Совершенствование технологии гибки криволинейных бортов деталей летательных аппаратов давлением эластомера

Мантусов Михаил Николаевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Современное состояние вопроса. Цели и задачи исследования 11
1.1 Классификация деталей изготавливаемых гибкой из листа 11
1.2 Технологические процессы гибки листовых деталей 17
1.3 Технологические процессы изготовления гнутых листовых дета-
лей летательных аппаратов методом стесненного изгиба 23
1.4 Применение эластичного инструмента при стесненном изгибе ли-
стовых деталей 27
1.5 Выводы по главе 34
1.6 Цель работы и задачи исследований 35
2 Аналитическое моделирование стеснённого изгиба листовых дета-
лей с криволинейным бортом давлением эластомером 36
2.1 Процесс стеснённого изгиба при штамповке эластичной средой 36
2.2 Моделирование стеснённого изгиба криволинейных бортов 38
2.2.1 Определение припуска высоты борта полуфабриката 38
2.2.2 Определение рабочего давления эластомера 47
2.2.3 Утолщение стенки на радиусе гиба 50
2.3 Графическая интерпретация и анализ полученных зависимостей 54
2.4 Выводы по главе 65
3 Экспериментальные и численные исследования стеснённого изгиба 66
криволинейных бортов
3.1 Экспериментальные исследования 66
3.1.1 Описание эксперимента, оснастки и оборудования 66
3.1.2 Определение требуемого давления штамповки 69
3.1.3 Определение изменения толщины материала в зоне гиба 73
3.2 Численные исследования стеснённого изгиба криволинейных бор- 79
тов
3.2.1 Физическая модель процесса 79
3.2.2 Постановка задачи математического моделирования 80
3.2.3 Разработка математической модели в программном комплексе
ANSYS 82
3.2.4 Численные исследования стеснённого изгиба листовых деталей
эластомером 92
3.3 Сравнение результатов теоретических, экспериментальных и чис-
ленных исследований стеснённого изгиба криволинейных бортов 126
3.4 Выводы по главе 127
4 Разработка и внедрение усовершенствованного технологического
процесса стеснённого изгиба эластомером криволинейных бортов де-
талей летательных аппаратов 128
4.1 Методика проектирования технологического процесса стеснённого
изгиба эластомером криволинейных бортов деталей летательных ап-
паратов 128
4.2 Последовательность проведения технологических расчётов и при-
нятия технических решений 131
4.3 Пример проектирования технологического процесса изготовления
детали с использованием стеснённого изгиба 136
4.4 Оценка качества деталей, отштампованных стеснённым изгибом 144
4.5 Выводы по главе 145
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 146
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 150

ВО ВВЕДЕНИИ обоснована актуальность темы диссертации, определена цель,
обозначены задачи исследования, сформулированы основные положения, выносимые
на защиту.
ПЕРВАЯ ГЛАВА посвящена анализу проблем изготовления гнутолистовых
деталей, которые отражены в работах отечественных учёных: Ю. М. Арышенского,
В. А. Барвинка, Н. М. Бирюкова, А. Г. Братухина, М. Н. Горбунова, Н. М. Горбунова,
Ф. В. Гречникова, В. И. Ершова, И. М. Закирова, И. М. Колганова, А. Д. Комарова,
М. И. Лысова, С. Б. Марьина, В. К. Моисеева, Г. В. Проскурякова, В. А. Тарасова,
В. И. Филимонова, С. В. Филимонова, В. А. Марковцева, А. С. Чумадина и др.
Проведён анализ процессов изготовления гнутых из листа деталей ЛА, определены их
основные дефекты (рисунок 1) и показатели качества, изучены технологические
мероприятия, направленные на повышение качества этих деталей, а также изучены
технологические схемы, позволяющие внедрить данные мероприятия.
Согласно нормативным требованиям для штампованных деталей каркаса
самолёта допускается утонение до 20% минимальной толщины материала заготовки.
Величины отклонений углов малки борта для деталей авиационной техники
представлены в таблице 1. Зоны точности аэродинамического контура планера
самолёта представлены на рисунке 2. Для аналогичных деталей космической техники
величина допускаемых отклонений малки борта в два раза выше, чем для самолётных
деталей.
Установлено, что проблема обеспечения качества гнутолистовых деталей
летательных аппаратов может быть решена, путём реализации процессов гибки,
обеспечивающих создание преобладающих сжимающих деформаций в зоне
пластического деформирования заготовки, – процессов стеснённого изгиба.
Экспериментальноеи
теоретическое изучение процесса
стеснённогоизгибанашло
отражение в работах зарубежных
и отечественных исследователей:
Д. Пирсона, М. В. Хардина, Ч. Янга,
В. А. Ходырева, В. А. Марковцева,
абО. В. Перфильева, А. А. Шарова,
Рисунок 1 – Основные дефекты гнутых деталей:Е. В. Еськиной и др.
а) утонение листа в зоне гибки, б) пружинение
борта детали
Таблица 1 – Углы отклонений малки борта деталей ЛА
Зона точностиIII, III

Допуск угла малки борта δβ± 20΄± 30΄
стыкуемого с аэродинамическим
контуром
Трудоемкость доводочных работ,0,360,24
н. час
Анализ литературы показал, что
известна информация о проведённых
исследованиях и доведённых до реализации
способах стеснённого изгиба при штамповке
Рисунок 2 – Зоны точности деталейэластомеромпрямолинейныхбортов,
планера самолета
стеснённый изгиб эластомером криволиней-
ных бортов освещён на уровне схем его
реализации и исследования пружинения.
Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ теоретически рассматривается и анализируется стеснённый
изгиб криволинейных бортов листовых деталей эластомером. Схема технологического
процесса представлена на рисунке 3. Стеснённый изгиб по этой схеме производится за
два перехода. Вначале заготовка 1 изгибается по гибочной оправке 2 под действием
давления эластичной среды 3. Затем под торец изогнутого борта заготовки 4
устанавливается опорная пластина 5 для создания определённого припуска борта ΔH
по его высоте между верхней плоскостью гибочной оправки и стенкой заготовки. Под
действием давления эластичной среды стенка заготовки вначале прогибается в
центральной части, а затем образуется волна избыточного материала в зоне скругления
гибочной оправки с радиусом r0. При дальнейшем увеличении давления эластичной
среды волна избыточного материала деформируется по радиусу гибочной оправки. В
результате толщина заготовки в зоне радиуса гиба увеличивается. В исследованиях
используются и другие схемы стеснённого изгиба, например с разборной гибочной
оправкой, не меняющие сущность процесса.

