Экономический анализ развития малого предпринимательства
Введение3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования малого бизнеса как вида экономической деятельности7
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность7
1.2 Финансовый механизм развития малого бизнеса22
Глава 2 Анализ развития малого бизнеса в России35
2.1. Оценка развития малого бизнеса в Российской Федерации35
2.2 Назначение и общая характеристика единого государственного регистра предприятий и организаций, его взаимодействие с государственными информационными системами и ресурсами44
2.3 Сравнительный анализ систем статистических показателей состояния сектора малого предпринимательства в России и в странах ЕС50
Глава 3 Перспективы развития малого бизнеса в РФ60
3.1 Перспективы развития малого бизнеса в России60
3.2 Определение рейтинга регионов по степени развития и эффективности малого бизнеса68
3.3 Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства74
Заключение83
Библиографический список90
Приложение 196
Приложение 297
Приложение 399
Введение
В настоящее время малое предпринимательство в России – это инструмент, с помощью которого развивается механизм рыночной экономики нашего государства. Вопросам развития малого предпринимательства, в настоящее время уделяется большое значение, как со стороны государства, так и со стороны научного сообщества, в силу того, что этот вид предпринимательства занимает большое место в структуре экономики РФ и ее регионов. Проведенные российскими и зарубежными учеными исследования подтверждают зависимость связи между размерами сектора малого предпринимательства, благосостоянием населения и приростами экономического роста. Благодаря росту числа малых предприятий в экономике увеличивается уровень конкуренции, что благоприятно сказывается на качестве товаров и услуг. С позиции экономического анализа развития малого предпринимательства в России сегодня актуальны вопросы его финансового механизма, без четкого понимания функционирования которого, нельзя сформировать стратегии финансирования малого бизнеса и в целом осуществлять эффективную деятельность малых предприятий.
Теоретические и методологические исследования вопросов экономического анализа развития малого предпринимательства в России выявили многогранность этой категории и обозначили актуальность ее исследования.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды авторов в области экономического анализа малого предпринимательства в России, таких как Н.В. Ананьева, В.Л. Василенок, И.И. Горбунова, Е.П. Губин, В.Я. Горфинкель, М.Г. Лапуста, И.К. Ларионов, В.А. Никонов, С.Н. Орлов, Ю.С. Пиньковецкая, В.Э. Полетаев, Н.В. Романченко, О.Л. Савенко, К.Т. Тагиров. Е.А. Федосимова, А.А. Хусейнова, А.Т. Шеломенцева и др. Данные ученые в своих научных трудах рассматривали малое предпринимательство как вид экономической деятельности, раскрывая его понятие, сущность, финансовый механизм развития малого бизнеса и факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства.
Информационную базу работы составили законодательные акты Российской Федерации в сфере функционирования малого предпринимательства; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодических специальных изданий; справочные материалы. Несмотря на многочисленные исследования в данной области, имеется несколько спорных вопросов, которые нуждаются в более детальном рассмотрении.
Цель исследования – определить перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты исследования малого бизнеса как вида экономической деятельности.
2. Провести анализ развития малого бизнеса в России.
3. Обозначить перспективы развития малого бизнеса в России.
4. Обобщить факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства в современных российских условиях.
Объектом исследования выступает развитие малого предпринимательства в России. Предмет исследования – процесс проведения экономического анализа развития малого предпринимательства в России.
Методы исследования: дедукции, как метод изучения общих вопросов развития малого предпринимательства; анализ, синтез, конкретизация, экономико-статистический метод как методы исследования были применены при выявлении экономических особенностей развития малого предпринимательства в России, его современного состояния, существующих проблем, в том числе экономических; сравнение как метод был использован с целью анализа развития малого бизнеса в РФ и странах ЕС, при определении рейтинга регионов по степени развития и эффективности малого бизнеса.
Поставленные цель и задачи определили структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования малого бизнеса как вида экономической деятельности, для этого раскрыто понятие и сущность малого предпринимательства как вида экономической деятельности. Исследован финансовый механизм развития малого бизнеса.
Во второй главе проведен анализ развития малого бизнеса в России, для этого дана оценка развития малого бизнеса в Российской Федерации. Рассмотрено назначение и дана общая характеристика единого государственного регистра предприятий и организаций, его взаимодействия с государственными информационными системами и ресурсами. Проведен сравнительный анализ систем статистических показателей состояния сектора малого предпринимательства в России и в странах ЕС.
В третьем разделе исследования обобщены перспективы развития малого бизнеса в России. Определен рейтинг регионов по степени развития и эффективности малого бизнеса. Проведен анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства. В заключении сделаны выводы по работе.
Научная новизна исследования состоит в обобщении перспектив развития малого бизнеса в России при учете факторов, влияющих на его развитие при реализации этих перспектив.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении отдельных теоретических понятий, методических и практических положений касающихся вопросов экономического анализа развития малого предпринимательства в России, а также расширение представления о процессе финансового механизма развития малого бизнеса.
Практическую значимость работы определяет возможность использования результатов исследования в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого предпринимательства как вида экономической деятельности.
В процессе исследования были опубликованы две статьи на тему “ Оценка развития малого бизнеса в Российской Федерации” и “Сравнительный анализ малого предпринимательства в России и Европе”
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом последних поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 30.07.2007. – № 31. – Ст. 4006.
5. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 13.06.2016. – № 24. – Ст. 3549.
6. Абдрахманова Д.М., Егорова М.С. Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность // Молодой ученый. – 2015. – № 11–4 (91). – Режим доступа: http://elibrary.ru ( дата обращения 02.04.2018)
7. Абышева А.В., Драгунова Л.В. Финансовая инфраструктура малого предпринимательства // Вестник евразийской науки. – 2017. – № 2 (39). –Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 05.04.2018)
8. Аликаева М.В., Баженова Т.Ю. Стратегическое развитие малого бизнеса и формы поддержки индивидуального предпринимательства: монография. – Нижний Новгород. – 2018. – 302 с.
9. Анненкова А.А., Мартынов А.Ф. Сравнительный анализ особенностей ведения малого и среднего предпринимательства в России и странах Евросоюза // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – № 6. – С. 308–116.
10. Ананьева Н.В. Основы предпринимательства: учебное пособие. – Красноярск: СФУ, 2016. – 128 с.
11. Арустамов Э.А. Основы бизнеса. – М.: Дашков и К, 2017. – 232 с.
12. Бабич В.А., Яшалова Н.Н., Рубан Д.А. Индивидуальное предпринимательство в российском экономическом пространстве // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. – № 3. – Режим доступа: http://elibrary.ru (дата обращения 01.06.2018)
13. Бабич В.Н., Кремлев А.Г. Инновационная модель бизнес-процесса: учебное пособие. – М.: Флинта, 2018. – 184 с.
14. Барышева А.В. Инновационный менеджмент / А.В. Барышева. – М.: Дашков и К, 2017. – 380 с.
15. Василенок В.Л., Сафронова Ж.С. Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики // Научный журнал НИУ ИТМО. – 2018. – № 1. – С. 98–104.
16. Веселовский М.Я., Барковская В.Е. Организационно-экономические аспекты развития малого инновационного предпринимательства // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 6 (85). – С. 109–119.
17. Вилисов В.Я. Инфраструктура инноваций и малые предприятия: состояние, оценки, моделирование: Монография. – М.: Инфра-М, 2015. – 228 с.
18. Глобальный мониторинг предпринимательства: национальный отчет // Официальный сайт Федерального портала малого и среднего предпринимательства. – Режим доступа: http://smb.gov.ru. (дата обращения 18.07.2018)
19. Горбунова И.И. Теоретические аспекты финансового механизма устойчивого развития малых предприятий // УЭкС. – 2017. – № 32. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru. (дата обращения 01.08.2018)
20. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы: монография / Е.П. Губин. – М.: Инфра-М, 2017. – 316 с.
21. Даньшина В.В. Бизнес и предпринимательство: отличительные особенности // Менеджмент инновационного развития бизнеса. – Саратов, 2015. – С. 6–23.
22. Доклад о состоянии делового климата в России в 2018 году // Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. – Режим доступа: http://www.rspp.ru. (дата обращения 16.08.2018)
23. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: официальный сайт Федеральной налоговой службы. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 05.09.2018)
24. Зацепин С.М. Оценка развития малого бизнеса в Российской Федерации // Научно-практический и теоритический журнал Экономика и управление народным хозяйством – №4 (6) 2019. – 27 с.
25. Знай бизнес: информационный портал для предпринимателей. – Режим доступа: https://znaybiz.ru. (дата обращения 22.10.2018)
26. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – М.: Инфра-М, 2018. – 380 с.
27. Какаева Е.А., Дуненкова Е.Н. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием: учебное пособие. – М.: Дело АНХ, 2015. – 176 с.
28. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: пер. с англ. – М.: ОлимпБизнес, 2012. – 512 с.
29. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2018. – 292 с.
30. Комарова О.В. Институт поддержки малого и среднего бизнеса: опыт Германии и уроки для России // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – № 3 (24). – С. 125–129.
31. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 384 с.
32. Ларионов И.К. Предпринимательство. – М.: Дашков и К, 2017. – 190 с.
33. Лозовский А.Н., Бараник Ю.В. Управление инновационной деятельностью на предприятии // Молодой ученый. – 2016. – № 1-1 (28). – С. 97–101.
34. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб. –Росстат. – M., 2017. – 78 с.
35. Мамаева М.Р. Совершенствование механизма управления финансовой устойчивостью организации малого бизнеса // Стратегии бизнеса. – 2019. – № 3 (59). – С. 32–36.
36. Никонов В.А. Государственная поддержка предпринимательства в развитых странах и адаптация опыта в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. – № 1. – С. 244–249.
37. Орлов С.Н., Марфицын С.В. Финансовый механизм развития малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2018. – № 9. – С. 2605–2624.
38. Официальный сайт АО «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства». – Режим доступа: https://corpmsp.ru (дата обращения 01.12.2018)
39. Официальный сайт Единого государственного реестра предприятий и организаций РФ (ЕГРПО). – Режим доступа: http://egrpo.ru/ (дата обращения 10.12.2018)
40. Официальный сайт Единого государственного реестра юридических лиц. – Режим доступа: егрюл.сом (дата обращения 22.12.2018)
41. Официальный сайт РИА Рейтинг. – Режим доступа: https://riarating.ru/ (дата обращения 09.01.2019)
42. Официальный сайт Федеральной службы статистики России (Росстат). – Режим доступа: https://www.gks.ru/ сом (дата обращения 01.02.2019)
43. Официальный сайт Eurostat (Статистической службы Европейского Союза). – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/ (дата обращения 13.04.2019)
44. Пиньковецкая Ю.С., Юртаева А.В. Малые и средние предприятия в современной экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – № 9. – С. 72–79.
45. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: монография. – М.: Инфра-М, 2017. – 624 с.
46. Романченко Н.В., Панова Е.И. Основные черты малого предпринимательства как экономического явления // Эпомен. – 2019. – № 26. – С. 183–190.
47. Савенко О.Л., Коваленкова О.Г. Финансовый механизм развития малого и среднего предпринимательства: концептуальные основы и инструменты реализации //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 4. – С. 123–129.
48. Скатерщикова А.В., Таран В.А. Предпринимательство и бизнес как социальные феномены // Инновационные процессы и культура предпринимательства: сборник научных статей Международной конференции. – 2018. – С. 159–161.
49. Тагиров К.Т. Предпринимательство: теория и российские особенности // Символ науки. – 2015. – № 7–1. – С. 117–120.
50. Фасхиев Х. Системный подход к управлению инновационной деятельностью малого предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 4. – С. 44–53.
51. Федосимова Е.А. Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях // Концепт. – 2015. – № 11. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 23.07.2019)
52. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980. – 404 с.
53. Хусейнова А.А., Попова И.В. Финансовый аспект поддержки малого и среднего бизнеса в России // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 46–50.
54. Шеломенцева А.Т., Смирницких К.В. Терентьева Т.В. Оценка динамической эффективности развития предпринимательства: монография. – М.: Инфра-М, 2018. – 243 с.
55. Doing Business Doing Business 2020: Comparing Business Regulation in 190 Economies 2020. – Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org. (дата обращения 15.08.2019)
56. Rusprofile.ru: независимый источник информации о российских предприятиях и организациях. – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/. (дата обращения 29.09.2019)
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!