Трансформация государственной политики в России ХХ в. по отношению к старообрядцам и сектантам Нижней Волги и Дона

Пискунов Никита Владимирович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государство, старообрядцы и русские религиозные сектанты на
Нижней Волге и Дону в 1905-1917 гг………………………………………… 30
1. Старообрядческие и сектантские религиозные группы на Нижней Волге
и Дону в 1905-1917 гг.: демографические процессы и социально-
экономическая деятельность…………………………………………………… 30
2. Отношения государства со старообрядцамии русскими религиозными
сектантами Нижней Волги и Дона и изменение вероисповедного
законодательства………………………….……………………………………… 54
3. Деятельность православных миссионерских братств и обществ на
Нижней Волге и Дону по противодействию росту общин старообрядцев и
сектантов в начале ХХ века……………………………………………………………… 63
Глава 2. Отношения государства со старообрядцами и русскими
религиозными сектантами на Нижней Волге и Дону в 1917–1991 гг. .…… 71
1. Советская власть, старообрядцы и русское религиозное сектантство в
1917–1929 гг…………………………………………………………………… 71
2. Группы старообрядцев и сектантов Нижнего Поволжья и Дона в
условиях репрессий со стороны советского государства в 1929–1943 гг……. 100
3. Советское государство, старообрядцы Русской православной
старообрядческой церкви и общины русского религиозного сектантства на
Нижней Волге и Дону в 1943–1955гг…..……………………………………… 124
4. Особенности взаимоотношений государства со старообрядцами в 1956-
1991 гг…..………………………………………………………………………… 146
Заключение…………………………………………………………………………. 166
Список источников и литературы……………………………………………… 173

Во введении обоснована актуальность темы, дан анализ научной
литературы и источников, определены хронологические и территориальные
рамки, методология и методы исследования, сформулированы цель и задачи
работы, указаны объект и предмет, раскрыта научная новизна, изложены
положения, выносимые на защиту, разъяснена практическая значимость и
структура диссертации, описана апробация исследования.
Первая глава «Государство, старообрядцы и русские религиозные
сектанты на Нижней Волге и Дону в 1905–1917 гг.» призвана дать
подробнуюхарактеристикувзаимоотношенийгосударствасданными
религиозными группами в рассматриваемый период, известный как время
«религиозной свободы», после издания Указа «Об укреплении начал
веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. вплоть до октября 1917 г.
Установлено, что законодательная база в отношении старообрядцев и
русских религиозных сектантов в начале ХХ века претерпела ряд изменений,
повлиявших на дальнейшее положение религиозных групп и общин данных
вероисповеданий. Принимаемые царским правительством законодательные
акты в отношении данных религиозных организаций зачастую имели
незавершенныйхарактеривызывалисопротивлениеуправославного
духовенства и миссионерства, поскольку освобождение старообрядцев и
большей части русских религиозных сектантов от ранее существовавших
ограничений фактически подтачивало позиции господствовавшей церкви.
Выявлено, что в рассматриваемый период на территории Нижней Волги и
Дона активно велась миссионерская деятельность по противодействию росту и
развитию старообрядческих общин и групп русского религиозного сектантства,
которые воспринимались господствующей церковью в качестве главных
идеологических противников. Однако результаты этой деятельности не были в
основном положительными для миссионерских организаций – общины
старообрядцев и сектантов сохранилось во многом из-за просчетов в
миссионерскойработеиособенностейвнутреннегоустройства
старообрядческих и сектантских общин, где сохранилась приверженность
религиозным традициям, и неприятия государственной идеологии.
Вторая глава «Отношения государства со старообрядцами и
русскими религиозными сектантами на Нижней Волге и Дону в 1917–1991
гг.» нацелена на определение особенностей государственной политики по
отношению к рассматриваемым конфессиональным группам Нижней Волги и
Дона в условиях смены правительственного курса и подхода к государственно-
конфессиональным отношениям в целом.
Определено, что период 1917-1929 гг. был противоречивым в проведении
государственной политики по отношению к общинам старообрядцев и русских
религиозных сектантов региона. Он характеризовался негативными действиями
властей по отношению к старообрядческим объединениям в 1917–1922 гг. и
резким улучшением отношений с сектантскими группами. Это проявилось,
прежде всего, в разрешении переселения молокан, духоборов, ново-израильтян
из различных частей мира для заселения земель в отдельных районах
Саратовской области, а также Сальского округа Северо-Кавказского края.
Выявлено, что первая половина 1930-х годов становится временем еще
более резкого ухудшения отношений между государством и общинами
старообрядцев и сектантов в регионе. Они стали восприниматься как враги
построения социалистического общества, и это совпало с начавшимся витком
репрессий в СССР. В результате серьезно пострадала церковная организация
старообрядцев белокриницкого согласия на региональном уровне, большинство
священнослужителей были репрессированы.
Великая Отечественная война, и, в частности, ее первоначальный этап
сталивременемсерьезногопересмотраотношенийгосударствас
рассматриваемымирелигиознымигруппами.Этообъясняетсяобщим
патриотическим подъемом населения СССР в борьбе против немецко-
фашистскихзахватчиков.Рассматриваемоевремяхарактеризовалось
разрешением со стороны государства на возобновление деятельности ранее
закрытых молитвенных домов старообрядцев Нижней Волги и Дона, а создание
Совета по делам религиозных культов при СНК СССР стало отражением
стремления советского государства продолжить контролировать деятельность
религиозных организаций на несколько иной административно-правовой
основе.
Установлено, что в 1943–1955 гг. начался процесс постепенного
возрождения старообрядчества на территории Нижней Волги и Дона, а также
на территории сопредельных к Сталинградской области районов современной
Ростовской области (в то время Ростовской и Каменской областей). Вместе с
этим полноценное возрождение старообрядчества в рассматриваемый период
не могло быть достигнуто из-за наличия широкой системы контроля сначала со
стороны Совета по делам религиозных культов при СНК СССР за
деятельностью общин верующих, а затем со стороны Совета по делам
религиозных культов при Совете министров СССР. Этот система контроля
заключалась в постоянном учете количества членов общин старообрядцев, а
такжевучетевсехденежныхпоступлений,которыеполучали
старообрядческие священники в результате проведения церковных обрядов и
таинств, особенно на дому. В целом, сложившаяся система контроля за
общинами старообрядцев была изначально настроена на последующее
ужесточение, что особенно сильно проявилось после ХХ съезда КПСС.
Выявлено, что период конца 1950-х – начала 1960-х годов в развитии
государственной политики по отношению к старообрядцам и сектантам в
регионе поставил их общины фактически на грань исчезновения.
Период конца 1960-х – 1980-х годов не отличался резкими переменами,
происходил постепенный процесс «вымирания» данных общин на территории
региона.
Период 1988–1991 гг. проявился в либерализации правил регистрации
новых общин верующих, однако, во многом по причине отсутствия верующих
или их чрезвычайно малого количества, в регионе сохранилось относительно
небольшое число общин старообрядцев и русских религиозных сектантов.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования,
сформулированы основные выводы работы.
Указ«Обукрепленииначалверотерпимости»от17.04.1905г.
способствовал либерализации государственно-конфессиональных отношений
на территории Нижней Волги и Дона. Февральская революция 1917 г. привела к
началусущественнойтрансформациисистемыгосударственно-
конфессиональных отношений, которая могла способствовать «включению»
старообрядческих и сектантских групп в жизнь российского общества.
Временноеправительствополагало,чтоосновойновойсистемы
государственно-конфессиональных отношений в России станет правовое
равенство всех конфессий, вероисповеданий и деноминаций, в том числе
сектантов и старообрядцев. Октябрьский переворот 1917 г. привел к полному
изменению всей системы государственной политики по отношению к
старообрядцам и сектантам. В начале 1920-х гг. в СССР стали возвращаться
представители сектантских групп ново-израильтян, молокан и духоборов. На
территории РСФСР, в частности, в Ростовской области, сектанты получили
земли для развития сельского хозяйства, однако ужесточение социально-
экономическойполитикиСоветскойвластипривелокобратному
эмиграционному потоку.
Политическиерепрессиипривеликфактическойликвидации
старообрядческихисектантскихобщинрегиона,чтосопровождалось
затуханием церковной жизни. Кроме того, удар репрессивной политикой был
нанесен по сектантским общинам региона.
В условиях Великой Отечественной войны Советское государство было
вынуждено пойти на уступки старообрядчеству, как и многим другим
конфессиям. Была возобновлена регистрация общин, открывались новые
молитвенные дома, наблюдалось возрождение церковной жизни на территории
Сталинградской области. Появились новые старообрядческие епархии, в том
числе и одна из самых крупных в СССР – Донецко-Донская и Кавказская.
Послевоенноеохлаждениегосударственно-конфессиональных
отношений, ставка советского руководства на проведение антирелигиозной
кампании вызвала постепенное сокращение общин старообрядцев региона.
Пропаганда не принесла желаемого эффекта, поскольку она проводилась в
крупных городах, а основные старообрядческие общины находились в сельской
местности, что затрудняло работу для агитаторов и не влияло на старообрядцев
региона.
Основнойпричинойпрекращениядеятельностибольшинства
старообрядческих общин стал процесс естественного вымирания верующих в
силу их пожилого возраста, пересмотр под влиянием советской системы
жизненных ценностей молодыми поколениями старообрядцев, которые могли
бы возобновить старообрядческие традиции в условиях уже перестроечной
эпохи 1986-1991 гг.
Контроль государства над деятельностью общин старообрядцев и русских
религиозных сектантов осуществлялся по-разному по мере смены моделей
государственно-конфессиональных отношений в России ХХ века.
В дореволюционный период государство сделало ставку на деятельность
православных миссионерских обществ и братств в деле контроля за группами
старообрядцев и сектантов.
В советскую эпоху, когда Русская православная церковь оказалась в
одинаковых условиях со старообрядческими и сектантскими группами, были
сформированы иные механизмы контроля властей над ними. Появились
специальные органы контроля за верующими- Комиссии по делам
религиозных культов, Совет по делам религиозных культов, Совет по делам
религий, которые подчинялись советскому правительству. Существовал
контроль со стороны органов местной власти, в частности, облисполкомов,
райисполкомов, горисполкомов и т.д.
В дореволюционную эпоху идеологическая борьба государства и
религиозныхорганизацийвыразиласьвактивизациидеятельности
миссионерских братств и обществ. Распространение литературы религиозного
содержания среди старообрядцев не принесло должного результата – в
православную церковь возвращались единицы. Это объясняется недостаточной
разработанностью методов работы и невозможностью охвата населенных
пунктов региона миссионерами.
В советскую эпоху противстарообрядцеви сектантоврегиона
использовался мощный пропагандистскийаппарат – печать, радио и
кинематограф.ВовремяВеликойОтечественнойвойныуровень
идеологической борьбы снизился, государству была важнаподдержка
религиозных организаций.
Последовавшее охлаждение отношений государства со старообрядцами
привело к усилению идеологической борьбы. Антирелигиозная политика
советского правительства конца 1950-х – середины 1980-х гг. по отношению к
старообрядцам не только не сковала их деятельность в Сталинградской
(Волгоградской) и Ростовской областях, но и не привела к «угасанию» их групп
на Нижней Волге и Дону.

Актуальность темы исследования. Отношения Российского
государства со старообрядцами и русскими религиозными сектантами
имели противоречивый характер и подвергались коренным изменениям
на протяжении своего развития. Изменение государственной политики в
отношении конфессий в последние два десятилетия привело к процессу
бурного религиозного возрождения в современной России. Однако
возродились далеко не все традиционные религиозные организации. Многие
религиозные течения, существовавшие в России со второй половины XVII –
XVIII в. были настолько ослаблены за годы атеистического режима, что либо
прекратили свое существование, либо стали мало заметны в современном
поликонфессиональном российском обществе.
Российское государство, со своей стороны, на современном этапе
осознает значение старообрядческих толков и согласий, а также групп
русских религиозных сектантов в социокультурном и экономическом планах.
Тенденция реэмиграции групп старообрядцев и русских религиозных
сектантов, сформировавшаяся в советское время, наблюдается и в
современных условиях, когда российское правительство призывает
старообрядцев вернуться на родину и принять участие в современной
внутренней колонизации Сибири и Дальнего Востока 1. В нынешних условиях
развития Российской Федерации возрастает тенденция к возвращению
старообрядцев и членов общин старого русского сектантства в Россию, что в
определенной степени является важным достижением в вопросе решения
проблемы возвращения соотечественников на историческую родину.
Русских староверов зовут обратно на родину // Иносми.ру Россия сегодня. URL:
http://inosmi.ru/russia/20151109/231258701.html (дата обращения: 04.01.2018).
Основные гражданские права, в том числе и право на свободу совести,
закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года 2. Кроме того,
в 1990–2000-х гг. был принят ряд законов, создавших прочную основу для
деятельности конфессий, существующих в России. В первую очередь к ним
относятся федеральные законы 25 октября 1990 г. «О свободе
вероисповеданий» и 1 октября 1997 г. «О свободе совести и религиозных
объединениях» и многочисленные поздние поправки к ним 3, а также
региональные законодательные акты, в том числе – в Волгоградской
области4.
В последнее время возрос интерес исследователей к истории
старообрядчества и русского религиозного сектантства различных регионов
России. Важно подчеркнуть, что на сегодняшний момент дискуссионным
вопросом рассматриваемой темы исследования является определение
понятия «русское религиозное сектантство», а также уточнение ветвей,
толков и согласий старообрядчества по количеству и составу их общин в
различных регионах России.
В этой связи, необходимо отметить, что термин «русское религиозное
сектантство» (или «старое русское сектантство») впервые начал
использоваться в отечественной историографии в 1990-х годах, для
обозначения религиозных неправославных объединений, существовавших в
России в XVII–XХ веках. По мнению советского религиоведа
А.И. Клибанова, русское религиозное сектантство представляло собой
Конституция Российской Федерации по состоянию на 2017 год. М. :Эксмо, 2017. 32 с.
3
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»// Российская газета. URL:
https://rg.ru/2015/07/16/religia-dok.html(дата обращения: 28.12.2017).
4
Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 года № 634-ОД «О защите прав граждан
на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области» (в
редакции Законов Волгоградской области от 18.04.2003 N 811-ОД, от 27.02.2009 N 1853-
ОД, от 13.07.2009 N 1911-ОД, от 26.11.2013 N 161-ОД, от 06.05.2015 N 50-ОД, от
01.10.2015 N 168-ОД)// Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации. URL:http://docs.cntd.ru/document/804918299 (дата обращения: 28.12.2017).
реформационную ветвь в православии, к которой относились, в частности,
молокане и духоборы5.
Важно подчеркнуть, что общественно-политические потрясения первой
половины ХХ века – революции, войны, изменения государственно-
конфессиональной и национальной политики в российском государстве
привели к серьезным демографическим и структурным переменам в общинах
старообрядчества и сектантства в России, которые на настоящий момент
остаются слабо изученными в современных гуманитарных и социально-
экономических трудах.
Социокультурное, а также экономическое развитие Нижней Волги и
Дона на протяжении нескольких веков проходило при активном участии
старообрядцев различных толков и согласий, групп русского религиозного
сектантства – молокан, духоборов, хлыстов и т.д. Благодаря их деятельности
возникали и укреплялись уже существовавшие населенные пункты –
Дубовка, Царицын, Пришиб (столица молоканской веры в XIX – началеXX
вв.; совр. – Ленинск), села и хутора по Волго-Ахтубинской пойме и т.д.
Значительная часть донского и волжского казачества принадлежала к
старообрядческим толкам и согласиям. Огромное значение для российского
старообрядчества имел Второй Донской, а также Усть-Медведицкий округ
ОВД, откуда выдвинулись многие духовные лидеры старообрядцев,
приемлющих белокриницкую иерархию и духовенство, переходящее от
Русской православной церкви.
Результаты научных изысканий по истории старообрядчества и
русского религиозного сектантства являются важными для заполнения
определенных лакун в историческом знании не только о России,
развивавшейся как поликонфессиональная страна, но и для истории Нижней
Волги и Дона – края широкой религиозной терпимости, перекрестка
различных культур и цивилизаций на протяжении тысячелетий.
Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М. : Наука, 1973. С. 41.
Степень изученности проблемы. В исследовании отношений
государства со старообрядчеством и русским религиозным сектантством
Нижней Волги и Дона в 1905 – 1991 гг. можно выделить три основных этапа:
дореволюционный (1905 – 1917 гг.), советский (1917 – 1991 гг.) и
постсоветский (1991 – по н.в.).
В основу классификации историографии старообрядчества и русского
религиозного сектантства Нижней Волги и Дона положен проблемно-
хронологический принцип. Историографию 1905-1917 гг. можно разделить
на церковную и светскую. Церковное направление носило исключительно
обвинительный характер по отношению к старообрядцам и русским
религиозным сектантам региона, авторы воспринимали эти религиозные
объединения в качестве основных идеологических врагов Русской
православной церкви и российского государства. Исследователи,
рассматривавшие этот феномен в светском ключе, говорили о необходимости
комплексного и всестороннего исследования государственной политики в
отношении старообрядцев и русских религиозных сектантов. Научные
работы 1920-1980-х гг. написаны в традиционном для советской эпохи
атеистическом русле, в результате чего, в подавляющем числе работ
исследователей данного периода говорилось о роли государства как
основной репрессивной силы против любых проявлений религиозного
инакомыслия, в том числе в русле старообрядчества и русского религиозного
сектантства.
Д.Л. Мордовцев впервые стал подробного говорить о старообрядчестве
и русском религиозном сектантстве региона6. Он обращал внимание на
Иргизские старообрядческие скиты, дал негативную оценку
старообрядчеству, определял Иргиз как «раскольничье гнездо»7.
Мордовцев Д.Л. (Д. Дионисиев). Движения в расколе // Отечественные записки. 1874. №
11. С. 69–120.
7
Там же. С. 83.
Н.С. Соколов стремился показать историю Иргизских
старообрядческих монастырей со времени их появления в Самаро-
Саратовском Поволжье и до их разгрома в середине XIX в. Ценность его
исследования заключается в точном определении местонахождения
Иргизских монастырей. Автор определил связи старообрядцев
сединоверцами в Самарской и Астраханской губерниях 8.
С середины XIX в. изучением старообрядчества и русского
религиозного сектантствакак общественно-политического и религиозного
феномена занимались сотрудники Министерства внутренних дел Российской
империи. Первая работа в рамках этого направления была написана
чиновником данного министерства Н.В. Варадиновым9. Важность ее состоит
в том, что автор в ходе статистических экспедиций проанализировал
информацию о числе старообрядцев и русских религиозных
нонконформистах в разные годы, определил губернии, где они находилось.
Важным представляется исследование П.И. Мельникова
(А. Печерского)10. Он обращал внимание на купцов-старообрядцев, их
помощь единоверцам в Саратовской губернии. Автор описал деятельность
вольских купцов Злобина и Сапожниковых, дал оценку их финансовой
помощи строительству культовых сооружений. Было отмечено, что в
Саратовской губернии в середине XIX в. существовали старообрядческие
группы поповцев и беспоповцев-федосеевцев11.
Не менее важным направлением в историографии старообрядчества и
русского религиозного сектантства Нижней Волги и Дона является
миссионерское. По мнению православного миссионера К.Н. Плотникова, на
Иргизе в XIX в. аскетическая жизнь монахов старообрядческих скитов
8
Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае: Опыт исследования по неизданным
материалам. Поповщина до пятидесятых годов настоящего столетия. Саратов : [Б.и.],
1888.Т. I. 480 с.
9
Варадинов Н.В. История Министерства Внутренних Дел. История распоряжений по
расколу. СПб : Тип. М-ва внутр. дел, 1863. Кн. 8. 656 с.
10
Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). СПб. ; М. :
Издание товарищества М.А. Вольф, 1898. Т. 14. 396 с.
11
Там же. С. 14–15.
привлекала местное население. Иргиз стал главным центром поповского
старообрядчества в регионе12.
Работа саратовского миссионера К. Попова написана в
проповеднической манере, ее направленность заключалась в изобличении
старообрядцев белокриницкого согласия, проживавших в г. Саратове 13.
В опубликованных беседах со старообрядцами и русскими
религиозными сектантами, астраханский миссионер М. Гусаков определил
противоречия, существовавшие между ними и православными. Он
подчеркивал важность борьбы с русским религиозным сектантством в
Астраханской губернии, поскольку она, по мнению автора, была наиболее
заражена им в Российской империи 14.
В конце 1850-х гг. появляется либеральное направление в
историографии старообрядчества и русского религиозного сектантства.
А.П. Щапов говорил об Иргизских монастырях и определил, что наиболее
заселенным старообрядцами городе юга России был г. Вольск Саратовской
Плотников К.Н. История русского раскола старообрядчества. Издание 6-е. СПб : Тип.
М.И. Акинфиева, 1911. – 212 с.
13
Попов К. Открытое письмо к именуемым старообрядцам г. Саратова, приемлющим так
называемую австрийскую иерархию // Христианское чтение. 1888. № 3–4. С. 430–449.
14
Гусаков М. Выписка из путевого журнала протоиерея Михаила Гусакова по обозрению
сектантства в 1887 году // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 8.С. 360–372;
№ 9. С. 410–421; № 10. С. 454–468; № 11. С. 497–510; № 12. С. 537–548; № 13. С. 577–590;
Гусаков М. Из путевого журнала протоиерея Михаила Гусакова при обозрении в 1889
году приходов Астраханского уезда, зараженных сектантством // Астраханские
епархиальные ведомости. 1890. № 5. С. 159–165; № 6. С. 187–192; Гусаков М. Поучение,
сказанное протоиереем Михаилом Гусаковым // Астраханские епархиальные ведомости.
1886. № 16. С. 545–547; Гусаков М. Путевой журнал Астраханской епархии миссионера
противомолоканской пропаганды, священника Михаила Гусакова // Астраханские
епархиальные ведомости. 1877. № 45. С. 4–9; № 52. С. 8–15; 1878. № 5. С. 69–78; № 6.
С. 86–91; № 14. С. 218–224; № 15. С. 231–240; № 16. С. 242–247; № 17. С. 259–265; № 19.
С. 291–299; № 20. С. 310–316; № 37. С. 563–572; № 38. С. 587–590; № 42. С. 647–654;
№ 43. С. 664–669; Гусаков М. Религиозное учение молокан Царевского уезда
Астраханской губернии // Астраханские епархиальные ведомости. 1886. № 5. С. 195–200;
№ 6. С. 233–241; Гусаков М., протоиерей. Речь в общем собрании Астраханского
Кирилло-Мефодиевского Братства 17 мая 1898 г. // Астраханские епархиальные
ведомости. 1898. № 13. С. 534–539.
губернии, т.к. он близко расположен к Иргизским скитам 15. Подчеркивалось,
что раскол – это своеобразное течение внутри Русской православной
церкви16.
Важной в понимании особенностей старообрядчества и русского
религиозного сектантства стала работа А.С. Пругавина 17. Автор на примере
регионов России стремился выявить сущность отношений старообрядцев и
сектантов с властью. На примере Хвалынского уезда Саратовской губернии
он доказывал, что отмена крепостного права влияла на распространение
старообрядчества.
Раскрывая особенности личности лидера молокан С. Уклеина,
П.Н. Милюков в своей работе выявил путь распространения молоканства из
Тамбовской губернии в Балашовский уезд Саратовской губернии и к
низовьям Волги18.
Важными для историографии старообрядчества и русского
религиозного сектантства Нижней Волги и Дона считаются труды краеведов,
которые были тесно связано с этнографическими исследованиями.
Известный археолог и этнограф середины XIX в. А.В. Терещенко
обращал внимание на быт старообрядцев юга России, считал, что они
сохранили истоки русской культуры в своих семьях 19.
Вклад в расширение научных представлений внесла работа
саратовского краеведа А.Н. Минха, посвященная истории Саратовской
губернии. Труд является монументальным, в нем была представлена жизнь
Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним
состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII.
Казань : Издание книгопродавца Ивана Дубровина, 1859. 547 с.
16
Там же.
17
Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М. : Тип. Т-ва И.Д.
Сытина, 1905. 95 с.
18
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3-х т. Церковь и школа (вера,
творчество, образование). –СПб : Тип. И.Н. Скороходова, 1897. Т. 1. Ч. 2. 375 с.
19
Терещенко А.В. Быт русского народа. Народность. Жилища. Домоводство. Наряд.
Образ жизни. Музыка.СПб :Тип. М-ва внутр. дел, 1848. Ч. I.
местного населения, в том числе старообрядцев и русских религиозных
сектантов20.
В работе И.И. Солосина была рассмотрена культурная составляющая
жизни русских религиозных сектантов, проживавших в Заволжье, в
частности, их фольклорная традиция, религиозные песнопения 21.
В 1917 г. в развитии историографии старообрядчества и русского
религиозного сектантства региона начался новый этап. В труде саратовского
историка С.И. Быстрова была предпринята попытка выявить особенности
деятельности на территории Саратовского Поволжья поморского согласия 22.
Автор определил, что рост числа приверженцев этого толка происходил в
Вольском уезде Саратовской губернии 23. По его мнению, поморское согласие
в XIX в. распространилось на Новоузенский и Новониколаевский уезды
Саратовской губернии 24.
Работа В.Д. Бонч-Бруевича, посвященная духоборской эмиграции,
представляется важной для историографии русского религиозного
сектантства25. Он пришел к выводу, что большинство духоборов, с приходом
советской власти, стремились вернуться в Россию и жить свободной
жизнью26.
В работе советского этнографа Н.М. Маторина, совершившего в конце
1920-х – начале 1930-х гг. этнографические экспедиции – в Волжско-
Камский край, Среднюю и Нижнюю Волгу были представлены общие,
Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды
Царицынский и Камышинский. Современная версия / А.Н. Минх; Под ред. И.О.
Тюменцева; ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». –
Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. 568 с. (Историко-культурное наследие
Волгоградской области).
21
Солосин И.И. Стихи ахтубинских сектантов. СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук, 1912. 200 с.
22
Быстров С.И. Поморское согласие в Саратовском крае со второй половины XVII
столетия до 80-х гг. XIX века. Опыт исторического исследования. Саратов : Издание В.З.
Яксанова, 1923. 26 с.
23
Там же. С. 19.
24
Там же. С. 26.
25
Бонч-Бруевич В.Д. Духоборцы в канадских прериях. Пг :Жизнь и знание, 1918. В 2 ч.: Ч.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Россия и Мексика в XIX – начале ХХ века: к вопросу о влиянии Крымской войны на российско-мексиканские отношения
    24 Н.В. Пискунов, О.Ю. Редькина, Бустаманте В.К.А. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия История. Регионоведение. Международные отношения. – 2– No 6 (21) – С. 46-55 (0,53 п.л. / 0,52 п.л.).
    Старообрядцы Белокриницкой иерархии в условиях хрущевских гонений на религию (на материалах Сталинградской (Волгоградской) области)
    Н.В. Пискунов // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. – 2– No 6 (119) – С. 170-176 (0,35 п.л.).
    Старое русское сектантство на территории Астраханской губернии в конце ХIX – начале XX в.
    Н.В. Пискунов // Государство, общество, церковь в истории России: материалы XIV Международной научной конференции (г. Иваново, 18-19 марта 2015 г.): в 2 ч. / отв. ред. А. А. Корников. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2– Ч. 1 – С. 600-605 (0,3 п.л.).
    Общины староверов и старого русского сектантства в Заволжье в конце XIX – начале ХХ вв. (по материалам православной духовной печати)
    Н.В. Пискунов // Сарепта в истории России: материалы25 Международной научной конференции, посвященной 250–летию основания Сарепты (18 сентября 2015 г.) // Историко-этнографический и архитектурный музей–заповедник «Старая Сарепта». – Волгоград: ИП Никулина, 2– С. 169-(0,6 п.л.).
    Миссионерская деятельность Кирилло-Мефодиевского Братства в Астраханской епархии в начале ХХ века
    Н.В. Пискунов // Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI веков: Материалы XV Международной научной конференции (Иваново, 23–24 марта 2016 г.): в 2 ч. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2– Ч. – С. 281–286 (0,3 п.л.).
    Сохранение религиозной культуры староверов в Сталинградской области в 1950-е годы
    Н.В. Пискунов // Материалы Научной сессии (г. Волгоград, 25-29 апр. 2016 г.): В 6 ч. / Редкол.: А.Э. Калинина (отв. ред.) и др. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2– Ч. – С. 50–52 (0,12 п.л.).
    Проблема диалога старообрядцев Сталинградской (Волгоградской) области с Советской властью в 1954-1964 гг.
    Н.В. Пискунов // XXI Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области (г. Волгоград, 8-11 ноября 2016 г.): тезисы докладов / Редкол.: д-р экон.26наук, проф. А.Э. Калинина (отв. ред.) и др. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2–С. 99-101 (0,12 п.л.).
    Миссионерская и социокультурная деятельность православных братств и обществ на Нижней Волге в начале ХХ века
    Н.В. Пискунов // Святейший Синод в истории российской государственности: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием / Науч. ред.: С.Л. Фирсов, д-р ист. наук, проф.; П.В. Федоров, д-р ист. наук, проф. – 2– Вып. – С. 506-513 (0,41 п.л.).
    The Persecutions Practices of Lower Volga krai Old Believers in the early of 1930th by the Authorities
    N.V. Piskunov // East European History. – 2– Vol. 4(1). – P. 32-42 (1,0 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
    Повседневная жизнь рабочих Санкт-Петербурга в конце XIX – начале XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»