Рисунок 3 – Схема технологического процесса стеснённого изгиба при штамповке
эластомером: а) предварительная гибка; б) начало операции окончательной гибки;
в) завершение операции окончательной гибки
Такая особенность этого процесса позволяет уменьшить и радиус изгиба, что
также является актуальной задачей, так как при этом повышается жёсткость деталей и
снижается их масса в результате уменьшения высоты борта.
Технологическими параметрами листовой штамповки эластомером при
реализуемой схеме напряжений и деформаций является давление эластомера p и
припуск высоты борта полуфабриката Δ (рисунок 4), сформированный на первом
переходе.

аб
Рисунок 4 – Параметры геометрии полуфабриката на промежуточных стадиях
штамповки
Полуфабрикат имеет вид обечайки с донцем либо её сегмент с торовым
скруглением на стенке в зоне кромки оправки-формблока. В холодной листовой
штамповке принято рассчитывать размеры заготовок, исходя из равенства площадей
поверхности заготовки и детали. В результате интегрирования полная площадь
поверхности заготовки
0 = ( − 1 )2 + 2 ( + ∆ − 1 ) + 2 1 ( − 1 ) + 2 1 2 .(1)
Площадь поверхности заготовки в начальной стадии посадки на формблок
аналогично имеет три слагаемых, включая площадь волны избыточного материала
над кромкой формблока, которая имеет вид тороподобного сегмента.
Профиль поперечного сечения этой волны аппроксимирован зависимостью

( ) = 0 �1 + ℎ 2 �2 � − ���.(2)
В этом выражении, как и во всех последующих, геометрические параметры даны
в долях r0, то есть они безразмерны.
После интегрирования с применением разложения в ряд площадь волны
− 2 64 − 15р 448
∗ (ℎ) = 2 0 � − 0 + � + 0 � ℎ + � + � ℎ2
224602315 0

− ( − 0 )ℎ3 �
Суммируя эту площадь с двумя другими составляющими и приравнивая
площади, после преобразований можно получить, что припуск высоты борта
полуфабриката связан с высотой волны зависимостью
−1 64−15
∆= 0 ( − 1) �2 − − ( + 1)� + 0 ℎ � + +
22460
64
� + � ℎ − (1 − в)ℎ2 �,(3)
2454

где обозначено
1 0
=≥ 1, =≪ 1.
0
Величину припуска высоты борта полуфабриката предлагается ограничить
некоторым диапазоном. Верхняя граница припуска определяется из условия
сохранения устойчивости волны избыточного материала. В качестве критерия потери
устойчивости предлагается принять равенство поперечного давления на складку и
продольного давления, а конкретнее их равнодействующих Q и P, возникающих от
равномерно распределённого по внешней поверхности волны нормального давления p
(рисунок 5).
Величины Q и P пропорциональны
суммарным проекциям равномерного
нормального давления эластомера p
насоответствующиевзаимно
перпендикулярныенаправления.
Математически это выражается в виде
интеграла скалярного произведения
вектораединичнойнормалик
поверхностиволныи
соответствующей единичной орты.
Рисунок 5 – Схема силового воздействия Последние естественным образом
эластомера на волну избыточного материала определяются как ⃗ = (1, 0) , ⃗ =
(0, 1).
Вектор единичной нормали при данной ориентации осей имеет координаты

( ( ) ( ))( ( ) ( ))
�⃗ = ⎛⎞.

,−
� 2 ( )+� ( )�� 2 ( )+� ( )�
⎝ ⎠
С учётом аппроксимирующей функции (2) со сдвигом по угловой координате

′ = − после интегрирования для приведённых величин � =, � =
4 0 0
получены значения:
продольная компонента
�(ℎ) = ,
√2
поперечная компонента
� = 1 − + ℎ .
√2
Приравнивая полученные значения, легко получить верхнюю границу
относительной высоты волны
ℎ = √2 − 1 .
С учётом этого результата из выражения (3) следует, что верхняя граница
припуска
∆ −1 64−15 64
= ( − 1) �2 − − ( + 1)� + �√2 − 1� � + + � + � �√2 −
022460245

1� − (1 − в)�3 − 2√2��.(4)
Нижнюю границу припуска Δmin можно определить из решения деформационной
краевой задачи теории пластичности для вершины волны избыточного материала.
Компоненты деформации связаны уравнением неразрывности и уравнением
несжимаемости. Третье уравнение вытекает из граничного условия, что радиальное
перемещение внутренней поверхности волны происходит до контакта с формблоком.
Условием полного перехода волны избыточного материала в пластическое
состояние является выход границы зоны пластичности на внешнюю границу
избыточной волны. Согласно критерию Губера-Мизеса интенсивность деформаций в

пластичном состоянии должна достигать критической величины = = , где и

E – предел текучести и модуль упругости материала.

Введя обозначение = , в результате подстановок и преобразований получено,
0
что для перехода в пластическое состояние должно выполняться неравенство
ℎ 2 (1+ℎ)21+ℎ23ℎ(1+ℎ)1+ℎ2

4 (1+ℎ+ )4 �1 + � + � ℎ + (1+ℎ+ )2 �1 + �� +
√3222
= ≤�2.
33ℎ(1+ℎ)1+ℎ
+ � ℎ − (1+ℎ+ )2 �1 + ��
Из этого неравенства следует, что для перехода в пластическое состояние волны
избыточного материала она должна иметь размеры не менее, чем
√3 (1+ )2
ℎ ≥.
2 �1+ −√3 (1+ )2
2

Подставляя hmin в формулу (3), получаем искомую оценку минимального
припуска Δmin.
Для определения давления эластомера рассмотрена краевая задача теории
пластичности в напряжениях.
В осесимметричном представлении очага деформаций напряженное состояние
будет определяться тремя главными компонентами тензора напряжений , , .
Используя уравнение равновесия и учитывая, что равно давлению на торцы, а
также имея ввиду, что на наружной поверхности волны равно давлению
эластомера, из условия пластичности о равенстве интенсивности напряжений и
предела текучести материала получена следующая зависимость
3√3 1+ℎ+
� + �1 − 2 � + √3 �� = 2 ,
2421+ℎ

+
где ( ) =.

Эта зависимость в неявном виде отражает связь величины давления эластомера,
необходимого для пластического деформирования волны избыточного материала, и
известных геометрических параметров и предела текучести материала детали. В
явном виде она представлена в виде графиков.
При оценке утолщения стенки следует учесть тот факт, что на первом переходе в
зоне деформации происходит изменение её толщины, определяемое из условия
постоянства объёма. В результате вычислений, введя дополнительное обозначение

0 = 0 и 1 = 1 , где S0 и S1 – исходная толщина и осреднённая толщина после

первого перехода, и пренебрегая малостью порядка β2 и выше, получено
1 0 2 −8
−1≈−+ .
02 4

Анализ этой зависимости показывает, что кривизна борта в плане снижает
утонение заготовки. При большой кривизне возможен обратный эффект, т. е.
утолщение на первом переходе. Величину утолщения при посадке волны можно
оценить также из условия постоянства объёма. Используя функцию вида (2) для
аппроксимации распределения избыточного материала по поверхности радиусного
участка, после преобразований найдена оценка относительного среднего утолщения
̅ 1134
≈ ℎ �1 + 2ℎ − 1 + �
1 2215
и наибольшей величины утолщения
315 +32
≈ ℎ �1 + 2ℎ − 1 + �.
1230
Полученныерезультаты
иллюстрируютсяграфиками,
отражающимиприведённые
зависимости.
Так, например, из графика,
представленного на рисунке 6,
следует, что припуск по высоте
борта для реализации стеснённогоРисунок 6 – Относительный припуск высоты
изгиба при гибке на радиус r0=3S неборта: а) Δmax/ r0; б) (Δmin/ r0)·100 при η=S/r0=0,5;
должен превышать 0.6…0.9S вв) (Δmin/ r0)·100 при η=S/r0=0,05
обратно пропорциональной зависи-
мости от кривизны борта в плане.
На графике, показанном на
рисунке 7, видно, что максимальное
утолщениерастётсростом
кривизны в плане на величину до
20% и составляет для реальных
соотношений геометрии и припуска
до 20…25%.

Рисунок 7 – Максимальное утолщение стенки
борта в радиусной зоне гиба в зависимости от
припуска при S/r=0.3

ТРЕТЬЯ ГЛАВА посвящена конечно-элементному моделированию и натурным
экспериментальным исследованиям.
В ходе натурных экспериментов штамповались детали из алюминиевого сплава
Д16АМ толщиной 1,5 мм и 1,8 мм, радиус гиба борта составлял 4 мм, радиус борта в
плане – 120 мм и 150 мм.
Изготовление образцов стеснённым изгибом происходит в два перехода. На
первом этапе заготовка изгибается по оправке, представленной на рисунке 8, а,
имеющей увеличенную высоту, при этом она претерпевает утонение материала в зоне
гиба, наблюдается значительное пружинение борта превышающее значения
допускаемых отклонений в самолётостроении.
аб
Рисунок 8 – Гибочная оправка: 1- верхняя часть оправки, 2 – нижняя часть оправки;
а) первый переход; б) второй переход

В протоколах экспериментов фиксировались изменения толщин в результате
предварительной гибки и последующего стеснённого изгиба соответственно: ΔS1=S1-
S0, ΔS2=S2-S0, ΔS3=S2-S1, где S0 – толщина заготовки, S1 – толщина после
предварительной гибки, S2 – толщина после второго перехода. Построено семейство
графиков, линейно аппроксимирующих экспериментальные данные.
Экспериментальныеданные
свидетельствуют о том, что стеснённый
изгибкриволинейныхбортов
осуществим и приводит к утолщению
стенки детали в данном случае на
величину более 10% относительно
начальной толщины и снижению угла
пружинения более чем в два раза.
Конечно-элементноемоделиро-
вание проводилось с применением
программного комплекса ANSYS/LS-
DYNA и препроцессора LS-PrePost.Рисунок 9 – Зависимость величины ε2 в
Входными параметрами были принятыцентральной области от величины Н/4 для
материалзаготовки,толщинарадиуса 150 мм, S0 = 1,5 мм.
заготовки, превышение борта ДН ,
радиускривизныкриволинейного
борта, радиус гиба. Изучалось влияние
превышения борта на утолщение
материала в зоне гиба. Измерение
толщиныдеталидляанализа
результатов расчета проводилось в
пяти точках по трем сечениям (рисунок
10).
БылирассмотренымоделиРисунок 10 — Точки замера изменения
начальнойгибкииконечноготолщины детали
стеснённого изгиба
Врезультатемоделирования
полученыдиаграммыизменения
толщины детали для различных этапов
деформирования.

Получены также графические
зависимостивеличинытолщин,
изменения толщин и деформаций
∆ ∆
2 = 2, 3 = 3 .
2 1
Примерыполученныхграфиков
приведены на рисунках 12 и 13.

Рисунок 11 – Диаграмма изменения толщины
детали после второго перехода (R = 150 мм,
ΔH= 1,0 мм)
∆H=0,5мм,
3
0,12
1 сечение
0,11
R=150 ммR=120 ммR=100 ммR=80 мм∆H=1,0мм,
1 сечение
2
0,1
0,12∆H=1,5мм,
0,091 сечение
0,1∆H=0,5мм,
0,08
2 сечение
0,080,07∆H=1,0мм,
2 сечение
0,06
0,06∆H=1,5мм,
0,052 сечение
0,04∆H=0,5мм,
0,043 сечение
0,020,03∆H=1,0мм,
3 сечение
0,02∆H=1,5мм,
3 сечение
0,40,60,811,21,41,61,820,01
Превышение высоты борта ∆H, мм708090100110120130140150160
Радиус кривыизны борта R, мм

Рисунок 12 – Зависимость величины ε2 отРисунок 13 – Зависимость величин от
превышения высоты борта, при r = 4 мм, S =радиуса кривизны борта, при r = 4 мм, S =
1,5 мм, для материала Д16АМ: в сечении 31,5 мм, для материала Д16АМ

Получена также величина необходимого давления для посадки избыточной
волны на пуансон (рисунок 14).
R=150ммR=120ммR=100ммR=80мм
Врезультатечисленных
исследований выяснено, что процесс
стесненного изгиба сопровождается
утолщением, которое для реального
Давление, МПа
120
исполнения может достигать для
стенки детали 2 – 6%, для радиусной
зоны детали 5 – 10%.
Сравнениерезультатов
аналитических,численныхи
экспериментальных исследований по
0,4 0,60,811,21,4 1,61,8 силовому параметру показало их
Превышение высоты борта ∆H, мм
хорошую сходимость с диапазоном
Рисунок 14 – Зависимость изменения давления
отклонений не более 20%.
эластичной среды от превышения высоты
борта, при r = 4 мм, S = 1,5 мм, для материала
Д16АМ

Разница результатов теоретических и экспериментальных исследований по
получаемому утолщению при небольших припусках составляет около 20%.
Сравнение эксперимента и конечно-элементного моделирования показало
расхождение данных по утолщению менее 10%.
ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА посвящена разработке методики проектирования
технологического процесса стеснённого изгиба криволинейных бортов листовых
деталей эластомером. Разработанная методика, алгоритм которой представлен на
рисунке 15, предполагает использование не только полученных в данной работе
сведений, но и известных из технической литературы положений. На первом
переходе осуществляется известная гибка бортов, её параметры определяются по
опубликованной информации в справочниках, монографиях и руководящей
документации Госстандарта. Расчёт технологических параметров второго перехода,
то есть собственно стеснённого изгиба, проводится уже с использованием
результатов, полученных в данной работе.
В этой части проектирования технологии вначале предусматривается
определение максимального и минимального возможных припусков и выбора его
окончательной рациональной величины с
учётомпластическихвозможностей
материала.Здесьжепрогнозируется
получаемая толщина стенки борта. Далее
рассчитываетсянеобходимоедавление
эластомера, по которому выбирается
прессовое оборудование. В методике
приведены необходимые формулы, графики
и даются ссылки на используемые
источники информации.
Рассмотрен пример проектирования
технологическогопроцессастеснённой
гибкибортовтиповойдетали,
изготовленные образцы представлены на
рисунке 16.
Утолщение стенки в радиусной зоне
этих деталей составило до 9%. Пример
показывает работоспособность методики и
процесса.

Рисунок 15 – Алгоритм проектированияРисунок 16 – Детали, отштампованные
процесса гибки бортов деталистеснённым изгибом

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. На основе анализа технической литературы и опыта производства показана
возможность повышения качества гнутых из листа деталей с криволинейными
бортами за счёт реализации схемы процесса стеснённого изгиба при штамповке
эластомером, которая позволяет получить деформированное состояние материала
детали в зоне гиба, обеспечивающее уменьшение утонения материала детали в
данной зоне и пружинения борта, что позволяет исключить корректировку
формообразующей оснастки.
2. Разработанные аналитическая и конечно-элементная модели взаимодействия
эластомера и формблока с листовой заготовкой, находящейся в условиях стеснённого
изгиба, обеспечивают возможность по заданным характеристикам деталей определять
параметры процесса гибки криволинейных бортов эластомером.
3. Адекватностьразработанныхмоделей подтвержденанатурными
экспериментальнымиисследованиямипроцесса штамповкиэластомером
криволинейных бортов листовых деталей методом стеснённого изгиба. Отклонения
экспериментально полученных значений утонения материала детали в радиусной зоне
от расчётных составляют при небольших припусках около 20%. Расхождение данных
по утолщению между натурным экспериментом и численным моделированием
составляет менее 10%. Полученные в результате эксперимента, численного
моделирования и аналитических исследований значения требуемого давления
эластомера отличаются не более, чем на 20%.
4. Выявленные на основе теоретических и экспериментальных исследований
зависимости обеспечивают возможность управления напряжённо-деформированным
состоянием полуфабриката и параметрами деталей при штамповке эластомером
листовых деталей с криволинейными бортами с наложением стеснённого изгиба.
5. На основе проведённых исследований разработана инженерная методика
проектирования технологического процесса штамповки эластомером криволинейных
бортов листовых деталей методом стеснённого изгиба и необходимой штамповой
оснастки.
6. Установлено, что использование разработанной инженерной методики
проектирования технологического процесса стеснённого изгиба эластомером при
штамповке листовых деталей с криволинейными бортами и средств его оснащения
позволяет исключить утонение материала детали в радиусной зоне и уменьшить
радиус гиба.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией:
1 Мантусов, М. Н. Штамповка листовых деталей с криволинейными бортами
эластичным материалом / М. Н. Мантусов, В. К. Моисеев, А. А. Шаров, Е. Г. Громова,
С. Г. Рыжаков // Известия Самарского научного центра РАН. – 2018. – Т.20,
№4. – С.332-336.
2 Моисеев, В. К. Совершенствование технологии гибки криволинейных бортов
деталей самолётов / В. К. Моисеев, М. Н. Мантусов, А. Н. Плотников, О. В. Ломовской,
А. А. Шаров // Известия Самарского научного центра РАН.-2018.- Т.20, №4. – С.441-
444.
3 Гречников, Ф. В. Штамповка с тангенциальным сжатием высокоточных
листовых деталей / Ф. В. Гречников, В. К. Моисеев, О. В. Ломовской, А. А. Шаров,
М. Н. Мантусов // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов
давлением. – 2019.- №7.- С.3-9.
4 Мантусов, М. Н. Формообразование листовых деталей с криволинейными
бортами давлением эластомера/ М. Н. Мантусов, В. К. Моисеев, А. А. Шаров,
С. Г. Рыжаков //Известия Самарского научного центра РАН.-2021. – Т.23, №1. – С.55-
59.
5 Мантусов, М. Н. Штамповка криволинейных бортов листовых деталей
эластомером с наложением тангенциального сжатия / М.Н. Мантусов // Кузнечно-
штамповочное производство. Обработка материалов давлением. – 2021. – №4. – С.17-22.
В изданиях, рекомендованных ВАК для смежной специальности 05.07.02 –
Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов:
6 Моисеев, В. К. Аналитическая модель определения припусков на
стеснённый изгиб эластомером деталей летательных аппаратов/ В. К. Моисеев,
Е. Г. Громова, О. В. Ломовской, М. Н. Мантусов, А. Н. Плотников, А. А. Шаров //
Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и
машиностроение. – 2020. – Т. 19, №3. – С. 73-84.
7 Громова, Е.Г. Исследования стеснённого изгиба криволинейных бортов
деталей летательных аппаратов / Е. Г. Громова, В. К. Моисеев, А. А. Шаров,
О.В. Ломовской, М.Н. Мантусов, А.Н. Плотников // Вестник Самарского
университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. – 2021. –
Т. 20, №1. – С. 65-74.

В изданиях, индексируемых базами данных Scopus и Web of Science:
8 Moiseyev, V. K. Results of the Sheet Parts Curved Edges Constrained Bending
with Elastomer/V. K. Moiseyev, A. A. Sharov, E. G. Gromova, M. N. Mantusov / Key
Engineering Materials. – 2017. – Vol. 746. – P.285-289.

В прочих изданиях:
9 Моисеев, В. К. Результаты экспериментов и моделирования стеснённого
изгиба криволинейных бортов листовых деталей эластомером/ В. К. Моисеев,
А. А. Шаров, Е. Г. Громова, М. Н. Мантусов //Сборник тезисов 1-го международного
конгресса «Процессы пластического деформирования авиакосмических материалов.
Наука, технологии, производство» (Металлдеформ-2017). – Самара: Самарский
университет, 2017. – С. 239-241.
10 Шаров, А. А. Исследования и разработка технологического процесса гибки
эластомером прямолинейных листовых деталей со сжатием бортов / А. А. Шаров,
В. К. Моисеев, О. В. Ломовской, А. Н. Плотников, М. Н. Мантусов //Сборник тезисов
1-го международного конгресса «Процессы пластического деформирования
авиакосмических материалов. Наука, технологии, производство» (Металлдеформ-
2017). – Самара: Самарский университет, 2017. – С. 239-241.
11 Моисеев, В. К. Изгиб со стеснением бортов листовых деталей летательных
аппаратов эластичным инструментом /В. К. Моисеев, А. А. Шаров, М. Н. Мантусов //
Сборник тезисов XLI Академических чтений по космонавтике (Королёвские
чтения). – Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. – С.453-454.
12 Мантусов, М. Н. Стеснённый изгиб криволинейных бортов эластомером
/М. Н. Мантусов, В. К. Моисеев, А. А. Шаров, Е. Г. Громова //Сборник научных
трудов Всероссийской научно-практической заочной конференции с международным
участием «Инновационные технологии в металлообработке». – Ульяновск: УлГТУ,
2018. – С.41-46.

Разработка и внедрение новых технологических процессов с целью
повышения производительности труда и качества продукции, снижения сроков
подготовки производства и издержек является актуальным направлением
совершенствования любого производства.
Актуальной проблемой производства летательных аппаратов (ЛА) в
условиях рыночной экономики и жёсткой конкуренции на мировом рынке
является удовлетворение требований по увеличению ресурса летательных
аппаратов за счёт повышения качества деталей, что может быть достигнуто путём
управления параметрами технологических процессов.
В летательных аппаратах значительную долю элементов конструкции
составляют тонкостенные детали, полученные процессами гибки из листового
материала, количество которых может составлять, например, для самолёта на 150-
200 пассажиров, до нескольких десятков тысяч наименований. Часть указанных
деталей определяет наружный контур летательного аппарата, то есть точность его
воспроизведения напрямую зависит от точности их изготовления. Кроме того,
прочность и жёсткость деталей данного класса влияет на надёжность и весовую
эффективность выпускаемых изделий.
В известных публикациях [78] приводятся сведения, что трудоёмкость

1. Абибов, А.Л. Технология самолетостроения [Текст]/ А.Л. Абибов, Н.М. Би-
рюков, В.В. Бойцов, В.П. Григорьев, И.А. Зернов и др. – М.: Машиностроение, 1982. –
551 с.
2. Абрамов, В. В. Остаточные напряжения и деформации в металлах [Текст] / В.
В. Абрамов – М.: Машгиз,1963. – 261с.
3. Арышенский, Ю.М. Теория и расчеты пластического формоизменения анизо-
тропных материалов [Текст]/ Ю.М. Арышенский, Ф.В. Гречников. – М.: Металлур-
гия,1990. – 304 с.
4. Арышенский, Ю.М. Способ гибки профилей проглаживанием по пуансону
[Текст]/ Ю.М. Арышенский, В.Ю. Ненашев, А.Ю. Матвеев, Ф.В. Гречников // Состо-
яние и перспективы изготовления и применения листовых профилей в изделиях от-
расли: Материал совещания. – НИАТ, 1990. – С. 30- 33.
5. АС 1660288 СССР, МПК6 В2Ш5/06 Способ изготовления гнутых профилей.
[Текст]/ В.И. Филимонов, Г.В. Коновалов – Опубл.: Б.И., 1990, № 7.
6. АС 615995 МКИ В21D 22/10 Инструмент для листовой штамповки. [Текст]/
В. К. Моисеев, В. Д. Щеголеватых, А. Д. Комаров, Т. А Голиусов – Опубл.: Б.И., 1978,
№ 27
7. Барвинок, В.А. Интенсификация процесса стесненного изгиба деталей из ли-
ста [Текст]/ В.А. Барвинок, А.Д. Комаров, Е.В. Овчинникова, И.С. Ткаченко, А.А,
Шаров // Материалы и технологии XXI века: сборник статей IV Международной
научно-технической конференции. – Пенза, 2006. – Пенза: Приволжский дом знаний,
2006. – С. 102-104.
8. Барвинок В.А. Физическое и математическое моделирование силового ци-
линдрического элемента из материала с эффектом памяти формы, применяемого для
привода в различных приборах и устройствах [Текст]/ В.А. Барвинок, В.И. Богдано-
вич, О.В. Ломовской, А.А. Шаров, Н.Ю. Паникарова //Известия Самарского научного
центра РАН. -2008. – т.3. – С.171-180.
9. Барвинок, В.А. Математическое моделирование контактного взаимодействия
эластичного инструмента в процессах ротационного раскроя листовых деталей изде-
лий машиностроения [Текст] / В.А. Барвинок, Ю.В. Федотов, Е.Г. Громова, А.П.
Шумков, Н.Ю. Поникарова // Международный журнал «Проблемы машиностроения и
автоматизации». – 2008. -№ 1.- С.128-132.
10. Басов, К.А. ANSYS справочник пользователя [Текст]/ К.А. Басов. – М.:
ДМК Пресс, 2005.- 348с.
11. Бирюков Н.М. Формообразование деталей из листового материала гидроэ-
ластичной средой по жесткому пуансону [Текст]/ Н.М. Бирюков. – М.: Издательство
МАИ, 1994. – 120 с.
12. Горбунов М.Н. Технология заготовительно-штамповочных работ в произ-
водстве летательных аппаратов [Текст]/ М.Н. Горбунов – М.: Машиностроение,1981.-
224 с.
13. ГОСТ 17040 – 80 Элементы штампуемых деталей. Конструкция и размеры.
[Текст]. – Введ.1981-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 1981. – 34 с.
14. Дель Г.Д. Технологическая механика [Текст]/ Г.Д. Дель. – М.: Машиностро-
ение, 1978. – 174 с.
15. Ершов В.И. Изгиб со сжатием в тангенциальном направлении листов из ти-
тановых сплавов и стали ВНС-2 [Текст]/ В.И. Ершов. // Авиационная промышлен-
ность, 1974, №8, – С. 46-48.
16. Ершов В.И. К расчету процессов формоизменения под действием несколь-
ких нагрузок [Текст]/ В.И. Ершов. // Изв. ВУЗов. Сер. Авиационная техника. – Казань,
1980, №1, – С.103- 117.
17. Ершов В.И. Технологический процесс гибки с прокатыванием роликом
[Текст]/ М.А. Платонов, В.Н. Мацнев // Авиационная промышленность, 1983, №9, – С.
54-55.
18. Ершов В.И. К определению минимального радиуса гибки листового матери-
ала поперечной силой [Текст]/ В.И. Ершов, В.Д. Гаврилин, А.С. Чумадин // Авиаци-
онная промышленность, 1985, №9, – С. 44-45.
19. Ершов В.И. Совершенствование формоизменяющих операций листовой
штамповки [Текст]/ В.И. Ершов, В.И. Глазков, М.Ф. Каширин. – М.: Машинострое-
ние, 1990. – 312с.
20. Еськина, Е. В. Повышение эффективности технологического процесса изго-
товления профилей с помощью полиуретана при стесненном изгибе [Текст]:
дисс.канд.техн.наук. /Е.В. Еськина. – Самара, СГАУ, 2010. – 134 с.
21. 3ажигин А.С., Изготовление профилей и панелей из сплавов ОТ4, ОТ4-1 и
ВНС-2 стесненным изгибом [Текст]/ А.С. 3ажигин, Г.В. Проскуряков, В.И. Бунин
//Авиационная промышленность, 1967, №9, С.26 -28.
22. Исаченков, Е.И. Штамповка резиной и жидкостью [Текст]/ Е.И. Исаченков. –
М.: Машиностроение, 1967.- 367 с.
23. Исаченков, Е.И. Контактное трение и смазки при обработке металлов давле-
нием [Текст]/ Е.И. Исаченков. – М.: Машиностроение, 1978.- 208 с.
24. Калужский И.И. Гибка листов на малые радиусы (стесненный изгиб)
[Текст]/ И.И. Калужский, Г.В. Проскуряков. – В кн.: Теоретические основы расчетов
технологических процессов кузнечно-штамповочного производства. -Куйбышев
(КуАИ), 1973, С. 74 – 81.
25. Качанов Л.М. Основы теории пластичности [Текст]/ Л.М. Качанов. – М.:
Наука, 1969. – 420 с.
26. Качанов, Л.М. Основы механики разрушения [Текст]/ Л.М. Качанов. – М.:
Наука, 1974. – 312с.
27. Кег, В. Введение в теорию обобщенных функций с приложениями в технике
[Текст]/ В. Кег, П. Теодореску. – М.: «Мир», 1978. – 518 с.
28. Килов А.С. Производство заготовок. Листовая штамповка: серия учебных
пособий из шести книг. Книга 2. Получение заготовок из листового материала и гну-
тые профили [Текст]/ А.С. Килов, К.А. Килов – Оренбург ГОУ ОГУ, 2004. – 182 с.
29. Колганов И.М. Разработка и внедрение процессов формообразования листо-
вых профилей авиационных конструкций стесненным изгибом при волочении
[Текст]/ Дисс. канд. техн. наук. – Куйбышев, изд-во КуАИ,1983. – 296 с.
30. Колганов, И.М. Формообразование профилей стесненным изгибом при со-
четании процессов волочения и прокатки [Текст] / И.М. Колганов, Г.В. Проскуряков //
Авиационная промышленность. – 1983.- №1. – С.40-42.
31. Колганов И.М. Исследование процесса волочения тонкостенных профилей
из листа в условиях стесненного изгиба. [Текст]/ //Кузнечно-штамповочное производ-
ство, 1985, №6, С.29 – 31.
32. Колганов И.М, Беляуш С.И. Волочильно-прокатная установка модели ВПУ-
120/5,5 [Текст]/ // Авиационная промышленность, 1987, №12, С. 11-12.
33. Колганов И.М. О достижениях и перспективах развития стесненного изгиба.
[Текст]/ // Сб. Состояние и перспективы изготовления и применения листовых профи-
лей в изделиях отрасли. – НИАТ, 1992, С.5 -10.
34. Колмагоров, В.Л. Механика обработки металлов давлением [Текст] / В.Л.
Колмагоров.- М.: Металлургия, 1986.- 688 с.
35. Комаров А.Д. Упругая отдача листовых металлов при штамповке – гибке
резиной прямолинейных и криволинейнх бортов. [Текст]/ Дисс. Канд. техн. Наук. –
Куйбышевский авиационный институт. – Куйбышев, 1962г. – 212с.
36. Комаров А.Д. Способы уменьшения и стабилизации пружинения деталей
при гибке эластичной средой [Текст]/ А.Д. Комаров, А.А. Шаров, В.К. Моисеев //
Кузнечно – штамповочное производство, 1993, №7, – С. 13-16.
37. Комаров А.Д. Технология гибки полиуретаном деталей повышенной точно-
сти, надежности и ресурса [Текст]/ А.Д. Комаров, В.К. Моисеев, А.А. Шаров //Труды
Всероссийской НТ конференции, Самара..-1994. – С.6-8.
38. Комаров А.Д. Разработка и исследование процесса стесненного изгиба ли-
стовых заготовок эластичной средой [Текст]/ А.Д. Комаров, В.А. Барвинок, А.А. Ша-
ров, В.К. Моисеев // Кузнечно – штамповочное производство, 1996, №10, – С. 25-29.
39. Комаров, А.Д. Исследование пружинения прямолинейных бортов при стес-
ненном изгибе листовых заготовок эластичной средой [Текст] / А.Д. Комаров, В.А.
Барвинок, А.В. Соколова, А.А. Шаров// Кузнечно-штамповочное производство.-
1998.- №12- С.8-11.
40. Комаров А.Д. Исследование пружинения криволинейных бортов при стес-
ненном изгибе листовых заготовок эластичной средой [Текст]/ А.Д. Комаров, В.А.
Барвинок, А.А. Шаров, А.В. Соколова //Кузнечно штамповочное производство.-2000.-
№4.-С.3-9.
41. Комаров А.Д. Стесненный изгиб листовых заготовок эластичной средой
[Текст]/ А.Д. Комаров, В.К. Моисеев, А.А. Шаров, А.В. Соколова //Труды II Всерос-
сийской конференции, СГАУ.-2000. – С.36-37.
42. Комаров А.Д. Формирование требуемой толщины стенки полых изделий
эластичным инструментом. [Текст]/ А.Д. Комаров, В.К. Моисеев, А.А. Шаров, Е.Ю.
Евдокимова //Вестник СГАУ.-2003.-№1.-С.101-105.
43. Комаров А.Д. Штамп для стесненного изгиба листовых деталей [Текст]/
А.Д. Комаров, В.К. Моисеев, А.А. Шаров, Е.В. Овчинникова, И.С. Ткаченко
//Решетневские чтения, СибГАУ.-2004. – С.135-136.
44. Комаров, А.Д. Штамп для стесненного изгиба листовых заготовок [Текст]/
А.Д. Комаров, В.А. Барвинок, Е.В. Овчинникова, И.С. Ткаченко, А.А. Шаров // КШП.-
М.: машиностроение, 2005. – №12. – С. 12-17.
45. Корн, Г. Справочник по математике [Текст]/Г. Корн, Т. Корн. – М.: Наука,
1978.- 832 с.
46. Кулаков, В. Г. Экспериментальные исследования стеснённого изгиба криво-
линейных бортов полиуретаном [Текст]/В. Г. Кулаков, А. А. Шаров, В. К. Моисеев, Е.
Н. Бородина//Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы ракетно-
космической техники» (III Козловские чтения), СамНЦ РАН. – 2013. – С. 438-440.
47. Лавров, Е. В. Компьютерный расчет осесимметричной формовки тонколи-
стовых материалов эластичными средами [Текст]/ Е. В. Лавров, А. В. Мамутов, В. С.
Мамутов, Э. Е. Юргенсон // Сб. науч. тр.. С.-Петербург. ин-т машиностр.. – 2000. – N 2.
– С. 309-314.
48. Листовая штамповка: Расчет технологических параметров: Справочник
[Текст]/ В.И.Ершов, О.В.Попов, А.С.Чумадин. – М.: Изд-во МАИ, 1999. – 516 с.
49. Лысов, М.И. Формообразование деталей гибкой [Текст]/ М.И. Лысов, Н.В.
Сосов. – М.: Машиностроение, 2001.- 388 с.
50. Марковцев В.А., Проскуряков Г.В., Коновалов Г.В. Выбор диаметров ро-
ликов при формообразовании профиля стесненным изгибом. [Текст]/ // Авиационная
промышленность, 1990, №8, С.8 -11.
51. Марковцев В.А. Формообразование стесненным изгибом в роликах и правка
гнутых тонкостенных профилей [Текст]/ В.А. Марковцев, В.И. Филимонов. – Улья-
новск: Изд-во УлГТУ, 2006. – 244 с.
52. Маслов В. Д. Моделирование процессов листовой штамповки в программ-
ном комплексе AnSYS/LS-DYNA:учебное пособие/В. Д. Маслов, К. А. Николенко.-
Самара:Изд-во Самарского гос. аэрокосм.ун-та, 2007.-80 с.
53. Методические указания по проектированию технологической оснастки для
штамповки деталей из листовых материалов эластичной средой. (РДМУ 95 – 77)
[Текст]/ – Издательство стандартов: Москва. – 1978. – 68 с.
54. Методические указания №44.01-Т-10. По проектированию технологий изго-
товления деталей из листовых заготовок методами разделительной штамповки поли-
уретаном [Текст]: методические указания. / С. Г. Рыжаков, В.К. Моисеев, Ю.В. Федо-
тов, А.А. Шаров и др. – М.:ОАО «Туполев»,2010.
55. Моделирование процессов обработки металлов давлением в программе An-
SYS/LS-DYNA (осадка цилиндрической заготовки):учебное пособие/М. И. Илюшкин
– Ульяновск: УлГУ, 2012.-91 с.
56. Моисеев, В. К. Высокоэффективные технологические процессы изготовле-
ния элементов трубопроводных и топливных систем летательных аппаратов [Текст]/
В. А. Барвинок, А. Н. Кирилин, А. Д. Комаров и др. – М.: Наука и технологии, 2002.-
394 с.
57. Мударисов З.Х., Проскуряков Г.В., Пигалов Б.М. Гибочно-прокатный ста-
нок ГПС-200М [Текст]/ // Авиационная промышленность, 1989, № 12. – С.9 -11.
58. Никишин, В. Е. Определение модуля упругости эластомера в тяжелых ре-
жимах нагружения [Текст]/ В. Е. Никишин// Механика и физика процессов на по-
верхности и в контакте твердых тел и деталей машин: Межвузовский сборник науч-
ных трудов. Вып. 3. Твер. гос. техн. ун-т. Тверь: Твер. гос. техн. ун-т. – 2007. – С. 23-24.
59. Отраслевой стандарт. Детали холодноштампуемые. Технические условия.
ОСТ 92-1051-83 [Текст]/ – 74 с. Утвержден и введен в действие письмом Министер-
ства 04.04.83 № ИП – 99.
60. Патент № 2086329 РФ, МКИ 6 В 21D 22/10. Способ штамповки эластичной
средой [Текст]/ А.Д. Комаров, В.К. Моисеев, В.В. Синица, А.А. Шаров/ № 94027554;
Заявлено 20.07.1994; Опубл. 10.08.1997; Бюл. № 22.- 1997.
61. Патент 2089312 РФ, МКИ 6 В 21 D 22/10. Устройство для штамповки эла-
стичной средой [Текст]/ А.Д. Комаров, В.А. Барвинок, В.К. Моисеев, А.А. Шаров В.В.
Синица и др./ № 95102196/02; Заявлено 15.02.1995; Опубл. 10.09.1997; Бюл. № 25.
62. Патент 2089313 РФ, МКИ 6 В 21 D 22/10. Устройство для штамповки эла-
стичной средой. Текст]/ А.Д. Комаров, В.А. Барвинок, В.К. Моисеев, А.А. Шаров В.В.
Синица и др./ № 95102197/02; Заявлено 15.02.1995; Опубл. 10.09.1997; Бюл. № 25.
63. Патент 40230 РФ, 7 В 21 D 22/10. Штамп для изгиба листовых деталей
[Текст]/ А.Д.Комаров, В.К. Моисеев, А.А. Шаров и др./№ 2004112655; Заявлено
27.04.2004; Опубл. 10.03.2004 Бюл. № 25// открытие, изобретение. – 2004.
64. Патент 45102 РФ, В 21 D 22/10. Устройство для изгиба листовых деталей
[Текст]/ А.Д. Комаров, В.К. Моисеев, А.А. Шаров, Черняев А.В./ Опубл. Бюл.
№12//.-2005.
65. Патент 46954 РФ, В 21 D 22/10. Штамп для отрезки заготовки и изгиба ли-
стовых деталей [Текст]/ А.Д.Комаров,В.К. Моисеев, А.А. Шаров и др./ №
2004138433/22; Заявлено 27.12.2004; Опубл. 10.08.2005. Бюл. №22//.-2005.
66. Платонов М.А. Бездоводочная штамповка листовых деталей эластичной
средой [Текст]/ М.А. Платонов, В.Н. Мацнев.// Авиационная промышленность, 1983,
№9, – С. 54-55.
67. Пономарев, С. Д. Расчеты на прочность в машиностроении [Текст] / С. Д.
Пономарев,В.Л.Бидерман,К.К.Лихарев,В.М.Макушин,
Н. Н. Малинин, В. И. Феодосьев. 2 Т. под ред. С. Д. Пономарева
М: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литера-
туры. 1958. Т. 2. 974 с.
68. Попов, С.П. Определение коэффициента трения и распределения давления
при листовой штамповке эластичными средами [Текст]/ С.П. Попов, М.Ф. Томилов,
А.В. Шагунов // Кузнечно-штамповочное производство. – 1999. – №3. – С.13-16.
69. Приоритеты авиационных технологий: В2-х кн. [Текст]/ Коллектив авторов;
Науч. ред. Братухина – М.: Изд-во МАИ, 2004.- Кн. 1: – 696с.
70. Приоритеты авиационных технологий: В2-х кн. [Текст]/ Коллектив авторов;
Науч. ред. Братухина – М.: Изд-во МАИ, 2004.- Кн. 2: – 640с.
71. Производственная инструкция. Детали заготовительно-штамповочного про-
изводства. Общие технические требования. [Текст]/ //ОАО «НИАТ» ПИ 1.4.1977-
2006. – 2007г. – 57 с.
72. Проскуряков Г.В. Исследование стесненного изгиба. [Текст]/ Дисс. канд.
техн. наук. – Харьков, 1966. – 195с.
73. Проскуряков Г.В. Стесненный изгиб. [Текст]/ // Авиационная промышлен-
ность, 1966, №2, С. 9-13.
74. Пытьев, П.Я. Технологические расчеты процессов гибки и гибки – формов-
ки эластичными средами [Текст] / П.Я. Пытьев. – Самар. авиац. ин-т. Самара, 1991.-
.97с.
75. Романовский, В.П. Справочник по холодной штамповке [Текст]/ В.П. Рома-
новский. – Л.: Машиностроение, 1971. – 782с.
76. РДМУ 95-77 Методические указания по проектированию технологической
оснастки для штамповки деталей из листовых материалов эластичной средой [Текст]/
Госкомстандартов Совмина СССР – М.:Издательство стандартов, 1978. – 68с.
77. РТМ 1.4.503-82, Способ штамповки резиной. [Текст]/ «НИАТ» – 1983г. – 12
с.
78. Сапаровский С.В. Штамповка резиной [Текст]/ С.В. Сапаровский, А.Д. Ко-
маров, Е.П. Смеляков, В.Н. Фарманова. – п/ред М.И. Разумихина. – Куйбышевское
книжное издательство – 1964 г. – 108 с.
79. Сизов, Е.С. Штамповка листовых деталей сложной формы пластично-
эластичными средами [Текст]/ Е.С. Сизов, М.А. Бабурин // Кузнечно-штамповочное
производство.- 1994. – № 8. – С. 9-11.
80. Скрипачев, А.В. Экспериментальные исследования стесненного изгиба
[Текст]/ А.В. Скрипачев, Г.В. Проскуряков, И.П. Ренне, И.И. Калужский // Кузнечно-
штамповочное производство, № 2, 1983.- С. 18-19.
81. Современные технологии авиастроения [Текст]/ Коллектив авторов; Под.
Ред. Братухина А.Г., Иванова Ю.Л. – М.: Машиностроение, 1999. – 832 с.
82. Справочное пособие директору производственного объединения (предприя-
тия)[Текст]/2Т.подред.Г.А.Егизаряна,А.Д.Шеремета.
М: Экономика. 1978. Т. 1. – 520 с.
83. Сторожев М.В. Теория обработки металлов давлением [Текст]/ М.В. Сторо-
жев, Е.А. Попов. – М.: Машиностроение, 1977, – 428 с.
84. Феоктистов, С. И. Автоматизация проектирования оснастки для изготовле-
ния листовых и профильных деталей летательных аппаратов штамповкой эластичной
средой [Текст]/ С.И. Феоктистов, В.Н. Логинов, В.А. Тихомиров, З.В. Широкова. –
Владивосток: Дальнаука. – 2001. – 138 с.
85. Филимонов С.В. Разработка технологии интенсивного формообразования
гнутых тонкостенных профилей в роликах [Текст]: дисс.канд.техн.наук. / С.В. Фили-
монов – Нижний Новгород, 2003. – 223 с.
86. Хардин, М. В. Исследование процесса получения гнутых профилей спосо-
бом обкатки по пуансону [Текст]: дисс.канд.техн.наук. /М.В. Хардин. – Самара,
СГАУ, 1997. – 170 с.
87. Херцберг, Р.В. Деформация и механика разрушения конструкционных мате-
риалов. [Текст]/ Р.В. Херцберг.- М.: Металлургия, 1989.- 576 с.
88. Хилл, Р. Математическая теория пластичности [Текст]/ Р.Хилл.- М.: ГИТТЛ,
1956.- 407 с.
89. Ходырев, В.А. Применение полиуретана в листоштамповочном производ-
стве [Текст]/ В.А. Ходырев. – Пермь: Книжное изд-во. 1973.- 218 с.
90. Ходырев, В.А. Проектирование, изготовление и эксплуатация штампов с
полиуретаном [Текст]/ В.А. Ходырев. – Пермь: Книжное изд-во, 1975.- 365 с.
91. Чумадин А.С. Основы технологии производства летательных аппаратов
[Текст]/ А.С. Чумадин, В.И. Ершов, В.А. Барвинок и др. – М.: Наука и технологии,
2005. – 912 с.
92. Чумадин А.С. Избранные главы по авиа- и ракетостроению [Текст]/ А.С.
Чумадин, В.И. Ершов, В.А. Барвинок и др. – М.: Наука и технологии, 2005. – 656 с.
93. Чумадин А.С. Теоретические основы авиа- и ракетостроения [Текст]/ А.С.
Чумадин, В.И. Ершов, В.А. Барвинок и др. – М.: Дрофа, 2005. – 784 с.
94. Шаров, А. А. Обеспечение взаимозаменяемости при сборке изделий из ма-
ложёстких деталей за счёт стеснённого изгиба эластомером [Текст]/ В. К. Моисеев, А.
А. Шаров, В. Г. Кулаков, Е. Г. Громова // Сборка в машиностроении, приборострое-
нии, 2015, №10, – С. 37-40.
95. Энциклопедический справочник. Машиностроение. [Текст] / С. А. Акопов,
И. И. Артоболевский, Н. С. Ачеркан, В. М. Макушин, И. М. Беспрозванный, Н. Т.
Гудцов и др. 15 Т. под ред. акад. Е. А. Чудакова М: Государственное научно-
техническое издательство машиностроительной литературы.1947. Т. 1. 548 с.
96. Johnson W., Yu T. Influence of axial force on the elastic-plastic bending and
springback of a beam. // Journal of mech.work.technol. – 1982. – № 6.- p. 5-21.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Повышение точности горячей прокатки плит из алюминиево-магниевых сплавов
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»