Формирование контура управления угловым движением космического аппарата нанокласса на основе решения обратных задач динамики

Мельник Мария Евгеньевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 5
1 Постановка задачи формирования контура управления угловым движением
космического аппарата нанокласса ………………………………………………………………. 13
1.1 Типовой приборный состав контура управления угловым движением
космического аппарата нанокласса ……………………………………………………………. 13
1.2 Системы координат и матрицы перехода, используемые при
формировании контура управления угловым движением космического
аппарата нанокласса ………………………………………………………………………………….. 14
1.3 Математические модели, используемые при формировании контура
управления угловым движением космического аппарата нанокласса …………. 16
1.3.1 Модель движения космического аппарата нанокласса ……………………….. 16
1.3.2 Модель магнитного поля Земли ………………………………………………………… 18
1.3.3 Модель движения Солнца …………………………………………………………………. 20
1.3.4 Модель измерений, поступающих от датчиков ………………………………….. 21
1.4 Обзор существующих методов решения задач определения ориентации и
управления угловым движением космических аппаратов нанокласса…………. 22
1.5 Обоснование подхода к формированию контура управления угловым
движением космического аппарата нанокласса ………………………………………….. 28
1.5.1 Требования к контуру управления угловым движением космического
аппарата нанокласса формата CubeSat……………………………………………………….. 28
1.5.1.1 Особенности бортовых систем космического аппарата нанокласса
формата CubeSat ……………………………………………………………………………………….. 29
1.5.1.2 Особенности динамики углового движения космического аппарата
нанокласса формата CubeSat ……………………………………………………………………… 29
1.5.1.3 Требования к алгоритмическому обеспечению решения задачи
управления угловым движением космического аппарата нанокласса формата
CubeSat……………………………………………………………………………………………………… 30
1.5.2 Задача формирования контура управления угловым движением
космического аппарата нанокласса ……………………………………………………………. 32
Выводы по первой главе ……………………………………………………………………………. 34
2 Алгоритм формирования контура обратной связи, адаптирующегося к
текущим условиям и состоянию КА нанокласса на основе пополняемой базы
знаний …………………………………………………………………………………………………………. 36
2.1 Применение элементов искусственного интеллекта для повышения
надёжности определения ориентации космического аппарата нанокласса ….. 36
2.2 Алгоритм определения ориентации космического аппарата нанокласса по
пространственной видимости навигационных космических аппаратов с
использованием изменяющейся по ширине диаграммы направленности
навигационной антенны…………………………………………………………………………….. 40
Выводы по второй главе ……………………………………………………………………………. 48
3 Алгоритмы управления угловым движением космического аппарата
нанокласса …………………………………………………………………………………………………… 49
3.1 Алгоритм расчёта программной траектории космического аппарата
нанокласса с учётом действия аэродинамического и гравитационного
моментов на основе решения обратных задач динамики ……………………………. 49
3.2 Алгоритм синтеза закона управления угловым движением космического
аппарата нанокласса на основе решения обратных задач динамики ……………. 52
3.3 Параметрические исследования алгоритма синтеза закона управления
угловым движением космического аппарата нанокласса на основе решения
обратных задач динамики………………………………………………………………………….. 58
Выводы по третьей главе …………………………………………………………………………… 63
4 Формирование контура управления угловым движением космического
аппарата нанокласса на основе решения обратных задач динамики………………. 64
4.1 Методика выбора параметров контура управления угловым движением
космического аппарата нанокласса на основе решения обратных задач
динамики с использованием элементов искусственного интеллекта. ………….. 64
4.2 Формирование контура управления угловым движением наноспутника
SamSat-M ………………………………………………………………………………………………….. 65
4.2.1. Приборный состав контура управления угловым движением
наноспутника семейства SamSat ………………………………………………………………… 65
4.2.2 Определение параметров алгоритма формирования контура обратной
связи, адаптирующегося к текущим условиям и состоянию наноспутника
семейства SamSat ………………………………………………………………………………………. 65
4.2.3. Определение параметров алгоритма синтеза закона управления угловым
движением наноспутника семейства SamSat. …………………………………………….. 67
Выводы по четвёртой главе ……………………………………………………………………….. 70
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 72
Список сокращений и условных обозначений ………………………………………………. 74
Список литературы ……………………………………………………………………………………… 76
Приложение А. Обзор некоторых производителей систем управления
угловым движением космического аппарата нанокласса ……………………………. 92
Приложение Б. Свидетельство о государственной регистрации программы для
ЭВМ «Программа для проведения параметрических исследований процесса
переориентации наноспутника на основе решения обратных задач динамики»
…………………………………………………………………………………………………………………. 94
Приложение В. Результаты параметрических исследований алгоритма синтеза
закона управления угловым движением космического аппарата нанокласса на
основе решения обратных задач динамики ………………………………………………… 95
Приложение Г. Примеры сценариев изменения состава измерительной
информации для решения задачи определения ориентации наноспутника
семейства SamSat …………………………………………………………………………………….. 105
Приложение Д. Результаты математического моделирования решения задачи
поворота КА нанокласса для формирования контура управления угловым
движением наноспутника семейства SamSat на основе решения обратных
задач динамики ……………………………………………………………………………………….. 108

