Формирование инфраструктуры туристического бизнеса в азербайджане
Глава I. Теоретическо – методологические основы туристического рынка
8
1.1. Сущность и механизм формирования туристического рынка
Азербайджан один из древнейших очагов цивилизации, страна с богатой и древней историей. XX век вошел в историю азербайджанского народа как период преобразований в социально-экономической, общественно- политической и культурной жизни. В настоящее время осуществляются широкомасштабные политические и экономические реформы, целью которых является создание экономики, способной интегрировать в мировое экономическое сообщество.
Успешные реформы во всех сферах жизни республики под руководством общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева стала импульсом и для динамичного развития экономики страны. Выверенная экономическая политика и ее успешное проведение, несомненно, закладывает основу для превращения Азербайджана в ближайшем будущем в экономически развитое государство.
Подъем экономики Азербайджана ныне во многом зависит от того, насколько ускоренно и успешно пойдут процессы ее дальнейшего реформирования. В то же время основная цель проводимых реформ состоит в заметном улучшении социального благосостояния населения.
В этом плане подписанный президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым указ «О мерах по ускорению социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики» и утвержденная им Государственная Программа Социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики на 2004-2008 годы [8] заложили концептуальную основу развития всех сфер экономики страны, ускорении ее динамичного развития.
На последующее десятилетие был намечен комплекс соответствующих мер с целью создания 600 тысяч новых рабочих мест, преодоления
9
безработицы и бедности, развития регионов, повышения роли экономики в промышленности и аграрной сфере.
Одной из наиболее рентабельных отраслей экономики является туризм, который способен сыграть важную роль в преодолении безработицы и сокращении бедности в республике. Максимальное использование огромного туристического потенциала страны, наряду с поддержкой аграрного комплекса и перерабатывающих предприятий, обозначено Государственной программой по социально-экономическому развитию регионов, как одно из приоритетных направлений.
В свете затронутой нами в данной главе проблемы, представлялось целесообразным раскрыть некоторые теоретические вопросы механизма функционирования туристического рынка в экономике.
Туризм сегодня – это сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах мира превратилось в бурно развивающуюся отрасль. В настоящее время каждое 16-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. На долю туристического бизнеса приходится около 10% мирового ВВП . Туризм обеспечивает 8% мирового экспорта и почти 35% прибылей в сфере услуг. По имеющимся данным за 2012 год прибыль от туризма в 60-ти странах мира составила 703 млрд. долл. США.
Следует отметить, что по рассматриваемому кругу вопросов в экономической литературе имелось недостаточно исследований.
Актуальность темы. Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики ХХ! века.
Сегодня, в большинстве стран туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.
Туризм – один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спла¬нированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно про¬фессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских ус¬луг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менедж¬мента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.
Туризм, как сфера проявления экономический, политических и социальных интересов государства имеет ряд важных и сложных проблем, решение которых представляет собой достаточно комплексную многогранную задачу. Его можно рассматривать и как вид бизнеса и как сферу международных отношений, в зависимости от этого меняется и круг проблем, и направления исследования.
Определение реальной перспективы развития инфраструктуры туристического бизнеса зависит от глубины и комплексности разработки важнейших теоретических и практических положений экономики туризма.
В настоящее время развитие инфраструктуры туристического бизнеса в Азербайджане происходит не на основе научных прогнозных разработок, а спонтанно. Отсутствует ясная и четкая концепция развития туристического бизнеса в Азербайджане на долгосрочную перспективу, нет полного экономического анализа туристских ресурсов и туристского рынка.
1. Конституция Азербайджанской Республики. Баку, 1998 г.
2. Закон Азербайджанской Республики «О государственной помощи малому предпринимательству». Бюллетень бизнесмена, Баку, 1999, № 37.
3. Закон Азербайджанской Республики «О предпринимательской дея-тельности». Бюллетень бизнесмена, Баку, 1999, № 37.
4. Закон Азербайджанской Республики «О туризме». Бюллетень бизнесмена, Баку, 2000, № 54.
5. Распоряжением президента Азербайджанской Республики И.Алиева от 6 апреля 2010 года №838 «Об утверждении Государственной программы развития туризма в Азербайджанской Республике в 2010-2014 годах»,
6. Указ президента И.Алиева «Об утверждении Государственной программы развития курортов в Азербайджанской Республике в 2009-2018 годах».
7. Государственная Программа развития туризма в Азербайджане на 2002¬2005 годы и план мероприятий для ее осуществления.
8. Государственная Программа Социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики на 2004-2008
9. Azsrbaycanrn statistik g6staricibri,2014 Baki “Ssda”2014, 809 s
10. Алиев И.Г. Речь на открытии отелей в туристическом комплексе «Шахдаг» . “Xalq” qszeti № 131, 22 iyun 2014- cu il.
11. Азар В.И. Экономика и организация туризма. М. 1972. С.37
12. Алирзаев А.Г. Проблемы туризма в Азербайджане и основные направ¬ления его развития. Журнал «Consalting and business», Баку, 2003, № 9.
13. М.А. Ананьев. Экономика и география международного туризма.. – М.: Изд-во МГУ, 1975.
14. Ахмедов А.И., Гаджиев Э.М., Заманов З.А. Международный туризм.
91
Баку, «Сада», 2000-139 с.
15. Балабанов И.Г., Балабанов А.И. «Экономика туризма». Учебное посо¬бие. М.: Финансы и статистика, 2000, 176 с.
16. Гараев А.М. Туризм – это большой бизнес. Газ. «Бакинский рабочий», Баку, 2003, 1 марта.
17. Давид де Вильс. Доклад заместителя Генерального секретаря Всемирной Туристской Организации на открытии четвертого международного заседания по Шелковому Пути в Бухаре, 26-29 октября 2002 г. (http: // liblist. narod. ru/ an 111. html).
18. Зейналлы Ю.Г. Экономико-географичские проблемы функционирования и управления туристической системой Азербайджана: Дис. … канд. геог.наук. Баку, 1998, 157 с.
19. Зейналлы Ю.Г. Экономико-географические проблемы функционирования и управления туристической системой Азербайджана. Автореферат диссертации на соискание ученой кандидата наук. Баку, 1998, 23 с.
20. Зорин И.В., Каверина Г.П. и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. Учебник. – М.; Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
21. Касумов Р.М. Международный рынок туристских услуг. Автореферат диссертации, представленный на соискание ученой степени доктора экономических наук. Баку 2009
22. Кашиева Л.А. Развитие туризма вдоль Великого Шелкового Пути. Азербайджанская экономика на пути подъема. Сборник статьей Института Экономики НАН Азербайджана, V выпуск. Баку-Элм, 2003 г., с. 432-440
23. Корнак А., Социально-экономические функции туристических услуг Warszawa-Poznan. 1972. с. 36-38
24. Manafov Q. N. Sanibkarliq nszsriyyssi. Dsrs vssaiti. Baki 2011.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!