Проблема свободы в поэтическом творчестве в.с. высоцкого (10.01.01)
Подводя итоги нашего исследования, следует еще раз подчеркнуть, что проблема свободы, воли и своеобразия восприятия окружающего мира героем является основополагающей темой всего творчества В. Высоцкого, без ее осмысления невозможно понимание его поэзии в целом. Она проходит через все творчество поэта, начинаясь песнями тюремно-лагерной тематики и заканчивая произведениями последних лет творчества.
Поэтическому сознанию В.С. Высоцкого присуще острое ощущение свободы. В первую очередь, она встала перед самим поэтом-песенником вследствие неприятия его творчества официальной властью. Это неприятие вылилось в сознании Высоцкого в протесте против государственной системы, в обнаружении и высвечивании ее недостатков. Главной и основной сущностью этой системы явилось, по В.С. Высоцкому, ограничение человека в свободе. Чувство постоянной ограниченности своего проявления метафоризируется в отдельных ситуациях-песнях В.С. Высоцкого, казалось бы, без¬обидными героями, но мощный философский подтекст вскрывает все противоречия и высвечивает проблему свободы в самых неожиданных ракурсах. Поэт не только провозглашает проблему свободы в качестве основополагающей в своем творчестве, но и пытается сам разобраться в сущности само¬го понятия «свобода».
Жизненная позиция автора предполагает и выбор соответствующего лирического героя. Герой Высоцкого часто действует в пограничных ситуациях, перед ним почти всегда – барьер, препятствия, которые он должен преодолеть. В связи с этим возникает «мотив преодоления» (92, с. 71). Герой переходит грань ради достижения состояния свободы. Она может быть разной: свобода выбора, свобода действия, свобода воли. В каждой отдельной художественно воссозданной ситуации герой Высоцкого пытается решить для себя проблему свободы, которая актуализируется уже на уровне сюжета. Автор отбирает такие ситуации, в которых проблема свободы вставала бы наиболее остро и в то же время обнаруживала бы новые грани смысла и неожиданные ракурсы рассмотрения.
Выбор необходимых сюжетных линий обусловил борьбу героя за свою свободу с различными реалиями мира. В этой связи актуализируется противостояние «Я»^«Другой». В роли «Другого» могут выступать самые различные ипостаси:
– другой человек или несколько субъектов («Ты не уснешь спокойно в своем доме, – / Потому что я вышел сегодня на скок» («Город уши заткнул»); «Весна еще в начале, / Еще не загуляли, / Но уж душа рвалася из груди, – / И вдруг приходят двое / С конвоем, с конвоем: / “Оденься, – говорят, – и выходи!”» («Весна еще в начале»); «И кто бы что ни говорил, / Я сам добыл – и сам пропил.» («Я в деле»); «Но живу я теперь как в наручниках: / Мне до боли, до кома в горле / Надо встретить того попутчика» («Попутчик»); «Пусть у них, толчковая левая, / Но моя толчковая – правая!» («Песенка про прыгуна в высоту»); «И маски на меня глядят с укором, – / Они кричат, что я опять – не в такт, / Что наступаю на ноги партнерам» («Маски»); «Он был лучше, добрее / Добрее, добрее, – / Ну а мне – повезло» (Песня о погибшем летчике»);
– неодушевленный предмет («На шее гибкой этот микрофон / Своей змеиной головою вертит: / Лишь только замолчу – ужалит он, – / Я должен петь – до одури, до смерти» («Певец у микрофона»); «Отвернули меня, умертвили – / Заменили меня на другой. // Тот, другой, – он все стерпит и примет, – / Он навинчен на шею мою. / Нас всегда заменяют другими, / Что¬бы мы не мешали вранью». («Песня микрофона»); «Кто кого допечет, допытает, дожмет: / Летуна самолет или наоборот?» («Я еще не в угаре»); «Я – «ЯК», истребитель, – мотор мой звенит, / Небо – моя обитель, – А тот, который во мне сидит, / Считает, что он – истребитель» («Песня самолета- истребителя»);
177
– второе «Я» героя («Во мне два Я – два полюса планеты / Два разных человека, два врага.», «Поверьте мне: не я разбил витрину, / А подлое мое второе Я» («И вкусы и запросы мои странны»).
На важность проблемы свободы в поэтическом мире В.С. Высоцкого указывает также употребление самого слова «свобода» и «воля» в поэтических произведениях: «Век свободы не видать из-за злой фортуны!», «Но ги¬тару унесли, с нею – и свободу.», «Загубили душу мне, отобрали волю.» («Серебряные струны»); «Мне нельзя на волю – не имею права.» («За меня невеста отрыдает честно»); «Север, воля, надежда – страна без границ» («Белое безмолвие»); «За невидимой тенью безликой химеры, / За свободным паденьем – айда!», «Но и падать свободно нельзя – потому, / Что мы падаем не в пустоте», «Нет свободных падений с высот, но зато – Есть свобода рас¬крыть парашют!» («Затяжной прыжок»); «Но здесь мы – на воле, – / Ведь это наш мир» («Спасите наши души»); «Ладно, я буду покорным / Дайте же мне свободу!», «Мне вчера дали свободу – / Что я с ней делать буду?!» («Дайте собакам мяса»).
Все вышесказанное способствует обнаружению проблемы свободы в поэтическом мире Высоцкого и констатации отдельных сторон ее функционирования. Однако все это не может в полной мере отобразить многочисленные грани данной проблемы, которые обнаруживаются в каждом конкретном произведении. А значит, оправдана постановка проблемы свободы в рамках нашего диссертационного исследования.
Эволюция концепции свободы в песнях В.С. Высоцкого от тюремно – лагерного цикла до «Памятника» выявляет ее основные характеристики. В песнях тюремно – лагерной тематики актуализируется понятие свобода как состояние отсутствия ограничений и принуждения. В данном случае это со¬стояние свободы / несвободы осознается героем в результате прямого пространственно-временного ограничения его действий – тюремного заключения. В творчестве поэта это период осознания наличия проблемы свободы в
178
мире вообще и во внутреннем мире субъекта, в первую очередь, и попытки преодоления тюремного пространства (побег), во вторую. В то же время необходимо отметить, что это обобщенное понятие свободы на данном этапе творчества поэта не приобретает нравственно-этического оттенка смысла. Свобода в это время предстает в творчестве поэта как вольная, разгульная, разбойничья жизнь. Для героя не существует никаких запретов, здесь свобода обретает значение, близкое по смыслу к понятию своеволия. Герой пытается создать определенный стабильный мир со своими правилами и порядка¬ми, которые действительны и единственно возможны сейчас и в будущем. То есть, намечается попытка утвердиться в определенной роли, дающей возможность реализации своеволия, понимаемого героем как истинная свобода, попытка «законсервировать» этот мир, сделать его статичным и неизменным.
Анализ песен В. С. Высоцкого показывает, что тема преступного мира несколько эволюционирует от одного произведения к другому. Герой претерпевает определенные изменения, касающиеся его внутренних убеждений. Если сначала мы видим его улыбающимся, с насмешкой воспринимающим свои разбойные действия, то далее в его характере отчетливо вырисовываются отрицательные черты. Безудержное своеволие героя становится губительным для него самого, обнажая до предела всю низость и пошлость глубин человеческого сознания. Он становится озлобленным и резким, защищая правила преступного мира. Тем самым разрушается представление о преступной жизни как о жизни свободной и правильной, истинной, вскрываются ее недостатки и негативные стороны.
Именно с того момента, когда герой оказывается в тюрьме, он начинает постигать свободу. Эволюция героя осуществляется через запреты тюремного мира на прежние привычные для него поступки (разгул и грабежи), приходит осознание своей дотюремной жизни как противоречащей определенным канонам нравственности. Герой непроизвольно сопоставляет в сознании три пласта своей жизни: до тюрьмы, в тюрьме, после нее (жить как
179
прежде или нет?). Отсюда начинается движение мысли героя в отношении проблемы свободы в сторону ее углубления и переосмысления с позиций нравственности. Средством возвращения в прежний мир свободы становится для героя побег. Однако это возвращение не столько в старый мир, в котором герой пребывал до ареста, сколько возвращение в новый, преобразованный мир. Эта грань смысла обнаруживается уже в самом названии времени, в которое хочет вернуться герой, – Весна («Весна еще в начале»). Мотив побега является той узловой точкой, из которой начинает свое развитие проблема воли героя, то есть раскрытие конкретного акта, направленного на достижение поставленной героем цели как ценности, а также свободы воли как способности к самоопределению в своих действиях. В ситуации побега герой утрачивает своевольные полномочия (как и в тюрьме). Теперь право решать судьбы людей и его судьбу, в частности, принадлежит его преследователям. Тем самым в рамках оппозиции заключенный – охранник обнаруживается борьба субъектов данной оппозиции за право реализации своей воли, утверждения себя в роли Всевышнего, определяющего порядок и ход вещей.
Ощущение героем душевной пустоты при возвращении из тюрьмы на волю позволяет сделать вывод о том, что объем и степень заполненности пространства вокруг героя не является для поэта показателем его сущностной полноты или ущербности. Внутренний мир героя, его система ценностей определяют в данном случае отношение к миру, к тому или иному пространственно-временному отрезку его жизни.
С этого цикла берет свое начало модель ТЮРЬМА в художественном мире поэта. Эта мысль подтверждается контекстом «Памятника», где герой ощущает несвободу своего творческого наследия и свою собственную даже после смерти. И это состояние становится для него настоящей духовной тюрьмой.
В песнях, объединенных общей семой полет, понятие свободы расширяет свою содержательную сторону. В само определение свободы вкрадывается антиномичное понятие ответственности. Это случай определения через отрицание. Таким образом, исключается возможность интерпретации свободы как своеволия, намечается новая трактовка понятия через ответственность, внутренний нравственный закон. Художественным приемом поэта становится в данном случае гротеск, доходящий до абсурда с тем, чтобы как можно сильнее актуализировать проблему свободы, которая должна стать главным фактором человеческого существования. Понимание счастья у Высоцкого в данном контексте как состояния наивысшей степени свободы не сходится с постановкой этой проблемы в трудах философов-современников поэта, противопоставлявших счастье и свободу и утверждавших, что свобод¬ный человек всегда несчастен (Ж. Лакруа, Э. Левинас).
Проблема свободы, возникающая, как правило, в человеческом обществе, раскрывается поэтом в песнях о летчике и самолете на примере неодушевленной техники, и ограничителем этой свободы выступает человек. Такая смысловая насыщенность текста оказалась возможной благодаря используемой поэтом символике образов и возможностью разработки проблемы в пределах нескольких поэтических текстов, объединенных общей семантикой.
Свобода в этих песнях граничит со своеволием, с желанием человека подчинить себе самолет, без учета его физических возможностей («Песня самолета-истребителя», «Я еще не в угаре»). Однако начинает звучать мысль о разумной свободе, об учете индивидуальных особенностей не только «Я» героя, но и «Другого», в роли которого выступает самолет. Герой начинает понимать, что его жизнь целиком зависит не только от него самого, от его личной воли, но и от другого субъекта деятельности, с которым он тесно связан. И ограничение личных притязаний, мешающих успешному прохождению испытания самолета, каждого из героев ведет к достижению желаемой цели. Таким образом, встает вопрос о границах свободы, о пределах, которые нельзя перейти. Отсюда появляется мысль о свободе и ответственности за свои поступки перед другими.
181
Стремясь к выработке своего понимания проблемы свободы, Высоцкий выбирает самые необычные и разнообразные сюжеты для своих произведений, поэтому каждый новый текст несет в себе новые грани смысла этой проблемы. Пытаясь абсолютизировать ее, поэт разрабатывает проблему свободы на материале мира природы («Белое безмолвие»). Образ птиц в этом плане становится наиболее удачным воплощением для раскрытия самой сути термина «свобода», так как они – из мира природы, где все законы природы естественны. Свобода в песне «Белое безмолвие» ассоциируется со свободой поэта, свободой звука вместо безмолвия, свободой горла. Нанизывание символических синонимов в пределах одного текста позволяет раскрывать все новые и новые грани смысла проблемы свободы в творчестве В.С. Высоцкого.
Иные грани проблемы свободы раскрываются при анализе песен «Горизонт», «Бег иноходца», «Моя цыганская», «Чужая колея», «Песня микрофона», «Маски», «Кони привередливые», «Охота на волков», «Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолетов», «Памятник». Все они объединены общим смысловым фоном: борьба героя за свою свободу становится борьбой с условностями социальной действительности и искусственно созданными, чуждыми природе человека, законами. Герой здесь не виновен, а прав в своем стремлении к свободе, в желании проявления своей человеческой индивидуальности. Достижение этой цели перерастает в обличение социальных норм жизни. Здесь лирический герой Высоцкого – человек, пытающийся вы¬рваться из обычных рамок, выйти за горизонт видимых возможностей чело¬века. Эта позиция определяется совокупностью нравственных норм, установок, целей его жизни. В некоторых из рассмотренных нами стихов – песен герой, как правило, либо стоит перед выбором, либо ставит перед собой цели, которые в принципе недостижимы («Горизонт»), что подтверждает его неординарность. Выбор, перед которым стоит герой, заключается в приятии или неприятии предлагаемой системы ценностей, позиции смирения или несмирения.
В процессе развития проблемы свободы в творчестве Высоцкого обнаруживается ее соотнесение с понятием судьбы – случая – Рока. Вторгаясь в жизнь субъекта, случай меняет ее коренным образом. Для Высоцкого отношения между понятиями свобода и судьба обусловливаются их соотношением с понятием правды. Тем самым, выстраивается триада Свобода – Правда – Судьба. Свобода (включая понятие ответственности) есть Правда в высшем своем проявлении. Однако ее истинной реализации подчас мешает конкретный случай, Судьба. Тем самым судьба у Высоцкого выступает в качестве силы, регулирующей наличие правды и лжи в мире, а значит, и степень свободы каждой личности.
На современном этапе общественно-культурного развития творчество
В.С. Высоцкого воспринимается в качестве определенной востребованной обществом и филологической наукой инстанции. Область высоцковедения все больше приобретает статус внутрилитературоведческой дисциплины, где творчество поэта подвергается многостороннему анализу и осмыслению. Характерной чертой высоцковедения в целом является, на наш взгляд, то, что оно не замыкается в рамках творчества В.С. Высоцкого, а предпринимает по¬пытки установления связей между поэтическими системами Высоцкого со всей предшествующей и последующей литературой (95, 30, 114, 61, 60, 66). Способность текстов В.С. Высоцкого к диалогу со всей мировой художественной мыслью является уникальным средством и способом их глубокого самораскрытия и утверждения декларируемой внутренней позиции субъективного «Я». Таким образом, рефлексия творчества В.С. Высоцкого как в отечественной, так и зарубежной литературе и культуре обнаруживает новые и порой неожиданные грани поэтического наследия В. С. Высоцкого.
Отдельным уникальным направлением в высоцковедении выступает исследование функционирования текстов Высоцкого за рубежом (10, 65), что дает возможность рассмотрения творчества поэта на уровне межкультурного восприятия. Тем самым, на наш взгляд, становится возможным достижение максимально полного и достоверного, наиболее истинного понимания как отдельных его произведений, образов, категорий, так и всего творчества в целом. Такая плодотворная работа над творчеством поэта стала возможной главным образом благодаря деятельности Государственного культурного центра – музея им. В.С. Высоцкого в г. Москва. Именно этот орган концентрирует вокруг себя все любительские и филологические разыскания в области высоцковедения. Интерес к творчеству В. С. Высоцкого подтверждает¬
5
ся и проведенными конференциями, посвященными поэту1. Благодаря такой интенсивной деятельности, исследование наследия Высоцкого набирает высокий темп и стремительность, что свидетельствует об актуальности выдвигаемых поэтом-песенником тем, образов, проблем, подчеркивает важность и необходимость их подробного исследования. Основными приоритетными направлениями работы в области высоцковедения на сегодняшний день вы¬ступают исследование наследия поэта в историко-биографическом аспекте и интерпретация отдельных художественных текстов.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы свободы и связанных с ней мотивов, тем, образов и символов в поэтическом мире В.С. Высоцкого.
Смена парадигмы «идея человека» на каждом культурно¬историческом этапе развития человечества обусловливает «доминирование жанров определенного литературного рода, расцвет и развитие тех из них, которые оказываются наиболее предрасположенными к адекватному воплощению этой идеи» (136, с. 8), а так же определяют «концепцию человека» и «концепцию личности» в каждом конкретном произведении каждого конкретного писателя. Так, в 50е – 70е годы ХХ века на формирование «идеи человека» оказали влияние философские размышления экзистенциалистов, персоналистов, постмодернистов, а также мировая политическая мысль и психология. Каждый художник помещает персонажа в определенные пространственно-временные рамки, в зависимости от чего акцентируются, усиливают свое звучание те или иные аспекты бытия человека: как духовного, так и физического. В связи с этим и круг проблем, связанных с литературным героем, философская проблема свободы личности приобретает различный ракурс рассмотрения в художественных системах отдельных поэтов, что оп¬
1 Международные конференции в Москве в ГКЦМ В. С. Высоцкого: «Владимир Высоцкий и русская куль¬тура 1960 -1970гг.» (1998); «Двадцать лет без Высоцкого» (2000); «Окуджава – Высоцкий – Галич» (2001); «Владимир Высоцкий: взгляд из ХХ1 века» (2003). Конференции в Самаре: «Владимир Высоцкий в контекте художественной культуры ХХ века» (2000); «Творчество Владимира Высоцкого – культурный феномен нашего времени» (2003).
6
ределяется как широтой самого понятия свободы, так и индивидуальным видением действительности каждым из художников. В одних эстетических системах проблема свободы личности ставится на самую высокую по значимости ступень, в других – наоборот.
Проблемы, затрагиваемые В. С. Высоцким в поэтическом творчестве, бесчисленны и неисчерпаемы. Как художник, поэт, наделенный особым индивидуальным видением, восприятием реальной действительности и отношением к самым существенным и определяющим проблемам личности и бытия, В.С. Высоцкий создает свою поэтическую систему, в которой находят свое выражение идеи и взгляды поэта на реалии современности. В созданном им поэтическом мире функционируют многочисленные категории, присущие человеческой личности, индивидуальности. Самой главной и определяющей из них, на наш взгляд, становится для Высоцкого категория свободы.
Данное понятие у поэта подвергается индивидуальному художественному переосмыслению относительно сложившихся культурно¬исторических представлений и обретает свою личностно-поэтическую концепцию. Поэтическое творчество Владимира Семеновича Высоцкого и яви¬лось объектом нашего диссертационного исследования, а предметом стало функционирование проблемы свободы в созданном им поэтическом мире.
Основным источником произведений поэта в данном исследовании является двухтомное издание сочинений поэта (3), наиболее точно и полно отражающее творчество поэта с точки зрения его текстологической обработки и достоверности.
Степень изученности темы. На сегодняшний день по указанной проблеме нет полного и научно обоснованного труда. Она в той или иной мере только затрагивается в работах высоцковедов. Вместе с тем неоспорим тот факт, что описать поэтический мир Высоцкого, не касаясь проблемы свободы, практически невозможно в силу того, что именно эта проблема являет¬
7
ся основополагающей в творчестве данного поэта и содержит в себе, как в зародыше, другие темы и проблемы.
Впервые проблема свободы в творчестве В.С. Высоцкого на филологическом уровне была обозначена в сборнике трудов, вышедшем в 1990 году в Воронеже (22). В этом плане прежде всего следует отметить две работы: статью Н.В. Фединой (106, с. 105 – 117) и совместную работу А.В. Скобеле¬ва и С.М. Шаулова (90, с. 24 – 52). В этих публикациях в общих чертах определяются рамки проблемы свободы в поэтическом мире В. С. Высоцкого, однако подробная разработка темы отсутствует. Так, Н.В. Федина интерпретирует понятие свободы в рамках соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В.С. Высоцкого, отождествляя его с понятием воли, изложенным в работах Д.С. Лихачева. «Действительно, – отмечает Н.В. Федина, – в стремлении литературного героя к свободе, воле, в его неприязни ко всякого рода рамкам и ограничениям есть как бы нечто русское. Понятие «воля», по мнению Д.С. Лихачева, – понятие типично русское, непереводимое. «Воля- вольная – это свобода, соединенная с простором, ничем не прегражденным пространством». В сознании слушателя складывается именно вольный, бунтарский, непокорный образ лирического героя» (106, с. 114).
Указанная работа А.В. Скобелева и С.М. Шаулова оказалась более глубокой в раскрытии проблемы свободы. Впоследствии она вошла в отдельную монографию «Владимир Высоцкий: Мир и Слово» (91). Именно этот труд явился отправной точкой нашего исследования: в главе «Проблема свободы» изложены положения о зарождении и развитии проблемы свободы от «блатных песен» до последних лет творчества. Издание А.В. Скобелева и
С.М. Шаулова явилось одной из первых серьезных филологических работ в области высоцковедения. Многие систематические труды последующих лет базируются именно на отдельных положениях, высказанных этими авторами. Это полностью относится и к нашему диссертационному исследованию. В силу своей популярности и достаточно небольшого тиража в 5000 экземпляров книга стала библиографической редкостью. Сами авторы назовут ее через десять лет в предисловии к новому дополненному изданию «памятником “эпохи раннего высоцковедения”» (92, с. 4). В книге авторы рассматривают проблему свободы в ее эволюции: зарождение в «блатных» песнях, выход за их пределы, проникновение в произведения различных жанров и тематик. Авторы обращают внимание на особенности «блатных» песен, которые уже сами несут в себе скрытую свободолюбивую тематику: раскрываются основные мотивы, помогающие глубже понять проблему свободы, отмечается, что пафос свободы – черта романтического мировоззрения. Свобода у Высоцкого интерпретируется авторами в связи с пониманием соборности. «Иными сло¬вами, свободный человек сам себе – свой, то есть полностью принадлежит себе, но в этой «свойскости» проявляет общность со всеми своими» (92, с. 122).
Важным для нашей работы стали следующие положения труда А.В. Скобелева и С.М. Шаулова:
1) . Авторы определяют проблему свободы как основополагающую тему всей поэзии В.С. Высоцкого: «Он, как немногие из современников, творчеством и жизнью своей показал: нравственный человек может и обязан быть свободным или, по крайней мере, освобождающимся, преодолевающим ради общего блага всевозможные пределы, свободу ограждающие. И такое понимание человека есть в конечном итоге уже единое основание как этики, так и эстетики Владимира Высоцкого» (92, с. 92). Уникальность каждого произведения В.С. Высоцкого определяется в развитии тех «ключевых ориентиров» (92, с. 93), одним из которых выступает свобода.
2) . Определение сущности свободы как «всепреодоление», стремление к высшему «благу». Свобода в поэтическом мире В.С. Высоцкого выступает главной ценностью человеческой личности. Для ее достижения необходимо «преодоление» каких-либо преград, которые могут быть самыми разнообразными и неожиданными: «граница, окружение, косная мораль, бытовое убожество», а порой и сама жизнь (92, с. 16). Для героя Высоцкого граница становится не только пространственной категорией, а «скорее социально-бытовой, а в наибольшей степени – нравственно-психологической» (91, с. 16). Жизненная позиция героя определяется в акте выбора им своего существования в каждом конкретном случае.
3) . Рассматривая песни о тюрьме в русле жанра «блатной песни», ав¬торы отмечают их символичность и отход от этого жанра, что способствует «философской, этической разработке проблем личностной и творческой свободы» (92, с. 106). Благодаря тому, что тюремная и лагерная символика «от¬почковалась» (92, с. 120) от блатной песни, появляется возможность интерпретации «тюремных» текстов, выходя за рамки тюремно-лагерной тематики на более высокий уровень абстракции и философского осмысления общечеловеческих проблем.
4) . Авторы отмечают определяющую роль бинарных оппозиций в структурной организации текста Высоцкого. Они имеют самый разнообразный характер, выстраиваясь в целые системы с постоянными уровнями и по¬дуровнями. Мы полностью согласны с А.В. Скобелевым и С.М. Шауловым в том, что «любая из бинарных оппозиций может послужить тем звеном, взявшись за которое, удастся вытянуть всю их цепочку» (92, с. 127). Именно данный принцип был взят нами за основу при анализе текстов В.С. Высоцкого в контексте проблемы свободы.
В силу того, что в задачу авторов рассматриваемой нами монографии не входило систематическое исследование тех или иных категорий в поэтическом мире В.С. Высоцкого, их освещение носит констатирующий характер. Поэтому многочисленные составляющие поэтического мира Высоцкого, мотивы, характерные категории, символы только обозначаются как неотъемлемая его часть, а не исследуются в полной мере. Выводы о проблеме свободы у Высоцкого выстраиваются без опоры на сами определения свободы, воли, свободы воли и т.п. В последующие годы вышли в свет и другие работы, в
10
которых в той или иной мере рассматривалась обозначенная нами проблема. Конкретной разработки темы свободы в работе Вл.И. Новикова (69) нет, однако, весь анализ особенностей слова Высоцкого говорит о наличии этой проблемы в творчестве поэта.
В 1995 г. выходит монография А. Сидорченко «Прометей мятежной песни», где автор повествует о личности В.С. Высоцкого, породившей в его собственном творчестве проблему свободы: Высоцкий «понял, что только свобода может определить сущность его личности и стать субстанцией его творчества, которое, безусловно, задохнулось бы в узких рамках соцреализма. Поняв это всей своей «сочившейся душой», он стал делать то, чего боятся делать наши прокрустанты: запел так свободно, как нас уже отучили петь неутомимые воспитатели»; «В историю русской культуры Высоцкий войдет как образец гражданского мужества и интеллектуальной честности – как ПРОМЕТЕЙ СВОБОДНОЙ – значит, МЯТЕЖНОЙ! – песни, как ВЗБУНТОВАВШАЯСЯ СОВЕСТЬ и честь России» (89, с. 18) (выделено А. Сидорченко). Как видно, в данной монографии акцент сделан на свободолюбивой личности Высоцкого, а не на его творчестве.
1. Высоцкий В.С. Собрание сочинений. В 4-х книгах. – М.: Надежда-1, 1997. Кн. 1-4.
2. Высоцкий В.С. «Я не люблю.»: Песни, стихотворения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. – 480 с.
3. Высоцкий В.С. Сочинения. В 2 т. / Сост., подгот. текста и ком. А. Крылов; вступ. ст. А. Кулагин; сер. оформл. В. Крючков – 15-е изд., стереотип. – М.: Локид – Пресс, 2002. Т.1-2.
4. Высоцкий В.С. Четыре четверти пути. – М: Физкультура и спорт,
1988. – 285 с.
5. Шукшин В. Рассказы. Киноповесть. Повесть для театра. Сказки. Статьи. Рабочие записи. (Серия «Зеркало – ХХ век».) – Екатеринбург: Изд-во У- Фактория, 1999. – 608 с.
2. Критическая и исследовательская литература по теме
6. Абрамова Л.В., Перевозчиков В.К. Факты его биографии. – М.: Издательский центр «Россия молодая», 1991. – 111 с.
7. Алейников В. Имя времени: [О неофициальной литературе 70-х гг.: Литературные воспоминания] // Новое литературное обозрение. – 1998. – №1. – С. 223 – 256.
8. Ананичев А.С. «. Не ради зубоскальства, а ради преображения» // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. III / Сост.
А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого,
1998. – С. 255 – 263.
186
9. Андреев. Известность Владимира Высоцкого // Вопросы литературы. – 1987. – №4. – С. 42 – 74.
10. Бабенко В.Н., Рыбальченко В.К. Высоцкий на украинском // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века. Материалы третьей международной научной конференции. Москва. 17 – 20 марта 2003 г. С. – 449 – 459.
11. Баранова Т. «Я пою от имени всех.» // Вопросы литературы. – 1987. – № 4. – С. 75 – 102.
12. Бахмач В.И. Пути смеха Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследо¬вания и материалы. Вып. III. Т. 2 / Сост. А.Е. Крылов, В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2000. – С. 233 – 238.
13. Берестов В. «И опять я в мыслях полагаюсь на слова людей.» // Новый мир. – 1998. – №2. – С. 246 – 250.
14. Берестов В. «В прошлом, будущем и настоящем.»: Перечиты¬вая (поэзию) В. Высоцкого // Вопросы литературы. – 1995. – Вып. 2 (март-апрель). – С. 3 – 26.
15. Бестужев – Лада И.В. Открывая Высоцкого. – М., 1988. – 64 с.
16. Бабина А.В. Так что же случилось в Африке? Об одной «несерь¬езной» песне В. Высоцкого // Русская речь. – 1993. – №1. – С. 20 –
22.
17. Блинов Ю.Н. Доминанты поэтики экзистенциализма у В. Высоц¬кого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоц¬кого, 1998. – С. 267 – 278.
18. Бондаренко В. Поединок со смертью // Москва. – 2000. – №7. – С. 160 – 174.
19. Вердеревская Н. Двадцать лет спустя. Этюды о поэзии Владими¬ра Высоцкого. – Набережные челны, 2001. – 92 с.
187
20. Вечер в музее Пушкина. // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. IV. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2000. – С. 325 – 357.
21. Влади М. Владимир, или Прерванный полет. – М.: «Прогресс»,
1989. – 174 с.
22. Высоцкий В.С. Исследования и материалы. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. – 190 с.
23. Вышеславский Л. Память – главный герой // Литературное обо¬зрение. – 1988. – № 5. – С. 40 – 41.
24. Галковский Д. Поэзия советская. Из материалов к «Энциклопе¬дии Высоцкого» // Новый мир. – 1992. – № 5. – С. 204 – 225.
25. Георгиев Л. Владимир Высоцкий – знакомый и незнакомый: [Пе¬ревод с болгарского]. – М.: Искусство, 1989. – 139 с.
26. Георгиев Л. Владимир Высоцкий. Встречи, интервью, воспоми¬нания. – М.: Искусство, 1991. – С. 15 – 70.
27. Грачев М. А. Некоторые лингволитературные особенности фило-софско-религиозной лирики В. Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щерба¬кова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. – С. 221 – 225.
28. Демидова А.С. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. – М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. – 174 с.
29. Долгополов Л.К. Стих – песня – судьба // В.С. Высоцкий: иссле¬дования и материалы. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та,
1990. – С. 6 – 24.
30. Доманский Ю. В. Галич, Высоцкий, Окуджава в посвящениях Андрея Макаревича // Мир Высоцкого. Исследования и материа¬лы. Выпуск VI. – М., 2002. – С. 335 – 345.
31. Доманский Ю.В. Жанровые особенности дилогии в поэзии В.С. Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. /
188
Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоц¬кого, 2001. – С. 335 – 344.
32. Евтюгина А.А. , Гончаренко И.Г. «Я был душой дурного общест¬ва». Опыт лингвокоммуникативного анализа стихотворения // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Кры¬лов и В. Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2001. – С. 244 – 255.
33. Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. – Ставрополь, 1992. – 228 с.
34. Зайцев В.А. В.С. Высоцкий // История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена: Учебное пособие для фи-лологических факультетов университетов. – М: Московский гос. ун-т, 1998. – С. 448 – 461.
35. Зайцев В.А. Жанровое своеобразие стихов-песен Окуджавы, Вы-соцкого, Галича о войне // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2003. № 4. – с. 40 – 59.
36. Зайцев В.А. «Памятник» Высоцкого и традиции русской поэзии // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. III. / Сост. А.Е. Кры¬лов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. – С. 264 – 272.
37. Зайцев В.А. Черты эпохи в песне поэта ( Жорж Брассенс и Вла¬димир Высоцкий). – М.: Знание, 1990. – 64 с.
38. Зайцев В.А. Стилевые искания и тенденции [О творчестве Вы¬соцкого] // Зайцев В.А. современная советская поэзия. – М.: 1988.
– С. 45 – 49.
39. Заславский О.Б. «Второе дно». О семиотических аспектах смы¬словой многозначности в поэтическом мире В.С. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск VI. / Сост.
189
А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого,
2002. – С. 160 – 187.
40. Захариева Ирина. Хронотоп в поэзии Высоцкого // Мир Высоц¬кого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. – С. 134 – 143.
41. Захарчук М. Босая душа или Штрихи к портрету Владимира Вы-соцкого // Радуга. – №2. – С. 84 – 101.
42. Золотухин В. «Все в жертву памяти твоей.» // Литературное обозрение. – 1991. – №3, №4, №7.
43. Зубрилина С.Н. Владимир Высоцкий: страницы биографии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 352 с.
44. Изотов В.П. Словарь поэзии Владимира Высоцкого. А – X. – Орел, 2001.
45. Изотов В.П. Словарь поэзии Владимира Высоцкого. – М. – Орел,
1999.
46. Изотов В.П. Высоцкий и рубеж тысячелетий: Сб. статей. – Орел,
1999. – 56 с.
47. Казаков А. Восклицательный знак В. Высоцкого // Журнал жур¬налов: Сб. – М., 1990. – С. 128 – 136.
48. Канчуков Е. Приближение к Высоцкому. – М.: РИК «Культура», 1997. – 368 с.
49. Кастрель Д. И. Волк еще тот // Мир Высоцкого: Исслед. и мате¬риалы. Вып. VI. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002. – С. 102 – 111.
50. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Творчество Владимира Вы-соцкого в зеркале устной речи // Вопросы языкознания. – 1993. – №1. – С. 97-114.
51. Колошук Н.Г. Творчество Высоцкого и «лагерная» литература // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск V / Сост. А.
190
Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001.
– С. 76 – 92.
52. Колченкова Е.Г. Архетипический мотив волка в «Охоте на вол¬ков» // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. III. Т. 1. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоц¬кого, 1999. – С. 147 – 155.
53. Коркина Е. Тоска по свободе. О некоторых параллелях в литера¬туре Возрождения и русской поэзии двадцатого века // Мир Вы¬соцкого. Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Кры¬лов и В. Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1998. – С. 44 – 51.
54. Кормилов С.И. Поэтическая фауна Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Крылов и
B. Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. – С. 352 – 365.
55. Кофтан М.Ю. Записки сумасшедшего. Влияние мотива на про-странственно – временную организацию текста В. С. Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. VI. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002. –
C. 84 – 103.
56. Кохановский И. Серебряные струны (О песенном творчестве В. Высоцкого: Воспоминания ) // Юность. – 1988. – №7. – С. 79 – 82.
57. Крылов А. Заметки администратора на полях высоцковедения // Вопросы литературы. – 2002. – № 4. – С. 328 – 353.
58. Кулагин А. В. Агрессивное сознание в поэтическом изображении Высоцкого (1964 – 1969) // Мир Высоцкого. Исследования и ма-териалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1998. – С. 52 – 61.
191
59. Кулагин А.В. Барды и филологи. Авторская песня в исследова¬ниях последних лет // Новое литературное обозрение. – 2002. – №
2 (54). – С. 333 – 354.
60. Кулагин А.В. Бесы и Моцарт: пушкинские мотивы в поздней ли¬рике поэта // Литературное обозрение. – 1993. – № 3 – 4. – С. 22 –
25.
61. Кулагин А.В. Высоцкий и другие: Сборник статей. – М.: ГКЦМ
В.С. Высоцкого: Благотвор. фонд Владимира Высоцкого, 2002. – 200 с.
62. Купчик Е.В. Птицы в поэзии Булата Окуджавы, Владимира Вы¬соцкого и Александра Галича // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск IV / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2000. – С. 379 – 397.
63. Купчик Е.В. Образ ворона в поэзии Б. Окуджавы, В. Высоцкого и А. Галича // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоц¬кого, 2001. – С. 545 – 549.
64. Лавлинский И. Без микрофона (о стихотворениях В. Высоцкого) // Лавлинский И. Мета времени, мера вечности: статьи о совре¬менной литературе. – М.: Художественная литература, 1986. – С. 71 – 88.
65. Макридова И.Н. Высоцкий в Швеции // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века. Материалы третьей международной научной конференции. Москва. 17 – 20 марта 2003 г. С. – 110 – 118.
66. Нежданова Н.К. Владимир Маяковский и Владимир Высоцкий: параллели художественных миров // Наука и образование Заура¬лья. – Курган, 1999. – № 1 – 2. – С. 219 – 221.
192
67. Ничипоров И.Б., Жукова Е.И. Вглубь авторской песни // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2003. № 4. – с. 198 – 203.
68. Ничипоров И.Б. Своеобразие лирической исповеди в поздней по¬эзии В. Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып.
VI. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Вы-соцкого, 2002. – С. 218 – 233.
69. Новиков Вл.И. В Союзе писателей не состоял: Писатель Влади¬мир Высоцкий. – М.: Интерпринт, 1991. – 220 с.
70. Новиков Вл.И. Высоцкий. – М.: Молодая гвардия, 2002. – 413 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 829).
71. Новиков В. Живой: к 50-летию со дня рождения Высоцкого // Октябрь. – 1988. – № 1. – С. 188 – 196.
72. Новиков В. Живая вода. Заметки о языке Владимира Высоцкого // Русская речь. – 1988. – № 1. – С. 31 – 37.
73. Новиков Вл.И. Скандинавские встречи // Мир Высоцкого: Ис¬след. и материалы. Вып. III. Т. 2. / Сост. А. Е. Крылов и В. Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. – C. 451 – 461.
74. Новиков В. Тренировка духа // Высоцкий В. Четыре четверти пу¬ти. – М: Физкультура и спорт, 1988. – С. 263 – 271.
75. Новиков В. Смысл плюс смысл (В. Высоцкий) // Новиков В. Диа¬лог. – М.: Современник, 1986. – С. 196 – 209.
76. Новиков В.И. Книга о пародии. – М., 1989. – С. 514 – 519.
77. О Владимире Высоцком / Сост. и интервью И. Рогового. – М.: «Мединкур», ГКЦМ «Дом Высоцкого», 1995. – 213 с.
78. Одинцова С.М. Образ коня в художественном мышлении поэта // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Кры¬лов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. – С. 366 – 374.
193
79. Перевозчиков В.К. Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й. – М.: САМПО, 1998. – 272 с.
80. Поэт Владимир Высоцкий: Материалы 1-й Всесоюзной научной конференции, посвященной творческому наследию В. Высоцко¬го. [Воронеж, март 1988] // Подъем. – 1989. – №1. – С. 133 – 144.
81. Редькин В.А. Художественный язык поэта в оппозиции к офици¬альной идеологии // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып.
III. Т. 2. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. – С. 124 – 129.
82. Рудник Н.М. Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого. – Курск: Изд-во КГПУ, 1995. – 245 с.
83. Рудник Н.М. Чай с сахаром: Высоцкий, Бродский и другие // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. III. Т. 2. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. – C. 293 – 313.
84. Руссова С.Н. «”Свое” и ”чужое” в поэтическом мире В. Высоц¬кого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост.
А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого,
2000. – С. 274 – 280.
85. Рыбальченко Ю. И. Высоцкий. Черты характера // Аврора. –
1990. – № 6. – С. 122 – 148; 1991. – № 7. – С. 81 – 99.
86. Свиридов С.В. Конец ОХОТЫ. Модель, мотивы, текст // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск VI / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002. – С. 113 – 160.
87. Свиридов С.В. Структура художественного пространства в по¬эзии В. Высоцкого (на правах рукописи). Диссерт. на соиск. уч. ст. канд. н. по специальности 10.01.01 – русская литература. – М.,
2003. – 234 с.
194
88. Сергеев Е. Многоборец // Вопросы литературы. – 1987. – № 4. – С. 103 – 131.
89. Сидорченко А. Прометей мятежной песни. – Донецк-Артемовск, 1995. – 234 с.
90. Скобелев А.В., Шаулов С.М. Концепция человека и мира (Этика и эстетика В.С. Высоцкого) // В.С. Высоцкий: Исследования и материалы. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. – С. 24
– 52.
91. Скобелев А.В., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: Мир и Слово.
– Воронеж, 1991.
92. Скобелев А.В., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: Мир и Слово.
– Уфа, 2001. – 204 с.
93. Соколова И. А. Авторская песня: определения и термины // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск IV / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2000. – С. 429 – 450.
94. Соколова И. А. Международная научная конференция «Владимир Высоцкий и русская культура 1960-70-х гг.» // Филологические науки. – 1998. – № 4. – С. 117 – 122.
95. Соколова Д.В. Гумилев и Высоцкий: поэтика и тема мужества // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск VI. – М., 2002. – С. 302 – 309.
96. Солдатенков П. Владимир Высоцкий. – М.: Смоленск: Олимп – Русич, 1999. – 475 с. – (Человек – легенда)
97. Сполохова Е.А. «До истины добраться, до цели, до дна.» ( Кон¬цепт истины в поэзии В.С. Высоцкого: Ассоциативный аспект) // Текст: Узоры Ковра. – СПб – Ставрополь, 1999. Вып.4. Ч.1. – С. 116 – 117.
195
98. Творчество Владимира Высоцкого в контексте художественной культуры XX века: Сб. статей. – Самара: Самарский дом печати,
2001. – 96 с.
99. Ткаченко Н. Тайна «Иуды Искариота»: по рассказу Л. Андреева. Высоцкий: поэзия, личность, судьба с точки зрения аналитиче¬ской психологии. – М., 1999. – 112 с.
100. Толстых В.И. В зеркале творчества: Высоцкий как явление куль¬туры // Вопросы философии. – 1986. – № 7. – С. 112 – 124.
101. Томенчук Л.Я. «Нежная правда в красивых одеждах ходила.» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. I / Сост. А.Е. Крылов, В.Ф. Щербакова; ГКЦМ В.С. Высоцкого. – М., 1997. –
С. 84 – 95.
102. Томенчук Л.Я. «Я жив – снимите черные повязки!» // Мир Вы¬соцкого: Исслед. и материалы. Вып. IV. / Сост. А.Е. Крылов и
В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2000. – С. 297 – 305.
103. Томенчук Л.Я. «К каким порогам приведет дорога?..» «Дорож¬ные истории» Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материа¬лы. Вып. V. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ
В.С. Высоцкого, 2001. – С. 118 – 133.
104. Томенчук Л.Я. «И повинуясь притяжению земли» // Мир Высоц¬кого: Исследования и материалы. Выпуск VI / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002. – С. 187¬218.
105. Туманов В. Жизнь без вранья // Огонек. – 1987. – № 4. – С. 22 –
23.
106. Федина Н.В. О соотношении ролевого и лирического героев в по¬эзии В.С. Высоцкого // В.С. Высоцкий Исследования и материа¬лы. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990.- С. 105 – 117.
196
107. Хазагеров Г.Г. Две черты поэтики Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1998. –
С. 82 – 106.
108. http://www.visotsky.cea.ru
109. Четина Е.М. Образ национальной культуры в поэзии В. Высоцко¬го и Н. Рубцова // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. III. Т. 2. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого,1999. – С. 319 – 323.
110. Чибриков В.Ю. Сергей Есенин и Высоцкий. Влияние поэзии Сер¬гея Есенина на творчество Высоцкого // Творчество Владимира Высоцкого в контексте художественной культуры ХХ века. Сб. ст. / Под ред. В.П. Скобелева и И.Л. Фишгойта. Самара, 2001. –
С. 66 – 70.
111. Чубуков В.В. Высоцкий: Вова, Володя, Владимир. – М.: Государ-ственный культурный Центр – музей В. Высоцкого, 1996. – 92 с.
– (Библиотека «Ваганта»; Вып. 52 – 54)
112. Чупринин С. Вакансия поэта: В. Высоцкий и его время: размыш¬ления после юбилея // Знамя. – 1988. Кн. 7. – С. 220 – 225.
113. Четыре вечера с Владимиром Высоцким: По мотивам телевизи¬онной передачи / Автор и ведущий Э. Рязанов. – М.: Искусство,
1989.
114. Шаулов С. М. Карамазовское и гамлетовское Владимира Высоц¬кого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск V. – М., 2001. – С. 41 – 54.
115. Шаулов С. Мир Высоцкого // Вопросы литературы. – 1999. – Июль-август. – С. 336 – 344.
197
116. Шаулов С.М. Эмблема у Высоцкого // Мир Высоцкого Исслед. и материалы. Вып. IV. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2000. – С. 141 – 166.
117. Шилина О. Психологизм поэзии Владимира Высоцкого. – М., 1992. – 16 с.
118. Шилина О.Ю. «Вы – втихаря хихикали, а я – давно вовсю!» // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск VI / Сост.
A. Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого,
2002. – С. 73 – 84.
119. Шилина О.Ю. В свете оппозиции Закона и Благодати // Мир Вы-соцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Крылов и
B. Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. – С. 65 – 75.
120. Шулежкова С.Г. «Мы крылья и стрелы попросим у Бога.». Биб¬лейские крылатые единицы в поэзии В. Высоцкого // Мир Высоц¬кого: Исслед. и материалы. Вып. IV. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2000. – С. 195 – 208.
121. Язвикова Е.Г. Циклообразующая роль архетипа волка в дилогии «Охота на волков» // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып.
V. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Вы-соцкого, 2001. – С. 345 – 351.
3. Теоретическая литература и литература по общим вопро¬сам
122. Аббаньяно Н. Метафизика и экзистенция // Аббаньяно Н. Струк¬тура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный эк-зистенциализм / Пер. с итал., коммент. и имен. указ. А.Л. Зорина.
– СПб.: «Алетейя», 1998.- С. 29 – 55.
198
123. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. / Перевод с итал., СПб: Алетейя, 2000. – 305 с.
124. Аббаньяно Н. Философия и свобода // Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзи-стенциализм / Пер. с итал., коммент. и имен. указ. А. Л. Зорина. – СПб.: «Алетейя», 1998.- С. 19 – 28.
125. Анализ одного стихотворения: Межвуз. сб. / Под ред. В. Е. Xол- шевникова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 248 с.
126. Антюхина А.В. Свобода воли как вид детерминизма: Социально-филологический анализ: Автореф. на соискание уч. степ. доктора филос. Наук. – Ставрополь, 2001. – 35 с.
127. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. – 5-е изд., доп.
– Киев: «NEXT», 1994. – 509 с.
128. Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 1920¬х гг. – Киев: «NEXT», 1994. – С. 9 – 68.
129. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Xудожественная ли-тература, 1990. – 543 с.
130. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в сло¬весном художественном творчестве // Бахтин М.М. Работы 1920¬х гг. – Киев: «NEXT», 1994. – С. 257 – 320.
131. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бах¬тин М.М. Работы 1920-х годов. – Киев: «NEXT», 1994. – С. 69 – 256.
132. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. – М.: Фаир – ПРЕСС, 2002. – 480 с.
199
133. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.
134. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск: «Современное слово», 1988. – 480 с.
135. Гегель. Сочинения. Т.3. – М.: Госполитиздат, 1956. – 868 с.
136. Головко В.М. Художественное человековедение: Параметры ли-тературоведческих исследований // Вестник Ставропольского Го-сударственного Университета. – 2000. – № 24. – С. 4 – 28.
137. Григорьян Б.Т. Карл Ясперс // Философы двадцатого века / Ин-т философии РАН. – М.: Искусство, 1999. – С. 247 – 262.
138. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регу¬ляции // Вопросы философии. – 2000. – №3. – С. 3 – 22.
139. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 288с.: ил. – ( Серия «Мастера психологии» ).
140. Искандер Ф. Идеологизированный человек // Огонек. – 1990. – №11. – С. 8 -11.
141. Кузьмина Т. А. Жан-Поль Сартр // Философы двадцатого века / Ин-т философии РАН. – М.: Искусство, 1999. – С. 207 – 218.
142. Лакруа Жан. Личность // Лакруа Жан. Избранное. Персонализм / Пер. с фр. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 14 – 56. – (Серия «Книга света»).
143. Лакруа Жан. Современный персонализм // Лакруа Жан. Избран¬ное. Персонализм / Пер. с фр. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 123 –
157. – (Серия «Книга света»).
144. Лакруа Жан. Марксизм, экзистенциализм, персонализм // Лакруа Жан. Избранное. Персонализм / Пер. с фр. – М.: РОССПЭН,
2004. – С. 290 – 385. – (Серия «Книга света»).
200
145. Лакруа Жан. Смысл диалога // Лакруа Жан. Избранное. Персона¬лизм / Пер. с фр. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 451 – 535. – (Серия «Книга света»).
146. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. – 1997. – № 1. – с. 56 – 68.
147. Левин Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы фило¬софии. – 2000. – №6. – С. 71 – 87.
148. Левинас Эмманюэль. Избранное: Тотальность и бесконечное. – М.; СПб.: Университетская книга, 2000. – (Книга света). – 416 с.
149. Левинас Эмманюэль. Время и другой. Гуманизм другого челове¬ка / Пер. с фр. А. В. Парибка. – СПб.: Высш. религ. фил. шк.,
1999. – 265 с.
150. Левицкий С.А. Трагедия свободы. Сочинения. Т. 1 / Сост., по- слесл. и коммент. В. В. Сапова. – М.: Канон, 1995. – 509 с. – (Ис¬тория философии в памятниках).
151. Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3-х томах. Т. 2. Великое на¬следие. Смех в Древней Руси. Заметки о русском. – Л.: Xудож. лит., 1987. – 493 с.
152. Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1981.
153. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха [Пособие для студентов]. – Л.: Просвещение, 1972. – 272 с.
154. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семи- осфера – история. – М.: «Языки русской культуры», 1996. – 464 с.
155. Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Сварог и К°,
2000. – 492 с.
156. Маркузе Герберт. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: REFL-book, 1994. – 368 с.
201
157. Методология анализа литературного произведения / АН СССР. Ин – т мир. лит. им. А.М. Горького. Отв. ред. Ю.Б. Борев. – М.: Наука, 1988. – 347 с.
158. Пернацкий В.И. К определению понятия «свобода» // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Матер. симпоз. 12 – 13 мая 1993 г. / Ред. Николай, митрополит Нижегородский и Арза¬масский и др. – Нижний Новгород: Издательство Волго – Вятско¬го кадрового центра, 1993. – С. 42 – 43.
159. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению пара¬докса времени. – М., 1994.
160. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог чело¬века с природой / Пер. с англ. Ю.А. Данилова; Общ. ред. и по- слесл. В. И. Аршинова и др. – М.: Прогресс, 1986. – 431 с.
161. Редлих Р. Два тома сочинений С.А. Левицкого // Посев. – 1996. – № 5. – С. 37 – 41.
162. Редлих Р. Вспоминая С.А. Левицкого // Посев. – 1998. – № 3. – С. 29 – 31.
163. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., ТОО ТК «Пе¬трополис», 1997. – 880 с.
164. Ролз Джон. Теория справедливости // Антология мировой поли-тической мысли: В 5 т. Т. II. – Зарубежная политическая мысль. ХХ век. – М., 1997. – С. 683 – 697.
165. Сартр Ж.- П. Сартр о советской культуре [ Интервью фр. Писате¬ля, опубликованное в польск. Еженедельнике «Politika», 1962. – № 25 ] // Вопросы литературы. – 1962. – № 10. – С. 160 – 163.
166. Сартр Жан-Поль. Почему я отказался от премии // Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произв. / Пер. с фр.; Вступ. ст. С.Н. Зенкина. – М.: Республика 1994. – С. 492 – 495.
202
167. Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологи¬ческая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 30 – 46.
168. Современная западная философия: Словарь / Сост. и отв. ред.
В.С. Малахов, В.П. Филатов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Ос- тожье, 1998. – 544 с.
169. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской литературы. Изд. 2¬е, испр. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 990 с.
170. Томашевский Б.В. Стих и Язык / АН СССР. Советский комитет славистов. – М.: АН СССР, 1958. – 62 с.
171. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. Пособие. – М.: Аспект – Пресс, 2002. – 334 с.
172. Философия: Учебник / Под ред. Г.В. Андрейченко и В.Д. Грачева.
– Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 250 с.
173. Флоренский П.А. Т.1: Столп и утверждение истины, 1. – М.: Правда, 1990. – 490 с.
174. Флоренский П. А. Т.2: У водоразделов мысли: [Ч.1]. – М.: Правда,
1990. – 446 с.
175. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – Минск,
1999. – 624 с.
176. Фромм Э. Душа человека М.: Республика, 1992. – 429 с.
177. Фромм Э. Человеческая ситуация. – М., 1995. – 239 с.
178. Фромм Э. Иметь или быть? / Общ. ред. В. И. Добренькова. – 2-е изд., доп. – М., 1990. – 330 с.
179. Хайек Фридрих Август фон // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2. Зарубежная политическая мысль ХХ в. – М.: Мысль, 1997. – С. 416 – 428.
180. Хайек Ф. Общество свободных // Нева. – 1993. – № 1. – С. 162 – 169.
203
181. Xализев В.Е. Теория литературы: Учебник. – М.: Высшая школа,
2001. – 437 с.
182. Xализев В.Е. Интерпретация и литературная критика // Проблемы теории литературной критики: Сб. ст. / Под ред. П.А. Николаева, Л.В. Чернец. – М.: Изд. МГУ, 1980. – 262 с.
183. Юдин А. Парадоксы критической теории Герберта Маркузе // Герберт Маркузе. Одномерный человек. – М.: «REFL-book», 1994. – С. VI – X.
4. Справочная и библиографическая литература
184. Алексеев П.В. Философы России XIX – XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Академический проект, 1999. – 944 с.
185. Высоцкий В.С.: история болезни / Сост. И.С. Шишкин. – Пенза: Игвис, 1993. – 96 с. – Серия «РэП» («Рок энд Поп»). Вып. 2.
186. Владимир Семенович Высоцкий: список литературы (критика, филология, лингвистика, текстология, вузовское и школьное преподавание, рецензии, комментарии, библиография). – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003.
187. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда? (1991-1992) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. I. – С. 477 – 504.
188. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда? (1993-1994) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. II / Сост. А. Е. Крылов и В. Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1998. –
С. 557 – 608.
204
189. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда? (1995-1996) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. III / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого. – С. 534 – 583.
190. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда? (1997-1998) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. IV / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2000. –
С. 575 – 663.
191. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда? (1999-2000) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. VI / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002. –
С. 401 – 495.
192. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4. – СПб. – М., 1887.
193. Жюльен Н. Словарь символов. Иллюстрированный справочник. – Челябинск: «Урал Л. Т. Д.», 2000. – 497 с.
194. История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 1376 с. – (Мир Энциклопедий)
195. Керлот Х.Э. Словарь символов. – М.: «REFL – book», 1994. – 608 с.
196. Краткая литературная энциклопедия. В 6-ти т. Т. 4. / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1967. – 1024 с.
197. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Ко-жевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
198. Мифы народов мира. Т. 1. М.: «Большая Российская энциклопе¬дия», Олимп, 1997. – 671 с.
205
199. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280 с. – (Мир Энцик-лопедий).
200. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Ин-т философии РАН, нац. общ. – науч. фонд Т. 1. М.: «Мысль», 2000. – 721 с.
201. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Ин-т философии РАН, нац. общ. – науч. фонд Т. 3. М.: «Мысль», 2000. – 692 с.
202. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
– 3-е изд., стереотипное. – М.: А3Ъ, 1996. – 928 с.
203. Перечень публикаций, посвященных В. С. Высоцкому в инфор-мационном бюллетене «Вагант» и его приложениях // Мир Вы¬соцкого: Исследования и материалы. Вып. V / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. – С. 636 – 679.
204. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Яро- шевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
205. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы – составите¬ли Л.И. Тимофеева и С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509с.
206. Словарь современного русского литературного языка / АН СССР. Ин – т русского языка. В 17-ти т. Т.13. – М. – Л., 1962.
207. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1983. – 445 с.
208. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые из¬менения / Под ред. Г.Н. Скляревской. РАН, Ин-т лингвистиче¬ских исследований. СПб.: Изд-во «Фолио – пресс», 1998. – 700 с.
209. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф. Губский.
– М.: Инфа, 2001. – 576 с.
206
210. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. – М.: Локид; Миф, 2000. – 576 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!