Историк Н.П. Оттокар и его концепция средневекового западноевропейского города
Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Этапы профессиональной карьеры Н.П. Оттокара. ……………………………… 43
1.1 Санкт-Петербург / Петроград: становление ученого (1884 – 1916 гг.) ………. 43
1.2. Между научной работой и административной карьерой: пермский период
жизни Н.П. Оттокара (1916 – 1921 гг.) ………………………………………………………….. 64
1.3. «Русский классик» итальянской науки: Н.П. Оттокар в период работы во
Флорентийском университете (1921 – 1957 гг.) …………………………………………….. 89
Глава 2. Историческая концепция Н.П. Оттокара …………………………………………… 135
2.1. Научный контекст появления концепции: средневековый европейский
город в историографии конца XIX – начала XX вв. …………………………………….. 135
2.2. Поиск метода: история средневековых городов Западной Европы в работах
Н.П. Оттокара …………………………………………………………………………………………….. 151
2.3. Утверждение метода: история французских средневековых городов в
творчестве Н.П. Оттокара …………………………………………………………………………… 176
2.4. Вершина творчества: история Флоренции эпохи Дуэченто в интерпретации
Н.П. Оттокара …………………………………………………………………………………………….. 186
2.5. Попытка исторического синтеза: «Городские коммуны в средние века» .. 207
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 213
Список использованных источников и литературы ………………………………………… 217
Список условных обозначений и сокращений ………………………………………………… 258
Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее изучен-
ности, объект и предмет исследования, цель, задачи, хронологические и
территориальные рамки, методологическая и источниковая база работы,
научная новизна, теоретическая и научно-практическая значимость диссер-
тации, основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Этапы профессиональной карьеры Н.П. Оттока-
ра» посвящена анализу основных периодов творческой деятельности
Н.П. Оттокара.
В первом параграфе «Санкт-Петербург / Петроград: становление
ученого (1884–1916 гг.)» уделено основное внимание периоду обучения и
преподавания ученого в Петербургском университете. В результате прове-
денного анализа можно утверждать, что Н.П. Оттокар формировался в среде
петербургских медиевистов, «группировавшихся» вокруг И.М. Гревса. Под
непосредственным влиянием последнего определилась тематика исследова-
ний молодого историка, и именно у него Н.П. Оттокар взял основные прин-
ципы исторической работы. Вместе с тем, он довольно рано проявил при-
знаки научной самостоятельности, что в конце концов стало причиной его
недопонимания с И.М. Гревсом. Важную роль в становлении исследователь-
ского «кредо» Н.П. Оттокар сыграла поездка в Италию 1912 г. С нашей точ-
ки зрения, именно во Флоренции сложились основы исторической концеп-
ции Н.П. Оттокара, которые в дальнейшем, фактически, не претерпели ника-
ких изменений.
Во втором параграфе «Между научной работой и административной
карьерой: пермский период жизни Н.П. Оттокара (1916–1921 гг.)» пред-
ставлен анализ пермского периода жизни историка. Переезд Н.П. Оттокара
в Пермь укладывается в вектор развития высшей школы, который намечал-
ся с середины 1910-х гг. и был связан с миграцией приват-доцентов столич-
ных университетов в только что открывшиеся региональные университеты.
Развитие местных университетских традиций прервалось из-за событий
1917–1919 гг., в связи с чем обнаружились тенденции «обратной миграции»
ученых на запад, и довольно часто, транзитом через столицы за границу.
В жизни Н.П. Оттокара Пермь сыграла амбивалетную роль. С одной сторо-
ны, здесь он получил возможность реализовать свои карьерные и научные
амбиции. Здесь была подготовлена и опубликована его монография по ис-
тории французских городов, в которой историк изложил своё «историческое
кредо». Вместе с тем, Пермь очень быстро продемонстрировала ограничен-
ность инструментов научной реализации, которая усугублялась по мере
осложнения в городе политической обстановки. В Перми, очевидно, можно
было продолжать работать, но нельзя было стать ученым с мировым именем.
В силу этого очень быстро обнаружился «западный вектор» в деятельности
Н.П. Оттокара, который и привел его, в конце концов, во Флоренцию.
В третьем параграфе «”Русский классик” итальянской науки: Н.П.
Оттокар в период работы во Флорентийском университете (1921–1957
гг.)» представлен анализ эмигрантского этапа биографии историка. Прове-
денное исследование показывает, что история Н.П. Оттокара в Италии – это,
прежде всего, история успеха. Русский эмигрант, оказавшийся за границей в
тридцатипятилетнем возрасте, смог построить успешную карьеру во Фло-
рентийском университете, читая курсы, связанные с итальянской историей.
Подобный пример, оказывающийся отнюдь не типичным для того времени,
заставляет современного исследователя поставить целый ряд вопросов, свя-
занных с определением причин подобного успеха. Очевидно, что одним из
главных условий успеха Н.П. Оттокара в Италии являлись его научные за-
слуги: именно ему удалось создать одну из самых значительных работ по
истории Флоренции, определив развитие итальянской историографии в XX
в. Нельзя исключать и еще двух факторов. Нужно признать, что приход к вла-
сти в Италии фашистов оказался на руку русскому историку-эмигранту.
Увольнение Г. Сальвемини из университета дало шанс историку, который,
благодаря своим научным заслугам с успехом им воспользовался. Конечно,
сыграли свою роль и «необходимые знакомства» Оттокара с политической
элитой во время фашистской диктатуры в Италии. Все те люди, которые,
как мы увидели на основе реконструкции коммуникативной карты истори-
ка, были, как правило, известными политическими деятелями, имели вес в
научном мире, что обеспечило продвижение историка по институциональ-
ной и карьерной лестнице в Италии. Нужно также сказать и о том, что исто-
рик вряд ли получил бы кафедру, если бы вел активную политическую дея-
тельность. Черты характера (закрытость) и продуманные действия сыграли
свою роль: не высказывая своих политических пристрастий и сохраняя ви-
димую нейтральность, ученый в то же время проявил лояльность режиму,
получил партийный билет, сотрудничал с другими лояльными режиму ис-
ториками.
Во второй главе «Историческая концепция Н.П. Оттокара» пред-
ставлен анализ научной концепции историка.
В первом параграфе «Научный контекст появления концепции: сред-
невековый европейский город в историографии конца XIX – начала XX в.»
представлен анализ основных тенденций развития западноевропейской и
отечественной урбанистики, сложившихся к моменту начала Н.П. Оттокаром
активной творческой деятельности. В результате проведенного исследова-
ния, мы не только рассмотрели основные концепции и идеи, так или иначе
проявившиеся в творчестве историка, но и зафиксировали важную особен-
ность его творчества. Мы полагаем, что Н.П. Оттокар сосредоточил свои уси-
лия на рассмотрении тех периодов истории французских городов и Флорен-
ции, которые к тому времени уже были достаточно изученными. Поэтому
можно предположить, что Н.П. Оттокару нужен был оппонент, который бы
подталкивал историка в исследовательском процессе.
Второй параграф «Поиск метода: История средневековых городов
Западной Европы в работах Н.П. Оттокара» посвящен реконструкции ос-
новных методологических принципов работы Н.П. Оттокара, а также анали-
зу методических приемов работы с историческим материалом. По нашему
мнению, творчество Н.П. Оттокара лишь с изрядной долей условности
можно отнести к какой-либо конкретной методологической системе или
какому-либо определенному направлению, хотя его искания в целом были
созвучны тенденциям в исторической науке начала XX в. Столкнувшись с
кризисом историзма, Н.П. Оттокар выступал в роли защитника исследова-
тельских принципов позитивизма (в его позднем «критическом» прочте-
нии), и в то же время отдал дань новым методологическим поискам неокан-
тианства и других течений. Именно поэтому в творчестве ученого очевиден
как «культ факта», так и идея о том, что обобщение данных фактов – дело
не сегодняшнего дня. Сам Н.П. Оттокар предпринял лишь одну попытку
продвинуться в последнем направлении, опубликовав в 1936 г. работу «Го-
родские коммуны в средние века», призванную зафиксировать некоторые
общие особенности данного явления. Принимая в расчет сказанное, мы мо-
жем рискнуть назвать Н.П. Оттокара «ревизионистом», постаравшимся пе-
ресмотреть взгляды своих предшественников и построить новое здание ис-
тории европейских городов (в первую очередь, Флоренции) на твердом
фундаменте «фактов», не включаемых в заранее заданную идеологическую
схему.
В третьем параграфе «Утверждение метода: история французских
средневековых городов в творчестве Н.П. Оттокара» представлены анализ
работ историка, посвященных истории французских средневековых городов.
Книга «Опыты по истории французских городов в средние века» стала важ-
ной вехой в интеллектуальной эволюции автора и отчетливо обозначила его
«исследовательский почерк». Именно в ней в полной мере заявили о себе
критицизм петербургского медиевиста, его стремление к независимым вы-
водам, нередко противоречащим сложившимся стереотипам и суждениям,
ориентация на данные источника, прочитываемого в контексте «своей» эпо-
хи, отказ от поспешных обобщений. Работа отличалась, прежде всего, сте-
пенью акцентирования и постулирования исследовательских принципов, а
также последовательностью их воплощения. Тем самым, книга побуждала
современников к критическому переосмыслению того, что уже было усвое-
но как достижение исторической мысли.
В четвертом параграфе «Вершина творчества: история Флоренции
эпохи Дуэченто в интерпретации Н.П. Оттокара» представлен анализ ра-
бот историка, связанных с историей итальянских городов, и, прежде всего,
историей Флоренции. Если поворот к французскому материалу носил для
Н.П. Оттокара временный и вынужденный характер, то история средневе-
ковой Флоренции представляла собой основную область приложения его
научных сил. Мы должны подчеркнуть, что для историка этот период в
жизни города был не временем борьбы социально-антагонистических клас-
сов, как об этом писал, в частности, Г. Сальвемини, но являлся одним из
очередных этапов борьбы личных интересов различных общественных
групп. В целом, историк выступал сторонником теории конституционного
развития города. Общественный организм выступает, по Н.П. Оттокару,
своего рода саморегулирующейся системой, в которой есть разные акторы и
разные механизмы воздействия в случае отклонения. Безусловно, Н.П. От-
токар не отрицал элемент столкновений, противостояний и вооруженной
борьбы внутри этого механизма, но, во-первых, в отличие от идей П. Вил-
лари и Г. Сальвемини, он считал, что эти механизмы не являлись прямым
следствием стремлений одной группы населения к захвату власти, а, во-
вторых, что эти стремления не всегда были обусловлены экономическими
причинами.
Пятый параграф «Попытка исторического синтеза: ”Городские
коммуны в средние века”» посвящен анализу работы историка «Городские
коммуны в средние века», которую он называл главной своей работой.
Именно в ней Н.П. Оттокар попытался «окинуть взглядом» городскую ис-
торию отдельных регионов Западной Европы, синтезировав тот материал,
который был накоплен им ранее. Вероятно, именно поэтому вместо деталь-
ного источниковедческого анализа в работе 1936 г. мы видим попытку
представить общее направление развития коммунальных организаций
Франции и Италии в эпоху средних веков. Рискнем утверждать, что к по-
добным генерализациям Н.П. Оттокар пришел не случайно: внимательный к
историческому факту, историк все же не мог вовсе отказаться от некоторых
обобщений, которые возникали у него как вследствие работы с документа-
ми, так и в ходе полемики со своими коллегами. Вероятно, именно поэтому
монография Н.П. Оттокара представляла собой не попытку построения об-
щей теории средневекового города, но являлась вариантом промежуточного
обобщения, подводившего итоги его прежним научным изысканиям.
В заключении подведены итоги и сформулированы основные выво-
ды диссертации. В целом, мы полагаем, что жизненный путь Н.П. Оттокара
представляет собой нетипичный пример интеграции отечественного исто-
рика в мировое научное сообщество. Сформировавшись как историк-
исследователь в петербургской школе медиевистики, возглавляемой И.М.
Гревсом, Н.П. Оттокар добился значительных успехов на ниве администра-
тивной работы во вновь сформированном Пермском университете, а под-
линное научное признание пришло к нему в период эмиграции в Италию, где
он занимал пост профессора Флорентийского университета. Прочное поло-
жение в рамках итальянской исторической науки, столь нетипичное для
большинства русских историков-эмигрантов, во многом было связано с тем,
что Н.П. Оттокар еще в период своей заграничной командировки завязал
полезные знакомства в Италии, оказавшись после эмиграции «своим» в но-
вом профессиональном сообществе. Кроме того, роль в успешной интегра-
ции Н.П. Оттокара сыграли такие факторы, как его стремление дистанциро-
ваться от русских эмигрантов и скрывать свои политические симпатии и
антипатии. Исторические взгляды Н.П. Оттокара несли на себе печать свое-
го времени, фактически являясь отражением тенденций, заявивших о себе в
исторической науке начала XX в. Проведенное исследование показало, что
Н.П. Оттокар по своим основным воззрениям являлся позитивистом, при
этом влияние на его творчество оказали методологические поиски совре-
менников («философия жизни» и др.). В законченном виде концепция сред-
невекового западноевропейского города не была сформулирована Н.П. От-
токаром, но в своих отдельных трудах он оставил достаточно суждений,
которые позволяют нам восстановить его общую логику и говорить о том,
что он был носителем целостной концепции. Город представал перед ним
прежде всего как социально-политическое явление, при изучении которого
необходимо уделять пристальное внимание институциям и структурам. Пе-
режив период относительного «затухания» городской жизни в раннее сред-
невековье, город, по мысли Н.П. Оттокара, возродился в X–XI вв. Причем, в
различных европейских регионах процесс этого возрождения, а затем и раз-
вития городской жизни отличался известным своеобразием: очевидные от-
личия имело городское развитие в заальпийском регионе и в итальянских
землях. Если для Италии было характерно единство города и его округи, то
для региона за Альпами город был отделен от своего окружения и ограни-
чен экономическими функциями. При этом Н.П. Оттокар настаивал, что
даже во Франции обретение городом самоуправления нельзя свести к поня-
тию «коммунальной революции»: этот процесс происходил в различной
форме, и каждый случай требует от ученого особого рассмотрения.
Актуальность исследования. На протяжении последних трех десятилетий
внимание отечественных историографов оказалось обращено к сюжетам, которые
ранее или не привлекали внимание специалистов, или оценивались ими
преимущественно в негативном ключе. Одним из таковых оказался феномен
русского научного зарубежья, ведущий свою историю от русской революции и
связанный с особыми формами научной эмиграции, порожденными политической
ситуацией в стране. Эта «утечка мозгов»1 была характерна для представителей
как естественных, так и гуманитарных наук, не сумевших или не пожелавших
встроиться в новую советскую действительность. Среди изгнанников оказались и
историки, искавшие различные способы отъезда за рубеж и, в дальнейшем,
избиравшие столь же различные стратегии построения научной карьеры в рамках
«принимающих обществ».
К настоящему моменту история русского научного зарубежья как
самостоятельная отрасль историографических поисков прошла значительный
путь. Развиваясь первоначально в русле критики работы ученых-эмигрантов, а
затем накопления эмпирического материала, исследование данного сюжета
постепенно перешло к проблематизации и систематическому анализу, ставя во
главу угла вопросы, связанные со стратегиями адаптации ученых-эмигрантов к
новой научной среде, механизмами их встраивания в среду стран-реципиентов,
вопросами конструирования научного пространства и т.д.2. В качестве примера
изучения подобных практик историки науки обращались к анализу как
1
См. подробнее об этом: Аллахвердян А. Причины и масштабы утечки научных кадров из
России (на материалах статистики науки) // Люди мира: Русское научное зарубежье / Под ред.
Д. Баюка. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. С. 453–478.
2
Из последних работ в этом направлении необходимо отметить следующие: Волошина В.Ю.
Ученый в эмиграции: проблемы социальной адаптации ученых-эмигрантов сквозь призму
«социальной истории». Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010; Ее же. Вырванные из родной почвы:
социальная адаптация российских ученых-эмигрантов в 1920–1930-е годы. М.: Форум, 2013;
Захаров О.И. Открывая Америку. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019; Ковалев М.В. Русский
историки-эмигранты в Праге (1920–1940 гг.). Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2012; Сорокина
М.Ю. Российское научное зарубежье: новая экспериментальная площадка отечественной
гуманитаристики? // Советская гуманитаристика. Мечты и прагматика в 120-1950-е гг. / Отв.
ред. Е.А. Долгова. М.: РГГУ, 2020. С. 14–30 и др.
положительного опыта «адаптации» к новым условиям (М.И. Ростовцев,
А.В. Флоровский, Г.В. Вернадский, М.М. Карпович и др.), так и
«отрицательного», когда ученым не удавалось построить успешную
академическую карьеру за пределами России (Г.П. Федотов, Л.П. Карсавин и др.).
Признавая весьма серьезные достижения специалистов в изучении заявленных
тем и сюжетов, мы, однако, не можем не обратить внимание на тот факт, что из
представленного ряда эмигрантов выпадает целый ряд значимых фигур,
обращение к которым может позволить существенно расширить наши знания о
феномене научной эмиграции. Такой фигурой, в известной степени, оказался
Николай Петрович Оттокар (1884 – 1957), ученик И.М. Гревса, приват-доцент
Петроградского университета, ректор и профессор Пермского университета,
покинувший Россию в начале 1920-х гг. и вскоре получивший кафедру во
Флорентийском университете. Его творчество до сих пор слабо изучено в
контексте эпохи (первой половины XX в.), притом что речь идет о безусловно
своеобразном ученом.
Жизненный путь Н.П. Оттокара представляет собой нетипичный пример
интеграции в мировое научное сообщество отечественного историка, чье
«вхождение в науку» пришлось на время военных и революционных потрясений.
Сформировавшись как историк-исследователь в петербургской школе
медиевистики, возглавляемой И.М. Гревсом, Н.П. Оттокар добился значительных
успехов на ниве административной работы во вновь сформированном Пермском
университете, а подлинное научное признание пришло к нему в период эмиграции
в Италию, где он занимал пост профессора Флорентийского университета.
Прочное положение в рамках итальянской исторической науки, столь нетипичное
для большинства русских историков-эмигрантов, во многом было связано с тем,
что Н.П. Оттокар еще в период своей заграничной командировки завязал
полезные знакомства в Италии, оказавшись после эмиграции «своим» в новом
профессиональном сообществе. Кроме того, роль в успешной интеграции
Н.П. Оттокара сыграли такие факторы, как его стремление дистанцироваться от
русских эмигрантов и скрывать свои политические симпатии и антипатии.
Исторические взгляды Н.П. Оттокара несли на себе печать своего времени,
фактически, являясь отражением тенденций, заявивших о себе в исторической
науке начала XX в. Проведенное исследование показало, что Н.П. Оттокар по
своим основным воззрениям являлся позитивистом, при этом влияние на его
творчество оказали методологические поиски современников («философия
жизни» и др.). Мы можем утверждать, что Н.П. Оттокар совместил в своем
творчестве традиции русской и итальянской исторической мысли. Под влиянием
И.М. Гревса он выбрал тематику работы и усвоил принципы источниковедческой
критики. Несомненно, именно от лидера петербургских медиевистов он
унаследовал стремление понять и «прочувствовать» прошлое. Кроме того, в своих
исследованиях Н.П. Оттокар опирался на достижения итальянской исторической
школы: для его творчества характерен фактографизм, присущий исследованиям
итальянцев. Одновременно, в силу периферийности урбанистической тематики в
России, Оттокар был вынужден опираться и на некоторые теоретические выводы
своих западных коллег, нередко подвергая их, однако, суровой критике.
Целостная концепция средневекового западноевропейского города
Н.П. Оттокаром разработана не была, хотя в своих отдельных трудах он оставил
суждения, позволившие нам реконструировать его «общие идеи» относительно
рассматриваемого феномена. Город представал перед ним прежде всего как
социально-политическое явление, при изучении которого необходимо уделять
пристальное внимание институциям и структурам. Пережив период
относительного «затухания» городской жизни в раннее средневековье, город, по
мысли Н.П. Оттокара, возродился в X–XI вв. Причем, в различных европейских
регионах процесс этого «возрождения», а затем и развития городской жизни
отличался известным своеобразием: очевидные отличия имело городское
развитие в заальпийском регионе и в итальянских землях. Если для Италии было
характерно единство города и его округи, то для региона за Альпами город был
отделен от своего окружения и ограничен экономическими функциями. При этом
Н.П. Оттокар настаивал, что даже во Франции обретение городом
самоуправления нельзя свести к понятию «коммунальной революции»: этот
процесс происходил в различной форме, и каждый случай требует от ученого
особого рассмотрения.
Однако основным центром притяжения творческих сил историка все же
являлась история Флоренции конца XIII в. Задумав изучение данного сюжета еще
в период подготовки к профессорскому званию и не считая возможным
согласиться с выводами Г. Сальвемини, Н.П. Оттокар постарался
реконструировать историю борьбы флорентийских элит в эпоху Дуэченто вне
распространенного классового подхода. Опираясь на результаты
просопографического анализа, он пришел к выводу, что для Флоренции конца
XIII века было характерно наличие во главе общества олигархической верхушки,
которая являлась залогом стабильности общественной организации, причиной же
социальных взрывов была не «классовая борьба», а стремление народных масс к
осуществлению своих конституционных прав.
Для итальянских историков концепция Н.П. Оттокара стала «классической»,
повлияв на их подходы к пониманию прошлого не только Флоренции, но и других
итальянских городов. В то же время, отечественная историография практически
не восприняла его идеи, продолжая рассматривать средневековый город с
позиций марксизма, для которого первичными оказывались именно исторические
схемы, против которых столь настойчиво выступал Н.П. Оттокар, а не
исторические факты. Учитывая тот факт, что современная отечественная
медиевистика ищет новые возможности для объяснения становления и развития
европейских городов, выводы петербургского историка могут оказаться для нее
востребованными и полезными.
Корректно сейчас, в завершение исследования, поставить вопрос о том,
насколько знания, полученные нами о жизненном пути Н.П. Оттокара, могут
прояснить наши знания о его научной судьбе. Мы можем утверждать, что наши
выводы в этом вопросе опираются на анализ как научной карьеры, так и
концепции, сопоставление результатов которого дает возможность сделать
несколько выводов. На первый взгляд, творчество историка средневековых
городов проходит в условиях «чистой науки», поскольку перед нами персонаж,
который редко выносит на общественный суд свою политическую позицию,
почти не пишет публицистики, и даже в своих лекциях сторонится экзальтации,
апелляции к современности, показного эффекта, делая ставку на глубину
проникновения в исторический материал, последовательность анализа,
постоянную опору на исторические источники. Позиция эта оказывается
принципиальной, последовательной, выдержанной на протяжении всей жизни. Но
к этой картине важно добавить несколько штрихов, которые если и не изменят ее
полностью, то позволят увидеть более сложной, чем она кажется при
поверхностном рассмотрении. Во-первых, сама возможность такой позиции
является результатом не только однократного выбора Н.П. Оттокара, но и его
последовательных усилий в этом направлении: отъезд из России связан не с тем,
что он подвергался каким-либо прямым репрессиям, а, надо думать, был вызван
изменившимся характером отношения к науке, когда занимать позицию
«невмешательства» становилось все более невозможным – тонко настроенный на
следование «чистой» науке Н.П. Оттокар должен был понять это раньше многих
своих коллег, более вовлеченных в общественно-политическую жизнь эпохи.
Точно так же устройство на работу во Флорентийский университет было тесно
связано с выверенной позицией, подразумевавшей лояльность новому режиму, но
в то же время лояльность эта не была такой, чтобы Н.П. Оттокар потерял свои
академические позиции после его падения. Во-вторых, последовательная идейная
борьба историка против необоснованных генерализаций в исторической науке не
превратила его в сторонника архаических описательных («эрудитских») методов –
напротив, его исследования оказываются созвучны современности, в частности,
теориям, исследующим элиты. Таким образом, историк Н.П. Оттокар такой же
сын своего времени, как и многие другие историки-эмигранты (М.И. Ростовцев,
Г.В. Вернадский), более явно заявлявшие свою политическую позицию.
Мы надеемся, что наше исследование внесет вклад и в понимание более
общего вопроса о том, «как пишут историки», хотя и прекрасно осознаем, что мы
только прикоснулись и ни в коем случае не разгадали полностью тайну научного
творчества.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!