Совершенствование логистической цепи доставки скоропортящихся грузов
1 Анализ существующего положения по рассматриваемому вопросу
1.1 Анализ технологических процессов перегрузки и хранения скоропортящихся грузов
Важным условием сохранности перевозимых скоропортящихся грузов является прием чистых, высококачественных, правильно подготовленных, обработанных и упакованных продуктов. На этапах производства, переработки, транспортировки и хранения продукты подвергаются различным видам контроля и анализа: технический (соблюдение инструкций и технологий); физический ( определение плотности, вязкости, температур плавления, кипения и др.); химический (состав, наличие ядов и т.д.); микробиологический (наличие микроорганизмов и их природа); физиологический ( усвояемость, калорийность, содержание витаминов, безвредность и пр.). Наиболее широко используется и имеет решающее значение при приеме груза к перевозке органолептический метод, основанный на оценке каче ства продукта с помощью органов чувств.
Свойства скоропортящихся грузов и их технологические особенности определяются Государственными стандартами, основные положения которых имеются в различной справочной литературе.
В соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов грузоотправитель должен предъявлять по требованию железной дороги стандарт (ГОСТ,РСТ) или технические условия (ТУ, РТУ) на отгружаемую продукцию и тару. Государственные стандарты это документы, законодательно закрепляющие нормы качества продукции, размерные характеристики, температурные режимы, правила упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, обеспечивающие сохранность качества стандартизируемой продукции.
Скоропортящиеся грузы, за исключением остывшего и охлажденного мяса, укладывают в грузовом помещении вагона плотными штабелями или с промежутками между отдельными местами для циркуляции воздуха. Скоропортящиеся грузы могут перевозится в таре (рыба, плоды, фрукты, овощи, масло, консервы и т.д.) и неупакованными (мясо, картофель, свекла, арбузы и другие стойкие овощи). Для уменьшения потерь при производстве погрузочно-выгрузочных работ, повышения культуры производства и уровня механизации на складских операциях рекомендуется максимально предусматривать возможность затаривания скоропортящихся грузов. Если использование стандартной тары затруднительно, следует разработать предложения по применению специальных средств и приспособлений для пакетизации продукции. В таблице 1 приведены рекомендуемые виды стандартной тары для отдельных видов скоропортящихся грузов.
Нельзя грузить в один вагон: скоропортящиеся грузы с нескоропортящимися; грузы, требующие разных режимов обслуживания; скоропортящиеся грузы, запрещенные к совместной перевозке (например, масло и рыбу).
Продовольственная безопасность любой страны, особенно регионов с трудными климатическими условиями, где невозможно выращивать всех видов сельхозпродукции, тесно связана с ритмичной и круглогодичной доставкой на эти регионы товаров продовольственного назначения, в том числе и свежей плодоовощной продукции. Известно, что массовым выращиванием плодоовощной продукции занимаются в основном в солнечных регионах, а спрос на нес имеется во всех населенных пунктах. Эта продукция крупными партиями поставляется в населенные пункты разными видами транспорта. Железнодорожный транспорт лидирует в перевозке скоропортящихся грузов крупными партиями на дальние расстояния. Плодоовощная продукция согласно Правилам перевозок железнодорожного транспорта включена в номенклатуру скоропортящихся грузов (СПГ), которые требуют специальных температурных условий транспортировки и хранения.
Особенностью отгрузки плодоовощной продукции, направляемой на экспорт с участием железнодорожного транспорта из Узбекистана, является то, что эта продукция производится на многочисленных мелких фермерских хозяйствах с объемом от 4 до 80 т. На станции погрузки продукция доставляется автотранспортом мелкими партиями и перегружается в рефрижераторные вагоны вручную непосредственно с борта автомобиля. Рефрижераторный подвижной состав, имеющий нормы загрузки от 24 до 40 т (автономные рефрижераторные вагоны) и до 180 т (рефрижераторные секции), простаивает в среднем 3 суток в ожидании полной загрузки от разных грузоотправителей. Кроме того, использование ручного труда при перегрузке плодов и овощей из автомобилей в вагоны, являясь трудоемким, также вызывает значительные простои подвижного состава. При этом предварительная температурная обработка грузов в перед погрузкой не производится. Все это приводит к снижению качества доставляемой продукции, ее порче, непроизводительному использованию вагонов и автомобилей, высокой стоимости доставки груза. Поэтому применяемые логистические цепи поставок этой продукции на этапе отправления требуют совершенствования, что обуславливает актуальность исследования и оптимизации процессов доставки продукции железнодорожным транспортом.
Эффективность холодильной обработки скоропортящихся грузов при доставке их на дальние расстояние очевидны, так как расход энергии тратиться всегда больше при охлаждении груза в рефрижераторных вагонах, чем в стационарном режиме.
Выполнено достаточно много научные разработок в этом направлении, в них предлагаются различные способы холодильной обработки (с углекислым газом, азотом, регулируемой газовой средой и т.п.). Применение пакетирования позволит уменьшить долю ручного труда по всей цепочке доставки. В настоящее время, при организации перевозок плодоовощной продукции о г поля фермерских хозяйств до реализационных сетей при выполнении потру 50ЧН0-разгрузочных работ используется только ручной труд.
1. Костоглодов Д.Д.,Харисова Л.М. Распределительная логистика.-М.:Экспертное бюро, 2015.
2. Лукинский В.С. Логичстика Автомобильного транспорта – М.: Финансы и статистика, 2013г.
3. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика:Учеб.для вузов.-М.:ЮНИТИ:Банки и биржи,2013
4. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом. Справочное пособие. М.: Дело и сервис, 2012.
5. Свидзинский С.И. Организация и технология перевозок: Методические указания по курсовому и дипломному проектированию. С-Пб:, 2013.
6. Транспортная логистика: Под ред. Л.Б. Миротина: Учебник. – М.: Экзамен, 2012.
7. Тертеров М.Н, Лысенко Н.Е., Панферов В.Н. Железнодорожный хладотранспорт. М.: Транспорт, 2013.
8. Тертеров М.Н., Леонтьев А.П. Подготовка и перевозка скоропортящихся грузов. М.: Транспорт, 2014.
9. Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 37).
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!