Применение методов машинного обучения при оценке и картографировании природных ресурсов

Сныткина Дарья Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе рассматриваются возможности и эффективность применения данных дистанционного зондирования и алгоритмов машинного обучения в интересах изучения и оценки состояния природных ресурсов. Исследование обращено к лесам – одного из важнейших и экономически значимых ресурсов России. Применение алгоритмов машинного обучения, как инструмента «умной» обработки и дешифрирования больших данных, апробировано на распознавании и оценке повреждения бореальных лесов Республики Карелия. Эталонная выборка сформирована на основе данных лесопатологических обследований лесов ООПТ. В ПО QGIS и с помощью написанной на языке Python модели была проведена классификация снимков Sentinel-2 алгоритмами SAM и Random Forest. Расчет точности работы моделей, адаптированный под специфику эталонной выборки, и созданные картографические изображения позволили сделать вывод о применимости метода для целей лесопатологического мониторинга.

Введение…..……..………..……..………..……..………..……..………..……..………..……..2
Глава 1. Машинное обучение в решении задач использования природных ресурсов…5
1.1. Искусственный интеллект и алгоритмы машинного обучения……………………5
1.2. Цели, задачи и функции машинного обучения……..……..……..……..……..……7
1.3. Модели машинного обучения в задачах классификации ……..……..……..…….11
1.4. Применение МО в задачах оценки природных ресурсов……..……..……..……..14
1.5. Язык программирования Python и МО……..……..……..……..……..……..……..18
Глава 2. Природные ресурсы как объект исследования и пространственной
оценки……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..……20
2.1. Виды природных ресурсов и особенности их исследования и оценки……..……20
2.2. Лесные ресурсы и лесное хозяйство: общая характеристика……..……..…….…22
2.3. Оценка лесных ресурсов……..……..……..……..……..……..……..……..………28
2.4. Зарубежный научный и практический опыт по оценке лесов с применением
МО…….……………………………………………………………………………………31
2.5. Становление применения МО в российском лесном секторе……..……..………33
Глава 3. Изученность, использование, мониторинг бореальных лесов Северо-Запада
России……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..…….36
3.1. Общая характеристика лесов……..……..……..……..……..……..……..………….36
3.2. Экономическая значимость лесов Северо-Запада России……..……..…………..38
3.3. Действующие системы учета лесов Северо-Запада России……..……..………..46
Глава 4. Создание модели классификации бореальных лесов с деградациями………49
4.1. Цели и задачи исследования……..……..……..……..……..……..……..…………49
4.2. Выбор алгоритмов…..……..…….……..……..……..……..……..……..…………..50
4.3. Формирование набора исходных пространственных данных……..……..………50
4.4. Подготовка набора данных……..……..……..……..……..……..……..…………..53
4.4.1. Создание обучающей выборки для SAM и классификация……..…………58
4.4.2. Создание обучающей выборки для Random Forest……..……..……..……..64
4.4.3. Создание модели Random Forest и классификация……..……..……..……..65
4.5. Оценка работоспособности модели МО……..……..……..……..……..……..……66
4.6. Обсуждение выявления повреждений древостоя методами МО……..……..…….69
Заключение……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..……..…….72
Список использованных источников……..……..……..……..……..……..……..………..74
Приложение. Модель RF (по национальному парку «Паанаярви»)……………………85

Вовлеченность данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в исследование
и использование природных ресурсов постоянно растет, и в рамках этого процесса все
более расширяется применение машинного обучения (МО). Особенно перспективными и
эффективными эти технологии могут стать в отношении лесов – одних из самых
высокопродуктивных и легкоранимых наземных экосистем, выполняющих
средообразующие, защитные, эстетические функции. Злоупотребление сырьевой
функцией лесов на протяжении долгого времени создало проблему обезлесения,
усугубляемую неправильным упрощенным хозяйством, пожарами, болезнями леса,
погодными условиями. Одновременно сохранить функции леса, а также увеличить выход
деловой древесины позволяет рациональное лесное хозяйство, в основе которого лежит
оперативный учет леса и его ресурсов. Частным примером успешного ведения лесного
хозяйства является скандинавская модель. Внедрение именно такой модели
инициировано органами государственной власти, природоохранными организациями и
лесопромышленниками на Северо-Западе России, в историческом районе лесозаготовок. В
связи с необходимостью интенсификации лесного хозяйства растѐт спрос на технологии
ускоренного получения пространственной информации о лесах и их состояния. Если для
организаций, производящих лесохозяйственные обследования традиционными методами,
обширные территории представляют проблему, то при применении дистанционного
зондирования и методов МО они, наоборот, являются преимуществом и означают наличие
больших данных для обучения моделей. «Умная» обработка больших пространственных
данных позволит минимизировать время- и финансово-затратные полевые обследования
лесов.
Большинство предлагаемых исследователями методов обработки данных ДЗЗ с
помощью МО носят локальный характер, однако в Скандинавии, Канаде, США отдельные
алгоритмы включены в процедуры государственной инвентаризации. В лесной отрасли
МО имеет существенный уклон в сторону прогнозирования пожаров и классификации
пород. Вопрос обнаружения нарушений, влияющих экологическую и практическую
ценность леса, освещается гораздо реже.
Возможности интеграции МО и данных ДЗЗ для выявления деградации лесного
покрова изучали Крылов А.М. (Московская обл., Ленинградская обл., Вологодская обл.),
Князева С.В. (Красноярский край), Карпачев А.П. (Орловская обл.), Abdi A. M. (Швеция).
Настоящее исследования является локальной трактовкой упомянутых выше
разработанных технологий и открывает возможности выявления нарушений в бореальных
лесах Северо-Запада РФ на основе оперативных данных спутниковых наблюдений и
алгоритмов МО.
Объектом исследования является нарушенный лесной покров в бореальных лесах
Карелии на Северо-Западе России, предметом исследования – применение алгоритмов
машинного обучения и спутниковых данных для обнаружения и оценки деградировавших
древостоев в среде ГИС и в среде разработки Python.
Цель исследования состоит в применении алгоритмов машинного обучения к
спутниковым данным для выявления нарушений в лесном покрове Северо-Запада России,
а также в оценке работоспособности полученных моделей. Для достижения цели
исследования требуется решить следующие задачи:
– ознакомиться с предшествующими исследованиями и выявить алгоритмы МО,

Обстоятельное знакомство с методами исследования, оценки и картографирования
природных ресурсов позволило выделить актуальное направление – применение данных
дистанционного зондирования совместно с машинным обучением в их обработке. Нам
представилось возможным рассмотреть сущность и возможности МО, как реализации
искусственного интеллекта, его разных алгоритмов в контексте использования
пространственных данных средствами ГИС (Глава 1) в выявлении нарушений леса. Для
этого рассмотрены многочисленные аспекты лесной отрасли – экологическая и
экономическая значимость леса, его функции, управление, инвентаризация, мониторинг,
основные причины нарушений или отсутствия древостоя на лесных территориях, в том
числе в зоне бореальных лесов северо-западной части России, имеющей географические
сходства с северо-европейскими зарубежными лесами, где ведение лесного хозяйства
считается успешным (Глава 2).
Анализ опыта применения МО в лесном секторе показал, что чаще всего выбор
исследователей падает на алгоритмы k-NN, SVM, Деревья решений и ансамбль Деревьев
решений – Random Forest, а также глубокое обучение. В ходе фокусирования на состоянии
лесной промышленности и системах учета лесов Карелии (в пределах особо охраняемых
территорий) обнаружилось, что необходимость получения оперативной информации о
состоянии лесов в регионе трактуется не только общими разумными соображениями, но и
официальным переходом на другую модель ведения лесного хозяйства (Глава 3).
Показано, какие методы обработки открытых спутниковых изображений позволяют
идентифицировать сухостои, образовавшиеся на ветровалах, и какие части спектра
являются наиболее репрезентативными.
В основу набора данных о повреждениях древостоя легли материалы спутниковой
съемки Sentinel-2 и Landsat-8, документальные акты лесопатологических обследований и
тематические карты растительного покрова. В исследовании тестировали два
принципиально разных алгоритма – Spectral Angle Mapper (SAM, реализованный в
плагине SCP под QGIS) и Random Forest (RF), модель на основе которого была написана
нами на языке Python. Для сравнения качества классификации лесного покрова двумя
моделями был разработан и написан также на Python способ оценки полученных
результатов. Рассчитанная относительная погрешность детектирования «сухостойных»
пикселей оказалась очень большой для алгоритма SAM. Модель RF, показавшая точность
81 %, сработала лучше в отношении выбранной территории. Для обоих алгоритмов
«камнем преткновения» стали массивы лишайниковой сосны, под которой слишком
хорошо видна поверхность. Из этого следует, что в данном случае необходимо либо
объединить похожие категории растительного покрова в один класс, либо активно
работать над разделением чрезвычайно похожих классов путем увеличения размера их
обучающей выборки.
Исходя из масштабного ряда и детальности растровых карт, продиктованными
нормативно-правовой базой, было оценено, насколько применение космических снимков
Sentinel-2 вкупе с точностью работы самой модели МО, применимо для выявления
нарушенного древостоя. Результаты классификации по алгоритму SAM можно считать
удовлетворительными с точки зрения общего распознавания типов покрытий для
ускорения картографирования территории, но на уровне лесных выделов он видится
малопригодным. По результатам работы модели RF удалось составить карту в масштабе
1:25 000, которая может служить основанием для инициирования полевых
инструментальных обследований проблемных участков. Также, полученное изображение
при совместном анализе с другими информационными источниками (карт породного
состава леса и запасов) может быть полезно для ориентировочной оценки потерь
древесины или ущерба углеродному балансу.
Оценивая применимость алгоритмов машинного обучения для картографирования
лесов надо сказать, что точность создаваемых карт зависит от качества и объѐма
обучающей выборки. На снимках с разрешением 10 м спектральная информация одного
пикселя это сложная комбинация излучения, отраженного от нескольких деревьев,
возможно разных пород, и от подстилающей поверхности. Это, и тот факт, что для
подготовки контрольных данных были использованы акты ЛПО и лесоустроительные
материалы, где показатели приводятся на неоднородные по своему составу выделы,
говорят о том, что обучающие данные сложно назвать оптимальными. Несмотря на это,
модель RF позволяет создавать интерпретируемое картографическое изображение.
Таким образом в исследовании все поставленные задачи выполнены. Полученные
результаты дают основания полагать, что, обучая ансамблевые алгоритмы на данных
более высокого пространственного разрешения и выделяя экземпляры целевого класса с
большей достоверностью можно добиться более точной классификации. Одним из
идейных продолжений работы видится классификация лесных массивов по отдельным
типам повреждений с применением ансамблевого алгоритма LightGBM.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету