Упрощенная система налогообложения
Введение 4
1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации 8
1.1. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации как специального налогового режима 8
1.2. Механизм перехода на упрощенную систему налогообложения в РФ 21
2. Особенности применения упрощенной системы налогообложения в РФ и в зарубежных странах 30
2.1. Характеристика основных элементов единого налога по упрощенной системе налогообложения 30
2.2. Зарубежный опыт регулирования упрощенных режимов налогообложения 43
2.3. Особенности исчисления налога при упрощенной системе налогообложения 56
3. Особенности применения упрощенной системы налогообложения в ООО «Лира» 67
3.1. Краткая характеристика общества 67
3.2. Расчет налоговой нагрузки организации 74
3.3. Пути оптимизации налогового бремени общества 80
Заключение 87
Список использованных источников 91
Актуальность темы настоящей магистерской диссертации обусловлена следующими аспектами.
Малое предпринимательство играет значительную роль в экономике и социальной сфере любого государства по целому ряду причин. Занятость населения, гибкость производства – это факторы, определяемые уровнем развития малых форм предпринимательства, без которых немыслимо внедрение передовых технологий, способствующих дальнейшему развитию экономики государства. Роль малого бизнеса в экономике зарубежных стран на голову выше, чем в экономике Российской Федерации. По числу малых предприятий РФ отстает от США в 9,3 раза, от Японии – в 7,7 раза, от Италии – в 4,7 раза; по доле вклада малых предприятий в ВВП РФ отстает от Франции в 5,6 раза, от США – в 4,7 раза; по доле занятых в малом бизнесе РФ отстает от Японии в 8,1 раза, от Италии – в 7,6 раза, от США и Франции – в 5,6 раза.
Дальнейшее развитие и модернизация малого бизнеса является одной из первостепенных задач экономической политики Российской Федерации.
В нашей стране на федеральном и региональном уровнях созданы и функционируют всевозможные программы, используемые в качестве стимулирования малого предпринимательства (например, льготное кредитование).
Однако серьезное и зачастую определяющее значение для развития предпринимательской деятельности, как отмечают сами предприниматели, имеют налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность и сложность налогового администрирования. Поэтому изучение вопросов, связанных с регулированием малого предпринимательства, на сегодняшний день достаточно актуально. А регулирование данного вида предпринимательства осуществляется посредством применения специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы, появившиеся в конце 1990-х гг., — ноу-хау российских законодателей, поскольку, в отличие от большинства остальных налогов, соответствующих им аналогов в мировой практике не было. Принято считать, что специальный налоговый режим – это льготный режим налогообложения. Но это не так, поскольку введение альтернативных налоговых режимов в большей степени связано со сложностями обложения обычными налогами определенных видов деятельности или определенных доходов.
Очевидно, что при введении специальных налоговых режимов берется в расчет достаточно узкий контингент налогоплательщиков, в основном нуждающихся в государственной поддержке. Нельзя не отметить, что большинство стран СНГ позаимствовали российский опыт и с успехом его применяют для увеличения доходных баз своих региональных и местных бюджетов.
Упрощенная система налогообложения является наиболее востребованной со стороны организаций и предпринимателей формой налогообложения, относящейся к специальным налоговым режимам. Упрощенный (по сравнению с общей системой налогообложения) порядок ведения учета и представления отчетности, пониженные суммы налоговых обязательств привлекают с каждым годом все большее число налогоплательщиков, относящихся к малому и среднему бизнесу.
За годы своего существования упрощенная система налогообложения стала инструментом стимулирования развития целого ряда видов экономической деятельности. Однако изначальное ее предназначение – стимулирование развития малого бизнеса – в значительной степени трансформировалось в стимулирование бизнеса вообще.
Так, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в последнее время активно используются крупным и средним бизнесом для снижения уровня своей налоговой нагрузки, что обусловлено, прежде всего, неэффективной системой налогового контроля, отсутствием действенных механизмов контроля за ценами на товары (работы, услуги) для целей налогообложения со стороны налоговых органов и значительной разницей в уровне нормативной налоговой нагрузки (хотя разрыв в фактическом уровне налоговой нагрузки организаций, применяющих обычную и упрощенную систему налогообложения, не слишком велик).
Упрощенная система налогообложения на протяжении ряда лет используется многими предпринимателями, особенно в сфере малого бизнеса. Имеющийся опыт позволяет в соответствии со спецификой деятельности хозяйствующих субъектов, а также с учётом особенностей каждого конкретного предприятия и его основных финансово-экономических показателей подобрать эмпирическим путём наиболее оптимальный вариант налогообложения.
Вместе с тем для предпринимателей, только начинающих своё дело, либо впервые решивших использовать упрощенную систему налогообложения, остаётся открытым вопрос – какой же вариант из двух возможных выбрать, наиболее оптимальный не только с точки зрения отчётности, но и с точки зрения собственно размера уплачиваемого налога?
С учётом бивариантности упрощенной системы налогообложения совершенно очевидно, что применение какой-либо одной конкретной схемы из двух возможных схем исчисления налога даёт результаты, которые могут довольно существенно отличаться от размера налога, уплачиваемого при выборе другой схемы.
Исходя из этого, объектом исследования в работе является упрощенная система налогообложения.
Предмет исследования – нормы права, посредством которых осуществляется регламентация упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации.
Целью магистерской диссертации является исследование практики применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации и направлений её развития.
Исходя из цели, определим задачи работы:
рассмотрение теоретических основ упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации;
проведение анализа особенностей применения упрощенной системы налогообложения в РФ и в зарубежных странах;
разработка направлений оптимизации упрощенной системы налогообложения в России.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе: анализ, обобщение, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный.
По результатам проведенного исследования были опубликованы следующие статьи:
1. Панфёров А.Д. Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки // Молодая наука – 2016 [Текст]: сборник трудов III Всероссийской студенческой научно-практической конференции (г. Москва, 20 апреля 2016 г.) / отв. ред. С. А. Забелина; Московский финансово-юридический университет МФЮА. – М.: МФЮА, 2016. – 208 с. (с. 99-102).
2. Панфёров А.Д. Использование упрошенной системы налогообложения в России и за рубежом // Журнал конкурсных работ образовательного проекта «ПОИСК» Волгоградского филиала МГЭУ серия «Юность науки». – 2017. – №2(7).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993, действует в ред. от 30.12.2008.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 №772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год» (с изменениями и дополнениями).
Периодические издания:
38. Смекалов П. В., Нефедкина М. О. Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения // European research, 2015. – № 3.
39. Топчи Ю. А. Специальные налоговые режимы и их применение субъектами малого предпринимательства // Экономика и управление: проблемы, решения, 2016. – № 5.
Электронные ресурсы:
40. Материалы сайта http://www.elibrary.ru
41. Материалы сайта http://www.nalog.ru
42. Материалы сайта http://www.consultant.ru
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!