Современные проблемы и тендеции механизмов мотивации спортсменов
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ
1.1 Мотивация занятия спортом у спортсменов
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье “Четыре принципа достаточной причины”. Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [20].
Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ) [11].
Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса.
Исследование мотивации достижений начали проводиться еще в середине прошлого века. Д.С. Мак-Клеланд, в результате исследования, он выявил, что существуют индивидуальные различия в мотивации достижений. Позже вопросами мотивации занимались такие видные ученые, как Аткинсон Дж., Физер Н., Х. Хекхаузен и др. В отечественной психологии проблемами мотивации занимались и занимаются: Коломейцев Ю.А., Гогунов Е.Н., Стамбулова, Мельников М. и др. [14,с.15].
Ряд современных спортивных психологов отмечают, что в процессе занятия спортом не всегда учитываются интересы и потребности молодежи. А в то же время, знание тренера об особенностях мотивационных состояний каждого из своих учеников представляет особую значимость в его профессиональном росте. Блок мотивации является пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировок и соревнований, регулирует содержание активности, использование различных средств для достижения желаемых результатов [14, с. 63].
Особенно важно формировать мотивацию достижения успеха у спортсменов высокого класса, т .к. в современном спорте высоких достижений , очень сильно возросло качество и мастерство спортсменов. Если еще, лет 20 назад, рекорд мог продержаться несколько лет и уровень подготовки спортсменов значительно отличался, то теперь, это различие практически отсутствует. Сейчас спортсмены на соревнованиях приблизительно с одинаковым высоким уровнем физической подготовки [9,с.12].
Таким образом, для того, что бы спортсмен достиг высоких результатов и победы, очень важно во время тренировочного процесса формировать у него мотивацию достижения успеха. А для этого необходимо знать, какие именно мотивы являются доминирующими для спортсменов, и какие факторы способствуют формированию мотивации достижения успеха.
Цель нашего исследования – рассмотреть современные проблемы и тенденции механизмов мотивации спортсменов.
Объект исследования – спортсмены Центра спортивной подготовки
Предмет исследования – особенности мотивации в различных видах спорта.
Задачи исследования:
– рассмотреть психологические особенности мотивации спортсменов;
– проанализировать мотивацию спортсменов в «Центре спортивной подготовки» в г. Казань
– выявить перспективные направления развития мотивации спортсменов и их обоснование
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация теоретических положений.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, девяти подпунктов, заключения и списка использованной литературы.
1) Нормативно-правовые акты
1. Трудовой кодекс Российской Федерации – М.: «Гарант», 2013.
2) Монографии и учебные пособия
2. Барчуков И.С. Физическая культура: учеб. для студентов вузов/И. С. Барчуков; под ред. Н. Н. Маликова.-7-е изд., стер.- М.: Академия, 2013.-528 с. – (Высш. проф. образование. Бакалавриат).
3. Баршай В.М. Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 “Физ. культура”/В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов.-3-е изд., доп. и перераб. – М.: КНОРУС, 2013.-312 с.- (Бакалавриат).
4. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля/Е. В. Бережнова, В. В. Краевский.-8-е изд., стер .- М. : Академия, 2013 .-128 с.-(Сред. проф. образование).
5. Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работу: учеб. пособие.- М.: Дашков и K°, 2013.-140 с.-(Учеб. изд. для бакалавров).
6. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012.
7. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с.
8. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Магистр; ИНФРА-И, 2011.
9. Выпускная работа бакалавра: планы и методические указания: учеб. пособие для студентов бакалаврита по направлению “Экономика”/под ред.: Ю. И. Сигидова и А. И. Трубилина.-М.: КНОРУС,2014.-376 с.-(Бакалавриат).
10. Губа В.П. Теория и методика футбола: учеб. для студентов вузов по направлению подготовки 034500.68 “Спорт” и специальности 032101.65 “Физ. культура и спорт”/В. П. Губа, А. В. Лексаков.-М.: Сов. спорт, 2013.-536 с.
11. Добреньков В.И. Методология и методы научной работы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 040200 – “Социология”/В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова.-2-е изд.-М.: КДУ,2012.-274 с.
12. Евсеев В.О. Методы исследовательской работы в молодежной среде: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 080400 “Упр. персоналом”/В. О. Евсеев.- М.: Вузов. учеб. [и др.],2014.-237 с.
13. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие, – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.
14. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник /А.П. Егоршин, А.К. Зайцев, – М.: ИНФРА0М, 2011.
15. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для вузов по направлению подгот. “Пед. образование” профиль “Физ. культура”/Ю.Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина; под ред. Ю. Д. Железняка. – М. : Академия,2014.-256 с.-(Высш. проф. образование. Бакалавриат).
16. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению “Пед. образование” профиль “Физ. культура”/Ю. Д. Железняк, П. К. Петров.-7-е изд., стер.- М.: Академия, 2014.-288 с.- (Высш. проф.образование. Бакалавриат).
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!