Особенности формирования стратегии малого предприятия
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия 5
1.1. Современные подходы к определению стратегии предприятия 5
1.2. Инструментарий стратегического анализа 10
1.3. Формирование стратегии развития предприятия 18
1.4. Особенности взаимодействия собственника и наемного менеджера в процессе управления предприятием 21
1.5. Проблемы оценки эффективности стратегии развития предприятия 25
Глава 2. Стратегический анализ деятельности ООО «Ресурс» 33
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Ресурс» 33
2.2. Анализ внешней среды компании 36
2.3. Анализ внутренней среды 43
Глава 3. Разработка стратегических направлений развития компании «Ресурс» 49
3.1. Процесс разработки стратегических ориентиров для реализации стратегии управления собственника 49
3.2. Проект по расширению каналов сбыта ООО «Ресурс» 56
3.3. Эффективность мероприятий по разработке стратегии ООО «Ресурс» 63
Заключение 67
Список используемых источников 69
Актуальность темы настоящей магистерской диссертации определяется следующими аспектами.
Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Организация системы стратегического планирования на предприятии – не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер высшего менеджмента по адаптации предприятия к новым реалиям уже недостаточно. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития – это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того, чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.
Безусловно, идеальных планов, которые будут выполнены в точности, как это задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения стратегии и тактики, а жизнь регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует понимать, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования как таковой. Он позволяет мобилизовать необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного – в хорошо организованный, последовательный и логичный.
Стратегическое планирование – это выработка стратегии с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели.
На сегодняшний день это последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в нем задействованы специалисты подразделения численностью от 20-30 до 50-100 человек. А стратегический план – это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному трафарету с соответствующей степенью детализации. Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными компаниями.
Изменение среды, в которой работает предприятие в условиях рыночной экономики, вынуждает предприятие приспосабливаться к новым условиям, т.е. формировать свою стратегию. Рост интенсивности производства, максимальное использование финансовых, трудовых ресурсов, определяет необходимость новых методов и подходов, т.е. стратегию развития предприятия.
Руководители производства при решении намеченных задач и получения положительных результатов должны учитывать все условия и перспективы развития предприятия. Стратегия – инструмент для решения определенных целей. Финансовые цели обязательны, поскольку при недостатке финансовых средств предприятие останется без ресурсов, необходимых для роста и развития.
В процессе управления предприятием ничто не может быть окончательным и все действия подвержены изменениям в зависимости от окружающей среды, возникших новых обстоятельств. Изменения обстановки требуют внесение корректировок в стратегию, поэтому сам процесс стратегического планирования является «живым организмом». На стратегию влияют как внешние, так и внутренние условия.
В процессе разработки корпоративной стратегии предприятия особая роль отведена финансовой стратегии. Основной задачей процесса реализации финансовой стратегии является создание на предприятии необходимых предпосылок для осуществления предусматриваемой финансовой поддержки его базовой корпоративной стратегии и успешного достижения конечных стратегических целей его финансового развития. Регламентация бизнес-процессов, являясь современным инструментом повышения эффективности систем управления компаниями, снижения потерь, связанных с внутренними причинами их возникновения, способствует достижению стратегических целей. Использование процессно-ориентированного подхода и инструментов управления бизнес-процессами позволяет навести порядок в компании и заложить механизм улучшения процессов
Целью магистерской диссертации является проведение исследования системы стратегического планирования на предприятии и разработка комплексной и функциональных стратегий ООО «Ресурс».
Исходя из цели, определим задачи работы:
рассмотрение теоретических аспектов разработки стратегии развития предприятия;
проведение стратегического анализа деятельности ООО «Ресурс»;
разработка стратегических направлений развития компании «Ресурс».
Объектом исследования является ООО «Ресурс».
Предмет исследования – механизмы, правила разработки и обоснования стратегии развития бизнеса предприятия.
При решении задач работы был применен системный подход к рассмотрению предмета исследования, использованы методы функционального и сравнительного анализа, а также метод математической обработки данных.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что рекомендации по формированию стратегии, разработанные в процессе написания работы, могут быть применены в практической деятельности ООО «Ресурс» с целью повышения конкурентоспособности предприятия на рынке и увеличения его прибыльности.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
2. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012.
3. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.
4. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
5. Баринов В.А., Харченко В.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2012.
41. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2012.
42. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. – М.: Вильямс, 2013.
43. Шестопал Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2013.
44. Шилков В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: Форум, 2013.
45. Шишкова Г.А. Эффективность стратегии развития предприятия: проблемы оценки // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2014. – №3.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!