Культурно-просветительская деятельность музея в контексте сохранения военно-исторического наследия (опыт музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»)

Попова Маргарита Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В выпускной квалификационной работе представлены различные классификации форм музейно-педагогической работы, предложенные отечественными исследователями. На основе одной из классификаций рассмотрена культурно-просветительская деятельность российских военно-исторических музеев-заповедников. Также в исследовании выявлены аспекты, актуальные для концепции экспозиции современного военно-исторического музея. В качестве практических результатов исследования предложены рекомендации по работе с посетителями на базе нового экспозиционно-выставочного павильона «Прорыв» (здание музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»).

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Военно-историческое наследие периода Великой Отечественной
войны в России ………………………………………………………………………………………….. 9

1.1. Военно-историческое наследие в пространстве музея ……………………….. 9

1.2. Военно-исторические музеи-заповедники на территории России …….. 23

Глава 2. Культурно-просветительская деятельность военно-исторического
музея ……………………………………………………………………………………………………….. 30

2.1. Формы педагогической деятельности музея: современные
классификации ……………………………………………………………………………………… 30

2.2. Культурно-просветительская работа в музее-заповеднике ……………….. 43

Глава 3. Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» в контексте
сохранения военно-исторического наследия …………………………………………….. 57

3.1. История и современное состояние музея-заповедника «Прорыв
блокады Ленинграда» ……………………………………………………………………………. 57

3.2. Культурно-образовательная деятельность музея-заповедника «Прорыв
блокады Ленинграда» ……………………………………………………………………………. 63

3.3. Практические рекомендации по работе с посетителями в музее-
заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» …………………………………………. 70

