния в указанный период на тбилисских
армян представлялось невозможным без проведения исторического анализа и
выявления обстановки, которая наблюдалась в период, предшествовавший
Революции роз. В ходе исследования было выявлено, что присутствие
армянского населения в грузинской столице характеризовалось долгой
историей, в течение которой их влияние на городскую среду постепенно
сокращалось. Однако в условиях политической нестабильности армяне
продолжали придерживаться этнической и региональной идентичности и
находиться в некоторой отдаленности от полноценного вовлечения в
грузинское общество.
Ввиду сложившейся обстановки политика интеграции после Революции
роз должна была способствовать формированию гражданской идентичности
тбилисских армян. Однако рассмотренные направления данной политики
свидетельствуют о том, что вопреки наличию положительных инициатив она
обладала непродуманным и форсированным характером. Он усугублялся
несовершенством грузинского законодательства и приводил к некачественной
реализации запланированных реформ, что становилось причиной усиления
социального неравенства в грузинском обществе.
В перспективе в условиях политики интеграции в период М. Саакашвили
гражданская идентичность могла сформироваться только у молодого поколения
тбилисских армян, которые начали обучение в школе после 2005 г. и
воспитывались в соответствии с образовательными стандартами, созвучными
целям грузинского государства. С другой стороны, старшее поколение,
знакомое непосредственно с реалиями советского периода и первого
десятилетия независимой Грузии, относилось с настороженностью к политике
интеграции страны. В условиях разрушения церквей, закрытия школ и театра
оно ассоциировало ее с событиями из прошлого и видело в действиях
грузинского государства стремление нанести ущерб интересам тбилисских
армян. Данные настроения не могли оказать положительного влияния на
формирование гражданской идентичности и конструировали отрицательный
образ грузинского государства среди тбилисских армян.
Второй аспект в рамках данной работы был рассмотрен посредством
исследования этнической идентичности тбилисских армян в условиях развития
взаимосвязей с грузинскими армянами и армянским государством. На
основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Негативные последствия политики интеграции в указанный период
стимулировали укрепление этнической идентичности. С одной стороны, она
проявлялась в сплочении тбилисских армян вокруг Епархии ААЦ ввиду
необходимости сохранения языка и религии. С другой стороны, армянское
население столицы занималось формированием общественных объединений,
через которые оно транслировало собственную позицию и стремилось
выстраивать диалог с грузинским государством. Множественность данных
объединений и отсутствие консолидации между ними препятствовали
осуществлению данного диалога и не приводили к качественному улучшению
положения тбилисских армян. Более того, отсутствие возможности влиять на
ситуацию пробуждало в местных армянах пассивность и безучастность.
Принимая во внимание отстраненность тбилисских армян, можно
говорить о негативном влиянии этнической идентичности на процесс
формирования гражданской. Однако упомянутая выше пассивность
преодолевалась посредством вхождения тбилисских армян в более крупную
систему взаимосвязей грузинских армян и взаимоотношений Армения-
Диаспора. Существование взаимосвязей на данных уровнях свидетельствовало
о готовности тбилисских армян к консолидации, обозначению и достижению
общих целей в ходе диалога с грузинской и армянской сторонами. Проявление
этнической идентичности в данном направлении могло оказывать
положительное влияние на формирование гражданской идентичности.
Тем не менее, в указанный период этническая идентичность тбилисских
армян не могла выступать в качестве подобного вспомогательного фактора
ввиду разобщенности грузинских армян в целом и тбилисских армян в
частности. Данное обстоятельство и неудачная реализация политики
интеграции становились главными препятствиями в процессе формирования
гражданской идентичности тбилисских армян.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!