Научно-техническая библиотека как посредник в формировании научных коммуникаций организации

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Крулев Андрей Александрович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава 1. Научная коммуникация
как информационный процесс
1.1. Роль коммуникации в науке
1.2. Эволюция научных коммуникаций
1.3. Структура и виды современных научных коммуникаций
Выводы к главе 1
Глава 2. Научные коммуникации в прикладной науке
2.1. Особенности формирования и развития научных коммуникаций в прикладной науке
2.2. Информационное сопровождение научно-технических проектов с использованием технологий «встроенного обслуживания»
2.3. Выявление «переднего края» научных исследований
2.4. Возможности научно-технической библиотеки
в области оценки качества научного труда
2.5. Роль научно-технической библиотеки в идентификации
научных школ
2.6. Роль научно-технической библиотеки в формировании интеллектуального капитала организации
Выводы к главе 2
Глава 3. Формирование научных коммуникаций в организации прикладной науки на примере Крыловского государственного научного центра
3.1 Научно-техническая библиотека Крыловского
государственного научного центра как база исследования
3.2. Продвижение публикаций сотрудников Крыловского государственного научного центра
3.3. Выявление «переднего края» научных исследований в области состояния мирового судостроения
3
3.4. Оценка научной деятельности специалистов Крыловского
государственного научного центра и его подразделений
3.5. Идентификация научной школы «Гидроаэродинамика морской техники», сформированной на базе Крыловского государственного научного центра
3.6. Поддержка формирования интеллектуального капитала
организации
3.7. Модель деятельности научно-технической библиотеки Крыловского государственного научного центра как посредника в формировании и развитии научных коммуникаций
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
А. Информационная система слежения за развитием проблемы проектирования и строительства судов обслуживающего флота
Б. Патентное исследование с целью формирования инновационного капитала предприятия
В. Экспертная оценка апробации результатов исследования
Г. Досье на научную школу
«Гидроаэродинамика морской техники»

Во введении обосновывается актуальность темы исследования; раскрыва-
ется степень ее разработанности; определяются объект и предмет, цель и задачи
исследования, методологический инструментарий и используемые методы; ха-
рактеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость ра-
боты. Сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Научная коммуникация как информационный про-
цесс» представлены результаты анализа каналов и форм научной коммуника-
ции, показаны особенности развития электронной коммуникации.
Установлено, что формирование и развитие научных коммуникаций тесно
связано с особенностями развития научной деятельности. Каждому этапу раз-
вития науки соответствуют свои специфические формы и каналы научной ком-
муникации. При этом коммуникационные каналы, возникшие на предшеству-
ющих этапах, сохраняются и в последующем. Одновременно формируются но-
вые каналы, появление которых связано, как правило, с изменением обще-
ственных коммуникационных систем (табл. 1)
Таблица 1. Соотношение этапов развития науки и развития форм и каналов
научной коммуникации
Этап развития наукиХарактеристика этапаХарактеристика системы науч-
ных коммуникаций
Эмбриональный пе-Период коммуникации в древ- Осмысление понятия авторства.
риод (преднаука)ней и средневековой науке. Формирование норм коммуника-
(Античность, СредниеУстные формы общения между ции.
века)учителем и учениками.Создание предпосылок для глас-
Отрабатываются формы иности научных обсуждений.
способы научной дискуссии.
Классическая наукаПериод становления совре-Объединение европейских интел-
(XVII−XVIII в.)менных коммуникационных лектуалов Нового времени на основе
систем – коммуникации впринципов свободы, гуманности и
академических формах. Воз- рационального критицизма.
никновение «РеспубликиКоординация научной информации,
ученых». Переписка междуеё трансляция с помощью переписки
учеными. Появление науч-и периодических изданий, её внед-
ной книги.рение в образовательный процесс.
Неклассическая наукаПериод научно-технических Статья – основной вид научной
(конец XIX− ХХ вв.)революций. Рост интересакоммуникации.
широких масс к научным до- Самоорганизующиеся коммуника-
стижениям и науке, выходтивные объединения исследовате-
науки за рамки традицион-лей, работающих над новой пер-
ных научных центров.спективной проблематикой («Не-
Интеграция наук.видимый колледж»).
Появление научных журна-Консолидация ученых кратковре-
лов.менная – на период решения кон-
кретной научной задачи.
Повышения уровня ответственно-
сти исследователей-ученых перед
обществом.
ПостнеклассическаяСистемная интеграция: появ-Создание системы научных журна-
наука (современныйление смежных дисциплин;лов. Их утверждение как легитим-
этап)междисциплинарных иссле-ного источника знаний. Возникно-
дований; проблем–вение новых (динамических) форм
ориентиров исследования;экспертной оценки – комментарии.
объектов, носящих междис-Неограниченное и оперативное
циплинарный характер.общение ученых по всему миру.
Ассоциация гуманитарных,Социальные научные сети как
естественнонаучных, матема-форма самопрезентации.
тических, технических отрас-Асинхронность, глобализация, ак-
лей, а также дисциплинарныхтуальность, ускорение диффузии
и междисциплинарных иссле-научного знания.
дований, прикладных и фун-Развитие системы открытого до-
даментальных знаний.ступа.
Анализ широкого круга источников показал, что изменения касаются,
прежде всего, формы (инструментов) научных коммуникаций, что позволяет
увеличить интенсивность взаимодействия ученых, связанную как с постоянным
ростом числа исследователей по всему миру, так и с увеличением доступности
и распространения информационно-коммуникационных технологий. В связи с
этим можно говорить о появлении новых инструментов осуществления как
формальных, так и неформальных коммуникаций.
Сформулированы основные достоинства и недостатки электронной научной
коммуникации. К достоинствам можно отнести то, что преодолевается физическая
дистанция за счет возможности регулярного поддержания старых и образования
новых связей; менее значимым становится официальное положение ученого в ин-
ституциональной иерархии; преодолевается необходимость не только соприсут-
ствия для совместной работы, но и синхронного взаимодействия. Однако, при
этом надо учитывать и негативные последствия формирования научной коммуни-
кации в электронной среде, связанные с неравномерностью вовлечения разных
научных обществ в глобальную систему научной коммуникации, что связано,
прежде всего, с экономическим и цифровым неравенством, а также с тем, что воз-
можностями электронных научных коммуникаций в большей мере пользуются
хорошо организованные и обеспеченные инфраструктурой ученые из крупных
университетов, образующие «невидимые колледжи».
Выявлены особенности формирования и виды коммуникационных барье-
ров в современной научной коммуникации, которые в общем виде можно раз-
делить на технические (стремительный рост объема сетевой информации и ее
рассеяние; развитие цифрового неравенства; проблема идентификации участ-
ников коммуникаций, защиты их прав) и социально-психологические (искаже-
ние восприятия информации, связанное с разницей мышления представителей
различных научных областей, которое обостряется в связи с ростом числа ком-
муникантов); массовое распространение побочной информации (информацион-
ного шума) в электронной среде, которое приводит к бесцельным временным
затратам; риск психологического дискомфорта коммуникантов, обусловленный
практически беспрепятственным включением неограниченного числа лиц в
коммуникационные процессы.
Во второй главе «Научные коммуникации в прикладной науке» рас-
смотрены особенности формирования и развития научных коммуникаций в
прикладной науке, их специфика тесно связана с особенностями самой при-
кладной наук и сводится к следующему:
• Более четко обозначенная цель научной коммуникации, которая, в от-
личие от коммуникации в фундаментальной науке, всегда связана с необходи-
мостью получения конкретного результата.
• Ограничение внешних коммуникаций, связанное засекречиванием
промежуточных результатов и необходимостью охраны интеллектуальной соб-
ственности.
• Более тесная связь с практикой и производством означает, что в си-
стему научной коммуникации организаций прикладной науки включаются не
только исследователи, но и проектировщики, конструкторы, технологи и дру-
гие представители производства, осуществляющие внедрение результатов при-
кладных исследований.
• Формальная научная коммуникация в прикладной науке осуществля-
ется по более широкому кругу коммуникационных каналов, включающих более
широкий спектр видов документов, используемых в коммуникации как соб-
ственно текстовых (патенты, отчеты о НИОКР, чертежи, регламенты, норма-
тивные, методики, программы и т. д.), так и символьных (трехмерных) доку-
ментов в виде экспериментальных и опытных образцов.
• В качестве самостоятельного канала можно выделить научно-
технические и опытно-конструкторские услуги, включающие участие в пуско-
наладочных работах, авторский надзор, а также сопровождение научно-
технического объекта в течение всего жизненного цикла.
• Наличие в коммуникации, наряду с традиционными коммуникацион-
ными барьерами, специфических барьеров, сдерживающих свободное развитие
научной коммуникации, т. е. барьеров, связанных с необходимостью учитывать
при осуществлении коммуникации требования, относящиеся к государственной
и коммерческой тайнам.
• Более значимой становится роль библиотечно-информационных
служб, деятельность которых должна быть нацелена на предоставление иссле-
дователям сведений как о достижениях в различных областях фундаментальной
науки, так и о новейших прикладных разработках, уже достигших лицензион-
ного уровня.
Усиление посреднической роли НТБ организации прикладной науки в
формировании и развитии научной коммуникации может основываться на раз-
работке новых, не традиционных для НТБ, услуг, связанных с информационной
поддержкой различных направлений коммуникации. В качестве таких услуг в
главе рассматриваются:
• Информационное сопровождение научно-технических проектов с ис-
пользованием технологий «встроенного обслуживания». Предлагаемая методи-
ка «встроенного обслуживания» включает 7 этапов: 1. Ознакомление с проек-
том и основными этапами его осуществления; 2. Выявление информационных
потребностей специалистов, работающих над проектом. 3. Создание рубрика-
тора информационных потребностей. 4.Определение круга информационных
источников, пригодных для выявления информации на каждом из этапов про-
ектирования. 5. Формирование необходимых исследователям информационных
продуктов и услуг. 6. Подготовка отельных частей отчета о НИОКР. Продви-
жение полученных в ходе проектирования результатов.
• Выявление «переднего края» научных исследований. Разработанная
нами методика выявления «переднего края» основана на возможности получения
нового научного знания с использованием различных методов анализа информа-
ционных ресурсов включает 9 этапов: определение цели исследования; опреде-
ление методов исследования (библиографический поиск, библиометрический
анализ, сравнительный анализ и прочее); разработка индикаторов информацион-
ного исследования (количество публикаций, динамика публикационной активно-
сти, данные о цитируемости и прочее); формирование информационной базы ис-
следования; формирование документального массива по ключевым словам к
публикациям; определение направлений анализа сформированного докумен-
тального массива; определение индикаторов информационного исследования;
визуализация информации (разработка форм аналитических таблиц, диаграмм и
графиков); подготовка отчета о проведенном информационном исследовании.
• Оценка результативности научных исследований и эффективности
труда ученых. Оценка научного труда может осуществляться НТБ по следую-
щим направлениям: Учет количества публикаций и выявление их взаимосвязей
на основе цитирования; анализ электронных идентификаторов авторов; анализ
документов, не включаемых в библиографические и полнотекстовые базы: (от-
четы по НИОКР, диссертации и прочее); анализ патентной статистики; альт-
метрический анализ; выявление в метаданных и полных текстах публикаций
сведений о результатах, процессе или технологиях эксперимента; анализ объе-
мов финансирования описываемых в публикациях исследований.
• Идентификация научных школ. Как и в области оценки результатов
научной деятельности, обращаясь не только к внешним данным, но и к внут-
ренним ресурсам организации, информационные специалисты обладают уни-
кальными преимуществами и для непосредственного выявления неформально-
го коллектива, и для оценки его деятельности. Услуги по выявлению и иденти-
фикации научных школ, сложившиеся на базе организации прикладной науки, а
также по составлению досье на научную школу являются одним из перспектив-
ных направлений информационного обслуживания в НТБ.
Информационные работники также вносят существенный вклад в оценку,
а также в формирование конкурентных преимуществ организации на базе ин-
теллектуального капитала. В область развития человеческого капитала входят:
создание персональных баз знаний, организация обучения сотрудников в части
обеспечения библиотечно-информационного обслуживания научной и иннова-
ционной деятельности, развитие компетенций в части информационного само-
обслуживания и прочее. Для развития и повышения организационного капитала
НТБ может стать универсальным подразделением, отвечающим за прием, реги-
страцию, систематизацию, хранение и использование не только научных произ-
ведений, но и всех типов активов интеллектуального капитала. В их числе:
охранные документы, организационно-распорядительная документация, внут-
ренняя нормативная документация, отчетная документация по НИОКР и про-
чее. Основным вкладом НТБ в развитие клиентского капитала представляется
максимально полное оповещение клиентов об имеющихся продуктах и услугах,
а также активное использование зарегистрированных в организации товарных
знаков во время участия в профильных мероприятиях (библиотечных конфе-
ренциях, конгрессах, выставках и т. д.).
Практическая реализация описанных во второй главе работы информаци-
онных услуг представлена в третьей главе «Формирование научных коммуни-
каций в организации прикладной науки на примере Крыловского государ-
ственного научного центра». Представлены внедренные и перспективные
Услуги специалистов НТБ, направленные на продвижение научных публикаций.
Данные услуги востребованы и имеют серьезные перспективы развития.
С одной стороны качественное оказание этих услуг требует наличия традици-
онных профессиональных компетенций: создание библиографических записей,
предметизация научных произведений и прочих, с другой требуют освоения
новых компетенций, например для продвижения публикаций в социальных се-
тях или организации виртуальных выставок.
Также в главе описана методика «встроенного» обслуживания специали-
стов, выполняющих научно-технический проект, которая позволяет наиболее
эффективно обеспечить их информационное обслуживание. «Встроенное» об-
служивание, предполагает включение информационного работника в качестве
полноправного члена в группу специалистов. Предлагаемая методика включает
7 этапов, заключительным из которых является продвижение полученных в хо-
де проектирования результатов, то есть предполагает дальнейшее сотрудниче-
ство информационных специалистов с проектантами.
Информационное исследование по выявлению «переднего края» прове-
дено в ходе выполнения первого этапа НИР «Комплексный анализ развития су-
достроения, финансово-экономического состояния, производственной деятель-
ности и кадрового потенциала интегрированных структур и предприятий судо-
строительной отрасли. Разработка материалов и предложений по уточнению
основных параметров, указанных в документах стратегического планирования
в области судостроительной промышленности». НТБ проведен информацион-
ный анализ ряда перспективных сегментов развития и состояния гражданского
специализированного флота.
Исследователям представлены следующие данные:
‒ сведения о ведущих странах по общему количеству построенных су-
дов обслуживающего флота и по их действующему составу;
‒ перечень научных организаций, сотрудники которых опубликовали
наибольшее число документов соответствующей тематики за исследуемый период;
‒ научные издания, в которых опубликовано наибольшее число доку-
ментов по исследуемой проблеме;
‒ наиболее цитируемые документы, опубликованные за исследуемый
период;
‒ авторы, имеющие наибольшее количество публикации.
Анализ выявленного документального массива также позволил получить:
• определенное внетекстовое знание, связанное с представлением в
библиографических описаниях и рефератах выявленных документов сведений о
конкретных характеристиках судов обслуживающего флота;
• выявление организаций прикладной науки, занимающихся исследова-
нием конкретных видов судов обслуживающего флота;
• выявление исследователей, занимающихся конкретными проблемами
судов обслуживающего флота.
Также для дальнейшей эффективной подготовки информационных про-
дуктов и услуг разработан проект информационно-следящей системы на при-
мере судов обслуживающего флота, которая сочетает в себе как фактографиче-
ские, так и библиографические данные, выявляемые путем анализа документов.
Предлагаемая система основана на создании комплекса аналитических таблиц и
может стать эффективным дополнением к информационным материалам, ис-
пользуемым специалистами предприятия при выполнении научно-технических
проектов. Примеры таблиц приведены ниже (табл. 2, 3, 4)
Таблица 2. Ведущие страны в области создания и проектирования СОФ
Стра-Орга-КлассТипНазвГлав-Дед-Ско-Пло-ТягаЧислен-
наниза-суднасуднааниеныевейтростьщадьнален-
циясуднаразме-ходапалубывинтахность
ренияэкипажа
Таблица 3. Классы СОФ
КлассОргани-ТипГлавныеДед-Ско-ПлощадьТяга наЧислен-
судназациясуднаразмерениявейтростьпалубывинтахлен-
ходаность
экипажа

Таблица 4. Характеристика СОФ по показателям дедвейта
ДедвейтОрга-КлассТипГлавныеСко-Пло-Тяга наЧислен-
низа-суднасуднаразмере-ростьщадьвинтахность
циянияходапалубыэкипажа

Полученные в ходе исследования результаты были представлены на экспер-
тизу специалистам в рассматриваемой области. Эксперты в своих отзывах подтвер-
дили точность выбранных характеристик и достоверность полученных данных.
В соответствии с описанными в теоретической части работы блоками
(библиометрический и наукометрический анализ) проведена оценка результа-
тивности научной деятельности сотрудников Крыловского центра, включающая:
‒ анализ публикационной активности сотрудников предприятия, в том
числе оценку цитируемости опубликованных за отчетный период научных про-
изведений, включенных международные базы научного цитирования;
– анализ тематики опубликованных за отчетный период научных произ-
ведений;
‒ оценку количества сотрудников Крыловского центра в составе редак-
ционных советов профильных научных журналов.
