Методика прогнозирования чрезвычайного загрязнения воздуха городов Арктической зоны автотранспортом
Введение…………………………………………………………………………… 6
1 Состояние проблемы, цель и задачи исследования…………………………….. 13
1.1 Анализ чрезвычайно опасного воздействия автотранспортных средств
на атмосферный воздух городов Арктической зоны Российской
Федерации………………………………………………………………………… 13
1.1.1 Динамика изменения качества воздушной среды Мурманска в период
2010-2019 гг. и роль автотранспорта в опасно высоком загрязнении
воздуха……………………………………………………………………………… 16
1.1.2 Характеристика негативного влияния автотранспорта на атмосферу
Архангельска……………………………………………………………………… 19
1.1.3 Норильск – промышленный центр Арктической зоны с экстремальным
уровнем загрязнения атмосферы ……………………………………………….. 23
1.2 Экотоксикологическая характеристика основных поллютантов,
эмитируемых в окружающую среду при эксплуатации АТС….……………… 25
1.3 Аналитический обзор методов расчета выбросов поллютантов от
автотранспорта…………………………………………………………………… 29
1.4 Современные термокаталитические технологии снижения токсичности
выбросов автомобилей…………………………………………………………… 34
1.4.1 Международный и российский опыт законодательного регулирования
снижения выбросов поллютантов с отработавшими газами
автотранспортных средств …………………………………………………………………… 34
1.4.2 Каталитические нейтрализаторы отработавших газов бензиновых
двигателей: принцип действия, конструктивные и технические
особенности………………………………………………………………………. 38
1.4.3 Каталитические нейтрализаторы отработавших газов дизельных
двигателей: принцип действия, конструктивные и технические
особенности………………………………………………………………………… 43
1.4.4 Анализ эффективности каталитических конверторов и способов ее
повышения …………………..…………………………………………………… 47
1.5 Современное состояние моделирования процессов каталитической
конвертации опасных компонентов отработавших газов в системах выпуска
автотранспортных средств……………………………………………………………. 52
Выводы по первой главе ………………………………………………………….. 56
2. Анализ типовой и возрастной структуры автотранспортных средств в
больших городах Арктической зоны: Мурманске, Архангельске и
Норильске………………………………………………………………………… 59
Выводы по второй главе……………………………………………….………… 65
3. Модель каталитической нейтрализации отработавших газов для режимов
пуска и прогрева двигателей автомобилей в условиях экстремальных
отрицательных температур Арктики……………………………………………. 67
3.1 Фундаментальные представления о теплофизических и химических
процессах, протекающих в монолитных проточных термокаталитических
нейтрализаторах…………………………………………………………………… 67
3.2 Модель оценки термокаталитической нейтрализации угарного газа,
углеводородов и оксидов азота на режиме пуска и прогрева двигателя и
выпускной системы отработавших газов автотранспортных
средств……………………………………………………………………………………….. 71
3.2.1 Режимы процесса термокаталитической нейтрализации поллютантов 71
3.2.2 Оценка суммарного выброса во время холодного пуска и прогрева
двигателя и выпускной системы автомобиля с учетом температуры
окружающей среды………………………………………………………………………. 76
3.2.3 Описание кинетических процессов модели………………………………. 79
3.3 Расчетное прогнозирование выбросов загрязняющих веществ на
режимах пуска и прогрева двигателей автомобилей в зависимости от
температуры окружающей среды…………………………………………………. 83
Выводы по третьей главе…………………………………………………………. 86
4. Экспериментальное исследование состава отработавших газов при пуске
и прогреве двигателя в условиях арктического климата……………………… 88
4.1 Объекты испытаний, условия и методы экспериментального
исследования……………………………………………………………………… 88
4.2 Статистическая обработка результатов экспериментальных
измерений………………………………………………………………………… 92
4.3 Результаты оценки влияния температуры наружного воздуха на
количественные характеристики выбросов опасных компонентов
отработавших газов современных легковых автомобилей на режимах пуска
и прогрева ………………………………………………………………………… 94
4.3.1 Результаты экспериментальных исследований состава отработавших
газов легковых автомобилей экологических классов Евро 3 – Евро 5 при
пуске и прогреве двигателя и выпускной системы……………………………… 94
4.3.2 Сравнительная оценка выбросов CO, CnHm и NOX легковых
автотранспортных средств поколений Евро 3 – Евро 5, эмитируемых на
режиме прогрева двигателя и выпускной системы в зависимости от
температуры окружающей среды……………………………………………….. 114
Выводы по четвертой главе………………………………………………………. 124
5. Методика прогнозирования и мониторинга чрезвычайного загрязнения
воздуха городов Арктической зоны опасными выбросами
автотранспортных средств на режимах пуска и прогрева двигателя…………… 127
5.1 Описание методики…………………………………………………………… 127
5.2 Численная оценка и прогнозирование по ситуационным сценариям
чрезвычайного локального загрязнения воздуха АТС на режимах пуска и
прогрева двигателя при экстремально низких температурах воздуха на
примере Архангельска, Мурманска и Норильска………………………………. 131
Выводы по пятой главе……………………………………………………………. 143
Заключение………………………………………………………………………… 145
Список сокращений и условных обозначений.………………………………….. 150
Список литературы………………………………………………………………. 152
Приложение А: Нормативные требования по обеспечению безопасности
среды обитания по показателям качества воздуха в России и странах
Европейского Союза……………………………………………………………… 173
Приложение Б: Нормативные требования по обеспечению безопасности
автотранспорта по показателям выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу ………………………………………………………………………… 175
Приложение В: Акты внедрения ……………………………………………….. 178
Во введении обоснована актуальность, цель и задачи работы, изложены
результаты исследования и положения, выносимые на защиту, их новизна, теоретическая и практическая значимость. Приводится аннотация работы и сведения об апробации и реализации результатов исследования.
Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по
Архангельской области
В первой главе «Состояние проблемы, цель и задачи исследования» проанализирована роль автотранспорта в чрезвычайном загрязнении воздуха городов Арктической зоны РФ на примере Мурманска, Архангельска и Норильска, проанализированы расчетные методы определения выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств (АТС), изучены отечественные и зарубежные термокаталитические технологии снижения токсичности выбросов автомобилей и методы моделирования процессов каталитической конвертации опасных компонентов отработавших газов (ОГ) в системах выпуска АТС.
Результаты измерительного мониторинга свидетельствуют о том, что эпизоды чрезвычайного загрязнения воздушной среды в Мурманске и Архангельске приходятся преимущественно на зимний период: в январе 2018 г. среднемесячная концентрация бенз(α)пирена в Мурманске составила 2,5 ПДКСС, а в Архангельске высокие концентрации NO2, NO и СО с двухкратным превышением ПДКСС наблюдались с января по март 2019 г., в январе содержание бенз(α)пирена дважды достигало экстремально высоких значений – 13,9 ПДКМР. Норильск включен в список городов РФ с опасно высоким уровнем загрязнения атмосферы. По результатам мониторинга 2018-2019 гг.
среднегодовые концентрации NO2 и NO были самыми высокими в Красноярском крае и составили соответственно 2,38 и 1,31 ПДКСС. Во всех городах Арктической зоны РФ увеличивается роль автотранспорта в опасном загрязнении воздушной среды в связи с ростом численности АТС.
Наиболее высокие выбросы поллютантов характерны для нестационарных режимов пуска и прогрева двигателя и выпускной каталитической системы автомобиля. Следует учитывать, что катализаторы выходят на эффективный режим работы при температуре выше 300 оС. Высокая транспортная нагрузка в сочетании с экстремально низкими температурами, штилем, температурными инверсиями могут приводить к опасному загрязнению воздуха в зонах плотной жилой застройки. Для совершенствования методологического обеспечения для прогнозирования чрезвычайного загрязнения воздуха городов Арктической зоны РФ требуется изучение качественно-количественных характеристик выбросов современных АТС с учетом снижения эффективности каталитической трансформации поллютантов на режимах пуска и прогрева двигателя и выпускной системы ОГ при понижении температуры окружающей среды.
Во второй главе «Анализ типовой и возрастной структуры
автотранспортных средств в больших городах Арктической зоны
Мурманске, Архангельске и Норильске» проанализировано изменение состояния автомобильного парка в 2010-2019 гг. в соответствующих регионах с целью обоснования выбора типов автотранспортных средств для проведения теоретических и натурных экспериментальных исследований.
Рисунок 1 – Изменение числа АТС в Архангельской и Мурманской областях в 2010-2019 гг.
Анализ показал, что в Архангельской, Мурманской областях (Рисунок 1) и Красноярском крае с 2010 по 2019 год количество АТС в среднем увеличилось на 20-30 %, в основном, за счет роста численности легковых автомобилей классов Евро 4 – Евро 5. При этом в сегменте легкового автотранспорта доля АТС иностранного производства больше, чем отечественных, и составляет 62,4 % в Архангельской области, 63,0 % в Красноярском крае и 70,6 % в Мурманской области. В категории грузовых автомобилей, напротив, преобладают отечественные АТС: более 85 % в Архангельской области, более 75 % в Мурманской области и Красноярском
крае; в категории автобусов аналогично: более 90 % в Архангельской области, более 85 % в Красноярском крае, более 75 % в Мурманской области. Анализ структуры АТС по возрасту в изучаемых регионах подтвердил, что в сегменте грузового транспорта доля АТС старше 10 лет составляет 75-80 %, а в сегменте автобусов – 60-73 %. В сегменте легковых автомобилей доля АТС, удовлетворяющих стандартам Евро 4 – Евро 5, в Архангельской, Мурманской областях и Красноярском крае составляет соответственно около 48, 40 и 30 %. Натурные исследования структуры автотранспортных потоков свидетельствуют о том, что среди эксплуатируемых легковых АТС доля старых автомобилей экологических классов Евро 2 и ниже составляет не более 10 %.
На основании проведенного анализа сделан вывод о необходимости теоретического и экспериментального изучения закономерностей выбросов поллютантов современными легковыми автомобилями классов Евро 3 – Евро 5 (как основных источников опасного загрязнения воздуха в жилых районах городов Арктической зоны) в условиях экстремально низких температур.
Третья глава «Модель каталитической нейтрализации отработавших газов для режимов пуска и прогрева двигателей автомобилей в условиях экстремальных отрицательных температур Арктики» посвящена
разработке соответствующей модели на основе фундаментальных представлений о теплофизических и химических процессах, протекающих в монолитных проточных термокаталитических нейтрализаторах.
Обобщение представлений о теплофизике и кинетике процессов, протекающих в катализаторе, позволило выразить тепловой и материальный баланс процессов в нижеописанных аналитических формах.
Тепловой баланс для газовой фазы:
̅ (1)
где ̅ – средняя скорость газового потока в канале, м/с; – плотность газа, кг/м3; – удельная теплоемкость газа, ; – температура газового потока, K; – температура твердой фазы, K; – коэффициент теплоотдачи,
; – эффективный диаметр канала.
Тепловой баланс для твердой фазы:
– эффективная толщина каталитически активного покрытия, м;
– эффективная толщина стенки, м; удельная теплоемкость покрытия,
– энтальпия реакции, ;
(2)
– плотность твердой фазы, кг/м3; – ; – теплопроводность твердой фазы, ;
– удельная каталитическая активность –
площадь каталитической поверхности на единицу объема пористого покрытия, м2/м3, – скорость реакции в единице объема покрытия; –
концентрация реагирующего вещества на границе раздела твердой и газовой фаз, моль/м3; – коэффициент эффективности.
Далее сформулируем уравнения материального баланса для газовой и твердой фазы:
̅() (3)
где – коэффициент массопереноса, моль/м2; – концентрация вещества в газовой фазе, моль/м3.
Концентрации реактантов в каталитически активном покрытии будут
определяться выражениями: C=CS при у= ,
а фактор эффективности –
при у=0
, 0
Одной из проблем чрезвычайного характера, свойственных городам
Арктической зоны РФ, является опасно высокое загрязнение воздуха, наносящее
ущерб здоровью населения и природным экосистемам Арктики. Мониторинг и
прогнозирование химического загрязнения окружающей среды с целью
предупреждения ЧС входит в задачи Национального центра управления в
кризисных ситуациях МЧС России (НЦУКС) наряду с другими задачами.
По современным оценкам вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы
городов Крайнего Севера может составлять до 68 %. Наиболее высокие выбросы
опасных компонентов отработавших газов автотранспортных средств (АТС)
характерны для нестационарных режимов пуска и прогрева двигателя и
выпускной каталитической системы (до 80-90 % от суммарного выброса CO и
CnHm). Доказано, что, в сочетании с неблагоприятными метеоусловиями, это
приводит к чрезвычайному загрязнению приземного слоя атмосферы.
Экстремально низкие температуры воздуха усугубляют эту проблему.
Анализ научно-технической литературы показал недостаточную
изученность закономерностей выбросов поллютантов на режимах пуска и
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!