Содержание главы
Как готовиться к дипломному исследованию?
Подготовительный этап закладывает основу для работы: выбор темы и научного руководителя определяется не только интересами студента, но и методическими рекомендациями вуза. Кроме того, важно понимать, что темы дипломных работ обладают разным потенциалом.
Важно выбрать такую тему, в которой может быть реализовано содержательное эмпирическое исследование. Тема должна отличаться новизной, быть актуальной, научный поиск должен быть связан с поиском еще не исследованных проблем.
Выбор научного руководителя тоже должен быть не случаен.
Самое главное: научный руководитель должен быть специалистом в предметной области темы дипломной работы.
После выбора темы студент должен определить основные содержательные моменты: о чем он будет писать (тема, ключевые слова), что и где будет описываться (разделы и подпункты), на каком примере и в каких границах (объект и предмет), как он будет проводить исследование (цель, задачи и методы).
На подготовительном этапе студент формирует предварительный план и программу исследования, подбирает инструментарий. План исследования определяет логику основных шагов, которые студенту нужно сделать, чтобы получить недостающую информацию о предмете изучения. Инструменты должны соответствовать теме, помогать ее изучению.
Почему важно соблюдать этапы исследования в дипломной работе?
Этапы исследования в дипломной работе связаны с накоплением конкретной информации относительно интересующей студента сферы деятельности.
После сбора данных необходимо определиться с особенностями изучаемого процесса. Необходимо правильно аргументировать практическую значимость своей работы.
Основные этапы исследования
Этапы исследования определяются не только требованиями вуза, но и темой. Многое зависит от той проблемы, которую студент планирует решить в рамках своей дипломной работы. Тем не менее, есть универсальные этапы, соблюдение которых позволит достигнуть качественного результата:
- подготовительный этап (создание программы исследования);
- этап сбора данных для эмпирического исследования;
- этап анализа и интерпретации результатов;
- этап формулирования выводов.
Подготовительный этап исследования
Характеризуется составлением плана:
- определить проблему исследования – какой аспект в теме еще не нашел своего практического решения;
- выявить объект исследования – ту область действительности, которая содержит определенные противоречия (т.е. является носителем проблемной ситуации) и на которую направлен процесс познания;
- выявить предмет исследования – свойства, стороны, особенности объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению;
- обозначить цели исследования – планируемый конечный результат исследования;
- определить задачи исследования – необходимые средства реализации поставленной цели;
- выдвинуть гипотезы – предположения о состоянии объекта, о структуре связей между составляющими его элементами. В процессе исследования гипотеза может подтвердиться, а может быть опровергнута;
- интерпретировать понятия – уточнить смысл понятий, составляющих основу исследования;
- определить перечень методов.
Этап сбора данных для эмпирической части
Процесс сбора данных подразумевает изучение студентом объекта и его характеристик. Полученные данные являются главным материалом для проверки гипотезы и решения намеченных проблем.
В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут быть:
- соотношениями между частями объекта,
- зависимостями состояний объекта от внешних факторов, временных, информационных параметров объекта.
Совокупность таких сведений называется данными об объекте, которые необходимы для проведения дальнейшего анализа.
Этап обработки результатов исследования
После сбора данных студент должен обработать полученные данные и сделать выводы. Именно эти выводы станут основой для практической части, в которой студент будет разрабатывать предложения и рекомендации.
Корректность выводов – часть обоснования предложений и рекомендаций.
При обработке результатов нужно использовать приемы визуализации: графики, диаграммы, таблицы. Это поможет выстроить зависимости и проследить нужные взаимосвязи.
Этап формулирования выводов
Исследование в дипломной работе должно завершаться выводом. В выводе должна прослеживаться работа с гипотезой и осуществляться выявление направлений для решения поставленных проблем.
Также выводы должны быть согласованы с целью и задачами, поставленными на первом этапе исследования. В выводе нужно дать оценку полученным результатам с точки зрения практической значимости.
Примеры и образцы
Ответы на вопросы
Начало работы над дипломом заключается в выборе темы и определении научного руководителя, что зависит от личных предпочтений студента и рекомендаций учебного заведения. Важность выбора заключается в нахождении темы, подходящей для глубокого исследования, и научного руководителя с соответствующей специализацией.
Структурированный подход к исследованию позволяет эффективно собирать и анализировать информацию, способствует качественному изучению предмета и обоснованию значимости работы.
В процессе исследования выделяются следующие ключевые шаги: начальный этап с формированием исследовательской программы; сбор необходимых данных; их последующий анализ и интерпретация; и, наконец, подведение итогов через формулировку выводов.