Устные мемораты тружеников тыла о великой отечественной войне: жанрово-стилистический аспект исследования
1) Мемораты по своей коммуникативной цели жанр информационно-оценочный;
2) Рассказчик в меморате всегда субъективен, но описывает при этом факты реального прошлого, никак специально не приукрашиваемые;
3) В диктуме меморат описывает прошлое, и только иногда в меморате говорится о других временных пластах; воспоминания полисобытийны и нагружены диктумом; события обычно располагаются хронологически;
4) Для мемората характерна следующая сюжетная схема: выделение действующих лиц, рассказ о том, как они жили, иногда – некая нарративная кульминация, выход из мемората – междометия, размышления;
5) Тематика меморатов разнообразна, но в основе своей не выходит за рамки любого другого диалектного текста: это рассказы о семье, жизни села, превратностях судьбы, жизненных трудностях, труде, дороге и др. Существуют специфические тематические группы меморатов о Великой Отечественной войне – мемораты об уходе на фронт, о Дне Победы;
6) Стилистические особенности меморатов о Великой Отечественной войне не выходят за пределы разговорного стиля речи.
Устные рассказы-воспоминания о событиях, или мемораты, представляются любопытным объектом изучения для разных гуманитарных наук, однако долгое время данный жанр не привлекал внимания собирателей фольклора и исследователей языка. Считалось, что рассказы-воспоминания из жизни обычных людей в силу своей частности, ограниченной вариативности или её полного отсутствия не могут быть определены в качестве отдельного фольклорного или речевого жанра. На современном же этапе изучение текстов устных меморатов открывает простор для разноаспектных исследований, в том числе и для изучения жанрообразующих признаков и стилистических особенностей.
Актуальность данной работы определяется её включенностью в решение актуальных задач атропоцентрической парадигмы, изучающей язык в тесной связи с его главным носителем – человеком, а также необходимостью комплексного исследования монологической речи и такого её жанра как меморат.
Теоретической базой работы послужили труды Т.В.Шмелевой, К.Ф. Седова, В.В. Дементьева К.А. Долинина в области жанроведения, а также исследования Т.А. Демешкиной, О.Б. Сиротининой, М.А. Кормилицыной, Л.Г. Гынгазовой, С.В. Волошиной, О.А. Казаковой, О.П. Кормазиной, В.Е. Гольдина, С.П. Петруниной, Ю.В. Косицыной в области коммуникативной диалектологии.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!