Во введении приводится характеристика решаемой задачи, обосновывается
актуальность темы, формулируется цель диссертационной работы. Отмечены новизна,
теоретическая и практическая значимость работы, даны сведения о публикациях и
апробациях работы.
В первой главе рассматривается типовой приборный состав контура управления
угловым движением НС, приводятся математические модели, используемые при
формировании данного контура. В качестве иллюстрирующего примера для
последующего математического моделирования приведены характеристики НС
семейства SamSat. Также приводится обзор существующих методов решения задач
определения ориентации и управления угловым движением НС и обосновывается
подход к формированию контура управления угловым движением НС, для чего указаны
требования к его формированию, обусловленные особенностями бортовых систем,
особенностями динамики углового движения, а также требованиями к его
алгоритмическому обеспечению. Далее формулируется задача формирования контура
управления угловым движением НС на основе решения обратных задач динамики
(ОЗД).
Под контуром управления угловым движением НС понимается совокупность
измерительных средств и исполнительных устройств системы управления угловым
движением НС и алгоритмов, обеспечивающих выполнение её задач.
Контур управления угловым движением НС состоит из двух основных частей:
контура обратной связи, когда на борту НС решается задача определения текущей
ориентации, и контура формирования управляющих моментов, когда в результате
решения первой задачи формируется управляющее воздействие для обеспечения
требуемого конечного положения НС.
Особенностью НС является тот факт, что при отделении он приобретает заметные
угловые скорости. Это вызывает проблемы при обеспечении его ориентации, поэтому
традиционно принят такой подход, в начале задемпфировать угловые скорости до
минимально возможных значений, а потом переместить ось ориентации в требуемое
положение. В данной работе задача демпфирования угловых скоростей не
рассматривается, так как эта задача уже решена к настоящему моменту времени.
Структурная схема контура на базе решения ОЗД, разработанного в рамках данного
исследования, представлена на рисунке 1. В основе контура управления угловым
движением НС лежат две идеи. Первая идея состоит в сохранении возможности
получения информации о результатах поворота за счёт использования элемента
технологий искусственного интеллекта, который позволяет реконфигурировать
алгоритмы решения задачи определения ориентации НС в случае выхода из строя
отдельных измерительных средств. Вторая идея заключается в использовании
принципов терминального управления в виде последовательного расчёта программных
траекторий поворота НС на базе решения ОЗД. Таким образом, в контуре управления
угловым движением НС необходимо решить задачи: 1) формирования контура обратной
связи, адаптирующегося к текущим условиям и состоянию НС на основе пополняемой
базы знаний для сохранения его работоспособности; 2) разработки контура
формирования управляющих воздействий в виде синтеза терминального управления
угловым движением НС на базе решения ОЗД.

Рисунок 1 – Структурная схема контура управления угловым движением НС на базе
решения ОЗД
Для постановки и решения указанных задач вводятся траекторная (совпадающая с
орбитальной (ОСК) в случае круговой орбиты) и связанная (ССК) системы координат,
приводятся кинематические и динамические уравнения углового движения НС.
Матрица перехода (В) от ОСК к ССК параметризуется как углами Эйлера
( , , – скоростной угол крена, пространственный угол атаки, аэродинамический
угол крена соответственно), так и кватернионом .
В случае описания углового движения НС с помощью нормированного
кватерниона Λ кинематические уравнения имеют вид:
̇ = ∘ абс ,(1)
где абс – вектор абсолютной угловой скорости.
Динамические уравнения углового движения в векторной форме можно записать
в виде:
̇абс + абс × абс = упр + а + гр , (2)
где I – матрица моментов инерции НС.
Во второй главе представлен разработанный алгоритм формирования контура
обратной связи, адаптирующегося к текущим условиям и состоянию НС на основе
пополняемой базы знаний. Для решения задачи определения ориентации используется
измерительная информация от типового набора датчиков ориентации НС: магнитометра,
датчиков освещённости, датчиков угловых скоростей. Помимо типового набора в рамках
данного исследования предлагается использовать информацию от навигационного
приёмника, для чего необходимо модифицировать существующий алгоритм
определения ориентации по пространственной видимости НКА. Модификация
заключается в применении изменяемой по ширине диаграммы направленности
навигационных антенн, позволяющей снизить эффект влияния малости геометрических
размеров НС на нечёткость разделения сигналов видимых и невидимых НКА при
обтекании радиосигналом поверхности НС, на которой установлена каждая антенна, что
приводит к ухудшению точности решения задачи определения ориентации.
Алгоритм определения ориентации оси НС на основе информации о
пространственном положении НКА с использованием двух противоположно
направленных антенн сводится к отысканию оценки вектора 2 ( 2 , 2 , 2 )
направляющих косинусов (НК) фазовых центров антенн (ФЦА) из условия минимума
целевой функции (3) и определению углов ориентации.
− − иск
− + − иск
+

( 2 , 2 , 2 ) = 1 � � ( 2 ∙ 2 + 2 ∙ 2 + 2 ∙ 2 + 1) +� � 2 ∙ 2 + 2 ∙ 2 + 2 ∙ 2 − 1� �
=1 =1

+
−2+2
( ) иск иск
(3)
+ 2 � � ��( 2 ∙ 2 + 2 ∙ 2 + 2 ∙ 2 + ) + �( 2 ∙ 2 + 2 ∙ 2 + 2 ∙ 2 − ) ��
=1 =1 =1

где = cos( ) – косинус угла полураствора антенн НП; n( ) – число дискретных
значений угла ; – весовые коэффициенты; − , + – количество видимых антеннами
НКА при ширине диаграммы направленности антенны НП, равной 90°; иск−+
, иск –
количество видимых антеннами НКА при изменении ширины диаграмм направленности
антенн НП.
Минимизация целевой функции (3) сводится к решению системы линейных
уравнений:
ПВ ∙ 2 = ,
где ПВ – симметричная вещественная матрица размера 3 × 3.
Для оценки эффективности применения изменяемых по ширине диаграмм
направленности антенн НП было проведено математическое моделирование.
На рисунке 2 показана функция распределения величины ошибки для ширины
диаграмм направленности антенн НП, равной 70°, при различных весовых
коэффициентах. Как видно из рисунка 2, введение в целевую функцию регуляризующих
слагаемых, порожденных изменением ширины диаграмм направленности антенн НП,
приводит к повышению точности определения одноосной ориентации НС в 3-5 раз, при
этом введение регуляризующих слагаемых не влияет на вычислительную сложность
алгоритма.
Как показало математическое моделирование, наилучшим, с точки зрения
минимума ошибки, является маска равная 45° (рисунок 3). Дальнейшее уменьшение
маски приводит к случаям отсутствия решений. Это объясняется тем, что число
видимых НКА становится меньше трех.
Кроме алгоритма по пространственной видимости НКА для определения
ориентации можно использовать алгоритмы на основе векторного согласования, фильтр
Калмана, использующие различное сочетание измерительной информации от датчиков,
или любой другой алгоритм, отвечающий требованиям миссии НС.
Рисунок 2 – Функция распределенияРисунок 3 – Функции распределения величины
величиныошибкидляшириныошибки для различных величин диаграмм
диаграммы направленности, равной 70°,направленности антенн НП для весовых
при различных весовых коэффициентахкоэффициентов α1 = 0,1; α2 = 0,9

Разработанный алгоритм формирования контура обратной связи позволяет
сохранить возможность решения задачи определения ориентации, минимизируя
количество случаев неполучения информации о текущей ориентации в случае выхода из
строя отдельных датчиков. Для этого он осуществляет текущий контроль работы
комплекса измерительных средств и оперативный выбор алгоритма определения
ориентации в автономном режиме. Выбор конкретного алгоритма производится с
использованием базы знаний, основанной на продукционной модели. В структуру базы
знаний (рисунок 4) входят база данных, содержащая так называемые сценарии решения
задачи определения ориентации НС, и алгоритм расширения этой базы данных.
Иj
На рисунке 4 значения коэффициентов значимости измерений 0 ≤ 1i ≤ 1,
Иj
0 ≤ 2i ≤ 1. Коэффициенты значимости измерений формируются на основании
точности, которую дает измерение, и цены использования этого измерения (т.е.
энергопотребления датчика). Начальные значения и модели изменения этих
коэффициентов устанавливаются разработчиком контура управления угловым
движением на стадии наземных испытаний НС.
В состав алгоритмов определения ориентации НС могут входить алгоритмы,
основанные на обработке одномоментных измерений или фильтрации потока
поступающих измерений.

*1..n – номера сценариев решения задачи определения ориентации НС
Рисунок 4 – Структура базы знаний
Схема алгоритма формирования контура обратной связи, адаптирующегося к
текущим условиям и состоянию НС представлена на рисунке 5. Как видно из рисунка 5
данный алгоритм состоит из нескольких этапов. Расширение базы данных происходит
следующим образом. При отсутствии соответствия текущего набора коэффициентов
значимости измерений алгоритмам определения ориентации, присутствующим в базе
знаний, происходит анализ и выбор наиболее эффективного алгоритма из имеющегося
набора алгоритмов. Чтобы осуществить этот выбор, для каждого алгоритма
рассчитывается соответствующий ему обобщённый коэффициент значимости алгоритма
по формуле:
ИИ
= �∑ j 2
� j 2
=1(k1i ) − ∑ =1(k2i ) ,(4)
где m – число источников измерительной информации, использующихся в алгоритме
определения ориентации НС.
Для решения задачи определения ориентации выбирается алгоритм с
максимальным коэффициентом значимости , характеризующим наилучшее
соотношение между точностью решения задачи и энергией, потраченной на её решение.
Затем база данных пополняется новым сценарием, содержащим текущий набор
коэффициентов значимости измерений и выбранный алгоритм решения задачи
определения ориентации НС.
Применение разработанного алгоритма позволяет сохранить работоспособность
контура обратной связи.
Результаты второй главы опубликованы в [1,2,5,6,11,14].

Рисунок 5 – Схема алгоритма формирования контура обратной связи, адаптирующегося
к текущим условиям и состоянию НС на основе пополняемой базы знаний
В третьей главе представлен разработанный алгоритм синтеза закона управления
угловым движением НС на основе решения ОЗД, использующий метод
последовательных приближений, и проведено его параметрическое исследование.
После демпфирования угловых скоростей до требуемого значения (порядка 0,1°/с)
происходит определение текущей ориентации НС и решается задача его поворота в
требуемое положение.
Пусть на интервале управления [0,tk] требуется перевести НС из начального
состояния (5а) в конечное (5б).
а) | =0 = , | =0 = ,б) | = = , | = = .
(5)
Для этого рассчитывается кинематическая траектория изменения элементов
кватерниона в виде полиномов 5-й степени (полином минимальной степени для
выполнения граничных условий) для рассматриваемого интервала времени:
( ) = ,1 + ,2 + ,3 2 + ,4 3 + ,5 4 + ,6 5 (6)
где = ����
0,3 (индекс элемента кватерниона),
С учётом условия нормировки
| ( )|2 = ∑3 =0 2 ( ) = 1(7)
программный кватернион запишется в виде:
( ) = ( )/�∑3 =0 2 ( ) , ̇ ( ) = ( )/ , , ̈ ( ) = 2 ( )/ 2 .(8)
С учетом граничных условий
(0) = , ( ) = ,
̇(0) = 0,5 ∘ � 0 − орб �, ̇( ) = 0,5 ∘ �− орб �,(9)
̈(0) = 0,5( ̇ � 0 − орб � + � ̇0 − ̇орб )�, ̈( ) = 0,5( ̇ �− орб � + �− ̇орб )�,
получим систему из 6 алгебраическихуравнений,решивкоторую,найдём
�����:
����, = 1,6)
коэффициенты , ( = 0,3
00 0 0
,1⎡ 0 ⎤
⎡ 1 00⎤ ⎡ ⎤ ⎢ ̇ ⎥
⎢ 0 1 000 0⎥ ⎢ ,2 ⎥ ⎢ 0 ⎥
⎢ 0 0 200 0⎥ ,3 ̈
⎢1 5 ⎥ ⎢ ⎥ = ⎢ ⎥.(10)
2 3 4 ⎢ ,4 ⎥ ⎢ ⎥
⎢4 ⎥ ⎢ ,5 ⎥
⎢01 2 3 24 35 ⎥⎢ ̇ ⎥
⎣06 12 220 ⎦ 3 ⎣ ,6 ⎦ ⎢ ⎥
02⎣ ̈ ⎦
Подставив полученный программный кватернион в (2) и разрешив относительно
упр , получим аналитическое выражение управляющего момента c учётом действия
аэродинамического и гравитационного моментов, обеспечивающего реализацию
траектории поворота:
упр = ∙ �2 ∙ −1̈−1̇−1̇
( ) ∘ ( ) + ̇орб ( ) − 2 ∙ ( ) ∘ ( ) ∘ ( ) ∘ ( )� +

+ �2 ∙ −1̇−1̇
( ) ∘ ( ) + орб ( )� × ∙ �2 ∙ ( ) ∘ ( ) + орб ( )� − ( + гр ) (11)
В силу наличия ошибок в определении текущего вектора состояния НС и наличия
неучтённого возмущающего момента для реализации данной траектории на основе
предложенного метода ОЗД разработан алгоритм синтеза закона терминального
управления угловым движением НС упр2i .
В разработанном алгоритме используется метод последовательных приближений
терминального управления. Рассмотрим процесс перехода НС из начального состояния
в конечное k , где T – общее время поворота, nT – периодичность пересчёта
программныхтраекторий(рисунок6).Периодуправления
Δ=tj+1-tj (j=0,1,…, nT ) – принятый интервал времени пересчёта программных траекторий и
закона управления, выбираемый в зависимости от уровня действующего возмущающего
момента и возможности создания управляющих моментов.
(0)
В момент времени t 0 = 0 рассчитывается программная траектория для начальных
и конечных условий 12а.

|t=0 = = ( 00 , 10 , 02 , 03 ), |t=0 = = ( 10 , 11 , 12 , 13 ), |t=0 = = � 0 , 1 , 2 , 3 �,
a) |t= = = � 0 , 1 , 2 , 3 �, б) |t= = = � 0 , 1 , 2 , 3 �, в) |t= = = � 0 , 1 , 2 , 3 �, (12)
(0)(0)(1)(1)( )( )
0 = 0, = . 0 = 0, = − / . 0 = 0, = − ∙ / .
При этом НС находится в положении, не совпадающем с предполагаемым началом
программной траектории из-за различных погрешностей. Соответственно, в момент
(1)
времени 0 (начало следующего интервала) НС не приходит в заданную программной
траекторией точку, а попадает в иную точку реальной траектории, что обусловлено не
только погрешностью знания начальной ориентации, но и возмущающими моментами, а
также неточностью знания инерционных характеристик и погрешностью
исполнительных устройств, создающих управляющие моменты. В этот момент времени
(1)
0 определяется ориентация НС и получается новая точка, не лежащая на рассчитанной
программной траектории и являющаяся новым начальным условием (12б) для
построения программной траектории и расчёта закона управления для следующего
интервала пересчёта программных траекторий. Аналогично программная траектория
перестраивается в последующих j-ых точках (12в).
жёлтые точки – точки реальной
траектории; красные точки – точки
программной траектории; синие точки
–значениеуглов,полученных
алгоритмом определения ориентации
НС; синий – программная траектория,
рассчитанная для начальных условий
точки «0» и конечных условий точки
«tk »; красный – программная
траектория,рассчитаннаядля
начальных условий точки «t1 » и
конечных условий точки «tk»; зелёный
–программнаятраектория,
рассчитанная для начальных условий
точки «t2 » и конечных условий точки
«tk»; фиолетовый – программная
траектория,рассчитаннаядля
Рисунок 6 – Иллюстрация применения периодичностиначальных условий точки «tk-1» и
перерасчёта программных траекторий к решению задачиконечных условий точки «tk»; жёлтый
поворота НС на основе решения ОЗД– реальная траектория

При статистическом моделировании для параметрических исследований
разработанного алгоритма начальное положение разыгрывалось случайным образом по
равновероятномузаконувдиапазонах ∈ [0°; 180°], ∈ [−180°; 180°],
∈ [−180°; 180°], конечноеположениебыловыбрано = 180°, = 0°,
= 0°. Параметрические исследования включают в себя оценку влияния на решение
задачи поворота НС следующих факторов: частоты пересчёта программных траекторий
углового движения НС; ошибка углов ориентации НС ( уо ), погрешности измерения
угловой скорости НС ( ус ), величины неучтённого возмущающего момента в
используемой модели движения ( вм ), неточности знания моментов инерции НС ( ми ).
При анализе частоты пересчёта программных траекторий углового движения НС
рассматриваются периодичности пересчёта программных траекторий, представленные
на рисунке 7. При этом остальные факторы представлены следующим образом: уо до 5°,
ус до 0,005°/с, ми до 5 %, вм до 5% от учтённых моментов.
Ошибка поворота НС состоит из ошибки углов ориентации, а также из ошибки
угловых скоростей в конечной точке интервала поворота НС. Поскольку в конечный
момент времени угловые скорости практически равны нулю (0,06 °/с), что соответствует
граничным условиям разработанного алгоритма синтеза закона управления, то здесь и
далее под ошибкой поворота подразумеваются только ошибки углов ориентации НС,
которые характеризуются пространственным углом между требуемым конечным
положением и положением, в которое пришёл НС.
Для оценки влияния остальных 4-х факторов было проведено моделирование
решения задачи при периодичности 40, при этом влияние каждого фактора
рассматривалось по отдельности. Как видно из рисунка 8, наибольшее влияние на
величину ошибки поворота оказывает ошибка в определении углов ориентации, а
наименьшее – неточность знания моментов инерции.

Рисунок 8 – Величины ошибок решения задачи
Рисунок 7 – Величины ошибок решения задачи
поворота НС при действии различных факторов
поворота НС в зависимости от периодичности
(P(Φ≤Δ)≥0,95)
расчёта программных траекторий (P(Φ≤Δ)≥0,95)
Результаты третьей главы опубликованы в [3,4,7,9,10,13].
В четвёртой главе приведена методика выбора параметров контура управления
угловым движением НС на основе решения ОЗД. Под параметрами контура управления
в данной работе понимаются параметры входящих в контур алгоритмов. Разработанная
методика состоит из нескольких этапов:
1) формирование требований к контуру управления угловым движением (по
точности поворота НС; времени поворота) и, как следствие, определение приборного
состава;
2) выбор параметров алгоритма формирования контура обратной связи,
адаптирующегося к текущим условиям и состоянию НС на основе пополняемой базы
знаний: выбор состава алгоритмов для определения ориентации НС; задание
коэффициентов значимости измерений;
3) выбор параметров алгоритма синтеза закона терминального управления угловым
движением НС: определение минимально допустимой периодичности пересчёта
программных траекторий решения задачи поворота; определение требований к точности
определения ориентации; определение требований к величине управляющего момента
исполнительных устройств;
4) проведение имитационного моделирования для проверки настройки контура
управления с целью принятия окончательного решения по выбору составных элементов
и соответствию требований со стороны миссии НС.
В соответствии с данной методикой на примере НС семейства SamSat сформирован
контур управления его угловым движением (высота околокруговой орбиты – 400 км):
1) определены требования к точности решения задачи поворота НС (10°), задано
время поворота 5400 с, определён приборный состав (магнитометр (М), датчики
освещённости (ДО), датчики угловых скоростей (ДУС), навигационный приёмник (НП))
и рассмотрена возможность применения магнитных исполнительных устройств (МИУ),
как наименее мощных из применяемых на НС (рисунок 9). Для случая, представленного
на рисунке 9, ошибка поворота НС составит 6° (P(Φ≤Δ)≥0,95). Следовательно, можно
сделать вывод, что МИУ может быть использовано в качестве исполнительного
устройства на НС семейства SamSat.
2) для определения параметров алгоритма формирования контура обратной связи,
адаптирующегося к текущим условиям и состоянию НС необходимо задать начальные
значения коэффициентов значимости измерений (таблица 1), а также выбрать состав
алгоритмов определения ориентации НС (таблица 2). В таблице 2 зелёным показан
алгоритм с максимальным коэффициентом , выбранный для решения задачи
определения ориентации для набора коэффициентов значимости измерений,
представленных в таблице 1.

1,50E-05
Рисунок 9 – Влияние ограничения на
Модуль управляющего

1,00E-05величину управляющего момента МИУ на
момента, Н·м

процесс поворота НС (Мупр max –
5,00E-06
величинауправляющегомомента,
0,00E+00которую могут обеспечить МИУ с
дипольным моментом 0,3 А·м2 при
1 141
1 521
1 900
2 281
2 661
3 040
3 421
3 801
4 181
4 561
4 940
периодичности 80, Мупр – величина
Время, суправляющего момента)
Mупр maxMупр

Таблица 1 – Начальные значения коэффициентов значимости измерений
НПМДОДУС

1НП
0 2НП
0 1М
0 2М
0 1ДО
0 2ДО
0 1ДУС
0 2ДУС
0,250,300,250,220,290,220,210,26
Таблица 2 – Состав алгоритмов определения ориентации НС
Варианты комплексирования измерительной информации
Алгоритм1234
Ошибка Ошибка Ошибка Ошибка
На основе методаНП+М+ДОНП+ДОНП+ММ+ДО
векторного
согласования3°-0,0065°-0,025°-0,055°0
М+ДУС+ДОМ+ДУСМ+ДОДУС+ДО
Фильтр Калмана
0,1°-0,071°-0,111°-0,021°-0,08
По пространственнойНП

видимости НКА5°-0,05

3) определены параметры алгоритма синтеза закона управления угловым движением НС
(ошибка определения ориентации НС 5°, из рисунка 10 следует, что для решения задачи,
например, можно выбрать периодичность 80 при дипольном моменте МИУ 0,4 А·м2);
4) проведено имитационное моделирование для сформированного контура управления,
результаты которого представлены на рисунке 10. Точность решения задачи поворота
НС при этом составила 9°.
Дипольный момент, А·м^2
Ошибка поворота, °
40-60
0,220-40Рисунок 10 – Влияние величины
00-20дипольного момента МИУ и
500,4
периодичности на точность
80решения задачи поворота НС
Периодичность пересчёта программных траекторийсемейства SamSat
В заключении сформулированы основные результаты проведённых исследований:
1. Разработана методика выбора параметров контура управления угловым
движением КА нанокласса на основе решения обратных задач динамики,
использующего пополняемую базу знаний для сохранения возможности оценки текущей
ориентации в случае выхода из строя части бортовых измерительных средств.
Предложенная методика была использована при проектировании контура управления
наноспутником SamSat-ION, предназначенным для изучения ионосферы, и обеспечила
расчётную точность поворота до 10°.
2. Разработан алгоритм формирования контура обратной связи, адаптирующегося к
текущим условиям и состоянию КА нанокласса на основе пополняемой базы знаний,
позволяющий в течение орбитального полёта без участия наземного центра управления
полётами принимать решение о выборе алгоритма для решения задачи определения
ориентации КА нанокласса по анализу наличия измерительной информации, что
сохраняет возможность управления угловым движением КА нанокласса. Особенностью
данного алгоритма также является то, что он расширяет базу знаний за счёт
реализованных сценариев выбора алгоритмов определения ориентации КА нанокласса.
Таким образом, в дальнейшем при повторении ситуации решение задачи определения
ориентации КА нанокласса будет проводиться более оперативно.
3. Разработан алгоритм определения ориентации КА нанокласса по анализу
геометрической видимости НКА на основе изменяющейся ширины диаграмм
направленности навигационных антенн, что позволило улучшить точность решения
задачи определения ориентации КА нанокласса в 3 раза по сравнению с базовым
алгоритмом за счёт решения проблемы пересечения диаграмм направленности двух
навигационных антенн.
4. Разработан алгоритм синтеза закона управления угловым движением КА
нанокласса методом последовательных приближений терминального управления на базе
решения обратных задач динамики. Данный алгоритм позволяет рассчитать
программную траекторию в виде полинома пятой степени и реализовать её с
приемлемой для миссий КА нанокласса точностью при наличии погрешностей
определения текущей ориентации, порождённых различными факторами.

Актуальность работы. На всех этапах истории развития теории и
практического применения космических аппаратов (КА) нанокласса или
наноспутников (НС) разработчики сталкиваются с жёсткими ограничениями по
массе, габаритам и энергетике. Несмотря на это, сегодня КА нанокласса
являются средством для решения важных задач. Среди этих задач в первую
очередь следует упомянуть научные, такие как, измерение полей различной
природы (магнитного поля Земли, ионосферы и т.п.) в разных точках
околоземного космического пространства. Для решения такого типа задач
необходимо разработать контур управления угловым движением КА нанокласса,
который с одной стороны должен обеспечивать требуемую точность поворота
КА нанокласса, с другой стороны обеспечивать его функционирование в
условиях использования коммерческих комплектующих, что в первую очередь
касается измерительных средств, не обладающих необходимой радиационной
стойкостью.
Для большинства фундаментальных задач, связанных с изучением
геофизических полей, высокая точность управления угловым движением КА
нанокласса не нужна: погрешность обеспечения ориентации КА нанокласса не
должна превышать 10°. Следовательно, можно применять алгоритмы
управления, не требующие больших вычислительных затрат при использовании
бюджетных низкоточностных измерительных средств.
Большинство миссий КА нанокласса предполагает использование
околокруговых орбит с высотами до 600 км, на которых управляющий момент
исполнительных устройств сопоставим по величине с внешними моментами,
действующими на КА нанокласса. Поэтому процесс поворота при применении
маломощных исполнительных устройств происходит на длительных интервалах
времени (порядка одного витка). Это вызывает необходимость использования в
алгоритмах контура управления моделей аэродинамического и гравитационного
моментов.
Поскольку в настоящее время нет методик, использующих комплексный
подход к формированию контура управления угловым движением КА
нанокласса, подобного тем контурам, которые разрабатываются для больших
КА, то можно сделать вывод, что его разработка, предполагающая обеспечение
необходимой точности поворота КА нанокласса при использовании
коммерческих датчиков, а также учитывающая действие внешних моментов при
длительном процессе поворота КА нанокласса, является актуальной проблемой.
Степень разработанности темы. Проблема управления ориентацией КА
считается одной из основных с начала создания космической техники.
Традиционно принято осуществлять её декомпозицию на две задачи:
– задачу определения ориентации, решение которой отражено во многих работах
российских (Бранец В.Н., Овчинников М.Ю., Сазонов В.В., Титов А.М.,
Челноков Ю.Н., Шмыглевский И.П., Хацкевич И.Г. и др.) [1-9] и зарубежных
(Black H., Markley F.L., Shuster M.D., Wahba G.A. и др.) учёных [10-17];
– задачу управления угловым движением КА, решением которой занимаются как
в России (Алексеев К.Б., Белецкий В.В., Бранец В.Н., Галиуллин А.С., Казначеев
Ю.В., Коваленко А.П., Крищенко А.П., Крутько П.Д., Микрин Е.А., Овчинников
М.Ю., Петров Б.Н., Сапунков Я.Г., Сиротин А.Н., Стрелкова Н.А., Черток М.Б.,
Шмыглевский И.П. и др.) [1,18-40], так и за рубежом (Markley F.L., Wertz J.R. и
др.) [41-44].
В настоящее время существует ряд работ, в которых рассматривается
комплексный подход к формированию контура управления угловым движением
КА нанокласса, объединяющий решение этих задач. Например, такой подход
реализовывался группами разработчиков во главе с Cutler J., Ofodile I.,
Schilling K., Shi Sh., Yadava D. [45-48].
Главным отличием контура управления угловым движением,
сформированного в рамках данной работы, от перечисленных выше
исследований является учёт наряду с гравитационным моментом внешнего
аэродинамического момента при расчёте программной траектории. Это стало
возможным, благодаря тому, что аэродинамический момент для этого форм-
фактора КА оказывает значительное влияние на его угловое движение. Для
решения задачи терминального управления в условиях неизбежно возникающих
погрешностей определения оценки вектора состояния КА нанокласса предложен
подход, заключающийся в последовательном расчёте программных траекторий
на основе решения обратных задач динамики.
Важным отличием предлагаемого контура управления является
применение элементов искусственного интеллекта в виде продукционных
правил для обеспечения работоспособности контура обратной связи,
предполагающее наличие набора алгоритмов определения ориентации КА
нанокласса, избыточного состава измерительных средств и пополняемой базы
знаний, регламентирующей их использование. Такой подход позволяет избежать
необходимости трудоёмкого процесса предполётной подготовки в отличие от
предлагающегося в ряде работ использования нейронных сетей, требующих
предварительного обучения. В базу алгоритмов определения ориентации
добавлен новый алгоритм, использующий информации о пространственной
видимости навигационных космических аппаратов (НКА) в случае наличия
приёмных антенн с изменяемой диаграммой направленности.
Таким образом, контур управления угловым движением, разработанный в
рамках данной диссертационной работы, имеет новизну и позволяет решить
поставленные задачи.
Целью работы является формирование контура управления угловым
движением космического аппарата нанокласса (выбор параметров контура и
разработка алгоритмов) на основе решения обратных задач динамики с
возможностью сохранения работоспособности контура обратной связи.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
– формирование контура обратной связи, адаптирующегося к текущим условиям
и состоянию КА нанокласса с использованием элементов искусственного
интеллекта;
– разработка алгоритма определения ориентации КА нанокласса, использующего
измерительную информацию о пространственной видимости НКА в случае
наличия приёмных антенн с изменяемой диаграммой направленности;
– синтез закона терминального управления угловым движением КА нанокласса
на базе решения обратных задач динамики;
– разработка методики выбора параметров контура управления угловым
движением КА нанокласса, обеспечивающих необходимую точность решения
задачи поворота КА нанокласса.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1. Разработана методика выбора параметров контура управления угловым
движением КА нанокласса на основе решения обратных задач динамики и
сохранения работоспособности контура обратной связи в условиях возможного
выхода из строя части бортовых измерительных средств с использованием
элементов искусственного интеллекта.
2. Разработан алгоритм формирования контура обратной связи,
адаптирующегося к текущим условиям и состоянию КА нанокласса на основе
пополняемой базы знаний, не применявшейся ранее на КА нанокласса, для
сохранения возможности получения информации о текущей ориентации.
3. Разработан алгоритм определения ориентации КА нанокласса по анализу
геометрической видимости НКА, отличающегося от существующего
использованием изменяющихся по ширине диаграмм направленности
навигационных антенн.
4. Разработан алгоритм синтеза закона терминального управления угловым
движением КА нанокласса, отличающийся от существующих тем, что основан
на решении обратных задач динамики и последовательном расчёте программных
траекторий поворота КА нанокласса.
Практическая значимость. Сформулированные рекомендации по
применению разработанных алгоритмов и полученные результаты могут быть
использованы при разработке программно-аппаратных средств системы
управления угловым движением для НС формата CubeSat, что позволит
сократить время разработки НС, а также обеспечить их функционирование в
случае выхода из строя части измерительных средств.
Содержание исследований и полученные результаты соответствуют: п. 1.2
Расчёт траекторий движения ЛА и орбит космических аппаратов (КА) по заранее
известным данным, включая: разработку математического обеспечения
вычислительных систем и комплексов для баллистического проектирования,
оперативного управления полётом и баллистического обеспечения стрельб;

Основные результаты проведённых исследований:
1. Разработана методика выбора параметров контура управления угловым
движением КА нанокласса на основе решения обратных задач динамики,
использующего элементы искусственного интеллекта для сохранения
возможности оценки текущей ориентации в случае выхода из строя части
бортовых измерительных средств. Предложенная методика была использована
при проектировании контура управления наноспутником SamSat-ION,
предназначенным для изучения ионосферы, и обеспечила расчётную точность
поворота КА нанокласса до 10°.
2. Разработан алгоритм формирования контура обратной связи,
адаптирующегося к текущим условиям и состоянию КА нанокласса на основе
пополняемой базы знаний, позволяющий в течение орбитального полёта без
участия наземного центра управления полётами принимать решение о выборе
алгоритма для решения задачи определения ориентации КА нанокласса по
анализу наличия измерительной информации, что сохраняет возможность
управления угловым движением КА нанокласса. Особенностью данного
алгоритма также является то, что он расширяет базу знаний за счёт
реализованных сценариев выбора алгоритмов определения ориентации КА
нанокласса. Таким образом, в дальнейшем при повторении ситуации решение
задачи определения ориентации КА нанокласса будет проводиться более
оперативно.
3. Разработан алгоритм определения ориентации КА нанокласса по анализу
геометрической видимости НКА на основе изменяющейся ширины диаграмм
направленности навигационных антенн, что позволило улучшить точность
решения задачи определения ориентации КА нанокласса в 3 раза по сравнению
с базовым алгоритмом за счёт решения проблемы пересечения диаграмм
направленности двух навигационных антенн.
4. Разработан алгоритм синтеза закона управления угловым движением КА
нанокласса методом последовательных приближений терминального
управления на базе решения обратных задач динамики. Данный алгоритм
позволяет рассчитать программную траекторию в виде полинома пятой степени
и реализовать её с приемлемой для миссий КА нанокласса точностью при
наличии погрешностей определения текущей ориентации, порождённых
различными факторами.
Перспективы дальнейшей разработки темы заключаются в формулировке
и решении задачи оптимизации последовательных приближений терминального
управления на базе решения обратных задач динамики.
Список сокращений и условных обозначений

КА – космический аппарат;
НП – навигационный приёмник;
НКА – навигационные космические аппараты;
ОСК – орбитальная система координат OXYZ;
ССК – связанная система координат Oxyz;
АСК – абсолютная геоцентрическая система координат 1 А А А;
МПЗ – магнитное поле Земли;
Иj – j-тый источник измерительной информации;
ГНСС – глобальные навигационные спутниковые системы;
НС – наноспутник;
А1 – навигационная антенна 1;
А2 – навигационная антенна 2;
М – магнитометр;
ДО – датчики освещённости;
ДУС – датчики угловых скоростей;
МИУ – магнитные исполнительные устройства;
– угол прецессии (угла скоростного крена), °;
– угла нутации (пространственного угла атаки), °;
– угла собственного вращения (угла аэродинамического крена), °;
B – матрица перехода от ОСК к ССК;
Λ – кватернион поворота;
̅̅̅̅ – элементы кватерниона;
, = 0,3
АСК – матрица перехода из АСК в ОСК;
μ – гравитационный параметр Земли;
ρ – плотность атмосферы в текущий момент времени полёта КА нанокласса;
= ( , , ) – матрица моментов инерции КА нанокласса;
ω   x ,  y ,  z 
= ( , , ) – вектор угловых скоростей КА нанокласса;

упр – управляющий момент исполнительных устройств;
а – аэродинамический момент;
гр – гравитационный момент;
возм – возмущающий момент;
R – расстояние от притягивающего центра до КА нанокласса;
п – кватернион программной траектории поворота;
T – время поворота КА нанокласса;
И
1 – коэффициент значимости измерения, определяемый точностью датчика
ориентации;
И
2 – коэффициент значимости измерения, определяемый энергопотреблением
датчика;
– обобщённый коэффициент значимости алгоритма определения ориентации
КА нанокласса, рассчитываемый по коэффициентам значимости измерений;
( 2 , 2 , 2 ) – целевая функция для алгоритма определения ориентации по
пространственной видимости НКА, учитывающая изменяющуюся по ширине
диаграмму направленности навигационной антенны;
– весовые коэффициенты, определяющие вклад каждого слагаемого целевой
функции ( 2 , 2 , 2 );
( ) – программная траектория в виде полинома 5й степени;
– периодичность пересчёта программных траекторий.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    М.Е. Григорьева, А.В. Крамлих //Вестник Самарского государственногоаэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (национальногоисследовательского университета). - 2- №4 (42). С. 130

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы