Организация процесса эффективного распределения производственных заказов на обслуживание и ремонт технологического оборудования машиностроительных производств
Глава 1. Анализ современных подходов к управлению службой ТОиР
1.1. Анализ современного состояния отрасли знаний и имеющиеся
проблемы
1.2. Развитие научного подхода к организации производства
1.3. Анализ программной реализации автоматизированных систем управлением работ в службах ТОРО
1.4. Обоснование выбранного предмета исследований.
1.5. Обоснование необходимости исследований в области оптимизации процессов в службах ТОРО
Глава 2. Разработка и анализ процессов ТОРО на основе процессного подхода и структурно-функционального моделирования
2.1. Разработка структурной модели Управления Главного механика, включающего службы ТОРО «как есть»
2.2. Разработка функциональной модели управления Службами ТОРО в составе УГМ
2.2.1. Функциональный подход к управлению подразделениями предприятия.
2.2.2. Преимущества и недостатки функционального управления.
2.3. Построение функциональных моделей процессов в УГМ с применением ARIS
2.3.1. Построение eEPC-диаграмм для моделей процессов обеспечения работы служб ТОРО при планово-предупредительных ремонтах в УГМ «Как есть»
2.3.2. Построение eEPC-диаграмм для моделей процессов обеспечения работы служб ТОРО при внеплановых ремонтах в УГМ «Как есть»
Глава 3 Разработка математической модели оптимизации
3
3.1. Постановка задачи выравнивания загрузки
3.2. Применение методов построения математической модели принятия решений
3.3. Решение задачи МКВ с применением теории игр для учета предпочтений ЛПР
Глава 4 «Интеграция разработанного программного комплекса в модуль PM ERP-системы SAP»
4.1. Применение системы SAP ERP для управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования
4.1.1. Организационные уровни, предусмотренные в РМ SAP ERP
4.1.2. Рабочее место ТОРО в РМ SAP ERP
4.1.3. Описание производственного оборудования на основе технических объектов ТОРО
4.2. Планируемое ТОРО в РМ SAP ERP
4.3. Описание блок-схемы алгоритма работы программного комплекса
4.4. Описание программной реализации алгоритма
4.5. Результат работы программного комплекса по выравниванию загрузки мощностей за счет переноса дат выполнения заказов, интегрированного в ERP-систему SAP
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение. Приведены: актуальность, цель и задачи исследования,
объект и предмет исследования, методы исследования, научная новизна,
научные положения, выносимые на защиту, их достоверность и практическая
значимость полученных результатов.
В первой главе выполнен анализ методов управления службой ТОРО
при проведении планово-предупредительных ремонтов (ППР). Показано, что
для служб ТОРО планирование работ разрабатывается с учетом состояния
оборудования, нормативных сроков и видов выполнения ППР в соответствии
с годовыми и месячными графиками, анализируется структура и регламент
работы служб ТОРО.
Разработанная учеными концепция системы ТОРО основана на
определении состояния оборудования современными методами и средствами
диагностики параметров эксплуатационного ресурса, определяющего вывод
оборудования в ремонт до его отказа или аварии. Такой подход вызывает
дополнительные трудности в планировании работ по ТОРО, т.к. по
результатам мониторинга может возникнуть необходимость в срочном
ремонте и, соответственно, изменении план-графика ППР.
По результатам анализа показано, что недостаточно разработаны
теоретические подходы к созданию методов управления заказами на ТОРО,
позволяющих группировать заказы на ППР по станциям учитывая текущую
загрузку и обеспечивая ее оперативное регулирование.
Имеющиеся системы автоматизации процессов ТОРО направлены на
учёт оборудования и выполнения регламентных работ, материально-
техническое снабжение, учёт аварий и простоев оборудования, составление
отчетов.
По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии в этих
системах такого функционала, как выравнивание загрузки мощностей и
перемещение для этого дат заказов в рамках определенного горизонта
смещения, распределения заказов, сгруппированных по станциям в
зависимости от периодичности технического обслуживания, длительности
операций, т.е. мощности единиц оборудования и их понедельной
загруженности, что приводило либо к авральным работам, либо к простоям.
Нет такого функционала и в PM модуле ERP системы SAP, который
автоматизирует процессы ТОРО.
Во второй главе разработана структурно-функциональная модель
деятельности Управления Главного механика на основе процессного подхода
с применением CASE-средства ARIS, позволяющего формализовать и
анализировать процессы с различных точек зрения. Для анализа деятельности
службы ТОРО проведено графическое построение процессов при помощи
eEPC-диаграмм (Extended event driven Process Chain), состоящих из функций,
которые управляются соответствующими событиями. События фиксируют
некоторый факт, время, начало или завершение работ процесса. Окружение
функций дает понятие о необходимых данных, исполнителях и условиях
выполнения каждой функции процесса ТОРО. (Рисунок 1)
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования процесса ТОРО в
УГМ «Как должно быть»
На основании построенных диаграмм показана эффективность
применения процессного подхода, позволяющего существенно сократить
количество работников в службе ТОРО, выявить и проанализировать
информационные взаимосвязи подразделений.
Очевидно, что при планировании и управлении работами по ТОРО
задействованыкакподразделения,занимающиесядолгосрочным
планированием: Бюро планирования и анализа, Бюро ПТО, БОТиЗ, Бюро
планирования ЗИП, – так и подразделения и исполнители, занимающиеся
оперативным управлением: ПДБ, руководство РМЦ и ЦРиОТО, а также
мастера РМЦ и КРБ. Именно на этом уровне – оперативного управления
происходит уточнение планов на год и месяцы до горизонтов планирования на
декады и/или недели, и далее до расписывания работ по исполнителям на дни,
смены, и даже на время начала конкретных работ. Именно такой горизонт
планирования требует от мастеров участков и бригадиров КРБ уточнения
заданий с учетом квалификации исполнителей, категории ремонтной
сложности станочного оборудования, загрузки рабочих станций служб ТОРО,
наличия необходимого МТО и контрольно-измерительных приборов (КИП)
для ремонтно-эксплуатационных нужд. Ситуация усложняется еще больше
при возникновении незапланированных праздничных и выходных дней или их
переносе на другие даты. Возможное решение – автоматизация планирования
на данном уровне.
В третьей главе разработана математическая модель и метод решения
задачи перемещения заказов с целью равномерной понедельной загрузки
мощностей службы ТОРО с учетом горизонта смещения, допустимого для
каждого заказа, на основе метода многокритериальной оптимизации и
элементов системы принятия решений.
Введены следующие обозначения: n – количество недель; xi – текущий
номер недели, где i=1…n; m – количество заказов; qj – текущий номер заказа,
где j=1…m; qij -текущий заказ в текущей неделе; Тi – недельная загруженность,
Тmax= 40 часов – полная недельная загруженность; Тср. – усредненная
понедельная загрузка; ̃i – допустимый интервал для недельной загрузки; ti –
время выполнения одного заказа; ij – горизонт смещения заказа, причем в том
случае, когда заказ смещать нельзя, ij = 0.
∑
=1
Очевидно, что Тi = ∑
=1 и Тср.=
Если время выполнения заказа qij <Тmax, то заказ разделяется на две части,
располагаемые в двух последовательных неделях: qij = q'ij+ q"i+1, j При
переносе заказа в q'ij и q"i+1,j смещаются вместе.
Для выравнивания загрузки надо добиться, чтобы Тi→ Тср Назначим
допустимый интервал для ̃i = → [36,40], для ∀ i.
Введем матрицу Х, которая состоит из недель xi :
1
2
X=( ⋮ );
Введем матрицу заказов:
11 12 . . . 1
21 22 . . . 2
Q=( ⋮⋮⋮⋮ );
1 2 . . .
и матрицу смещения горизонта заказов:
11 12 . . . 1
21 22 . . . 2
G=( ⋮⋮⋮⋮ ), где для
1 2 . . .
заказа qj определены коэффициенты смещения b ≤ qj ≤ a, где a и b определены
заданием.
Выполним проверку величины недельной загрузки на допустимое
значение: Si = ∑
=1 < Tmax
Тогда целевая функция будет состоять из следующих элементов: Ci
=∑ ̃
=1 ≤ , где
Ci – суммарные недельные загрузки, не превышающие Tmax и
попадающие в допустимый диапазон ̃.
(1)(1)
Получим матрицу C1, где значения ≤ ̃, а строки, где > ̃i = 0.
(2)
Если Ci > ̃, получаем матрицу С2, где > Т i ср , а остальные строки = 0.
Заказы, находящиеся в этой матрице, должны быть смещены в рамках
горизонта смещения G.
Затем выполняем проверку на принадлежность заказа заданному
(2)
горизонту смещения, т.е. смещение строк матрицы С2, в матрицу С1 с
учетом матрицы G. Этот цикл повторяется до тех пор, пока матрица С2 станет
нулевой.
Если полученное решение не соответствует заданным условиям и
допустимое значение ̃ увеличить нельзя, то требуется экспертная оценка
полученного результата с привлечением лица, принимающего решение (ЛПР).
Для этого требуется разработка модели принятия решений (МПР): есть
уже сформированное множество возможных решений Х по распределению
заказов по неделям анализируемого периода и векторный критерий f. Для
векторного критерия известна цель – максимальное приближение к среднему
значению загрузки Тср. Это будет критерий f1 при минимальном количестве
перемещений заказов по неделям – f2, тогда критерии оптимальности f1, f2,,…,
fm,, определенные на множестве возможных решений X, образуют векторный
критерий f = (f1, f2,,…, ̃ ), ̃ < , который принимает значения в
критериальном пространстве m-мерных векторов ̃ . Тогда любое значение
̃ = ̃ .
f(x)= f1(x), f2 (x),..., ̃ (x))∈Rm, для определенного x∈X будет векторной
оценкой решения x. Таким образом, если ЛПР из двух возможных решений x'
и x" выбирает x', то отношение предпочтения будет: х' ≻Х х", т.е. для ЛПР
предоставляется минимальное число альтернатив, что значительно облегчает
принятие адекватного решения
В главе 4 в главе представлен алгоритм и описание работы
программного комплекса перемещения дат заказов загрузки мощностей в
службе ТОРО с учетом возможного горизонта их смещения и группирования
по станциям, реализованного автором на языке программирования ABAP4, и
интегрированный в модуль PM (Plant Mainterance) ERP SAP, позволяющий
оперативно выполнять планирование и одновременно оптимизировать
загрузку оборудования служб ТОРО, когда случаются аварии обоудования
основного производства, требующие незамедлительного ремонта и другие
внеплановые ситуации. При этом также требуется перепланирование уже
сформированных и утвержденных графиков ремонта на уровне мастеров и
бригадиров, которые должны сдвигать запланированные к выполнению
заказы, учитывая возможные или невозможные горизонты смещения этих
заказов и сохраняя равномерность загрузки рабочих станций службы ТОРО.
Укрупненная блок-схема алгоритма представлена на рисунке 2
Выравнивание загрузки осуществляется посредством перемещения ППР-
заказов из недель с высокой загрузкой в недели с меньшей нагрузкой.
Понедельная загрузка вычисляется для конкретного рабочего места с учетом:
Наличной мощности (AC) (доступное рабочее время для конкретного
рабочего места.)
НачалоB
Определяем массив избытка мощности (объем
мощности, который необходимо переместить
Группируем заказы
Определяем массив недостающей мощности (объем
мощности, который необходимо восполнить
Массив избыток мощности
i := 1 ...n
нетИндикатор группировкида
по станциям
КонецМассив недостаток мощности
i := i + 1i := 1 ...n
Массив избыток мощьности
i := 1 ...n
Отвечает условию
горизонта смещения
i := i + 1
КонецМассив недостаток мощности
i := i + 1i := 1 ...n
нетизбыточная мощность
Отвечает условию(Capacity surplus) недели
горизонта смещения
i := i + 1
данет
Перемещение
избыточная мощностьi := i + 1
(Capacity surplus) недели
да
Конец
Перемещение
i := i + 1
КонецB
Рис. 2. Укрупненная блок-схема алгоритма оптимизации процессов
загрузки мощностей в службе ТОРО
Требуемой мощности (RC).
Загрузки рабочего места (WCL).
Определяем данные по недельной загрузке:
Для рабочего места, заданного на экране выбора, вычисляем AC и RC для
каждой недели, относящейся к периоду анализа. Определим загрузку для
каждой недели WCL, суммарные мощности ∑AC и ∑RC, суммарные
среднюю недельную загрузку мощностей - ∑WCL, загрузку с учетом
коэффициента для перегруженных недель ∑WCL_OCC и коэффициента для
недогруженных недель ∑WCL_UCC, недели, содержащие избыток мощности
CS и недели, в которые перемещаются заказы, недостающую мощность MC.
Формируем заказы, соответствующие критериям: Завод, Вид заказа,
Базовые даты начала, исключаем заказы, имеющие операции с рабочим
местом, максимальный горизонт смещения - используя настроечную таблицу
параметров (Рисунок 3).
Определяем MDG и код группы периодичности технического обслуживания
MPG. Для найденных заказов определяем необходимую мощность заказа для
рабочего места ORC.
Рис. 3 - Экран определения параметров выбора и ведения значений горизонта
смещения
Результат расчета представлен на рисунке 4.
Рис. 4 – Расчетные величины заказов ППР, сгруппированные по станциям
1. При включенном индикаторе «Объединять по станциям».
1.1.Группируем заказы по принадлежности к одной группе
периодичности технического обслуживания MPG, к одной неделе и к одной
станции. Для каждой группы находим суммарную необходимую мощность
∑GORC как сумму ORC каждого из заказов, относящихся к группе.
1.2.Выбираются группы заказов с наибольшей продолжительностью
технического обслуживания, затем из них выбирается группа с наибольшей
суммарной необходимой мощностью группы – ∑GORC. Для найденной
группы заказов находим неделю с наибольшим дефицитом в рамках горизонта
смещения (MDG). Если ∑GORC больше найденного MC с учетом ранее
перемещенных заказов и ∑GORC меньше избытка мощности CS недели, (к
которой принадлежит найденная группа заказов) с учетом ранее
перемещенных заказов, то перемещается только часть заказов из группы,.
1.3.При формировании перемещаемой части заказов группы, сначала
выбираем заказы, начиная с заказов с наибольшей величиной ORC
1.4.Предыдущий шаг повторяется для группы с меньшей необходимой
мощностью. Когда все группы заказов в рамках выбранной периодичности
технического обслуживания перемещены, перемещаются заказы из групп с
меньшей необходимой мощностью группы ∑GORC и с меньшей
периодичностью технического обслуживания.
2. При отключенном индикаторе «Объединять по станциям»
2.1.Выполняетсяперемещениезаказовсмаксимальной
периодичностью обслуживания, начиная с заказов максимальной
потребностью в мощности (ORC), начиная с недели с максимальной
величиной загрузки, которую осталось из неё переместить (CS).
2.2.Перемещение выполняется на первый рабочий день недели с
наибольшим значением недостающей мощности (MC) в пределах горизонта
смещения с учетом уже перемещенных заказов.
2.3.Когда все группы заказов в рамках выбранной периодичности ТО
перемещены, перемещаются заказы из групп с меньшей необходимой
мощностью группы ∑GORC и с меньшей периодичностью технического
обслуживания. (Рисунок 5).
Рис. 5 – Результаты расчетов перемещений заказов на ППР с учетом
горизонта смещения по неделям
Более наглядно результат расчета представлен на рисунке 6, на графике 2,
изображенного синим цветом. График 1 показывает загрузку до оптимизации.
график 1 – было; график 2 - стало
Рис. 6 – Сравнение графика до оптимизации (1) и выровненной загрузки (2)
мощностей по результатам расчетов (в часах)
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
1. Выполненным анализом и теоретическими исследованиями установлено,
что оптимальная организация работы подразделений технического
обслуживания и ремонта оборудования предприятия должна основываться
на выравнивании загрузки мощностей этих служб путем варьирования дат
заказов с учетом возможного горизонта их смещения в процессе
выполнения планово-предупредительных ремонтов. Решение указанной
задачи заключается:
− в построении структурно-функциональной модели организации процесса
формирования заказа на планово-предупредительные ремонты;
− вформировании математической моделимногокритериальной
оптимизации перемещения заказов на обслуживание;
− в разработке метода организации процесса оптимального распределения
загрузки мощностей подразделений технического обслуживания и ремонта
оборудования;
− в разработке способа интеграции предложенного программного комплекса
в единую информационную структуру предприятия.
2. По результатам анализа теоретических положений и современных
подходов к организации работ в службах технического обслуживания и
ремонта оборудования и современных систем автоматизации этих
процессов, установлено отсутствие разработанных:
− структурно-функциональныхмоделейорганизациидеятельности
подразделений технического обслуживания и ремонта оборудования с
применением процессного подхода
− моделей, методов и средств автоматизации для организации процесса
формированияпоследовательностизаказовнапланово-
предупредительные ремонты, способных оперативно решать задачу
повышения равномерной загрузки оборудования;
− математической модели и метода решения задачи варьирования заказами
на обслуживание с применением метода многокритериальной
оптимизации для равномерной загрузки мощностей подразделений
технического обслуживания и ремонта технологического оборудования с
учетом возможного горизонта смещения этих заказов.
3. Установлены закономерности формирования заказов на планово-
предупредительные и ремонтные работы, позволяющие разработать
алгоритм выполнения оптимизационных процессов загрузки мощностей в
службе технического обслуживания и ремонта оборудования,
реализованный в программном комплексе на языке ABAP4.
4. Программный комплекс интегрирован в модуль PM ERP - системы SAP и
внедрен на предприятии AO «Мерседес-Бенц РУС» в г. Ярославль. В
результате применения данного программного комплекса достигнуто
выравнивание загрузки мощностей с уменьшением максимальных пиковых
нагрузок в исследуемом периоде в среднем на 48,6%.
1.1. Анализ современного состояния отрасли знаний и имеющиеся проблемы
В современном понимании организация производства является как системой научных знаний, так и практической деятельности, где успешно разработаны методы, позволяющие эффективно объединять трудовые ресурсы и средства производства, выстраивать организационные и технологические процессы основного и вспомогательного производства, обеспечивая нужную функциональность, производственную эргономику, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Таким образом такая отрасль знания, как организация производства изучает производственные системы, закономерности их формирования и развития на основе методов, обеспечивающих эффективность работы всех частей этих систем в быстро изменяющихся условиях их функционирования.
Исследование закономерностей в организации производства предполагает применение системного подхода, позволяющего выстроить в логическую цепь технические, технологические, социологические и экономические аспекты в их взаимозависимости.
Системный подход предполагает наличие определенных целей, которым должно соответствовать производство, созданное для достижения этих целей, а все функционирование всех элементов производственной системы должно быть подчинено выполнению отдельных частей общих целей. В таком понимании производственная система будет иметь возможность адаптации при изменении внешних и внутренних условий. Производственная система обладает структурой с организационно- техническим уровнем, определяющим вид предприятия – полного цикла, сборочные, специализированные по выпуску отдельных изделий, заготовительные.
Из вышесказанного следует, что организация производства – это многовекторное научное направление, изучающее и оптимизирующее производственную систему во всех ее проявлениях.
Научные основы, категории и принципы, позволяющие эффективно организовывать различные виды производственных систем, рассматривать предприятие, как целостную систему, развивающуюся по определенным законам, изучались и формировались такими учеными, как Акбердин Р.З., Власов Б. В., Первозванский А.А., Туровец О.Г., Ушаков И.А., Ямпольский Е.С., Якобсон М.О., Ящура А.И. [86, 85, 113, 90, 126,122, 131, 132].
Эти ученые внесли огромный научно-практический вклад в развитие основ организации управления производством. Было определено понятие процесса производства, как комплекс технологических операций и переходов по выпуску продукции, а также вспомогательных процессов, призванных обеспечить качественную работу основного производства.
Научная организация производства определялась, как эффективное сочетание трудовых, материальных и иных ресурсов для выпуска определенного количества качественной продукции в заданные сроки при минимальных затратах на ее изготовление.
Также уделялось серьезное внимание вопросам анализа и оценки уровня организации производства, структурам производственных систем и процессов, проектирования технических и технологических производств, а также проектированию вспомогательных производств, поэтому во многом определили значимость и пути организации и развития служб ТОРО, как важного производственного подразделения, реализующего планово- предупредительный ремонт оборудования основного производства.
Значительная часть исследований была посвящена проблемам повышения эффективности, и в частности, средствам планирования и управления производственными процессами при современном уровне организации производства. Разрабатывались научные, организационные и практические методы, позволяющие оптимизировать планирование, нормирование и ход выполнения основных производственных процессов. Показано место и значение технического обслуживания и ремонта оборудования основного производства, разработаны подходы к сокращению времени простоев оборудования при выполнении планово- предупредительных ремонтов, внеплановых ремонтов – при отказе оборудования, текущему ремонту по фактическому состоянию, определяемому по целому ряду методик, включающих: выбор ремонтного цикла на основе диагностики, управление оборудованием и надежностью, учет влияния режимов работы и т.п.
1.2. Развитие научного подхода к организации производства
Современные подходы к организации работ в службе ТОРО средних и крупных машиностроительных предприятий разрабатывались такими авторами, как: Аносов, Ю. М., Кабаков, B. C., Сачко Н.С., Егорова Т.А., Кушнарев Л. И., Омельченко И.Н., Орлов А. И., Ставровский М. Е., Семенов В.В., Фатхутдинов Р.А., Новицкий Н. И., Дубровин, И. А., Насыров Ш. Г. и др. [3, 28, 110, 23, 46, 47, 31,34,64,81,82,83, 27, 51, 116,117, 105,111,117, 127, 66, 21, 58].
В этих работах предложены интегрированные производственно- корпоративные структуры, типовые организационные структуры, показано место ремонтных служб в зависимости от масштабов и типа производства, а также от вида и расположения оборудования, обеспечивающего выпуск продукции предприятия.
Разработаны методики, применимые при реализации задач служб ТОРО, такие как: структурная аналитика оборудования основного производства предприятия для оптимизации выполнения работ по обслуживанию и ремонту; выбор основных критериев для осуществления ремонта; проведение планово-профилактических мероприятий в соответствии с рабочей документацией на оборудование; изменение плановых работ по состоянию оборудования; оптимизация структуры ремонтных циклов; диагностирование и прогнозирование технического состояния оборудования по результатам мониторинга; методики расчета эффективных режимов работы, сроков эксплуатации и замены оборудования; выполнения анализа стоимости владения; определения видов, существующего уровня и прогнозирования надежности, а также критичности отказов; методики оптимизации номенклатуры, управления местами хранения и уровнем запасов.
«Ремонтное хозяйство предприятия представляет собой совокупность отделов и производственных подразделений, занятых анализом технического состояния технологического оборудования, надзором за его состоянием, техническим обслуживанием, ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное и улучшению его использования.» [127, стр.34]
В трудах современных отечественных и зарубежных ученых можно найти теоретические исследования и практические рекомендации в данной области, направленные на разработку принципиальных схем и методик организации работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (ТОРО), определение производственных и финансовых показателей, механизмов учета отказов и контроля качества ремонтов и правил эксплуатации оборудования, а также систем планирования ТОРО. В части планирования работ по ТОРО предусматриваются 3 основных вида ремонтов, которые выполняются в соответствии с утвержденным годовым графиком ППР по категориям для всего оборудования предприятия с учетом ремонтных циклов (РЦ) между капитальными ремонтами. Структура РЦ определяет очередность выполнения видов ремонтов и технического обслуживания во время РЦ, которые могут выполняться, например, по следующей схеме [132]:
К-ТО-ТО-М1-ТО-М2-ТО-С-ТО-ТО-М3-ТО-К, где К – капитальный ремонт,
ТО – еженедельное техническое обслуживание, М – малый ремонт,
С – средний ремонт).
Разработан целый ряд видов работ в системе планово- предупредительных ремонтов, учитывающих уровень их сложности.
Приведем эти работы по увеличивающейся сложности:
посменные профилактические работы и наладка оборудования;
еженедельное и/или ежедневное техническое обслуживание;
текущий (мелкий) ремонт;
средний ремонт;
капитальный ремонт;
полная модернизация.
Плановое обслуживание и ремонт. Вышеперечисленные мероприятия
могут быть регламентированы по кварталам, месяцам, неделям с возможностью корректирования объемов работы. Также регламентом может определяться наработка в часах, контроль, режим работы оборудования. Кроме регламентированных работ фактическое состояние оборудования может служить основанием для внепланового обслуживания оборудования, когда определяются допустимые
выполняется контроль и/или прогноз уровня надежности. Все эти работы в комплексе с учетом нормативов на межремонтное обслуживание и составляют систему ППР.
При планировании регламентных работ в системе ППР кроме их вида рассчитываются: сроки, сложность и время выполнения (длительность) ремонта с учетом категорий ремонтной сложности оборудования; необходимое материально-техническое обеспечение, соответствующее план- графику; суммарный объем (трудоемкость) и календарная разбивка ремонтов по предприятию в планируемом периоде; требуемая численность и квалификация ремонтного персонала и соответствующий фонд заработной платы; время простоя основного оборудования, выводимого для ремонта.
Подготовительные работы в значительной степени определяют качество ремонта оборудования — это своевременная разработка как дефектных ведомостей, так и на их основании спецификаций на ремонтные работы, что позволяет своевременно уточнить выделенные средства на план-график выполнения ППР.
Внеплановый ремонт и обслуживание. Кроме регламентных (плановых) ремонтов и обслуживания существует и внеплановое, реагирующее или аварийно-восстановительное обслуживание и ремонты, которые выполняются по потребности.
Обычно это срочные ремонты, нарушающие план-график ППР, требующие значительного увеличения нагрузки на ремонтные службы вплоть до выхода рабочих в третью смену. Понятно, что о равномерности загрузки персонала здесь не может быть и речи.
Следует заметить, что при применении обычной системы ППР без оптимизирующих методик около 50% работ выполняется по формальным признакам – по времени эксплуатации, по календарному плану, а не по
уровни критических параметров, необходимости, что приводит к зависимости затрат от объемов выполняемых напрасно работ и, следовательно, к рискам внеплановых остановов.
Разумеется, есть и положительные аспекты, такие как: проработанность процесса ППР на базе методического, материально-технологического обеспечения и регламентов ремонтов, разработанных производителем оборудования, что довольно удобно для ремонтного персонала.
Обслуживание по фактическому состоянию (ОФС) – это диагностика и прогноз технического состояния оборудования, выполняемая аппаратными средствами при мониторинге, что позволяет определить почасовую наработку на отказ, комплекс основных параметров эксплуатационного ресурса, определяющих момент вывода оборудования в ремонт до его отказа или аварии. [142].
ОФС позволяет существенно повысить эффективность контроля технического состояния узлов и деталей оборудования, определять причины критического изменения их состояния, прогнозировать наступление критичного уровня дефектов, увеличить время межремонтного периода, но не допускать поломок и аварийных состояний. Однако применение технологии ОФС, основанной на техническом диагностировании (ТД) и неразрушающем контроле (НК), требует наличия довольно дорогого диагностического оборудования, программного обеспечения и высококвалифицированного обслуживающего персонала. Возможность прогнозирования внезапных и постепенных отказов оборудования основывается на экстраполяции имеющихся на определенном периоде времени данных в будущий период, при этом диагностика производится на реально работающем оборудовании без его остановов с применением следующих математических методов: экспертных оценок, аналитических исследованиях поступающих данных, методов теории вероятностей и математической статистики, а также распознавания образов и виртуальной реальности. Заслуживают внимания разработанные механизмы:
1. для обнаружения причин отказов выполняется фиксирование и анализ отказов с последующей разработкой организационно- технических мероприятий и документации по устранению их причин, назначение ответственных;
2. для контроля правильности эксплуатации оборудования – работа на допустимых режимах, отслеживание сроков и качества ТОРО с отметками в журналах по эксплуатации;
3. дляконтролякачестваТОРО–пооперационноготехнологического,с соблюдением нормативной ТД, и инструментального контроля с оформлением соответствующей документации
В результате исключается ремонт работоспособного оборудования и выполнение работ по ТОРО в процессе функционирования основного производства, уменьшение стоимости ремонтов и повышение эффективности планирования, учета запасных частей и инструментов (ЗИП) на складах и обслуживания оборудования до 15%. Дополнительно повышается качество работы на основном бездефектном оборудовании, обеспеченное своевременным ТОРО.
1.3. Анализ программной реализации автоматизированных систем управлением работ в службах ТОРО
В настоящее время существует целый ряд отечественных и зарубежных программных продуктов для управления процессами технического обслуживания и ремонта оборудования машиностроительных предприятий.
Для их создания отечественными и зарубежными исследователями, такими как Horst Keller, Sascha Krüger, Tanmaya Gupta, James Wood, Joseph Rupert, Kiran Bandari, Стивенс Род, Левитин А.В., Красиков И.В., Луридас Панос, Скиена С., Клеппман Мартин, разработаны оригинальные алгоритмы и программное обеспечение (ПО), послужившие основой для решения задач
межцехового и внутрицехового планирования MES-систем (систем управления производственными процессами на цеховом уровне), а также для управления процессами ТОРО: «1С: Предприятие 8. ТОиР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования», «Турбо ТОРО», «Диспетчер», «Галактика ЕАМ», «Process Mining для ТОиР», Oracle Primavera, ERP SAP PM.
За рубежом наиболее проработанным ПО в части автоматизации процессов ТОРО является модуль SAP PM (Plant Maintenance) , функционал которого описан следующими авторами: Karl Liebstückel, Khaled Saeed Dahrog, и др.
В отечественных разработках вышеперечисленных систем реализованы следующие основные функции, касающиеся непосредственно обеспечения работ по ТОРО, это функции: хранения технической документации и истории выполненных работ, актуализации данных по оборудованию предприятия и возможность создания его 3D-моделей, планирование и отслеживание графика ППР, администрирования, управления местами хранения и запасами материально-технического обеспечения ремонтных работ, управления нарядами на ремонтные работы, включая отслеживание освидетельствований состояния оборудования после ремонтов (управление актами выполненных работ), составления отчетов. В некоторых системах реализованы функции аналитики отчетной информации и предикативного обслуживания по данным контролирования и диагностирования оборудования (Система ТУРБО ТОРО, Галактика ЕАМ, Process Mining для ТОиР). Кроме вышеперечисленного в системе Галактика ЕАМ существует возможность мониторинга ключевых показателей, позволяющих организовать временную замену оборудования, внезапно вышедшего из строя, а система Process Mining для ТОиР позволяет выполнять бюджетирование и контроль финансов, а также планировать дополнительно к ППР закупки МТО и ЗИП, отслеживая договора с контракторами. Модуль SAP PM (Plant Maintenance) является реализацией типовой модели ТОРО, определенной методологией EAM. По определению Британского института стандартов, «EAM (Enterprise Asset Management) — систематическая и скоординированная деятельность организации, нацеленная на оптимальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами на протяжении всего жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации» [143, 144].
EAM позволяет учитывать данные об оборудовании и его нормативном обслуживании с ведением соответствующей актуальной и «исторической» документации, данные о наработке и простоях, перемещении. Имеется возможность: разработки графика ППР и планирования сопутствующих ресурсов, включая ремонтный персонал; контроля заказов затрат и остатков; формирование нарядов и учет выполнения работ; план-фактного анализа расходов на ТОРО и т.д.
Практически все вышеперечисленные системы автоматизации процессов ТОРО в той или иной степени реализовали методологию EAM, которая позволяет сокращать затраты на ТОРО приблизительно на 25-30% за счет уменьшения количества аварий и затрат на сверхурочные работы. По данным международного агентства A.T.Kearney, [145].
Однако в этих системах план-график ППР составляется по вводу необходимых данных вручную (даты, периоды, ремонтные подразделения и оборудование, виды работ), а затраты на ППР рассчитываются автоматизировано только в части обеспечения/списания годового и месячного плана работ по ППР, т.е. все эти системы не обладают гибкостью планирования, необходимой для еженедельной и ежедневной корректировки графика ППР.
1.4. Обоснование выбранного предмета исследований.
Предметом исследования в данной диссертационной работе являются методы и средства информатизации планирования и управления 14
производственными процессами в службах технического обслуживания и ремонта оборудования и их результатами.
По результатам выполненного анализа методов управления службой ТОРО при проведении планово-предупредительных ремонтов (ППР) выявлено, что основное внимание авторы уделяли повышению эффективности основного производства, в то время как для служб ТОРО планирование работ предлагается выполнять только с учетом состояния оборудования, нормативных сроков и видов выполнения ППР. Причем предприятия обязаны составлять только годовые и месячные графики ППР. Кроме того, анализируется структура и регламент работы служб ТОРО в зависимости от размеров и специфики предприятий.
Разработана общая концепция системы ТОРО, основанная на определении состояния оборудования современными методами и средствами диагностики, показаны возможности применения процессного подхода в структуре службы ТОРО.
Однако, по результатам выполненного обзора можно сказать, что до настоящего времени недостаточно разработаны теоретические подходы к созданию методик планирования работ в службах ТОРО, позволяющих группировать заказы на ППР по станциям с учетом текущей загрузки мощностей и возможностью оптимального регулирования загрузки с применением методов многокритериальной оптимизации.
При выполнении обзора и анализа существующих систем автоматизации оперативного планирования и управления цехового уровня – MES-систем (Manufacturing Execution System) показано, что системы такого уровня предназначены для планирования, синхронизации, координации и оптимизации выполнения производственного задания цеха на основе объемно-календарного планирования, расчета необходимых для этого ресурсов и управления заказами на выпуск основной продукции предприятия. Есть возможность формирования соответствующих документов для закупок необходимых материалов и комплектующих изделий. Автоматизируется процесс создания цеховых подетальных планов производства и их контроля.
Системы управления ТОРО направлены на автоматизацию таких процессов, как учёт оборудования и выполнение регламентных работ по ТОРО, материально-техническое снабжение процессов ТОРО, учёт аварий и простоев оборудования, составление отчетов по ТОРО. [146, 147, 148, 149].
По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии в этих системах такого функционала, как выравнивание загрузки мощностей и перемещение для этого дат заказов в рамках определенного горизонта смещения. Нет такого функционала и в PM модуле ERP системы SAP, который автоматизирует процессы ТОРО на базе методологии EAM. Поэтому для еженедельной и ежедневной корректировки план-графика ППР, приходилось вручную вводить даты выполнения заказов без возможности оптимизации и выравнивания загрузки мощностей службы ТОРО, что приводило либо к авральным работам, либо к простоям.
Известно, что процессы ТОРО включают в себя разнородные технологические операции, описаны методы распределения материально- технических ресурсов для выполнения планово-предупредительных ремонтов.
Однако в нашем случае стояла задача выравнивания загрузки производственных мощностей при обслуживании дорогостоящего автоматизированного оборудования, а именно, производственной линии. Для этого необходимо принимать серию решений, зависящих от реальной производственной ситуации, рассматривать распределение заказов, сгруппированных по станциям в зависимости от периодичности технического обслуживания, длительности операций, т.е. занятости единицы оборудования (мощности единицы оборудования) и понедельной загруженности мощностей. Для программной реализации поставленной задачи, необходимо создание модели многокритериальной оптимизации процессов службы ТОРО, которая позволит выполнить необходимые расчеты и представить возможность выбора вариантов для принятия обоснованных решений по оптимальной загрузке оборудования.
Разработка модели и метода решения таких задач является основой для последующей автоматизации этих процессов и интеграции разработанного программного комплекса в PM модуль ERP системы SAP.
В вышеперечисленных работах исследованы некоторые возможности прогнозирования и анализа поломок, в модуле SAP PM реализованы функции составления графика ремонтных работ, но проблема автоматизированного изменения дат заказов на планово-предупредительный ремонт с целью равномерного распределения загрузки оборудования с учетом горизонта смещения в службах ТОРО ни в MES-системах, ни в идеологии ERP-систем, ни в EAM методологии, не рассматривалась [144].
В теоретических исследованиях такие возможности представлены без учета выравнивания загрузки мощностей и ограничения возможного изменения дат заказов (сдвигов) в рамках горизонта смещения.
1.5. Обоснование необходимости исследований в области оптимизации процессов в службах ТОРО
Недостаточное изучение методов и средств информатизации планирования и управления производственными процессами и их результатами, в частности, процессов управления распределением заказов на планово-предупредительный ремонт (ППР) с целью равномерной загрузки мощностей в службах технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) предприятий, – один из важнейших факторов недостаточной эффективности работы этих служб. Хотя процессы работы в службах ТОРО являются вспомогательными для выпуска основной продукции предприятий, тем не менее их низкая эффективность существенно влияет на сроки выпуска и качество основной продукции, а следовательно, и на ее конкурентоспособность.
Причем следует заметить, что затраты на обслуживание и ремонт в настоящее время значительно увеличиваются. Это обстоятельство можно объяснить тем, что традиционно ремонтной службе предприятий, как вспомогательному производству, выделялось финансирование по остаточному принципу, обеспечивая главным образом основное производство.
Такой же подход осуществлялся и в области информатизации, и в исследовании проблем оптимизации в практике управления процессами ремонтной службы, хотя в современной научной литературе появляется все больше публикаций, в которых находят отражение результаты теоретических и прикладных исследований в этой области [3, 8, 19, 22, 23, 24, 27, 31, 34, 35, 46, 49, 50, 55, 78, 79, 81, 82, 100, 118, 120, 126].
Применение процессного подхода. Новые международные и отечественные стандарты в областях управления качеством, управления активами и рисками имеют в своей основе процессный подход к управлению [106, 107, 108, 130, 136, 137].
Очевидно, что и в области ТОиР также можно повысить эффективность, если применять процессный подход к управлению. Многие проблемы, связанные с отсутствием формализованных процессов управления, проявляются при проектах внедрения информационных систем, а также реорганизации функционально организованных производственных процессов. Эти проблемы можно устранить, рассматривая процессы в их совокупности, когда каждый из них направлен на достижение общей конечной цели, имеет владельца процесса, управляющего необходимыми для его выполнения ресурсами, имеет одну модель с определенными целевыми показателями эффективности.
Сложность применения процессно-ориентированного подхода в ТОРО заключается в том, что сама предметная область очень сложная. На сегодняшний день нет единственно правильной модели организации этой функции, которая позволяет гарантированно получить желаемый результат. Большинство систем управления ТОРО на наших предприятиях построено и функционирует на экспертном опыте конкретных людей, которые реально знают свое оборудование и в режиме реального времени управляют работами по поддержанию его работоспособности. Очевидно, что такой подход нельзя назвать эффективным. Люди и их опыт может быть разным, уход этих людей не должен никак прерывать целостность всей системы управления, а зачастую целостность всего бизнеса.
Поэтому необходимо описать наиболее важные процессы в виде модели «как должно быть», которой должна соответствовать современная организация ТОРО. Основной проблемой при проектировании новых процессов является то, что люди, которые их проектируют, никогда в них не работали, и понять, на базе чего делать передовую систему, зачастую не могут
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!