ЭкспертМиК / Статьи / / / Как написать отчет по практике пошагово?

Как написать отчет по практике пошагово?

В избранное

Содержание главы

  1. Какие бывают отчеты о результатах прохождения практики?
  2. Структура отчета по практике
  3.  Как сделать введение в отчете по практике?
  4. Как написать основную часть отчета по практике?
  5. Как написать заключение отчета о пройденной практике студента?
  6.  Советы, как правильно написать отчет по практике
  7.  Ответы на вопросы

Какие бывают отчеты о результатах прохождения практики?

За время обучения студенты как минимум три раза проходят практику – и вид стажировки определяет, как должен выглядеть отчет по практике. Различают следующие формы стажировок:

  • Ознакомительная (учебная) практика. Проводится после первого курса. Сама практика обычно несложная – первокурсникам еще не доверяют самостоятельно (даже под контролем руководителя) что-то сделать. Чаще всего заключается или в выполнении рутинной неквалифицированной работы, или в экскурсиях по предприятиям, связанным с будущей работой. Именно после этой практики студент узнает, как вообще выглядит отчет по практике.
  • Производственная практика. Эта стажировка проводится после 3 (реже – после 2) курса. Студенты уже обладают некоторыми знаниями и умениями, поэтому могут быть привлечены к вспомогательным работам. Некоторые специальности позволяют после прохождения такой практики получить промежуточную квалификацию: так, студенты медицинских вузов могут после 3 курса сдать экзамен на уровень среднего медицинского персонала (получить сертификат медсестры). Отчет о прохождении профессиональной практики должен содержать сведения о том, чем занимался сам студент.
  • Преддипломная практика. Эта практика нужна, чтобы собрать материал для выпускной квалификационной работы. Соответственно, писать отчет по практике студенту нужно, ориентируясь на будущий диплом. Образец отчета по преддипломной практике обычно включает как общую характеристику предприятия, так и раздел, посвященный непосредственно теме диплома.

Структура отчета по практике

Отчет практиканта о прохождении практики по своей структуре подобен любой учебной работе:

  1. Титульный лист. Указываются сведения о вышестоящей организации (для большинства вузов с 2018 года она называется «Министерство науки и высшего образования Российской Федерации», исключение составляют отраслевые вузы: для сельскохозяйственной академии таковой может быть Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, а для медицинского университета – Министерство здравоохранения Российской Федерации), о самом вузе, тип документа, данные студента и руководителей практики – от вуза и от предприятия, город и год написания отчета.
  2. Содержание, в котором перечисляются все имеющиеся в отчете по практике разделы с указанием страниц.
  3. Введение.
  4. Основная часть отчета, включающая несколько разделов (их количество зависит от требований кафедры).
  5. Заключение.
  6. Список использованных источников (библиографические записи оформляются по ГОСТу).
  7. Приложения.

 Как сделать введение в отчете по практике?

Отчет по практике, как и другие студенческие работы, содержит введение и заключение.

Введение в целом напоминает введение к реферату или курсовой, но отражает специфику вида работы:

  • Актуальность. Здесь можно написать как об актуальности конкретной темы (тема обязательно есть у преддипломной практики, но может быть и у других разновидностей), так и о роли прохождения практики для студента в общем. Можно обосновать, почему полезно проходить практику именно на том предприятии, которое было выбрано (оно достаточно крупное, инновационное, играет важную роль в экономике страны).
  • Цель работы – получить практические навыки, углубить теоретические знания.
  • Задачи работы пишутся в соответствии с планом отчета (каждый раздел – отдельная задача, например: «Дать финансово-экономическую характеристику предприятия», «Рассмотреть нормативно-правовую базу организации кадрового делопроизводства»).
  • Объект исследования – предприятие, на котором студент проходит практику, предмет исследования – тот аспект деятельности предприятия, который подвергается изучению (зависит от специальности, по которой студент обучается).

Как написать основную часть отчета по практике?

Содержание основной части отчета по практике зависит от того, какой вид практики проходился, где она была проведена, чем именно занимался студент.

Обычно отчет по практике делится на три части, причем идет переход от общего к частному.

Таким образом, в основной части отчета обязательно должно быть описание базы практики (может включать историю, структуру, текущее состояние), а также деятельности, в которой студент так или иначе (хотя бы в роли созерцателя) принимал участие. Текст может дополняться таблицами, схемами, графиками. 

Рисунок 1. Пример оформления рисунка в отчете по практике

Как написать заключение отчета о пройденной практике студента?

В заключении студент делает выводы о всей пройденной практике. Сюда выносятся основные результаты анализа, проведенного в рамках отчета, в том порядке, как следуют разделы.

В этом пункте собираются все выводы по главам – но просто скопировать их не совсем корректно, лучше переписать другими словами.

Рисунок 2. Пример оформления заключения в отчете по практике

Кроме выводов по анализу (описания отрасли, базы практики, отдела), студент может в заключении разместить свои впечатления – была ли практика полезна в его профессиональном становлении, что нового он почерпнул за прошедшее время.

Возможно и небольшое количество конструктивной критики – что стоило бы изменить в процедуре прохождения стажировки, чтобы она стала более полезной как для практикантов, так и для самого предприятия.

Если студент увидел какие-то возможности для совершенствования работы отдела, про это тоже можно написать (в преддипломной практики такие замечания могут заложить основу главы с разработкой путей повышения эффективности работы предприятия). Следует избегать неаргументированных высказываний.

 Советы, как правильно написать отчет по практике

Примеры отчетов по практике можно легко найти в Интернете, но относиться к ним надо критически. Не всегда преподаватели внимательно читают то, что им сдают, поэтому выложенные отчеты (даже если их когда-то приняли) могут быть написаны слабо и демонстрировать некомпетентность автора.

Многие отчеты выложены более 10 лет назад и просто устарели, перестали отвечать действительности и требованиям к оформлению. Скачанный пример написания отчета по практике должен быть именно примером, по которому вы опишете свое предприятие, а не основой вашей работы.

Для того, чтобы было легче писать отчет по окончании практики, не пренебрегайте заметками по ходу прохождения практики. Записывайте основные дела, которые вам поручали.

Попросите на предприятии материалы – наряду с формальными документами (бухгалтерская отчетность, устав) Вам могут пригодиться разнообразные презентации, публикации, методические разработки, инструкции (формальные и неформальные).

На больших заводах и в холдингах могут быть целые книги, выпуск которых был приурочен к юбилею компании.

 Ответы на вопросы

Существуют три основных вида практики: ознакомительная (учебная), производственная и преддипломная. Ознакомительная проводится после первого курса и носит вводный характер. Производственная проходит после 2 или 3 курса и предполагает выполнение вспомогательных работ. Преддипломная практика нужна для сбора материалов к дипломной работе и написания отчета, ориентированного на выпускную квалификационную работу.

Структура отчета включает титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Введение включает обоснование актуальности темы, цель практики (получение практических навыков и углубление теоретических знаний), задачи (описание каждой задачи по разделам отчета), объект и предмет исследования.

Обновлено5 ноября 2024
👈 ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Как оформляется отчет по практике? Отчет по практике – это структурированный документ, ...
Читать