Прогнозирование фрикционно-износных и эксплуатационных характеристик узлов трения использованием физического моделирования

Лагузин Алексей Борисович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
1. Состояние вопроса и задачи исследования
1.1. Силовые установки автотракторной техники и анализ факторов влияющих на их надежность
1.2. Анализ исследований повышения долговечности силовых передач
1.3. Выводы и задачи исследований
2. Теоретические предпосылки улучшения эксплуатационных характеристик силовых установок и передач
2.1. Механизм действия присадок, повышающих эффективность смазочных материалов
2.2. Теория моделирования процессов трения и изнашивания в машинах
2.2.1 Модель исследований, формирующая базу данных для стендовых испытаний, позволяющая учитывать нагрузочные режимы и факторы внешней среды при движении ТС.
2.2.2 Физическая модель определения фрикционно-износных характеристик узлов трения с использованием законов подобия, учитывающих процессы контактного взаимодействия твердых тел
2.3. Выводы по главе
3. Программа и методики проведения исследований
3.1. Общая программа исследований
3.2. Выбор материала для исследований
3.3. Методика определения трибологических характеристик
3.4. Перечень средств измерений и испытательного оборудования
3.5. Оценка результатов испытаний
3.6 Порядок расчёта оценочных параметров
2
4. Результаты исследований и их анализ
4.1. Результаты исследования влияния антифрикционной присадки на экономические, мощностные и экологические показатели силовых установок
4.2 Оценка состояния деталей двигателя после испытаний………………………..97
4.3 Результаты испытания транспортного средства на стенде с беговыми барабанами и в климатической камере
4.4. Результаты испытаний влияния антифрикционной присадки на температурные режимы силовой передачи в составе транспортного средства
4.5. Выводы по главе
5. Практическая реализация результатов исследования и технико-экономическая оценка
5.1. Технология безразборной обработки подвижных сопряжений узлов трения антифрикционным составом
5.2. Экологическая оценка применения АП
5.3 Экономическая оценка применения АП
5.4. Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А. СТО 31697153-ААИ 004-2019. Метод оценки антиокислительных свойств масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Проведение испытания автомобилей проекта «Единая модульная платформа»…………………………..185 ПРИЛОЖЕНИЕ В. Технический отчет No700-11-хх/хх «Испытания по оценке влияния антифрикционного состава «присадки» на температурные режимы главной передачи задней в составе автомобиля»………………………………….201
3

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Технический отчет «Сравнительные испытания по оценке влияния антифрикционной присадки на экологические, экономические, мощностные, динамические и эксплуатационные показатели транспортных средств и их компонентов»………………………………………………………….202 ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Акты реализации результатов исследований………………..203 ПРИЛОЖЕНИЕ Е. ТУ 20.59.42-012-42481315-2021. Антифрикционная присадка………………………………………………………………………………205 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА Президента РФ. За большой вклад в реализацию проекта «Единая модульная платформа»…………………………….218 ПРИЛОЖЕНИЕ З. Почетное звание «Почетный машиностроитель». Министерство промышленности и торговли РФ………………………………….219

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы,
изложена научная новизна, практическая значимость работы и основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе представлены теоретические основы трения, износа и смазки в узлах трения машин и механизмов.
Изучением механизма трения и износа, и созданием науки трибологии занимались такие ученые как: А.С. Ахматов; М.В. Райко; К.И. Климов; Г.И. Кличкин; П.А. Ребиндер; М.М. Хрущов; И.В. Крагельский; Б.И. Костецкий; П.Е. Дьяченко; А.А. Липгарт; Б.Я. Гинцбург и др.
Отмечено что одним из направлений повышения износостойкости узлов трения и улучшения их эксплуатационных характеристик является введение в смазочное масло присадок способствующих улучшению условий смазывания.
Как показал анализ, наиболее перспективными на рынке показали себя три группы присадок:
1. Металлоплакирующие – мелкодисперсные порошки или ионы пластичных металлов (медь, олово, цинк, свинец).
2. Маслорастворимые органические соединения с углеводородным радикалом.
3. Органические соединения с фторуглеродным радикалом не растворимые в масле (с маслом образуют эмульсию).
Наряду с положительными моментами металлоплакирующие присадки имеют ограничение в применении, так мелкодисперсная фракция может быть применена только в трансмиссии. Только в трансмиссии, могут быть созданы условия для адгезии мелкодисперсных частиц. В случае применения масел с ионами меди для двигателей, образуется медная пленка вызывающая электрохимическую коррозию.
ПАВ с углеводородным радикалом позволяют влиять не на все виды смазки, только в режиме граничного трения. Следовательно, в режиме
эксплуатации ожидать улучшения эксплуатационных характеристик не приходится.
Особенность имеют ПАВ с фторуглеродным радикалом, за счет придания поверхности лиофобных свойств удается уменьшить гидродинамическое трение, т.е. уменьшить внутреннее трение. Это свойство позволяет улучшать такие характеристики, как удельный расход топлива, мощность, холодный пуск и т.д.
Поэтому задачей данной работы является разработка универсальной присадки к смазочным материалам, позволяющей улучшить как фрикционно- износные, так и эксплуатационные характеристики узлов трения. А также провести оценку эффективности антифрикционной присадки (АП) в режиме эксплуатационных испытаний.
Обзор и анализ доступных литературных источников позволяет поставить следующие задачи:
1. Проанализировать работу трибосопряжений силовых установок и передач в условиях эксплуатации.
2. Провести анализ поверхностно-активных веществ и разработать антифрикционную присадку, позволяющую уменьшать гидродинамическое трение и трение при граничной смазке.
3. Разработать модель исследований для стендовых испытаний, позволяющую учитывать нагрузочные режимы и факторы внешней среды при движении ТС.
4. Разработать физическую модель определения фрикционно-износных характеристик узлов трения с использованием законов подобия, учитывающих процессы контактного взаимодействия твердых тел.
5. Провести анализ полученных результатов исследований и разработать рекомендации по практическому применению присадки в различных узлах трения.
Во второй главе представлены теоретические предпосылки использования в качестве эффективных антифрикционных присадок к смазочным маслам поверхностно-активных веществ (ПАВ).
Образовавшаяся на поверхностях трибосопряжений пленка фтор- ПАВ придает им гидро- и олеофобные свойства. Данные свойства приводят к тому, что граничные слои масла «проскальзывают» на поверхностях трибосопряжений. В результате уменьшается гидродинамическое трение за счет уменьшения градиента скорости. Механизм снижения гидродинамического трения в трибосопряжениях приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Механизм снижения гидродинамического трения
в трибосопряжениях
ВВ- подвижный элемент сопряжения; АА – неподвижный элемент сопряжения;
V – относительная скорость движения элементов сопряжения; – толщина элементарного слоя смазочного материала, между которыми при наличии градиента скорости возникает внутреннее трение; – скорость i-го слоя; Н – толщина слоя смазочного материала; – мнимая высота слоя смазки.
В формуле определяющей силу гидродинамического трения значение
градиента скорости принимает меньшее значение: > , что приводит к
уменьшению гидродинамического трения.
Таким образом, применение фтор-ПАВ позволяет улучшить
эксплуатационные характеристики силовых установок (мощность, удельный расход топлива и т.д.) за счет уменьшения гидродинамического трения.
Однако полученные поверхностью сопряжений олеофобные свойства
снижают эффективность смазочного масла при граничном трении. 9

Для получения маслорастворимого ПАВ перфторированную карбоновую кислоту смешивают с первичным алифатическим амином в эквимолярном соотношении (1:1). При этом происходит перенос протона из карбоксильной группы кислоты на свободную пару электронов азота амино-группы. В результате образуется соль, в которой аммониевый катион связан с анионом кислотного остатка посредством ионной связи:
n = 1-3; m = 10-24
В результате образуется гибридная молекула с углеводородным и
фторуглеродным радикалом. Полученные ПАВ позволяют получить на поверхности трения молекулярную пленку решающую компромиссную задачу по уменьшению гидродинамического трения и трения при граничной смазке.
Для прогнозирования эксплуатационных характеристик узлов трения с применением антифрикционной присадки разработана модель исследования (рисунок 2).
Модель исследования для определения эксплуатационных характеристик силовой установки формирует базу данных, позволяющую воспроизвести на стенде процесс эксплуатационных испытаний с учетом нагрузочных режимов и факторов внешней среды.
Измерительная система включает в себя блок сбора и записи данных, антенну для установки связи со спутниками GPS или ГЛОНАСС.
Измерительная система посредством связи со спутниками GPS или ГЛОНАСС производит сбор и последующую запись данных о пути, пройденном ТС, времени движения, а также скорости.
Влияние сопротивления качения и аэродинамического сопротивления для стендовых испытаний определялось по выбегу ТС на динамометрической дороге Центра испытаний «НАМИ».
Объект испытаний
Измерительная система (Racelogic VBOX 3i)
Система обработки данных
Формирование базы данных
Рис. 1. Модель сбора и обработки информации для формирования исходных данных для испытательного стенда
Рисунок 2 – Модель исследования, формирующая базу данных для стендовых испытаний.
Определение фрикционно-износных характеристик, осуществляется в два этапа:
1. Измерение температуры в узлах трения силовой передачи (СП) при различных режимах эксплуатации и формирование базы данных (рисунок 3).
2. Физическое моделирование пары трения СП для определения триботехнических характеристик: коэффициента трения и износа. Пара трения моделируется с использованием законов подобия и процесс реализуется на машине трения.
Измерение температуры осуществляется посредством термопар (ТП), закрепляемых на корпусе заднего редуктора. Сигнал с ТП поступает на
аналого-цифровой
Блок управления двигателем
Испытательный стенд
Задний редуктор
ТП1 … ТП2 …
… ТПn
CAN
Аналого-цифровой преобразователь
CAN
Система сбора данных
LAN
ЭВМ
(АЦП), преобразование
преобразователь
выполняющий
входного сигнала в дискретный код.
Оцифрованный сигнал с АЦП поступает на систему сбора данных IMC CRONOSflex CRFX- 400, производящей хранение и передачу данных на ЭВМ в режиме реального времени по LAN, либо с помощью флеш
IMC Studio IMC FAMOS
Функциональные зависимости изменения температуры от режима движения
Рис. 2. Модель измерения температуры в трибосопряжении при различных Рисунок 3 – Модель исследований для
режимах эксплуатации (ТПn – термопара, где n = 10 – количество термопар) регистрации объемных температур в различных
точках СП при эксплуатационных испытаниях (ТПn – термопара, где n = 10 – количество термопар)
Diadem National Instruments
Визуализированная информация о распределении температуры в различных точках трибосопряжения
накопителя.
Полученные таким методом данные используются также для построения
3D модели изменения температур в СП на различных режимах эксплуатации ТС, посредством программы Diadem National Instruments. Результатом является визуализированная 3D модель изменения температуры в СП, позволяющая анализировать распределение температурных полей в объеме трибосистемы.
В физической модели использовался критерий подобия – равенство отношений номинальных площадей трения к характерному размеру трения для оригинала и модели:
где , – номинальные площади трения оригинального и моделируемого сопряжения соответственно;
, – характерные размеры* элементов оригинальной и моделируемой пары
трения.
* – отношение площади свободной (не находящейся в контакте) поверхности элементов пары трения к его объему.
Определение триботехнчиеских характеристик при заданных значениях температур осуществлялось на машине трения (схема пары трения диск- колодка).
В третьей главе «Программа и методики проведения исследований» представлена программа исследований. Методика определения износа и триботехнических характеристик с использованием машины трения ИИ 5018. Приведено лабораторное оборудование с описанием его технических характеристик, используемое при проведении научных исследований в рамках выполняемой диссертационной работы. Методика оценки влияния антифрикционной присадки на экологические, экономические, мощностные, динамические и пусковые показатели силовых установок представлена в главе с детальной проработкой этапов испытаний: подготовка объекта к испытаниям,
12

проведением и обработкой результатов на моторном динамическом стенде и стенде с беговыми барабанами.
Рисунок 4 – Внешний вид двигателя на моторном стенде
моторном стенде в ходе испытаний представлен на рисунке 4.
Значения показателей двигателя после наработки 5, 50, 100 часов приведены в таблице 1 и на рисунке 5.
После применения присадки при работе двигателя с полностью открытым дросселем по внешней скоростной характеристике зафиксировано:
– увеличение крутящего момента (Мk) в среднем на 4,1%;
– увеличение мощности (Ne) в среднем на 3,0%;
– снижение удельного расхода топлива (ge) в среднем на 3%.
После пятидесятичасовых испытаний значения Мk, Ne, ge изменились на 1,6%; 0,6; 0,6% соответственно и наблюдалась стабилизация результатов до 100-часовых испытаний.
Расход топлива (G цикл) за цикл, имитирующий характерный режим эксплуатации продолжительностью 1 час при добавлении АП в масло в среднем снизился на 5,6% относительно расхода топлива за цикл, полученного за период испытаний двигателя с базовым моторным маслом.
В четвертой главе «Результаты исследований и их анализ».
Представлены результаты
влияния
присадки на
мощностные
показатели силовых установок. В качестве объекта испытаний был использован двигатель ВАЗ-11194 No 000094 в комплектации «ЕВРО- 5». Внешний вид двигателя на
антифрикционной экономические, и экологические

Рисунок 5 – Графики изменения крутящего момента (МК), мощности (Ne), и удельного расхода топлива (ge)
Таблица 1 – Изменение содержания СО, СН, NOx, СО2 в отработавших газах измеренное в наиболее характерных режимах работы двигателя (n = 2800 мин – 1 , Мк = 60 Нм, и n = 4200мин – 1 и Мк = 90 Нм)
Этап испытаний
Без присадки
После 5 ч
С присадкой После 50 ч После 100 ч
Концентрации выбросов вредных веществ после нейтрализатора
СО2, %
8,1
7,7
7,8
7,9
СО, %
0,105 0,098 0,104 0,110
СН, млн –1
87 85 86 82
NOx, млн –1
112
110
105
108
После применения антифрикционной присадки зафиксировано снижение выбросов диоксида углерода (СО2) в отработавших газах на величину до 5 %.
Оценка влияния присадки на состояние двигателей двигателя состоит в определении степени загрязнения поршней (таблица 2).
Таблица 2 – Оценка загрязненности поршней в баллах после испытаний двигателя
Подвижность поршневых колец
Поршень 1 Поршень 2 Поршень 3 Поршень 4 Среднее 00000
1 0,3 0,4 0,5
0,4 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,3 0,3 0,2 0,2
Канавки 2
3 0,3
0,3 0,3 0,4 0,3 0,3
Перемычки
1 0,3
2 0,3
0,3 0,6
0,3 0,3 0,2 0,2 0,2
Донышко
Результаты оценки загрязненности поршней (в баллах) показали низкое
нагарообразование на поверхностях поршней 0,3 балла по 10 бальной шкале в соответствии с методикой СТО 31697153 ААИ 004-2019.
Результаты испытаний ТС на стенде с беговыми барабанами с добавлением антифрикционной присадки в моторное масло и масло трансмиссии представлены в таблицах 3,4.
Таблица 3 –
Без присадки
С присадкой
Изменение, %*
Сравнение результатов испытаний ТС по оценке динамики разгона
Среднее время разгона, с
(V нач. = 80 км/ч – V кон. = 130 км/ч)
29,34 28,53 -2,8
*- «+» – увеличение, «-» – снижение
Таблица 4 – Результаты испытаний СУ при отрицательных температурах
Наличие присадки
Температурный режим / Длительность охлаждения ТС -25° С / 24 часа -30° С / 24 часа -35° С / 6 часов
Примечание
Без присадки
«+»
«-»
«-»
100%
заряд аккумуляторной батареи
С присадкой
«+»
«+»
«+»
100%
заряд аккумуляторной батареи
* – «+» – двигатель завелся, результат положительный * – «-» – двигатель не завелся.
Испытания влияния антифрикционной присадки на температурные режимы силовой передачи проводились на прототипе транспортного средства 412301ПТ-АС.
Результаты испытаний приведены на рисунках 6-7 и в таблице 5.
Рисунок 6 – Термоудар. Масло по КД. Максимально достигнутая температура масла – 95,4 °С
Рисунок 7 – Термоудар. Масло с присадкой.Максимально достигнутая температура масла – 87,6 °С
Рисунок 8 – Распределение температуры в СП (Тест на динамометрической дороге до стабилизации температур. Масло с присадкой)
Таблица 5 – Результаты испытаний влияния АП на температурные режимы
Режим испытаний
Динамометрическая дорога
Горная дорога Термоудар
главной передачи в составе автомобиля
Максимально достигнутая температура масла, °С
Изменение температуры, %*
-7,4
-8,6 -8,2
Масло без присадки
92,1
86,8
Масло
с присадкой
85,3
79,3 87,6
95,4 *- «+» – увеличение, «-» – снижение
16

Результаты испытаний, представленные в таблице 5 (температура масла в трибосистеме) позволяют определить фрикционно-износные характеристики деталей пар трения. Для чего используется критерий подобия, в нашем случае – равенство отношений номинальных площадей к характерному размеру элементов пары трения модели и оригинала. С учетом этого критерия были изготовлены пара трения диск-колодка. Испытания проводились на машине трения, где пара трения помещалась в смазочную среду. В качестве смазочной среды использовали масло Mobilube 1 SHC 7590 и композицию масла с АП (0,5%). Эксперимент заключался в приложении нормальных сил и фиксацией температуры.
Результаты испытаний представлены в таблицах 6 и 7
Таблица 6 – Значение фрикционно-износных характеристик при использовании штатного масла в узле трения
Трибол.
п показатели
No опыта
Нормальная сила, КГС
Температура, оС
Скорость изнашивания, Мкм/ч
Момент трения кгс·см
Коэффициент трения
1 94,15 99,8 186,2 2 105,15 98,3 238,2 3 94,15 97,9 170,5
Среднее значение 97,8 98,7 198,3
46,03 0,148 56,04 0,159 44,03 0,146
48,7 0,151
Таблица 7 – Значение фрикционно-износных характеристик при использовании АП в составе смазочной среды в узле трения
Трибол.
п показатели
No опыта
Нормальная сила, КГС
Температура, оС
Скорость изнашивания, Мкм/ч
Момент трения кгс·см
Коэффициент трения
2
3 Среднее значение
94,15 79,4 94,15 78,8 94,15 81,0 94,15 79,7
35,5 46,03 30,5 44,03 30,7 44,03 32,2 44,7
0,140 0,134 0,134 0,136
В пятой главе «Практическая реализация результатов исследования и технико-экономической эффективности и экологической безопасности» представлена технология безразбоной обработки подвижных сопряжений узлов трения разработанным АС (присадкой).
Обработка проводится с использованием установки для подачи жидкости под давлением. Схема установки приведена на рисунке 9.
Для оценки эффективности безразборной технологии обработки узлов трения (СП) были проведены испытания по оценке влияния АС на температурные режимы.
Рисунок 9 – Схема установки для безразборной обработки узлов трения АС На рисунках10 – 11 и в таблице 8 представлены результаты испытаний.
Рисунок 10 – График изменения Рисунок 11 – График изменения температуры масла в ГПЗ температур масла с АП в ГПЗ
Таблица 8 – Результаты испытаний
Максимально достигнутая температура масла, °С
Изменение температуры масла, оС (%*)
Δ 4,5 (- 3,92) Δ 9,2 (- 7,48) Δ 9,9 (- 7,69) Δ 12,2 (- 8,73) Δ 12,3 (- 8,79)
Скорость, км/ч
до применения антифрикционного состава
после применения антифрикционного состава 110,2
113,8 118,8 127,5 127,7
100 114,7 110 123 120 128,7 130 139,7 140 140
* «+» – увеличение, «-» – снижение
Результаты сравнительных испытаний показали, что обработка антифрикционным составом поверхностей деталей ГПЗ обеспечивает снижение максимальной температуры нагрева масла в ГПЗ на величину до 8,79% и значительное увеличение запаса хода ТС на постоянной скорости 140 км/ч до достижения критической температуры масла.
Величина экологического ущерба, причиняемого газами ДВС, при снижении 1 кг топлива, рассчитывается по формуле:
у=γ·σ·ƒ ·М·В
где γ – размерный коэффициент (руб/усл.т);
σ – 4…8 – показатель относительной опасности загрязнения атмосферного
воздуха над различными территориями;
ƒ – коэффициент, учитывающий рассеивание примесей в атмосфере;
В общем случае определяемый многими факторами: высотой источника
рассеивания, температурным градиентом, скоростью ветра (для выбросов автотракторной техники рекомендуется применять равным 10).
М – приведенная масса выброса в атмосферу загрязнений от сжатия топлива, у.т./кг;
В – выброс токсичного компонента в год, т;
М=
где – показатель относительной агрессивности загрязнения i-го
компонента ( =1);
– количество загрязняющих веществ, учитываемых при расчете;
– удельный выброс i-го загрязнения, г/кг топлива.
Применение АП в составе масла позволило снизить выбросы СО2 на 5,0%.
Ущерб по вредным выбросам (при условии расхода 12 т топлива на одно транспортное средство) составит в год :
= 47923,2 руб
Так как применение АП позволило снизить выбросы на 5,0%, то снижение экологического ущерба составит: ЭСО2 = 2718,5 руб. на одно транспортное средство в год соответственно.
19

Экономическая эффективность применения АП оценивалась сравнительными годовыми показателями потребления топлива.
Расход топлива оценивался с использованием норм расхода на единицу рабочего времени транспортного средства.
Экономия средств затраченных на топливо определялась для предприятия АРК ПАО «Зеленоградское» Московской области.
Затраты на топливо для всего автотракторного парка в год составляют 12348200 руб. Применение АП в качестве добавки в моторное масло позволяет снизить в среднем расход на 5,6%, поэтому годовая экономия составит 592713,6 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проведен анализ факторов влияющих на надежность силовых установок и передач в условиях сельскохозяйственного производства. Отмечены основные направления улучшения фрикционно-износных и эксплуатационных характеристик трибосистем.
2. Разработана рецептура антифрикционной присадки, представляющая собой поверхностно-активное вещество гибридного строения. Наличие углеводородного и фторуглеродного радикала в структурной формуле позволяет уменьшить гидродинамическое и граничное трение.
3. Разработаны модель исследований, формирующая базы данных для стендовых испытаний, позволяющая учитывать нагрузочные режимы и факторы внешней среды при движении транспортного средства, а также физическая модель определения фрикционно-износных характеристик узлов трения с использованием законов подобия, учитывающих процессы контактного взаимодействия твердых тел.
4. По результатам испытаний двигателя на моторном стенде при добавлении антифрикционной присадки в моторное масло выявлено:
– увеличение крутящего момента (Мk) в среднем на 4,1%;
– увеличение мощности (Ne) в среднем на 3,0%;
– снижение удельного расхода топлива (ge) в среднем на 3%;
– снижение расхода топлива за цикл, имитирующий наиболее характерный режим работы ДВС в условиях реальной эксплуатации составило 5,6% (в среднем 0,67 кг/ч для испытанного ДВС) относительно расхода топлива за цикл, полученного за период испытаний двигателя с базовым моторным маслом;
– снижение выбросов диоксида углерода (СО2) в отработавших газах на величину до 5 %;
– двигатель на моторном масле с добавлением антифрикционной присадки работает устойчиво, его параметры оставались стабильными на протяжении всего периода испытаний.
5. Количество отложений в камерах сгорания цилиндров и на клапанах
составило:
– суммарное значение для камер сгорания – 3,818 г;
– среднее значение для впускных клапанов – 0,0465 г.
Полученные результаты характерны для двигателя, имеющего незначительный пробег и позволяют сделать однозначный вывод об отсутствие негативного влияния антифрикционной присадки на детали цилиндро- поршневой группы.
6. По результатам испытаний ТС на стенде с беговыми барабанами и климатической камере исследования показали:
– улучшение динамических качеств ТС, снижение времени разгона в диапазоне скоростей 80-130 км/ч на 2,8%;
– зафиксировано улучшение пусковых качеств двигателя при отрицательных температурах включая «- 35оС» (запуск с первой попытки).
7. Введение АП в масло ГПЗ оказало положительный эффект на температурные характеристики – снижение максимальной температуры нагрева до 7,4%.
8. Износ сопряжений на машине трения показал снижение момента трения в 1,1 раза и скорости изнашивания в 6,2 раза.
9. Предложенная технология обработки поверхностей пар трения АС с помощью установки обеспечила снижение температуры нагрева масла в ГПЗ до 8,8% при значительном увеличении запаса хода ТС на постоянной скорости 140 км/ч до достижения критической температуры масла в трибосистеме.
10. Применение результатов исследований дало положительный экологический и экономический эффект:
– снижение ущерба по вредным выбросам на одно ТС в год составило по СО2 на 54372,1 руб;
– расчеты по предприятию АПК ПАО «Зеленоградское» Московской области показали ожидаемую экономию средств на приобретение топлива в размере 592713,6 руб/год на весь автотракторный парк.

Государственная стратегия научно-технологического развития РФ на ближайшие 10-15 лет имеет основные приоритетные направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, и обеспечат устойчивое положение России на внешних рынках. Реализация мер по таким направлениям должна обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому агрохозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных продуктов питания [25].
Для реализации данной стратегии сельскохозяйственные предприятия должны иметь широкий ассортимент автотракторной техники с достаточно высоким уровнем надежности. В настоящее время оснащенность сельхозпроизводителей техникой находится на низком уровне. По данным Росстата, в 2018 г. на 1000 га пашни приходилось 3 трактора, а на 1000 га посевов – 3 зерноуборочных комбайна [135]. В результате динамическая нагрузка на один трактор ежегодно увеличивается на 4÷5% .
Следует также отметить, что в АПК парк тракторов со сроком эксплуатации свыше 10 лет за три года с 2014 по 2017г. снизился всего на 1,28%. В 2018г. доля СХТ, со сроком эксплуатации более 10 лет и более составила по тракторам 73,1% [68].
Уровень надежности автотракторной техники в основном определяется силовой установкой и силовой передачей (30…40% всех отказов) [32,94,112,114,116,168,173,174].
Отказы силовых установок и передач происходят из-за интенсивного изнашивания трибосопряжений. Износ для деталей узлов трения, в условиях сельскохозяйственного производства, имеет ряд характерных особенностей [54,66,91,100]:
– работа не только в штатных, но часто в экстремальных условиях (циклические и вибрационные нагрузки, нестабильное тепловое состояние, частое изменение нагрузок и скоростей и т.п.);
-эксплуатация в условиях запыленности окружающего воздуха с присутствием абразивных и химически активных частиц.
Для силовых установок и передач характерен повышенный износ при запуске в холодное время, так как нарушаются условия смазки.
Имеет важное значение правильный подбор смазочных материалов – их физико-химические и эксплуатационные свойства, а также их стабильность в процессе эксплуатации. Температурные факторы отрицательно влияют на условия смазывания деталей сопряжений. Низкая температура приводит к повышению вязкости, что задерживает поступление масла в зону контакта и удаление продуктов износа из зоны трения. При температуре свыше 150о С происходит снижение термоокислительной стабильности масла [54,82].
Все перечисленные факторы провидят к смешанной смазке в узле трения по схеме: граничная ↔ смешанная ↔гидродинамическая. В этом случае износостойкость элементов трибосистемы определяется свойствами поверхности трения и смазочным материалом [138].
Таким образом, в основном износостойкость деталей сопряжения определяет надежность узлов трения силовой установки и передачи. Для повышения надежности узлов трения целесообразно осуществлять правильный подбор масел и присадок обеспечивающих улучшение условий смазки при различных режимах.
Работа выполнена в рамках проекта «Единая модульная платформа» (ЕМП).
Результаты научно-исследовательской работы в рамках проекта ЕМП отмечены: – Почетной грамотой Президента Российской Федерации;
– Министерством промышленности и торговли РФ присвоено звание «Почетный машиностроитель».
Цель работы. Повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик силовых установок и передач автотракторной техники применением присадок к смазочным материалам.
Объект исследования. Силовые установки и передачи автотракторной техники.
Предмет исследования. Трибологические процессы в трибосопряжениях. Методика исследований. При выполнении исследований в рамках диссертационной работы использовались методы теории вероятностей, математической статистики, теории надежности, а также использовались законы подобия при создании физикой модели. Полученные результаты с помощью
моделей были подтверждены эксплуатационными испытаниями.
Научная новизна. Синтезирована присадка к смазочным маслам, улучшающая фрикционно-износные и эксплуатационные характеристики узлов трения. Разработаны модель исследований, формирующая базу данных для стендовых испытаний, позволяющая учитывать нагрузочные режимы и факторы внешней среды при движении транспортного средства, а также физическая модель определения фрикционно-износных характеристик узлов трения с использованием законов подобия, учитывающих процессы контактного
взаимодействия твердых тел.
Практическая значимость.
– разработана рецептура антифрикционной присадки, позволяющая уменьшать гидродинамическое трение и трение при граничной смазке (ТУ 20.59.42-012-42481315-2021);
– разработана технология безразборной обработки поверхностей деталей узлов трения антифрикционным составом; – результаты научно-исследовательской работы использованы в проекте «Единая модульная платформа» (Технический отчет «Сравнительные испытания по оценке влияния антифрикционной присадки на экологические, экономические, мощностные динамические и эксплуатационные показатели транспортных средств и их компонентов» НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ», 2021.; Технический отчет No00-11-хх/хх «Испытания по оценке влияния антифрикционного состава (присадки) на температурный режим главной передачи задней в составе автомобиля» Автополигон, НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ», 2021г.)
– разработанные присадка и технология применения внедрены в узлы трения автотракторной техники на транспортных предприятиях и предприятиях АПК.
Достоверность полученных результатов подтверждается использованием физико-математических законов, основ трибологии и надежности машин, применением современных методик и измерительных приборов, а также использованием математической статистики при обработке результатов экспериментальных исследований.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-концепция создания антифрикционных присадок обеспечивающих работу узлов трения при граничной и гидродинамической смазке;
– модель исследований, формирующая базу данных для стендовых испытаний, позволяющая учитывать нагрузочные режимы и факторы внешней среды при движении транспортного средства (ТС);
– физическая модель определения фрикционно-износных характеристик узлов трения с использованием законов подобия, учитывающих процессы контактного взаимодействия твердых тел;
– результаты лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаний;
– технология безразборной обработки узлов трения антифрикционным составом. Апробация работы. Результаты теоретических и экспериментальных исследований представлены, обсуждены и одобрены на научных конференциях, совещаниях, семинарах, в том числе:
 Международный автомобильный научный форум «Технологии и компоненты интеллектуальных транспортных систем» г. Москва, ГНЦ РФ ФГУП НАМИ, 2018г.
 Всероссийская научно-практическая конференция «Агроэкологические и организационно-экономические аспекты создания и эффективного функционирования экологически стабильных территорий» г. Чебоксары, ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017г.
 Международная научно-практическая конференция «Горячкинские чтения», г. Москва, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2018г.
 Международная научно-техническая конференция, посвященная 80- летию ИМАШ РАН, г. Москва, ФГБУН ИМАШ РАН, 2018г.
 Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы агроинженерии в XXI веке». п. Майский, ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2018г.
 Семинар «Чтения академика В.Н. Болтинского», г. Москва, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020г.
 Международная научно-практическая конференция «Стратегические направления развития технического потенциала агропромышленного комплекса», г. Москва, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2021г.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ, в том числе 1статья в SCOPUS, 4 статей в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа изложена на 219 страницах состоит из введения, основной части, содержащей 36 таблиц и 67 рисунков, заключения, перечня условных обозначений, символов и терминов, список литературы, включающего 198 источников и 8 приложений.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Оценка влияния антифрикционной присадки на экономические, мощностные и экологические показатели двигателей внутреннего сгорания
    С.М. Гайдар, А.В. Пыдрин, А.А. Емельянов, А.Б. Лагузин // Агроинженерия. – 2– No 6 (100). – С. 50- Лагузин, А.Б. Повышение экологической безопасности двигателей внутреннего сгорания в условиях эксплуатации / С.М. Гайдар, М.Ю. Карелина, А.Г. Пастухов, А.Б. Лагузин // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. –2– No 3 (27). – С. 53
    Повышение надежности двигателей автомобилей введением антифрикционных присадок в условиях эксплуатации
    С.М. Гайдар, А.Г. Пастухов, А.В. Пыдрин, А.А. Емельянов, А.Б. Лагузин // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2– No 4 (28). – С. 35-Лагузин, А.Б. Прогнозирование фрикционно-износных характеристик трибосистем с использованием физического моделирования контактного взаимодействия подвижных соединений / С.М. Гайдар, А.Г. Пастухов, А.Б. Лагузин, А.М. Пикина // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. –2– No 2 (30). – С. 98
    Повышение износостойкости трибосопряжений двигателя внутреннего сгорания применением маслорастворимых полифункциональных добавок
    А.В. Пыдрин, И.А. Посунько, А.Б. Лагузин // Грузовик. – 2– No – С. 16-22
    Влияние концентрации фтор-ПАВ на качество защитной молекулярной пленки
    М.Ю. Карелина, А.Л. Дмитревский, А.Б. Лагузин // Грузовик. – 2– No – С. 16-Лагузин, А.Б. Восстановление свойств отработавших моторных масел применением полифункциональных присадок/ В.Ю. Щицын, А.В. Пыдрин, А.Б. Лагузин // Грузовик. – 2– No – С. 24
    Повышение ресурса техники с помощью молекулярной инженерии
    Материалы международной научно-практической конференции актуальные проблемы агроинженерии в XXI веке, посвященной 30-летию кафедры технической механики и конструирования машин, 24 января 2018 г., п. Майский, ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ.Гайдар С.М., Лагузин А.Б. Молекулярная инженерия в трибологии // Т99 Трибология – машиностроению : Труды XII Международной научно-технической конференции, посвященной 80-летию ИМАШ РАН-М. – Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2– 662 с.
    Влияние модификации поверхностей деталей на их износостойкость при трении
    Сборник статей по итогам II международной научно- практической конференции «Горячкинские чтения», посвященной 150-летию со дня рождения академика В.П. Горячкина / М.: Издательство РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, 2019 – 641 с.Гайдар С.М., Петровский Д.И, Лагузин А.Б. Наномодифицированные твердые смазочные покрытия // В сборнике: «Чтения академика В.Н. Болтинского». – 2– С. 284

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету