Государственная политика по реформированию вооруженных сил Италии: новая модель и институты : диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук : 23.00.02
Введение 4–29
Глава I. Политические институты и их функции в управлении
вооруженными силами и обеспечении национальной безопасности 30–71
I.1. Президент Италии как главнокомандующий вооруженными силами и
председатель Верховного совета обороны 31
I.2. Законодательное обеспечение военной безопасности: палата депутатов
и сенат. Комиссия по обороне парламента Итальянской Республики 41
I.3. Деятельность правительства Итальянской Республики в области
государственной безопасности 52
I.4. Стратегическое и оперативное управление вооруженными силами
Италии: Министерство обороны и Генеральный штаб ВС 57
1.5. Место и роль армии в системе государственной власти 65
Глава II. Стратегические доктрины и военные реформы: законодательная
деятельность в области реформирования вооруженных сил 72–108
II.1. Эволюция стратегии национальной безопасности со времен холодной
войны до начала глобальной войны против терроризма 73
II.2. «Белая книга» 2002 г.: новый альманах обороны 78
II.3. Военно-политические реформы и пересмотр оборонной стратегии
после теракта 11 сентября 2001 г. 81
II.4. «Итальянская военная доктрина» 2011 г. 86
II.5. «Белая книга международной безопасности и обороны» 2015 г.:
революционная стратегическая доктрина 93
Глава III. Итальянская Республика в асимметричных конфликтах XXI
века: военные операции в Афганистане, Ираке, Ливии, Косово и Ливане 109–144
III.1. Операции «Несокрушимая свобода» и «Международная сила
содействия безопасности» (Афганистан, 2001–2006, 2001–2014) 112
III.2. Операция «Древний Вавилон» (Ирак, 2003–2006) 119
III.3. Операция «Союзный защитник» (Ливия, 2011) 123
III.4. Операции «Союзная сила», «Союзная гавань» и «Силы для Косово»
(Косово, 1999 – по настоящее время) 132
III.5. Операция «Временные силы Организации Объединенных Наций в
Ливане» (Ливан, 2006 – по настоящее время) 139
Заключение 145–155
Список сокращений 156–157
Библиографический список 158–180
Источники 158
Литература 171
Приложение 1. Иллюстрации (карты-схемы, таблицы) 181
Приложение 2. Интервью 186
Актуальность темы исследования
Окончание холодной войны привнесло в геополитику глобальные изменения: баланс
биполярного мира был разрушен, распались некогда целостные государства и образовались
другие, появились новые акторы, на международном уровне возникли угрозы безопасности
совершенно иного порядка. Мировому сообществу пришлось столкнуться с современными
вызовами, такими как международный терроризм, неконтролируемые миграционные потоки,
распространение оружия массового поражения, проблемы доступа к ресурсам и их
использования, кибернетические угрозы, демографические и экономические кризисы.
Современные угрозы, многие из которых имеют асимметричный характер, изменили
само понимание обеспечения национальной безопасности. Безопасность сегодня – это не только
охрана государственной территории от прямых угроз, но и распространение влияния страны на
международной арене, расширение рынков, участие в обеспечении коллективной безопасности,
поддержание стабильности в зонах экономического, политического и культурного интереса
страны с целью не позволить проблемам отдельных регионов выйти за их пределы. Такое
понимание безопасности отражает позиции неореализма: мощь государства определяется не
только военным превосходством, а представляет собой совокупность экономических, научных,
информационных, энергетических средств и преимуществ. Можно сказать, что понятие
безопасности в наши дни потеряло свою исключительно милитаризированную направленность.
Как следствие, иерархия государств больше не строится исключительно на военной
составляющей, а, скорее, основывается на геоэкономическом влиянии стран. Эти изменения
привели к пересмотру роли и масштаба действий вооруженных сил во многих европейских
странах.
Итальянская Республика, несмотря на свой статус «средней державы», во время
холодной войны не имела серьезной политической роли, в отличие от других европейских
игроков, таких как Франция или Великобритания. Основной задачей Рима была защита южных
границ Северо-Атлантического Альянса от возможного нападения противника. Италия
оставалась верным, но пассивным партнером США в Европе и не стремилась к продвижению
собственных инициатив или к формированию самостоятельной военной политики. Причиной
этому была стратегическая культура страны, сочетающая элементы пацифизма и реальной
политики (Realpolitik) 1.
«Культ» пацифизма в Италии берет свое начало с середины XX в., когда страна, получив
трагический опыт участия в двух мировых войнах, встала на путь демилитаризации.
См.: Rosa P. Strategic Culture and Italy’s Military Behavior: between pacifism and realpolitik. Lanham, 2016. P. 1.
Итальянская Республика стремилась как можно быстрее отдалиться от идеологии фашизма, а
значит, и милитаризма. Страна больше не искала военных побед или возвращения славы
наследников Римской империи, а принятая после Второй мировой войны конституция
утверждала, что «Италия отвергает войну как инструмент покушения на свободу других
народов и как средство решения международных конфликтов»2. Установки Конституции и
многолетнее продвижение пацифизма на политическом уровне принесли свои плоды –
вооруженные силы до сих пор часто представляются как инструмент защиты, а не нападения,
который можно использовать с большой осторожностью и только при условии одобрения
действий военного характера международным сообществом. Даже технологический прогресс,
резкие изменения внешнеполитической и внутриполитической реальностей не смогли повлиять
на отношение Рима к применению силы.
Самопозиционирование Итальянской Республики на международной арене изменилось к
концу XX – началу XXI в., когда страна превратилась в активного участника обеспечения
международной безопасности благодаря динамичному участию Рима в военных и
миротворческих операциях за рубежом. Культура пацифизма обусловила политическую подачу
этих операций исключительно как «мирных», «гуманитарных» или «миротворческих»,
намеренно упуская из вида их военную ориентацию. Итальянская культура пацифизма
вступила в противоречие с реальной внешней политикой – со времен окончания холодной
войны Рим принял участие в более ста военных миссиях за рубежом. С 2000 г. ежегодно
итальянские вооруженные силы оказываются вовлечены одновременно в не менее чем
30 военных операций в Европе, Африке, на Среднем Востоке, в Центральной и Южной Азии и
Латинской Америке 3. Если в послевоенный период вооруженные силы Италии играли роль
«входного билета» в НАТО и представляли собой средство контроля и подавления «домашних»
конфликтов, то с установлением нового мирового порядка действия армии за рубежом в рамках
военных и миротворческим миссий становятся ключевым инструментом внешней политики.
Изменение внешнеполитической ситуации и, как следствие, методов и масштабов
использования вооруженных сил, требовали пересмотра структуры и формата армии в
соответствии с новыми технологическими нормами и условиями коллективной безопасности.
Итальянские вооруженные силы всегда стремились своевременно адаптироваться к
меняющимся внешнеполитическим вызовам, поэтому уже в конце XX в. был принят ряд
законов, приблизивший армию к стандартам союзников по НАТО. Тем не менее, именно в
начале нового столетия в ответ на новые угрозы международной безопасности, обозначившиеся
Конституция Итальянской Республики (1947). URL: http://worldconstitutions.ru/?p=148 (дата обращения:
01.02.2018).
3
Il quadro delle missioni militari dell’Italia dal secondo dopoguerra ad oggi // Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale]. URL:
http://leg16.camera.it/561?appro=64&Il+quadro+delle+missioni+militari+dell%27Italia++dal+secondo+dopoguerra+ad+o
ggi (data di accesso: 24.09.2017).
после террористической атаки 11 сентября 2001 г., Рим запускает новую амбициозную
программу обновления армии и военного аппарата.
Для России исследование реформирования вооруженных сил Италии актуально по двум
причинам: 1) Необходимо понимать, что представляет собой итальянская армия и каковы
перспективы ее развития. Это позволит оценить вес итальянских ВС в обеспечении
коллективной безопасности в рамках НАТО и ЕС и просчитать возможность угрозы для России.
2) Важно определить роль Рима на театрах военных действий, представляющих особый интерес
для России, например, на Среднем Востоке или в Средиземноморье.
Особое значение при анализе законодательной деятельности по реформированию армии
приобретает изучение документов стратегического и доктринального характера. Именно они
дают оценку внешнеполитическим угрозам, определяют цели и задачи развития вооруженных
сил, формируют новые ориентиры военной политики государства в свете изменений на
геополитической арене. Стратегические документы дают понять: современные
внешнеполитические амбиции Рима существенно расширились по сравнению со второй
половиной XX в. Италия постепенно возвращается к традиционным геополитическим векторам,
определившимся еще в довоенный период, начинает вновь чувствовать себя протагонистом в
Средиземноморском регионе. Рим готов действовать самостоятельно, вести за собой
союзников, его интересы если не глобальны, то охватывают, по крайней мере, Индийский и
Атлантический океаны4. Знание приоритетов и целей, определяющих внешнеполитический
курс страны, исключительно актуально для российской политики и дипломатии, в частности,
для прогнозирования действий Рима на международной арене, прежде всего, на территориях,
входящих в зону «национальных интересов» Италии.
Само использование понятия «национальный интерес» революционно в контексте
итальянской внешней политики. Европейская страна, более 70 лет не менявшая своих
послевоенных идеалов пацифизма, впервые в XXI в. заговорила о собственных интересах, а не
только об ориентирах Северо-Атлантического Альянса. Осмысление политических,
экономических и культурных изменений, происходящих в Итальянской Республике, позволит
Москве пересмотреть роль Рима в рамках международных организаций и спрогнозировать его
действия на южной границе НАТО.
Актуальность работы заключается в самом формате исследования – реформирование
вооруженных сил рассматривается в политико-институциональном ракурсе, что подразумевает
анализ деятельности государственных институтов в сфере военной политики и их участия в
законодательно-реформационных процессах. Выявление закономерностей в работе органов
См.: Camporini V. Libro bianco: un atto rifondatore della Difesa // Affari internazionali. 2015. 10 marzo. URL:
http://www.affarinternazionali.it/articolo.asp?ID=3061 (data di accesso: 04.09.2017).
власти, оценка их действий и функций в долгосрочной перспективе позволят использовать этот
исторический опыт для выстраивания грамотного и продуктивного двустороннего
сотрудничества, организации совместных проектов в сфере безопасности, обороны,
промышленности и науки с отдельными политическими институтами Италии (например, в
рамках деятельности Большой российско-итальянской межпарламентской комиссии)5.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!