Совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования в условиях инклюзивного образования
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы совершенствования
внутришкольной системы оценки качества образования
(ВШСОКО) в условиях инклюзивного образования..………….………….9
1.1 Особенности ВШСОКО в условиях инклюзивного образования….9
1.2 Модель совершенствования ВШСОКО в условиях
инклюзивного образования……………………………………………20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по апробации модели
совершенствования ВШСОКО в условиях инклюзивного
образования в МОБУ «Новосергиевская СОШ № 1»……..…………….33
2.1 Анализ существующей ВШСОКО в МОБУ «Новосергиевская
СОШ № 1»………………………………………………………………….33
2.2 Ход и результаты апробации модели совершенствования
ВШСОКО в условиях инклюзивного образования в МОБУ
«Новосергиевская СОШ № 1»………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………… 64
Список литературы……………………………………………….…… 68
Приложения……………………………………………………………… 77
– Приложение А Пакет диагностических методик для оценки
инклюзивной готовности педагогов……………………………………. 77
– Приложение Б Опросник «Профессиональная компетентность
учителя в области организации инклюзивного образования»……..80
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Демократизация и гуманизация социальных отношений, подписание и необходимость ратификации Конвенции о правах инвалидов отражается на изменении принципиальных подходов к содержанию, организационным формам и методической составляющей в образовании Российской Федерации. Примером таких преобразований является стремительное вхождение и закрепление практик инклюзивного образования, которое предполагает присутствие в едином образовательном пространстве обучающихся с различными (в том числе и «особыми») образовательными потребностями, а значит, и разными возможностями в характере, темпе, полноте и глубине овладения учебной информацией [2].
Особые сложности в инклюзивном образовательном процессе из всей группы детей с особыми образовательными потребностями испытывает категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)/особенностями психофизического развития (ОПФР), которая включает детей с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоциональной сферы, трудностями в обучении (задержками психического развития), тяжелыми нарушениями речи, интеллектуальной недостаточностью.
В настоящее время в Российской Федерации дети с ОВЗ обучаются как в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (специальные (коррекционные) образовательные учреждения, так и в условиях инклюзивного образования.
В последние годы все больше детей с ОВЗ/ОПФР становятся участниками совместного образовательного процесса в условиях учреждений общего (основного) образования, что чрезвычайно актуализирует проблему качества инклюзивного образования.
Степень изученности проблемы исследования.
К настоящему времени накоплены результаты исследований ученых стран Европы, США, России, Беларуси, обеспечивающие определенные научные предпосылки для теоретического осмысления как собственно феномена инклюзивной готовности педагогов, так и условий ее формирования:
определены философско-методологические аспекты инклюзивного образования (Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Е.И. Пургина, М.М. Семаго и др.);
выявлены векторы взаимодействия и преемственности общего и специального образования (С.Ю. Алашеев, Т.В. Емельянова, С.И. Кондратьева);
исследованы различные аспекты практики осуществления инклюзивного образования на уровне школьного образования (С.В. Алехина, А.П. Валицкая, Е.В Кетриш, В.А. Рабош и др.);
взаимодействия «особых» и обычных детей в инклюзивном образовательном пространстве (Н.М. Борозинец, Л.И. Плаксина и др.);
характера межличностных отношений и психологического климата в инклюзивном классе (И.В. Гусева, Т.И. Меерзон, Н.М. Назарова и др.);
изучены стратегии сопровождения инклюзивного образования (С.В.Алехина, Н.А Палиева, С.И. Сабельникова и др.).
Таким образом, новые процессы в социальном сообществе и образовании, связанные с внедрением и осуществлением инклюзивного образования, чрезвычайно актуализируют проблему качества образования, его измерения и оценки, выводят ее в ряд приоритетных государственных и социальных задач. Требуют разрешения противоречия между актуальным осуществлением инклюзивного образования в учреждениях образования и отсутствием системы оценки его качества; необходимостью оценки качества инклюзивного образования и неразработанностью критериально-диагностических инструментов; потребностью в организации мониторинговых процедур в оценке качества инклюзивного образования и неподготовленностью персонала к осуществлению такой работы.
Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: Каковы направления совершенствования внутришкольной системы оценки качества образования в условиях инклюзивного образования.
Данное противоречие актуализирует тему исследования: Совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать организационно-педагогические условия совершенствования ВШСОКО в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования – управление качеством образования.
Предмет исследования – совершенствование ВШСОКО в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза: совершенствование ВШСОКО в условиях инклюзивного образования включает:
наличие нормативно-правового ресурса, регламентирующего ВШСОК инклюзивного образования в школе;
наличие мотивированного и подготовленного кадрового ресурса для реализации инклюзивной практики;
наличие необходимой материально-технической базы, позволяющей включить в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями;
наличие научно-методического ресурса, позволяющего детям особой заботы наиболее эффективно усваивать образовательную программу.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности ВШСОКО в условиях инклюзивного образования.
2. Разработать модель совершенствования ВШСОКО в условиях инклюзивного образования.
3. Проанализировать существующую в МОБУ «Новосергиевская СОШ № 1» ВШСОКО.
4. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность разработанной модели совершенствования ВШСОКО в условиях инклюзивного образования в МОБУ «Новосергиевская СОШ № 1».
Методологической основой исследования послужили системный подход к изучению социальных объектов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г.Юдин) и деятельностный подход к образованию и развитию личности (Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф.Талызина).
Теоретической основой исследования стали
теории инклюзивного образования В.А. Козоваевой, Т.Н. Князева, И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.А. Медведева, В.Г. Петрова и др.;
работы по проблемам управления качеством образования (П.Ф. Анисимов, Г.И. Ибрагимов, В.А. Кальней, Г.Г. Габдуллин, А.Н. Майоров, А.И. Субетто, С.Е. Шишов и др.).
Методы исследования: теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические методы: опрос, анкетирование и собеседование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, экспертные оценки.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании особенностей ВШСОКО в условиях инклюзивного образования; разработке модели управления внедрением ВШСОКО в условиях инклюзивного образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексного диагностического инструментария, позволяющего разносторонне оценить качество реализуемого инклюзивного образования в школе в разрезе его ресурсной обеспеченности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Осуществление инклюзивного образования определяет новые подходы к организации процесса оценки качества образования. Для характеристики качества инклюзивного образования выделяют обобщенные группы показателей, которые охватывают: характеристики качества инклюзивного учебного процесса; характеристики качества результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; данные об интенсивности коррекционной работы в образовательной организации; объемы вложений в образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; данные об эффективности управленческой деятельности в образовании
2. Модель ВШСОКО в условиях инклюзивного образования строится на основе системного и деятельностного подходов; опирается на принципы преемственности, целостности, систематичности, рефлексивности, саморазвития, опережающего управления, информатизации, ценностной направленности образования. Модель имеет целью создание условий для доступного и качественного образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования через внедрение ВШСОКО.
3. Диагностический инструментарий оценки качества образования в условиях инклюзивного образования должен включать в себя оценку качества нормативно-правового ресурса, регламентирующего инклюзивное образование в школе; кадрового ресурса для реализации инклюзивной практики; материально-технической базы, позволяющей включить в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями; научно-методического ресурса, позволяющего детям особой заботы наиболее эффективно усваивать образовательную программу.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Новосергиевская СОШ № 1».
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2018 – август 2019) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Определялись методологические и теоретические основы исследования, формулировался научный аппарат исследования. Формировалась научно-методическая база для проведения экспериментальной работы.
На втором этапе (сентябрь 2019 – май 2020) проверялись основные выводы и положения в процессе экспериментальной работы; апробировалась модель управления внедрением ВШСОКО в условиях инклюзивного образования.
На третьем этапе (июнь – декабрь 2020) систематизировались и обобщались данные экспериментальной работы; формулировались общие выводы и оформлялись результаты исследования.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 76 страницах, список литературы включает 70 источников.
1. Алашеев, С.Ю. Методические рекомендации по организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Ю. Алашеев, С.А. Ефимова, Т.Г. Кутейницына. – Самара: ПРОФИ, 2003. – 76 с.
2. Алехина, С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования / С.В. Алехина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 1 (44). – С. 26-32.
3. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в практике образования / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. – 2013. – № 1 (40). – С. 16-24.
4. Ахметова, Д.З. Готовность российских педагогов реализовывать инклюзивную культуру и инклюзивную практику (концепция и реальность) / Д.З. Ахметова. – М.: МАНПО, – 2016. – 520 с.
5. Батрова, О.Ф. Оценивание деятельности образовательных учреждений как составляющая управления качеством образования: состояние, проблемы, перспективы развития / О.Ф. Батрова // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 1-1. – С. 17-25.
6. Богданова, Е.В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры / Е.В. Богданова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – № 3. – С. 158-160.
7. Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М.: Олма-пресс, 2004. – 633 с.
8. Бут, Т. Показатели инклюзии: практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Вогана; пер. с англ.: И. Аникеев; научн. ред. Н. Борисова; общая ред.: М. Перфильева. – М.: РООИ «Перспектива», 2007. – 124 с.
9. Валицкая, А.П. Инклюзивное образование для всех / А.П. Валицкая, В.А. Рабош // Социальная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 18-22.
10. Вальдман, И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта / И.А. Вальдман // Управление образованием: теория и практика. – М.: ИУО РАО, 2011. – № 1. – С. 17-61.
11. Внутришкольная система оценки качества образования. Методические рекомендации: Сборник / Сост. И.А. Рычкова, Л.Н. Узикова, Г.В. Ушенина; под ред. А.Н. Муромцева. – Череповец, 2016. – 194 с.
12. Воронина, Ю.В. Внутренняя система оценки качества школьного образования: уточнение направлений проектирования [Электронный ресурс] / Ю.В. Воронина // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2018. – № 3 (27). – С. 280-294. – Режим доступа: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/20_28_2018.pdf
13. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. – М.: «Флинта», 1998. – 432 с.
14. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Просвещение, 2015. – 448 с.
15. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев и др. // Дефектология. – 2010. – № 5. – С. 67-72.
16. Емельянова, Т.В. Основы инклюзивного образования: практикум / Т.В. Емельянова, Ю.М. Александров. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. – 69 с.
17. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352 с.
18. Зарубежные и российские исследования в сфере инклюзивного образования / под ред. В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. – Москва: Форум, 2012. – 180 с.
19. Захир, Ю.С. Региональные системы оценки качества школьного образования: что впереди? / Ю.С. Захир // Педагогические измерения. – 2016. – № 2. – С. 75-78.
20. Ильина, А.В. Организация мониторинга образовательной системы учреждения как условие обеспечения качества образования / А.В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – № 1 (26). – С. 55-60.
21. Инклюзивное образование как основное направление развития региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методический сборник / Н.М. Борозинец и др. – Ставрополь, 2014. – 243с.
22. Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / гл. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2017. – 512 с.
23. Инклюзивные процессы в образовании: материалы Междунар. конф., г. Минск, 27-28 окт. 2016 г. / Министерство образования Республики Беларусь; редкол. А.М. Змушко и др. – Минск: БГПУ, 2016. – 408 с.
24. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 205 Москва, Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2008. – 224 с.
25. Кеспиков, В.Н. Особенности построения мониторинга качества общего образования на региональном уровне / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – 2012. – № 4 (13). – С. 6-25.
26. Кетриш, Е.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования: монография / Е.В Кетриш. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. – 120 с.
27. Кисенко, В.Н. Модель внутренней системы оценивания качества образования / В.Н. Кисенко, Н.Н. Терехина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2017. – № 1 (2). – С. 79-88.
28. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, Ю.А. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 367 с.
29. Кондратьева, С.И. Механизм управления инновационным проектом по внедрению инклюзивной модели образования в вузе: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / С.И. Кондратьева. – Москва, 2010. – 174 с.
30. Коурова, Н.В. Формирование внутренней системы оценки качества образования в профессиональной образовательной организации / Н.В. Коурова // Молодежь и наука. – 2019. – № 3. – С. 111.
31. Краснов, П.С. Внутришкольная система оценки качества в образовательной организации [Электронный ресурс] / П.С. Краснов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 11 (ноябрь).– Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2016/16239.htm
32. Кузьмина, О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / О.С. Кузьмина. – Омск, 2015. – 319 с.
33. Курцева, Е.Г. Инновационные практики оценки качества образовательной деятельности общеобразовательных организаций / Е.Г. Курцева // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2016. – № 1 (31). – С. 37-43.
34. Марчукова, О.Г. Современное состояние и проблемы реализации внутриучрежденческого контроля в образовательной организации / О.Г. Марчукова // Народное образование. – 2015. – № 10. – С. 56-64.
35. Машукова, С.В. Модель внутренней системы оценки качества образования как ресурс совершенствования управления качеством образования гимназии / С.В. Машукова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2017. – № 1 (2). – С. 59-68.
36. Меерзон, Т.И. Инклюзивное образование в России: состояние, тенденции / Т.И. Меерзон, И.В. Гусева // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.); отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – C. 185-190.
37. Мишина, А.П. Система оценки качества образования и ее построение в образовательной организации / А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова // Инновации в современной системе образования: подходы и решения. Ульяновск: Зебра, – 2020. – С. 233-250.
38. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 77-87.
39. Нестерова, А.А. Критерии оценки качества инклюзивного образования / А.А. Нестерова // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / гл. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2019. – С. 37-41.
40. Нестерова, А.А. Постановка проблемы оценки качества инклюзивного образования / А.А. Нестерова // Инклюзивные процессы в образовании: мат-лы межд. конф. – Минск: БГПУ, 2020. – С. 224-228.
41. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
42. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
43. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1998. – 796 с.
44. Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: методические материалы / под научной ред. Н.А Палиевой. – Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 152 с.
45. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях [Текст]: методические рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.
46. Панасюк, В.П. Развитие теории и современные проблемы управления и оценки качества образования [Электронный ресурс] / В.П. Панасюк // ЧиО. – 2013. – № 3(36). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-teorii-i-sovremennye-problemy-upravleniya-i-otsenki-kachestva-obrazovaniya.
47. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Большая Сов. Энциклопедия, 2002. – 528 с.
48. Плаксина, Л.И. Инклюзивное образование (совместное обучение) лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения / Л.И. Плаксина // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2019 г.): отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2019. – С. 9-19.
49. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / сост. М.И. Солодкова, А.В. Коптелов, под редакцией В.Н. Кеспикова – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2015. – 80 с.
50. Покрина, О.В. Актуальные проблемы подготовки кадровых ресурсов в реализации инклюзивного образовании / О.В. Покрина // Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи: сборник научно-методических материалов; под науч. ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой – М.: Издательство «Спутник+», 2019. – С. 33-36.
51. Попинако, С.П. Организация условий внедрения модели муниципальной системы оценки качества общего образования / С.П. Попинако, Л.А. Вшивцева, И.В. Латыпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2017. – № 2 (3). – С. 39-44.
52. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка, 2018. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/.
53. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
54. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования» [Электронный ресурс] // Гарант – информационно-правовое обеспечение, 2018. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70721990/.
55. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70859410/
56. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка, 2018. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162797/.
57. Ратнер, Ф.Л. Пути решения проблем инклюзивного образования за рубежом (на примере Международного мюнхенского центра реабилитации и развития) / Ф.Л. Ратнер // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию». Казань-Зеленодольск, 2013. – 561с.
58. Сабельникова, С.И. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / С.И. Сабельникова; под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 84 с.
59. Саитбаева, Э.Р. Роль маркетинга и менеджмента качества в повышении конкурентоспособности образовательных организаций [Электронный ресурс] / Э.Р. Саитбаева, Д.В. Бочков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. № 8. – Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8569
60. Саитбаева, Э.Р. Управление внедрением внутришкольных систем оценки качества образования на региональном уровне [Электронный ресурс] / Э.Р. Саитбаева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=27291
61. Самсонова, Е.В. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы») / Е.В. Самсонова, В.А. Горбунова // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Том 6. – № 3. – C. 85-103.
62. Система оценки качества образования: Мировая практика и российский опыт / под ред. В.С. Леднева. – М.: МФПУ «Синергия», 2016. – 426 с.
63. Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей / под. ред. М.Н. Лазутовой. – М.: Сфера, 2015. – 96 с.
64. Слепцова, И.С. Формирование школьной системы оценки качества образования / И.С. Слепцова // Пути обновления современного образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летнему юбилею чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. Д. А. Данилова / Мин-во образования и науки РФ ; РАО ; ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» ; Пед. ин-т ; под общ. ред. : А. И. Голикова и др. – Чебоксары : ООО «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2020. – С. 222-223.
65. Сунцова, А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие / А.С. Сунцова. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.
66. Толстых, О.А. Качество образования: современные подходы к определению и оценке / О.А. Толстых // Правовые и научно-методологические основы развития образования в Российской Федерации: мат. Всероссийской заочной научно-практической конференции (Екатеринбург, 20 марта 2019 г.). – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2019. – С. 85-90.
67. Харисова, Н.Ф. Программно-целевое управление качеством образования в инклюзивной школе / Н.Ф. Харисова // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / гл. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2017. – С. 234-239.
68. Хитрюк, В.В. Инклюзивное образование: основные подходы к оценке качества / В.В. Хитрюк // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / гл. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2017. – С. 137-144.
69. Хитрюк, В.В. Критериальные комплексы оценки качества инклюзивного образования: постановка проблемы / В.В. Хитрюк // Инклюзивные процессы в образовании: материалы Междунар. конф., г. Минск, 27-28 окт. 2016 г. / Министерство образования Республики Беларусь; редкол. А.М. Змушко и др. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 360-362.
70. Хитрюк, В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / В.В. Хитрюк. – Калининград, 2015. – 390 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!