Оценка потенциала туристских объектов природного и культурного наследия казахстана
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ОБЪЕКТАХ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 6
1.1 Концептуальные подходы определения природного и культурного наследия 6
1.2 Потенциал природного и культурного наследия Казахстана в целях развития туризма 10
1.3 Международный опыт повышения аттрактивности туристских объектов природного и культурного наследия 27
1 4 Методология оценки потенциала туристских объектов природного и культурного наследия 34
2 ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА 39
2.1 Выявление мотивов путешествий туристского движения на туристские объекты природного и культурного наследия Казахстана и изучение поведения потребителей 39
2.2 Оценка потенциала отдельных туристских объектов природного и культурного наследия Казахстана в контексте модернизации современного сознания общества на основе экспертного опроса 54
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА 68
3.1 Определение перспективных путей развития отдельных туристских объектов природного и культурного наследия Казахстана в контексте модернизации современного сознания общества 68
3.2 Разработка и формирование туристских маршрутов по природным и культурным туристским объектам Казахстана 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Природное и культурное наследие является основой культуры общества, ее фундаментом и что особенно важно несет в себе память предков. Это важный информационный потенциал, запечатленный в материальных и духовных ценностях так необходимый обществу для дальнейшего развития. Наследие оказывает влияние на многие сферы жизни общества, но наиболее значимо оно проявляется в туризме. Ведь именно туризм помогает увидеть, познакомиться и оценить природные и культурные достопримечательности и уникальные природные объекты, что способствует духовному обогащению человека, расширению кругозора и его самосовершенствованию.
Актуальность темы обусловлена тем, что Казахстан, являясь страной с серьезной сырьевой ориентацией экономики, особенно в условиях проявлений мирового финансово-экономического кризиса и ставшего устойчивым падения цен на сырьевые ресурсы развитие туризма имеет все возможности стать одним из действенных направлений диверсификации экономики и обеспечения устойчивого развития страны. И, прежде всего, необходимо стимулирование становления туристских центров и на базе них формирования туристских кластеров.
Актуальность также определяется с одной стороны, растущим, по мнению специалистов, интересом к изучению природного и культурного наследия Казахстана, а с другой стороны, ее практической важностью для развития туризма. Сегодня, как никогда, важно формировать совокупный туристский имидж территории, обладающей всеми средствами для организации внутреннего и въездного туризма и предоставляющей широкий спектр различных туристских возможностей и объектов.
Для становления туризма на международном рынке, Казахстан имеет огромный нереализованный потенциал, так как страна владеет бесценными природными ресурсами и своеобразной национальной культурой. Достичь усиленного развития туризма в стране и интегрироваться в международный рынок позволяет туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия. Это обеспечит подъем занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.
Степень разработанности темы. В современной научной литературе продолжается разработка теоретических вопросов проблем развития туризма учеными по теории экономики и организации современного туризма, в том числе Азара В.И., Биржакова М.Б., Богданова Е.И., Бугроменко В.Н., Гольца Г.А., Горского JI.K., Громова Н.Н., Грымова И.В., Гуляева В.Г., Карповой Г.А., Кириллова А.Т., Козырева В.М., Котелкина В.И., Кузнецова Ю.В., Ильиной Н.И. Казахстанские авторы, которые исследовали вопросы развития туризма – Рахимбеква Ж.С., Смыкова М.Р., Ердавлетов С. Р., Садуов А., Ержанова С.К., Сансызбайкызы С., и др.
Сфера туризма в Республике Казахстан на государственном уровне утверждена как одна из приоритетных секторов экономики. Анализ статистических и эмпирических данных говорит о возрастающем внимании к Казахстанскому туристскому продукту и благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.
Объект исследования – туристские объекты природного и культурного наследия Республики Казахстан.
Предмет исследования – особенности туристического потенциала и перспективы развития объектов природного и культурного наследия в Казахстане.
Целью данного исследования состоит в исследовании перспективных туристских объектов природного и культурного наследия Казахстана в контексте модернизации современного сознания общества и оценке перспективных направлений развития отдельных туристских объектов природного и культурного наследия Казахстана.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить концептуальные подходы определения природного и культурного наследия;
2. Рассмотреть потенциал природного и культурного наследия Казахстана в целях развития туризма;
3. Проанализировать международный опыт повышения аттрактивности туристских объектов природного и культурного наследия;
4. Описать методологию оценки потенциала туристских объектов природного и культурного наследия;
5. Выявить мотивы путешествий туристского движения на туристские объекты природного и культурного наследия Казахстана и изучить поведение потребителей;
6. Произвести оценку потенциала отдельных туристских объектов природного и культурного наследия Казахстана в контексте модернизации современного сознания общества на основе экспертного опроса
7. Определить перспективные путей развития отдельных туристских объектов природного и культурного наследия Казахстана в контексте модернизации современного сознания общества;
8. Описать основные направления разработки и формирования туристских маршрутов по природным и культурным туристским объектам Казахстана.
1. Алексеева, О.В. Подходы к оценке экономической эффективнос ти событийного туризма / О.В. Алексеева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2011. – №8. – С. 112-113.
2. Букешева, Д.К. Особенности странового брендинга Казахстана // Материалы междунар. Студ. Конф. «Основные приоритеты развития экономики Казахстана в условиях глобализации» – Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2010. – С. 67-68.
3. Быстров, С.А. Внутренний туризм как стратегически важное направления развитие туристского рынка РФ / С.А. Быстров // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 15. – С. 966-970.
4. Вуколов, В.Н. История и теория международного туризма / В.Н. Вуколов. – Алматы, 2002. – 222 с.
5. Государственная программа по форсированному индустриальноинновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы // утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года, №958.
6. Государственная программа развития туризма на 2007-2011 годы // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года, №231.
7. Для прорыва в туризме нужны преференции [Электронный ресурс] – Мамышев Ж. – Режим доступа: http: www.kursiv.kz. – Заглавие с экрана.
8. Дирин Д.А., Крупочкин Е.П., Голядкина Е.И. Методика комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала региона // География и природопользование Сибири. — 2014. — №18. — С. 64–78.
9. Егоров, Г.В. Анализ опыта европейских речных круизов и его влияние на новое поколение отечественных пассажирских судов // Морской вестник. – 2012. − № 3 (43). – С. 23-28.
10. Ердавлетов С.Р., Мукатова Д.М. Казахстан – связующая часть Великого Шелкового пути // Матер. Междунар. Науч.-практ. Конф. «Историко-культурное наследие Великого Шелкового пути и продвижение туристических дестинаций на Северном Кавказе». – Ставрополь, 2016. – С. 8.
11. Ердавлетов, С.Р. География туризма / С.Р. Ердавлетов. Алматы: Атамура, 2000. – 336 с.
12. Ердавлетов, С.Р. География туризма / С.Р. Ердавлетов. – 2-е изд., доп. И перераб. Алматы: Казах. Ун-т, 2010. – 412 с.
13. Ердавлетов, С.Р. История туризма. Развитие и научное изучение / С.Р. Ердавлетов. – 2-е изд., доп. И перераб. Алматы: Казах. Ун-т, 2010. – С. 302.
14. Есмаханова, А.С. Перспективы развития туризма в Казахстане // Вестн. КазНУ. Сер. Эконом. – 2006. – № 1. – С. 116–119.
15. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма: справ. / Зорин И.В., Квартальнов В.А. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 368 с.
16. Кунева,С. Kazakhstan. Original/ С. Кунева // Советник.- 2010.- № 3-4.- С.97-101.
17. Кусков, А.С.Рекреационная география / Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. – М.: МПСИ, Флинта, 2005. – 316 с. 18. Кусков, А.С. Рекреационная география / Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. – М.: МПСИ, Флинта, 2005. – 197 с.
19. Кружалин, К.В. Экономико-географическая оценка рекреационного потенциала России для развития международного туризма / К.В. Кружалин. – М., 2002. – 180 с.
20. Макашев, А.Т. Жемчужины Казахстана / А.Т. Макашев. Алматы: Кайнар – 1983. – 384 с.
21. Медведева, Ю.А. Тенденции развития въездного и внутреннего туризма в Казахстане // АльПари.-2009.- №1-2. –С. 230-234.
22. Методическое пособие по вопросам развития туризма (сборник нормативных правовых актов) / Сост. Алчимбаева Ж., Ежикова В.В. – Талдыкорган, 2007.
23. Мингалева Ж. Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения / Мингалева Ж., Ткачева С.– 2009.– №5 – С. 100–102.
24. Министерство национальной экономики Республики Казахстан Комитет по статистике [Электронный ресурс] – Режим доступа: ttp://stat.gov.kz – Заглавие с экрана. 25. Национальная компания KazakhTourism [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://qaztourism.kz/ru – Заглавие с экрана.
26. Николаенко, Д.В. Рекреационная география / Д.В. Николаенко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 225 с.
27. Основные направления развития туризма в Казахстане. Представительство Республики Казахстан в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.kazembassy.ru/kz/okazakhstane/tourism/napravleniarazvitiaturizma – Заглавие с экрана.
28. Отдых на берегу Каспийского моря. [Электронный ресурс] – Режим доступа: tr-kazakhstan.kz/otdyx-na-beregukaspijskogo-morya. – Заглавие с экрана.
29. Папирян, Г.А. Экономика туризма / Г.А. Папирян. – Москва: Финансы и статистика, 1998. – 208 с.
30. Полякова И.Е., Иванова Р.М., Скроботова О.В. Методика оценки туристского потенциала региона. На примере Липецкой области // Успехи современной науки. — 2016. — №8. — С. 41–44.
31. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360 «Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы» – Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики 70 Казахстан «Әділет» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/search/origins. – Заглавие с экрана.
32. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. – Издательский дом «Вильямс», С-Пб, Москва, Киев, 2009. – с. 257-261.
33. Правила получения визы Республики Казахстан [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: www.kazakhstan-tourist. – Заглавие с экрана. 34. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года. Online.zakon.kz. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.zakon.kz. – Заглавие с экрана.
35. Развитие туризма в Казахстане в рамках реализации программы «Дорожная карта» (2011 год). 36. Сапрунова, В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В.Б. Сапрунова. – М.: Ось-89, 1997. – 160 с.
37. Туристская ярмарка Казахстана. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: www.kitf.kz. – Заглавие с экрана.
38. Тынчырева, З.Ф. Основы планирования и организации туристской деятельности / Тынчырева З.Ф., Ягофаров Г.Ф. Алматы, 2003. – 260 с.
39. Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года». Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года № 192 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан // Эдилет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adilet.zan.kz. – Заглавие с экрана.
40. Указ Президента Республики Казахстан «Специальная экономическая зона «Бурабай», № 512 от 15.01.2008.
41. Уникальный Казахстан – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unikaz.asia/ru. – Заглавие с экрана.
42. Asmelash A.G., Kumar S. Assessing progress of tourism sustainability: Developing and validating sustainability indicators // Tourism Management. — 2019. — Vol. 71. — P. 67–83. — DOI: 10.1016/j.tourman.2018.09.020.
43. Avila-Robinson A., Wakabayashi N. Changes in the structures and directions of destination management and marketing research: A bibliometric mapping study, 2005–2016 // Journal of Destination Marketing & Management. — 2018. — Vol. 10. — P. 101–111. — DOI: 10.1016/j.jdmm.2018.06.005.
44. Canteiro M., Cordova-Tapia F., Brazeiroc A. Tourism impact assessment: A tool to evaluate the environmental impacts of touristic activities in Natural Protected Areas // Tourism Management Perspectives. — 2018. — Vol. 28. — P. 220–227. — DOI: 10.1016/j.tmp.2018.09.007.
45.Comerio N., Strozzi F. Tourism and its economic impact: A literature review using bibliometric tools // Tourism Economics. — 2019. — Vol. 25 (1). — P. 109–131. — DOI: 10.1177/1354816618793762. 5. Cutler S.Q., Doherty S., Carmichael B. The experience sampling method: examining its use and potential in tourist experience research // Current Issues in Tourism. — 2018. — Vo. 21 (9). — P. 1052–1074. — DOI: 10.1080/13683500.2015.1131670. 6. Doran R., Hanss D. Socially desirable responding: the case of self-reported values in tourism surveys // Current Issues in Tourism. — 2019. — Vol. 22 (2). — P. 127–132. — DOI: 10.1080/13683500.2017.1310191.
46. Research on Interactions between the Economy and Environment in Tourism Development: Case of Qingyang, China / Lu C. Y., Pang M., Yang J. Q., Wang D. // Sustainability. — 2018. — Vol. 10 (11). — P. 312–332. — DOI: 10.3390/su10114033.
47.Ponce W. P. P., Perez J. F. R., Hernandez I.P. Sustainable tourism assessment based on expert criteria on the coasts of Manabi, Ecuador // Avances. — 2019. — Vol. 21 (1). — P. 59–78.
48. A multi-criteria assessment of tourist farm service quality / Rozman C., Potocnik M., Pazek K., Borec A., Majkovic D., Bohanec M. // Tourism Management. — 2009. — Vol. 30 (5). — P. 629–637. — DOI: 10.1016/j.tourman.2008.11.008.
49. Assessing sustainable tourism in Vietnam: A hierarchical structure approach / Tseng M. L., Wu K. J., Lee C. H., Lim M. K., Bui T. D., Chen C. C. // Journal of Cleaner Production. — 2018. — Vol. 195. — P. 406–417. — DOI: 10.1016/j. jclepro.2018.05.198.
50. Baasannamjii B., Bayasgalan L., Shoshvandan B. The complex assessment of tour-recreational potential of uvs province of Mongolia // Journal of agricultural sciences, 2015. — №15 (02). — P. 130–133. — DOI: doi.org/10.5564/mjas. v15i2.559.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!