Организация и деятельность Российского морского союза (1905 -1917 гг.)

Джораев Медет Тэчмуратович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение 3

Глава 1. Становление Российского морского союза 32

1.1. Создание Российского морского союза
в 1905 – 1906 гг. 32
1.2. Внутренняя структура Российского морского союза 45

Глава 2. Деятельность Российского морского союза (1905 – 1917 гг.) 65

2.1. Общественная деятельность Российского морского союза 65

2.2. Научные работы членов Российского морского союза 97

2.3. Вклад Российского морского союза в возрождение флота
после русско-японской войны 1904 – 1905 гг. 134

Заключение 170

Источники и литература 181

Приложение 195

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, объект и
предмет, указываются хронологические рамки, практическая ценность исследования, дается обзор историографии и источниковой базы, определяются цель и задачи, обозначается научная новизна работы, формулируются положения, выносимые на защиту, сообщается об апробации.
В первой главе «Становление Российского морского союза» изучается возникновение военно-морской общественной организации.
Первый параграф главы «Создание Российского морского союза в 1905 – 1906 гг.» затрагивает проблемы формирования нового общества для поддержки строительства Российского Императорского флота.
После поражения в русско-японской войне 1904 – 1905 гг. в среде адмиралов и офицеров возникли настроения, направленные на осознание ошибок прошедшей военной кампании с последующим возрождением отечественных военно-морских сил. Именно в этой ситуации под руководством командного состава флота возникают многочисленные общественные организации, имеющие своей целью помощь в становлении военно-морских сил для будущей войны.
В конце 1905 г. на имя адмирала Ф.В. Дубасова поступил проект «Устава Российского морского союза» 71. В материалах фондов Российского государственного архива Военно-Морского Флота содержатся поправки, которые морской министр, вице-адмирал А.А. Бирилев внес своей рукой в «Устав Российского морского союза»72.Так, например, морской министр внес положение об ограничении членства союза для иностранных подданных73.
Несмотря на длительное утверждение устава организации, Российский морской союз изначально пользовался доверием и поддержкой государственной власти. Дело в том, что в его состав входили многие известные представители императорской фамилии и видные руководители государства. В списке общественной организации были 94 имени, составляющие высшие слои российского общества начала XX в. В результате при поддержке императорской фамилии, аристократии и высшего руководства флота в 1905 – 1906 гг. был создан Российский морской союз. Возникновение подобной организации стало возможно после трагических событий Цусимы и русско-японской войны 1904 – 1905 гг., когда все российское общество желало восстановить русский флот и сделать его одним из сильнейших в мире.
Таким образом, создание Российского морского союза произошло на фоне реваншистских настроений, господствовавших в российском обществе после русско-японской войны 1904 – 1905 гг.
Во втором параграфе главы «Внутренняя структура Российского морского союза» диссертант рассматривает организацию общества за весь период его существования.
71 РГА ВМФ. Ф. 9. Оп. 1. Д. 149. Л. 1.
72 Устав Российского Морского Союза. – СПб., 1905. – 16 с. 73 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д.3559. Л. 11.

После своего окончательного создания в 1906 г. Российский военно- морской союз получил широкие полномочия и обладал разветвленной внутренней структурой. Прежде всего, действительные члены Российского морского союза получили право образовывать местные отделения в крупных городах Российской Империи.
Сами члены, входившие в союз, разделялись на несколько категорий: почетные члены, действительные члены, члены-сотрудники и члены- соревнователи74.
Если действительный член или член-соревнователь 2 года подряд не вносили ежегодных членских взносов, то они считались выбывшими из состава организации. Однако в случае уплаты денежной задолженности действительный член и член-соревнователь могли быть восстановлены в Российском морском союзе без баллотировки, т.е. выборов. Общее управление делами Российского морского союза относилось к компетенции общего собрания организации. Текущее руководство делами Российского морского союза возлагалось на его совет и отделы. В совет Российского морского союза входили следующие должностные лица: председатель союза, товарищ председателя союза, руководители отделов союза, 14 действительных членов союза.
Еще на стадии утверждения проекта устава Российского морского союза было мнение, что в организации должны быть представлены следующие обязательные отделы: судостроительный отдел, механический отдел, артиллерийский отдел, минный отдел, стратегический отдел, административный отдел, общий отдел. Однако уже тогда говорилось о том, что по мере надобности могут в структуре Российского морского союза открываться и другие отделы. Именно поэтому руководство Российского морского союза решило не систематизировать впоследствии названия обязательных отделов в своем уставе75. При совете Российского морского союза в обязательном порядке назначались секретарь и казначей. Для рассмотрения годовой отчетности Российского морского союза назначалась специальная ревизионная комиссия, включавшая 5 действительных членов, не занимавших никаких других должностей в организации76.
Одним из основателей и первым председателем Российского морского союза был действительный тайный советник С.В. Рухлов, который пользовался личным благоволением императора Николая II, назначившего его в 1912 г. статс-секретарем77. Часто С.В. Рухлова заменял князь Б.Б. Голицын – бывший морской офицер, достаточно быстро покинувший
74 РГА ВМФ. Ф. 420. Оп. 1. Д. 113. Л. 40об.
75Там же. Ф. 9. Оп. 1. Д. 225. Л. 3.
76Там же. Л. 4.
77 Шилов Д.Н. Государственный деятель Российской Империи: главы высших и центральных учреждений, 1802 – 1917: библиографический справочник / Д.Н. Шилов. – СПб., 2002. – С. 643.

военную службу и посвятивший жизнь науке78. Б.Б. Голицын был известен в мире как ученый-метеоролог.
Каждое собрание Российского морского союза возглавляли председатель и его товарищ. Если они по каким-то уважительным причинам отсутствовали, то их могли заменить действительные члены Российского морского союза79. Для легальности общего собрания было необходимо присутствие не менее 20 действительных членов. Причем не имело значения, проживал эти члены в Санкт-Петербурге или в других крупных городах Российской Империи80. Отдельное внимание в уставе Российского морского союза уделялось местным филиалам организации. Прежде всего, местные отделения могли быть открыты только с разрешения общего собрания Российского морского союза в Санкт-Петербурге.
После своего создания Российский морской союз сформировал разветвленную внутреннюю инфраструктуру. Организации удалось привлечь в свои ряды представителей аристократии, сухопутных и морских военачальников, офицерский корпус, ученых и деятелей искусства. Все вышеперечисленные подданные Российской Империи реализовывали свои интересы в составе различных отделов Российского морского союза. Более того, Российский морской союз активно развивался в различных губерниях России, где возникали местные отделения организации. Внутренняя инфраструктура обеспечивала общественной организации ее разностороннюю общественную и научную деятельность на благо российского военно-морского дела.
Во второй главе «Деятельность российского морского союза (1905 – 1917 гг.)» исследуется различные направления повседневной работы общественной военно-морской организации.
Первый параграф главы называется «Общественная деятельность Российского морского союза». В нем рассматривается взаимодействие Российского морского союза, Государственной Думы и Морского министерства при принятии решений на государственном уровне.
Ставший после С.В. Рухлова председателем Российского морского союза князь Б.Б. Голицын, постоянно интересовался деятельностью Морского министерства России81. Однако российское военно-морское ведомство не спешило привлекать Российский морской союз к своей деятельности82.
21 декабря 1907 г. состоялось первое совместное заседание особой комиссии Российского морского союза для разработки вопросов реорганизации Морского министерства, находящихся на рассмотрении Государственной Думы. Среди докладчиков можно было назвать следующих
78 Храмов Ю.А. Голицын Борис Борисович. Физики: биографический справочник / Ю.А. Храмов. – М., 1987. – С. 87.
79 РГА ВМФ. Ф. 9. Оп. 1. Д. 149. Л. 4.
80Там же. Л. 6.
81 РГА ВМФ. Ф. 420. Оп. 1. Д. 113. Л. 42. 82 Там же. Д. 22. Л. 16.

лиц: генерал-майора Н.Н. Беклемешева (проект Лиги обновления флота) и П.В. Верховского (смета Морского министерства)83.
Следующее заседание специальной комиссии Российского морского союза состоялось 9 января 1908 г. На этом заседании была утверждена повестка дня: утверждение протокола предыдущего заседания, объявление о научном докладе, рассмотрение заявления председателя о неполных сведениях по проекту реорганизации Морского министерства, принятие к сведению о составлении П.В. Верховским доклада по смете Морского министерства, перенесение доклада о состоянии Лиги обновления флота, обсуждение доклада В.П. Верховского о преобразовании счетного отдела Морского министерства84.Затем на заседании 17 января 1908 г. комиссия Российского морского союза рассмотрела вопросы: утверждение протокола прошлого заседания и согласование совместного заседания с депутатами Государственной Думы85. На заседании специальной комиссии Российского морского союза 26 марта 1908 г. обсуждался вопрос о деятельности судостроительных заводов Российской Империи. Докладчик по данному вопросу профессор К.П. Боклевский предоставил членам Российского морского союза краткий обзор военных судостроительных предприятий России86.
Несмотря на противодействие Морского министерства, его руководство под давлением депутатов Государственной Думы было вынуждено сотрудничать с Российским морским союзом по вопросам финансирования и преобразования военно-морского ведомства. Так, в 1907 г. на обсуждение Российского морского союза П.В. Верховский представил общественной организации «Доклад Российскому морскому союзу относительно сметы Морского министерства на 1907 год»87. Несмотря на замечания, члены Российского морского союза в основном одобрили смету Морского министерства на 1907 г.88
83 Образованная в составе Российского морского союза особая комиссия для разработки вопросов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы и касающихся реорганизации морского министерства, судостроения и хозяйства. Заседание 21 декабря 1907 г.– СПб., 1907. – С. 3.
84 РГА ВМФ. Ф. 420. Оп. 1. Д. 55. Л. 2.
85 Образованная в составе Российского морского союза особая комиссия для разработки вопросов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы и касающихся реорганизации морского министерства, судостроения и хозяйства. Заседание 9 января декабря 1908 г.– СПб., 1908. – С. 1.
86 Образованная в составе Российского морского союза особая комиссия для разработки вопросов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы и касающихся реорганизации морского министерства, судостроения и хозяйства. Заседание 26 марта 1908 г.– СПб., 1908. – С. 1 – 2.
87 Верховский П.В. Доклад Российскому морскому союзу относительно сметы Морского министерства на 1907 год / П.В. Верховский. – СПб., 1907 г. – 19 с.
88 РГА ВМФ. Ф. 315. Оп. 1 – 2. Д. 1250. Л. 14.

Большое участие в организации общественной деятельности Российского морского союза принимал его устроительный отдел. 16 мая 1908 г. на заседании совета организации обсуждалось пожелание П.В. Верховского об устройстве какого-либо учреждения для пропаганды среди населения Санкт-Петербурга военно-морского дела. Авторы проекта хотели, чтобы данное учреждение полностью финансировалось из средств Российского морского союза. В итоге было принято решение создать яхт-клуб Российского морского союза. Вступить в народный яхт-клуб Российского морского союза могли лица обоего пола с 16-ти лет, а не достигшие данного возраста – с разрешения их воспитателей. Надо отметить, что создание народного яхт-клуба Российского морского союза было достаточно прогрессивным шагом для того времени. Дело в том, что большинство российских императорских яхт-клубов носили закрытый характер и предназначались для аристократической элиты государства.
Значительный интерес представляет прочитанный в 1910 г. доклад И.П. Азбелева, посвященный организации военно-морских реформаториев для несовершеннолетних преступников89.Помимо вышеназванной деятельности Российский морской союз активно занимался: организацией доступных публичных лекций по военно-морскому делу, изданием специальной военно- морской литературы, формированием вместе с Лигой обновления флота экспозиций всероссийских военно-морских выставок, устройством для широких слоев населения военно-морских библиотек.
Если говорить об общественной деятельности Российского морского союза, то можно выделить несколько основных направлений. Первое направление – это участие в государственной военно-морской политике после поражения в русско-японской войне 1904 – 1905 гг. Здесь необходимо выделить то, что Российский морской союз проявлял интерес к финансовым расходам Морского министерства, военно-морским законам и судостроительным программам. Для этих целей члены Российского морского союза пытались привлечь на заседания своей специальной комиссии как депутатов Государственной Думы, так и наиболее видных представителей офицерского корпуса Российского Императорского флота. В свою очередь, Морское министерство России пыталось противостоять общественной организации и не допускать ее к разрешению вопросов на государственном уровне.
Второй параграф главы «Научные работы членов Российского морского союза» анализирует научную деятельность членов военно-морской общественной организации.
С самого начала формирования Российского морского союза одной из его основных задач для членов организации была научная деятельность.
89 Ливенцев Д.В. Проект российских военно-морских исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в начале ХХ в. / Д.В. Ливенцев // История государства и права. – 2017. – No 10. – С. 12 – 14.

Исследования членов Российского морского союза и их приглашенных гостей, делавших доклады на заседаниях организации, были весьма разнообразны. Однако в той или иной степени они затрагивали иностранное и отечественное военно-морское дело.
В 1907 г. совет Российского морского союза на своем собрании изучил несколько научных вопросов:
1. Проблема, выдвинутая на обсуждение членов Российского морского союза П.В. Аршауловым, о непригодности для реки Амур строящихся канонерских лодках.
2. Проект полковника по адмиралтейству С.В. Свирского о новом типе непотопляемого броненосца.
3. Организационный вопрос об образовании в составе Российского морского союза самостоятельных отделов для рассмотрения проблем:
 Военного флота;
 Торгового флота90.
В 1908 г. устроительный отдел предоставил на усмотрение совета
Российского морского союза целый ряд вопросов:
1. Предложение министра торговли и промышленности о
необходимости участия в трудах Совета торгового мореплаванья представителя от Российского морского союза ввиду того, что он, в числе прочих своих задач, занят также разработкой вопросов, соприкасающихся со сферой ведомства вышеназванного министерства по части портов торгового мореплаванья.
Члены совета Российского морского союза назначили на упомянутую роль следующих представителей:
 Капитан второго ранга в отставке А.С. Боткин;
 Горный инженер А.В. Белов.
2. Решение о командировке представителя от Российского морского
союза на XI Международный судоходный конгресс. Для этой роли был выбран один из самых активных членов Российского морского союза П.В. Верховский.
3. Члены совета Российского морского союза дали экспертную оценку следующим научным трудам:
 К.Э. Ласскаго «Пути сообщения на Дальнем Востоке»;
 К.Э. Ласскаго «Морской путь у Де-Кастри в связи с Амурской железной дорогой».
В 1908 г. членами совета Российского морского союза был заслушан доклад Ф.И.Фейгина «Значение для Сибири пути через Карское море в устье Оби, Енисея и Лены»91. Еще одним вопросом стало обсуждение доклада капитана второго ранга Б.Н. Страховского «О значении учреждаемого в
90 Обзор деятельности Российского морского союза. 1906 – 1908 гг. // Труды Российского морского союза. – 1909. – Вып. 4. – С. 11.
91 Там же. С. 23.

Балтийском море Русского пароходного общества под наименованием «Пароходство Каботаж». Главный вопрос этого доклада был о том, найдет ли новое пароходное общество достаточное количество перевозимых грузов и насколько обеспечено его самостоятельное существование и дальнейшее развитие без получения правительственной субсидии. При этом члены совета Российского морского союза высказали мнение, что пароходному обществу «Пароходство Каботаж» необходимо, по примеру иностранных коллег, для увеличения грузопотока заботиться о развитии широкой сети портовых агентов92. Затем в трудах Российского морского союза вышла статья Е.В. Саговского «Необходимость рациональной технической помощи для прогресса нашего торгового судоходства и судостроения». Е.В. Саговский заканчивает свой труд следующим концептуальным выводом: для успешной конкуренции с иностранцами наше коммерческое судоходство должно быть возможно выше в техническом отношении. Для осуществления же этой возможности Россия находится в особо благоприятных условиях, ибо она может теперь без всякого риска выбирать наилучшее из того, до чего иностранцы доходили путем иной раз больших жертв и лишений: «…если мы этого лучшего не выберем теперь; если мы, продолжая игнорировать научную технику, вздумаем уменьшать расходы по эксплуатации нашего судоходства, базируясь на пословице: «Сортом похуже – ценою дешевле», то скоро наступит Цусима и для нашего торгового судоходства, как пришла она для нашего военного флота. Надо всегда развивать систематически науку и разумную инициативу»93.
Серьезные научные прения развернулись на заседании специальной комиссии Российского морского союза 26 марта 1908 г. по вопросу реорганизации российских судостроительных заводов. Профессор К.П. Боклевский отметил недостатки отечественной судостроительной промышленности в своем докладе «О состоянии судостроительных заводов после русско-японской войны 1904 – 1905 гг.» 94. В 1909 г. в трудах Российского морского союза выходит исследование П.Е. Островских «Север Енисейской губернии в его прошлом и настоящем». Автор указывал на абсолютную заброшенность русского севера. При этом у него много богатств, полезных для охотников и предпринимателей. Одно только пароходство на реке Енисей не может помочь освоить огромный край. Отсюда необходимо
92 Обзор деятельности Российского морского союза. 1906 – 1908 гг. // Труды Российского морского союза. – 1909. – Вып. 4. – С. 24.
93 Саговский Е.В. Необходимость рациональной технической помощи для прогресса нашего торгового судоходства и судостроения / Е.В. Саговский // Труды Российского морского союза. – 1908. – Июль – август – С. 1 – С. 78.
94 Образованная в составе Российского морского союза особая комиссия для разработки вопросов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы и касающихся реорганизации морского министерства, судостроения и хозяйства. Заседание 26 марта 1908 г. – СПб., 1908. – С. 4.

привлечь для создания инфраструктуры русского севера не только государственные деньги, но и частный капитал95.
Одним из примеров обстоятельно обсуждаемого в Российском морском союзе научного доклада может послужить сообщения А.А. Резгаля «О западной (эмигрантской) линии Добровольного флота». Докладчик указывал, что названная линия была открыта без достаточно проверенных данных и расчетов, что привело к миллионным убыткам для владельцев пароходных обществ96.
Все вышеперечисленные проблемы обсуждались с привлечением значительного количества специалистов и экспертов. Более того, научные доклады, заслушанные на заседаниях Российского морского союза, нашли полное отражение в выпусках трудов общественной организации. Между прочим, авторам научных статей Российский морской союз выплачивал высокие гонорары. Помимо этого, «Труды Российского морского союза» считались среди специалистов достойным научным изданием. В итоге Российский морской союз смог исследовать целый ряд проблем, относящихся не только к развитию Российского Императорского флота, но и актуальных для всей отечественной науки.
Третий параграф главы «Вклад Российского морского союза в возрождение флота после русско-японской войны 1904 – 1905 гг.» посвящен анализу непосредственно реализации главной задачи военно-морской организации – строительство Российского Императорского флота.
В рамках возрождения Российского Императорского флота уже в 1906 г. на заседании совета Российского морского союза был рассмотрен доклад князя В.Н. Шаховского «О новом законе 5 ноября 1906 года об изменении некоторых постановлений устава о воинской повинности о вольноопределяющихся во флоте». После длительного обсуждения доклада совет Российского морского союза вынужден был признать, что указанный закон 5 ноября 1906 г. не только не отвечает требованиям справедливости прохождения военно-морской службы, но может оказать вредное влияние на сокращение числа желающих поступать в высшие морские учебные заведения. Вместе с этим экспертам общественной организации было поручено выработать изменения, которые устраняли недостатки принятого законодательного акта97. Особенное внимание членов Российского морского союза вызвал пункт, когда воинскую присягу разрешалось принимать воспитанникам Морского кадетского корпуса и вольноопределяющимся флота с согласия их родителей в случае несовершеннолетия. Общественная
95 Островских П.Е. Север Енисейской губернии в его прошлом и настоящем / П.Е. Островских // Труды Российского морского союза. – 1909. – Вып. 3. – С. 16.
96 Обзор деятельности Российского морского союза. 1906 – 1908 гг. // Труды Российского морского союза. – 1909. – Вып. 4. – С. 27.
97Там же. С. 7.

организация считала, что присяга должна приниматься только совершеннолетними кадетами и вольноопределяющимися98.
Важным моментом в возрождении Российского Императорского флота стали два доклада, заслушанные членами общественной организации в 1907 г. Первый доклад сделал капитан 1-го ранга в отставке М.М. Парфенов под названием «Цусимский бой в государственном и политическом значении и значение его в кораблестроительной технике». Затем последовал доклад капитана 1-го ранга Л.Ф. Добротворского «Основы для переустройства нашего флота». Отдельное внимание уделили докладу лейтенанта И.И. Ризнича «Значение для России современных подводных лодок и устройство последних». Надо сказать, что это сообщение сопровождалось «туманными картинами», т.е. диафильмами. В 1907 г. членами совета Российского морского союза была дана оценка доклада С.П. Веселаго «Английский, германский и французский морские союзы». После завершения сообщения было принято решение напечатать доклад в количестве пяти тысяч экземпляров. Причем все расходы по изданию этого труда взял на себя один из основателей российского союза, брат царя Николая II Его Императорское Высочество великий князь Михаил Александрович. Деятельность иностранных морских союзов учли в повседневной работе российской общественной организации. Особенное внимание члены совета Российского морского союза обратили на устройство Германской морской лиги. Напечатанные пять тысяч экземпляров решили распространить среди членов Российского морского союза и офицеров флота99.
Во время обсуждения сметы Морского министерства для сокращения расходов члены Российского морского союза предложили исключить из состава флота и снять с бюджета следующие боевые корабли: устаревшие суда портового назначения, устаревшие гидрографические суда, устаревшие суда лоцманской службы, устаревшие суда береговой обороны, устаревшие канонерские лодки, устаревшие миноносцы со скоростью менее 21 узла, устаревшие миноноски постройки 1877 – 1878 гг., устаревшие суда учебных отрядов, плавучие казармы100.
Общественная организация провела достаточно большую аналитическую работу по оценке качества Российского Императорского флота. Российский морской союз, проанализировав техническое состояние судов русского флота, отметил, что из 524 кораблей, считающихся боевыми, реально пригоден к службе – 261101.
Важным мероприятием в рамках заседаний Российского морского союза можно назвать доклад Н.Н. Карлинского «Какой России строить
98 Обзор деятельности Российского морского союза. 1906 – 1908 гг. // Труды Российского морского союза. – 1909. – Вып. 4. – С. 10.
99 Там же. С. 14.
100 Верховский П.В. Доклад Российскому морскому союзу относительно сметы Морского министерства на 1907 год / П.В. Верховский. – СПб., 1907 г. – С. 7.
101 РГА ВМФ. Ф. 315. Оп. 1 – 2. Д. 1250. Л. 4.

флот?». Докладчик говорил о сопротивляемости современных броненосцев действию фугасных снарядов. Упомянутый доклад был предложен для внимания общего собрания Российского морского союза. Дело в том, что Н.Н. Карлинский все свои доводы основывал на опыте прошедшей русско- японской войны 1904 – 1905 гг. Более того, он проанализировал современные течения в военно-морском деле и предложил ряд технических усовершенствований102. К своему докладу Н.Н. Карлинский приложил статью исследования формул подводного взрыва, в которой рассматривал качество японского снаряда, начиненного во время морской войны новым взрывчатым веществом – шимозой. Он подчеркивал, что в лице нового японского снаряда мы получили новый вид управляемой мины – новое оружие. Вообще, при пропаганде российской военно-морской мысли значительную роль играл член-учредитель Российского морского союза брат Николая II великий князь Михаил Александрович. На свои средства он издал научные труды, посвященные военно-морским проблемам103.
Если посмотреть на участие Российского морского союза в государственной программе строительства флота, то можно заметить, что наиболее продуктивными годами его работы стал период с 1906 по 1910 год. Это объясняется тем, что после поражения от Японии военно-морские проблемы заинтересовали представителей высшей аристократии и обеспечили поддержку повседневной деятельности Российского морского союза. Пиком работы Российского морского союза можно считать деятельность специальной комиссии при Государственной Думе. Уже перед Первой мировой войной, когда проходит практически десятилетие после русско-японской войны 1904 – 1905 гг., работа общественной организации начинает носить более фрагментарный характер. Российскому морскому союзу меньше внимания уделяют его высокие покровители, а в ходе Первой мировой войны до 1917 г. деятельность Российского морского союза, как и большинства общественных организаций, носит уже скорее номинальный характер.
В заключении подводятся итоги исследования, которые подтверждают новизну исследуемой проблемы и значимость научных результатов.
Российский морской союз создавался как общественная организация для поддержки возрождения русского флота после неудачной войны с Японией. Надо отметить, что формирование Российского морского союза было государственным проектом. Доказательством этого может служить присутствие среди его учредителей родного брата царствующего императора Николая II, великого князя Михаила Александровича. Главный документ общественной организации, т.е. устав Российского морского союза, получил самое широкое обсуждение со стороны Морского министерства и других
102 Обзор деятельности Российского морского союза. 1906 – 1908 гг. // Труды Российского морского союза. – 1909. – Вып. 4. – С. 22 – 23
103 Там же. С. 29.

государственных структур. Если посмотреть на список членов Российского морского союза, то в нем можно найти аристократов, сухопутных военачальников, адмиралов, крупных гражданских чиновников, представителей науки и искусства. Помимо этого, членами Российского морского союза были представители офицерского и чиновничьего корпусов России. Важным моментом создания Российского морского союза является общее настроение после русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Поражение Российского Императорского флота вызвало сильные переживания у всего общества. Причем настроения могли быть самые различные: от скорби по погибшим морякам до приветствия победы японцев на море. Отсюда высшие слои российского общества хотели воссоздать русский флот в наиболее технически совершенном формате. В этой связи таким организациям, как Российский морской союз, имевшим государственную поддержку на самом высоком уровне, отводилось центральное место.
Уже в уставе Российского морского союза были заложены принципы широкой разветвленной инфраструктуры. Предполагалось, что местные организации возникнут в наиболее крупных городах Российской Империи. Такое положение вещей должно было обеспечить широкую базу для возрождения Российского императорского флота. При этом у Российского морского союза существовал целый ряд специализированных отделов, в рамках деятельности которых члены общественной организации могли реализовать свои многогранные интересы. В итоге получилась мощная общественная структура. Как уже упоминалось выше, только членов организации, принадлежавших к первым четырем рангам «Табели о рангах Российской Империи», было 93.
Общественная деятельность Российского морского союза была представлена широким участием его членов в государственной политике по организации Морского министерства и русского флота. Председатель Российского морского союза получал регулярные отчеты от Морского министерства России по целому ряду направлений. Морские министры, в свою очередь, считали, что общественная организация не должна вмешиваться в решение стратегических вопросов, связанных со строительством Российского Императорского флота после русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Однако совет Российского морского союза с одной стороны заручился поддержкой депутатов Государственной Думы, а с другой стороны опирался на своих покровителей среди высшей аристократии Российской Империи. Итогом стало то, что в 1907 г. смета Морского министерства России обсуждалась на заседаниях специальной комиссии Российского морского союза совместно с депутатами Государственной Думы.
Получается, что члены Российского морского союза могли реально влиять на судостроительную политику российского военно-морского ведомства. Еще одним проявлением общественной деятельности Российского морского союза стало его вмешательство в законодательную деятельность Морского министерства. На заседаниях специальной комиссии отдельно
обсуждались изменения, вносимые в российское военно-морское законодательство. Особенное внимание уделялось вопросам военно-морского образования и формирования кадров для русского флота. Здесь огромное значение имеет проект И.П. Азбелева, опубликованный в «Трудах Российского морского союза», предлагавший создать корабли-реформатории для перевоспитания малолетних преступников и последующей их подготовки для службы матросами Российского Императорского флота.
Не менее важным направлением общественной деятельности Российского военно-морского союза становится популяризация военно- морского дела в России. В данном случае члены организации решили осуществить проект создания народного яхт-клуба при Российском морском союзе.
Следующим актуальным направлением работы Российского морского союза была научная деятельность. Естественно, все обсуждаемые научные проблемы так или иначе перекликались с вопросами российского военно- морского дела. На общих собраниях Российского морского союза выступали ученые, офицеры флота, сухопутные и морские военачальники.
Еще в 1910 – 1912 гг. члены Российского морского союза подают свои записки в Морское министерство, которые пользуются вниманием со стороны его руководства. Однако перед Первой мировой войной влияние организации на государственную российскую военно-морскую политику практически отсутствует. Здесь можно как пример привести представителей императорской фамилии. При формировании Российского морского союза два великих князя Михаил Александрович и Александр Михайлович жертвовали значительные средства на нужды организации, а впоследствии потеряли интерес к обсуждаемым в ней проблемам. Номинально Российский морской союз просуществовал до 1917 г., т.е. до расформирования русского флота и прихода большевиков к власти.
В приложении исследования содержатся иллюстрации, отражающие повседневную деятельность Российского морского союза в 1905 – 1917 гг.

Актуальность темы исследования составляет малоизученность
деятельности Российского морского союза в частности и дореволюционных
военно-морских общественных организаций в целом. Российский морской
союз представлял собой военно-морскую общественную организацию с
разветвленной инфраструктурой, включавшей в себя совет, общее собрание,
специализированные отделы и местные филиалы. В деятельности
Российского морского союза участвовали учредители, постоянные члены и
сотрудники общественной организации.
Созданный в 1905 – 1906 гг. Российский морской союз был
общественной организацией, занимавшейся проблемами дальнейшего
развития Российского императорского флота. При этом общественная
организация получила широкую поддержку от императорской фамилии и
представителей высшей государственной власти.
Используя сложившуюся историческую ситуацию в стране и опираясь
на великих князей, высших государственных чиновников, депутатов
Государственной Думы, прогрессивных офицеров флота, Российский
морской союз оказал реальное влияние на деятельность Морского
министерства.
Члены Российского морского союза давали экспертную оценку
ежегодной смете Морского министерства, участвовали в обсуждении
судостроительных программ, вносили поправки в российское военно-
морское законодательство.
К результатам общественной и научной деятельности членов
Российского морского союза прислушивались не только представители
научной общественности, но и руководство Морского министерства России.
Возвращение памяти об истории деятельности Российского морского
союза помогает понять актуальную для современной Российской Федерации
проблему взаимодействия гражданского общества и государственной власти.
Тем более, что подобный многогранный исторический опыт необходимо
учитывать российской власти на федеральном уровне в ее повседневной
деятельности.
Объект исследования – российские общественные военно-морские
организации в начале XX в.
Предмет исследования – организация и деятельность Российского
морского союза в 1905 – 1917 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают время
формирования и деятельности Российского морского союза, т.е. 1905 – 1917
гг. В 1905 – 1906 гг. шел процесс законодательного оформления Российского
морского союза как общественной военно-морской организации, что и
определяет верхние хронологические рамки. В свою очередь, в 1917 г.
Российский военно-морской союз перестал функционировать в связи с
приходом к власти большевиков, и эта дата является нижними
хронологическими рамками.
Если говорить о расширении хронологии, то нужно отметить ряд
опубликованных источников и публикаций в конце XIX– начале XX вв.,
относящихся к проблемам, рассматриваемым в деятельности Российского
морского союза впоследствии.
Территориальные рамки исследования включают расположение
главного здания Российского морского союза в Санкт-Петербурге и местных
филиалов общественной военно-морской организации в крупных губернских
городах Российской Империи в начале XX в.
Степень изученности темы. Вся историография Российского
морского союза подразделяется на 3 периода:
Первый этап: дореволюционный (1896 – 1917 гг.);
Второй этап: советский (1917 – начало 1990-х гг.);
Третий этап: современный (с начала 1990-х гг. по настоящее время).
Наибольшее количество исследований относится к первому
дореволюционному этапу (1896 – 1917 гг.). Среди авторов данного
историографического периода можно выделить Е.И. Аренса «Русский
флот» 1; Н.Н. Беклемишева «Война на Дальнем Востоке: Отчет по стратегии
занятиям 1900 г. на курсе военно-морских наук при Николаевской морской
академии», «Воображаемая война России с Японией в декабре 1895 года:
Стратегическая задача на Курсах военно-морских наук при Николаевской
морской академии», «Значение фран-масонства для флота», «О корабле –
школе юнгов: Доклад Н.Н. Беклемишева», «О морской катастрофе» и «О
русско-японской войне на море» 2; П.И. Белавенца «Значение флота в
истории России» и «Нужен ли нам флот, и значение его в истории России» 3;
Л.Ф. Добротворского «Минный или слепой линейный флот?» и «Какой флот
необходим России?» 4; С.И. Дмитриева «Наш родной флот, его заслуги и
успехи: Очерк для рабочих» 5; И.И. Ислямова «Где и какой флот нам
Аренс Е.И. Русский флот / Е.И. Аренс. – СПб., 1904. – 66 с.
2
Беклемишев Н.Н. Война на Дальнем Востоке: Отчет по стратегии занятиям 1900 г. на
курсе военно-морских наук при Николаевской морской академии / Н.Н. Беклемишев.–
СПб., 1900. –178 с.; Беклемишев Н.Н. Воображаемая война России с Японией в декабре
1895 года: Стратегическая задача на Курсах военно-морских наук при Николаевской
морской академии / Н.Н. Беклемишев. – СПб, 1896. – 31 с.; Беклемишев Н.Н. Значение
фран-масонства для флота / Н.Н. Беклемишев. – СПб, 1907. – 16 с.; Беклемишев Н.Н. О
корабле – школе юнгов: Доклад Н.Н. Беклемишева / Н.Н. Беклемишев. – СПб, 1910. – 14 с.;
Беклемишев Н.Н. О морской катастрофе / Н.Н. Беклемишев. – СПб, 1907. –12 с.;
Беклемишев Н.Н. О русско-японской войне на море / Н.Н. Беклемишев. – СПб, 1907. – 110 с.
3
Белавенец П.И. Значение флота в истории России / П.И. Белавенец. – СПб., 1909. – 280 с.;
Белавенец П.И. Значение флота в истории России / П.И. Белавенец. – СПб., 1916. – 304 с.;
Белавенец П.И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России / П.И. Белавенец. –
СПб., 1910. – 280 с.
4
Добротворский Л.Ф. Минный или слепой линейный флот? / Л.Ф. Добротворский. – СПб.,
1908. – 62 с.; Добротворский Л.Ф. Какой флот необходим России? / Л. Ф.
Добротворский. – СПб., 1904. – 61 с.
5
Дмитриев С.И. Наш родной флот, его заслуги и успехи: Очерк для рабочих / С.И.
Дмитриев. – СПб., 1913. – 28 с.
необходим»6; Н.Л. Кладо «Значение морской силы» и «Сила и состав
современного флота»7; Н.А. Нотовича «Наш торговый флот, его
экономическое и политическое значение» ; Р. Регеля «Князь Борис
Борисович Голицын. 18 февраля 1862 – 4 октября 1916» 9; М.М. Римского-
Корсакова «Вторая сибирская колея или флот?»10; Н.Н. Родзевича «Из-за
чего началась русско-японская война?»11; Ю.В. Руммеля «Торговый флот в
России и его задачи»12; В.И. Семенова ««Флот» и «Морское ведомство» до
Цусимы и после» 13 и А.М. Сипягина «Личный состав флота» 14.
Непосредственно к деятельности Российского военно-морского союза
относятся следующие работы, опубликованные в сборниках трудов данной
общественной организации: С.С. Абамелек-Лазарева «Вопрос о недрах и
развитие горной промышленности в XIX столетии» и «Сказания иностранцев
о русской армии в войну 1904 – 1905 гг.»15, И.П. Азбелева «Об образовании
Ислямов И.И. Где и какой флот нам необходим / И.И. Ислямов. – Кронштадт, 1908. – 56 с.
7
Кладо Н.Л. Значение морской силы / Н.Л. Кладо. – СПб., 1900. – 10 с.; Кладо Н.Л. Сила и
состав современного флота / Н.Л. Кладо. – СПб., 1903. – 74 с.
8
Нотович Н.А. Наш торговый флот, его экономическое и политическое значение / Н.А.
Нотович. – СПб., 1912. – 33 с.
9
Регель Р. Князь Борис Борисович Голицын. 18 февраля 1862 – 4 октября 1916 / Р. Регель.
Труды бюро по прикладной ботанике. – 1917. – № 1. – Т. 10. – С. 3 – 9.
10
Римский-Корсаков М.М. Вторая сибирская колея или флот? / М.М. Римский-Корсаков.
– СПб., 1907. – 13 с.
11
Родзевич Н.Н. Из-за чего началась русско-японская война? / Н. Н. Родзевич. – Одесса,
1904. – 22 с.
12
Руммель Ю.В. Торговый флот в России и его задачи / Ю.В. Руммель. – СПб, 1910. – 46 с.
13
Семенов В.И. «Флот» и «Морское ведомство» до Цусимы и после / В.И. Семенов. – СПб,
1911. – 111 с.
14
Сипягин А.М. Личный состав флота / А. Сипягин. – Владивосток, 1907. – 8 с.
15
Абамелек-Лазарев С.С. Вопрос о недрах и развитие горной промышленности в XIX
столетии / С.С. Абамелек-Лазарев. – СПб., 1902. – 324 с.; Абамелек-Лазарев С.С.
Сказания иностранцев о русской армии в войну 1904 – 1905 гг. / С.С. Абамелек-
Лазарев. – СПб., 1912. – 301 с.
под флагом Российского морского союза приютов для мальчиков-бродяжек с
целью подготовки личного состава для военного и коммерческого флота со
специальными познаниями»16, П.В. Верховского «Доклад Российскому
морскому союзу относительно сметы Морского министерства на 1907 год»17,
Н.Н. Карлинского «Исследование формул подводного взрыва» и «Какой
России строить флот?» , П.Е. Островских19 «Север Енисейской губернии в
его прошлом и настоящем» и Е.В. Саговского «Необходимость рациональной
технической помощи для прогресса нашего торгового судоходства и
судостроения»20.
В упомянутых трудах членов Российского морского союза один из
учредителей и постоянных членов С.С. Абамелек-Лазарев исследует
причины поражения российских вооруженных сил в русско-японской войне
1904 – 1905 гг.
Постоянных участник заседаний Российского морского союза И.П.
Азбелев выдвигает проект о создании кораблей-реформаториев для
Азбелев И.П. Об образовании под флагом Российского морского союза приютов для
мальчиков-бродяжек с целью подготовки личного состава для военного и коммерческого
флота со специальными познаниями / И.П. Азбелев // Труды Российского морского союза.
– 1910. – Вып. 1. – С. 1 – 10.
17
Верховский П.В. Доклад Российскому морскому союзу относительно сметы Морского
министерства на 1907 год / П.В. Верховский. – СПб., 1907 г. – 23 с.
18
Карлинский Н.Н. Исследование формул подводного взрыва / Н.Н. Карлинский // Труды
Российского морского союза. – Сентябрь – октябрь 1908 года. – С. 33 – 63; Карлинский
Н.Н. Какой России строить флот? / Н.Н. Карлинский // Труды Российского морского
союза. – Сентябрь – октябрь 1908 года. – С. 3 – 32.
19
Островских П.Е. Север Енисейской губернии в его прошлом и настоящем / П.Е.
Островских // Труды Российского морского союза. – 1909. – Вып. 3. – С. 3 – 36.
20
Саговский Е.В. Необходимость рациональной технической помощи для прогресса
нашего торгового судоходства и судостроения / Е.В. Саговский // Труды Российского
морского союза. – Июль – август 1908 г. – С. 1 – 78.
малолетних преступников с цель подготовки матросских кадров для
Российского императорского флота.
В свою очередь П.В. Верховский анализирует смету расходов
Морского министерства на 1907 г. В обстоятельном научном исследовании
Н.Н. Карлинский на основе математических данных рассуждает, какой флот
необходимо строить России в будущем.
В своей научной статье П.Е. Островских изучает перспективы развития
Северного морского пути и сибирского региона в начале XXв. В то же время
П.Е. Островских посвящает собственную научную стать проблемам
организации российского торгового судоходства.
Исследование Е.В. Саговского затрагивало проблемы эффективного
развития российского торгового судоходства. Для сравнения автор приводил
организацию коммерческого судоходства в Германии. Данное сравнение
было далеко не пользу российской стороны. Поэтому, Е.В. Саговский
предлагал целый ряд технических и организационных мероприятий для
выхода из сложившейся ситуации.
Научные исследования членов и экспертов Российского морского
союза, например, И.П. Азбелева, Н.Н. Карлинского, П.Е. Островского и Е.В.
Саговского, публиковались в специальном сборнике под названием «Труды
Российского морского союза». Все научные статьи в собственном сборнике
научных трудов Российский морской союз публиковал на возмездной основе.
Каждая работа проходила тщательное рецензирование в устроительном
отделе общественной военно-морской организации.
Отдельно отметим, что совет Российского морского союза утвердил
для желающих издать научные статьи в сборнике «Труды Российского
морского союза» необходимые правила для публикации, которых
неукоснительно придерживались авторы21.
От автора // Труды Российского морского союза. – Сентябрь – октябрь 1908 г. – 2 с.
Нельзя не обратить внимание и на ряд работ основателя Лиги
обновления флота Н.Н. Беклемишева – «О морской катастрофе» и «О русско-
японской войне на море», где руководитель другой российской военно-
морской общественной организации проанализировал результаты войны на
море с Японией.
Волнующей все российское общество проблеме поражения
отечественного флота в русско-японской войне 1904 – 1905 гг. были
посвящены также труды Н.Л. Кладо «Значение морской силы» и «Сила и
состав современного флота», Н.Н. Родзевича «Из-за чего началась русско-
японская война?» и В.И. Семенова ««Флот» и «Морское ведомство» до
Цусимы и после».
Перспективы воссоздания Российского Императорского флота после
неудачной войны с Японией волновали авторов следующих изданий: П.И.
Белавенец «Значение флота в истории России» и «Нужен ли нам флот и
значение его в истории России», Л.Ф. Добротворского «Минный или слепой
линейный флот?» и «Какой флот необходим России?», С.И. Дмитриева «Наш
родной флот, его заслуги и успехи: Очерк для рабочих», И.И. Ислямова «Где
и какой флот нам необходим».
Некоторые проблемы диссертационного исследования раскрывают
работы Н.А. Нотовича «Наш торговый флот, его экономическое и
политическое значение», Р. Регеля «Князь Борис Борисович Голицын. 18
февраля 1862 – 4 октября 1916», М.М. Римского-Корсакова «Вторая
сибирская колея или флот?», Ю.В. Руммеля «Торговый флот в России и его
задачи» и А.М. Сипягина «Личный состав флота».
В результате первый период историографии до 1917 г. дает наиболее
полное представление о повседневной деятельности Российского морского
союза.
В советской историографии тема организации и функционирования
дореволюционных военно-морских общественных организаций не имела
приоритетного значения в научных исследованиях, поэтому все далее
перечисленные работы имеют косвенное отношение к нашей диссертации:
Л.Г. Бескровный «Русская армия и флот в XIX в.» и «Армия и флот России в
начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала»22, П.Д. Быков
«Русско-японская война: 1904 – 1905 гг.: Действия на море»23,
«Краснознаменный Тихоокеанский флот»24, «Краснознаменный
Черноморский флот»25, Н.А. Левицкий «Русско-японская война 1904 – 1905
гг.»26, А.Л. Сидоров «Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)»27, А.И.
Сорокин «Оборона Порт-Артура» и «Оборона Порт-Артура: русско-японская
война 1904 – 1905»28, С. Хесин «Личный состав русского флота в 1917
году»29 и Ю.А. Храмов «Голицын Борис Борисович. Физики:
биографический справочник»30.
Работа Ю.А. Храмова носит скорее биографический, а не справочный
характер, поэтому была отнесена к историографии исследуемой проблемы.
Фундаментальные труды Л.Г. Бескровного «Русская армия и флот в
XIX в.» и «Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-
Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX в. / Л.Г. Бескровный. – М., 1958. – 616 с.;
Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического
потенциала / Л.Г. Бескровный. – М., 1986. – 240 c.
23
Быков П.Д. Русско-японская война: 1904 – 1905 гг.: Действия на море / П.Д. Быков. – М.,
1942. – 104 с.
24
Краснознаменный Тихоокеанский флот – М.: Воениздат, 1981. – 318 с.
25
Краснознаменный Черноморский флот – М.: Воениздат, 1987. – 334 с.
26
Левицкий Н. А. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. / Н.А. Левицкий. – М., 1936. – 383 с.
27
Сидоров А.Л. Русско-японская война (1904 – 1905 гг.) / А.Л. Сидоров. – М., 1946. – 80 с.
28
Сорокин А.И. Оборона Порт-Артура / А.И. Сорокин. – М., 1947 – 68 с.; Сорокин А.И.
Оборона Порт-Артура: русско-японская война 1904 – 1905. / А.И. Сорокин. – М., 1952. –
272 с.
29
Хесин С. Личный состав русского флота в 1917 году / С. Хесин // Военно-исторический
журнал. –1965. – № 11. – С. 99 – 104.
30
Храмов Ю.А. Голицын Борис Борисович. Физики: биографический справочник / Ю.А.
Храмов. – М., 1987. – С. 87.
экономического потенциала» рассматривают общие проблемы отечественной
военной историографии.
Академические издания «Краснознаменный Тихоокеанский флот» и
«Краснознаменный Черноморский флот», посвящены истории развития
данных военно-морских соединений.
Проблемы русско-японской войны 1904 – 1905 гг. представлены в
исследованиях Н.А. Левицкого «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», А.Л.
Сидорова «Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)», А.И. Сорокина
«Оборона Порт-Артура» и «Оборона Порт-Артура: русско-японская война
1904 – 1905».
Научная статья С. Хесина «Личный состав русского флота в 1917 году»
анализирует проблемы формирования кадрового состава Российского
Императорского флота.
Подобное невнимание к проблемам формирования деятельности
Российского морского союза в советский период историографии можно
объяснить более значимыми вопросами отечественной истории первой
половины XX в., вызывавшими интерес у советских историков.
Незначительное увеличение исследований по темам, касающимся
истории Российского морского союза, можно наблюдать на современном
этапе историографии. Здесь необходимо выделить научный труд К.Б.
Назаренко «Морское министерство России, 1906 – 1914» о деятельности
российского военно-морского ведомства31.
В ряде научных статей Д.В. Ливенцев рассматривает судьбу
российского проекта военно-морских реформаториев для перевоспитания
малолетних преступников: «Проект российских военно-морских
исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в
начале ХХ в.», «Проектирование военно-морских тюрем для
Назаренко К.Б. Морское министерство России, 1906 – 1914. / К.Б. Назаренко. – Санкт-
Петербург: Гангут, 2010. – 254 с
несовершеннолетних преступников в Российской Империи» и «Судьба
проекта российских военно-морских тюрем для несовершеннолетних
преступников»32.
В свою очередь, В.И. Оноприенко в книге «Борис Борисович Голицын.
1862 – 1916» исследует научную деятельность активного члена Российского
морского союза князя Б.Б. Голицына33.
Достойна внимания и работа исследования В.М. Хрусталева «Великий
князь Михаил Александрович» об одном из учредителей Российского
морского союза, брате царствующего императора Николая II великом князе
Михаиле Александровиче34.
В научном труде Ю.А. Шушкевич «Восточный шанс. Русско-японская
война 1904 –1905 гг. в ретроспективе исторического выбора» рассуждает о
влиянии русско-японской войны 1904 – 1905 гг. на государственную военно-
морскую политику35.
Помимо вышеупомянутых авторов назовем работы С.В. Волкова
«Русский офицерский корпус»36, Н.В. Манвелова «Жизнь и смерть на
Ливенцев Д.В. Проект российских военно-морских исправительных учреждений для
несовершеннолетних преступников в начале ХХ в. / Д.В. Ливенцев // История государства
и права. – 2017. – № 10. – С. 12 – 14; Ливенцев Д.В. Проектирование военно-морских
тюрем для несовершеннолетних преступников в Российской Империи / Д.В. Ливенцев //
Твой Товарищ. – 2018. – № 22. – С. 72 – 77; Ливенцев Д.В. Судьба проекта российских
военно-морских тюрем для несовершеннолетних преступников/ Д.В. Ливенцев //
Берегиня-777-Сова. – № 3(38) – 2018. – С. 22 – 26.
33
Оноприенко В.И. Борис Борисович Голицын. 1862 – 1916. / В.И. Оноприенко. – М.:
Наука, 2002. – 333 с.
34
Хрусталёв В. М. Великий князь Михаил Александрович / В.М. Хрусталев. – М.: Вече,
2008. – 544 с.
35
Шушкевич Ю. А. Восточный шанс. Русско-японская война 1904 –1905 гг. в
ретроспективе исторического выбора / Ю.А. Шушкевич. – М.,2005. – 508 с.
36
Волков С.В. Русский офицерский корпус / С.В. Волков. – М., 1993. – 218 с.
корабле Российского Императорского флота»37, В.А. Золотарева и И.А.
Козлова «Флотоводцы России»38, В.К. Красавкина и Ф.С. Смуглина «Здесь
град Петра и флот навеки слиты. История морских частей в городе на Неве
(1703 – 2003 гг.)» 39.
Отдельного внимания достойны издания: «Военно-морская идея
России: духовное наследие Императорского флота»40 и «Россия морей»41.
Нельзя не упомянуть о научной статье «И не одна ослиная нога
попытается ударить… то ведомство»42, которая рассматривает деятельность
депутатов Государственной Думы по формированию бюджета Морского
министерства России.
В рамках современного периода историографии появляется целый ряд
диссертационных исследований по темам, в той или иной степени
затрагивающим деятельность Российского морского союза: Г.Ю. Афанасьев
«Воссоздание императорского российского флота в дебатах III
Государственной Думы и общественных дискуссиях 1906 – 1912 гг.»43, С.А.
37
Манвелов Н.В. Жизнь и смерть на корабле Российского Императорского флота / Н.В.
Манвелов – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 416 с.
38
Золотарев В.А., Козлов И.А. Флотоводцы России / В.А. Золотарев, И.А. Козлов – М.:
Терра, 1998. – 464 с.
39
Красавкин В.К., Ф.С. Смуглин Здесь град Петра и флот навеки слиты. История морских
частей в городе на Неве (1703 – 2003 гг.) / В.К. Красавкин, Ф.С. Смуглин – СПб.: БЛИЦ,
2004. – 600 с.
40
Военно-морская идея России: духовное наследие Императорского флота. – М.: Русский
путь, 1999. – 550 с.
41
Россия морей. – М., 1997. – 576 с.
42
«И не одна ослиная нога попытается ударить… то ведомство» // Родина. – 1996. – № 7 –
8. – С. 62 – 65.
43
Афанасьев Г.Ю. Воссоздание императорского российского флота в дебатах III
Государственной Думы и общественных дискуссиях 1906 – 1912 гг.: автореферат

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    М.Т. Джораев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2No 1 – (66). – С. 38 – 42 (0,5 п. л.). https://kaspy.asu.edu.ru/files/1(66)/38-pdfДжораев М.Т.Организация Российского морского союза / М.Т. Джораев // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2– No 1 (57). – [Электронный ресурс] 26URL: (дата обращения: 2). (120 кб). (0,5 п. л.). https://api- mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3877/ Джораев М.Т.Economic and Humanitarian Research. – 2– Т. – No 12 – С. 121 – 126Российский морской союз как организация по / М.Т. Джораев// Journal Bulletin Social- (0,25 п.л.).
    Activities of the Russian Maritime Union for the organization of naval education in the early twentieth century
    M.T. Dzhoraev // Proceedings of INTCESS 2021 8th International Conference on Education and Education of Social Sciences 18 – 19 January, 2– Р. 428 – 433 (0,5 п.л.). https://www.ocerints.org/intcess21_e-publication/papers/pdf
    Создание Российского морского союза (К постановке проблемы исследования)
    М.Т. Джораев // Рубежи истории. – 2– No 2(8). – С. 23 – 26 (0, 25 п.л.).Джораев М.Т. Будущее российского подводного флота в исследованиях Российского морского союза / М.Т. Джораев // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. – 2020 – Т. – No – С. 98 – 106 (0,5 п.л.).
    Научная деятельность Российского морского союза в 1906 – 1908 гг.
    М.Т. Джораев // Рубежи истории. – 2020 – No 4(10). – С. 17 – 20 (0, 25 п.л.).Джораев М.Т. Российский морской союз против устаревшего флота / М.Т. Джораев// Рубежи истории. – 2020 – No 6(12). – С. 18 – 22 (0, 25 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»