Развитие регионального предпринимательства в сфере торговли: проблемы, перспективы, стратегия
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1 МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ………..11
1.1 Развитие методологии и теории предпринимательства………………..11
1.2 Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства………………………………………………………………20
1.3 Роль предпринимательства в рыночной экономике страны…………..30
2 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖСТРАНОВОЙ, НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………36
2.1Зарубежный опыт развития предпринимательства…………………….36
2.2 Основные проблемы и перспективы развития предпринимательства в России……………………………………………………………………………….41
2.3 Тенденции развития предпринимательской деятельности на региональном уровне………………………………………………………………47
3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ ………………………………………………………………………..58
3.1 Общее состояние предпринимательства в сфере торговли в современной экономике России……………………………………………………58
3.2 Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности ……………………………………………………………………….71
3.3 Мониторинг организации и управления предпринимательством в организациях сферы торговли в Ростовской области……………………………82
4 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ …………………….91
4.1 Стратегические ресурсы и организационные способности развития предпринимательской деятельности………………………………………………91
4.2 Формирование системы предложений по совершенствованию предпринимательства в организациях сферы торговли Ростовской области…101
4.3Стратегическая концепция управления предпринимательской деятельности ………………………………………………………………………107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ……………………..116
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Госпрограмма Ростовской области ……….……..122
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Каждая страна, осуществляющая рыночные преобразования, будет иметь свой путь развития, обусловленный историческим прошлым, географическим положением, менталитетом нации. Стратегическая задача перевода отечественной экономики на рыночные рельсы требует проведения глубокого и радикального реформирования всех сфер народного хозяйства.
Специфичность проблем в странах СНГ не позволяет в полной мере использовать как западные образцы, так и опыт других бывших социалистических стран, начавших переходные процессы несколько раньше и в силу иных масштабов их экономики, и в силу меньшего срока действия в них плановой экономики. Становление рыночных отношений коренным образом изменяет действующие экономические отношения, оно требует реализации кардинальных мер по перестройке управления и углублению экономической реформы как в целом в народном хозяйстве, так и в торговле.
Важную роль в формировании рыночной экономики играет предпринимательство, так как оно является двигателем реформирования экономики, способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами и становится решающим средством подъема и развития экономики.
В период становления рыночной экономики, когда экономический рост недостаточен, имеющиеся производственные ресурсы используются не в полной мере. При усиливающейся тенденции незанятости экономически активного населения, получают развитие те отрасли, где возрастает деловая активность.
Так, именно отрасли торговли и общепита проявили наибольшую приспособляемость к условиям трансформационного процесса и постепенной адаптации экономики к рыночным отношениям.
Исследование проблем предпринимательства в современных условиях и поиск практических решений предполагает анализ методологических подходов к обоснованию развития сферы обмена в особых условиях переходного периода. Большинство ошибок в выработке и реализации политики стимулирования предпринимательства вызывается отсутствием подобных подходов к проблеме и анализу имеющегося опыта. Это выражается как во все еще ненадежной системе государственных гарантий поддержки и защиты предпринимательства, так и в слабой профессиональной подготовке самих предпринимателей.
В этой связи анализ закономерностей и особенностей развития и повышения эффективности предпринимательства в отдельных структурных подразделениях экономики, а также его социально-экономических форм развития, чему посвящена диссертационная работа, является не только теоретической, но и практической необходимостью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательные акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвертая. – М: Проспект, КноРус, 2011.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
3. Постановление Правительства РФ от 1.12.94 г. № 1322 “О мерах по обеспечению участия малых государственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд”.
4. Постановление Правительства РФ от 24.12.94 г. № 1418 «Об утверждении перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия».
5. Постановление Правительства РФ от 28.10.95 г. № 1045 “О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства”.
6. Постановление Правительства РФ от 29.04.94 г. № 409 «Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг.».
7. Постановление Правительства РФ от 3.02.94 г. № 65 “О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере”.
8. Постановление Правительства УР от 15.12.97 г. № 1118 «Об утверждении концепции развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике до 2005 года».127
9. Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”
10. Постановление Совета Министров СССР от 8.08.90 г. № 790 “О мерах по созданию и развитию малых предприятий”
11. Постановление Госкомстата РФ от 4 октября 1994 г. № 192 “Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий”.
12. Приказ Государственной налоговой службы РФ от 24.01.96 г. № ВГ -3-02/5 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства».
13. Указ Президента РФ от 30.11.92 г. № 1485 “Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации”
14. Указ Президента РФ от 4.04.96 г. № 491 “О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации”.
15. Указ Президента РФ от 6.06.95 г. № 563 “О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства”.
16. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”
17. Федеральный закон от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
18. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ “О внесении изменения в статью 2 Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
19. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ г.Москва “Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации”
Научные, учебно-методические и учебные издания
20. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Основы Предпринимательства. Высшее образование. – М: Центрполиграф, 2010
21. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003
22. Грядов С.И. Теория предпринимательства. Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. – М.: КолосС, 2007
23. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979
24. Емельянов В.В. – Председатель редакционной коллегии, Самойлова М.А., Исаева Е.А., Харламова Т.Л. Ростовская область в цифрах: Крат.стат.сб./ Ростовстат. – Ростов-н/Д, 2013
25. Индивидуальный предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – М. :Эксмо, 2010
26. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997
27. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
28. Попков В.П., Евстафьева Е.В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. – СПб.: Питер, 2007: ил. – (Серия «Учебное пособие»)
29. Прилуцкий Л. Малые предприятия: Регистрация. Лицензирование. Упрощен, форма учета и отчетности. Кассовые операции и ККМ. Счета-фактуры. Льготы. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 1998
30. Разумнова И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. М.: Наука, 1989
31. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. – М.: Росстат, 2007
32. Следингер М. С. Труд в управлении промышленным производством. М.: Экономика, 1967
33. Топсахалова Ф.М., Кириленко К.В. «Инновационные механизмы экономического развития АПК депрессивного региона» Монография. – М.: Изд. «Академия Естествознания», 2009г
34. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер с англ. М.: Новости, 1991.
35. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009
36. Шумпетер Д. Теория экономического развития: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
37. Экономика. Толковый словарь. – М.: «ИНФРА-М», Изд. «Весь мир». Дж. Блэк. Общ. Ред.: д.э.н. Осадчая И.М. 2000
Периодические издания
38. Бондаренко И.А. Перспективы малого и среднего предпринимательства в России в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России 2020 [Текст]/ «Российское предпринимательство». – №9 вып. 2. – 2011
39. Бухарова, О.Плечо для «малышей»: [региональные программы поддержки малых и средний предпринимателей] / О. Бухарова // Российская бизнес-газета. – 2009
40. Морозов В.А. Зарубежный опыт малого предпринимательства [Текст] / Морозов В.А. // Российское предпринимательство. – 2002г. – №8(32)
41. Мосина Л.А., Королева Ю.С. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства в России [Текст]// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – №3
42. Пономарев, О.С. Малому бизнесу – благоприятные налоговые условия (комментарий к Федеральным законам от 17.07.2009г.№165-ФЗ, от 19.07.2009 г. №201-ФЗ и от 19.07.2009 г. №204-ФЗ) // Все о налогах. – 2009. – №9
43. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития [Текст] / Т.А. Финк // Молодой ученый. – 2012. – №4.
44. Шулева Г.Г. Комментарий к ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» / Г.Г. Шулева // Официальные материалы. – 2007. – №24.
45. Электронный журнал «Итоги» №14 от 08.04.13 Автор: Угодников К., Никитин А.
Электронные источники
46. DoingBusiness. Оценка бизнес регулирования / Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia/sub/rostov-on-don/
47. Вестник государственной регистрации. Статистика индивидуальных предпринимателей / Режим доступа http://www.vestnik-gosreg.ru/info_ip/
48. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса / Режим доступа: http://www.ligado.ru/ekonomika/1072/index.html
49. Всемирный банк. Оценка ведения бизнеса / Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia
50. Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области. Общественные объединения предпринимателей Ростовской области. / Режим доступа: http://dpr.donland.ru/
51. Журнал ВАК: Управление экономикой. Электронный научный журнал. Белокрылова О.С. «Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства как модифицирующего фактора регионального развития (на примере Ростовской области)» / Режим доступа: uecs.ru
52. Инвестиционный портал Ростовской области. Климат Ростовской области. / Режим доступа: http://invest-don.com/ru/klimat/
53. Исследование компании EY «Барометр предпринимательской деятельности G20» за 2013 год (G20 EntrepreneurshipBarometer 2013) / Режим доступа http://www.ey.com/
54. Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт малого и среднего предпринимательства / Режим доступа: http://www.kfpp.ru/analytics/material/foreignsupportexp.php
55. Минэкономразвития / Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/systems/infosystems/
56. Официальный портал городской Думы и Администрации города / Режим доступа: http://rostov-gorod.ru
57. Официальный портал Правительства Ростовской области / Режим доступа: http://donland.ru
58. Территориальный орган государственной статистики по Ростовской области // Режим доступа: http://rostov.gks.ru/
59. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Бизнес-климат: Ростовская область / Режим доступа: http://oldsmb.economy.gov.ru/bclimat/60/
60. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Ростовская область: программы поддержки малого и среднего предпринимательства / Режим доступа: http://oldsmb.economy.gov.ru/map/srf/60/programs.php
61. Фонд общественного мнения / Режим доступа: http://fom.ru/Ekonomika/10806
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!