Следы человека биологического происхождения как объект криминалистического исследования
Одной из основных задач осмотра места происшествия при расследовании преступлений различной категории является изъятие биологических следов для последующего генетического исследования.
Соблюдение основополагающих требований и правил по их изъятию влияет не только на качество проведенного осмотра, но и на раскрытие преступления – решение основной задачи, стоящей перед криминалистическими службами.
Однако не во всех следственных органах приняты меры к соблюдению сотрудниками соответствующих рекомендаций, о чем свидетельствуют неоднократные факты выявления экспертами-генетиками Главного управления криминалистики постороннего ДНК-материала на изъятых с мест происшествий объектах.
Сотрудники ряда следственных органов по -прежнему допускают грубые нарушения методики работы со следами, что влечет привнесение постороннего ДНК-материала на объекты, изъятые в ходе следствия. В последующем при проведении молекулярно-генетических экспертиз это создает значительные трудности в выявлении следов лица, совершившего преступление, и установлении его генотипа.
Следователи зачастую не контролируют работу специалистов экспертно-криминалистических подразделений МВД по изъятию следов с мест происшествий. Вместе с тем некоторые сотрудники ОВД вследствие низкой профессиональной квалификации не могут обеспечить качественной работы со следами на месте происшествия.
При назначении судебно-медицинских, дактилоскопических и других экспертиз, до проведения генетических исследований следователи не всегда разъясняют экспертам других ведомств необходимость принятия мер в целях исключения загрязнения исследуемых объектов посторонним ДНК-материалом. Как следствие, сотрудники экспертных учреждений, привносят на предметы свой генетический материал.
Для того, чтобы установить принадлежность обнаруженных следов участникам следственно-оперативных групп, экспертам требуется проведение кропотливой работы, что отвлекает их от поиска следов лица, совершившего преступления.
Для работы со следами биологического происхождения следователи- криминалисты и следователи должны быть обеспечены техническими средствами, инструментами, реактивами и расходными материалами, а именно:
ножницы, скальпель, набор инструментов (ножовка, отвёртки и др.); два пинцета, один из которых должен быть снабжён резиновыми наконечниками (для работы с объектами волокнистой природы);
упакованные в чистый тубус фрагменты стерильной марли, бинта или зонд- тампоны для получения смывов биологических объектов;
экспресс-тесты для предварительного обнаружения крови (рекомендуются индикаторные полоски «Гемофан»). Появление синего окрашивания свидетельствует о наличии крови, однако видовую принадлежность крови данным методом установить невозможно. Проба может давать положительную реакцию с другими веществами. Метод достаточно чувствителен, но требует соблюдения условий и сроков хранения полосок.
экспресс-тесты для обнаружения крови человека (рекомендуется «Seratec HemDirect»). Доказательный метод при осмотре места происшествия (иммунохроматографический стрип-тест на гемоглобин). Пробный материал (вырезка, нити) необходимо поместить в буфетный раствор и внести и внести в лунку пластинки. Появление одной полосы контроля – отрицательный результат, появление двух полос в окне результата пластинки указывает на наличие крови. Плохо растворимые, старые пятна необходимо экстрагировать (извлекать) в лабораторных условиях. Данный метод позволяет доказательно установить наличие крови и одновременно определить ее видовую принадлежность. Так как тест является специфичным только к крови человека.
средства для выявления скрытых следов крови (рекомендуется «Bluestar» (Блустар), «Хищник»). Блустар – новый реагент на основе люминола в таблетках выявляет замытые, затертые, старые, грязные, невидимые невооруженным глазом следы крови, выявляет следы крови на темном фоне. В отличие от люминола данный реагент не разрушает ДНК крови. Нетоксичен, прост в приготовлении: 3 таблетки развести в 500 мл воды и разбрызгать из пульверизатора (можно несколько раз) с расстояния не менее 50 см. Положительным результатом является ярко-голубое, синеватое свечение. Затемнение не требуется.
экспресс-тесты для предварительного обнаружения спермы («PSA test»); флакон со стерильной дистиллированной водой;
флакон с 70-ти процентным раствором спирта для очистки и дезинфекции рук и инструмента;
стерильные перчатки хирургические (анатомические); упаковочный материал (конверты, пакеты из бумаги и т.д.).
При работе со следами биологического происхождения очень важно соблюдение определённых правил, позволяющих предотвратить их уничтожение и попадание на изъятые объекты постороннего генетического материала (брызги слюны, частички кожи, потожировые наслоения, волосы). Необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
не допускать посторонних на место происшествия;
не использовать технические средства и методы, влекущие изменение и уничтожение следов (например, применение ультрафиолетового излучения, химических реактивов, которые могут разрушить ДНК);
производить работу со следами необходимо в защитном костюме, маске, очках и резиновых перчатках;
прикосновения к объекту производятся исключительно чистыми инструментами в чистых перчатках;
изымаемые объекты (предметы) не должны передаваться из рук в руки, над ними нельзя разговаривать, смеяться, чихать и производить другие действия, которые могут повлечь попадание на них слюны и других биологических объектов. Они должны быть по возможности осмотрены быстро и сразу же упакованы.
Необходимо соблюдать требования и к чистоте инструментов и расходных материалов при изъятии следов биологического происхождения:
по окончании работы с каждым объектом инструменты (ножницы, пинцеты, скальпели) протирать стерильным ватным тампоном, смоченным 70-ти процентным раствором спирта (спиртовой салфеткой);
использовать только стерильный материал для сбора следов биологического происхождения и проб;
смачивание материала, на который осуществляется сбор следов* осуществлять дистиллированной водой;
не погружать пинцет и марлевый тампон в ёмкость с водой; нарезать марлю для тампонов только в резиновых перчатках стерильными ножницами;
не делать смывы с разных следов на один лоскут марлевой ткани.
Обнаружение объектов биологического происхождения начинается с визуального осмотра предметов. Осмотр необходимо проводить при естественном и искусственном освещении с использованием лупы с подсветкой (увеличение не менее чем в 3,5 раза). При искусственном косопадающем освещении осмотр позволяет обнаружить застарелые следы крови, наслоения в виде отпечатков рук.
Фиксация, изъятие и предварительное исследование следов биологического происхождения
Только надлежащим образом зафиксированные фактические данные приобретают силу доказательств по уголовному делу.
Обнаруженные следователем или другими участниками осмотра следы описываются в протоколе четко, точно и последовательно. Протокол не должен содержать объяснений, толкований, изложений следователя по поводу механизма образования и принадлежности следов. Описываются в протоколе только те биологические следы, которые могут иметь непосредственное отношение к событию происшествия. Кроме того, в нем указывается расположение данных следов в обстановке места происшествия, их морфология, количество, характерные особенности, возникшие при конкретном происшествии, действия по их обнаружению и фиксации, в том числе технические средства и используемые методы, условия, при которых эти следы были обнаружены. В протоколе осмотра места происшествия указывается на факт проведения предварительных исследований со следами биологического происхождения на месте происшествия и их результаты.
В заключительной части протокола перечисляются и описываются объекты, изъятые и приобщенные к делу, а также характер их упаковки и надписи на этих упаковках, отмечается, куда они направлены; отражаются замечания понятых по поводу произведенных действий; фиксируется время начала и окончания осмотра; делаются отметки о приложениях к протоколу (планы, схемы, оттиски следов). Протокол подписывается следователем, понятыми и другими участниками следственного действия.
Особое значение приобретает предметная форма фиксации, при которой происходит изъятие следов биологического происхождения целиком как с объектом-носителем, так и без него, с последующей консервацией для проведения экспертных исследований и получения доказательственной информации.
Для использования в деле СБП в качестве вещественных доказательств необходимо их не только выявить и зафиксировать, но и сохранить, по возможности, в первоначальном виде, в каком они были обнаружены на месте происшествия. Их сохранность во многом будет зависеть от способа и качества упаковки, которая предохраняет следы от возможных внешних воздействий. Для лучшей сохранности СБП следует помещать в две упаковки – внутреннюю и внешнюю, хотя возможны и другие варианты, например, несколько упаковок. В каждую внутреннюю упаковку помещается только один объект со следами биологического происхождения.
Для предотвращения загнивания жидких следов, находящихся на предметах-носителях, необходимо их просушивание при комнатной температуре. В качестве упаковочного материала для таких объектов целесообразно использовать прочные бумажные конверты. Содержащий следы биологического происхождения конверт тщательно заклеивается. Предварительно на упаковке делается надпись с указанием наименования предмета, места и времени его изъятия. Надпись заверяется подписями следователя и понятых. Если в одну внешнюю упаковку помещается несколько объектов, составляется их опись, которая кладется внутрь упаковки, причем надпись в этом случае делается как на каждом отдельном конверте, так и на внешней упаковке тары.
Обнаруженные на месте происшествия объекты биологического происхождения (следы крови, спермы, слюны, волосы, мышечные ткани, костные останки) помогают установить место совершения преступления и воспроизвести обстоятельства происшествия, служат средством обнаружения преступника, способствуют определению орудия преступления, решению ряда других важных вопросов. Для качественного проведения осмотра места происшествия следователь и эксперт, участвующие в следственном осмотре, должны иметь теоретические и практические знания по тактике осмотра, обнаружению и изъятию объектов биологического происхождения, так как результативность судебной молекулярно-генетической экспертизы главным образом зависит от правильного изъятия и упаковки следов на месте происшествия.
Аистов И.А. Учебное нособие по криминалистике. Использование
следов биологического нроисхождения нри расследовании преступлений. –
М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 128 с.
79. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: курс обш,ей теории. – М.:
Порма, 2006. – 480 с.
195
80. Баев О.Я. Основы криминалистики: Курс лекций. – 2-е изд. / О.Я.
Баев. М.: Экзамен, 2003. – 62 с.
81. Барсегянц Л.О., Верещака М.Ф. Морфологические особенности
волос человека в аснекте судебно-медицинской экспертизы. М.: Медицина,
1982.-215 с.
82. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 1. Общая теория
криминалистики. М.: Юрист. 1997. – 408 с.
83. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т.2. Частные
криминалистические теории. М.: Изд-во Юрист. 1997. – 464 с.
84. Белкин Р.С. История отечественной криминалистики. М.: НОРМА.
1999.-496 с.
85. Белоусов А.В. Процессуальное закрепление доказательств нри
расследовании преступлений. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2001. – 174 с.
86. Берзин В.Ф., Ковальчук З.А., Меленевская З.С. О нереальных
идентификационных задачах в теории и практике криминалистической
экспертизы. Кримипалистика и судебная экспертиза. Вып. 36. Киев, 1988. —
120 с.
87. Бокариус И.С. Судебная медицина для медиков и юристов. Харьков:
Юридическое Изд-во Украины, 1930. – 175 с.
88. Ваганов П.А., Лукницкий В.А. Нейтроны и криминалистика. Д.:
Изд-во Ленингр, ун-та, 1981. – 192 с.
89. Вандер М.Б. Работа с микрочастицами при производстве
следственных действий. Л.: Прокуратура СССР, 1980. – 94 с.
90. Вандер М.Б. Криминалистическая характеристика материалов,
веществ и изделий. СНб.: Питер, 2001. – 128 с,
91. Вещественные доказательства: Информационные технологии
процессуального доказывания / Под общ. ред. В.Я. Колдина. М.: Норма,
2002. – 768 с.
92. Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология, –
Волгоград, 1979. – 149 с.
196
93. Вилли К., Детье В. Биология. М.: Изд-во «Мир», 1975. – 822 с.
94. Воробьева И.Б., Маланьина Н.И. Следы па месте иреступления. –
Саратов, 1996. – 120 с.
95. Вороиовский Н.Д. Уголовная техника. Начальный курс.
Практическое руководство для работников органов расследования. М.: Изд-
во. Народного комиссариата Внутренних дел РСФСР, 1931. – 168 с.
96. Введение в философию / Нод ред. И.Т. Фролова Т.2. М., 1989. – 118
с.
97. Гольтраф Е.И., Орлова В.Ф. Основные классы задач судебно-
биологической экснертизы. Сб. Теория судебно-биологической экспертизы.
М., 1986. С.
98. Гофман Э.Р. Руководство но судебной медицине. 4.1. М.: Госуд.
мед. изд-во, 1933. – 412 с.
99. Гофман-Кадошников Б.Н., Нетров Д.Ф. Биология с общей
генетикой. М.: Изд-во «Медицина», 1966. – 512 с.
100. Грановский Г.Л. Основы трасологии (Особен, часть). М.: ВНИИ
МВД СССР, 1974.-239 с.
101. Громов. Искусство расследования преступлений. Пособие для
органов уголовного розыска и следствия. М.: «Юридич. изд. НКЮ РСФСР»,
1927.- 168 с.
102. Дворкин. Расследование многоэнизодных убийств совершенных
на сексуальной почве: Научно-методическое пособие. М.: Изд-во Экзамен,
2004.-416 с.
103. Долженко Н.И. Образцы для сравнительного исследования и
тактика получепия экспериментальных образцов. М.: Изд-во Юрлитинформ,
2003.-112 с.
104. Дятлов О.М. Судебно-экспертное исследование вещественных
доказательств. Мн.: Амалфея, 2003г. – 736 с,
105. Естественнонаучная криминалистика. / Под общ. ред. В.Я.
Колдина. М.: Юридическая Литература, 1985. – 300 с.
197
106. Жбанков В.А.Человек как носитель криминалистически значимой
информации. М.: Юрлитинформ, 2000. – 62 с.
107. Загрядская А.П., Федорцев А.Л. и др. Судебно-медицинское
исследование изолированных клеток и микрочастиц тканей животного
происхождения. М.: Медицина. 1984. – 104 с.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!