Методология оценки результативности работы таможенных органов: современное состояние и перспективы развития
Введение………………………………………………………………….8
Глава 1. Анализ современного состояния оценки результативностидеятельности таможенных органов……………………………………………………….12
1.1. Анализ деятельности ЦЭТ по выполнению основных показателейрезультативности……………………………..……….….12
1.2. Критический анализ существующей методологии оценки результативностиработы таможенных органов………………………24
1.3. Исследование теоретических подходов к оценке результативно- сти работы таможенных органов………………….…………………….…34
Глава 2. Теоретическое обоснование предложений по совершенствованию методологии оценки результативности работы таможенных органов………………………..…………….……………….….47
2.1. Концептуальные положения по формированию системы показателей и методов оценки результативности работы таможенныхорганов……………………………………………………………………………………….47
2.2. Система показателей и методы оценки результативности работы таможенных органов………………..………………..………..56
2.3. Развитие методологии оценки результативности деятельности таможенных органов………………………………………….………..63
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию оценки результативности работы таможенных органов……………..…..76
3.1. Рекомендации по применению подходов к оценке результативности работы таможенных органов…………………76
3.2. Проблемы применения показателей результативности работы таможенных органов России………………………………………..…87
3.3. Перспективы развития системы показателей оценки результатив- ности работы таможенных органов……………………………………93
Заключение…………………………………………………………….100
Список использованных источников…………………………………104
Приложение. Показатели результативности деятельности ……….112
Актуальность темы исследования. Таможенные органы играют важную роль в деятельности государства, являясь основным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, обеспечения соблюдения прав участвующих в ней лиц и организаций, а также пополнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации, позволяющего реализовывать стоящие перед государством цели и задачи. Особое внимание уделяется работе таможенных органов, успех деятельности таможенных органов определяется множеством факторов, существенное место среди которых занимает эффективное управление ими.
При этом грамотное и последовательное претворение управленческих решений в жизнь невозможно без оценки эффективности текущей деятельности таможенных органов, позволяющей определить, насколько правильно руководством выбраны направления их работы и каковы приносимые ею результаты. Но на сегоднешний день существующая методология оценка результативности деятельности таможенных органов недостаточно проработана. А именно система показателей очень громоздкая и показатели противоречат друг другу в связи с этим методология не отражает эффективного состояния деятельности таможенного органа, происходит завышения показателей в таможенных органах, а так жеотвлечения времени сотрудников от основного вида дейятельности, в связи с этим происходит двойная работа в таможенных органах.
Совершенствование теоретической базы, разработка инструментария оценки результативностиработ таможенных органов является актуальным для совершенствования государственного управления экономики страны. За счёт совершенствования методологии оценки результативност таможенных органов позволяет указанной результативностью управлять и, следовательно, повышать качество услуг, предоставляемых обществу таможенными органами.
Для оценки эффективность таможенных органов в начале 2005 года была разработана система показателей эффективности деятельности таможенных органов по контрольным показателям, основы которой на сегодняшний день является актуальным для таможенной деятельности Российской Федерации. Контрольные показатели эффективности позволяют оценивать эффективность деятельности таможенных органов. Система дала возможность повыситькачество работытаможенных органов Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Представители научного сообщества неоднократно обращались к вопросам разработки метододологии оценки результативностиработ хозяйствующих субъектов. Проблематика выработки подходов к оценке результативности хозяйственной деятельности предприятий рассмотрена в работах А.С. Агапова, Е.В. Журовой, Э.В. Филатова, Г.В. Савицкой и др.
Вопросы оценки результативностиработ таможенных органов были изучены авторами в разы меньше, чем хозяйствующие субъекты. Ряд вопросов были исследованы учеными Российской таможенной академии, такими как А.В. Бондаренко, А.Ю. Дианов,В.Ю. Дианова, Н.Г. Липатова, В.В. Макрусев, А.В. Павлова,А.В. Сафронов, С.В. Пятыжкин и др.
Кроме того, ряд подходов к оценке результативности работ таможеннойслужбы разрабатывались и внедрялись в повседневную службу.
Объект исследования –результаты деятельности Центральной энергетической таможни.
Целью исследования анализ современного состоянияметодологии оценки результативности деятельности таможенных органов и выявление перспектив ее развития.
Для реализации указанной цели необходимо решить основные задачи ислледования:
1)анализдеятельности Центральной энергетической таможни по выполнению основных показателейрезультативности;
2) исследованиетеоретическихаспектов методологии оценкирезультативности деятельности таможенных органов;
3)выявление проблемы применения и перспективы развития системы показателей результативности.
Предмет исследования – методология оценки результативности деятельности таможенного органа.
Границы исследования: исследование в рамках оценки результативности деятельности таможни (на примере ЦЭТ).
Информационную базу исследования составили: федеральные законы, нормативные документы ЦЭТ, аналитические материалы таможни. Значительный информационный и фактический материал получен в процессе изучения аналитических документов таможни и нормативных правовых актов ЦЭТ.
Эмпирическую основу исследования составили данные ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен. В работе также использована информация из компьютерной сети Internet.
Анализ осуществлялся на основе изучения поквартальных данных Центральной энергетической таможни ФТС РФ за 2015– 2017 года.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.В первой главе проводитсяанализ деятельности Центральной энергетической таможни по основынм показателям результативности,а так же исследуется теоретические разработки оценки эффективности деятельности таможенных органов и выявляются проблемные места внутри самой системы показателей и методики оценки результативности.Во второй главе предлагается идея по совершенствованию методологического аппарата оценки результативности работы таможенных органов, раскрываются концептальные подходы по формированию системы показателей, а также существующие методы и подходы по развитию существующей методологии.В третьей главе предлагаются рекомендации по применению методологии оценки результативности деятельности таможенных органов, а так же существующие проблемы применения показателей результативности работы таможенных органов России и выдвигаются новые перспективы для развития методологии оценки результативности работ таможенных органов.
1) ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст.
2) Федеральный закон от 24.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3) Федеральный закон от 27.11.2012 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
4) Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»от 28.06.2007 № 825.
5) Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 № 607.
6) Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
7) Указ Президента России от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».
8) Постановление Правительства РФ от 26.06.2006 № 459 Положение о Федеральной таможенной службе. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 32. Ст. 3569.
9) Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга».
10) Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 2008. № 48. Ст. 5620.
11) Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2014 № 570 (ред.2018)
«О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благополучных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)».
12) Приказ ФТС России от 26.12.2012 № 2656 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы». СПС «Консультант-Плюс».
13) Приказ ФТС от 06.02.2014 № 184 «Об утверждении Порядка действий по разработке, оценке выполнения и измерению контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».
14) Приказ ФТС России от 29.12.2004 №450 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений на 2005 год».
15) Приказ ФТС от 13.01.2015 № 26 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».
16) Приказ ФТС от 23.01.2015 № 112 «Об аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».
17) Приказ ФТС РФ от 02.12.2016 №2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2017год».
18) Приказ Центральной энергетической таможни от 19.02.2015 № 107 «Об организации работы по выполнению контрольных показателей эффективности деятельности в 2016 году».
19) Аналитическая записка ЦЭТ №2270. «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях РТУ и таможен, непосредственного подчинения ФТС России на 2017 год».
20) Отчет о выполнении показателей результативности деятельности Центральной энергетической таможни в IV квартале 2017 года.
21) Отчёт ЦЭТ по ПРД, ПЭД и ИП по квартально за 2017.
22) Отчеты о выполнении Центральной энергетической таможней контрольных показателей в 2015 -2017 годах.
23) Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М., Омега Л, 2010. 525 с.
24) Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М., Книжный мир, 2010. 860 с.
25) Братановский С.Н., Мамедов А.А. Административное право. М., нити-Дана, 2015. 543 с.
26) Вагин В.Д. Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов в двух частях. М, 2011. 118 с.
27) ВетлужскихЕ. Стратегическая карта, системный подход и KPI.М., Альпина Паблишер, 2008. .208 с.
28) Горбухов В.А. Таможенное право России: учебное пособие.
М., Омега-Л, 2016. 200 с.
29) Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ. / П.Ф. Друкер. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.110с.
30) Дьяконов. В.Н. Управление в таможенных органах: Основы теории организации: учеб. пособие. РТА, Владивостокский филиал. Владивосток: Владивостокский филиал РТА, 2011. 120 с.
31) Иванов Е.П. Таможенный транзит: практика и перспективы // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 12. 90 с.
32) Бекяшев К.А. Право Евразийского экономического союза: учебное пособие / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина. М., Проспект, 2015. 160 с.
33) КлищН.Н. Повышение результативности деятельности государственных служащих: автореф. диссертации канд. экон. наук , М., 2009. 181с.
34) Кондаурова А.В. Таможенное декларирование товаров: практические аспекты. / А. Кондаурова // Таможенный вестник. 2011. № 2. 360 с.
35) Коник Н.В., Невешкина Е.В. Таможенное дело.. М., «Омега-JI», 2012. 204 с.
36) Косенко В.П., Опошнян Л.И. Основы теории эффективности таможенного дела. М., РИО РТА, 2005. 230 с.
37) Мельник Р.М. Оценка эффективности общественно значимых инвестиционных проектов методом результат и затрат. М., Изд-во Проспект, 2016. 217 с.
38) Пятов А.А. Направления совершенствования оценки эффективности деятельности органов таможенной службы // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2010. № 2. 102 с.
39) Люк де Вульф, Хосе Б.СоколаИ.Руководство по модернизации таможенной службы. Пер. с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2007. 223с.
40) Смирнова Е. А. Управление цепями поставок / Е. А. Смирнова: учеб. пособие. СПб., Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 183 с.
41) Сыконтова Е.В.Контроллинг таможни: учебное пособие.
М., Магистр: Инфра-М, 2015. 243 с.
42) Ахмадуллина И.Д. Повышение эффективности деятельности таможенных органов на основе внедрения прогнозных технологий в управление: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2013. 310 с.
43) Багиров Ш.С. Совершенствование организации таможенного контроля в Азербайджанской Республике: дис. канд. экон. наук. М., 2004.
44) Губин A.B. Теоретические основы оценки результатов деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 170 с.
45) Макрусев В.В., Пчелинцев В.Н. Управление развитием таможенных органов: Монография. М., Издательство Российской таможенной академии, 2013. 144 с.
46) Губин А.В. Теоретические основы оценки результатов деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. М.: Изд-во РТА, 2010. 88 с.
47) Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: Монография. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 164 с.
48) Дианова В.Ю., Павленко О.А. Управление развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей: монография. – РТА. М.: Изд-во РТА, 2009. 240 с.
49) Исаенко Е.В. Теоретические аспекты устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации: Монография. – Белгород: Кооперативное образование, 2012. 238 с.
50) Тарасова Е.Е., Костин А.А. Эффективность розничной торговли потребительской кооперации и направления ее повышения: Монография. – Белгород: Кооперативное образование, 2015. 209 с.
51) КлищН.Н. Повышение результативности деятельности государственных служащих: автореф. диссертации канд. экон. наук , М., 2009. 181с.
52) Хрытанькова О.Л. «О методике оценки эффективности процесса таможенного контроля в рамках системы управления рисками» // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 151 с.
53) Барышникова Е. Ю. Факторы эффективности в управлении таможенным делом. URL: www. morvesti.ru/archiveTDR/element.php (дата обращения: 23.08.2014).
54) Бондаренко А.В. О сущности понятий результативность и эффективность в экономике // Научный прогресс на рубеже тысячелетий – 2012: Материалы международной научно-практической конференции URL: http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2012/Economics/111530.doc.htm.
55) Статья время успешных проектов. URL: http://projectimo.ru/upravlenie-riskami/sistema-upravleniya-riskami.html .
56) Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http:// http://base.consultant.ru
57) Интернет-энциклопедия. ДелоДелать.URL: http://delatdelo.com/spravochnik/terminy/kpi-chto-eto-takoe.html.
58) Официальный сайт ФТС России. URL: htpp://www.customs.ru.
59) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL:
http://www.consultantplus.ru.
60) Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http:// http://base.consultant.ru.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!