Заключение ……………………………………………………………………………………………… 77

Список литературы и источников …………………………………………………………….. 80

Приложение №1 ………………………………………………………………………………………. 90

Приложение №2 ………………………………………………………………………………………. 91

Приложение №3 ………………………………………………………………………………………. 93

Великая Отечественная война – один из самых значимых периодов
истории России. Память об этом событии сохраняется уже более семи
десятков лет, и на протяжении этого времени отношение к сохранению и
исследованию военно-исторического наследия не было одинаковым. Тема
войны является достаточно сложной для восприятия и, тем более,
самостоятельного изучения. Не всегда традиционные формы обучения
достаточны для формирования у новых поколений представления о том или
ином событии, в частности, об эпизодах, связанных с военными конфликтами
– с темой Великой Отечественной войны. К примеру, в школьной программе
периоду Второй мировой войны отводится семь часов в девятом и три часа в
одиннадцатом классах. Многие пробелы может заполнить дополнительное
изучение вопросов пространстве музея. Здесь дошкольники получают первое
знание о том, что такое война и какое она имеет отношение жизни людей.
Учащиеся средних учебных заведений узнают детали битв. Студенты, как и
старшие группы населения, могут закрепить знания, переосмыслив их в
контексте конкретных человеческих судеб. Речь идет об изучении с помощью
специалистов, которые помогают выстраивать коммуникацию между
посетителем и элементами музейной экспозиции. Программы, реализуемые в
рамках культурно-просветительской деятельности музея – то важное звено,
которое обеспечивает наиболее успешное усвоение материала и, как
следствие, сохранение военно-исторического наследия в памяти поколений.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью
переосмысления теоретических и практических подходов к пониманию и
реализации форм работы с посетителями военно-исторических музеев-
заповедников. Изменения, которые наблюдаются в сфере, говорят о том, что
существует потребность в разработке дополнительных программ в музеях,
способных удовлетворить потребность музейной аудитории в приобретении
информации и опыта в рамках специфических и сложных тем. В определенной
степени это обусловлено развитием современных технологий, применяемых в
музее, а также развитием новых подходов к формированию музейной
экспозиции. С целью осуществления связи между историческим наследием и
посетителем в музейном пространстве создаются разнообразные формы
музейно-педагогической работы. В целом, в настоящее время проблемой
просвещения населения заняты многие сферы: социальная, духовная,
политическая и другие. И в пространстве музея она находит непосредственное
отражение.
В работе под термином «военно-историческое наследие» понимается
совокупность объектов, связанных с военным прошлым и осознаваемых
социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. К военно-
историческому наследию относятся памятники воинской славы, места боевого
подвига, поля воинской славы (культурные ландшафты), мемориальные
кладбища и братские могилы солдат, павших в ходе военных действий,
памятные знаки, мемориальные места, военные объекты и техника, наследие
выдающихся исторических личностей (относимые к военному периоду
личные вещи, мемуары, научные работы, документы, письма), а также
вещественные свидетельства: элементы униформы, снаряжения, вооружения,
документы, схемы, планы, карты, фотографии, фонодокументы, кинохроника,
плакаты, листовки, зарисовки и картины. Кроме того, к видам военно-
исторического наследия могут относиться такие нематериальные
свидетельства, как военные песни и стихотворения.
Важной задачей музея является не только физическое сохранение
военно-исторического наследия, но и его презентация, трансляция и
расшифровка значения и смысла, заложенного в нем, с целью сохранения в
памяти пришедшего в музей человека. Для решения данной музеи
осуществляют музейно-педагогическую работу в форме культурно-
просветительской деятельности. Культурно-просветительская деятельность
– деятельность, направленная на формирование, сохранение, распространение
культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения 1.
Термин имеет синонимичное ему понятие – культурно-образовательная
деятельность. Согласно словарю актуальных музейных терминов, культурно-
образовательная деятельность музея – это одно из основных направлений
деятельности музея, посредством которого реализуется функция образования
и воспитания. Осуществляется через разнообразные формы работы с музейной
аудиторией2. Оба термина используются работах разных исследователей при
описании направления музейно-педагогической работы музея. Ключевым для
исследования определим культурно-просветительскую деятельность. Это
одно из основных направлений музея, теоретической основой которой
является музейная педагогика, важное звено музейной коммуникации.
В работах исследователей не отмечается четкая дифференциация двух
понятий, в основном, термины используются как взаимозаменяемые. Например,
Столяров Б.А. дает характеристику понятия «экскурсия» таким образом:
экскурсия – это форма «образовательной (просветительской) деятельности,
содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмо-
циональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных
объектов с целью приобретения знаний и впечатлений»3.
Появление термина «культурно-образовательная деятельность», по всей
вероятности, поясняется эволюцией традиции: направления работы с
посетителями музея развивались от «культурно-воспитательной работы» в
начале XX в. к «политико-просветительной работе» в 1920-х гг. и «массовой
политико-просветительной работе» в 1930-е гг. до «научно-просветительной
работы» в 1950–60-х гг.4 Термин «Культурно-образовательная работа»
Биттер М. В., Симбирцева Н. А. Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании
понятия). Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. – 2017. – №2/3 (21) –
С. 226.
2
Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – М., 2009 – №5. – С. 54
3
Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 —
С. 81
4
Сапанжа О. С. Музейное образование и музейная педагогика в Российской академической традиции и
практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание / О. С. Сапанжа // Кибернетика.
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/muzeynoe-obrazovanie-i-muzeynaya-pedagogika-v-
rossiyskoy-akademicheskoy-traditsii-i-praktike-muzeynogo-dela-granitsy-ispolzovaniya. (дата обращения:
18.02.2018).
применяется с 1990-х гг.. О.С. Сапанжа замечает, что современной музеологии
свойственны методологическая неоформленность, а также смешение
основных понятий, которые сказываются на практике использования
терминов в образовательной деятельности музея, и используются зачастую как
синонимичные5.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании
новых форм презентации военно-исторического наследия в контексте
деятельности музея по работе с представителями разных аудиторий.
Объектом исследования является военно-исторического наследие

