Дискуссии по общественно-политическим проблемам советского общества на этапе перестройки

Осина Ольга Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Перестройка и дискуссии о роли КПСС в советском обществе…………27
1.1. Концепция гласности и динамика публичной сферы…….…………………….27
1.2. Идейно-политические течения в коммунистической партии………. ………..50
Глава 2. Дискуссии о культурно-исторических истоках коммунистической
власти……………………………………………………….…….…….…….………..85
2.1.Влияние общественно-политических дискуссий на культурную сферу……….85
2.2. Обсуждение проблемных вопросов истории партии и советского
общества………………………………………………………………………………132
Глава 3. Межнациональные отношения в общественно-политических
дискуссиях…………….……………….……………………………………………..153
3.1. Поиски путей реформирования советского государства……………….…….153
3.2. Публичное обсуждение нового союзного договора…………………………..190
Заключение……………………………………………………………………..…….223
Список источников и литературы……………………………………………….….231

Во введении обоснована актуальность и научная новизна темы
исследования, проводится исследование степени ее изученности. Обозначены
объект и предмет исследования. Определены хронологические рамки.
Сформулированы цель и задачи исследования. Выявлены теоретическая и
методологическая основы исследования, теоретическая и практическая
значимость работы. Сформулированы положения, выносимые на защиту.
Приведены сведения об апробации результатов исследования.
Первая глава «Перестройка и дискуссии о роли КПСС в советском
обществе»состоит из двух параграфов. В первом – «Концепция гласности и
динамика публичной сферы» – дан анализ дискуссионных вопросов,
возникших перед партией и обществом к середине 1980-х гг. При этом в
тексте выделен ряд вопросов, связанных с реформированием политической
системы, уяснением роли и места КПСС в жизни государства и общества. В
первом параграфе первой главы рассмотрены дискуссии, связанные с
кадровой работой, реорганизацией Аппарата ЦК КПСС, ролью Советов,
генерального секретаря ЦК КПСС, президента страны. В параграфе
оценивается факт того, что лидер партии признал необходимость перемен.
Второй параграф «Идейно-политические течения в коммунистической
партии» посвящен вопросу поиска причин торможения перестройки самой
партии. Идея демократизации КПСС не вписывалась в сложившуюся за годы
систему. К 1988 году вопрос о том, почему в стране существует
однопартийная система политической власти, как сложилась такая форма
политического руководства, и не пора ли ее менять (чувствовалась усталость
от руководящей и направляющей роли партии), звучал все громче. Анализ
дискуссий показал, что в 1988 году раскол внутри КПСС стал явным. В
качестве важнейшей задачи виделась политическая реформа советской
системы.Нопартийноеруководствоимеловесьмаабстрактное
представление о методах и путях этого реформирования.
Дискуссии показали, что иным стало отношение к выборам, к тем, кто
избирается в органы государственной власти. Формальное, пассивное,
обязательноеучастиевкомсомольско-партийно-профсоюзной-
депутатской общественно-политическойработе сменилось энтузиазмом.
Изменения в политической сфере привели к возникновению целого ряда
вопросов, прежде всего связанных с конституциональной реформой.
Очевидно, что к 1990-му году уже невозможно было откладывать решение по
учреждениюпрезидентства,оботмене6-йстатьиКонституции,
закрепляющей руководящую роль КПСС. Становилось очевидным, что
реформаторы не могли рассчитывать ни на партию, ни на съезд37.
Вторая глава «Дискуссии о культурно-исторических истоках
коммунистической власти» состоит из двух параграфов. Первый параграф
«Влияние общественно-политических дискуссий на культурную сферу»
раскрывает изменения в общественно-политической жизни советского
общества, и возросший интерес к изменениям, происходящим в культурной
сфере. Демократизация и гласность содействовали развитию острых
дискуссий не только в партаппарате, но и в обществе. Идеологическое
обновление, качественное перерождение всех сфер жизни общества привели
к тому, что население активнее включалось в обсуждение вопросов
Пихоя Р.Г. Почему распался Советский Союз? / Государственная служба. 2003. № 1. С.
31–45.
современности, в том числе и проблем современной культуры38. Начались
дискуссии, которые условно можно разделить на два блока: 1 – дискуссии о
том, в каком состоянии оказалась сфера культуры; 2 – о новой модели
культурной политики.
В работе проведен анализ ряда дискуссионных вопросов в сфере
культуры: материального обеспечения, кадровой политики, вопросы
идеологических приоритетов и культурных ценностей в рамках новой
культурной политики. Ранее запрещенные цензурой темы вызывали
большой интерес у общественности, но, в свою очередь, критиковались и
осуждалисьпартийнойноменклатурой.Помнениюавтора,в
государственной политике и советском обществе второй половины 1980-х гг.
сочетались две противоположные социально-культурные тенденции. С одной
стороны, масштабные перемены способствовали проникновению в жизнь
советского человека новых нравственных норм. Но с другой стороны,
командно-административная система продолжала существовать и влиять на
общество.
Во втором параграфе «Обсуждение проблемных вопросов истории
партииисоветскогообщества»рассматриваетсянеобходимость
пересмотра исторического наследия советского государства. Советское
прошлое стало активно обсуждаться на страницах различных СМИ
журналистами, учеными, социологами, писателями, историками. В новом
ключе началось обсуждение ленинского наследия, вопросов связанных с
НЭПом, революционным выбором, политической борьбой в 1920-е годы,
коллективизацией, индустриализацией, репрессий и других проблем. Для
осуществления реформаторских шагов М.С. Горбачеву необходимо было
актуализировать революционное прошлое. В форсированном темпе ученые и
исследователипересматривалиключевыеэтапысоветскойистории.
См.: Елисеева Н.В. Перестройка: Советский проект реформирования СССР // Вестн.
Моск. Ун-та. Сер.12. Политические науки. 2005.№5. С.54-63.
Демократизация и гласность стала толчком (в допустимых властью рамках) к
появлениюразнообразныхмнений,научныхподходов,методологии
исследований. В оборот вводились новые источники, расширялась тематика
диссертаций, статей, монографий. Но публикации перестроечного периода
отличал часто ненаучный, эмоциональный характер.
Третья глава «Межнациональные отношения в общественно-
политических дискуссиях» разделена на два параграфа: «Поиски путей
реформирования советского государства» и «Публичное обсуждение
нового союзного договора». В первом параграфе рассматривается
вопросы межнациональных отношений впервые годы перестройки.
Традиционными для советской системы были идеи об интернационализме
и полная уверенность в крепости единства народов Советского Союза. В
условиях системного кризиса эти установки не находили подтверждения.
Очевидными стали сепаратистские настроения в ряде союзных и
автономных республик. В главе рассматриваются вопросы, связанные с
новымподходомвразделенииобязанностеймеждуЦентроми
республиками, с повышением самостоятельности союзных республик.
Дискуссии показали, что со временем остро встал вопрос о праве наций на
самоопределение (территориальные изменения, поправки в Конституции
СССР). Явные центробежные тенденции, активизация национальных элит,
угроза распада Союза подвели руководство к необходимости создания
Нового союзного договора. Этому вопросу посвящен второй параграф –
«Новый союзный договор: на пути к распаду». Государство может
существовать лишь при сплоченности экономической и политической
сфер. В любом другом случае это не государство. Вопрос следует задать
таким образом: какие общественные ценности и правовые нормы лежат в
его основе. Марксистско-ленинский подход считался основополагающим в
осмыслении и выработке принципов национальной политики. Создание
национальныхреспубликбольшевикизаписываливактивсвоей
национальной политики. Идея суверенитета для республик бывшего СССР
оказалась увлекательной и перспективной для местных элит.

ВЗаключенииподведеныосновныеитогидиссертационного
исследования и сформулированы выводы.
Процесс перестройки оказался намного сложнее, чем он виделся ее
авторам. Поэтому не получилось в короткий срок реформировать
экономику страны. Это было невозможно без модернизации политической
системы и управления. Реализация политических преобразований тоже не
принесла быстрых положительных результатов. Итогом стало предельное
обострение внутренних противоречий в стране. Во многом, политика
перестройки к 1990-м гг. не оставила никаких иллюзий и альтернатив ни
перед КПСС, ни перед советскими людьми. Перестройка предельно
обнажила проблемы советского строя, позволила начать открытые и
жесткие, но при этом крайне необходимые, дискуссии для выявления и
изживания накопившихся общественных проблем. Оставляя за скобками
причины неудач перестройки, следует выделить одну из важнейших черт
этого времени: активизацию общества, которое стало превращаться в
субъект исторического процесса. Свою активность оно проявляло в
различных формах. Наиболее важным представляется процесс его
инициатив и участия в дискуссиях по наиболее актуальным и назревшим
проблемам современного государства и общества. В ходе этих дискуссий
закладывались основы процесса формирования правового государства.

Актуальность исследования. Перестройка в СССР 1985-1991 гг. –
период, который заложил серьезные и неоднозначные перемены во всех
сферах жизни советского общества. Она была обусловлена объективными
причинами. Укоренившаяся за десятилетия система политических,
экономических, социальных отношений стала тормозить общественный
прогресс. Высшее политическое руководство страны предпринимало
попытки реформирования и само верило в перемены или надеялось на них.
Начавшаяся трансформация привела к тому, что произошли изменения
многих сторон жизни советского общества. Началось активное обсуждение
проблем внутренней и внешней политики СССР. Деятельность М.С.
Горбачева и его команды – А.С. Черняева, А.Н. Яковлева, Э.А. Шеварднадзе
и других – всколыхнула общественную инициативу, желание участвовать в
принятии судьбоносных для страны решений. В связи с этим по многим
проблемам развития и функционирования государства и общества в его
разных слоях – от руководящих структур до рядового населения – шел
процесс осознания и поиска путей решения этих проблем. Страна
погрузилась в споры, дискуссии, обсуждения.
Изучение дискуссий, имевших место в эпоху перестройки, касающихся
общественно-политических, экономических, культурных и национальных
проблем, накопившихся за десятилетия, представляется чрезвычайно
актуальным. Критическое состояние этих вопросов становилось угрозой
целостности государства. Нараставший длительное время системный кризис
стал реальностью. Несостоятельность партийных и властных структур в
решении насущных проблем вела к утрате ими морального авторитета в
обществе. Оно, болезненно воспринимая отсутствие поступательного
развития страны, начало активнее проявлять готовность к реформам.
Общественное сознание стало активизироваться в условиях пассивности
власти.
Вторая половина 1980-х гг. была ознаменована увеличением влияния
общественных организаций на устройство советского государства. Советские
граждане постепенно получали реальную возможность участия в
происходивших в стране процессах перестройки. Демократизация во многом
поспособствовала становлению в стране новой политической силы в лице
общественного мнения.
КПСС, в лице ее руководства, выступала главным инициатором
перестройки, иначе быть не могло. На роль КПСС, как «руководителя»
перестройки, оказали влияние объективные факторы, приведшие к
воздействию партии на направления и содержание реформ, а также, во
многом, и на результаты. Однако изучать период перестройки необходимо в
ракурсе его восприятия и осмысления не только со стороны аппарата КПСС,
но и общества. Только при таком подходе может сложиться комплексная
картина происходящих в стране изменений.
Демократизация в общественной сфере привела к развитию ряду
дискуссий, касающихся политической, культурной, экономической и
социальной жизни общества. Так, в политической сфере дискуссионными
были вопросы: реформирования политической системы; выяснения в
сложившихся условиях места и роли КПСС. На последнем этапе перестройки
решались вопросы о роли Советов, генерального секретаря ЦК КПСС и
президента, о многопартийности. Сложившаяся политическая обстановка
указывала на необходимость обсуждения и принятия решений о новом
подходе к разделению обязанностей между центром и республиками.
Обострения в системе межнациональных отношений доказывали
необходимость пересмотра основ и реальной практики национальной
политики.
Ключевым является то, что перестройка создала предпосылки для
формирования нового типа общества. Начавшиеся изменения позволили
населению страны стать субъектом исторического процесса. Это можно
считать одним из ведущих факторов, который позволил на рубеже XX-XXI в.
начать формирование на территории России правового государства. В
результате перестройки, как общество, неожиданно возымевшее больший
авторитет, так и вся вертикаль власти СССР и современной России,
полностью поменяли свой вектор развития. Во второй половине 1980-х гг.
массовые настроения во многом определили политический, экономический и
социальный курс СССР. Постсоветская ментальность населения в
большинстве своем была создана посредством общественных дискуссий,
которые также определили скорость и направление осуществлявшихся

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»