Реализация жанрового подхода в практике работы с детским фольклорным музыкальным коллективом
Отличительной чертой современной педагогики искусства является направленность ее целевых ориентиров в сторону гуманизации, предполагающей глубокие качественные изменения в стратегии и тактике обучения с учетом личностного фактора. При этом основное внимание уделяется воспитанию учащегося как инициативной, активной, самостоятельной, творчески ориентированной личности, способной к целостному постижению содержания произведений музыкального искусства.
Решение данной задачи требует обращения к различным методологическим подходам, которые сложились в системе музыкального образования. К таким подходам можно отнести стилевой, жанровый и интонационный подход. Безусловно, каждый из этих подходов имеет свою специфику. Наиболее актуальным подходом для содержания общего музыкального образования является жанровый. Так как именно жанр выступает едва ли не самым прямым посредником между слушателем и композитором, между действительностью и ее отражением в художественном произведении.
Для понимания сущности жанрового подхода, необходимо рассмотреть категорию «жанр».
Проблеме жанра посвящены фундаментальные труды в области искусствоведения (Б.Р. Виппер, И.И. Цырлин, П.К. Суздалев, Г.К. Вагнер, М.С. Каган, В.С. Манин, А.А. Потебня, Б. М. Эйхенбаум, В. Я. Пропп), музыковедения (М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, А.А. Альшванг, М.Ш. Бонфильд, Л.А. Мазель, В.А. Цукерман, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Л.П. Казанцева), исследования в области музыкальной педагогики (Д.Б. Кабалевский, Л.В.Горюнова, Е.Д. Критская, Л.В.Школяр и др.). Авторы отмечают, что проблема жанра одна из наиболее актуальных и наиболее дискуссионных проблем современной академической науки. Поскольку в исследованиях ученых нет общей точки зрения на природу и сущность этой категории, весьма изменчивы и границы ее объема.
Теоретический анализ работ отечественных ученых в области искусствоведения, посвященных осмыслению сущности жанра, позволяет выделить различные подходы в его исследовании.
Развитие новых прогрессивных тенденций в современной педагогике всё более связывают с процессами гуманизации и гуманитаризации образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. При этом одной из актуальных становится задача, связанная личностным пониманием произведений музыкального искусства. Решение подобной задачи вызвало необходимость обращения к различным методологическим подходам, которые ранее сложились в системе музыкального образования. К таким подходам можно отнести жанровый подход.
Результаты фундаментальных исследований в области искусствоведения (Б.Р. Виппер, И.И. Цырлин, П.К. Суздалев, Г.К. Вагнер, М.С. Каган, В.С. Манин, А.А. Потебня, Б. М. Эйхенбаум, В. Я. Пропп), музыковедения (М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, А.А. Альшванг, М.Ш. Бонфильд, Л.А. Мазель, В.А. Цукерман, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Л.П. Казанцева), в области музыкальной педагогики (Д.Б. Кабалевский, Л.В.Горюнова, Е.Д. Критская, Л.В.Школяр и др.) позволяют рассматривать жанровый подход как приоритетную методологию музыкального образования, которая позволяет разрешить противоречия, появляющиеся при поэлементном подходе, определить методы, адекватные природе музыкального искусства и природе ребёнка.
Каждый возраст обладает определенной мерой сензитивности по отношению к процессу реализации жанрового подхода. Как показывают исследования в области возрастной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э.А. Верб, Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Л.В. Печко, С.Х. Раппопорт, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.) возникновение таких важных возрастных новообразований как анализ, внутренний план действий, рефлексия, а так же потребность в смене эмоциональных состояний, стремление к эмоциональной идентификации различных ситуаций, регуляция деятельности в опоре на чувственные ощущения, образы, изменения в мотивационной сфере, эмоциональность художественного восприятия оказывают существенное влияние на процесс реализации жанрового подхода.
В последние годы проблема реализации жанрового подхода подвергается пристальному изучению со стороны педагогики музыкального образования (Д.Б. Кабалевский, Л.В.Горюнова, Е.Д. Критская, Л.В.Школяр и др.). Результаты многих исследований, а так же опыт педагогов-музыкантов свидетельствуют о том, что проблема реализации жанрового подхода в практике работы с детским фольклорным музыкальным коллективом до настоящего времени не была предметом специального научного осмысления.
В этих условиях одной из задач современной педагогики общего музыкального образования является задача обеспечения условий для развития у школьников личностно-творческого отношения к музыке
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!