В результате проведенного исследования, посвященного культурно-
просветительской деятельности российских музеев-заповедников в контексте
сохранения военно-исторического наследия периода Великой Отечественной
войны, был проведен анализ классификаций форм музейно-педагогической
работы музея, предложенных исследователями на основании различных
параметров. В ходе рассмотрения видов образовательных программ музеев-
заповедников были определены основные тенденции последнего времени по
осуществлению взаимодействия между военно-историческим наследием и
музейной аудиторией. Также предметно был рассмотрен музей-заповедник
«Прорыв блокады Ленинграда»: его ключевые объекты и программы по работе
с посетителями, что позволило определить перспективы для
совершенствования деятельности по сохранению военно-исторического
наследия.
В соответствии с задачами, поставленными в диссертационном
исследовании, были сделаны следующие выводы:
1. аспектами, актуальными для концепции экспозиции военно-
исторического музея и оказывающими влияние на восприятие темы
музейными посетителями являются: отражение повседневности войны,
основными героями становятся рядовые участники войны, использование
современных технических средств;
2. в рамках исследования было определено, что не существует единой и
общепринятой классификации форм музейно-педагогической работы, в связи
с чем были рассмотрены различные варианты, предложенные отечественными
исследователями, а также на основе одной из классификаций рассмотрена
культурно-просветительская деятельность российских военно-исторических
музеев-заповедников, за основу взят критерий распространенности форм;
3. в результате рассмотрения и анализа современного состояния музея-
заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и реализуемых им форм
культурно-просветительской деятельности были определены перспективы для
разработки предложений по внедрению новых программ для работы с
посетителями;
4. в качестве практических результатов исследования предложены
рекомендации по работе с посетителями на базе нового экспозиционно-
выставочного павильона «Прорыв» (здание музея-заповедника «Прорыв
блокады Ленинграда»), в этой связи значимым стало изучение материалов,
связанных с темой музеев-заповедников, в частности, с деятельностью
рассматриваемого музея.
Таким образом, была достигнута цель исследования: описать
перспективы для работы с посетителями на базе нового экспозиционно-
выставочного павильона «Прорыв», входящего в состав музея-заповедника
«Прорыв блокады Ленинграда». Степень посещаемости музея-заповедника
«Прорыв блокады Ленинграда» основывается в большей степени на интересе
к новому музею-панораме, в частности, к новой трехмерной историко-
художественной панораме «Прорыв», а не на дополнительных программах. К
тому же большинство форм культурно-просветительской деятельности музея-
заповедника рассчитано на детскую аудиторию. Вероятно, использование в
военно-исторических музеях-заповедниках разнообразных форм культурно-
просветительской деятельности позволит вовлечь посетителей в процесс
усвоения исторического материала, что будет служить непрерывности
процесса сохранения военно-исторического наследия. Но о результатах можно
будет судить только по прошествии определенного количества времени.
Следовательно, существует перспектива для дальнейшего изучения данного
вопроса.
Военно-исторические музеи-заповедники изменяются, следуя
современным тенденциям в оформлении своей экспозиционной зоны, что, как
следствие открывает возможности для внедрения новых культурно-
просветительских форм для взаимодействия с посетителем, передачи знаний,
раскрытии потенциала музейного предмета, организации досуга, для
обеспечения сохранения культурного и исторического наследия страны.
Подводя итог, хочется отметить, что музей-заповедник «Прорыв
блокады Ленинграда» обладает большим потенциалом для создания новых
программ по работе с посетителями. Фонды музея богаты уникальными
предметами, многие из которых являются свидетелями сражений на
Ленинградской земле, в объектах музея-заповедника сохраняется важная часть
истории Великой Отечественной войны. Созданный в 2018 году музей-
панорама «Прорыв» открыл еще большие возможности для
совершенствования культурно-просветительского направления музея. Кроме
того, заметен интерес к теме и к самому музею со стороны посетителей: по
данным сотрудников музея-панорамы «Прорыв», многие посетители
оставляют положительные отзывы, делятся впечатлениями лично и
приезжают снова с целью повторного посещения. Это свидетельствует о
необходимости разработки дополнительных программ на базе данного
объекта. В исследовании предложены несколько направлений, которые могли
бы увеличить актуальность повторных визитов в музей, а также обеспечить
лучший уровень усвоения такого непростого для восприятия материала как
история Великой Отечественной войны.
Резюмируя выводы, можно утверждать о большом эвристическом
потенциале исследования и сохранения военно-исторического наследия путем
организации культурно-просветительской деятельности на территории
музеев-заповедников. На примере музея-заповедника «Прорыв блокады
Ленинграда» было показано, каким образом через проведение различных
форм образовательных программ может использоваться потенциал военно-
исторического наследия в формировании уважительного отношения в рамках
восприятия темы Великой Отечественной войны и в побуждении интереса к
изучению истории данного периода. Полученные результаты являются
основанием для расширения спектра форм культурно-просветительской
деятельности на территории музеев-заповедников, в частности, музея-
заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».

1. Ахунов В. М. Культурно-образовательная и просветительская деятельность
художественногомузея.Изд.:Воронежскийгосударственный
педагогический университет. – 2009. – №1. – С.24-25
2. Багаева З.Г. Культурно-просветительская деятельность сталинградских
музеев в 1930-е гг. – Волгоград.: Стриж. 2017. – №3 (14) С. 1-5.
3. Беззубова О.В. // Коммуникация и образование. / Сборник статей. Под ред.
С.И. Дудника СПб.: Теория музейной коммуникации как модель
современногообразовательногопроцессаСанкт-Петербургское
философское общество. – 2004 – C.418-427.
4. Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте образования
и культуры. Автореферат дисс. канд. культурологии. – СПб., 2006. – С. 13–
14.
5. Биттер М. В., Симбирцева Н. А. Культурно-просветительская деятельность
(к вопросу о содержании понятия). Человек в мире культуры. Региональные
культурологические исследования. – 2017. – №2/3 (21) – С. 226-230.
6. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в документах и памяти народа.
Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию
Победы в Великой Отечественной войне / Государственный архив
Волгоградской области. – 2015. – 469 с.
7. Галкина Т.В. О классификации современных базовых форм музейно-
педагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок) //
Вестник ТГПУ. – Вып. 10 (88). – Томск., 2009. – С. 69 – 75
8. Галкина Т.В. О развитии досуговых форм музейно-педагогической
деятельности современных в российских музеях. Вестник ТГПУ (TSPU
Bulletin). – 2012. 3 (118) – С. 221-226
9. Галкина Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в
российских музеях. // Вопросы музеологии. – СПб, 2011. – №2. – С. 145-
153.
10.Галинская А.В.Культурно-образовательная деятельность военно-
исторических музеев по сохранению культурного наследия. Веснік
Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2018. – № 1
(29). – С. 178-186.
11.Гайманова Е. В. Сохранение культурного наследия русского народа в
современной России. Вестник МГУКИ. 2017. 2 (76) март – апрель. – С.
130-136
12.Гафар Т.В. Образование в современном музее: типы программ и
направления развития. Музей как пространство образования: игра, диалог,
культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская., – М.
2012. — С.29-39
13.Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. – М.:
Наука, 1990. – 261 с.
14.Горбунов А.В. Сохранение и развитие полей сражений наполеоновских
войн как объектов культурного наследия // Бородино и наполеоновские
войны: битвы, поля сражений, мемориалы. – М., 2003. – С. 113–126.
15.Гринько И.А. Нам необходимо услышать этих солдат… // Музей. №8. –
2014. – С.22-28.
16.Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к
изучениюпонятиянаследия/Д.Н.Замятин//Социологические
исследования. – 2010. – № 2. – С. 75-82.
17.Касимова Е.А. Военно-исторические маршруты как ресурс развития
городской среды (на примере работы музея истории и культуры Среднего
Прикамья) / Е.А. Касимова//МБУК «Музей истории и культуры Среднего
Прикамья». – 2015. – С. 315-316.
18.Каулен М.Е., Сундиева А.А., Чувилова И.В. и др. Словарь актуальных
музейных терминов // Музей. – 2009. – № 5. – С. 55.
19.Комаровская, Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и
музейнаяпедагогика/Е.П.Комаровская,В.М.Ахунов//Вестник
Московского университета. Сер. 20. Пед. образ. – 2009. – №1. – С. 69-72.
20.КанторЮ.З.Формирование«Пространствапамяти»оВеликой
Отечественной войне в 1941-1945 гг.: музейный аспект. Edukacja
humanistyczna – №2 (33), 2015. – 16 с.
21.Корнева Л.В. Культурно-образовательная деятельность дальневосточных
музеев в формате исторического развития региона: Вестник МГУКИ март
– апрель 2 (28) 2009 г. – С. 188-194
22.КорневаЛ.В.Просветительнаяиобразовательнаядеятельность
дальневосточных музеев в формате исторического развития региона / Л. В.
Корнева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке:
Научно-теоретический журнал. – Хабаровск, 2005. – №3 (7). – С.114
23.Коробков Н.М. Руководство к собиранию материалов по истории Великой
Отечественной войны. – М., 1942.
24.Коротков А.М., Земляко Д. В. Подготовка работников музейной сферы к
использованию геоигр для организации просветительской деятельности.
Научно-теоретический журнал. Выпуск 1(14). 2013. – С. 48-53
25.Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции
и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб.
трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – М.:
Брандес, 1997. – 119 с.
26.Куликово поле: вопросы историко-культурного наследия: труды Научно-
практической конференции «Куликово поле-уникальная культурно-
историческая и природная территория. Проблемы изучения и сохранения
военно-исторического и природного наследия Центральной России»:
Москва – Тула, 25-27 октября 1999 г.
27.Латышева Ю.И. Культурно-просветительская деятельность советских
музеев Нижнего Новгорода в 1920-е – 1930-е гг.: к постановке проблемы.
Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. «Управление в социальных системах.
Коммуникативные технологии». – С.67-70.
28.Макеева И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание
и формы. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2011. Том 17. – С. 164-168
29.Манаев А.Ю. Поле сражения как особая категория наследия: к проблеме
сохранения культурных ландшафтов в республике Крым. Ученые записки
Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Серия
«Исторические науки». Том 1 (67), № 2. – 2015.– С. 48-62.
30.Мастеница Е.Н. Музейные заповедники: учеб. пособие для студентов
бакалавриата: — СПб.: СПбГУКИ, – 2015. – 132 с.
31.Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис.
канд. ист. наук. – СПб., – 2000. – 23 с.
32.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. статей.
М., 1997.
33.Мотина В.В. Культурно-образовательная деятельность музея и музейная
педагогика / В.В. Мотина // Изд. Самарская государственная академия
культуры и искусств. – 2014. – С. 137-141.
34.Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела
(XVIII—XX вв.) (Сборник научных трудов/НИИ культуры) — М., 1991. —
323 с.
35.Наварро О. История и память в современном музее: несколько замечаний с
точки зрения критической музеологии / О. Наварро, пер. А.Г. Ананьева //
Вопросы музеологии. – 2010. № 2(2). – С. 3-11.
36.Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности:
Автореф. дис. кан. пед. наук. – СПб., 1998. – 26 с.
37.Наземцева К.Н. Культурно-образовательная деятельность музыкальных
музеев России. Музееведение и охрана культурного наследия: С. 54-60.
38.Нестеров Е. А. Культурно-просветительская деятельность Барнаульского
горного музеума Ведомства Кабинета Его императорского величества в
области археологии в 1823–1911 гг. Вестник Томского государственного
университета. История. – 2014. № 1 (27) – С. 14-18
39.Никонова, А. А. Амбивалентность музейного просветительства / А. А.
Никонова // Музейныӗ просвет: сборник статей̆ / под ред. М. Б.
Пиотровского и А. А. Никоновой̆. – СПб., 2009 – С. 171-181
40.НораПьер.Междупамятьюиисторией:проблематикамест
памяти//Франция -память/П. Нора; пер. с фр. Д. Хапаевой. СПб., – 1999. –
С. 17-50.
41.Овсянникова Е.В., Юрина А.А. Роль региональных военных музеев в
сохранении и интерпретации культурного наследия/ Е.В. Овсянникова,
А.А. Юрина // Молодежный вестник СПбГУКИ. – 2012 – С. 155-159
42.Озерова, Д.Е. Культурно-образовательная деятельность музеев в России и
за рубежом: методические указания / Д. Е. Озерова; Яросл. гос. ун-т им. П.
Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, – 2011. – 48 с.
43.Павлова С.Д. В героические дни обороны Ленинграда. (О работе
Ленинградского государственного Музея Революции) // Работа музеев
РСФСР в условиях военного времени. – М., 1943. – С. 74-82.
44.Павлова Н.Н. Новые смыслы музейной коммуникации: от бытия знания —
к со-бытию постижения. Музейная коммуникация: модели, технологии,
практики. – Москва, 2010. – 199 с.
45.Попов А.Д. Память о Великой Отечественной войне в идеологической
парадигме советского туризма. Современные проблемы сервиса и туризма.
№ 3/2010 С. 43-48
46.Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. /
Сост. В.А. Голиков. – М.: Политиздат, 1980. – 318 с.
47.Роиже Х. Музеология и память о прошлом: образы Гражданской войны в
экспозициях испанских музеев / Х. Роиже // Вопросы музеологии, – 2013
№1 (7). – С. 100-115.
48.Ростовцев Е. А. Музей и историческая память в современной России / Е. А.
Ростовцев., И. В. Сидорчук // Вопросы музеологии. 2014. № 2(10). С. 16-21.
49.Рудая Т. Я. Культурно-просветительская деятельность в реализации
концепциипатриотическогоидуховно-нравственноговоспитания
населения в республике Крым на примере дошкольного образовательного
учреждения. Крымский научный вестник, №6, – 2015 – С.235-249.
50.РябчиковаФ.Д.Культурно-просветительскаядеятельность
этнографического отдела Волынского научно-исследовательского музея
(1920-1931 гг.) / Ф.Д. Рябчикова//Краэзнатство. Киев.: Институт истории
Украины НАН Украины, – 2011. – С. 208-216
51.Салитова Ф. Ш. Культурно-просветительская деятельность как фактор
стабилизации современного российского социума.
52.Саймон Н. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем Пресс. Серия:
Garage Pro: 2017. – 368 с.
53.Самарина Н.Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и
культурного наследия. Вопросы музеологии, 2 (8) / 2013. – С 45-55.
54. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – М., 2009 – №5. – С.
47-68
55.Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.
пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004. — 216 с.
56.Суходымцев О.А. Невский «пятачок» в операции «Искра» // Плацдарм:
Невский «пятачок» 1941–1943. Сборник статей. СПб., 2013. С. 298–312
57.Сыченкова Л.А. О способах представления истории в музейных
экспозициях. Вопросы музеологии. – 2/2010. – С. 124-135
58.Целева М.Н. Актуальные вопросы сохранения культурных ценностей в
музеях и использование культурно-просветительской деятельности в музее
«Заельцовка» / М.Н.Целева // Алтайский Государственный университет, –
2016 – № 22. – С. 322-326.
59.Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб пособие.
– М.: Высшая школа, 2005. – 183 с.
60.Шляхтина Л.М. Рекреационно-образовательная миссия современного
музея: образование или развлечение /Л. М. Шляхтина// Вопросы
музеологии, – 2013. – № 2(10). – С. 206-212.
61.Шляхтина Л.М. Современный музей: идеи и реалии. Вопросы музеологии,
– 2011. – №4 – С. 14-19
62.Шмит. Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929. – С. 237-238.
63.Юренева Т.Ю. Военно-историческое наследие России в музеях Плевена.
Музееведение и охрана культурного наследия. – С. 100-105.
64.Юхневич М.Ю. Главный игрок на поле музейной коммуникации. Музейная
коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
65.Юхневич М.Ю. Об эффективности воздействия экспозиции на посетителя
// Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев: (по
материалам социолог. исслед.), – М., 1984. – С. 38-41.
66.Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей /М. Ю. Юхневич – М.: Российский
институт культурологии, 2001. – 154 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Дискурс желания в ранней советской культуре
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Корейская каллиграфия как текст культуры
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет