Правовое регулирование финансового контроля за деятельностью некредитных финансовых организаций в Российской Федерации
Введение ………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы финансового надзора
за некредитными финансовыми организациями
в Российской Федерации ……………………………………………………………………………. 17
1.1. Финансовый рынок как категория финансового права …………………….. 17
1.2. Некредитные финансовые организации
в системе финансового рынка Российской Федерации …………………….. 32
1.3. Банк России как мегарегулятор финансового рынка,
орган контроля и надзора за деятельностью
некредитных финансовых организаций …………………………………………… 59
1.4. Система финансового надзора за деятельностью
некредитных финансовых организаций …………………………………………… 99
Глава 2. Правовое регулирование деятельности
Банка России по осуществлению надзора
за некредитными финансовыми организациями ……………………………………. 129
2.1. Современные подходы к осуществлению надзора
за некредитными финансовыми организациями …………………………….. 129
2.2. Процесс осуществления надзора
за некредитными финансовыми организациями …………………………….. 161
2.3. Меры (мероприятия), применяемые (осуществляемые) Банком
России в отношении некредитных финансовых организаций …………. 187
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 207
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 214
Приложение 1 …………………………………………………………………………………………… 244
Приложение 2 …………………………………………………………………………………………… 250
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены
степень ее научной разработанности, объект, предмет, цель и задачи диссертации,
теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования, раскрыты
научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации,
сформулированы положения, выносимые на защиту, представлена информация о
результатах апробации основных выводов диссертанта.
Первая глава «Теоретико-правовые основы финансового надзора за
некредитными финансовыми организациями в Российской Федерации»
посвящена рассмотрению наиболее общих вопросов, связанных с объектом
диссертации, в частности понятия и видов финансовых рынков, финансовых услуг
и некредитных финансовых организаций, правового статуса Банка России как
мегарегулятора финансового рынкаи системы финансового надзораза
деятельностью некредитных финансовых организаций (далее также — НФО).
В рамках первого параграфа «Финансовый рынок как категория
финансового права» изучаются понятие, сущность и функции финансового
рынка.
Финансовый рынок — сложное и многоаспектное понятие. К существенным
элементам определения понятия финансового рынка можно отнести следующие:
1) финансовый рынок — это некое абстрактное место (арена, область,
сфера), в рамках которого происходит взаимодействие участников рынка.
Соответствующее место может быть как реально существующим (например,
биржа), так и виртуальным, т.е. электронной платформой;
2) отношения на финансовых рынках складываются по поводу особых
объектов — финансовых активов (средств, ресурсов) и (или) финансовых услуг;
3) в рамках финансового рынка происходит оборот (купля-продажа, обмен)
финансовых ресурсов и (или) финансовых услуг.
По своей сути финансовый рынок представляет собой особую сферу
экономическихотношений,которыескладываютсямеждугосударством,
финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг. При этом
рассматриваемое понятие может употребляться как в единственном числе
(«финансовый рынок»), так и во множественном («финансовые рынки»). Сказанное
позволяет подчеркнуть многоаспектность финансового рынка: с одной стороны,
это единое образование, с другой — оно состоит из определенного множества
связанных секторов, на которых происходит оборот отдельных видов финансовых
ресурсов и оказание отличных друг от друга финансовых услуг.
Современные финансовые рынки выполняют целый ряд функций, в том
числерегулирующую,перераспределительную,рисковую,контрольную,
сберегательную, посредническую и информационную функции, а также функцию
ценообразования.
К видам (секторам) финансового рынка относятся рынок ценных бумаг и
производных финансовых инструментов, рынок банковских услуг, страховой
рынок, валютный рынок, рынок платежных услуг, рынок коллективных
инвестиций (куда входит и пенсионный рынок), рынок микрофинансирования,
рынок цифровых финансовых активов, рынки депозитарных и регистраторских
услуг, лизинговый рынок. Классификация финансовых рынков может быть
проведена и по иным основаниям: по степени организованности (организованные
(в частности,биржевые)инеорганизованные),постепенисоответствия
установленным законом требованиям (легальные и нелегальные) и иным
основаниям.
Во втором параграфе «Некредитные финансовые организации в системе
финансового рынка Российской Федерации»исследуютсяособенности
правового статуса финансовых организаций в целом и некредитных финансовых
организаций в частности, с тем чтобы определить специфику их правового
положения как участников финансовых правоотношений.
Определено, что участники финансового рынка объединены в единую группу
«финансовые организации» на основании функционального признака — данные
субъекты в рамках своей деятельности оказывают финансовые услуги. В свою
очередь, существенными признаками финансовой услуги являются следующие:
— финансовая услуга — это разновидность услуги;
— субъектами отношений, связанных с оказанием финансовой услуги,
являются клиенты (услугополучатель) и организации финансового рынка
(услугодатель);
— такие услуги связаны с размещением денежных средств и иных
финансовых активов для целей хранения, управления, инвестирования и (или)
осуществления иных сделок: финансовые организации принимают свободные
денежные средства клиентов в целях удовлетворения имущественных интересов
последних;
— финансовые услуги осуществляются в интересах клиента или же за его
счет (прямо или косвенно).
Говоря непосредственно о некредитных финансовых организациях, следует
отметить, что в зависимости от специфики деятельности на рынке финансовых
услуг можно выделить некредитные финансовые организации:
1) оказывающие финансовые услуги, связанные с движением финансовых
ресурсов (посредники): указанные услуги составляют суть финансового рынка,
именно они представляют основной интерес для потребителей, связанный с
извлечением материальной выгоды. В связи с этим данную группу НФО можно
условно именовать «основной»6;
2) оказывающие инфраструктурные услуги (инфраструктура): такие
организации в первую очередь взаимодействуют с субъектами первой группы,
создавая технические, организационные и иные условия для обеспечения их
профессиональной деятельности 7;
К таким организациям можно отнести субъектов, оказывающих услуги по привлечению
и размещению денежных средств и иного имущества как от лица финансовой организации, так и
от лица клиента, инвестированию денежных средств и иного имущества от лица финансовой
организации или от лица клиента, предоставлению займов (за исключением банковского
кредита), управлению денежными средствами и иным имуществом клиента, хранению денежных
средств и иного имущества клиента, предоставлению защиты имущественных и личных
неимущественных интересов клиента, переводу денежных средств.
К данной группе относятся организации, обеспечивающие организацию торгов,
управление платежными системами; управление инвестиционными и финансовыми
платформами, управление информационными платформами, в рамках которых происходит
3) оказывающие сопутствующие (факультативные) финансовые услуги
(сервисные): такие субъекты осуществляют свою деятельность в целях содействия
оказанию финансовых услуг, связанных с движением финансовых ресурсов, а
также услуг инфраструктурных финансовых организаций 8.
Классификациянекредитныхфинансовыхорганизацийможетбыть
проведена и по иным основаниям. Так, в зависимости от объема правоспособности
выделяются:
1)некредитныефинансовыеорганизации,осуществляющиесвою
деятельность по принципу исключительной правоспособности: такие организации
не вправе совмещать основную деятельность с иными видами деятельности на
финансовом рынке (например, негосударственные пенсионные фонды и форекс-
дилеры);
2) некредитные финансовые организации, которые вправе осуществлять
любые не запрещенные для них законом виды деятельности (например,
специализированные депозитарии);
3) некредитные финансовые организации, которые могут осуществлять
любые виды деятельности (например, микрофинансовые организации).
При этом на сегодняшний день отсутствуют какие бы то ни было
объективные причины и предпосылки для подобного законодательного разделения
некредитных финансовых организаций. Соответствующий подход сформировался
исторически — в силу секторального характера законодательства, регулирующего
деятельность некредитных финансовых организаций. Таким образом, сегодня
регулирование на финансовом рынке осуществляется по виду юридического лица.
Между тем очевидно, что данная модель больше не соответствует потребностям
выпуск и (или) обращение финансовых активов, выраженных в электронно-цифровой форме;
сбор, фиксацию, обработку, хранение и представление финансовой информации, а также ведение
реестров, клиринговые услуги, операционные услуги, расчетные услуги, разработку и внедрение
финансовых технологий.
Данные субъекты оказывают услуги по консультированию, посредничеству, присвоению
рейтингов, анализу и оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых
обязательств, а также по разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми
рисками; услуги, связанные с осуществлением финансового контроля (аудита).
рынка: цифровизация финансового сектора привела к изменению бизнес-моделей
НФО — теперь клиенты могут получить весь спектр разнообразных финансовых
услуг через единую технологическую платформу. Кроме того, как отмечается в
докладе Банка России «Совмещение видов деятельности на финансовом рынке»,
регуляторные ограничения на совмещение деятельности не в полной мере
учитывают«произошедшеевпоследниегодыповышениепрозрачности
деятельности финансовых организаций и совершенствование пруденциальных
требований, в том числе на консолидированной основе»9. В связи с этим
сформулировано предложение о переходе к более прогрессивной модели
регулирования субъектов финансового рынка по видам осуществляемой ими
деятельности.
Некредитные организации, в зависимости от применяемой в отношении них
системы допуска на финансовый рынок, могут быть классифицированы:
1) на некредитные финансовые организации, получающие лицензию Банка
России (брокеры, дилеры, форекс-дилеры, страховщики и т.д.);
2) некредитные финансовые организации, включаемые Банком России в
реестр соответствующих НФО (микрофинансовые организации, кредитные
потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы и т.д.);
3) некредитные финансовые организации, которым присваивается статус
(субъекты,осуществляющиедеятельностьцентральногодепозитарияи
центрального контрагента).
Подобное деление также не имеет под собой обоснованного критерия, оно
сложилось в силу исторического процесса формирования нормативной базы
финансового рынка, построенной по секторальному принципу.
В третьем параграфе «Банк России как мегарегулятор финансового
рынка, орган контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых
Доклад Банка России для общественных консультаций «Совмещение видов
деятельностинафинансовомрынке»(август2021 года).С. 3 // URL:
http://www.cbr.ru/Content/Document/File/124956/Consultation_Paper_24082021.pdf(дата
обращения: 01.09.2021).
организаций»анализируютсяэтапыстановлениясистемыправового
регулирования финансового рынка, особенности правового статуса Центрального
банка Российской Федерации как органа, обеспечивающего стабильность и
развитие финансового рынка России, классифицируются формы надзора за
деятельностью некредитных финансовых организаций.
В диссертации проводится анализ основных этапов становления системы
правового регулирования и надзора за организациями финансового рынка.
Отмечается, что современный консолидированный этап характеризуется кросс-
секторальным регулированием и надзором на финансовом рынке как на макро-, так
и на микроэкономическом уровне, что сопровождается консолидацией указанных
функций в руках одного или нескольких уполномоченных органов.
На основе проведенного исследования делается вывод, что применяемая в
настоящеевремявРоссийскойФедерациимодельконсолидированного
регулирования и надзора на финансовом рынке на базе единого мегарегулятора
обеспечивает централизацию полномочий, более эффективное управление
системным риском, лучшее распределение финансовых, временны́х и кадровых
ресурсов в процессе контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой
сфере. Наделение центрального банка статусом мегарегулятора позволяет
обеспечить независимость проводимой им политики на финансовом рынке, в том
числе за счет гарантий, закрепленных за ним как за национальным эмиссионным
центром. Возложение на Банк России функций по обеспечению развития и
стабильности финансового рынка позволило распространить на некредитные
финансовые организации лучшую практику, применявшуюся в рамках банковского
надзора. Таким образом, на сегодняшний день Банк России выступает центральным
звеном системы надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций.
Автором проводится классификация форм надзора за деятельностью
некредитных финансовых организаций, анализируются их особенности и
раскрываются полномочия Банка России в рамках соответствующих форм надзора.
В частности, формы надзора за деятельностью НФО разграничены в зависимости
от времени проведения контрольных мероприятий (предварительный, текущий и
последующий надзор), от объема проверяемой деятельности, обусловленной
структурой корпоративного управления НФО (надзор на соло-основе и
консолидированный (кросс-секторальный) надзор), от применяемых методов
(дистанционный надзор, контактный надзор и встречи с менеджментом и иными
сотрудниками некредитной финансовой организации), а также выделены
специализированные формы надзора Банка России за некредитными финансовыми
организациями(надзорзасоблюдениемнекредитнымифинансовыми
организациямизаконодательствавсферепротиводействиялегализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма,контрользасоблюдениемтребованийзаконодательствао
противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и
манипулированию рынком, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений
в акционерных обществах).
Вчетвертомпараграфе«Системафинансовогонадзораза
деятельностью некредитных финансовых организаций» исследуются цели,
задачи, принципы, объект и предмет надзора за некредитными финансовыми
организациями, его регулятивная и институциональная подсистемы.
Определено, что цели надзора за НФО отражают заданные качественные
характеристики упорядоченности общественных отношений на финансовом
рынке, а задачи решаются применительно к отдельно взятой некредитной
финансовой организации. Таким образом, цели надзора за некредитными
организациями закреплены в ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 10 и включают в
себяобеспечениеустойчивогоразвитияфинансовогорынкаРоссийской
Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых
рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным
ситуациям, и защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг
(за исключением потребителей банковских услуг). Задачами надзора за НФО
являются:
СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
— обеспечение соблюдения некредитными финансовыми организациями
установленных требований;
— повышение устойчивости НФО;
— эффективное управление рисками НФО;
— превенция неправомерного поведения НФО;
— проверка полноты и своевременности выполнения некредитными
финансовыми организациями возложенных на них обязательств.
Еще один краеугольный камень надзора за НФО — его принципы, т.е.
основополагающиеидеи,определяющиепарадигмуконтрольно-надзорной
деятельности Банка России на финансовом рынке. Принципы отражают ценности,
которыми руководствуется Банк России в своей практической работе. К принципам
надзора за НФО относятся риск-ориентированность, пропорциональность,
проактивность, системность, эффективность и непрерывность.
В свою очередь, объектом надзора за НФО являются лица, в отношении
которых осуществляются контрольные мероприятия, т.е. некредитные финансовые
организации, а предметом — соответствие деятельности некредитных финансовых
организаций законам и нормативным правовым актам Банка России.
Надзор за деятельностью НФО, помимо всего прочего, представляет собой
правоотношения, субъекты которых обладают корреспондирующими друг другу
правами и обязанностями. Активным, или лидирующим, субъектом надзора за
НФО выступает Банк России как орган, отвечающий за развитие и обеспечение
стабильности национального финансового рынка. В структуре Банка России
выделяютсяпрофильныенадзорныеподразделения(департаментыи
территориальные учреждения Банка России) и участники надзорного процесса
(руководителиназванныхпрофильныхнадзорныхподразделений;лица,
ответственные за выполнение надзорных функций; риск-комитеты; надзорные
группы; кураторы НФО).
Среди подконтрольных субъектов можно выделить собственно некредитные
финансовые организации, группы НФО, иных лиц, допустивших нарушение
требований законодательства Российской Федерации по вопросам допуска на
финансовый рынок (операторы товарных поставок, кредитные организации и
операторы платежных систем, не являющиеся кредитными организациями, в части
их допуска на финансовый рынок), экосистемы (цифровые экосистемы) и лиц,
незаконно оказывающих финансовые услуги.
Во второй главе «Правовое регулирование деятельности Банка России
по осуществлению надзора за некредитными финансовыми организациями»
раскрываются современная модель и процесс осуществления надзора за
некредитнымифинансовымиорганизациями,даетсяхарактеристикамер
(мероприятий), применяемых (осуществляемых) Банком России в отношении
некредитных финансовых организаций.
В первом параграфе «Современные подходы к осуществлению надзора
за некредитными финансовыми организациями» анализируется современная
парадигма надзора Банка России за деятельностью некредитных финансовых
организаций.
В настоящее время правовое регулирование на финансовом рынке в
Российской Федерации основывается на лучшей мировой практике, отраженной в
рекомендациях ведущих международных организаций и объединений — Совета по
финансовой стабильности (FSB), ОЭСР (OECD),ФАТФ(FATF), Банка
международных расчетов (BIS), Международной организации комиссий по
ценным бумагам (IOSCO), Международной ассоциации органов страхового
надзора (IAIS) и т.д. При этом подходы к регулированию финансового рынка в
целом и надзора за некредитными финансовыми организациями в частности за
последние два десятилетия претерпели существенные изменения. Современный
надзорзанекредитнымифинансовымиорганизациямихарактеризуется
применением риск-ориентированного подхода, макропруденциального надзора,
моделирегулирования,основанногонасуждении,пропорционального
(соразмерного, селективного) регулирования и надзора, поведенческого надзора, а
также сочетания форм надзора.
Вработеанализируютсяосновныефинансовыериски,присущие
деятельности некредитных финансовых организаций, в том числе кредитный,
рыночный, операционный, репутационный риски и риск ликвидности. Отмечается,
что особое место в надзорной деятельности Банка России занимает оценка
системного риска, которая проводится в рамках макропруденциального надзора.
Макропруденциальный надзор направлен на анализ тенденций развития
финансового рынка, изучение источников системного риска, прогнозирование
сценариевразвитияситуациинафинансовомрынке.Системныйриск
применительно к предмету настоящего исследования может быть определен как
возможность краха всей финансовой системы и (или) финансового рынка
вследствие неспособности одной финансовой организации исполнить принятые на
себя обязательства, результатом чего станет неспособность всех или большинства
финансовых организаций исполнить свои обязательства.
Эффективность макропруденциального надзора зависит от множества
факторов, в частности от объема и качества получаемой информации, количества
и добросовестности источников (поставщиков) информации, включая участников
финансового рынка, государственные органы и иных заинтересованных лиц, от
профессиональной компетентности лиц, анализирующих макрофинансовую
информацию, и т.д. Получаемые данные подлежат оценке не только с точки зрения
количественных показателей деятельности некредитных финансовых организаций,
но и с позиции качества такой деятельности, что представляется сложной
интеллектуальной задачей.
Суть подхода, основанного на суждении, заключается в том, что надзорные
мероприятия, периодичность их проведения, интенсивность и концентрация
внимания участников надзорного процесса определяются рисками деятельности
каждой конкретной НФО, при этом участники надзорного процесса должны быть
готовыосуществитьнадзорныемероприятиявпорядкепревентивного
реагирования в целях предотвращения или снижения нежелательных последствий
деятельности НФО как для самой организации, так и для финансового рынка в
целом. Надзорный орган должен быть готов применить меры надзорного
реагирования, в том числе при отсутствии фактических нарушений, но при наличии
повышенных рисковпотенциальныхнарушений,гдеэтоприменимои
целесообразно.
Применениемотивированногосужденияпредполагаетпроведение
регулятором экономического анализа НФО. Предметом такого анализа становятся
бизнес-модель организации, деловая репутация менеджеров НФО и иных
связанных с ней лиц, оценка рисков, перспектив развития и т.д. В случае если по
итогам проведенного анализа регулятор приходит к выводу, что текущая ситуация
является неудовлетворительной с точки зрения обеспечения прав инвесторов, прав
вкладчиков, кредиторов, ставит под угрозу стабильность компании, а в отдельных
случаях — всего финансового рынка, то воздействие на соответствующую НФО
осуществляетсяпосредствомпринятиярешения,имеющегоформально-
юридическийхарактериобязывающегопрофессиональногоучастника
финансового рынка совершить те или иные действия под угрозой более серьезного
наказания.
В надзорной практике селективный подход применяется в рамках риск-
ориентированного надзора. Пропорциональный надзор предполагает проведение
надзорных мероприятий с различной периодичностью и интенсивностью в
отношении разных НФО, что способствует концентрации ресурсов участников
надзорного процесса на организациях с наибольшим объемом рисков. В этих целях
надзорный орган формирует риск-профиль поднадзорной НФО и в зависимости от
него, а также категории «размер и значимость» данной НФО, устанавливает режим
надзора.
В рамках поведенческого надзора Банк России осуществляет контроль
взаимодействия финансовых организаций с потребителями финансовых услуг.
Поведенческий надзор на основе прямых и обратных связей влияет на практику
НФО по предоставлению финансовых услуг, а также на действующее
законодательство и подзаконные нормативные правовые акты. Так, в случае
выявления недобросовестных практик, вызванных пробелами в правовом
регулировании,обходомдействующихправилсостороныфинансовых
организаций или злоупотреблением ими своими правами, Банк России вправе
издать рекомендации, направленные на предупреждение недобросовестного
поведения, или же, в случае недостаточности таких мер, выступить в качестве
инициатора внесения изменений в нормативные правовые акты.
Во втором параграфе «Процесс осуществления надзора за некредитными
финансовыми организациями» раскрывается порядок установления режима
надзора за некредитными финансовыми организациями, приводится перечень
надзорных процедур и анализируется порядок проведения отдельных надзорных
мероприятий.
Режим надзора определяет порядок осуществления надзорных мероприятий
с заданной периодичностью, интенсивностью и концентрацией на выявленных
рисках деятельности НФО. Режим надзора за НФО устанавливается в зависимости:
1) от отнесения НФО к одной из категорий по критериям «размер и
значимость»: крупные, средние и малые. Категория позволяет определить степень
воздействия НФО на финансовую систему в целом, конкретный финансовый
сектор и (или) потребителей финансовых услуг. Как правило, основными
критериями отнесения НФО к одной из категорий «размер и значимость» являются
объем операций (сделок), объем активов (обязательств), количество и виды лиц, с
которыми заключен договор на оказание финансовых услуг. К таким лицам
относятся, например, клиенты, депоненты, застрахованные лица и т.д.
При необходимости могут быть предусмотрены дополнительные критерии.
Методика категоризации устанавливается департаментами Банка России, она
включает в себя критерии отнесения НФО к той или иной категории,
периодичность и условия пересмотра категории 11;
2) риск-профиля НФО, который в соответствии со Стандартом надзорной
деятельности в отношении НФО определяется как описание или матрица основных
рисков, с которыми сталкиваются НФО, с указанием уровня влияния (например,
высокий, средний, низкий) и вероятности наступления событий. По результатам
П. 5.2 Стандарта надзорной деятельности в отношении НФО. Утвержден приказом
Банка России от 29.12.2017 № ОД-3768 (в редакции от 19.10.2020 ОД-1695) // Документ
официально не опубликован.
проведенной оценки может быть установлен «зеленый», «желтый», «оранжевый»
или «красный» риск-профиль12.
Непосредственнонадзоросуществляетсяпрофильныминадзорными
подразделениями путем выполнения надзорных процедур, т.е. мероприятий
участников надзорного процесса, которые предпринимаются в целях защиты прав
и законных интересов клиентов, инвесторов и иных заинтересованных лиц,
связанных с НФО, а также осуществляются в качестве меры реагирования на
выявленные риски, факты нарушений в деятельности НФО и надзорные факты 13.
В отношении надзорных фактов следует особо подчеркнуть, что они не
являются нарушением законодательства или подзаконных нормативных правовых
актов со стороны некредитных финансовых организаций. Надзорный факт — это
сведения о возможном нарушении законодательства и (или) подзаконных
нормативных актов (или же о недостатке в деятельности НФО), требующие
дополнительных мероприятий (сбора информации и ее анализа), на основании
которых в дальнейшем будет сформирован вывод участников надзорного процесса
о наличии или об отсутствии нарушения (недостатка в деятельности НФО) 14.
В процессе осуществления надзора за деятельностью НФО профильные
надзорныеподразделенияприменяюттакиенадзорныепроцедуры,как
установление и пересмотр риск-профиля и режима надзора, мониторинг
деятельности НФО, дополнительные надзорные мероприятия, инициирование
мероприятий превентивного поведенческого надзора, инициирование проверки,
участие в ее организации и проведении, а также рассмотрение результатов
проверки, применение и контроль исполнения мер надзорного реагирования15.
В рамках каждой надзорной процедуры осуществляется комплекс надзорных
мероприятий.
П. 1.2 Стандарта надзорной деятельности в отношении НФО.
П. 4.1 Стандарта надзорной деятельности в отношении НФО.
П. 1.2 Стандарта надзорной деятельности в отношении НФО.
П. 4.2 Стандарта надзорной деятельности в отношении НФО.
Втретьемпараграфе«Меры(мероприятия),применяемые
(осуществляемые) Банком России в отношении некредитных финансовых
организаций» систематизируются меры надзорного реагирования, которые вправе
применить Центральный банк Российской Федерации к некредитным финансовым
организациям по результатам надзорных мероприятий.
Несогласованность положений секторальных законов до определенного
времени приводила к несинхронизированности практики применения мер
надзорного реагирования участниками надзорного процесса в отношении
различных видов некредитных финансовых организаций. Так, например, при
наличии одинаковых обстоятельств одному виду НФО могло быть направлено
предписание об устранении нарушения, в то время как к другому применялись
более строгие меры, в частности приостановление операций. Разные подходы к
применению мер надзорного реагирования сформировались и в разрезе
территориальныхучрежденийБанкаРоссии.В целяхформирования
единообразной практики применения мер надзорного реагирования Банком России
был принят ряд документов, в том числе Стандарт надзорной деятельности в
отношении НФО, Стандарт надзорной деятельности Банка России в сфере защиты
прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов 16,
Методические рекомендации по применению мер в отношении отдельных видов
поднадзорных Банку России организаций, а также иных лиц, допустивших
нарушения требований законодательства Российской Федерации по вопросам
допуска на финансовый рынок 17.
Исходя из анализа положений данных документов, можно выделить
следующие виды мер, применяемых в отношении некредитных финансовых
организаций:
1) мероприятия надзорного взаимодействия, осуществляемые с целью
предотвращения нарушения, обеспечения устранения выявленных нарушений
Утвержден приказом Банка России от 29.12.2018 № ОД-3430 // Документ официально
не опубликован.
Документ официально не опубликован.
и (или) указания на необходимость соблюдения требований законодательства РФ в
дальнейшей деятельности 18. К таким мероприятиям относятся организация встреч
(совещаний), направление электронных писем по электронной почте, телефонные
звонки и т.д.;
2) меры принуждения — действия, которые применяются к поднадзорным
организациям в целях восстановления законности, обеспечения прав и законных
интересов потребителей финансовых услуг, инвесторов и иных лиц, а также
обеспеченияустойчивостифинансовогорынка.К мерампринуждения,
применяемым в отношении НФО, относятся:
— меры предупреждения, пресечения и правовосстановительные меры — в
соответствии с отдельными секторальными законами;
— меры ответственности — согласно КоАП РФ.
Авторобращаетвниманиенато,чтопроцедурапривлеченияк
административнойответственностиболееформализованавсравнениис
процедурой применения иных мер надзорного реагирования, что не всегда служит
интересам как Банка России, так и некредитных финансовых организаций. Для
решения обозначенной проблемы предлагается более широкое использование
института соглашения с регулятором.
П. 2.1.1 Методических рекомендаций по применению мер в отношении отдельных
видов поднадзорных Банку России организаций, а также иных лиц, допустивших нарушения
требований законодательства Российской Федерации по вопросам допуска на финансовый
рынок.
Актуальность темы исследования. Финансовый рынок — важнейшее
звено современной экономики. С одной стороны, финансовый рынок предлагает
инструменты, с помощью которых потребители финансовых услуг могут
сохранить и преумножить свои сбережения, способствуя тем самым
экономическому росту, с другой — указанные инструменты используются
хозяйствующими субъектами в целях управления рисками. Кроме того, как
отмечает Банк России, «финансовый рынок вносит вклад в рост ВВП, создает
новые рабочие места, предъявляет спрос на инновации, является значимым
источником пополнения государственного бюджета»1. Не следует забывать и о
том, что российский финансовый рынок, участвуя в трансграничном
перемещении капиталов, неотъемлемо связан с глобальным финансовым рынком.
Сказанное предопределяет необходимость регулирования и осуществления
контроля (надзора) на финансовом рынке со стороны государства в целях
обеспечения его стабильности (бесперебойного функционирования) и развития.
Особым субъектом финансового рынка являются некредитные финансовые
организации — лица, оказывающие на профессиональной основе финансовые
услуги в рамках различных секторов финансового рынка, включая
профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые организации,
управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда
и негосударственного пенсионного фонда, специализированных депозитариев
инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного
пенсионного фонда, организаторов торгов, репозитариев, жилищные
кооперативы, операторов финансовых платформ, а также ряд иных субъектов.
В силу того что каждый вид некредитных финансовых организаций оказывает
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на
2022 год и период 2023 и 2024 годов (проект от 19.11.2021). С. 10 // URL:
https://www.cbr.ru/Content/Document/File/130953/onrfr_project_2021-11-19.PDF (дата обращения:
20.11.2021).
специфические, отличающиеся друг от друга виды финансовых услуг, перед
государством стоит сложная задача — с одной стороны, обеспечить применение
(там, где это возможно) единого, унифицированного подхода к регулированию и
надзору за деятельностью всех некредитных финансовых организаций, с
другой — учитывать своеобразие каждого вида финансовых услуг и бизнес-
моделей отдельных видов некредитных финансовых организаций, дифференцируя
требования, предъявляемые к указанным субъектам. К сожалению, приходится
констатировать, что российское законодательство не до конца преодолело
секторальный подход, в рамках которого каждый сегмент финансового рынка
регулируется отдельным законом.
Осуществление эффективного контроля и надзора за деятельностью
некредитных финансовых организаций является неотъемлемым условием
обеспечения стабильности и развития финансового рынка, защиты прав и
законных интересов потребителей финансовых услуг. В то же время многие
происходящие в системе надзора за деятельностью некредитных финансовых
организаций процессы, в частности внедрение макропруденциального и
поведенческого надзора, пропорционального (соразмерного, селективного)
регулирования, применение профессионального (мотивированного) суждения, до
сих пор не получили должного осмысления в науке финансового права. Требует
своего практического решения и проблема перехода к модели регулирования
участников финансового рынка по видам осуществляемой ими деятельности. Всё
это в конечном итоге и обусловило необходимость научного исследования темы
настоящей диссертации.
Степень научной разработанности. На сегодняшний день в российской
науке финансового права можно встретить не так много работ, посвященных
вопросам правового регулирования финансового контроля за деятельностью
некредитных финансовых организаций. В первую очередь необходимо выделить
докторскую диссертацию А. Г. Гузнова2, в которой автор на основе комплексного
Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской
Федерации : дис. … д-ра юрид. наук. М., 2016. 493 с.
подхода проанализировал понятие и систему финансового рынка; отразил
особенности правового статуса субъектов данного рынка, в том числе
некредитных финансовых организаций; определил цели, задачи и принципы
правового регулирования на финансовом рынке; исследовал систему финансово-
правового регулирования контроля и надзора на финансовом рынке, а также
раскрыл меры воздействия, применяемые Банком России к финансовым
организациям. Однако за прошедшее с момента защиты данной работы время
правовое регулирование финансового контроля и надзора за деятельностью
некредитных финансовых организаций претерпело существенные изменения. Так,
была принята инструкция Банка России от 15.01.2020 № 202-И «О порядке
проведения Банком России проверок поднадзорных лиц»3, унифицировавшая
подходы к проведению проверок кредитных и некредитных финансовых
организаций. Банком России был принят целый ряд достаточно успешных мер по
обеспечению единства правоприменительной практики при осуществлении
мониторинга за деятельностью некредитных организаций, оценки их рисков,
применения (осуществления) мер (мероприятий) надзорного реагирования.
Чаще всего имеющиеся диссертационные работы сосредотачиваются на
рассмотрении отдельных видов некредитных финансовых организаций — как
правило, профессиональных участников рынка ценных бумаг 4 и субъектов
страхового дела5. Однако такой подход, во-первых, не в полной мере
соответствует потребностям как финансово-правовой науки, так и
правоприменительной практики (некредитные финансовые организации должны
Вестник Банка России. 2020. № 32.
См.: Бурова Д. В. Финансово-правовое регулирование деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг в Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. М., 2012.
198 с. ; Авакян А. Р. Правовое регулирование финансового контроля рынка ценных бумаг в
Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. 24 с.
См.: Занин А. С. Финансово-правовое регулирование деятельности субъектов
страхового рынка Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. М., 2020. 164 с. ;
Косоногова С. В. Финансово-правовое регулирование организаций страхования в Российской
Федерации : дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 222 с. ; Рыбкова А. Ю. Организация
страхового дела и страхового надзора в Российской Федерации как объекты финансово-
правового регулирования : дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2019. 259 с.
быть восприняты в качестве особой категории субъектов финансовых
правоотношений) и, во-вторых, оставляет за пределами научного внимания
подавляющее большинство некредитных финансовых организаций.
Объектом исследования выступает совокупность общественных
отношений, складывающихся в процессе осуществления финансового контроля за
деятельностью некредитных финансовых организаций.
Предметом диссертации являются российские законы и подзаконные
нормативные правовые акты Банка России, регулирующие деятельность
некредитных финансовых организаций и порядок осуществления надзора за ней,
документы ведущих международных организаций в сфере финансового рынка
(Совета по финансовой стабильности (FSB), ОЭСР (OECD), ФАТФ (FATF), Банка
международных расчетов (BIS), Международной организации комиссий по
ценным бумагам (IOSCO), Международной ассоциации органов страхового
надзора (IAIS)), материалы правоприменительной практики, судебные акты,
статистика, научная и учебная литература российских и иностранных авторов.
Цель диссертации заключается в выявлении особенностей правового
регулирования финансового контроля за деятельностью некредитных финансовых
организаций в Российской Федерации, его влияния на обеспечение стабильности
и развития финансового рынка, защиту прав и законных интересов потребителей
финансовых услуг, в формулировании на этой основе научно обоснованных
предложений по совершенствованию финансового законодательства и практики
его применения в исследуемой области.
Для достижения указанной цели были поставлены и решались следующие
задачи:
— изучить понятие и содержание такой финансово-правовой категории, как
финансовый рынок;
— исследовать место некредитных финансовых организаций в системе
субъектов финансовых правоотношений;
— определить роль Банка России в регулировании финансового рынка в
Публикации автора в научных журналах
- 12.00.14 Административное право, административный процесс
- 03.00.00 Биологические науки
- 12.00.03 Гражданское право предпринимательское право семейное право, международное частное право
- 12.00.06 Земельное право, природоресурсное право, экологическое право, аграрное право
- 12.00.13 Информационное право
- 07.00.00 Исторические науки и археология
- 12.00.02 Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!