Организация системы сохранения качества продукции оборонно-промышленного комплекса в условиях региональной эксплуатации

Антонов Андрей Валентинович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССОВ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОПК НА СТАДИИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ

1.1 Анализ существующих стандартов в части обеспечения качества
послепродажного обслуживания изделий ОПК

1.2 Особенности организации и проведения работ по обслуживанию
продукции ОПК на территории регионального заказчика

1.3 Систематизация функций и ожидаемых результатов системы сохранения
качества по уровням управления

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОПК ПРИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ

2.1 Исследование структуры ССК продукции при эксплуатации
региональными заказчиками

2.2 Построение стратегии создания ССК и разработка системы
сбалансированных показателей

2.3 Моделирование процессов эксплуатации продукции в условиях
проведения заказчиком диагностики и оценки технического состояния
изделий

2.3.1 Исследование подходов к созданию сервисного центра для
выполнения работ по сохранению качества продукции………………….58

2.3.2 Построение модели эксплуатации изделий с учетом ошибок
диагностики технического состояния………………………………………62
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ССК ПРОДУКЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ

3.1 Разработка иерархической структуры критериев и интегрального
показателя качества организационного обеспечения региональной
эксплуатации продукции

3.2 Оценка фактических значений критериев региональной эксплуатации
при различных ССК

3.3. Оценка технико-экономических аспектов основных стратегий
сохранения качества эксплуатируемой продукции на примере изделия СК-
801……………………………………………………………………………..101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены
направление и объект исследования, сформулированы цель и задачи исследо-
вания, а также основные положения, составляющие научную новизну и прак-
тическую значимость работы.
Первая глава диссертации «Современное состояние работ по сохра-
нению качества продукции на территории региональных заказчиков» по-
священа анализу существующих стандартов в части обеспечения качества
послепродажного обслуживания изделий, выпускаемых предприятиями
ОПК, и особенностям организации и проведения работ по сервисному об-
служиванию на территории региональных заказчиков.
Документированные процедуры, регламентирующие выполнение
сервисного обслуживания изделий ОПК, поставляемых государственному
заказчику, не представляется возможным распространить на региональ-
ных потребителей из-за особенностей взаимодействия, обусловленных
спецификой организации этих процессов по месту эксплуатации.
Проблемы и особенности послепродажного обслуживания продук-
ции у региональных заказчиков решаются каждой организацией отдельно
при заключении контрактов на поставку и обслуживание продукции. Это,
как правило, не даёт возможности для последующего использования полу-
ченного опыта в организации взаимодействия с другими заказчиками.
В процессе анализа были выделены основные для большинства рос-
сийских поставщиков продукции ОПК проблемы обеспечении качества
эксплуатируемых на территории других регионов изделий:
– отсутствие единого системного подхода к решению задач по сохранению
качества продукции в эксплуатации, что снижает эффективность организа-
ции взаимодействия с потребителями и центрами послепродажного обслу-
живания;
– отсутствие мониторинга технического состояния эксплуатируемой про-
дукции и неудовлетворительное состояние эксплуатационной документа-
ции у эксплуатантов;
– низкое качество диагностических и профилактических работ, неэффек-
тивность технической поддержки изделий, осуществляемой эксплуатанта-
ми, в целом;
– отсутствие высокой квалификации и компетентности у персонала, участ-
вующего в сервисном обслуживании изделий.
В результате это приводит следующим негативным последствиям:
– неквалифицированный ремонт изделий, и как следствие, рост скрытых
отказов при эксплуатации;
– увеличение времени неработоспособности техники по причине простоев,
не связанных с проведением регламентных работ по обслуживанию;
– снижению надежности российской техники, ухудшению её имиджа и
конкурентоспособности.
Результаты анализа нормативной базы по проведению работ по сер-
висному обслуживанию на территории региональных заказчиков подтвер-
дили необходимость системного подхода к организации процессов по со-
хранению качества, реализуемого через создание системы сохранения ка-
чества (ССК) продукции при эксплуатации.
В первой главе были проанализированы результаты, которые должна
обеспечивать ССК для исключения выше обозначенных проблем; это поз-
волило систематизировать функции ССК по уровням управления – страте-
гический, тактический, операционно-производственный.
Основное назначение ССК – постоянное поддержание достигнутого
при создании продукции ОПК уровня качества при последующей её эксплу-
атации и применении региональными заказчиками на основе организации
информационного и технического взаимодействия участников. Это достига-
ется посредством качественного выполнения каждым из участников ССК
собственных процессов, особенно эксплуатантами и сервисными центрами в
части технического обслуживания изделий.
Во второй главе «Исследование и разработка основ организации си-
стемы сохранения качества продукции ОПК при эксплуатации региональ-
ными заказчиками» исследованы элементы организационной структуры
ССК и процессы, реализуемые поставщиками продукции, заказчика-
ми/потребителями и сервисными центрами; разработана система сбаланси-
рованных показателей для оценки результатов работы ССК, обоснован
подход к формированию стратегий организации ССК продукции, построе-
на модель процесса эксплуатации продукции с учетом допускаемых оши-
бок в оценке технического состояния изделий, проведена апробация моде-
ли для конкретного изделия ОПК и анализ полученных результатов.
Разнородные виды продукции ОПК и способы выполнения работ по
сохранению качества, различные зоны ответственности персонала приво-
дят к появлению разных форм организационного взаимодействия в ССК,
что отражается и в технологиях управления взаимодействием, и возмож-
ных целях ССК. В результате поставщики решают задачи сохранения ка-
чества своей продукции у потребителей по-своему.
Множество вариантов организационного взаимодействия в ССК
приводит к необходимости их упорядочивания в виде набора стратегий,
который создаст единую основу для планирования процессов сохранения
качества продукции. С этой целью и для выбора наиболее предпочтитель-
ной стратегии ССК в диссертации было предложено и обосновано приме-
нение метода морфологического анализа, предложенного Ф. Цвикки для
поиска новых технических решений.
В основе этого метода лежит определение параметров , представ-
ляющих собой классификационные признаки исследуемой системы, где j
– номер параметра, = 1, … , , и формирование значений этих парамет-
ров в виде строки матрицы, где i- номер значения j -го параметра, =
1, … , . В табличной форме, называемой морфологический ящик, форми-
руются наборы различных значений из разных строк, где каждый набор
будет описывать один из вариантов создания ССК продукции при эксплу-
атации. В диссертации были систематизированы возможные значения па-
раметров по каждому классификационному признаку и построен морфо-
логический ящик для выбора стратегии создания ССК продукции при экс-
плуатации (Таблица 1).
Таблица 1
Морфологический ящик для выбора стратегии

Для оценки результатов работы ССК, созданной в соответствии с
выбранной стратегией, была разработана система сбалансированных
показателей (ССП), представленная в Таблице 2 в виде четырех основных
блоков, позволяющих оценить цели, ресурсы, условия эксплуатации и
перспективы развития ССК.
В современных реалиях складывается ситуация, когда российские
производители вынуждены доверять проведение мероприятий по сохране-
нию качества продукции при эксплуатации удаленным сервисным центрам
на территории заказчика, принимая все риски, связанные со спецификой
региона. В результате это порождает ситуацию, когда изделия эксплуати-
руются практически в автономном режиме, и все процессы по оценке
состояния и диагностике проводятся силами заказчика, без участия
специалистов российской организации-поставщика.
С точки зрения моделирования, процессы эксплуатации продукции с
включением удаленных сервисных центров рассматриваются как
замкнутые, и моделируются как многоканальная замкнутая система с ожи-
данием, где потоки требований пуассоновские. Если такая система имеет
низкий коэффициент загрузки, это свидетельствует, что она полностью
справляется с заявками на обслуживание – то есть делается вывод, что
сервисный центр работает эффективно.
Таблица 2
Система сбалансированных показателей (ССП)
1.Оптимизация совокупной сто-3. Ресурсное и организационное обеспе-
имости ЖЦ изделий и минимиза-чение эксплуатации:
ция затрат на обеспечение эксплуа–организация процессов ТОиР;
тации основных участников ССК: по–уровень развития логистической инфра-
ставщика, заказчика-эксплуатанта иструктуры в регионе;
сервисного центра.-организация сервисной поддержки для
инозаказчика.
2. Специфика инозаказчика и усло-4. Направления развития ССК продук-
вия эксплуатации в регионе:ции в соответствии с требованиями и
-географические, климатические, наци-региональной спецификой эксплуата-
ональные особенности;ции у инозаказчика:
-уровень квалификации персонала;-обеспечение работоспособности и надеж-
-уровень развития IT в регионе;ности продукции на всем протяжении ЖЦ;
-организация информационной инфра–развитие виртуальных сервисов поддерж-
структуры в регионе;ки эксплуатации;
-наличие транспортной инфраструкту–разработка систем контроля качества экс-
ры в регионе;плуатации.
-режимы, нагрузки, интенсивность экс-
плуатации и т.д.
Но, с другой стороны, количество обработанных заявок в сервисном
центре – это всего лишь количественный показатель, который никак не го-
ворит о качестве проведения работ по диагностике, профилактике и вос-
становлению. Ошибочные выводы о состоянии изделий приводят к их вы-
воду из эксплуатации, предъявлению претензий к поставщику о снижении
надежности изделий в эксплуатации, а в конечном итоге – непродуктив-
ным расходам на командировки специалистов по ремонту, снижению объ-
емов поставок и репутационным потерям.
В диссертации была разработана модель процессов сохранения каче-
ства продукции с учетом стохастичности диагностики определения техни-
ческого состояния изделий заказчиком-эксплуатантом. В эксплуатации из-
делий были выделены процессы, обеспечивающие сохранение качества –
диагностика и ремонт, что позволило разделить эксплуатацию на три ос-
новные составляющие:
– выполнение изделиями назначенных задач эксплуатации;
– диагностика состояния продукции и техническое обслуживание;
– ремонт и восстановление ресурса.
Для изделий ОПК характерно, что диагностика их состояния прово-
дится на постоянной основе вне зависимости, находится ли изделие на
данный момент в работоспособном состоянии или нет. Такой периодиче-
ский контроль позволяет обнаружить скрытые отказы в отличие от явных
отказов, которые непосредственно определяются в момент их возникнове-
ния. В условиях диагностики возможно появление ошибок двух видов:
– ошибка I рода, когда работоспособное изделие снимают с эксплу-
атации и отправляют на восстановление, вероятность появления этой
ошибки ;
– ошибка II рода, обусловленная ошибкой диагностики неработоспо-
собного состояния (скрытый отказ не обнаружен), изделие не отправляют
на восстановление, а данный отказ может быть обнаружен при следующей
диагностике или перейдет в явный отказ; вероятность появления этой
ошибки .
Перечислим состояния процесса эксплуатации изделия:
S1 – работоспособное состояние изделия;
S2- неработоспособное состояние изделия;
S3- диагностика изделия, находящегося в работоспособном состоянии;
S4 – диагностика изделия, находящегося в неработоспособном состоянии;
S5 – восстановление технического ресурса изделия.
Введем следующие интенсивности:
 явн- интенсивность потока явных отказов, шт/час;
скр
– интенсивность потока скрытых отказов, шт/час;
 нач.- интенсивность начала диагностики, шт/час;
 оконч. – интенсивность окончания диагностики, шт/час;
 восст. – интенсивность окончания восстановления технического ресурса,
шт/час.
Граф состояний марковского процесса эксплуатации в условиях ве-
роятности ошибок диагностики технического состояния приведен на рис.1.
В качестве главных характеристик качества эксплуатации предлага-
ется использовать коэффициенты технического использования т.и. и ко-
эффициент готовности Г .
В результате моделирования были найдены формулы для определе-
ния коэффициента технического использования т.и. и коэффициента го-
товности Г :
  нач.
КТ . И . ,
  1    нач.
восст. 
явн.  1    нач.      нач 

явн.  1    нач.
КГ .
явн.  скр.  1    нач.

Апробация модели проводилась для комплекса СК-801, входные
данные для моделирования представлены в Таблице 3.
Рис.1. Граф состояний марковского процесса эксплуатации

Таблица 3
Входные для моделирования процессов эксплуатации комплекса СК-801
скр
– интенсивность потока скрытых отказов (не выявляются 10 ед/час
-3

при тестировке на стенде; выявляются при следующем ТО
или переходят в разряд явных отказов)
явн – интенсивность потока явных отказов (обнаруживаются 0,004
в процессе эксплуатации/ на тестировочном стенде)ед/час
 нач. – интенсивность начала диагностики; (интенсивность 0,13 ед/час
между началами работ по диагностике)
 восст. – интенсивность окончания восстановления техническо- 0,04 ед/час
го ресурса; (интенсивность потока восстановленных изде-
лий)
 оконч. – интенсивность окончания диагностики; (интенсив- 0,9 1ед/час
ность потока изделий после проведения диагностики)
Для различных значений и рассчитывались значения коэффици-
ента готовности и коэффициента технического использования. Графики на
Рис.2. наглядно иллюстрируют, что значение т.и. значительно уменьшает-
ся в зависимости от ошибочного определения состояния технического ре-
сурса изделий в отличие от коэффициента готовности Г .
Таким образом, был сделан вывод, что коэффициент готовности не
отражает стохастики в определении эксплуатантами диагностики состоя-
ния изделий, хотя практика свидетельствует, что такие ошибки случаются
довольно часто, заказчики выставляют претензии к поставщикам и вызы-
вают специалистов для проведения ремонтного обслуживания. Разрабо-
танная модель может использоваться для обоснования включения в кон-
тракт на поставку продукции ОПК иностранным заказчикам коэффициента
технического использования т.и. и создания модуля онлайн-аудита состо-
яния изделий, диагностируемых региональными центрами сервисной под-
держки.

Рис.2 Графики зависимости коэффициентов т.и. и Г от ошибочного
определения состояния технического ресурса изделий

В третьей главе «Разработка метода выбора стратегии организации
ССК продукции» разработана иерархическая структура показателей орга-
низационного обеспечения эксплуатации, интегральный показатель каче-
ства организационного обеспечения эксплуатации и алгоритм для его рас-
чета, проведена оценка технико-экономических аспектов основных страте-
гий сохранения качества эксплуатируемой продукции на примере конкрет-
ного изделия и обоснован выбор варианта создания ССК.
В диссертации был разработан метод выбора стратегии организации
ССК, позволяющий оценить и выбрать стратегию создания ССК на основе
интегрального показателя качества организационного обеспечения эксплу-
атации продукции кач .
Оценить организационное обеспечение можно набором различных
показателей, поэтому необходимо иметь единый количественный показа-
тель для оценки разных стратегий ССК.
Таблица 4
Групповые показатели первого уровня иерархической структуры
Группа показателей по ор-Группа показателей по
Группа показателей по ор-
ганизации логистическойорганизации работ у ино-
ганизации ТОиР (a)
поддержки (b)заказчика (c)
Производственные
Уровень постпродаж-
площади, задействован-
1 Этап ЖЦ изделия 1 1 ного (сервисного) об-
ные для ТОиР у иноза-
служивания
казчика
Количестводополни-
тельных ремонтных ра-Складские мощности и
Интенсивностьис-
2 бот, необходимость в 2 оборудования у иноза- 2
пользования изделия
которых выявлена приказчика
проведении ТОиР
Степень нагруженно-
Количество проведен-
Среднее время простоясти изделия (нагрузки,
ных плановых ремонтов
3 по причине запаздыва- 3 близкие к максималь-
в соответствии с регла- 3
ния поставкиным, средние, в соот-
ментом
ветствии с ТУ)
Уровень использования
Среднее время, необхо-
информационных тех-Уровень системы кон-
димое для обнаружения
4 нологий и программно- 4 троля и учета неис-
иустраненияпре- 4
го обеспечения логи-правностей
дотказных состояний
стических процессов
Остаточный ресурс из-Уровень использования
Уровень информаци-
5делия (расчетная или 5 аутсорсинга логистиче- 5
онного обеспечения
экспертная оценка)ских процессов
Среднее время нахож-Штрафные санкции вУровень технической
6дения изделия в нерабо- 6 случаенеисполнения 6 оснащенности и орга-
тоспособном состояниипоставки по контрактунизации рабочих мест
Уровень профессио-
Затраты на ТОиР по
нальной подготовки и
причине необходимости
7- 7 квалификации персо-
проведениядополни-
нала
тельных работ

Первым шагом при разработке метода была создана иерархическая
структура показателей, отражающая совокупность организационных при-
знаков по техническому обслуживанию и логистики в регионе заказчика с
учетом специфики изделий – на первом уровне представлены групповые
показатели, на втором уровне – элементарные признаки, которые непо-
средственно оцениваются (Таблица 4).
Второй этап разработки метода заключается в решении проблемы
количественной оценки совокупности показателей и расчету интегрально-
Q
го показателя кач . : иерархическая структура состоит из отдельных эле-
ментарных признаков, некоторые их которых носят абсолютный характер,
некоторые – относительный; часть группы признаков направлена на мини-
мизацию, часть – на максимизацию результатов отдельных процессов. По-
этому в диссертации было предложено проводить нормализацию с учётом
максимизации-минимизации критериев:
( , )[+] − , ( , )[+] →
, − ,
K(N,i) = {, если
− ( , )[−]
( , )[−] →
, − ,
( , ) – значение исходного размерного критерия;
−максимальное значение критерия ( , ) в рамках исследуемой об-
ласти;
– минимальное значение критерия ( , ) в рамках исследуемой обла-
сти;
̅̅̅̅̅̅̅
N = 1, ∗ – номер выбираемого варианта;
∗ – количество вариантов;
i = ̅̅̅̅̅
1, ∗ – номер числового критерия;
∗ − количество критериев;
K(N,i) – значение нормализованного критерия.
Отличие оценки относительных критериев от абсолютных заключа-
ется в отсутствии необходимости нормализации показателей. Все относи-
тельные оценки носят субъективный характер и лежат на интервале от 0 до
1. Для оценки относительных показателей был применен метод Монте-
Карло.
Для поиска частных интегральных показателей для каждой группы
используется мультипликативный метод:

( ) = ∏ ,
=1
где ( ) – частный интегральный показатель; – i-ый показатель
оценки k-ой группы показателей; – вес i-го показателя оценки k-ой
группы показателей.
При учете условия стремления части показателей к максимуму, а ча-
сти к минимуму формулы частных интегральных показателей будут иметь
следующий вид:
[+]
∏ =1
=[−] ,
∏ =1

s – количество критериев группы a;
[+]
∏ =1
=[−] ,
∏ =1

t – количество критериев группы b;
[+]
∏ =1
=[−] ,
∏ =1

r – количество критериев группы c.
Определение весовых коэффициентов частных интегральных показа-
телей после свертки определяется по формуле:
1 + 2 + 3 = 1
Ввиду того, что частные интегральные показатели имеют одинако-
вый вес и являются равнозначными, их весовые коэффициенты равны 0,33.
Итоговый интегральный показатель кач = 1 2 3 .
В приложении А диссертации представлен код программы для рас-
чета на языке программирования Python v3.9.7.
Результат расчета интегрального показателя качества организацион-
ного обеспечения эксплуатации продукции различными региональными
заказчиками представлен в Таблице 5.
Таблица 5
Результаты расчета интегрального показателя
качСК-801
Заказчик 11,17
Заказчик 21,21
Заказчик 31,19

Представленный метод позволяет создать массив соответствия страте-
гий создания ССК интегральному показателю во времени, что даст воз-
можность оценивать варианты стратегии ССК в динамике, а в результате –
возможность выбора стратегии, обеспечивающий наилучший результат дея-
тельности на всем горизонте планирования.
Для апробации разработанного метода были выбраны стратегии, ко-
торым соответствуют основные на данный момент формы организационно-
го взаимодействия поставщика и заказчика продукции, и проведена про-
гнозная экономическая оценка затрат на реализацию этих стратегий для од-
ного регионального заказчика. Результаты оценки основных показателей по
стратегиям ССК продукции приведены в таблице 6.
Стратегия сохранения качества продукции на основе создание модуля
онлайн аудита, объединяющего участников ССК и средства аппаратной ди-
агностики в единую информационную среду, позволит минимизировать
ошибки диагностики за счет снижения количество скрытых отказов, что
напрямую повлияет на работоспособность и показатели надёжности про-
дукции.
В результате применения разработанных в диссертации модели про-
цессов сохранения качества и метода выбора стратегии организации систе-
мы сохранения качества продукции, российские поставщики продукции
ОПК смогут удаленно контролировать работы по постпродажному обслу-
живанию и сохранению качества эксплуатируемых изделий с учетом спе-
цифики региона, что обеспечит требуемые значения показателей техниче-
ского использования и готовности изделий.
Таблица 6
Оценка трех ключевых стратегий для обеспечения обслуживания СК-801
при эксплуатации в регионе заказчика
НомерОрганизация ССК про-Qкач.КТ .И .КГZ
стратегии дукции при эксплуатации(обеспечивается(значение (тыс.руб.)
соответствующейпо усло-
стратегией ССК)виям кон-
тракта)
Создание поставщиком 1,20,65≥0,8 1 106 250
собственного сервисного
центра на территории за-
казчика
Участие в организации 1,210,75≥0,8743 290
постпродажного обслу-
живания изделий всех
участников ССК: по-
ставщика, заказчика, ак-
кредитованного сервис-
ного центра, объединен-
ных в рамках цифрового
модуля онлайн аудита
состояния изделий
Контрактное обслужива- 1,170,65≥0,8789 000
ние изделий поставщи-
ком продукции
(с учетом штрафных
санкций за нарушение
условий контракта)
Прогнозные затраты на реализацию стратегии рассчитаны с учетом капитальных затрат.
Калькуляция затрат осуществляется на весь планируемый срок эксплуатации продукции
(для данного изделия 10 лет).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
1. Результаты анализа особенностей организации процессов по со-
хранению качества эксплуатируемых изделий и проведения работ по об-
служиванию продукции ОПК на территории региональных заказчиков
подтвердили необходимость создания ССК продукции и выделение стра-
тегического, тактического и операционно-производственного уровней
управления с распределением функций и зон ответственности за их вы-
полнение между участниками ССК.
2. Предложенный подход к формированию стратегий организации
ССК продукции учитывает различные условия контрактов на поставку из-
делий и формы организации взаимодействия с заказчиками, что обеспечит
возможность создания типовых вариантов ССК МП для разнородных ви-
дов продукции ОПК с учетом особенностей постпродажного обслужива-
ния в регионе заказчика.
3. Разработанная система сбалансированных показателей охватывает
совокупность показателей по организационно-техническому, ресурсному
и кадровому обеспечению поддержки эксплуатации в регионе, что позво-
лит оценивать результаты работы и перспективы развития ССК продукции
ОПК, созданной в соответствии с выбранной стратегией.
4. Построенная модель процессов эксплуатации учитывает ошибки
данных оценки технического состояния изделий при проведении сервис-
ным центром заказчика диагностики, что обеспечит контроль работ по
постпродажному обслуживанию изделий в части обеспечения требуемых
показателей технического использования и готовности к работе; модель
может использоваться для создания модуля онлайн-аудита состояния про-
дукции ОПК, эксплуатируемой в региональных условиях заказчиков.
5. Разработан метод выбора стратегии организации ССК на основе
оценки интегрального показателя качества организационного обеспечения
региональной эксплуатации с обоснованием мультипликативной свертки
разнохарактерных единичных показателей организации процессов техни-
ческого обслуживания и логистики в регионе; разработанное программное
обеспечение позволит в автоматизированном режиме проводить оценку
вариантов стратегий ССК для разных регионов эксплуатации и возмож-
ность выбора стратегии, обеспечивающий сохранение качества продукции
при эксплуатации на всем сроке эксплуатации.

Организации и предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК)
России активно взаимодействуют по программам технического сотрудничества
с региональными заказчиками, создавая и обеспечивая техническое сопровожде-
ние машиностроительной продукции (МП) ОПК при её применении и эксплуа-
тации. Обеспечение качества продукции на каждом из этих этапов имеет свои
особенности. Качество продукции при её разработке и производстве эффективно
обеспечивается системами менеджмента качества (СМК) организаций-разработ-
чиков и предприятий-изготовителей, результативностью их «внутренних» про-
цессов.
Обеспечение и сохранение качества продукции ОПК на послепродажных
стадиях жизненного цикла требует взаимодействия с потребителями, её приме-
няющими, эксплуатирующими и обслуживающими совместно с организациями-
поставщиками и осуществляется в каждом конкретном случае в соответствии с
условиями контрактов (договоров).
Современный системный подход к обеспечению качества продукции –это
менеджмент качества на всех стадиях её жизненного цикла. Он включает в т.ч.
действия по гарантийным и контрактным обязательствам, обслуживанию про-
дукции у заказчика, переработку или окончательное уничтожение продукции.
В современных рыночных, политических и экономических условиях осо-
бенность обеспечения качества продукции ОПК у региональных заказчиков за-
ключается в необходимости удовлетворения специфических и разнообразных
требований к изделиям, обслуживанию на послепродажных стадиях жизненного
цикла, и особенностей взаимодействия с каждым из них при выполнении кон-
трактных обязательств.
Многообразие технических, законодательных и других обязательных тре-
бований к продукции ОПК, условиям её применения в различных странах в ещё
большей степени усложняют основную проблему взаимодействия поставщиков
с региональными заказчиками. Заключается она в отсутствии системного под-
хода и единого порядка выполнения работ по сохранению качества продукции
ОПК после поставки, регламентированного комплексом нормативно-методиче-
ского обеспечения.
Организационно-технические проблемы, связанные с обслуживанием и ре-
монтом продукции ОПК на территории региональных заказчиков, дополняют
проблемы, связанные с усилением конкуренции как со стороны других постав-
щиков, так и со стороны собственных национальных компаний в стране-потре-
бителе. Конкурентные преимущества создаются как своевременным реагирова-
нием на повышение уровня требований заказчиков к показателям качества про-
дукции ОПК, включая её эксплуатационные характеристики, а также работой на
опережение, удовлетворяя латентные потребности и реализуя новые возможно-
сти по сохранению качества продукции.
Необходимо также отметить негативное влияние на обеспечение качества
продукции ОПК после ее поставки несоответствующего уровня компетентности
эксплуатирующего и обслуживающего персонала в регионе эксплуатации. Спе-
циалисты, не вникая в технические детали ремонта и обслуживания сложной тех-
ники, передают эти функции на аутсорсинг, привлекают для этой работы нацио-
нальные компании заказчика. Персонал таких компаний зачастую либо не про-
ходил соответствующую подготовку, либо полученное ранее обучение утратило
в настоящее время свою актуальность.
Но обеспечение качества продукции при эксплуатации требует взаимодей-
ствия с заказчиками и сервисными центрами, обслуживающими изделия. Сов-
местная деятельность поставщиков продукции, заказчиков и центров техниче-
ского обслуживания является основой создания системы сохранения качества
(ССК) МП.
В рамках ССК должно обеспечиваться сохранение качества продукции –
то есть поддержание её функциональных свойств с достижением заданных зна-
чений эксплуатационно-технических показателей на всем сроке эксплуатации.
Это обеспечивается мероприятиями в ССК по диагностике состояния изделий и
восстановлению ресурса в случае обнаружения явных/потенциальных отказов. В
качестве основных показателей используют комплексные коэффициенты готов-
ности и технического использования.
Так как организация взаимодействия участников может иметь разные
формы, и возможности заказчиков по обеспечению технического обслуживания
сильно отличаются по регионам, то возможны различные стратегии организации
ССК МП, что приводит к проблеме выбора наиболее эффективной конкретно для
поставляемого вида изделий и данного региона эксплуатации.
В настоящее время каждый поставщик решает задачи постпродажного об-
служивания своей продукции у потребителей по-своему, пытаясь одновременно
учитывать, как особенности изделий, так и региональную специфику эксплуа-
танта. Негативное влияние на сохранение качества изделий после поставки ока-
зывает несоответствующий уровень компетентности эксплуатирующего и об-
служивающего персонала у заказчиков и передача функций обслуживания на
аутсорсинг с привлечением национальных компаний, часто не имеющих соот-
ветствующей подготовки. Это приводит к ошибкам в оценке технического состо-
яния изделий, претензиям к поставщику по их качеству, а в итоге снижает кон-
курентоспособность российской МП на международных рынках, что приводит к
снижению числа контрактов на поставку и недозагрузке производственных мощ-
ностей российских предприятий ОПК.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности системного подхода и
необходимости разработки основ создания ССК продукции ОПК на этапе экс-
плуатации с учетом особенностей региона поставки и организации постпродаж-
ного обслуживания у заказчиков.
Цель работы – разработка модели контроля процессов сохранения ка-
чества продукции ОПК при эксплуатации и метода выбора стратегии органи-
зации ССК, учитывающих региональные факторы организации работ по тех-
ническому обслуживанию изделий и обеспечивающих повышение качества
организации постпродажных процессов.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании
были поставлены и решались следующие задачи:
1. Анализ современного состояния организации работ по постпро-
дажному обслуживанию продукции ОПК на территории региональных заказ-
чиков.
2. Исследование структуры и процессов системы сохранения каче-
ства (ССК) продукции с выделением функций и требуемых результатов по
уровням управления.
3. Формирование стратегий организации ССК МП при региональной
эксплуатации на основе метода морфологического анализа.
4. Моделирование процессов сохранения качества продукции с уче-
том стохастичности диагностики определения технического состояния изде-
лий заказчиком/эксплантатом.
5. Разработка метода выбора стратегии организации ССК на основе
построения интегрального показателя качества организационного обеспече-
ния эксплуатации и создания программного обеспечения для его расчета.
6. Оценка прогнозных технико-экономических аспектов результатов
внедрения по основным стратегиям организации ССК продукции ОПК.
Научная новизна работы.
1. На основе исследования структуры и процессов системы ССК про-
дукции обосновано организационное решение по выделению стратегического,
тактического и операционно-производственного уровней управления ССК с
выделением функций и требуемых результатов по их выполнению участни-
ками ССК.
2. Разработан подход к формированию стратегий организации ССК
продукции ОПК на основе построения морфологического ящика, включаю-
щего параметры различных организационных форм взаимодействия постав-
щика и заказчика по сохранению качества продукции, и создана система сба-
лансированных показателей, в отличие от существующих учитывающая ре-
сурсное и организационное обеспечение и условия эксплуатации в регионе.
3. Построена модель сохранения качества продукции на постпродаж-
ном этапе с учетом процессов работы, диагностики и восстановления изделий;
в отличие от существующих, разработанная модель позволит контролировать
работы по сервисному обслуживанию и сохранению качества эксплуатируе-
мых изделий в части обеспечения требуемых показателей технического ис-
пользования и готовности к работе.
4. Разработан метод выбора стратегии организации ССК, включаю-
щий интегральный показатель качества организационного обеспечения экс-
плуатации, алгоритм и программное обеспечение; метод позволяет оценить
стратегии сохранения качества продукции и выбрать вариант для создания
ССК с учетом региональной специфики заказчика; в отличие от существую-
щих, в методе используется мультипликативная свертка с учетом разнонаправ-
ленности показателей процессов технического обслуживания и логистики на
максимизацию/минимизацию результата.
Практическая ценность работы заключается в формировании типовых
стратегий ССК, учитывающих различные организационные факторы и формы вза-
имодействия поставщика и регионального заказчика, а также в модели эксплуата-
ции, позволяющей контролировать работы по постпродажному обслуживанию
продукции для обеспечения требуемых показателей технического использования
и готовности к работе и оценивать достоверность данных диагностики при фак-
тическом контроле со стороны поставщика, что позволяет создать модуль он-
лайн-аудита состояния изделий, эксплуатируемых в региональных условиях заказ-
чиков.
Область исследований диссертации соответствует пунктам 1 и 5 паспорта
специальности 05.02.22:
1. Разработка научных, методологических и системотехнических основ про-
ектирования организационных структур предприятий и организации производ-
ственных процессов. Стратегия развития и планирования
организационных структур и производственных процессов.
5. Разработка научных, методологических и системотехнических принци-
пов повышения эффективности функционирования и качества организации про-
изводственных систем. Повышение качества и конкурентоспособности продук-
ции, системы контроля качества и сертификации продукции. Системы качества и
экологичности предприятий.
Степень достоверности и апробация результатов. Обоснованность науч-
ных положений, выводов и рекомендаций диссертации подтверждена апробацией
и результатами практической реализации результатов работы.
Результаты работы, подтвержденные актами внедрения, использованы
концерном «Алмаз-Антей» в процессах системы менеджмента качества по тех-
ническому сопровождению и послепродажному обслуживанию продукции на
территории заказчиков; АО ИЭМЗ «Купол» в организации деятельности по со-
хранению качества поставляемой МП на территории региональных заказчиков;
в АО «ФНПЦ «ННИИРТ» для оценки деятельности организаций-поставщиков
МП и сервисных компаний региональных заказчиков в части контроля и обеспе-
чения выполнения технико-экономических показателей эксплуатации.
Результаты диссертации докладывались и обсуждались на 5-ти Междуна-
родных конференциях, включая Международные конференции «Intermatic»
2018, «ИТ-Стандарт 2020», «Радиоинфоком-2019-2021».
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 120
наименований и приложения. Диссертация содержит 108 страниц основного
текста, 17 рисунков и 23 таблиц.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕС-

Проведенный в диссертации анализ нормативно-методической базы и
существующих подходов к поддержке эксплуатации позволил сделать вывод,
что в основе стратегии сохранения качества должно быть объединение потен-
циала всех сторон, заинтересованных в качестве продукции – поставщика, по-
требителя, удаленного сервисного центра и организация их взаимодействия на
основе цифровых информационных технологий в единой цифровой среде. Это
позволило обосновать системный подход к решению обеспечения качества
продукции ОПК при эксплуатации у регионального заказчика. В диссертации
представлены организационные основы создания системы сохранения каче-
ства продукции у региональных потребителей, разработанные с целью преодо-
ления недостатков современного состояния с обеспечение качества продукции
на послепродажных этапах жизненного цикла, включающие элементы, прин-
ципы и структуру ССК, функции участников системы на разных уровнях
управления, модель процессов сохранения качества продукции с учетом сто-
хастичности диагностики определения технического состояния изделий заказ-
чиком и метод выбора стратегии ССК на основе интегрального показателя
качества организационного обеспечения эксплуатации. Апробация и оценка
технико-экономических результатов внедрения диссертационных разработок
свидетельствуют об успешной верификации и перспективах применения в
других отраслях промышленности – авиационной, автомобильной, космиче-
ской.
В качестве основных результатов диссертационного исследования
необходимо выделить следующее:
1. Результаты анализа особенностей организации процессов по сохране-
нию качества эксплуатируемых изделий и проведения работ по обслуживанию
продукции ОПК на территории региональных заказчиков подтвердили необ-
ходимость создания ССК продукции и выделение стратегического, тактиче-
ского и операционно-производственного уровней управления с распределе-
нием функций и зон ответственности за их выполнение между участниками
ССК.
2. Предложенный подход к формированию стратегий организации ССК
продукции учитывает различные условия контрактов на поставку изделий и
формы организации взаимодействия с заказчиками, что обеспечит возмож-
ность создания типовых вариантов ССК МП для разнородных видов продук-
ции ОПК с учетом особенностей постпродажного обслуживания в регионе за-
казчика.
3. Разработанная система сбалансированных показателей охватывает со-
вокупность показателей по организационно-техническому, ресурсному и кад-
ровому обеспечению поддержки эксплуатации в регионе, что позволит оцени-
вать результаты работы и перспективы развития ССК продукции ОПК, создан-
ной в соответствии с выбранной стратегией.
4. Построенная модель процессов эксплуатации учитывает ошибки дан-
ных оценки технического состояния изделий при проведении сервисным цен-
тром заказчика диагностики, что обеспечит контроль работ по постпродаж-
ному обслуживанию изделий в части обеспечения требуемых показателей тех-
нического использования и готовности к работе; модель может использоваться
для создания модуля онлайн-аудита состояния продукции ОПК, эксплуатиру-
емой в региональных условиях заказчиков.
5. Разработан метод выбора стратегии организации ССК на основе
оценки интегрального показателя качества организационного обеспечения ре-
гиональной эксплуатации с обоснованием мультипликативной свертки разно-
характерных единичных показателей организации процессов технического об-
служивания и логистики в регионе; разработанное программное обеспечение
позволит в автоматизированном режиме проводить оценку вариантов страте-
гий ССК для разных регионов эксплуатации и возможность выбора стратегии,
обеспечивающий сохранение качества продукции при эксплуатации на всем
сроке эксплуатации.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Обеспечение качества высокотехнологичной продукции на этапах применения и эксплуатации
    МатериалыМеждународной научно-технической конференции, 19 – 23 ноября 2018 г.Москва INTERMATIC – 2018, часть 5 РТУ МИРЭА. С. 1157-1

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Моделирование и оптимизация процесса загрузки оборудования заготовками в многономенклатурном производстве на основе группового метода
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
    Инструменты контроля качества технологических процессов интеллектуального машиностроительного производства
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»