Методика прогнозирования чрезвычайного загрязнения воздуха городов Арктической зоны автотранспортом

📅 2022 год
Онищенко Игорь Анатольевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………… 6
1 Состояние проблемы, цель и задачи исследования…………………………….. 13
1.1 Анализ чрезвычайно опасного воздействия автотранспортных средств
на атмосферный воздух городов Арктической зоны Российской
Федерации………………………………………………………………………… 13
1.1.1 Динамика изменения качества воздушной среды Мурманска в период
2010-2019 гг. и роль автотранспорта в опасно высоком загрязнении
воздуха……………………………………………………………………………… 16
1.1.2 Характеристика негативного влияния автотранспорта на атмосферу
Архангельска……………………………………………………………………… 19
1.1.3 Норильск – промышленный центр Арктической зоны с экстремальным
уровнем загрязнения атмосферы ……………………………………………….. 23
1.2 Экотоксикологическая характеристика основных поллютантов,
эмитируемых в окружающую среду при эксплуатации АТС….……………… 25
1.3 Аналитический обзор методов расчета выбросов поллютантов от
автотранспорта…………………………………………………………………… 29
1.4 Современные термокаталитические технологии снижения токсичности
выбросов автомобилей…………………………………………………………… 34
1.4.1 Международный и российский опыт законодательного регулирования
снижения выбросов поллютантов с отработавшими газами
автотранспортных средств …………………………………………………………………… 34
1.4.2 Каталитические нейтрализаторы отработавших газов бензиновых
двигателей: принцип действия, конструктивные и технические
особенности………………………………………………………………………. 38
1.4.3 Каталитические нейтрализаторы отработавших газов дизельных
двигателей: принцип действия, конструктивные и технические
особенности………………………………………………………………………… 43
1.4.4 Анализ эффективности каталитических конверторов и способов ее
повышения …………………..…………………………………………………… 47
1.5 Современное состояние моделирования процессов каталитической
конвертации опасных компонентов отработавших газов в системах выпуска
автотранспортных средств……………………………………………………………. 52
Выводы по первой главе ………………………………………………………….. 56
2. Анализ типовой и возрастной структуры автотранспортных средств в
больших городах Арктической зоны: Мурманске, Архангельске и
Норильске………………………………………………………………………… 59
Выводы по второй главе……………………………………………….………… 65
3. Модель каталитической нейтрализации отработавших газов для режимов
пуска и прогрева двигателей автомобилей в условиях экстремальных
отрицательных температур Арктики……………………………………………. 67
3.1 Фундаментальные представления о теплофизических и химических
процессах, протекающих в монолитных проточных термокаталитических
нейтрализаторах…………………………………………………………………… 67
3.2 Модель оценки термокаталитической нейтрализации угарного газа,
углеводородов и оксидов азота на режиме пуска и прогрева двигателя и
выпускной системы отработавших газов автотранспортных
средств……………………………………………………………………………………….. 71
3.2.1 Режимы процесса термокаталитической нейтрализации поллютантов 71
3.2.2 Оценка суммарного выброса во время холодного пуска и прогрева
двигателя и выпускной системы автомобиля с учетом температуры
окружающей среды………………………………………………………………………. 76
3.2.3 Описание кинетических процессов модели………………………………. 79
3.3 Расчетное прогнозирование выбросов загрязняющих веществ на
режимах пуска и прогрева двигателей автомобилей в зависимости от
температуры окружающей среды…………………………………………………. 83
Выводы по третьей главе…………………………………………………………. 86
4. Экспериментальное исследование состава отработавших газов при пуске
и прогреве двигателя в условиях арктического климата……………………… 88
4.1 Объекты испытаний, условия и методы экспериментального
исследования……………………………………………………………………… 88
4.2 Статистическая обработка результатов экспериментальных
измерений………………………………………………………………………… 92
4.3 Результаты оценки влияния температуры наружного воздуха на
количественные характеристики выбросов опасных компонентов
отработавших газов современных легковых автомобилей на режимах пуска
и прогрева ………………………………………………………………………… 94
4.3.1 Результаты экспериментальных исследований состава отработавших
газов легковых автомобилей экологических классов Евро 3 – Евро 5 при
пуске и прогреве двигателя и выпускной системы……………………………… 94
4.3.2 Сравнительная оценка выбросов CO, CnHm и NOX легковых
автотранспортных средств поколений Евро 3 – Евро 5, эмитируемых на
режиме прогрева двигателя и выпускной системы в зависимости от
температуры окружающей среды……………………………………………….. 114
Выводы по четвертой главе………………………………………………………. 124
5. Методика прогнозирования и мониторинга чрезвычайного загрязнения
воздуха городов Арктической зоны опасными выбросами
автотранспортных средств на режимах пуска и прогрева двигателя…………… 127
5.1 Описание методики…………………………………………………………… 127
5.2 Численная оценка и прогнозирование по ситуационным сценариям
чрезвычайного локального загрязнения воздуха АТС на режимах пуска и
прогрева двигателя при экстремально низких температурах воздуха на
примере Архангельска, Мурманска и Норильска………………………………. 131
Выводы по пятой главе……………………………………………………………. 143
Заключение………………………………………………………………………… 145
Список сокращений и условных обозначений.………………………………….. 150
Список литературы………………………………………………………………. 152
Приложение А: Нормативные требования по обеспечению безопасности
среды обитания по показателям качества воздуха в России и странах
Европейского Союза……………………………………………………………… 173
Приложение Б: Нормативные требования по обеспечению безопасности
автотранспорта по показателям выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу ………………………………………………………………………… 175
Приложение В: Акты внедрения ……………………………………………….. 178

Во введении обоснована актуальность, цель и задачи работы, изложены
результаты исследования и положения, выносимые на защиту, их новизна, теоретическая и практическая значимость. Приводится аннотация работы и сведения об апробации и реализации результатов исследования.
Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по
Архангельской области
В первой главе «Состояние проблемы, цель и задачи исследования» проанализирована роль автотранспорта в чрезвычайном загрязнении воздуха городов Арктической зоны РФ на примере Мурманска, Архангельска и Норильска, проанализированы расчетные методы определения выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств (АТС), изучены отечественные и зарубежные термокаталитические технологии снижения токсичности выбросов автомобилей и методы моделирования процессов каталитической конвертации опасных компонентов отработавших газов (ОГ) в системах выпуска АТС.
Результаты измерительного мониторинга свидетельствуют о том, что эпизоды чрезвычайного загрязнения воздушной среды в Мурманске и Архангельске приходятся преимущественно на зимний период: в январе 2018 г. среднемесячная концентрация бенз(α)пирена в Мурманске составила 2,5 ПДКСС, а в Архангельске высокие концентрации NO2, NO и СО с двухкратным превышением ПДКСС наблюдались с января по март 2019 г., в январе содержание бенз(α)пирена дважды достигало экстремально высоких значений – 13,9 ПДКМР. Норильск включен в список городов РФ с опасно высоким уровнем загрязнения атмосферы. По результатам мониторинга 2018-2019 гг.
среднегодовые концентрации NO2 и NO были самыми высокими в Красноярском крае и составили соответственно 2,38 и 1,31 ПДКСС. Во всех городах Арктической зоны РФ увеличивается роль автотранспорта в опасном загрязнении воздушной среды в связи с ростом численности АТС.
Наиболее высокие выбросы поллютантов характерны для нестационарных режимов пуска и прогрева двигателя и выпускной каталитической системы автомобиля. Следует учитывать, что катализаторы выходят на эффективный режим работы при температуре выше 300 оС. Высокая транспортная нагрузка в сочетании с экстремально низкими температурами, штилем, температурными инверсиями могут приводить к опасному загрязнению воздуха в зонах плотной жилой застройки. Для совершенствования методологического обеспечения для прогнозирования чрезвычайного загрязнения воздуха городов Арктической зоны РФ требуется изучение качественно-количественных характеристик выбросов современных АТС с учетом снижения эффективности каталитической трансформации поллютантов на режимах пуска и прогрева двигателя и выпускной системы ОГ при понижении температуры окружающей среды.
Во второй главе «Анализ типовой и возрастной структуры
автотранспортных средств в больших городах Арктической зоны
Мурманске, Архангельске и Норильске» проанализировано изменение состояния автомобильного парка в 2010-2019 гг. в соответствующих регионах с целью обоснования выбора типов автотранспортных средств для проведения теоретических и натурных экспериментальных исследований.
Рисунок 1 – Изменение числа АТС в Архангельской и Мурманской областях в 2010-2019 гг.

Анализ показал, что в Архангельской, Мурманской областях (Рисунок 1) и Красноярском крае с 2010 по 2019 год количество АТС в среднем увеличилось на 20-30 %, в основном, за счет роста численности легковых автомобилей классов Евро 4 – Евро 5. При этом в сегменте легкового автотранспорта доля АТС иностранного производства больше, чем отечественных, и составляет 62,4 % в Архангельской области, 63,0 % в Красноярском крае и 70,6 % в Мурманской области. В категории грузовых автомобилей, напротив, преобладают отечественные АТС: более 85 % в Архангельской области, более 75 % в Мурманской области и Красноярском
крае; в категории автобусов аналогично: более 90 % в Архангельской области, более 85 % в Красноярском крае, более 75 % в Мурманской области. Анализ структуры АТС по возрасту в изучаемых регионах подтвердил, что в сегменте грузового транспорта доля АТС старше 10 лет составляет 75-80 %, а в сегменте автобусов – 60-73 %. В сегменте легковых автомобилей доля АТС, удовлетворяющих стандартам Евро 4 – Евро 5, в Архангельской, Мурманской областях и Красноярском крае составляет соответственно около 48, 40 и 30 %. Натурные исследования структуры автотранспортных потоков свидетельствуют о том, что среди эксплуатируемых легковых АТС доля старых автомобилей экологических классов Евро 2 и ниже составляет не более 10 %.
На основании проведенного анализа сделан вывод о необходимости теоретического и экспериментального изучения закономерностей выбросов поллютантов современными легковыми автомобилями классов Евро 3 – Евро 5 (как основных источников опасного загрязнения воздуха в жилых районах городов Арктической зоны) в условиях экстремально низких температур.
Третья глава «Модель каталитической нейтрализации отработавших газов для режимов пуска и прогрева двигателей автомобилей в условиях экстремальных отрицательных температур Арктики» посвящена
разработке соответствующей модели на основе фундаментальных представлений о теплофизических и химических процессах, протекающих в монолитных проточных термокаталитических нейтрализаторах.
Обобщение представлений о теплофизике и кинетике процессов, протекающих в катализаторе, позволило выразить тепловой и материальный баланс процессов в нижеописанных аналитических формах.
Тепловой баланс для газовой фазы:
̅ (1)
где ̅ – средняя скорость газового потока в канале, м/с; – плотность газа, кг/м3; – удельная теплоемкость газа, ; – температура газового потока, K; – температура твердой фазы, K; – коэффициент теплоотдачи,
; – эффективный диаметр канала.
Тепловой баланс для твердой фазы:
– эффективная толщина каталитически активного покрытия, м;
– эффективная толщина стенки, м; удельная теплоемкость покрытия,
– энтальпия реакции, ;
(2)
– плотность твердой фазы, кг/м3; – ; – теплопроводность твердой фазы, ;
– удельная каталитическая активность –
площадь каталитической поверхности на единицу объема пористого покрытия, м2/м3, – скорость реакции в единице объема покрытия; –
концентрация реагирующего вещества на границе раздела твердой и газовой фаз, моль/м3; – коэффициент эффективности.
Далее сформулируем уравнения материального баланса для газовой и твердой фазы:
̅() (3)
где – коэффициент массопереноса, моль/м2; – концентрация вещества в газовой фазе, моль/м3.
Концентрации реактантов в каталитически активном покрытии будут
определяться выражениями: C=CS при у= ,
а фактор эффективности –
при у=0
, 0

Одной из проблем чрезвычайного характера, свойственных городам
Арктической зоны РФ, является опасно высокое загрязнение воздуха, наносящее
ущерб здоровью населения и природным экосистемам Арктики. Мониторинг и
прогнозирование химического загрязнения окружающей среды с целью
предупреждения ЧС входит в задачи Национального центра управления в
кризисных ситуациях МЧС России (НЦУКС) наряду с другими задачами.
По современным оценкам вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы
городов Крайнего Севера может составлять до 68 %. Наиболее высокие выбросы
опасных компонентов отработавших газов автотранспортных средств (АТС)
характерны для нестационарных режимов пуска и прогрева двигателя и
выпускной каталитической системы (до 80-90 % от суммарного выброса CO и
CnHm). Доказано, что, в сочетании с неблагоприятными метеоусловиями, это
приводит к чрезвычайному загрязнению приземного слоя атмосферы.
Экстремально низкие температуры воздуха усугубляют эту проблему.
Анализ научно-технической литературы показал недостаточную
изученность закономерностей выбросов поллютантов на режимах пуска и

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Уточненная аналитическая модель катализа отработавших газов в условиях низких температур
    В.Н.Ложкин, О.В. Ложкина, И.А. Онищенко //2– No – С. 78-0,2/0,4 п.л.
    Постановка и результаты экспериментально-расчетных исследований опасного локального загрязнения воздуха выбросами автотранспорта в условиях экстремально низких температур
    И.А. Онищенко // Научно-аналитический журнал «Проблемы управления рисками в техносфере». 2– No – С. 130-0,4 п.л.
    Анализ опасного загрязнения атмосферного воздуха крупных городов Арктической зоны отработавшими газами транспортных средств
    О.В. Ложкина, И.А. Онищенко // Научно- аналитический журнал «Проблемы управления рисками в техносфере». 2– No 3 – С. 20-0,25/0,4 п.л.Онищенко, И.А. Методика оценки выбросов опасных компонентов отработавших газов при пуске и прогреве двигателей автотранспортных средств в климатических условиях Арктики / О.В. Ложкина, И.А. Онищенко // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2– No – С. 30- 0,3/0,5 п.л.
    Метод прогнозирования и мониторинга чрезвычайного воздействия автотранспорта на население городов Арктической зоны
    Б.В. Гавкалюк, И.А. Онищенко // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2– No – С. 26-0,2/0,4 п.л.
    Особенности диагностирования пожарно-аварийных режимов работы каталитических нейтрализаторов автотранспорта в условиях сервисного обслуживания
    В.Н. Ложкин, И.А. Онищенко, О.В. Ложкина // Сервис безопасности в России: опыт, перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 24 сентября 2015 г. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. 2– С. 28-0,2/0,4 п.л.Онищенко, И.А. К методологии сервисного диагностирования пожароопасных режимов работы каталитических нейтрализаторов аварийно- спасательных машин в арктических условиях / В.Н. Ложкин, И.А. Онищенко,Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 23О.В. Ложкина // Сервис безопасности в России: опыт, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 29 сентября 2016 г. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2– С. 65-0,2/0,4 п.л.
    О моделировании химической кинетики на макро- и наноуровнях в задачах нейтрализации отработавших газов автотранспорта
    В.Н. Ложкин, О.В. Ложкина, И.А. Онищенко // Научно-аналитический журнал «Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты)». 2– No 3 (19). – С. 30-0,2/0,3 п.л.Онищенко И.А. Прогнозирование и сервисная диагностика безопасности автотранспорта при неблагоприятных дорожных и метеорологических условиях / В.Н. Ложкин, О.В. Ложкина, И.А. Онищенко // Научно-технический журнал «Технико-технологические проблемы сервиса». 2– No 1 (43). – С. 6-0,2/0,3 п.л.
    Прогнозирование и сервисная диагностика безопасности автотранспорта при неблагоприятных дорожных и метеорологических условиях
    В.Н. Ложкин, О.В. Ложкина, И.А. Онищенко // Научно-технический журнал «Технико-технологические проблемы сервиса». 2– No 1 (43). – С. 6-0,2/0,4 п.л.Онищенко, И.А. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайного воздействия двигателей автомобилей на атмосферу городов Арктической зоны с учетом каталитической трансформации поллютантов / О.В. Ложкина, И.А.Онищенко // Сервис безопасности в России: опыт, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, г. Санкт- Петербург, 28 октября 2020 г. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. 2– С. 38-0,2/0,3 п.л.
    Экспериментально-расчетная методика оценки снижения эффективности современных термокаталитических нейтрализаторов в условиях низких температур
    Б.В. Гавкалюк, И.А. Онищенко // Транспорт России: проблемы и перспективы 2020: материалы Международной научно- практической конференции, г. Санкт-Петербург, 10-11 ноября 2020 г. – СПб.: Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. 2– С. 90-0,2/0,4 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы