Ментальная репрезентация трудных жизненных ситуаций как предиктор защитного и совладающего поведения взрослых с разными когнитивными стилями

Крылова Марина Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Ментальная репрезентация и когнитивные стили в контексте
изучения защитного и совладающего поведения…………………………….15
1.1. Проблемы соотношения защитного и совладающего поведения и их
детерминации ………………………………………………………………..15
1.2. Роль ментальной репрезентации в регуляции активности
субъекта……………………………………………………………………….28
1.3. Когнитивные стили как фактор построения ментальной репрезентации
трудной жизненной ситуации и защитного и совладающего
поведения……………………………………………………………………..39
Выводы к Главе 1……………………………………………………………………52
Глава 2. Организация эмпирического исследования………………….54
2.1. Организация исследования……………………………………………………54
2.2. Методы изучения ментальной репрезентации трудной жизненной
ситуации………………………………………………………………………………57
2.3. Методы изучения когнитивных стилей……………………………………….65
2.4. Методы изучения защитного и совладающего поведения………………….66
Выводы к Главе 2……………………………………………………………………68
Глава 3. Эмпирическое исследование ментальной репрезентации трудных
жизненных ситуаций как предиктора защитного и совладающего поведения
взрослых с разными когнитивными стилям…………………………………..69
3.1. Результаты исследования ментальной репрезентации, когнитивных стилей,
защитного и совладающего поведения: общие тенденции ………………………69
3.2. Ментальная репрезентация трудных жизненных ситуаций у людей,
принадлежащих к разным полюсам когнитивных стилей……………………….83
3.3. Связь особенностей ментальной репрезентации со стратегиями совладания и
защитными механизмами личности………………………………………………..87
3.4. Ментальная репрезентация трудной жизненной ситуации как предиктор
защитного и совладающего поведения у взрослых с разными когнитивными
стилями……………………………………………………………………………….99
Выводы к Главе 3……………………………………………………………………108
Заключение………………………………………………………………………….111
Список литературы…………………………………………………………………113
Приложения…………………………………………………………………………132

Во Введении представлены основные характеристики работы: актуальность
темы исследования, степень ее разработанности, объект, предмет и цель
исследования, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту,
теоретическая и практическая значимость результатов исследования, их научная
новизна.
В первой главе «Ментальная репрезентация и когнитивные стили в
контексте изучения защитного и совладающего поведения» анализируются и
обобщаются представления о совладающем поведении и защитных механизмах
личности, ментальной репрезентации, когнитивных стилях и их взаимосвязях.
Показано, что существенное место в исследованиях по психологии стресса и
совладающего поведения занимает проблема детерминации копинга и
психологической защиты социокультурными (Крюкова Т.Л.; Сапоровская М.В.;
Куфтяк Е.Л.; Дикая Л.Г.; Леонова Е.Н.; Taylor S.E.; Grolnik W.S. и др.),
личностными (Крюкова Т.Л.; Хазова С.А.; Самохвалова А.Г.; Алексапольский
А.А; Холодная М.А.; Vaillant G.E.; Frydenberg E, Lewis R. и др.) и ситуационными
(Битюцкая Е.В.; Александрова О.В.; Хазова С.А.; Горьковая И.А.; Lazarus R.;
McCrae R.R. и др.) факторами. И если такие детерминанты, как возраст, пол,
темперамент, личностные черты хорошо изучены, то в отношении когнитивных
переменных, в частности, когнитивных стилей, которые представляют
первоочередной интерес в контексте нашей работы, несмотря на имеющиеся
исследования (Алексапольский А.А; Дудникова Т.А.; Седова А.О., Митин С.Н.;
Падун М.А., Загряжская Е.А., Гракова Г.С.) существует явный дефицит данных.
Ситуационный фактор (в частности, специфика восприятия и оценки ситуации и
ее роль в саморегуляции) также изучен существенно меньше. Это открывает
перспективы исследований в данной проблемной области.
В исследованиях отечественных и зарубежных авторов отмечается, что
когнитивные стили влияют на все аспекты повседневной жизни человека, в том
числе на интеллектуальную продуктивность, решение задач, коммуникацию,
процессы обучения и принятия решений, регуляцию поведения (Холодная М.А.;
Hodgkinson G.P., Sadler-Smith E.; Kirton M.J. и др.). Мы опираемся на трактовку
данного термина, предложенную Холодной М.А., определяющей когнитивные
стили как субъектные механизмы приема и переработки поступающей
информации, характеризующие особенности интеллектуальной деятельности
личности и зависящие от ее специфики (Холодная, 2004).
В эмпирических исследованиях установлен факт влияния ряда когнитивных
стилей (чаще всего полезависимости/поленезависимости) на совладающее
поведение и защитные механизмы личности (Алексапольский А.А.; Дудникова
Т.А.; Хазова С.А.; Медведева И.А., Памфилова С.А.; Падун М.А., Загряжская Е.А.,
Гракова Г.С. и др.). Тем не менее, необходимо отметить фрагментарный характер
таких работ и их явную недостаточность. Фактически отсутствуют исследования,
предметом которых является изучение роли в саморегуляции когнитивных стилей
узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидный/гибкий познавательный
контроль, когнитивная простота/сложность, а имеющиеся малочисленные
данные часто противоречивы и не позволяют сделать обоснованные выводы. Эти
стили отличает схожая специфика восприятия событий (ситуаций),
проявляющаяся в склонности людей, находящихся на том или ином когнитивно-
стилевом полюсе, использовать либо не использовать предыдущий опыт и давать
происходящему детализированные либо глобальные оценки. С нашей точки
зрения, это может оказывать влияние на успешное преодоление человеком
трудных жизненных ситуаций в зависимости от дифференцированности
представления о событии, его ментальной репрезентации. Также мы обращаем
внимание на то, что в большинстве работ доказывается прямая зависимость
копинга от когнитивных стилей и не учитывается ситуационный и, главное,
оценочный аспекты.
Проблема построения ментальной репрезентации трудной жизненной
ситуации является одним из прогрессивных направлений исследований в области
психологии стресса и совладающего поведения. Поднимается вопрос о роли
ментальной репрезентации и ее составляющей – когнитивной оценки – в
преодолении трудностей (Лазарус Р.; Битюцкая Е.В.; Маленова А.Ю.; Абабков
В.А., Перре М.; Виноградова Л.В. и др.). Исследования когнитивной оценки
ситуации достаточно разнообразны и позволяют выделить и описать наиболее
значимые ее параметры. Что касается изучения ментальной репрезентации
трудной жизненной ситуации, то здесь наблюдается явная недостаточность
эмпирических данных (Прохоров А.О.; Холодная М.А.; Александрова О.В.).
Под ментальной репрезентацией мы понимаем субъективный образ
восприятия происходящих с личностью событий и явлений, который зависит от
предыдущего опыта и изменяется в процессе протекания ситуации и
интеллектуальных усилий субъекта. При многообразии подходов к пониманию
сущности ментальной репрезентации мы выделяем главное: особенностью данного
феномена является то, что на основе уже хранимой личностью информации
вырабатываются новые знания о происходящих событиях, явлениях, ситуациях. В
процессе репрезентирования определяются основные, наиболее значимые,
релевантные характеристики предметов познания. Это в свою очередь, становится
частью субъективного (ментального) опыта и детерминирует возможности
преодоления личностью трудной жизненной ситуации.
Таким образом, на основе теоретического анализа, нами было выдвинуто
предположение о том, что когнитивные стили могут влиять на специфику
защитного и совладающего поведения, а опосредующим звеном этого процесса
выступает построение образа ситуации, ее ментальная репрезентация.
Во второй главе «Организация эмпирического исследования»
представлено описание выборки исследования, обосновывается выбор возрастной
категории (19-35 лет). Обоснован выбор методик для изучения когнитивных
стилей (Узкий/широкий диапазон эквивалентности: методика «Свободная
сортировка объектов» Р. Гарднера и др.; Ригидный/гибкий познавательный
контроль: методика свободных ассоциаций Р. Гарднер и др.; Когнитивная
простота/сложность: метод репертуарных решеток Дж. Келли) и защитного и
совладающего поведения (Опросник способов совладания (ОСС) Р. Лазаруса и С.
Фолкман, 1988 в адаптации Крюковой Т.Л. и др., 2003; Опросник Плутчика-
Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) в адаптации Л.И.
Вассермана и Е.А. Трифоновой, 2005).
Обращается внимание на то, что для изучения ментальной репрезентации
отсутствуют стандартизированные методики. Обосновывается возможность
исследования ментальной репрезентации с опорой на качественную методологию,
что дает возможность изучить восприятие трудной ситуации самими участниками
исследований, без предварительной формулировки гипотез о его специфике и
предварительного выделения категорий анализа самим исследователем. Были
использованы: семантический дифференциал, направленный ассоциативный
эксперимент, анализ продуктов деятельности – высказываний и рисунков.
Результаты обрабатывались с помощью контент-анализа, массив
полученных данных был переведен в единую частотную шкалу, что позволило
статистически сопоставить полученные показатели по всем методам
исследования.
Представлены статистические методы обработки данных.
В третьей главе «Эмпирическое исследование ментальной репрезентации
трудных жизненных ситуаций как предиктора защитного и совладающего
поведения взрослых с разными когнитивными стилями» представлены
результаты исследования.
Для начала обратимся к общим результатам описания особенностей
ментальной репрезентации.
При анализе описания ситуаций наиболее встречаемыми были общие
описания ситуации (36,11% ответов респондентов): «…ситуация, нарушающая
жизнедеятельность человека…» и представления о ее последствиях (25,55%):
«…ведет к нарушению эмоциональной, социальной и поведенческой сфер…».
Далее участники исследования отмечают конкретные описания (17,77%),
перечисляя те ситуации, которые актуально происходят в их жизни: («…болезнь
ребенка…»), а также усилия или ресурсы, которые человек вкладывает в
совладание с трудной ситуацией (11,66%): «…принятие сверхмер…», в том числе
и с точки зрения социальной поддержки, ее возможности или необходимости
(8,88%) «…это когда нет поддержки близких, их понимания…». Из описаний мы
видим, что участники исследования представляют (описывают) ситуацию, в
основном, с точки зрения дальнейшего поведения человека в трудной жизненной
ситуации, нарушения привычного хода деятельности, непредвиденных,
неожиданных событий, которые несут угрозу благополучию личности, как
физическому, так и психическому и материальному.
По результатам контент-анализа и дальнейшего подсчета процентов от
общего числа прилагательных – признаков (характеристик) – ассоциаций у
участников исследования с понятием «Трудная жизненная ситуация», были
выделены следующие основные категории: 1) Сила / слабость воздействия
(33,44%) – сложная, трудная, болезненная и др. 2) Положительный /
отрицательный эмоциональный фон (20,37%) – безразличная, негативная, нервная
и др. 3) Опасность / безопасность (13,49%) – опасная, конфликтная,
катастрофическая и др. 4) Непрогнозируемость / прогнозируемость (13,24%) –
безысходная, непредсказуемая, безнадежная и др. 5) Временные характеристики
(10,01%) – нежданная, чрезвычайная, рутинная и др. 6) Неразрешимость /
разрешимость (9,42%) – решаемая, преодолимая, переживаемая и др.
Нужно отметить, что у участников исследования на первый план выходят
ассоциации, связанные с тем, какое воздействие на них оказывает трудная
жизненная ситуация: сильное, либо слабое, а также эмоциональная окраска
происходящих событий. Это может свидетельствовать о том, что от правильного
восприятия своего эмоционального состояния зависит адекватное принятие
решений в стрессовой ситуации. Далее образ ситуации строится с учетом
временных параметров (характер возникновения, длительность и частота
происходящих событий, их неожиданность либо ожидание события в
определенное время), оценкой безопасности и разрешимости возникающей
проблемы.
Трудные ситуации для оценки с помощью семантического дифференциала
определялись самими респондентами. Они касались: работы (23,07%);
ссоры/разлуки с близким человеком (18,93%); проблем в учебе (13,01%);
финансовых трудностей (12,42%); болезней близких (11,83%); автомобильных
аварий и поломки техники (8,28%); переезда в другой город (4,73%) и других
проблем (7,69%). Выбор данных ситуаций, на наш взгляд, может быть объяснен
возрастной особенностью участников исследования. В этот жизненный период
(19-35 лет) основная масса людей получает образование, строит межличностные
отношения (создают семьи) и активно включаются в трудовую деятельность.
Таблица 1
Выраженность оценки трудной жизненной ситуации в психосемантической методике
«Семантический дифференциал трудной жизненной ситуации»
№Шкала оценкиМSDРейтинг
1Легкая/тяжелая2,38 1,5814
2Радостная/грустная1,93 1,3423
3Разрешимая/неразрешимая4,69 1,752
4Обнадеживающая/безнадежная2,97 2,338
5Определенная/неопределенная3,44 2,286
6Простая/сложная2,23 1,6220
7Интересная/скучная2,33 2,2315
8Личная/коллективная4,27 2,264
9Оптимистическая/пессимистическая2,46 1,9813
10 Безопасная/опасная3,44 2,297
11 Хорошая/плохая2,01 1,7722
12 Значимая/незначимая4,81 1,761
13 Меняющаяся/устойчивая3,55 2,235
14 Уникальная/повторяющаяся2,30 1,9617
15 Отпускающая/не отпускающая2,32 1,9716
16 Маленькая/большая1,82 1,5224
17 Громкая/тихая2,27 2,0619
18 Полная/пустая2,28 2,2618
19 Слабая/сильная1,51 1,3925
20 Уравновешенная/агрессивная2,73 1,9810
21 Безобидная/обидная2,65 1,8911
22 Яркая/бесцветная2,54 2,1612
23 Жизненная/мертвая4,29 2,13
24 Гибкая/жесткая2,76 2,229
25 Спокойная/тревожная2,1 1,4721
Примечание: шкала оценки включает диапазон от 0 до 6 баллов.
Наиболее важными с точки зрения участников исследования
характеристиками являются: значимая, разрешимая, жизненная, личная. Наименее
важными характеристиками трудной жизненной ситуации являются: слабая,
маленькая, радостная. Такие оценки трудностей, возможно, будут способствовать
успешному преодолению стрессовой ситуации, поиску путей решения проблемы,
рефлексии. Наши результаты подтверждают эмпирические данные, полученные в
исследованиях других авторов (в частности в исследованиях Маленовой А.Ю.), в
которых показано, что в оценке стрессовой ситуации с возрастом на первый план
все больше будут выходить ее значимость, возможности личностного роста, и эти
оценки все больше будут отражать индивидуальность.
Результаты семантического дифференциала подверглись процедуре
факторного анализа, было выделено 9 факторов с суммарной объясненной
дисперсией более 64%.
Таблица 2
Результаты факторного анализа методики Семантический дифференциал трудных
жизненных ситуаций
Название фактораДоля объясненнойПрилагательные, вошедшие в фактор
дисперсии (%)
Оптимизм19,915оптимистическая, хорошая, интересная,
обнадеживающая, радостная
Изменчивость8,208жизненная,меняющаяся,гибкая,
разрешимая, безопасная
Спокойствие6,568спокойная, безобидная, уравновешенная
Простота6,078простая, легкая, маленькая
Яркость5,556полная, яркая
Значимость5,138определенная, значимая
Важность4,660уникальная, громкая
Сила4,380отпускающая, слабая
Приватность4,072личная

В рисунке нашли отражение следующие ассоциации: 1) Преодоление
препятствия, принятие решения (29,62%) – ямы, высокие стены, лабиринты; 2)
Метафоричность (16,04%) – проекция трудных/стрессовых ситуаций через
изображение явлений природы (молнии, поражающие людей, дождь, увядающие
растения и др.); 3) Болезнь, инвалидность, смерть (14,19%) – больница, машина
скорой помощи, медицинские принадлежности, надгробия; 4) Одиночество
(10,49%) – детский дом, вокзал, где спит оставленный ребенок. 5) Стихийные
бедствия (8,02%) – обвал жилого дома, пожар; 6) Крик о помощи (8,02%) – знаки
восклицания, сигнал «SOS»; 7) Работа, безработица, финансовые трудности
(7,4%) – закрытый завод, перед которым стоят люди, отсутствие денежных
средств на еду, неудовлетворение от работы; 8) Поломка техники (6,17%) –
взрывающийся компьютер, сломанный автомобиль, разбитый телефон.
В отличие от вербальных описаний, в изображениях ситуация не всегда
предстает как однозначная, конкретная, часто находят отражение глобальные
проблемы: безработица, природные катаклизмы, разрушения, сиротство. В
метафорических изображениях появляется тема заботы: увядающие растения,
которые нужно поливать, подкармливать, чтобы они продолжали свой рост. Такие
образы могут быть связаны как с необходимостью поддержки со стороны
(помощи специалистов, значимых других для преодоления возникшей трудности,
так и с состоянием истощения и недостаточности ресурсов (Холодная М.А.;
Хазова С.А.). В изображениях молний, взрывов находит отражение тема
внезапности возникновения ситуации.
Примеры рисунков
Категория «Преодоление препятствий, принятиеКатегория «Одиночество»
решения»

Попытка человека выйти из лабиринта«Я одна, в пустоте, мне страшно»
«Лабиринт жизни»
Категория «Стихийные бедствия»
Категория «Работа, безработица, финансовые
трудности»

Разрушение жилого дома«Прошу в долг, выхода нет»

Категория «Крик о помощи»Категория «Поломка техники»

«Нужна помощь! Как быть?»
Категория «Болезнь, инвалидность, смерть»Категория «Метафоричность»

«После аварии»
«Цветок завял, его нужно полить»
Таким образом, обращаем внимание на то, что ментальная репрезентация
трудных жизненных ситуаций (вербальные описания) касается общих
характеристик, без указания конкретной ситуации и возможных последствий, в
меньшей степени связана с необходимость поддержи, либо ее отсутствия.
Признаки /характеристики ситуации в большинстве случаев касаются того, какое
воздействие воспринимаемая ситуация, какие эмоции и переживания она вызывает
(эмоциональная составляющая репрезентации). Участники исследования,
оценивая конкретные, произошедшие с ними ТЖС, обращают особое внимание на
ее личностную значимость, возможность разрешения (преодоления). На
невербальном, изобразительном уровне, отражающем не всегда осознаваемые
признаки ситуации, значимым параметром выступает преодоление возникающих
трудностей. Интересно, что наименее значимыми являются параметры, связанные
с потерей материальных ценностей (поломка техники) и финансовые трудности.
Таким образом, отметим, что данное сочетание методик позволяет наиболее
полно и адекватно изучить исследуемый объект – трудная жизненная ситуация – в
сочетании осознаваемых и неосознаваемых, вербальных и невербальных
характеристик.
Далее доказывается гипотеза о специфике ментальной репрезентации
трудных жизненных ситуаций у людей, принадлежащих к разным полюсам
когнитивных стилей.
Для описания результатов были выделены крайние группы по
принадлежности участников исследования к полюсам когнитивных стилей (на
основании процентильного метода).
Были получены различия в ассоциациях к понятию «трудная жизненная
ситуация»: лица, принадлежащие к полюсу гибкого познавательного контроля
(n=47), значимо чаще, чем ригидные (n=47), прибегают к характеристике ситуации
с точки зрения эмоционального фона (U=851,5; p=0,049), временных
характеристик (U=737,5; p=0,002), разрешимости (U=801,5; p=0,01) и
безопасности (U=768,0; p=0,006). Также «гибкие» респонденты склонны к
написанию большего числа прилагательных по сравнению с ригидными (U=579,5;
p=0,000). Таким образом, респонденты с гибким познавательным контролем
опираются на большее количество признаков трудной жизненной ситуации и
выделяют большее количество категорий для ее оценки, то есть строят более
дифференцированнуюментальнуюрепрезентациюпосравнениюс
респондентами, принадлежащими к полюсу ригидного познавательного контроля.
При изучении стиля когнитивная простота/сложность было установлено,
что респонденты, относящиеся к полюсу когнитивно сложных (n=49), оценивают
трудные жизненные ситуации с точки зрения разрешимости, гибкости,
безопасности, изменчивости (фактор «Изменчивость»; U=2107; p=0,032). По
результатам ассоциативного эксперимента они так же, как и испытуемые с гибким
познавательным контролем, отличаются написанием большого количества
прилагательных (U=2152,5; p=0,047), специфичной для них является большая
дифференцированность характеристик трудной жизненной ситуации. В
рисуночных метафорах с нарастанием когнитивной сложности респонденты чаще
изображают преодоление препятствий, принятие решений (χ²=4,709; p≤0,05).
Таким образом, наиболее значимой характеристикой трудной жизненной
ситуации, отражающейся и на вербальном (осознаваемом), и на образном
(неосознаваемом) уровнях, для представителей данного когнитивного стиля
является возможность ее изменения, разрешения и преодоления.
Представителикогнитивногостиляузкий/широкийдиапазон
эквивалентности характеризуются следующими особенностями ментальной
репрезентации: чем уже диапазон эквивалентности, тем чаще трудности
отмечаются как полные и яркие – фактор «Яркость» (U=809,0; p=0,011), а также
описываются с точки зрения возможных последствий (χ²=5,419; p≤0,05),
преимущественно негативных.
Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в ментальной
репрезентации ТЖС у людей, принадлежащих к разным полюсам когнитивных
стилей, является доказанной.
Следующий раздел посвящен доказательству гипотезы о связи
особенностей ментальной репрезентации со стратегиями совладания и
защитными механизмами личности.
Представим общие результаты по стратегиям совладания и защитным
механизмам личности. Предпочитаемыми копинг-стратегиями являются
Планирование решения проблемы (М=62,19; SD=21,02), Самоконтроль (М=59,79;
SD=18,69) и Поиск социальной поддержки (М=58,51; SD=21,82), что
подтверждает возрастные тенденции в используемых стратегиях совладающего
поведения (исследования Крюковой Т.Л.). Наиболее часто используемыми
механизмами психологической защиты являются: Компенсация (М=50,89;
SD=29,26), Замещение (М=47,96; SD=28,52) и Отрицание (М=47,50; SD=26,88).
Далее приведены доказательства нашего предположения о связях
особенностей ментальной репрезентации трудной жизненной ситуации с
выбором стратегий совладания и защитных механизмов личности (рис. 1).
Установлены следующие закономерности (корреляционный анализ –
коэффициент корреляции Пирсона):
1.Участники исследования, выстраивающие репрезентацию трудной
жизненной ситуации на основе оптимистического взгляда, возможности ее
изменения, переосмысления и преобразования, насыщенности происходящих
событий, склонны положительно переоценивать проблему, находить новые
смыслы в произошедшей ситуации, планировать ее решение и принимать на себя
ответственность. Отметим что, характеризуя ТЖС с точки зрения ее изменения,
возможности разрешения, отсутствия предполагаемой угрозы жизнедеятельности,
респонденты контролируют свое эмоциональное состояние, не склонны к
рискованному и агрессивному поведению (конфронтация). При восприятии
трудной ситуации как личной, значимой для самого респондента, существует
вероятность использования механизма психологической защиты Проекция.
2.Респонденты, делающие акцент в ментальной репрезентации
ситуации, с одной стороны, на ее простоте и легкости, с другой – на важности и
значимости, демонстрирующие спокойное и уравновешенное отношение к ней, не
склонны к конфронтации, обращению за помощью к другим, избеганию решения
проблемы и дистанцированию от нее; не склонны к замещению, вытеснению и
регрессии.
3.Восприятие и оценка ситуации с точки зрения временных параметров
(частота и характер возникновения, длительность ситуации) усиливают
самоконтроль, связаны с положительной переоценкой, ориентацией на рост
человека как личности и интеллектуализацией, объясняющей логичность
произошедшей трудной ситуации. Ориентация на опасность / безопасность
ситуации сопряжена с потребностью респондентов в социальной поддержке,
восприятие силы / слабости воздействия, положительного / отрицательного
эмоционального фона связано с психологической защитой по типу проекции.

Примечание:- положительные корреляционные связи
– отрицательные корреляционные связи
Рис. 1. Взаимосвязь особенностей ментальной репрезентации
с защитным и совладающим поведением
Таким образом, гипотеза о связях особенностей ментальной репрезентации
трудной жизненной ситуации с выбором стратегий совладания и защитных
механизмов личности доказана.
В заключении рассмотрим результаты доказательства главной гипотезы
нашего исследования о том, что ментальная репрезентация трудной жизненной
ситуации является предиктором защитного и совладающего поведения у
взрослых с разными когнитивными стилями.
В начале представлены результаты исследования влияния когнитивных
стилей на ментальную репрезентацию трудных жизненных ситуаций.
Таблица 3
Результаты регрессионного анализа (методом пошагового включения) влияния
когнитивных стилей на компоненты ментальной репрезентации (семантический
дифференциал, направленный ассоциативный эксперимент)
ЗависимаяФакторы (предикторы)R²ЗначимостьБета (β)
переменнаямодели (p)
Направленный ассоциативный эксперимент
ВременныеРигидный/гибкий,097,000,320
характеристикипознавательный контроль
Неразрешимость /Ригидный/гибкий,075,000,274
разрешимостьпознавательный контроль
НепрогнозируемостьКогнитивная,031,022,177
/ прогнозируемостьпростота/сложность
Опасность /Ригидный/гибкий,094,000,306
безопасностьпознавательный контроль
Общее количествоРигидный/гибкий,153,000,391
словпознавательный контроль
Семантический дифференциал
Ф1 «Оптимизм»Ригидный/гибкий,033,018,182
познавательный контроль
Ф2 «Изменчивость»Когнитивная,079,022,173
простота/сложность
Ф5 «Яркость»Узкий/широкий диапазон,048,004,219
эквивалентности
Ф7 «Важность»Ригидный/гибкий,024,046,154
познавательный контроль

Отметим, что гибкий познавательный контроль влияет на количество
выделяемых признаков трудной жизненной ситуации (смысловых единиц), а
также построение ментальной репрезентации с учетом временных параметров, ее
разрешимостиибезопасности.КогнитивныйстильКогнитивная
простота/сложность является предиктором построения ментальной репрезентации
на основе ее непрогнозируемости / прогнозируемости и возможности изменения.
Узкий/широкий диапазон эквивалентности предсказывает ориентацию в
восприятии событий на насыщенность происходящих событий. Чем уже диапазон
эквивалентности, тем чаще респонденты будут ориентироваться на указание
конкретной, определенной ситуации – болезнь, смерть, потеря работы (λ=,974;
р=,037) и описывать ее с точки зрения последствий (λ=,961; р=,010).
Гибкий познавательныйКогнитивная
контрольпростота/сложность

Временные характеристики
РазрешимостьНепрогнозируемость /
Безопасностьпрогнозируемость
ОптимизмИзменчивость
Важность

Самоконтроль
Принятие ответственности
Конфронтативный копинг
Бегство-Избегание
Бегство-Избегание
Вытеснение
Реактивные образования

Рис. 2. Ментальная репрезентация трудной жизненной ситуации как предиктор защитного
и совладающего поведения у респондентов с разными когнитивными стилями

Подводя итог влияния ментальной репрезентации на защитное и
совладающее поведение у респондентов с разными когнитивными стилями нужно
отметить следующее важные моменты:
1.Участники исследования, принадлежащие к полюсу гибкого
познавательного контроля, чаще воспринимают трудную жизненную ситуацию с
точки зрения временных характеристик, возможности ее разрешимости и
безопасности, они с оптимизмом принимают возникающие трудности, отмечают
их важность. В свою очередь временные параметры оценки ситуации
актуализируют контроль собственных чувств и действий при совладании с
проблемой, уменьшают вероятность обращения за поддержкой и помощью
других, отстранения и избегания ТЖС. Оценивание с точки зрения
оптимистических позиций определяет выбор совладающего поведения,
направленного на принятие ответственности и снижает риск ухода от трудной
ситуации и использование механизмов психологической защиты, направленных на
вытеснение проблемы из сознания, негативных переживаний и неадекватных
инфатильных эмоциональных реакций.
2.С возрастанием когнитивной сложности высока значимость
прогнозируемости происходящих событий, возможности их изменения. Это
определяет то, что в совладании с трудной жизненной ситуацией респонденты не
склонны проявлять враждебность, риск и агрессию, а также мысленно
уходить/избегать проблемы.
Мы доказали, что ментальная репрезентация трудной жизненной ситуации
является предиктором защитного и совладающего поведения у представителей
когнитивных стилей Ригидный/гибкий познавательный контроль и Когнитивная
простота/сложность. Однако данная гипотеза не была доказана по отношению к
стилю Узкий/широкий диапазон эквивалентности.
В Заключении подводится итог исследования, формулируются выводы:
1. Качественные методы исследования (словесное описание трудной
жизненной ситуации, направленный ассоциативный эксперимент, семантический
дифференциал, визуальный портрет трудной жизненной ситуации) позволяют
наиболее полно описать содержание ментальной репрезентации трудной
жизненной ситуации, ее вербальных и образных компонентов, отражающих как
осознаваемые оценки, так и имплицитные представления.
2. Наиболеезначимымитруднымижизненнымиситуациями,
произошедшими с респондентами в течение последнего месяца, являются
профессиональные ситуации и ситуации, связанные с близкими отношениями.
Ментальная репрезентация строится исходя из оценки ее личной значимости,
возможности разрешения, преобладающих эмоций, необходимых усилий и
ресурсов, в том числе социальных, ее прогноза и последствий. Имплицитно
ментальная репрезентация трудной жизненной ситуации связана с преодолением
препятствий,необходимостьюпринятиярешений,неожиданностью
возникновения, а также сильным эмоциональным напряжением, что находит
отражение в изобразительных метафорах.
3. Наиболееважнымиизначимымипараметрамиментальной
репрезентации, с точки зрения особенностей совладающего поведения, являются
оптимистический прогноз, интерес к ситуации, возможность ее изменения,
ощущение полноты и насыщенности происходящего, а также временные
характеристики, которые связаны со стремлением положительно переоценивать
трудную ситуацию, планироватьрешение проблемы, принимать на себя
ответственность за изменение ситуации, контролировать собственные чувства и
действия. Восприятие ситуации как определенной и спокойной снижает
вероятность конфронтации, агрессивных усилий, избегания и отдаления от
ситуации. Для активизации защитных механизмов, за исключением отрицания и
компенсации, ментальная репрезентация должна основываться на таких
характеристиках как: сила / слабость воздействия, положительный /
отрицательный эмоциональный фон, важность и личная значимость ситуации.
4. Существуют различия в ментальной репрезентации трудной жизненной
ситуации у людей, принадлежащих к разным полюсам когнитивных стилей. Так,
взрослые с гибким познавательным контролем в отличие от взрослых с ригидным
познавательным контролем дают более дифференцированную оценку ситуации,
выделяя большее количество значимых признаков ситуации и оценивая ее с точки
зрения эмоционального фона, опасности, временных характеристик, возможности
разрешения.
Для когнитивно сложных респондентов специфичной является большая
дифференцированность характеристик трудной жизненной ситуации, восприятие
ее через безопасность, возможность разрешения и изменения, что находит
отражение как на осознаваемом (вербальном), так и на неосознаваемом уровне.
Респонденты с узким диапазоном эквивалентности, характеризующиеся
тревожностью и эмоциональной нестабильностью, в отличие от респондентов с
широким диапазоном эквивалентности, склонны к чрезмерной детализации
оценок, акцентируя, прежде всего, эмоциональный компонент, насыщенность
происходящих событий и их негативные последствия.
5. Ментальная репрезентация трудной жизненной ситуации является
предиктором защитного и совладающего поведения у взрослых с разными
когнитивными стилями.
Так, для взрослых, характеризующихся гибким познавательным контролем,
наиболее значимыми признаками трудной жизненной ситуации являются ее
временные характеристики, возможность ее разрешимости и безопасности,
оптимистическая оценка, что влияет на принятие ответственности, способствует
самоконтролю, снижает риск ухода от ситуации и избегания решения, уменьшает
вероятность обращения за социальной поддержкой и снижает риск обращения к
механизмам психологической защиты, направленным на вытеснение проблемы из
сознания, негативных переживаний и неадекватных инфатильных эмоциональных
реакций.
Взрослые с высоким уровнем когнитивной сложности выстраивают
ментальную репрезентацию с учетом прогнозируемости происходящих событий,
возможности их изменения, что определяет снижение конфронтативного копинга
и избегания решения проблемы.
Принадлежность респондента к полюсу узкого диапазона эквивалентности
влияет на ментальную репрезентацию с точки зрения полноты, насыщенности
происходящих событий и их последствий, они ориентированы на активное
совладание – поиск социальной поддержки в трудной жизненной ситуации. В то
же время для представителей широкого диапазона эквивалентности характерным
является защитное поведение, направленное на вытеснение негативной
информации, либо полное отрицание возникшей ситуации, что способствует
искажению происходящей действительности.

Актуальность исследования и степень разработанности проблемы
Жизнедеятельность человека в условиях современного общества
неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и
интенсивным действием неблагоприятных факторов, которые сопровождаются
негативными переживаниями, перенапряжением физических и психических
функций. В связи с этим не угасает интерес к исследованиям в области поведения
человека в стрессовых ситуациях и существует потребность постоянного
изучения адаптивных возможностей человека, регуляции жизнедеятельности,
представлений и моделей поведения современника в трудных жизненных
ситуациях.
В теориях и концепциях, раскрывающих особенности поведения человека в
стрессовых ситуациях, показана роль когнитивных процессов, позволяющих
человеку оценить угрозу или вызов, построить релевантный образ ситуации для
адаптивных действий в ней. Поэтому актуальны исследования познавательных
процессов человека, позволяющих ответить на вопросы о том, как люди получают
информацию о мире, как она представлена в психике человека, как она
приобретается, преобразуется и хранится в памяти, как процессы переработки
информации влияют на поведение, в том числе на регуляцию и саморегуляцию
активности в трудных жизненных ситуациях.
Идеи о том, что существуют стилевые характеристики, отвечающие за
прием и переработку информации (когнитивные стили), имеют достаточно
длительную историю и появляются в работах американских ученых в середине
XX века (Gardner R., Kagan J, Witkin H., Oltman P. и др.), у отечественных авторов
несколько позже, в 70-е годы XX столетия (Козлова И.Н., Колга В.Л., Соколова
Е.Т., Соловьев А.В., Егорова М.С., Палей И.М.) (Холодная, 2004. с. 38). Но,
несмотря на давнюю традицию, к настоящему времени степень изученности
когнитивно-стилевых характеристик личности различна и касается далеко не всех
аспектов проблемы. М.А. Холодная связывает это с тем, что современные авторы
стараются не углубляться более полно в изучение уже существующих
когнитивных стилей, а открывать новые, совершенно не описанные в литературе
(Холодная, 2019. с. 73). Вместе с тем, существует много дискуссионных вопросов
о связи и влиянии стилевых характеристик личности на успешность в обучении,
запоминании материала, принятии решений, поведении в трудных жизненных
ситуациях, адаптации личности, образа Я. Возможно, это связано с тем, что
методический инструментарий для определения принадлежности личности к
полюсам когнитивных стилей разный: существует либо несколько тестов для
измерения одного когнитивного стиля, либо всего один для другого.
Основными направлениями исследований в области психологии стресса и
совладающего поведения на современном этапе развития науки являются:
здоровье и благополучие личности, совладание в онтогенезе, семейное
совладание, копинг в близких отношениях, стресс-менеджмент, проблема
психодиагностики совладающего поведения и т.д. В области научных работ
современников появляется все больше попыток построения целостной модели
копинга, в которую входят и совладающее поведение, и механизмы
психологической защиты. Эти компоненты входят в обобщенные термины:
совладающее поведение (Lasarus R., Folkman S., Haan N., Абитов И.Р. и др.),
защитно-совладающее поведение (Куфтяк Е.В., Корытова Г.С., Захарова М.Л. и
др.), адаптивные механизмы (Вейллант Дж.), совладающий интеллект (Либина
А.В.), контроль поведения (Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В.).
Вместе с тем, на наш взгляд, остается дискуссионным вопрос о роли
ситуационных факторов и когнитивных особенностей личности в выборе
способов совладания, а экспериментальные данные о когнитивных механизмах
совладающего поведения, об особенностях проявления человека в зависимости от
условий трудной жизненной ситуации крайне малочисленны. Так, в современной
психологии существует три подхода к поведению человека в трудной жизненной
ситуации. Первый – личностный (диспозиционный) – за основу берется
постоянство ситуации, а успешное преодоление зависит от особенностей
человека. Второй – проблемно ориентированный (ситуационный): способ
преодоления трудной жизненной ситуации зависит от ее характера. И третий –
когнитивный подход. Здесь на первый план выходит отношение человека к
проблемной ситуации, за основу берется значимость ее для личности и,
соответственно, форма активности, направленная на преодоление.
Однако, на наш взгляд, когнитивные стили как устойчиво предпочитаемые
личностью способы восприятия, мышления и действия являются важными для
изучения в сфере вопросов совладания. Знание особенностей поведения человека
в трудной жизненной ситуации в зависимости от специфики его когнитивных
стилей позволит расширить и уточнить модель продуктивного и непродуктивного
преодоления трудностей человеком. И здесь, на наш взгляд, очень важно не
упустить главное связующее звено – построение образа ситуации, ее ментальной
репрезентации.
Идея о ментальной репрезентации и ее составляющей когнитивной оценке,
в основном, базируется на концепции Лазаруса Р., в которой оценка стрессовой
ситуации дается с точки зрения «угрозы», «вызова», «потери» (Lazarus, Folkman,
1984.). В современной психологии существует множество подходов к пониманию
сущности ментальной репрезентации: ее модели, структуре, механизмам и т.д.
Данный феномен изучается как в отечественной (Брушлинский А.В., Сергиенко
Е.А., Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Прохоров А.О., Ребеко Т.А., Холодная М.А.
и др.), так и зарубежной (Квиллиан М.Р., Коллинз А.М., Купер Л.А., Румельхарт
Д., Пинкус А.Л., Савадори Л., Никотра Э., Смит Е.Е., Рипс Л., Тверски А.,
Хеменвей К., Шобен Е. и др.) науке. Обобщая исследования, можно сказать, что
особенностью ментальных репрезентаций является то, что на основе уже
хранимой личностью информации, вырабатываются новые знания о
происходящих событиях, явлениях, ситуациях.
Различные факторы оценки трудных жизненных ситуаций личностью
рассматриваются в работах отечественных ученых: Александровой О.В.,
Парфеновой Н.Б., Василюка Ф.Е., Муздыбаевой К.К., Маленовой А.Ю., Рягузовой
Е.В., Холодной М.А. и др. Наиболее полно изучение когнитивного оценивания
трудной жизненной ситуации нашло отражение в работах Битюцкой Е.В.. Автор
систематизировала критерии когнитивного оценивания и выделила основные
характеристики, например: общие признаки ТЖС; затруднения в принятии
решения и др. (Битюцкая, 2013б).
Таким образом, опираясь на теоретические разработки, мы можем
предположить, что когнитивные стили влияют на защитное и совладающее
поведение, но не напрямую, а через построение ментальной репрезентации
трудной жизненной ситуации.
Цель диссертационной работы: выявление влияния ментальной
репрезентации трудной жизненной ситуации на защитное и совладающее
поведение у взрослых с разными когнитивными стилями.
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблем
ментальной репрезентации трудных жизненных ситуаций, когнитивных стилей,
защитного и совладающего поведения и обобщить эмпирические исследования по
данной проблеме.
2. На основе анализа эмпирических исследований систематизировать
основные критерии оценивания трудной жизненной ситуации.
Методические:
1. Подобрать комплекс методик, адекватных целям и задачам
эмпирического исследования.
2. Сформировать методический комплекс для исследования
особенностей ментальной репрезентации трудной жизненной ситуации на основе
качественных (психосемантических и рисуночных) методов.
Эмпирические:
1. Определить принадлежность к когнитивным стилям, общие
закономерности построения ментальной репрезентации, защитного и
совладающего поведения у взрослых.
2. Изучить особенности ментальной репрезентации трудной жизненной
ситуации в зависимости от принадлежности личности к когнитивному стилю.
3. Исследовать связь особенностей ментальной репрезентации с
защитным и совладающим поведением.
4. Показать влияние когнитивных стилей на защитное и совладающее
поведение в трудной жизненной ситуации с учетом специфики построения ее
ментальной репрезентации.
Объект исследования: защитное и совладающее поведение в трудных
жизненных ситуациях.
Предмет исследования: влияние ментальной репрезентации трудной
жизненной ситуации на защитное и совладающее поведение у взрослых с
разными когнитивными стилями.
Теоретическая гипотеза исследования: ментальная репрезентация
трудных жизненных ситуаций является опосредующим звеном между
когнитивными стилями (узкий/широкий диапазон эквивалентности,
ригидный/гибкий познавательный контроль, когнитивная простота/сложность),
совладающим поведением и защитными механизмами личности.
Исследовательские гипотезы:
1. Наиболее значимыми признаками трудной жизненной ситуации у
взрослых людей, отражающимися в ментальной репрезентации, являются ее
сложность, эмоциональный фон, прогнозируемость, неожиданность
возникновения и возможность преодоления.
2. Существуют различия в ментальной репрезентации трудной
жизненной ситуации у людей, принадлежащих к разным полюсам когнитивных
стилей: узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидный/гибкий
познавательный контроль, когнитивная простота/сложность.
3. Особенности ментальной репрезентации связаны с выбором стратегий
совладания и защитных механизмов личности.
4. Ментальная репрезентация трудной жизненной ситуации выступает
предиктором защитного и совладающего поведения у взрослых с различными
когнитивными стилями (узкий/широкий диапазон эквивалентности,
ригидный/гибкий познавательный контроль, когнитивная простота/сложность).
5. Качественные методы исследования (словесное описание трудной
жизненной ситуации, направленный ассоциативный эксперимент, семантический
дифференциал, визуальный портрет трудной жизненной ситуации) могут быть
использованы для выявления специфики ментальной репрезентации трудной
жизненной ситуации.
Методологическую основу исследования составляют: субъектно-
деятельностный подход, в котором на первый план выходят внутренние
предпосылки психической активности с учетом ее индивидуального своеобразия
(Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В., Абульханова К.А.) и системно-субъектный
подход, развивающий и уточняющий идеи субъектно-деятельностного подхода в
современном контексте (Сергиенко Е.А.) (Сергиенко, 2011); когнитивный, в
частности, когнитивно-стилевой подход в психологии (Уиткин Г., Каган Дж,
Гарднер Р., Хольцман П., Келли Дж., Холодная М.А., Шкуратова И.П. и др.);
отечественный и зарубежный подходы к изучению стресса, совладающего
поведения и защитных механизмов личности (Анцыферова Л.И., Крюкова Т.Л.,
Хазова С.А., Сапоровская М.В., Грановская Р.М., Никольская И.М., Куфтяк Е.В.,
Сирота Н.А., Вассерман Л.И., Lazarus R., Folkman S., Vaillant G., Cramer P., Haan
N. и др.); теоретико-эмпирические исследования по проблеме построения
ментальной репрезентации, восприятия, оценки, концептуализации человеком
трудных жизненных ситуаций (Гришина Н.В., Битюцкая Е.В., Маленова А.Ю.,
Прохоров А.О., Хазова С.А., Холодная М.А. и др.).
Методы исследования: 1. Теоретические: теоретический анализ,
сопоставление и обобщение современных теоретико-методологических
исследований зарубежной и отечественной психологии. 2. Организационные:
сравнительный (метод поперечных срезов). 3. Эмпирические: опрос,
тестирование, качественные методы сбора данных. 4. Методы обработки
данных: количественный (сравнительный, корреляционный, контент-анализ,
регрессионный анализ, дисперсионный анализ, дискриминантный анализ).
Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью
статистических методов (с использованием программных пакетов: IBM SPSS
Statistics 21 и STATISTICA 12).
Достоверность полученных результатов исследования определяется
всесторонним критическим анализом данных, имеющихся в отечественных и
зарубежных источниках по проблеме ментальной репрезентации, защитного и
совладающего поведения, когнитивных стилей; адекватностью научного аппарата
целям и задачам работы, непротиворечивостью и обоснованностью теоретических
положений и выводов; применением комплекса апробированных и
взаимодополняющих методов и методик, адекватных психологической сущности
изучаемых феноменов (ментальной репрезентации, когнитивных стилей,
защитного и совладающего поведения); значительным объемом,
продолжительностью и планомерностью эмпирического исследования,
репрезентативностью выборки; применением современных методов
математической статистики для количественной и качественной обработки
данных, релевантных гипотезам исследования; а также соотнесением полученных
данных с результатами зарубежных и отечественных исследований.
Научная новизна: впервые проведено исследование влияния когнитивных
стилей узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидный/гибкий
познавательный контроль, когнитивная простота/сложность на совладающее
поведение и защитные механизмы личности с учетом специфики ментальной
репрезентации трудной жизненной ситуации; впервые установлена связь
узкого/широкого диапазона эквивалентности, ригидного/гибкого познавательного
контроля, когнитивной простоты/сложности с восприятием и оценкой трудной
жизненной ситуации, показана их роль в построении образа ситуации
(ментальной репрезентации). Доказано, что представители каждого когнитивного
стиля строят ментальную репрезентацию на основе наиболее значимых и
специфических для стиля характеристик (возможность изменения,
эмоциональный фон, разрешимость, безопасность, насыщенность происходящих
событий). Получены оригинальные данные о связи ментальной репрезентации, в
частности, таких ее характеристик, как изменчивость, оптимистическая оценка,
временные параметры со стратегиями совладающего поведения и защитными
механизмами личности. Доказана эффективность использования качественных
методик, позволяющих выявить индивидуальную специфику восприятия и оценки
трудной жизненной ситуации.
Теоретическая значимость. Диссертационная работа направлена на
разработку проблемы влияния когнитивных стилей на особенности защитного и
совладающего поведения с учетом специфики ментальной репрезентации трудной
жизненной ситуации, что является новым подходом, позволяющим
систематизировать, уточнить и дополнить научные знания в психологии стресса и
совладающего поведения.
На основе теоретического анализа выделены и систематизированы
основные критерии оценивания трудной жизненной ситуации с точки зрения ее
разрешимости, силы воздействия, последствий и др. Представлен анализ
исследований связи когнитивных стилей и совладающего поведения, механизмов
психологических защит.
Практическая значимость определяется возможностью использования
полученных результатов в психологическом консультировании по проблеме
поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Кроме того, результаты
работы могут быть использованы в учебных курсах по дисциплинам:
«Психология развития и возрастная психология», «Психология личности»,
«Когнитивная психология», «Психология стресса и совладающего поведения»,
«Психологическое консультирование». Обоснован и апробирован
психодиагностический инструментарий, позволяющий выявить индивидуальную
специфику восприятия и оценки трудной жизненной ситуации, представленной в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету