Формирование произношения у детей с врожденными расщелинами губы и нёба в процессе этапной логопедической работы

Агаева Виктория Евгеньевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Проблема комплексной помощи детям с врожденными
расщелинами губы и нёба ……………………………………………………. 16
1.1. Соматические и функциональные особенности развития детей с
врожденными расщелинами губы и нёба ………………………………………16
1.2. Составляющие процесса абилитации детей с врожденными расщелинами
губы и нёба .……………………………………………………………………… 29
1.3. Семейно-центрированный подход как система оказания помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью ………………..…..40
1.4. Компетентность современного логопеда в сфере работы с ребенком с
врожденной расщелиной губы и нёба и его семьей ..…………………………. 51
Выводы по 1 главе ……….………………………………………………………59
Глава 2. Изучение показателей реабилитационного/абилитационного
потенциала детей с врожденными расщелинами губы и нёба ………….. 61
2.1. Организация и методика проведения пилотной части исследования .….. 61
2.2. Результаты пилотной части исследования ..………………………………… 70
2.3 Организация и методика проведения констатирующего этапа основной
части исследования ……………………….………………………………………76
Выводы по 2 главе ……….……………………………………………………….80
Глава 3. Формирование произношения у детей с врожденными
расщелинами губы и нёба в процессе этапной логопедической работы …82
3.1 Профилактический этап ранней логопедической помощи детям с
врожденными расщелинами губы и нёба ………………………………………82
3.2 Основной этап логопедической работы по формированию произношения
детей с врожденными расщелинами губы и нёба ……………………………111
3.2.1 Организация и методика изучения речи детей экспериментальной и
контрольной групп ……………………………………………………………. 112
3.2.2 Дифференцированная логопедическая работа по формированию
произношения детей экспериментальной и контрольной групп .………….. 128
Выводы по 3 главе ………………………………………………………………139
Заключение ……………………………………………………………………144
Список литературы .………………………………………………………… 149
Приложения ……………………………………………………………………176
Приложение 1……………………………………………………………………176
Приложение 2 …………………………………………………………………..179
Приложение 3 …………………………………………………………………..181
Приложение 4 …………………………………………………………………..184
Приложение 5 …………………………………………………………………..187
Приложение 6 …………………………………………………………………..191
Приложение 7 …………………………………………………………………..194

Во введении определены актуальность исследования, его цель, объект, предмет,
задачи, гипотеза, методы исследования, раскрывается научная новизна и практическая
значимость, излагаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Проблема комплексной помощи детям с врожденными
расщелинами губы и нёба» представлен анализ литературных источников по теме
исследования и рассматриваются современные составляющие междисциплинарной
помощи ребенку с ВРГН с позиции его реабилитационного / абилитационного
потенциала.
Становление комплексной помощи лицам с ВРГН начинается во второй
половине XIX в. с оценки хирургами результатов оперативного восстановления
нёбного свода и его влияния на качество речи (Н.И. Пирогов, Н.В. Воронцовский, А.А.
Лимберг, Б. Лангбэк, К.Кез и др.). Вывод о значимости логопедического воздействия
определил развитие педагогических методов исправления ринолалии (Г. Гуцман, В.А.
Каретникова, М.Е. Хватцев; С. Борель-Мезони, В. Ведю, Ф.А. Рау, З.Г. Нелюбова и
др.). Обобщение постепенно накапливаемых эмпирических данных об анатомических,
физиологических и психических особенностях лиц с ВРГН позволило выстроить
современную систему их абилитации (Б.Я. Булатовская, С.И. Блохина, Г.В. Гончаков,
С.В. Дьякова, Ад.А. Мамедов, С.В. Чуйкин и др.).
Реабилитационный / абилитационный потенциал детей с ВРГН, опираясь на
информацию, относящуюся к диагнозу и функционированию, определяется сложным
соотношением биологических факторов, характеризующих соматический и
неврологический статусы ребенка (показателей здоровья), и социальных факторов,
отражающих особенности комплексного сопровождения и микросоциального
окружения (показателей, связанных со здоровьем).
Описание факторов реабилитационного / абилитационного потенциала ребенка
с ВРГН широко представлено в специальной литературе. Соматические и
функциональные особенности развития, причины возникновения расщелин и их виды,
сопутствующие заболевания рассматриваются как показатели биологических факторов
(Л.Г. Варфоломеева, М.П. Водолацкий, А.С. Герасимова, С.В. Дьякова, Н.М.
Медведовская, М.Н. Митропанова, Е.Ю. Радциг, А.И. Уракова, Т.В. Хлобыстова, С.В.
Чуйкин и др.). Этиология и патогенез ринолалии раскрыты в работах Л.И. Вансовской,
Т.В. Волосовец, И.И. Ермаковой, А.Г. Ипполитовой, О.С. Орловой, Г.Н. Соломатиной,
Г.В. Чиркиной и др. Авторы указывают, что нарушение взаимосвязи и
дискоординация артикуляционных и мимических мышц, снижение кинестезий,
патологическое положение языка, ослабление речевого выдоха, различные нарушения
прикуса приводят к развитию гиперназализации и искаженного звукообразования.
Специалисты, изучающие особенности развития и коррекции речи детей с
ВРГН, сходятся во мнении, что восстановление нормальных анатомо-
физиологических условий в артикуляционном аппарате создает основу для
формирования и/или исправления ее произносительной стороны. Поэтому одним из
важнейших вопросов остается определение оптимальных сроков хирургической
пластики нёба как одного из показателей социальных факторов реабилитационного /
абилитационного потенциала (С.И. Блохина, Г.В. Гончаков, Ад.А. Мамедов, O.C.
Thiele, M. Kara, P. Corthouts и др.).
Важнейшим показателем социальных факторов является качество оказания
логопедической помощи. В России система логопедической работы с детьми с ВРГН
начала складываться в 30-х гг. ХХ в. Этапы коррекционной работы по устранению
ринолалии – дооперационный и послеоперационный – впервые были обозначены А.Г.
Ипполитовой (1963, 1983). И.И. Ермакова (1984, 1996) выделила четыре этапа:
дооперационный подготовительный; послеоперационный; этап коррекции
звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции; этап полной
автоматизации новых навыков. Приемы, предложенные авторами, предусматривали
работу с детьми дошкольного возраста. Дальнейшее развитие направлений
логопедической работы с дошкольниками с ВРГН нашло отражение в исследованиях
Л.И. Вансовской, Е.П. Васильевой, Н.Б. Геллер, Г.Н. Соломатиной, Г.В. Чиркиной и
других ученых.
Отечественные методики работы с детьми раннего возраста с ВРГН
фрагментарны (А.С. Балакирева, Т.В. Волосовец, Т.Ю. Дерунова). В научной статье
Обуховой Н.В., Рогожиной Ю.С. (2019) описана логопедическая помощь детям с
ВРГН первых лет жизни, которая обусловлена алгоритмом хирургического лечения и
может проводиться только в специализированных реабилитационных центрах. Не
разработаннымиявляютсяорганизационно-методическиеаспекты
профилактического этапа ранней логопедической помощи, которая не зависит от
оперативного вмешательства.
В исследованиях по социальной адаптации лиц с ВРГН и их семей показано, что
имеющиеся трудности связаны с эмоциональным стрессом, трудностями родителей в
оценке соматического и неврологического состояния ребенка, их недостаточной
информационной и методической компетенцией (В.А. Зеленский, Е.С. Набойченко,
Н.В. Обухова, Г.Н. Соломатина, И.А. Чистоградова, D. Chattopadhyay, G.P. Priyono,
L.C. Richman и др.). Это определяет потребность в специально организованной
помощи семье по созданию условий для психофизического развития детей и их
социализации.
Значимым показателем социальных факторов реабилитационного /
абилитационного потенциала ребенка с ВРГН является компетентность логопеда.
Современная концепция специального образования требует осведомленности
специалиста в вопросах медицины, психологии и педагогики. Это позволит отбирать
и использовать адекватные технологии коррекционного воздействия (А.А. Алмазова,
И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, О.С. Орлова, Л.А. Пантелеева, О.Г.
Приходько и др.).
В настоящее время компетентностная модель представлена в ФГОС ВО по
направлению «Специальное (дефектологическое) образование». В ней не
конкретизированы компетенции логопеда, работающего с разными категориями
нарушенного речевого развития, а содержатся только трудовые функции, знания,
умения и навыки. Научная и учебно-методическая литература, посвященная
особенностям коррекционно-развивающей работы с детьми с ВРГН, а также
собственные исследования позволяют рассматривать структуру профессиональной
компетентности логопеда в сфере помощи детям данной категории через
совокупность непосредственно логопедической работы с ребенком и психолого-
педагогического взаимодействия с его семьей.
Таким образом, анализ специальной литературы по проблеме исследования
выявил, что среди показателей социальных факторов реабилитационного /
абилитационного потенциала ребенка с ВРГН профилактический этап ранней
логопедической помощи не рассматривался. Включение данного показателя в
реабилитационный / абилитационный потенциал позволит определить его влияние на
эффективность формирования произношения детей с ВРГН и потребует уточнения
содержания коррекционно-развивающего воздействия.
Во второй главе «Изучение показателей реабилитационного /
абилитационного потенциала детей с врожденными расщелинами губы и нёба»
представлены организация, методика и результаты пилотной части исследования, а
также констатирующего этапа его основной части. Работа проводилась на базе
Клинического Центра челюстно-лицевой, пластической хирургии и стоматологии
ФГБОУ ВО МГМСУ имени А.И. Евдокимова Минздрава России и кафедры логопедии
ИСОиП МГПУ.
В пилотной части исследования апробирована диагностическая программа
изучения состояния речи детей с различными видами ВРГН, а также показателей
биологических и социальных факторов, составляющих реабилитационный /
абилитационный потенциал каждого ребенка. В ней использованы следующие
методы:
– логопедическое обследование, основанное на традиционных методических
приемах и позволяющее оценить текущий речевой статус (А.С. Балакирева, Т.Н.
Волковская, О.Е. Грибова, Р.Е. Левина, Г.Н. Соломатина и др.);
– анализ анамнестических данных и заключений педиатра, хирурга-стоматолога,
генетика, ортодонта, невролога, результатов рентгеновских снимков и
эндоназофарингоскопии для определения показателей биологических факторов;
– анкетирование и беседы с родителями и логопедами для определения
показателей социальных факторов;
– количественный и качественный анализ полученных результатов.
Изучение показателей биологических факторов включило определение тяжести
челюстно-лицевой патологии (вид расщелины), этиологии врожденного порока,
состояния небно-глоточного смыкания, ортодонтического и неврологического
статусов. Исследование социальных факторов заключалось в регистрации сроков
хирургического вмешательства, определении социальной ситуации развития и
изучении осведомленности логопедов в сфере помощи детям с ВРГН. По результатам
исследования проведен анализ выявленных показателей и установлена их связь с
качеством произносительной стороны речи детей.
В пилотной части участвовали 104 ребенка 7-9 лет ВРГН, 100 их родителей
(законных представителей), 60 логопедов образовательных организаций.
Дети были распределены на две группы в зависимости от срока хирургического
вмешательства. Пилотная группа I (ПГ I) включила 21 ребенка, прооперированного до
3-хлетнего возраста. Пилотную группу (ПГ II) составили 83 ребенка, уранопластика
которым проведена в возрасте после трех лет. Логопедическую помощь каждый из
детей получал с дошкольного возраста. Результаты логопедической диагностики
показали вариативность состояния произношения детей ПГ I и ПГ II (рис. 1).
80,00%
62,00%
60,00%
42,00%
36,00%
40,00%
24,00%22,00%
20,00%14,00%

0,00%
НормаНЗРинолалия

ПГ IПГ II

Рис. 1. Состояние произносительной стороны речи детей пилотных групп
Нормативная речь отмечена у 13 детей (62%) ПГ I и 35 детей (42%) ПГ II.
Нарушения звукопроизношения (НЗ) различной этиологии при отсутствии
назализации встречаются у 5 детей ПГ I (24%) и 30 (36%) ПГ II. Ринолалия сохраняется
у 3 детей (14%) ПГ I и у 18 детей (22%) ПГ II. На данной выборке нами не обнаружено
значимых различий по состоянию речи детей двух групп: значение критерия χ2
Пирсона составляет 2.627 (при критическом значении 5.991), р>0.05. Таким образом,
прямая зависимость между сроком операции (факторным признаком) и качеством
речи (результативным признаком) не выявлена.
Изучение социальной ситуации развития детей ПГ I и ПГ II показало: 59 детей
(57%) из 104 воспитываются в полной семье; 30 (29%) – в неполной; 8 (8%) – в
многодетной; 3 (3%) – в приемной; 4 (4%) – в школе-интернате. В возрасте до 3-х лет
прооперированы в основном дети из полных семей (16 из 59). Все дети из многодетных
семей и из школ-интернатов прооперированы после 3-хлетнего возраста.
Анализ данных логопедического обследования выявил, что детей с
нормативной речью больше в полных семьях – 31 ребенок (53%), ринолалия
сохраняется у 8 (13%). В неполной семье речь детей сформирована в 13 случаях (43%),
ринолалия отмечена в 5 (17%). В многодетной семье речь нормативна у 3 детей,
ринолалия сохраняется в 3 случаях. В приемной семье речь одного ребенка
соответствует норме, у 2 остается ринолалия. Среди детей из школ-интернатов не
выявлено ни одного ребенка с речевой нормой (табл. 1). Статистически полученное
значение φ⃰эмп (критерий Фишера) = 2.047, отвергает случайность результата. Это
позволяет сделать вывод о том, что дети с благоприятной социальной ситуацией
развития (полная семья) чаще оперируются в ранние сроки и достигают нормативной
речи.
Таблица 1. Результаты изучения социальной ситуации развития и качества
речи детей пилотной группы
Тип семьиКол-Сроки операцииРечевое развитие
водо 3-х лет после 3-хНормаНЗРинолалия
семейлет
полная591627%4373%3153%2034%813%
неполная30413%2687%1343%1240%517%
многодетная8–88%33%22%33%
приемная311%22%11%–22%
нет семьи4–44%–11%33%
Информационный срез о компетентности логопедов в вопросах, касающихся
особенностей развития детей с ВРГН и организационно-методических аспектов
коррекционной работы с ними получен с помощью анкетирования. Оно предполагало
как самооценку готовности к работе с данной речевой патологией и стремления к
профессиональному росту, так и экспертную оценку.
В исследовании участвовало 60 логопедов образовательных организаций,
имеющих высшее профессиональное образование и стаж профессиональной
деятельности свыше 5 лет. 24 респондента (40%) не смогли описать первичные
нарушения при открытой органической ринолалии; 30 (50%) – обозначить
направления коррекционной работы; 34 (57%) – затруднились назвать
соответствующуюучебно-методическуюлитературу.Трудности
практического/теоретического характера при работе с детьми с ВРГН возникали у 26
(43%) / 6 (10%) специалистов соответственно. Заинтересованность родителей в
логопедической работе отметили 12 специалистов (20%), 18 (30%) указали на их
пассивную позицию. Среди форм организации работы с семьей отмечено лишь
участие в выполнении домашних заданий. Вопросы психокоррекционной помощи
семье оказались для опрошенных не актуальными. 32 респондента (53%) не считают
необходимым повышать и расширять свою профессиональную компетенцию в данной
области, так как не видят в этом практической значимости.
Анализ результатов пилотной части исследования позволяет сделать
следующие выводы:
– преобладающим этиологическим фактором возникновения ВРГН является
тератогенез;
– вид расщелины влияет на ортодонтический статус и сроки лечения: у
большинства детей с ринолалией и нарушениями звукопроизношения различной
этиологии при отсутствии назализации ПГ II оно не закончено;
– нормативное звукопроизношение и тембр голоса зависят от полноценности
небно-глоточного смыкания. При его анатомическом нарушении сохраняется
ринолалия. Заметим, что и при успешном хирургическом лечении у детей ПГ II (16 %)
речь полностью не восстановлена. Также у детей этой группы встречаются
послеоперационные дефекты нёба;
– выраженная неврологическая симптоматика является причиной сохранения
ринолалии. Нерезко выраженные неврологические нарушения ухудшают речевой
прогноз, что более выражено у детей ПГ II (14% и 20% соответственно);
– значимость социальных условий развития подтверждена тем, что дети,
воспитывающиеся в полных семьях, в более ранние сроки включаются в систему
оказания комплексной помощи, получают хирургическое лечение и достигают
разборчивой речи;
– результаты изучения осведомленности логопедов указывают на
целесообразность ее повышения в вопросах абилитации детей с ВРГН. Это обеспечит
качественное оказание коррекционной помощи и опосредованно улучшит
мотивированность включения родителей в процесс социализации ребенка.
В основной части экспериментального исследования описана предлагаемая
этапность логопедической работы с детьми с ВРГН (рис. 2).
В профилактическом этапе ранней логопедической помощи участвовало 58
детей с ВРГН первых трех лет жизни (35 мальчиков (60%), 23 девочки (40%)) и 58 их
родителей/законных представителей – экспериментальная группа (ЭГ). По
диагностической программе, апробированной в пилотной части исследования,
проведено констатирующее изучение показателей биологических и социальных
факторов реабилитационного / абилитационного потенциала каждого ребенка
(табл.2).
Таблица 2. Некоторые показатели реабилитационного / абилитационного
потенциала детей ЭГ
Показатель реабилитационного/абилитационного потенциалаКоличество детей
Вид расщелиныизолированная расщелина нёба2034%
односторонняя расщелина губы и нёба2747%
двусторонняя расщелина губы и нёба1119%
Соматический статусне отягощен1933%
отягощен3967%
Ортодонтический статусне нуждаются в лечении2034%
предхирургическая ортодонтия1526%
не получали лечения2340%
Неврологический статусне отягощен1729%
отягощен4171%
Начало занятийпервый год жизни58100%
Срок хирург. вмешательства до 3-х лет58100%
Тип семьиполная4985%
неполная610%
многодетная35%
Количество занятий658100%
Этапы логопедической работы с детьми с ВРГН

Цель: создание оптимальныхПринципы: общедидактические;
условий для речевого развитиякомплексное воздействие; семейно-
ребенка с ВРГН в процессецентрированный подход;
специально организованногодифференцированный подход; организация
коррекционно-логопедическогозанятий в рамках ведущей деятельности
воздействияребенка; раннее начало логопедической
работы

Этапы и направления логопедической работы

Психокоррекционное направление:
– формирование мотивационной
профилактический

СРП
логопедической

Консультативкомпетентности родителей
этап ранней

но-Информационно-обучающее
помощи
0-3 года

обучающиенаправление:проф.
занятия- формирование информационноймедиц.
логопеда скомпетентности и обучение родителейцентры
родителямиэлементарным коррекционным
приемам
Систематическое наблюдениедетские
поли-
клиники
– развитие функциональных
логопедической

Устранение
старше 3-х лет
основной этап

нарушенийвозможностей мышц
ППЦ
работы

произношения наартикуляционного аппарата
– развитие физиологического иПММСЦ
индивидуальных
логопедическихфонационного дыхания
занятиях- нормализация баланса
резонирования и развитие
акустических характеристикДОО
голоса
– развитие фонематического
восприятия
– коррекция звукопроизношения

Рис.2.Этапы логопедической работы по формированию произношения детей с ВРГН
Таким образом, для детей ЭГ учтены показатели факторов реабилитационного
/ абилитационного потенциала: биологические – вид расщелины, соматический,
ортодонтический, неврологический статусы; социальные – срок хирургического
вмешательства, социальная ситуация развития, профилактический этап ранней
логопедической помощи.
Доречевое развитие ребенка оценивалось в конце первого и второго полугодия
жизни с помощью метода наблюдения за его голосовыми, доречевыми и первыми
вербальными реакциями в процессе взаимодействия со взрослыми, анализа сведений
из бесед с родителями (законными представителями) и предоставленных
видеоматериалов. В соответствии с критериями, разработанными О.Г. Приходько
(2009, 2018), задержка доречевого развития определялась по позднему появлению
голосовых реакций, их малой активности, звуковому однообразию, фрагментарности
и слабой интонационной выразительности гуления и лепета.
Раннее речевое развитие ребенка оценивалось во втором полугодии второго
года и в конце третьего года жизни с помощью метода наблюдения за его спонтанной
речевой активностью в процессе игровой деятельности и вербальной коммуникации с
родителями и другими взрослыми, анализа сведений из бесед и предоставленных
видеоматериалов. В соответствии с критериями, разработанными О.Г. Приходько
(2009, 2018), задержка речевого развития определялась по более позднему началу речи
и/или замедлению темпов и качества ее формирования, медленному расширению
активного словаря, трудностям усвоения грамматических категорий, более позднему
появлению фразовой речи (табл.3).
Таблица 3. До- и речевое развитие детей ЭГ
Речевой статусНормативноеЗадержка доречевого Задержка речевого
Возрастразвитие речиразвитияразвития
6 месяцев916%4984%—-
Первый год1119%4771%—-
жизни
18 месяцев814%—-5086%
Третий год1933%—-3967%
жизни
В реабилитационном / абилитационном потенциале детей контрольной группы
(КГ) отсутствовал показатель по проведению профилактического этапа ранней
логопедической помощи. Эффективность этапной логопедической работы будет
сравниваться именно по наличию данного показателя социальных факторов
реабилитационного / абилитационного потенциала ребенка с ВРГН.
В третьей главе «Формирование произношения у детей с врожденными
расщелинами губы и нёба в процессе этапной логопедической работы» обобщены
результаты основной части исследования: профилактического этапа ранней
логопедической помощи (обучающего) и этапа дифференцированной логопедической
работы по коррекции произношения (контрольного) детей ЭГ и КГ. Цель обучающего
этапа – разработать и апробировать программу ранней логопедической помощи детям
с ВРГН, основанную на семейно-центрированном подходе. Программа предполагает
организацию сопровождения речевого развития ребенка с периода новорожденности
и формирование родительской компетенции на консультативно-обучающих занятиях.
Родительская компетенция позволит создать условия для оптимального развития речи
ребенка с ВРГН (рис.3).
Программа ранней логопедической помощи детям с ВРГН

Цель: обеспечение логопедомПринципы: развивающего
специализированнойхарактера; деятельностный;
коррекционно-развивающейинтеграции усилий
помощи детям с ВРГН первыхближайшего социального
трех лет жизни, основанной наокружения; мотивации;
семейно-центрированном подходецелостности

Форма работы: консультативно-обучающие занятия с родителями

НаправлениеНаправление
психокоррекционноеинформационно-обучающее

0–66 – 121 – 1,61,6 – 22 – 2,62,6 – 3
месмесгодагодагодагода

Целевые ориентиры
 активное и продуктивное включение родителей в коррекционный процесс
 повышение эффективности и снижение длительности индивидуальных
логопедических занятий
 уменьшение степени назализации в тембре голоса ребенка
 нормативная артикуляция звуков раннего онтогенеза

ПрофильныеДетскиеСлужбыППЦДомашнее
медицинскиеполи-раннейвизити-
центрыклиникипомощиППМСрование
Ц
Рис. 3. Программа ранней логопедической помощи детям с ВРГН
Программа ранней логопедической помощи реализовывалась в ходе
консультативно-обучающих занятий с родителями, направленных на формирование
их информационной и мотивационной компетенции, а также на овладение ими
элементарными приемами преодоления артикуляционных, голосовых и дыхательных
патологических стереотипов, приводящих к ринолалии. Данная форма работы
выбрана потому, что психофизические особенности детей раннего возраста,
удаленность их проживания от центра диспансеризации, трудности материального и
социального характера, краткий срок пребывания в стационаре не позволяют
проводить структурированные занятия в течение длительного времени.
Определяющим является и факт особой значимости для ребенка раннего возраста
эмоционально близкого взрослого.
С родителями (законными представителями) детей ЭГ (58 человек) проведено
шесть консультативно-обучающих занятиях в первые три года жизни ребенка (0-6, 6-
12 мес., 1-1,6, 1,6-2, 2-2,6, 2,6-3 г.). Структура и содержание занятий было обусловлено
решением задач психокоррекционного и информационно-обучающего направлений
(Т.Н. Волковская, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, В.В. Ткачева и др.). Учитывая
специфику развития ребенка с ВРГН младенческого и раннего возраста и потребности
его семьи, каждое занятие состояло из трех частей: беседа, направленная на
формирование родительской компетенции; ознакомление с видами и формами
взаимодействия с ребенком, способствующим его развитию по основным линиям –
социальное, познавательное, доречевое/речевое, двигательное (О.Г. Приходько, Е.М.
Мастюкова); обучение элементарным логопедическим приемам – стимулирующим,
компенсаторным, тренировочным. Родители овладевали до/послеоперационным
массажем верхней губы и нёба, пассивной мимической и артикуляционной
гимнастикой, манипулятивными действиями в режимные моменты, выполнением в
игровой и подражательной форме артикуляционных, дыхательных и голосовых
упражнений, развивающими играми.
Цель контрольного этапа исследования – доказать эффективность программы
ранней логопедической помощи детям с ВРГН по результатам логопедической работы
по коррекции произношения. В нем участвовали 58 детей ЭГ в возрасте 4,6-5 лет.
Также к исследованию были привлечены 50 детей с ВРГН этого же возраста,
прооперированные до 3-х лет, но не участвующие в обучающем этапе. Они составили
контрольную группу (КГ).
Для определения речевого статуса детей ЭГ и КГ проведено логопедическое
экспресс-обследование, составленное с использованием материалов Т.Н. Волковской,
О.Е. Грибовой, Г.В. Чиркиной, Г.Н. Соломатиной и др. Оно показало, что детей с
нормативным речевым развитием в ЭГ больше, чем в КГ, детей с ФФН больше в КГ,
чем в ЭГ, дошкольники с ОНР составляют равное количество (табл.4).
Таблица 4. Уровень речевого развития детей ЭГ и КГ
УчастникиЭГКГ
обследования(58 детей)(50 детей)
Речевой статус
нормативная речь1424%612%
ФФН3560%3672%
ОНР916%816%
ОНР ОНР ОНРОНР ОНР ОНР
(I) (II)(III)(I)(II) (III)
126134
Для проведения коррекции звукопроизношения и тембра голоса были отобраны
дети с ФФН: ЭГ – 35 дошкольников (22 мальчика и 13 девочек; 7 детей с двусторонней
ВРГН, 16 – с односторонней ВРГН, 12 – с изолированной расщелиной нёба), КГ – 20
дошкольников (12 мальчиков и 8 девочек; 5 детей с двусторонней ВРГН, 8 – с
односторонней ВРГН, 7 – с изолированной расщелиной нёба). Никто из детей ЭГ и КГ
не находился под наблюдением невролога и сурдолога.
Опираясь на данные исследований по изучению характера нарушений
произношения у детей с ВРГН, мы выделили показатели качества дыхания, голоса,
состояния мышц артикуляционного аппарата и звукопроизношения и
проанализировали их состояние у детей ЭГ и КГ. Статистический анализ с
использованием критерия φ* (угловое преобразование Фишера) достоверно
подтвердил достижение целевых ориентиров программы ранней логопедической
помощи. В речи детей ЭГ с большей частотой отмечается тип физиологического
дыхания, близкий к оптимальному, дифференциация носового и ротового выдоха
(φ*эмп=2,874, находящееся в зоне значимости (p<0,01)) и длительный ротовой выдох (φ*эмп = 4.106); отсутствие гиперназализации – баланс резонирования (φ*эмп=2.165); физиологичное положение языка (φ*эмп=3.914); успешность в выполнении важных для формирования звукопроизношения артикуляционных упражнений: «плюём губками» (φ*эмп=3.007), «плюём язычком» (φ*эмп=2.462), «лошадка» (φ*эмп=2.165); сформированность артикулем согласных звуков раннего онтогенеза. Дизартрические (речедвигательные) расстройства были отмечены у 15 детей (55%) ЭГ и 9 (57%) КГ, т.е. по данному показателю выявлено практически равнозначное соотношение. Фонематическое восприятие сохранно у 22 детей ЭГ (63%) и 11 детей КГ (55%), нарушено у 13 дошкольников ЭГ (37%) и 9 КГ (45%). Показательно, что нарушение фонематического восприятия в основном наблюдается у детей, имеющих дизартрические (речедвигательные) расстройства: в ЭГ из 13 дошкольников у 11, в КГ из 9 у 8. Ринолалия сохраняется у 9 детей ЭГ (26%) и 11 дошкольников КГ (55%), НЗ различной этиологии при отсутствии назализации – у 26 (74%) и 9 (45%) соответственно (рис.4). Статистически подтверждено, что произносительная сторона речи детей ЭГ близка к нормативной чаще, чем в КГ: ȹ э⃰ мп = 2.165 находится в зоне неопределенности (0,01

Актуальность исследования. Врожденные расщелины губы и нёба
(ВРГН) являются одним из наиболее распространенных черепно-лицевых
пороков. В разных регионах мира частота рождения детей с данной аномалией
составляет 1-2 ребенка на 1000 новорожденных (Н.А. Касимовская, Ад.А.
Мамедов, С.В. Чуйкин, F. Hoffmann, L. Perillo и др.). Грубый анатомический
дефект артикуляционного аппарата провоцирует стойкие функциональные
нарушения дыхания, сосания, глотания, жевания, обоняния, слуха. У детей с
ВРГН специфически искажается тембр голоса и звукопроизношение –
возникает открытая органическая ринолалия. Она обусловлена
патологическими стереотипами дыхания, голосооформления и
артикулирования (Е.С. Алмазова, А.С. Балакирева, Л.И. Вансовская, Т.В.
Волосовец, Т.Н. Воронцова, И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, М. Зееман, А.
Митринович-Моджеевска, О.С. Орлова, Г.Н. Соломатина, С.Л. Таптапова,
Г.В. Чиркина, L. Albery, K.R. Bzoch, C. Pamplona и др.). С возрастом возможен
риск формирования вторичных расстройств эмоционально-личностной,
поведенческой и коммуникативной сфер (В.А. Зеленский, Е.С. Набойченко,
И.А. Чистоградова, G.P. Priyono, D. Chattopadhyay и др.).
Абилитация, включающая современные медицинские технологии и
квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение, необходима
не только детям с ВРГН с самого рождения, но и их семьям. Развитие
полноценных функций питания, дыхания, речи, а также снижение негативного
психоэмоционального фона в семье и адаптация ребенка в социуме является
единой целью комплексной помощи (С.И. Блохина, Г.В. Гончаков, М.Д.
Дубов, С.В. Дьякова, Ад.А. Мамедов, Л.Е. Фролова, N. Alonso, A. Hemprichc,
L. Sommer и др.).
Анализ актуальных научных исследований показывает, что направления
и содержание лечебного и социально-абилитационного процесса
целесообразно рассматривать как с позиции Международной классификации
болезней (МКБ-10), определяющей этиологическую структуру изменений
здоровья, так и со стороны функционирования и ограничений
жизнедеятельности, представленных в Международной классификации
функционирования (МКФ). МКБ-10 и МКФ дополняют друг друга: первая
определяет диагноз, вторая – научную основу для изучения и анализа
показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем (видов, качества
и результатов вмешательств), т.е. сочетания биологических и социальных
факторов, определяющих эффективность социализации (Я.К. Бесстрашнова,
Е.В. Мельникова, А.А. Шмонин, А.В. Шошмин, S. Geyh, R. Müller и др.).
Подчеркнем, что в контексте МКФ показатели здоровья и показатели,
связанные со здоровьем, как по отношению ко взрослым, так и по отношению
к детям объединяются в понятии реабилитационный потенциал.
Реабилитационный потенциал – это комплекс биологических и
психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых
факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его
потенциальные способности (А.А. Баранов, В.П. Белов, И.Н. Денисов, И. Н.
Ефимов, М.В. Коробов, И.Ю. Левченко, Т.Н. Симонова, Е.И. Холостова, Н.Б.
Шабалина, C.M. Allan, W.J. Rejeski, G. Stucki и др.). Учитывая включение в
настоящее исследование участников в возрасте до 3-х лет, а также
современные тенденции развития системы ранней помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и возникшие в связи с этим
изменения в терминологии, в рамках данной научной работы по отношению к
детям с ВРГН мы будем пользоваться обобщенным понятием
реабилитационный/абилитационный потенциал.
В реабилитационном/абилитационном потенциале ребенка с ВРГН к
биологическим факторам относятся тяжесть нарушения челюстно-лицевой
области, результаты хирургического вмешательства, соматический,
ортодонтический и неврологический статусы, формирующиеся
патологические стереотипы дыхания, голосооформления и артикуляции.
Социальные факторы определяются сроками операции, качеством медико-
психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи, а также
особенностями социальной ситуации развития.
Современные медицинские технологии позволяют проводить
хирургическое устранение расщелин в первый год жизни ребенка (доречевой
период), что создает условия для полноценного формирования произношения
(А.С. Балакирева, Е.П. Васильева и др.). Однако клинические наблюдения за
развитием речи рано прооперированных детей указывают на наличие
анатомической специфики артикуляционного аппарата и стойкость
патологических функциональных стереотипов, приводящих к ринолалии (Г.В.
Гончаков, Н.В. Обухова, Н.В. Старикова, Е.Е. Халюта и др.). Кроме того, ряд
исследователей отмечает невозможность оперативного вмешательства в
младенческом возрасте. Это вызвано особенностями соматического статуса и
социальной ситуации развития детей (Н.А. Давлетшин, О.Л. Курбатова, О.З.
Топольницкий, С.В. Чуйкин и др.).
Анализ современных тенденций абилитации и данных о формировании
произносительной стороны речи детей с ВРГН выявляет потребность в
совершенствовании системы оказываемой им логопедической помощи. Это
обусловлено тем, что традиционные отечественные методики преодоления
ринолалии предполагают работу с детьми дошкольного возраста (Л.И.
Вансовская, И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Г.В. Чиркина). Исследования
Т.В. Волосовец (1995), Т.Ю. Деруновой (2003), А.С. Балакиревой (2005)
описывают особенности речи детей старше одного года и логопедическую
работу в речевой период. Н.В. Обуховой (2006) изучено психомоторное
развитие младенцев с ВРГН и описана педагогическая помощь родителям.
Однако программа коррекционно-развивающих мероприятий, независимых от
срока хирургического вмешательства и нацеленных на профилактику
возникновения ринолалии является неразработанным направлением.
Проведение профилактического этапа, как этапа ранней логопедической
помощи, позволит снизить негативные проявления дыхательных, голосовых и
артикуляционных стереотипов и послужит основой для дальнейшего
воздействия. Работа с детьми раннего возраста потребует включения семьи в
коррекционный процесс и соответствующей квалификации специалиста.
Все вышеизложенное позволяет констатировать наличие противоречий
между:
– потребностью детей с ВРГН в профилактических коррекционно-
развивающих мероприятиях с периода новорожденности и малым числом
научно-практических и методических разработок, ориентированных на их
психолого-педагогическое сопровождение в младенческом и раннем возрасте;
– необходимостью активного включения родителей детей с ВРГН в
коррекционно-педагогический процесс и их низкой информационной,
мотивационной и методической компетенцией;
– недостаточным уровнем профессиональной компетентности логопедов
в вопросах, касающихся особенностей развития детей с расщелинами и
логопедической работы с ними и недостатком специальных обучающих
программ по оказанию им профилактической помощи.
Данные противоречия определяют проблему исследования:
оптимизация логопедической работы с детьми с ВРГН путем разработки и
апробации программы ранней логопедической помощи, основанной на
семейно-центрированном подходе, учитывающей возможности
реабилитационного/абилитационного потенциала ребенка и структуру
профессиональной компетентности логопеда.
В рамках этой проблемы определена тема исследования:
«Формирование произношения у детей с врожденными расщелинами губы и
нёба в процессе этапной логопедической работы».
Цель исследования – совершенствование коррекционной работы по
формированию произношения у детей с ВРГН за счет включения
профилактического этапа ранней логопедической помощи, основанного на
семейно-центрированном подходе, как базиса для последующего воздействия.
Объект исследования – процесс этапной логопедической работы по
формированию произношения детей с ВРГН.
Предмет исследования – особенности коррекционно-развивающего
воздействия на произношение детей с ВРГН на разных этапах логопедической
помощи.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что
эффективность логопедической работы с детьми с ВРГН, критерием которой
является сформированное произношение, зависит не только от биологических
факторов – показателей здоровья, определяющих потенциал развития ребенка.
Существенным является качество социальных факторов – показателей,
связанных со здоровьем, среди которых поэтапное квалифицированное
логопедическое сопровождение с периода младенчества, осознанное участие
родителей и сформированность их компетенции, позволяющей предупредить
некоторые патологические особенности, влияющие на речевое развитие детей
с ВРГН.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить научную и методическую
литературу по изучаемой проблеме с целью определения стратегии и тактики
исследования.
2. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий для
выявления потребности ребенка с ВРГН в логопедической помощи.
3. Определить качество произношения детей, прооперированных в
возрасте до и после 3х лет и проанализировать влияние на него показателей
реабилитационного/абилитационного потенциала.
4. Обосновать необходимость включения профилактического этапа в
логопедическую работу с детьми с ВРГН разработкой и апробацией
программы ранней логопедической помощи, основанной на семейно-
центрированном подходе.
5. Доказать эффективность разработанной программы ранней
логопедической помощи в совершенствовании произношения у детей с ВРГН.
6. Выделить компоненты профессиональной компетентности
логопеда в свете профилактики и устранения ринолалии у детей с ВРГН.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
системный подход к организации коррекционно-педагогического процесса
(Л.С. Выготский, Е.А. Екжанова, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Н.М. Назарова,
Ф.Ф. Рау, Т.Б. Филичева и др.); комплексный подход к изучению и развитию
ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, О.Г.
Приходько, Е.А. Стребелева и др.); личностно-ориентированный подход (Е.М.
Мастюкова, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева и др.); семейно-
центрированный подход (Г. Вебер, К. Витакер, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева,
Н.Ш. Тюрина, О.В. Югова и др.); компетентностный подход в
профессиональном образовании (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя,
В.В. Мануйлова, А.В. Хуторской, И.М. Яковлева и др.); единство и сложное
динамическое взаимодействие биологических и социальных факторов в
развитии ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.);
концепция реабилитации / абилитации (А.А. Баранов, Р.Ж. Мухамедрахимов,
О.И. Пальмов, Т.Н. Симонова, Е.И. Холостова, Н.Б. Шабалина и др.);
концепция ранней комплексной помощи детям с ОВЗ (Л.И. Аксенова, Е.Р.
Баенская, Н.Ю. Григоренко, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова,
Е.А. Стребелева, Н.Ш. Тюрина, Н.Д. Шматко и др.); положения о
необходимости проведения всестороннего медико-психолого-
педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы
(Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, М.Е Хватцев, Г.В. Чиркина и др.);
современные представления о врожденных дефектах челюстно-лицевой
области (С.И. Блохина, Г.В. Гончаков, С.В. Дьякова, Ад.А. Мамедов и др.) и
об особенностях логопедической работы с детьми с ринолалией (Е.С.
Алмазова, А.С. Балакирева, Л.И. Вансовская, Т.В. Волосовец, И.И. Ермакова,
А.Г. Ипполитова, М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска, О.С. Орлова, Г.Н.
Соломатина, Г.В. Чиркина и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования, с учетом специфики
его предмета и объекта были выбраны методы: анализ и обобщение
литературы по изучаемой теме; эмпирические методы: анализ педагогической
и медицинской документации (амбулаторные и стационарные карты,
рентгеновские исследования, эндоназофарингоскопия), аудио- и
видеозаписей; беседы с родителями, врачами; анкетирование; логопедическое
обследование; педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и
контрольный); методы статистической обработки результатов
(корреляционный анализ Пирсона, угловое преобразование Фишера).
Организация и основные этапы исследования. В исследовательской
работе, которая проводилась с 2005 по 2020 годы на базе Клинического центра
челюстно-лицевой, пластической хирургии и стоматологии ФГБОУ ВО
МГМСУ имени А.И. Евдокимова Минздрава России и кафедры логопедии
ИСОиП МГПУ и состояла из двух частей, участвовало 212 детей с ВРГН, 178
их родителей (законных представителей), 60 логопедов образовательных
организаций.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Д.В. Уклонская, В.Е. Агаева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2– Т. – No – С. 218-(0,8 п.л. / 0,4 п.л. авт.вкл.).
    Современные возможности комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и нёба
    И.Ю. Левченко, В.Е. Агаева // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2– Т. – No – С. 217-221 (0,6 п.л. / 0,3 п.л. авт.вкл.).
    В.Е. Агаева, Т.Я. Мосьпан // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник25научных трудов. – Ялта: РИО ГПА. – 2– Вып. – Ч. – С. 10-(0,5 п.л. / 0,3 п.л. авт.вкл.).
    Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с врожденной расщелиной губы и неба
    В.Е. Агаева // Дефектология. – 2– No – С. 50-(0,8 п.л.)
    ✍️ Журнал
    Формирование произношения у детей с врожденными расщелинами губы и нёба в процессе этапной логопедической работы
    И.Ю. Левченко, В.Е. Агаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2– No – С. 16-– DOI 47639/2074-4986_2022_1_(0,8 п.л. / 0,5 п.л. авт.вкл.).
    Сравнительное изучение развития речи детей с ВРГН, прооперированных в возрасте до и после 3 лет
    В.Е. Агаева // Практическая дефектология. – 2– No 2(6). – С. 14-(0,6 п.л.).
    Роль раннего оперативного лечения в развитии речи детей с ринолалией
    В.Е. Агаева // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сб. научн. ст. по материалам межд. научно-практ. конф. 07-09 апреля 2016 г. – М.: ПАРАДИГМА, 2– С. 8-(0,4 п.л.).
    Модель ранней комплексной помощи детям с ринолалией
    В.Е. Агаева // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: метод. сб. по материалам межд. симпозиума, 23–26 августа 2018 г. – Москва, 2– С. 15-(0,3 п.л.).
    Здоровье сберегающие технологии в коррекционно-логопедической работе по устранению ринолалии
    В.Е. Агаева // Логопедическая26помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сб. научн. ст. по материалам межд. научно-практ. конф. 21–22 марта 2019 г. – М.: ПАРАДИГМА, 2– С. 9-(0,4 п.л.).
    Организационно-методические аспекты работы логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с врожденными расщелинами губы и неба
    В.Е. Агаева // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: сб. научн. ст. межд. научно-практ. конф. 19–20 ноября 2020 г. – Минск, 2– С. 3-(0,5 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы