Организационно-финансовые отношения в сфере стоимостной оценки объектов недвижимости
ГЛАВА 1 ТЕОРEТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ЗА СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ
1.1. Теоретические и методологические основы стоимостной оценки объектов недвижимости
Процесс реформирования российской экономики, связанный с переходом к рыночной экономике, повлек за собой системные преобразования во всех сферах жизни общества. Важнейшей частью процесса реформирования экономики явилась эволюция правового регулирования оценочной деятельности и становление института оценочной деятельности.
Развитие оценочной деятельности в настоящее время осуществляется в направлении расширения сферы применения результатов оценки. В России ввиду становления и развития рыночных отношений ощутимо чаще стали возникать ситуации, в которых встает вопрос о необходимости проведения оценки стоимости. В первую очередь стремительный рост рынка недвижимости спровоцировал высокий спрос на профессиональную оценку ее рыночной стоимости. Вслед за этим становление и развитие кредитных, страховых и арендных отношений, а также купля-продажа разных видов недвижимости, увеличение числа инвестиционных проектов и большое количество других ситуаций, которые возникают в хозяйственной практике, дали значительный толчок для увеличения необходимости в достоверной оценке тех или иных объектов недвижимости в каждом отдельном случае.
Анализируя процесс приватизации 90-х годов необходимо отметить тот факт, что во всем мире при определении стоимости предприятия для продажи по конкурсу исходят из его предполагаемой доходности. Только в России балансовая стоимость имущества была положена в основу стоимостной оценки объектов приватизации. Предположение руководителей Госкомимущества о том, что конкуренция на конкурсах и аукционах установит цены на имущество близкие к рыночным, не оправдалось.
На основе внедрения экономически обоснованных методов стоимостной оценки объектов приватизации может быть решена проблема увязки механизма приватизации с процессами технической реконструкции и финансового оздоровления государственных предприятий.
В оценочном законодательстве устанавливаются случаи, когда оценка стоимости является обязательной, к ним относятся и проведение сделок с имуществом, находящимся в собственности государства. Так, требуется обязательное проведение оценочных процедур с привлечением независимого оценщика при любых сделках с государственной или муниципальной собственностью – при выкупе, сдаче в аренду, передаче во временное пользование, передаче в залог, и т.д. Далее представлены требования в законодательстве относительно вопросов обязательного проведения оценки государственных объектов.
Проведение оценки является обязательным в случаях, когда происходит вовлечение в операции объектов, которые принадлежат полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, таких как13:
– определение стоимости объектов оценки, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление или аренду;
Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящий момент в России недостаточно развита система мониторинга за результатом стоимостной оценки объектов федеральной недвижимости, что в свою очередь может привести к уменьшению бюджетных доходов. Необходимость повышения сбалансированности бюджетной системы и усовершенствование управления государственной собственностью не раз отмечалась в ежегодных Бюджетных посланиях Федеральному Собранию. Для урегулирования данных вопросов особое место занимает оценка стоимости как метод государственного финансового контроля. Следует обратить внимание, что в России отсутствуют четкие и единые требования к процедуре финансового контроля за результатом стоимостной оценки, понятные всем субъектам рынка оценочных услуг, вследствие чего рассчитываемая итоговая величина стоимости федеральной недвижимости может не отражать ее специфику, не учитывать факторы рыночной и других видов неопределенности стоимости, в результате возникает возможность манипулирования результатом оценки активов. Все эти факторы могут оказать существенное влияние на итоговую величину стоимости оцениваемого объекта, что в дальнейшем может нанести существенный ущерб государству, и допустить потенциальную возможность для коррупции. В.В. Путин неоднократно подчеркивал важность противодействия коррупции и минимизации коррупционных рисков на всех уровнях государственного управления.
Становится очевидным, что вопрос необходимости поиска новых практических механизмов и схем совершенствования процесса финансового контроля за результатом стоимостной оценки федеральной недвижимости стал актуальным, особенно в разрезе необходимости повышения эффективности использования федеральной недвижимости.
В 2014 году произошло знаковое для большинства оценщиков событие, когда был утвержден первый из Федеральных стандартов оценки, который относится к конкретному виду объектов оценки, – «Оценка недвижимости (ФСО №7)». Текст данного документа вызвал бурные дискуссии в профессиональном оценочном сообществе и выявил актуальность теоретической разработки совокупности концепций, обобщающих новые направления развития в оценочной деятельности. В рамках настоящего исследования рассматривается одно из наиболее значимых и одновременно методически неподготовленных положений стандарта – «допущение» интервала стоимости объекта оценки.
Совершенствование методов финансового контроля в области федеральной недвижимости должно способствовать качественному изменению модели управления федеральной недвижимостью. Таким образом, развитие методов финансового контроля за стоимостной оценкой объектов федеральной недвижимости диктуется насущной потребностью в разработке организационно-финансовой схемы контроля за результатом стоимостной оценкой объектов федеральной недвижимости и конкретизации существующих методик и алгоритмов расчета, адаптированных к специфике российского рынка недвижимости.
1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 01.03.2013) // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
2. Земельный кодекс ГД ФС РФ от 28.09.2001 №136-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
3. Градостроительный кодекс РФ от 22.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 19.04.2013) // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
4. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №122-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
5. Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
6. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 01.01.2013) «О защите конкуренции» // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
7. Федеральный Закон от 29.07.1998 № 181-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
8. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1») // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
9. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)» // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
10. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3)» // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
11. Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
12. Приказ Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 № 328 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5) // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
13. Приказ Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 № 628 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО № 6)» // Правовая система «Консультант Плюс», 2013.
14. Абросимов Н. В., Дуранин М. Ю. Правовой аспект регулирования залоговых отношений в условиях экономического кризиса // Экономические стратегии. 2008. № 8. С. 10-15
15. Администрация Ростовской области [Электронный ресурс]/ – Режим доступа: http://www.donland.ru/
16. Артеменков А. И. Методологические и макроэкономические пути развития оценочной политики // Презентация выступления на Республиканском семинаре «Современные проблемы методологического обеспечения оценки имущества МО РОО ». Саранск. 05.02.2010 г. [Электронный ресурс]/ – Режим доступа: http:// www.sroroo.ru/index
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!