Полученные данные представлены в виде аналитических таблиц графи-
ков и диаграмм.
В качестве практической реализации услуги по выявлению научной школы
в работе представлена идентификация научной школы «Гидроаэродинамика
морской техники», сформированной на базе Крыловского государственного
научного центра. В сформированном досье содержится следующая информация:
‒ общие сведения о научной школе, включающие данные о составе трех
поколений;
‒ краткая справка о деятельности научной школы;
‒ биографическая справка лидера научной школы;
‒ публикации представителей научной школы и показатели их цитируе-
мости в наукометрических БД;
‒ патенты, полученные представителями научной школы;
‒ список публикаций, содержащих сведения о научной школе.
Также в третьей главе представлены результаты исследования по выявле-
нию основных элементов структуры интеллектуального капитала организации,
адаптированной для организации прикладной науки, а также приводятся дей-
ствия научно-технической библиотеки, способствующие повышению всех со-
ставляющих интеллектуального капитала (человеческого, организационного,
потребительского).
По итогам исследования была сформирована модель деятельности науч-
но-технической библиотеки организации, выполняющей прикладные исследо-
вания, как посредника в формировании и развитии научных коммуникаций
(рис. 1). На рисунке шрифтом выделены информационные услуги, методики со-
здания которых предложены в данной работе.
Все направления деятельности НТБ по поддержке научных коммуника-
ций разделены внешние и внутренние. Предлагаемые в работе новые информа-
ционные услуги направлены, прежде всего, на повышение эффективности
внутренних научных коммуникаций.
В частности, пользователям библиотеки представляется возможным
предложит услуги по идентификации научных школ (как сложившихся на базе
организации, так и конкурирующих), мониторингу переднего края научных ис-
следований, разработке информационных систем слежения; помощь в продви-
жении публикаций в соответствии с разработанным в исследовании алгорит-
мом. Важным направлением может стать организация «встроенного» информа-
ционного сопровождения научно-технического проекта, методика осуществле-
ния которого также разработана в данном исследовании.
Для информационной поддержки научных коммуникаций также может
быть расширен круг услуг, предоставляемых руководству организации за счет
помощи в систематизации сведений о состоянии интеллектуального капитала
организации, услуг по оценке деятельности специалистов организации и ее
структурных подразделений, услуги по идентификации научных школ органи-
зации, услуги по созданию информационно-следящих систем за развитием
научных проблем, разрабатываемым в организации.
Для отдела патентоведения может быть предложена услуга по системати-
зации интеллектуального капитала организации, прежде всего в части органи-
зационного капитала, осуществление патентных исследований, формирование
патентных ландшафтов.
Для издательства организации возможен анализ потока цитируемой литера-
туры, что дает возможность выявлять авторов с высокой цитируемостью (а, значит,
известностью) для заказа монографий по тематике исследований организации.
В области внешних научных коммуникаций имеется возможность сов-
местной работы по идентификации научных школ и продвижению научных
публикаций.
Приведенная модель научных коммуникаций, эффективным посредником
в которой является НТБ организации прикладной науки, является открытой,
демонстрирует широкие возможности, а также перспективные участки работы.
В заключении сформулированы основные результаты исследования и
намечены дальнейшие направления исследований.
Библиотеки профильных вузовАссоциация научных редакторовВысшая аттестационная комиссия приАссоциация научных редакторов
Участие в конференциях.и издателей (АНРИ)Министерстве науки и высшегои издателей (АНРИ)
Участие в подготовке заявок для проведе-образования РФ (ВАК)
ния информационно-экспертной оценкиУчастие в подготовке отчетов о публикацион-Участие в подготовке заявок для прове-
научного периодического издания. Уча-ной активности сотрудников предприятия.дения информационно-экспертной оцен-
НТБ и информационные службы от-ки научного периодического издания.
раслевых предприятийстие в конференциях, вебинарах.Участие в подготовке заявок для включения
выпускаемого журнала в перечень ВАК. Уча-Участие в конференциях, вебинарах.
Обмен информационными продуктами.
Оказание информационных услуг.стие в подаче заявок на регистрацию новых
Участие в конференциях.рубрик для расширения перечня научных спе-
Консорциум НЭИКОНциальностей выпускаемого журнала.
Выявление и идентификация конкури-Подключение к международной журналь-
рующих научных школ.ООО «Научная электронная
ной системе библиографических ссылок
библиотека» eLIBRARY.RU
Crossref, регистрация идентификаторов DOI.
Размещение научных произведений в
Участие в конференциях, вебинарах, ма-
Внешние специалисты, клиенты НТБРИНЦ.
Документное и библиографическое об-стер-классах, повышение квалификации.
Работа в информационно-аналитической
служивание.системе ScienceSpace, добавление новых
Предоставление данных о ведущих спе-публикаций, изменение публикаций,

НТБ
циалистах организации в исследуемойпривязка ссылок из других публикаций
области (информационная оценка).в РИНЦ и прочее.

Специалисты научно-исследовательскихРуководство предприятияОтдел патентоведения и защитыИздательство
подразделений предприятияУчастие в подготовке заявок на включениеинтеллектуальной собственностиБиблиографическое обслуживание.
Встроенное обслуживание, информационное со-научных школ предприятия в реестр науч-Создание реестра патентной документа-Продвижение публикаций.
провождение научно-технических проектов. Про-ных школ Санкт-Петербурга: библиографи-ции на базе АИБС.Организация презентаций.
движение публикаций, в том числе в общих ическое обслуживание.Сбор и систематизация сведений в обла-Сопровождение передачи метаданных и
профессиональных социальных сетях. РазработкаДОР – создание обзорно-аналитическойсти организационного капитала. Прове-полных текстов произведений в между-
рекомендаций по публикации научных произве-информационной продукции.дение патентных исследованийнародные базы данных, включая науко-
дений. Оценка публикационной активности спе-Информационное исследование фронтаметрические.
циалистов и подразделений.научных исследованийСоздание сообществ издательства в
Проведение обучения по информационному само-Сбор и систематизация сведений о состо-Отдел качества и стандартизацииобщих и профессиональных социальных
обслуживанию.янии интеллектуального капитала органи-Документное, библиографическое обслу-сетях. Присвоение идентификационных
зации.живание. Совместная разработка внутрен-
Помощь в создании идентификаторов.номеров DOI ранее опубликованным
Идентификация научных школ организации.ней нормативной документации по инфор-
Альтметрический анализ размещенных в сети пол-Оценка научной деятельности структур-статьям.
ных текстов и метаданных научных произведений.мационному обслуживанию сотрудников.Оценка научной деятельности специ-
ных подразделений и организации в целом.
Организация виртуальных выставок и вебинаровСоздание ИСС.Создание реестра нормативной докумен-алистов с целью выявления наиболее
по тематике деятельности организации.тации на базе АИБС.продуктивных авторов и авторов, об-
Ведение общего реестра опубликованных научныхладающих высокой репутацией в про-
Ученый и диссертационный совет
произведений и регистров индивидуального учетафессиональном сообществе.
Оценка публикационной активности специа-Совет молодых ученых
Организация встроенного информационноголистов и подразделений, библиографическоеи специалистов
обслуживания исследовательских коллективов.обслуживание.Подготовка рекомендаций по публикацииУчебно-образовательный центр
Идентификация «научных школ».Помощь в оформлении списков литературынаучных произведений молодых специали-Документное и библиографическое об-
Определение переднего края научных исследо-к диссертациям.стов, продвижение публикаций. Помощь вслуживание, помощь в организации
ваний.Предоставление сведений об оригинальностиорганизации конференций. Участие в ин-обучения.
Создание ИСС. Продвижение публикаций спе-защищаемых диссертаций (антиплагиат).формационном наполнении сообщества вСовместная организация занятий, в
циалистов организации.
социальной сети VK.том числе вебинаров по тематике дея-
Архив предприятиятельности организации
Создание реестра управленческой доку-Организация занятий по формированию
ментации на базе АИБС.информационной культуры специалистов.

Рисунок 1. Модель деятельности НТБ Крыловского центра как посредника в формировании научных коммуникаций

Актуальность темы исследования. В современной социокультурной ситуации, связанной со становлением глобального информационного обще- ства, коммуникация выступает в качестве универсальной характеристики че- ловеческого бытия и его отдельных феноменов. Особое место в этих услови- ях занимают научные коммуникации, представляющие собой совокупность видов профессионального общения в научном сообществе. Научные комму- никации – один из главных механизмов развития науки, способ осуществле- ния взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов.
Существенной особенностью современного этапа является значительная динамика научных коммуникаций и значительное увеличение объема ин- формации, что во многом обусловлено цифровизацией коммуникаций в це- лом и научных коммуникаций в частности. Эти процессы заставляют по- новому взглянуть на проблему оценки научного вклада организаций и от- дельных ученых и специалистов в мировую науку, что, в свою очередь, сти- мулирует интерес исследователей и практиков к поиску адекватных методов и критериев оценки результатов научной деятельности.
Существует необходимость теоретического осмысления целого ряда проблем, среди которых: развитие инструментов анализа информационных потоков, появление новых форм научных коммуникаций, цифровых плат- форм и сервисов, способствующих информационному взаимодействию в процессе научной деятельности предприятий и организаций, отбор, оцен- ка, систематизация и обеспечение доступа к научным данным, пути сни- жения коммуникационных барьеров. Данный перечень не является исчер- пывающим.
Следует отметить, что если коммуникации в академической среде изу- чены достаточно полно, то вопросы организации системы научных коммуни- каций применительно к прикладной науке, их особенности исследованы не- достаточно. Мы убеждены, что в организацию данной системы должны быть вовлечены сотрудники библиотечно-информационных служб предприятий и организаций прикладной науки. Безусловно, роль информационных специа-
листов как полноправных участников системы научных коммуникаций со- временного предприятия, их готовность к работе этой системе нуждается в теоретической разработке.
Проблемная ситуация во многом связана с изменением информацион- ных потребностей специалиста, которые на сегодняшний день включают не только потребление информации. Спектр информационных потребностей расширяется: оформление результатов научной деятельности, их оценка и продвижение, формирование интеллектуального капитала организации – да- леко не полный перечень направлений, отвечающих современным ожидани- ям потребителей от информационных подразделений, в том числе научно- технических библиотек.
При этом до сих пор не проведена комплексная оценка их роли в систе- ме научных коммуникаций, не предложены методики включения, отсутству- ют схемы и модели научных коммуникаций с участием научно-технической библиотеки.
Степень разработанности научной проблемы. До последнего времени в научной литературе в основном упоминались исследования научных ком- муникаций, опубликованные и получившие широкую известность в 1960−1980 гг. Среди них – концепция этоса науки Р. Мертона [120, 219], концепция «невидимого колледжа» Д. Прайса [222] и ее верификация в ис- следованиях Д. Крейн [205], серия социологических исследований сетей лич- ных коммуникаций в среде ученых Б. Гриффита, Н. Маллинза и Т. Аллена, детальные исследования повседневной профессиональной коммуникации Б. Латура, С. Вулгара, М. Малкея, К. Кнорр-Цетины [214, 215]. В России в 1976 г. был выпущен сборник переводов под редакцией Э. М. Мирского и В. Н. Садовского [77], которые в своей вступительной статье к нему привели обширный систематизированный материал, обобщающий накопленный опыт как российских, так и зарубежных исследований научной коммуникации. До настоящего времени данный сборник является самым систематизированным и полным источником информации по теории и практике исследований ком-
муникаций в научной среде.
Среди российских исследований коммуникаций в науке особый интерес
представляют работы Г. Г. Дюментона. Они основываются на беспрецедент- ном по своему масштабу 25-летнем лонгитюдном исследовании, которое проводилось в ряде московских НИИ. Работы Г. Г. Дюментона были посвя- щены изучению коммуникаций в науке и характеристикам ученого в зависи- мости от его положения в системе научных коммуникаций. Основным ито- гом научных разработок Г. Г. Дюментона стало формирование представления о том, что на основе изучения коммуникаций в науке социолог получает воз- можность дать объективную оценку многих явлений научной жизни, напри- мер, выделить реальных научных лидеров различного ранга, на которых за- мыкается наибольшее количество научных связей, определить результатив- ность ученых и их коллективов, значимость формальных и неформальных аспектов организации научной деятельности и т. д. Также большой интерес представляет лонгитюдное исследование интернетизации научных коммуни- каций в России и ее влияния на продуктивность научной деятельности, про- веденное Е. З. Мирской в 1995−2002 гг. [118–120]. Большинство исследова- ний влияния компьютеризации на профессиональную научную деятельность носит исключительно инструментальный характер, выявляя лишь технологи- ческий аспект изменений. Рассматриваемое же исследование, являясь мас- штабным социологическим проектом, выявило реальные изменения в про- фессиональной деятельности ученых, которые были вызваны технологиче- ским совершенствованием процесса коммуникации.
В начале 2000-х гг. в работах по исследованию коммуникаций в науке главным предметом стала трансформация научного сообщества в эпоху гло- бализации и формирующиеся сетевые сообщества ученых. Появляются со- циологические исследования, посвященные анализу интернет-активности российских ученых, форм организации сетевого общения (работы И. Ф. Бог- дановой [11], М. В. Сафроновой и др.). В последнее десятилетие научная коммуникация стала объектом исследо-
вания специалистов библиотечно-информационной сферы, которые рассмат- ривают научное общение, с одной стороны, как традиционную часть своей профессиональной деятельности, а, с другой, − как один из элементов профес- сиональных коммуникаций в целом. В настоящее время говорить о значитель- ной изученности этих проблем в части деятельности информационных работ- ников и библиотекарей нельзя. Однако уже имеется ряд работ, посвященных теории и практике формирования и развития научного общения.
Частично проблемы формирования научной коммуникации рассматри- ваются А. В. Соколовым [171], который «встраивает» научную коммуника- цию в общую структуру социальных коммуникаций.
Научная коммуникация, как область профессиональных коммуникаций, а также проблемы преодоления коммуникационных барьеров в научно- технической коммуникации, проблемы формирования научных школ и оцен- ки научной деятельности рассматриваются в работах Т. В. Захарчук [54, 60] и А. А. Грузовой [34].
Т. В. Захарчук также обосновывает возможность формирования новой услуги, связанной с выявлением и характеристикой научных школ в рамках краеведческой работы центральных библиотек субъектов федерации.
Авторами фундаментальных исследований по проблемам знаниевой экономики Э. Брукинга, Л. Эдвинссона, К. Тейлора, Т. Стюарта [177] и др. рассматриваются проблемы формирования структуры интеллектуального ка- питала, возможности управления им в организации. Приложение разработан- ных ими концепций в библиотечно-информационной сфере представлено в работах Ш. Корал [203, 204] и П. Костагиоласа [216, 217], которые рассмат- ривают структуру и отдельные составляющие интеллектуального капитала библиотеки, а также возможности стратегического управления информаци- онными услугами. Различные аспекты информационного обслуживания ученых в библио-
теках отраслевых НИУ РАН рассмотрены в публикациях специалистов ака- демических библиотек – О. Л. Лаврик, О. И. Левченко [97, 102–104] и др.
В работах А. И. Земскова [63, 64] и И. Е. Парамоновой [138–141] рас- смотрены основные аспекты деятельности современной научно-технической библиотеки.
А. И. Земсков также обосновывает в своих работах роль современной библиотеки в формировании научных коммуникаций, основывая ее на разви- тии современных коммуникационных технологий, принципов «открытой науки» и открытого доступа.
И. Е. Парамонова предлагает новый подход к организации деятельности НТБ – ситуационную модель, позволяющую предложить поведенческую (коммуникационную) стратегию. Модель учитывает основные факторы и условия функционирования конкретной библиотеки, позволяет выявить ак- тивных акторов и их компетенции, оценить существующие каналы взаимо- действия, сформировать ключевые услуги и определить оптимальные каналы их доведения до специалистов предприятия.
Таким образом, несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных формированию научных коммуникаций, с одной стороны, и деятельности современной научно-технической библиотеки, − с другой, обобщающие исследования, обосновывающие роль и место научно- технической библиотеки организации прикладной науки в структуре науч- ных коммуникаций в настоящее время отсутствуют.
Объект исследования – научная коммуникация в организации, выпол- няющей прикладные научные исследования
Предмет – роль научно-технической библиотеки в формировании си- стемы научных коммуникаций в организации, осуществляющей прикладные исследования. Цель работы – обоснование роли и места научно-технической библио-
теки в формировании системы научных коммуникаций в организации при- кладной науки.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Рассмотреть эволюцию и теоретические подходы к формированию научных коммуникаций.
2. Выявить и сформулировать особенности современных научных ком- муникаций.
3. Сформулировать особенности научных коммуникаций в прикладной науке.
4. Разработать модель формирования научных коммуникаций в при- кладной науке, основанную на идее создания новой информационной про- дукции, способствующей усилению эффективности научного общения.
5. Предложить и методически обосновать разработку информационных продуктов и услуг научно-технической библиотеки организации прикладной науки, направленных на формирование и развитие научных коммуникаций организации.
6. Апробировать разработанную модель формирования научных ком- муникаций в организации научно-технического профиля на деятельности информационно-издательского центра Крыловского государственного науч- ного центра.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что научно- техническая библиотека является уникальным и наиболее эффективным по- средником в формировании системы научных коммуникаций в организации прикладной науки.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования стали:
Методологические положения А. В. Соколова о формировании и совре- менном состоянии социальной коммуникации, важным сегментом которой является научная коммуникация. Интерпретивная концепция (Е. З. Мирская, В. Ж. Келле) в развитии
науки, где на первый план в научном познании выдвигается не процесс полу- чения нового знания, а субъект-субъектные отношения, языковой дискурс, конфликт по поводу принятия-неприятия нового знания.
Методологические положения Ю. Гарфилда [32, 210], Д. Прайса, Р. С. Гиляревского [25–27] о библиометрии как методе изучения научной де- ятельности.
Методология информационных исследований науки, разработанная О. М. Зусьманом и основанная на том, что современные информационные технологии открывают широкие возможности изучения документальных по- токов и получения из них в результате анализа внетекстового знания.
Методологические подходы Т. В. Захарчук к представлениям о совре- менной научной школе и особенностям ее идентификации.
Концепция Т. Стюарта, рассматривающая интеллектуальный капитал как развивающуюся отрасль экономического знания, а также методологиче- ские подходы Ш. Корал и П. Костагиоласа к применению положений знание- вой экономики в библиотечно-информационной сфере.
Труды О. М. Зусьмана и Т. В. Захарчук, обосновывающие возможность выявления «фронта» научных исследований информационными методами.
Концепция сервисного развития В. В. Брежневой и В. А. Минкиной [57], предполагающая расширение возможностей и стратегическое развитие ин- формационного обслуживания, а также его ориентацию на качественные по- казали, оценку которых производит потребитель.
Методы исследования.
Терминологический анализ − для выявления сущности, взаимосвязей и упорядочивания основных понятий, раскрывающих предметную область ис- следования.
Поаспектный анализ профессиональной литературы – для определения степени изученности темы, выявления подходов к структуре и функциям и
формам научной коммуникации, характеристики эволюции научных комму- никаций и их современного состояния.
Сравнительный анализ − для сравнения структуры научных коммуника- ций на разных этапах их развития.
Структурно-функциональный метод − для описания основных состав- ляющих системы научной коммуникации, разработки новых форм коммуни- кационной системы организации.
Метод моделирования − для разработки модели деятельности научно- технической библиотеки организации прикладной науки в области формиро- вания и развития системы научных коммуникаций.
Библиометрические методы − для апробации разработанных методик идентификации научных школ, оценки научной деятельности, выявления «фронта» научных исследований.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Обоснована роль научно-технической библиотеки как посредника в формировании научных коммуникаций организации.
2. Сформулированы и обоснованы особенности формирования и разви- тия научных коммуникаций в организации прикладной науки.
3. Предложены пути совершенствования методик наукометрического анализа публикаций путем введения в описание документа меток, связанных с указанием на характер исследования (описание процесса, объекта, техноло- гии и т. д.), а также наличие в публикации сведений об объеме финансирова- ния исследования.
4. Предложены и обоснованы идентифицирующие признаки научных школ, специфические для школ, сформировавшихся в прикладной науке: наличие совместных патентов на объекты интеллектуальной собственности, а также участие представителей школы в совместных проектах как внутри ор- ганизации, так и вне ее.
5. Разработан алгоритм продвижения публикаций сотрудников органи- зации прикладной науки, опирающийся на использование новых отечествен- ных и зарубежных информационных ресурсов.
6. Обоснована эффективность использования внутреннего системного рубрикатора и тезауруса научно-технической библиотеки организации при- кладной науки для упорядочивания массива информации.
7. Обосновано создание новых информационных продуктов и услуг научно-технической библиотеки как посредника в формировании и развитии научной коммуникации организации:
● выявление и идентификация научных школ как сформированных на базе организации, так и конкурирующих научных школ;
● выявление фронта научных исследований в различных направлениях деятельности организации, а также в смежных областях;
● разработка и создание системы слежения за развитием научно- прикладных объектов и технологий, позволяющая выявить тенденции в этом направлении, степень вовлеченности научных организаций в процессы их со- здания и эксплуатации;
8. Предложены и обоснованы новые способы оценки научной деятель- ности ученого и научного коллектива в организации прикладной науки, ос- нованные на создании новых информационных ресурсов и разработке нетра- диционных информационных услуг научно-технической библиотеки.
9. Предложена модель деятельности научно-технической библиотеки организации прикладной науки в области формирования и развития системы научных коммуникаций, включающая внешних и внутренних партнеров по коммуникации, с одной стороны, и предоставляемые им традиционные и но- вые информационные услуги, способствующие усилению посреднической роли библиотеки.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Впервые обоснована роль научно-технической библиотеки как по- средника в формировании научных коммуникаций в организации приклад- ной науки.
2. Впервые сформулирована специфика научных коммуникаций в прикладной науке.
3. Выявлены и теоретически обоснованы основные элементы структу- ры интеллектуального капитала научно-технической организации.
4. Теоретически обоснована модель научных коммуникаций органи- зации, включающая определение значимости различных форм научных ком- муникаций в организации, определение статуса и роли всех групп коммуни- кантов организации.
Практическая значимость диссертационного исследования связана с формированием научно обоснованных представлений о научно-технической библиотеке организации как базовом подразделении для формирования и развития научных коммуникаций.
Для внедрения предлагается:
1. Методика формирования и идентификации научных школ, адаптиро- ванная для научных школ в прикладной науке.
2. Методика выявления фронта научных исследований как нового ин- формационного продукта научно-технической библиотеки.
3. Структура интеллектуального капитала организации, адаптированная для организации прикладной науки.
4. Методика создания информационных систем слежения за развитием проблем прикладной науки.
5. Алгоритм продвижения публикаций научно-технической организа- ции прикладной науке.
6. Методика «встроенного» информационного сопровождения научно- технического проекта, основанная на научной коммуникации специалистов (пользователей) и сотрудников научно-технической библиотеки.
Педагогическая направленность. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах бакалавров и магистрантов по органи- зации профессиональных коммуникаций в научно-технических организаци- ях, таких как: «Организация работы научно-технической библиотеки и служ- бы информации предприятия», «Профессиональные коммуникации в биб- лиотечно-информационной сфере», «Информационные исследования науки и научной деятельности», «Аналитические технологии в научно-технической сфере», «Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций».
Личный вклад автора состоит в:
● обосновании эффективности посреднической деятельности научно- технической библиотеки организации прикладной науки в формировании и развитии научных коммуникаций;
● теоретическом обосновании специфических форм и направлений научной коммуникации в организации прикладной науки;
● разработке алгоритма продвижения публикаций сотрудников органи- зации прикладной науки;
● разработке модели структуры современной научной коммуникации в организации прикладной науки;
● адаптации методики формирования и идентификации научных школ к научным школам в области прикладной науки и апробация работоспособ- ности методики на научных школах Крыловского научного центра;
● разработке и апробации информационно-следящей системы для вы- явления «переднего края» исследований по профилю деятельности научно- исследовательского подразделения научного центра;
● разработке модели деятельности научно-технической библиотеки ор- ганизации прикладной науки в области формирования и развития научных коммуникаций организации.
Соответствие паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), включающей исследования и раз-
работки в области теории, методологии и организации библиотечной и биб- лиографической деятельности, представленная диссертационная работа явля- ется исследованием роли научно-технической библиотеки в организации научных коммуникаций организации.
Соответствие диссертации области исследования специальности. В соответствии с областью исследования специальности 05.25.03 «Библиотеко- ведение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), по- лученные результаты соответствуют п. 3 «Библиотечно-информационная де- ятельность, использование современных информационно- коммуникационных технологий. Библиотечное обслуживание»; п. 8 «Ис- пользование электронных сетей в целях библиотечно-информационного об- служивания».
Положения, выносимые на защиту:
1. Научно-техническая библиотека является основным посредником и организатором научных коммуникаций организации, осуществляющей при- кладные исследования.
2. Система научной коммуникации в организации прикладной науки имеет свои специфические черты, тесно связана с особенностями формиро- вания и развития прикладного научного знания, а также с особенностями проведения прикладных научных исследований, в том числе с коммерческим сдерживанием (финансовый барьер) и необходимостью учета требований за- конодательства о государственной тайне.
3. Расширение спектра информационных продуктов и услуг, предо- ставляемых научно-техническая библиотекой, позволит ей более эффективно выполнять роль посредника в формировании научных коммуникаций органи- зации прикладной науки. К такой информационной продукции можно отне- сти: оценку научного труда информационными методами, идентификацию научных школ как самой организации, так и конкурирующих научных школ, создание информационных систем слежения за развитием научно- технического объекта, осуществление «включенного» информационного об-
служивания, направленного на информационное сопровождение научно- технического проекта.
4. Модель деятельности научно-технической библиотеки в организаци- ях прикладной науки в области формирования научных коммуникаций вклю- чает, с одной стороны, партнеров по научной коммуникации, а, с другой, традиционные и новые информационные услуги, увеличивающие эффектив- ность научного общения.
5. Модель научной коммуникации организации прикладной науки, важнейшим элементом которой выступает научно-техническая библиотека, является открытой и может быть модифицирована с появлением новых ин- формационных ресурсов, позволяющих формировать новые информацион- ные продуты и услуги.
Степень достоверности результатов, изложенных в диссертации. До- стоверность и обоснованность результатов обеспечивается представлением результатов в научных публикациях, а также апробацией основных результа- тов исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и резуль- таты диссертационного исследования докладывались на международных конференциях. По теме диссертации опубликовано 11 работ, из них 6 в жур- налах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований и отраженных в международных базах данных научного цити- рования
Основные положения и итоги исследования докладывались на междуна- родных и всероссийских научно-практических конференциях:
XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Информацион- ное обслуживание в век электронных коммуникаций – 2021». Тема «Онлай- новые качества офлайновых учреждений: практики дистанционного доступа к ресурсам и сервисам библиотек, музеев, архивов», 3–4 ноября 2021 г., оnline-формат. 9-я Международная научно-практическая конференция «Научное изда-
ние международного уровня – 2021: Мировые тенденции и национальные приоритеты», г. Москва, 24–27 мая 2021 г.
III Международный библиографический конгресс, 27−29 апреля 2021 г.
XV Всероссийская научно-практическая конференция «Информацион- ное обслуживание в век электронных коммуникаций — 2020», г. Санкт- Петербург, 30 октября 2020 г.
XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов»: «Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций – 2019», Санкт-Петербург, 30 октября – 1 ноября 2019 г.
8-я Международная научно-практическая конференция «Научное изда- ние международного уровня – 2019: стратегия и тактика управления и разви- тия», г. Москва, 23–26 апреля 2019 г.
XVII международная научно-практическая конференция «Корпоратив- ные библиотечные системы: технологии и инновации», Санкт-Петербург, 24– 29 сентября 2018 г.
7-я Международная научно-практическая конференция «Научное изда- ние международного уровня – 2018: редакционная политика, открытый до- ступ, научные коммуникации», г. Москва, 24–27 апреля 2018 г.
Структура и объем диссертации. Цели, задачи и методы исследова- ния обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объем диссертации 288 страниц. В диссертации содержится 15 рисунков, 21 таблица. Список ис- пользованной литературы включает 228 названий.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Научно-техническая библиотека как посредник в формировании научных коммуникаций организации»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы